Борис Вишневский сообщил - Питерский парламент дружно (35 – за, 5 – против) решил сделать праздником 14 июня – «день прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского». Оценивать его церковную деятельность не буду – это дело РПЦ. Но как общественный деятель (а нам предлагалось ввести в городе светский праздник) о.Иоанн имел, мягко говоря, противоречивую репутацию. Очень мягко говоря.
Он оскорблял Льва Толстого, и молился о его смерти («Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Которую он похулил ужасно и хулит. Возьми его с земли — этот труп зловонный, гордостию своею посмрадивший всю землю. Аминь»).
Он был членом черносотенно-погромного «Союза русского народа», и сперва осудил еврейский погром в Кишиневе в апреле 1903 года, а потом написал примечательное письмо:
Письмо 33
Моим возлюбленным во Христе Боге братьям кишеневским христианам.
Из последующих (за первыми) газетных известий о кишеневском погроме, я достоверно убедился, что евреи сами были причиною того убийства, увечий и убийств, которые ознаменовали 6 и 7 числа апреля. Уверился я, что христиане, в конце концов, остались обиженными, а евреи за понесенные убытки и увечья сугубо награжденными от своих и чужих собратий. Это я знаю и из частных писем, писанных мне самыми искренними, давно живущими в Кишеневе и основательно знающими дело людьми. А потому взываю к христианам кишиневским: простите исключительно только к вам обращенную мною укоризну в совершившихся безобразиях. Теперь я убежден из писем очевидцев, что нельзя обвинять одних христиан, вызванных на беспорядки евреями, и что в погроме виноваты преимущественно сами евреи.
Кронштадтский протоиерей Иоанн Сергиев,
23 мая 1903 г. Кронштадт.
Печатается по: Котлин. 1903. № 119. 29 мая.
Впервые: газ. «Знамя»
Резюмируем: сегодня, когда путинские сторонники (все, как один, радетели за русскую культуру) поголовно стали еще и непреклонными борцами с антисемитизмом и фашизмом на Украине – они же объявляют праздник имени человека, который травил гордость русской литературы и русской культуры – великого писателя Льва Толстого, и заявлял, что евреи сами виноваты в погроме.
На «яблочников», которые выступили против (блестящую речь произнес мой друг и коллега Александр Кобринский) обрушились потоки бреда.
Сперва Милонов возопил с трибуны "Их неолиберальной традиции две тысячи лет с тех пор, как они распяли Христа!". Вообще-то, когда Христа распинали, либералов еще не было. Неолибералов – тем более.
Потом вышел Кривенченко и разразился проклятиями: «Когда вы поднимаете свои бесовские голоса против святых русских людей…».
В который раз захотелось вызвать дежурную бригаду психиатров. И в который раз ее не было…
Впрочем, это не смешно. Это мерзко.
«Продолжается беззаконие, ежедневно фиксируются выходки национал-радикалов, антисемитов и прочих экстремистов. Реальные угрозы жизни и безопасности людей, повседневные случаи насилия, грубое и массовое нарушение прав человека, включая дискриминацию и преследование по признакам национальной принадлежности, языка и политических убеждений…».
Нет-нет, это не заявление на круглом столе российских правозащитных организаций. Это российский министр иностранных дел Сергей Лавров 20 марта выступает в Государственной Думе. Но отнюдь не с самокритикой – все это сказано про Украину. И, что стало «традицией» как для российских дипломатов, так и для кремлевских пропагандистов - без попыток привести конкретные факты, подтверждающие столь сильные утверждения. Но зачем? Куда проще выходить на широкий уровень обобщений: в заявлении российского МИДа украинская революция уже была названа «неонацистским путчем»….
Не лучше ли оборотиться на себя? Тут-то за фактами «грубого и массового нарушения прав человека», «преследования по признакам национальной принадлежности и политических убеждений», «выходок национал-радикалов и антисемитов» дело не станет. Тысячи нападений российских радикальных националистов на тех, кто имеет другой разрез глаз или цвет кожи, нередко – с человеческими жертвами. Погромы, происходящие по «национальным признакам», после которых (в отличие от мирных митингов оппозиции, погромщики не несут никакой ответственности). «Русские марши», на которых открыто призывают к преследованию «инородцев» и несут черносотенные лозунги. Фашистская пресса, свободно продающаяся, в том числе, в Петербурге. Фашистские статьи, свободно публикующиеся, в том числе, в газетах, которые сейчас картинно возмущаются «украинскими фашистами». Ну, а преследование граждан по признакам их политических убеждений давно стало «фирменным знаком» путинского режима…
В последние дни картина заиграла новыми коричневыми красками.
И вот уже в речах «национального лидера» появились недоброй памяти выражения о «пятой колонне» (если кто забыл - лексика испанских фашистов) и «национал-предателях» (как обнаружил Айдер Муждабаев - из «Майн Кампф»).
И петербургский парламент делает официальным городским праздником день памяти Иоанна Кронштадского – почетного члена черносотенного «Союза русского народа», заявлявшего, что кишиневские евреи «сами виноваты в погроме». А не к ночи будь помянутый депутат вещает с трибуны, обличая возражавших против этого предложения «яблочников»: «их неолиберальной традиции две тысячи лет с тех пор, как они распяли Христа!».
И лозунг «Одна страна, один народ» уже поднят над пропутинским митингом.
«Происходит откровенное натравливание большинства граждан на меньшинство. Иметь собственное мнение становится преступлением и предательством. Люди, которые находились в нормальных человеческих отношениях, вдруг демонстрируют жуткий оскал, плюются слюной, их глаза наливаются кровью, и ненависть захлёстывает всё. Это самая питательная среда для фашизма», - констатирует мой друг и коллега по петербургскому парламенту, профессор Александр Кобринский.
Что составляло в свое время фашистскую идеологию? Ненависть к Западу, к либералам, к олигархам, евреям...
Что из этого мы не видим сегодня в своей стране?
Ах, как гениально все предугадали полвека назад братья Стругацкие!
В Федерации еврейских общин России (ФЕОР) увидели «набор распространенных антисемитских стереотипов» в выступлении депутата Санкт-Петербурга Виталия Милонова.
«В словах депутата еврейская община России усматривает набор распространенных антисемитских стереотипов, начиная с традиционных обвинений в распятии Христа и заканчивая скрытым намеком на еврейство современных российских «неолиберальных» политиков», - говорится в заявлении ФЕОР, которое приводит «Интерфакс».
19 марта Законодательное собрание Петербурга поддержало инициативу Виталия Милонова, предложившего отмечать 14 июня в Петербурге как день Святого Иоанна Кронштадтского.
На заседании Милонов подчеркнул, что Иоанн Кронштадтский «никогда не оставлял себе деньги, которые жертвовали богатые, и отдавал их бедным».
«Конечно, будут звучать и клеветнические высказывания неолибералов, - заявил также депутат. - Облить грязью любого святого, это у них в традиции в 2000 лет, начиная с призывов распять спасителя, заканчивая обвинениями святого праведного Иоанна Кронштадтского в антисемитизме. Это, конечно, полное вранье, современные неолиберальные фейки, имеющие глубокую серную историю сатанизма».
Против выступил, в частности, депутат от «Яблока» Александр Кобринский, напомнивший, что Иоанн Кронштадтский был одним из черносотенцев и активно участвовал в травле Льва Толстого.