Государство впервые признало готовность отказаться от хронически убыточных пригородных пассажирских перевозок. Как стало известно "Ъ", правительство одобрило концепцию Минэкономики по развитию пригородного сообщения, где поставлена под вопрос целесообразность существования электричек во всех регионах, кроме Москвы и Петербурга. Самыми проблемным субъектам предложено пересесть на автобусы.
Вчера на рабочем совещании у премьера Дмитрия Медведева, где обсуждалась долгосрочная модель организации пригородного сообщения, была одобрена концепция Минэкономики, рассказали "Ъ" источники в правительстве и ОАО РЖД. По их словам, документ предлагает сохранить за федеральным бюджетом субсидирование железнодорожной инфраструктуры, а за регионами — долгосрочный заказ на перевозку пассажиров и компенсацию убытков пригородных пассажирских компаний (ППК). Но при этом документ впервые закрепляет за регионами право вообще отказаться от пригородного сообщения. Один из собеседников "Ъ" отмечает, что Минэкономики предложило всем регионам, кроме Москвы и Петербурга, пересмотреть объемы заказов и инвестировать в наиболее эффективные виды сообщения, например автобусы.
По словам собеседника Ъ, знакомого с позицией Минэкономики, на Москву и Петербург приходится 50% всех пригородных перевозок в России, 70-80% расходов на них покрывается доходами от билетов, тогда как в других регионах — только 30-50%. В качестве примера приводятся Москва, Татарстан и Забайкалье: в двух первых регионах министерство считает необходимым развивать пригородные перевозки, тогда как в последнем — отказаться от них.
Пригородное сообщение хронически убыточно, в 2013 году оно было прибыльным только в Москве, Подмосковье, Петербурге и Адыгее. Остальные регионы должны компенсировать ППК разницу за установление тарифов ниже себестоимости, но им было выплачено только 50% от необходимой суммы — 7,7 млрд руб. На 2014 год субъекты заложили в бюджет 7,2 млрд из необходимых 16,8 млрд руб. Наименее платежеспособными являются Забайкалье, Вологодская, Владимирская, Ярославская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Тамбовская, Тверская области, а также Ставрополье, Чечня и Бурятия. С начала года ОАО РЖД уже отменило около 230 электричек. При этом ППК платят только 1% за пользование путями, остальное государство компенсирует ОАО РЖД в виде субсидий. Но при потребности в 32 млрд руб. в этом году монополия получит только 24,4 млрд руб. Предполагается, что сумма будет зафиксирована на 15 лет, но тогда электрички могут стать убыточными даже в Москве.
В Минэкономики подтвердили "Ъ", что подготовили концепцию развития пригородных перевозок. Источник "Ъ" в министерстве добавил: "У нас регионы привыкли не платить и считают, что это правильно, пусть тогда, если им вообще не нужны электрички, отказываются от них". Но прежде, чем субъект примет решение о ликвидации пригородных перевозок, ему предстоит согласовать это процедуру с Минтрансом. В Минтрансе на запрос "Ъ" не ответили. В ОАО РЖД не стали комментировать предложение Минэкономики, но заявили, что если регионы пользовались услугами пригородных перевозок, значит, они были им нужны. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича от комментариев отказалась, но источник, знакомый с позицией чиновника, сказал, что он поддержал концепцию Минэкономики.
Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий считает, что оптимизация пригородного сообщения неизбежна: есть ряд маршрутов, где автобусы дублируют пригородные поезда, и от последних ввиду убыточности можно отказаться. По его словам, некоторые регионы наверняка воспользуются полученным правом и откажутся от электричек. К тому же, добавляет эксперт, губернаторы некоторых регионов уже сообщали, что не нуждаются в пригородном сообщении.
http://kostya-moskowit.livejournal.com/2604168.html
Любопытно, что Минэкономики считает, что электрички в стране нужны только для двух столиц. А как же разрекламированные в Сочи "Ласточки"? Которые не только из аэропорта, но и вообще-то по линии Краснодар-Туапсе-Сочи-Адлер ходят вдоль моря, что снижает вредную нагрузку от выхлопов автотранспорта на экологию побережья? Забыли? Или тоже - дорого и не нужно?
<...>
По этой "концепции развития" будет развиваться автобусное пригородное сообщение, освобождая пути РЖД для экспорта необработанных реурсов - угля, нефти, руды. Автобусы будут стоять в пробках, зато грузовые составы теперь пойдут к границе круглосуточно, без задержек на пиковое движение электричек в транспортных узлах крупных городов. Так что для нашей ресурсной экономики это - развитие. А граждане - обойдутся.
<...>
Электрички приносят убытки, а автобусы приносят прибыль, налоги. В итоге региональная власть избавится от конкурента и получит возможность поднять тарифы, увеличивая прибыль и отчисления в местные бюджеты.
Многие задавались вопросом, что будет в Сочи с движением электропоездов после завершения Олимпиады. Еще до Олимпиады здесь были установлены фактически европейские интервалы движения поездов, например, на Красную Поляну ходило 2-3 поезда в час, в аэропорт Адлер - четко один поезд в час, а на общем для трех маршрутов участке Сочи-Адлер было фактически движение в режиме метро, каждые 5-10 минут. В дни самой Олимпиады движение было еще чаще.
А с сегодняшнего дня имеем вот такое расписание, согласно данным из Яндекс-расписаний:
Сочи-Адлер-Красная Поляна: 6:20, 11:20, 13:20, 15:20, 17:20. Остается 5 пар поездов в сутки, ж-д линия на Красную Поляну, на строительство которой затрачены миллиарды, фактически станет малодеятельной. Время покажет, будут ли востребованы эти поезда, думаю, этот объем перевозок прекрасно освоит автотранспорт, учитывая неудобное расположение станций в Красной Поляне, дальнейшая целесообразность ж-д перевозок здесь крайне сомнительна.
Сочи-Адлер-Олимпийский Парк: 7:40, 10:40, 13:40, 17:40, 20:40. Тоже 5 пар.
Сочи-Аэропорт Адлер - все поезда отменены
UPD: по последней информации на аэропорт осталось 9 пар в сутки, с 2-3-часовыми интервалами.
Причем, перевозчиком по всем направлениям, кроме Туапсе, является само РЖД, а не пригородная компания. Судя по всему, никакого договора с Краснодарским краем о компенсации убытков за данные поезда просто нет, видимо, они ездят за счет перекрестного субсидирования со всей остальной страны, чисто для престижа.
Напомню, что "Аэроэкспресс", в свое время организовавший движение Аэропорт Адлер-Сочи, ушел из региона в прошлом году, так и не договорившись с властями края о компенсации убытков.