От IGA
К Monk
Дата 31.01.2014 03:32:17
Рубрики Прочее; Ссылки; Тексты;

Православное мутантное кейнсианство

http://rabkor.ru/editorial/2014/01/23/keynesianism
Православное кейнсианство
Опубликовано: 23.01.2014 1 247

http://rabkor.ru/wp-content/uploads/2014/01/doc67f27dg0sn71650mjcbg_800_480.jpg


Рабочий на стройке православного храма © «Вечерняя Москва», Антон Гердо

Кейнсианство нынче в моде, несмотря на продолжающуюся гегемонию неолиберализма, о нём говорят везде: и в правительстве, и среди вполне благонадёжных экспертов, и в ВУЗах. Впрочем, о рецептах Джона Мейнарда Кейнса чаще говорят, чем им следуют. Но даже когда доходит до дела, всё выходит как-то не так. Внутренний спрос никак не хочет расти. Массы не только не успокаиваются — в них, напротив, накапливается глухая, тектоническая злоба. Инфраструктура не просто разваливается, а балансирует на грани коллапса. И дело не только и не столько в непоследовательности чиновников — если надо, то наши власть предержащие способны на самое дикое головотяпство. Проблема даже не в очевидном вырождении элит — что неизбежно при практически полном отсутствии социальных лифтов и их неспособности чётко, последовательно и оперативно проводить в жизнь свои же решения.

Всё гораздо интереснее — в руках наших чиновников, включая иерархов Русской Православной Церкви, кейнсианство мутировало в доселе невиданное чудище. Нетронутым остался только сам принцип государственного вмешательства в экономику посредством больших проектов. В эту логику вписывается и сочинская Олимпиада, и заброшенный проект трассы «Москва — Казань», и проект РПЦ по строительству двухсот новых церквей в Москве, и огромные денежные вложения в безопасность.

Надо сказать, что описанная мутация, вопреки школьному определению этого явления, не может считаться редким и случайным событием. Во-первых, подобную вариацию на тему старого доброго кейнсианства можно увидеть и в других странах. В США, например, те же мотивы можно обнаружить во всё возрастающих расходах на «борьбу с терроризмом», «тюремном бизнесе» и возвращении производств из стран Третьего мира. Во-вторых, такого рода меры не являются ни стихийными, ни случайными в ситуации кризиса неолиберализма. Напротив, они отлично с ним гармонизируются. Ведь строительство тюрем и церквей это как раз те два вида государственных инвестиций, на которые смотрят снисходительно даже самые либеральные экономисты.

Речь идёт, прежде всего, об удорожании рабочей силы. Наши читатели должны понять, что за этими абстрактными словами стоит очень конкретное и близкое каждому содержание. Просто потому, что рабочая сила — это мы с вами. И когда нас пытаются лишить тех или иных социальных благ, то это не по злобе, а просто потому, что вложения в здравоохранение, образование и прочие достижения социального государства повышают нашу с вами, простите за выражение, стоимость. Проще говоря, человека, имеющего за спиной гарантированное жильё, бесплатное образование и медицину, достойное пенсионное обеспечение, гораздо труднее заставить работать 14 часов в сутки без выходных, нежели того, кто всех этих благ лишён. Ничего личного, просто бизнес.

Соответственно, выбирая глобальные проекты, наша власть стремится сделать их по возможности бесполезными с социальной точки зрения и никак не связанными с какой-либо долгосрочной стратегией развития, зато максимально трудоёмкими. Такова одна из десятков причин того, что зимние Олимпийские игры пройдут именно в Сочи, хотя в России есть множество других мест, гораздо лучше приспособленных для проведения подобных мероприятий. А главное, тут есть полная гарантия, что после окончания Игр все эти объекты останутся совершенно бесполезными. Один раз привлечь мастеров зимних видов спорта в субтропики ещё как-то можно, но вот повторять то же самое постоянно, регулярно и в массовом масштабе, это вряд ли кому-то удастся.

То же можно сказать и о проекте строительства трассы «Москва — Казань». Будучи весьма удобным с точки зрения пиара, в плане социального эффекта он не выдерживает никакой критики. Хотя бы потому, что выделенные средства и кадры могли пойти на строительство и ремонт сотен небольших дорог, которые бы восстановили разорванные связи между многими регионами страны. В любом случае, такая скромная мера сделала бы гораздо больше для сохранения целостности страны, чем принятый недавно закон о борьбе с сепаратизмом.

Лучшим же образчиком мутантного кейнсианства является программа патриарха Кирилла по строительству 200 новых православных церквей в столице. Это конечно, не сорок сороков, но всё равно впечатляет. Посудите сами: и мощный пиар-эффект, и новые заказы строительным фирмам и промышленным предприятиям, и, самое главное, временная работа для тысяч людей, включая и квалифицированных специалистов — архитекторов, художников и ювелиров. Вместе с тем, положительный социальный и инфраструктурный эффект от проекта стремится к нулю — то есть, опять же, стоимость рабочей силы не вырастет.

Сам народ — даже его верующая часть — уже прозвал эти новые церкви гундяевками и отнесся к ним, мягко говоря, прохладно. Ведь в Москве и без этих двух сотен церквей весьма тесно. Более того, местные чиновники сослужили медвежью услугу церковным иерархам, отдав под строительство территории детских площадок, поликлиник и детских садов. И дело вовсе не в том что, если верить Домострою, бог не примет даров от неправедно нажитого добра. Не будет особым кощунством сказать, что многие иерархи церкви о боге и не задумываются, равно как и многие воцерковлённые граждане. Всё куда проще: наивные и чистые сердца детей так и запомнят — что бы им ни вдалбливали на уроках по Основам православной культуры, что бог это такой злой дядька, который отнял у них детскую площадку, садик, школу и поликлинику рядом с домом. Даже если смотреть на проблему с церковной точки зрения, было бы гораздо лучше направить ресурсы на содержание деревенских церквей в провинции и на реставрацию исторических зданий, на худой конец на подготовку квалифицированных кадров священнослужителей, способных хоть как-то вникать в интересы и заботы паствы.

Эта мера могла бы притормозить то классовое расслоение, которое уже давно идёт внутри церкви, напоминая нам о ситуации, сложившейся в Германии перед Крестьянской войной. Но если пойти по такому пути, где гарантия, что православные священнослужители не заразятся вирусом социального радикализма подобно их католическим коллегам в Латинской Америке? Нет, лучше построить две сотни больших зданий в столице, не задумываясь даже о том, будут у этих церквей прихожане или нет.

На смену короткому периоду «предвыборного кейнсианства», стабилизировавшего ненадолго ситуацию в стране, пришло «православное кейнсианство», призванное спасти и сохранить существующий режим. Вложения в экономику и в идеологию удивительным образом переплетаются, «духовные скрепы» и прочие традиционные ценности сами по себе становятся чем-то вроде новой отрасли экономики. Впрочем, такой ли уж новой? В благословенные времена Средневековья именно Церковь была по всей Европе крупнейшим феодалом и предпринимателем.

Но даже оптимистам во власти понятно, что проект не удастся — ровно по той причине, по которой освящение священником «колесницы» марки Лексус не спасёт её от аварии, особенно если водитель несётся по встречной со скоростью 200 километров в час.

Заметным исключением выглядят возросшие расходы на безопасность, но и здесь не обошлось без провала. Разросшейся армии правоохранителей недостаточно одного только повышения зарплаты — им эти деньги нужно тратить, в том числе и на своё здоровье, на жилье, на детские сады и школы для своих детей. А разваливая систему бесплатного образования и здравоохранения, наша власть не может защитить от тех же процессов и её платную часть. Просто потому, что соответствующие сферы жизни являются целостными системами, внутри которых существуют сложные взаимосвязи. Нельзя просто так оторвать от них кусок без риска деградации и полного распада. Профессиональные и образовательные сообщества представляют собой организмы, которые невозможно механически раздробить с помощью реформ. Вернее, делая это, реформаторы дезорганизуют их и подрывают их способность к воспроизводству. Если, например, вы разгромили бесплатное образование в медицинских вузах, то не удивляйтесь потом, что даже в дорогих клиниках лечить вас будут плохо.

Подобные взаимосвязи, очевидно, слишком сложны для понимания нашей элиты. Впрочем, для многих людей в высших эшелонах власти, включая и верхушку Церкви, эта деградация — как манна небесная. Ведь чем быстрее прогрессирует одичание, тем больше будет спрос на Дары волхвов, пояс Богородицы и прочие ценности. Правда, и тут всё не так однозначно. Ведь если процесс получит достаточный импульс, на определенном этапе средневековые христианские традиции начнут отступать под натиском ещё более архаичных ценностей в духе шаманизма и примитивной магии. Сможет ли православный священник выдержать на свободном рынке конкуренцию шамана, это ещё большой вопрос.

К тому же волна одичания распространяется по стране неравномерно. И если на одном полюсе мы наблюдаем рост мракобесия, то на другом растет скептицизм и недовольство. Этот дух сомнения не обходит стороной и государственные структуры. Полиция и мелкое чиновничество, которым скоро тоже станет негде лечиться и учить своих детей, вряд ли захотят отдать свои жизни за интересы этих апологетов реакции.

Вышедший недавно на свободу Дмитрий Рукавишников отметил ещё один важный нюанс — «Болотное дело» вели иногородние следователи, залогом лояльности которых было временное жильё в Москве. Если же посмотреть этажом ниже, то на птичьих правах находятся и живущие в общежитиях рядовые бойцы ОМОНа. То есть цепные псы режима оказываются такими же «лимитчиками», как и те несчастные люди без московской прописки, которых московские власти лишили мест в детских садах.

Джон Мейнард Кейнс получил известность как «спаситель капитализма», системы, которую он считал пускай и злом, но наименьшим из всех возможных. Но ему едва ли захотелось бы спасать современный российский капитализм — отсталый, реакционный, тянущий общество в болото нового Средневековья. И если те меры, которые Кейнс предложил в своё время правительству США, были действительно лекарством, существенно продлившим жизнь капитализму, то «православное кейнсианство» есть не более чем наркоз, призванный облегчить правящим неолибералам проведение второй волны приватизации. В любом случае, у нас есть повод для оптимизма уже потому, что наркоз был введён слишком поздно: пациент проснулся и, пусть весьма неуклюже, пытается двигаться сам.

От Artur
К IGA (31.01.2014 03:32:17)
Дата 01.02.2014 03:20:43

правильное название статьи - пропаганда протестантизма

ради светлого капиталистического будущего. как всегда наш певец капитализма на высоте

От IGA
К Artur (01.02.2014 03:20:43)
Дата 01.02.2014 03:58:34

это разоблачение православного капитализма (-)


От Artur
К IGA (01.02.2014 03:58:34)
Дата 01.02.2014 15:06:40

когда же вы выучите мат.часть? капитализм бывает только протестантский (-)


От IGA
К Artur (01.02.2014 15:06:40)
Дата 01.02.2014 20:24:55

капитализм бывает разнообразный. протестантский или православный (-)


От Artur
К IGA (01.02.2014 20:24:55)
Дата 01.02.2014 20:54:36

Вы поэт, завётесь Цветик - и от вас для всех приветик ? (ц)

слабый поэтический дар не заменит знание мат.части

От IGA
К Artur (01.02.2014 20:54:36)
Дата 01.02.2014 21:55:13

Re: Вы поэт,...

>слабый поэтический дар не заменит знание мат.части

Матчасть я знаю, а Вы нет:
http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/334685.htm

http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/334843.htm

От Artur
К IGA (01.02.2014 21:55:13)
Дата 02.02.2014 16:20:13

"Общепринятая трактовка Вебера ошибочна"(ц) - эта пять!

вы хотя бы научитесь грамотным языком излагать свои мысли. Пока такие заявления оставляют впечатление клоунады

Вообще способность человека думать прямо проявляется в построении его фраз

вы примерно написали, "холодная вода горяча". в науке общепринятость означает истинность


>>слабый поэтический дар не заменит знание мат.части
>
>Матчасть я знаю, а Вы нет:
>
http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/334685.htm

да нет уж, там нет ничего опровергающего доктрину М.Вебера. В лучшем случае это тянет на частные уточнения - вы бы это поняли, если бы читали работу М.Вебера.

и перестаньте смешить людей своими неграмотными заявлениями - капитализм без промышленного производства не бывает
Следовательно не мог в Северной Италии зародится капитализм, а вот финансовый инструментарий капитализма и некоторые элиты там могли зародиться вполне

> http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/334843.htm

отношение к ссудному проценту выраженно в тексте Библии и в нормативных трактовках, принятых на Вселенских Собарах - столько вам говорят об этом, а вы всё равно какую ту ересь пытаетесь выдать за отношение религии к этому

Это примерно то же самое, что и по Власову судить о отношении военных к СССР и вообще к советской армии

От IGA
К Artur (02.02.2014 16:20:13)
Дата 03.02.2014 04:22:48

Вебер и РПЦ

>>
http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/334685.htm
> да нет уж, там нет ничего опровергающего доктрину М.Вебера.

Могу ещё Оссовской процитировать:

О значении Возрождения для формирования буржуазной этики уже говорилось. Это подчеркивалось целым рядом авторов, а Зомбарт даже прямо рассматривает Л. Б. Альберти как предшественника Б. Франклина, что в свою очередь горячо оспаривает Вебер. Мы не останавливаемся здесь подробнее на этом вопросе, ему посвящена отдельная глава нашей работы. Те, кто говорит о «духе капитализма» в Венеции и Флоренции XV века, а также в Южной Германии и Фландрии той же эпохи, подрывают, разумеется, не только тезис Вебера о связи духа капитализма с пуританизмом, но также — поскольку все перечисленные страны были католическими — его убеждение в экономической инертности католиков.

> В лучшем случае это тянет на частные уточнения - вы бы это поняли, если бы читали работу М.Вебера.

Я её читал, разумеется. А вот Вы Оссовскую не читали.

Выводы. Мы подробнее остановились на возражениях против тезисов Вебера не только потому, что истинность или ложность его заключений непосредственно интересует нас в связи с нашей главной темой, но и потому, что эта дискуссия показывает, с какими трудностями сталкивается в столь сложных вопросах любая попытка синтеза. Анализ утверждений Вебера приводит нас к следующим выводам:

1. Мы не придаем большого значения первому («психологическому») тезису о связи «духа капитализма» с пуританской этикой. Тут трудно с определенностью высказаться за или против: как указывалось, тезис этот неясно сформулирован и не совсем понятно, какие именно два явления признаются здесь сходными или взаимозависимыми.

2. Второй тезис в его конкретно-исторической формулировке (то есть: учения, проповедовавшиеся пуританскими сектами, способствовали обогащению в определенных странах и в определенную эпоху) не вызывает сомнений. Как заметил К. Маркс, протестантизм способствовал развитию капитализма уже потому, что отменил многочисленные праздники.

3. Иначе обстоит дело с тем же тезисом, возведенным в ранг общей закономерности, он требует дальнейшего глубокого анализа. Зато убеждение Вебера, что благодаря пуританизму формируется новый этический стиль, получивший широкое распространение, кажется мне, несмотря на возражения критиков, справедливым. К этому вопросу я еще вернусь в главе о вызывающей большие споры фигуре Л. Б. Альберти. К верным наблюдениям Вебера я отношу, наконец, подчеркивание роли сект в ослаблении цеховой солидарности и расчистке пути для экономического индивидуализма с его беспощадной конкуренцией. Глубокие перемены, происшедшие в Англии с того времени, когда Дефо считал чуть ли не преступлением продавать свой товар дешевле других купцов, действительно могут, по-видимому, объясняться также и деятельностью сект.

Вебер, напомним, утверждал, что отношения между базисом и идеологической надстройкой (то есть в данном случае между капитализмом и пуританской этикой) складывались по-разному: в Пенсильвании наставления Франклина опережали развитие капитализма, в Италии существовал капитализм без адекватной ему идеологии и даже идущий вразрез с господствующей идеологией. Во Флоренции XIV и XV веков прокапиталистические установки Франклина были бы всецело осуждены; это, по мнению Вебера, говорит против тезиса, будто пуританская этика была порождением капитализма.

Относительно первого возражения Вебера сторонник исторического материализма ответит, что Франклин мог привезти свою идеологию из Англии, где в то время, то есть в начале XVIII века, капитализм бурно развивался. Возможность отставания базиса по отношению к импортированной идеологии констатирует Маркс. Немцы, пишет он в работе «К критике гегелевской философии права», были философскими современниками «нынешнего века, не будучи его историческими современниками» Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 419.. Если же речь идет о католическом флорентийском капитализме, то существовавшее тогда убеждение, что можно, разбогатев, очистить совесть подаянием, — тоже идеология (чего Вебер не учитывает), хотя и не та, которую позднее предложит пуританизм буржуа-предпринимателям. Мы, разумеется, сознаем, что этот ответ оставляет невыясненным, почему итальянский капитализм создал для себя именно такую надстройку, тогда как английский капитализм несколько столетий спустя провозглашал взгляды, неприемлемые для флорентийцев.

4. Выводя из пуританского учения о предопределении стремление к обогащению (которое в свою очередь выдвигало комплекс буржуазных добродетелей как добродетелей, полезных для обогащения), Вебер утверждал, что здесь идеология носила первичный характер по отношению к экономической основе. Однако первое звено этого умозаключения крайне непрочно. Мы уже говорили, что вера в предопределение вовсе не обязательно должна побуждать верующего убеждаться в своей принадлежности к избранным при помощи критерия экономического успеха. А если так, то стремление к обогащению в качестве массового явления придется объяснять скорее экономическими условиями эпохи. Убедиться в своей предполагаемой принадлежности к избранным верующий мог бы и при помощи иных способов, чем экономическая активность; точно так же вера в предопределение не обязательна для пробуждения стремления к обогащению. Об этом свидетельствует как раз пример Франклина, у которого мы не нашли подобной веры ни в его автобиографии, ни в морализаторских сочинениях. И если эта вера была так существенна для кальвинизма, сомнительно, чтобы Франклин мог служить подходящей иллюстрацией влияния кальвинизма.

5. Переоценка Вебером роли религиозных сект в ущерб другим факторам (прежде всего экономическому) вызывалась его недостаточным вниманием к тому, как усваивались учения этих сект другими классами и в других условиях, чем это происходило в Англии или Соединенных Штатах XVII-XVIII веков. Если кальвинизм, усваивавшийся иными классами и в иных условиях, приводил к иным результатам, убеждение в особой роли религиозного фактора оказывается поколебленным.

6. Наконец, серьезным доводом против тезисов Вебера я считаю указание на историческую эволюцию пуританизма. Если пуританизм поначалу сопротивлялся капитализму и лишь затем начал уступать шаг за шагом, пока окончательно не благословил его, то эти уступки, надо думать, делались под давлением экономического развития, которое, следовательно, им предшествовало.


> и перестаньте смешить людей своими неграмотными заявлениями - капитализм без промышленного производства не бывает
> Следовательно не мог в Северной Италии зародится капитализм

Капитализм в Англии начался с шерстоткацкого производства.
С него же он начинался и в Северной Италии, а также с шелкоткацкого:

Кроме дома и земельного владения, с семьей связана еще bottega. Вряд ли можно перевести это слово на современный лад, как «магазин». Это скорее предприятие, в данном случае мастерская по выделке шерстяных или шелковых тканей. Аньоло особенно рекомендует производство этих двух товаров: занятие надежное, не слишком тяжелое, дающее работу множеству людей, а потому полезное. Семья, о которой пишет Альберти, занимается шерстоткачеством, в соответствии с тогдашней флорентийской традицией (центром шелкоткацкого производства Флоренция стала позже)
...
Как уже говорилось, дом вместе с хранящимся в нем имуществом, земельный участок и шерстоткацкое производство составляют экономическую основу семьи. Такое помещение капитала Альберти подробно обосновывает в беседе с сыновьями, которые на этот раз в виде исключения защищают мнение, отличное от отцовского, а именно: главное — деньги. Деньги, доказывают они, пружина всего. Тот, у кого они есть, может удовлетворить любые свои потребности и даже прихоти. А у кого нет денег, у того ничего нет.


Это тоже цитата Оссовской, которую Вы не читали.

>> http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/334843.htm
> отношение к ссудному проценту выраженно в тексте Библии и в нормативных трактовках, принятых на Вселенских Собарах

Библия и вселенские соборы - это явление глубокой истории, а у меня вопрос именно про нынешнюю (с 1987 года) РПЦ и её иерархов.

Повторю: где, когда иерархи нынешней РПЦ осудили банки, банкиров или банковский процент? Цитату в студию!

Почему "Основы социальной концепции РПЦ" ( http://www.patriarchia.ru/db/text/141422) не содержат никакого осуждения банков и частной собственности на средства производства?

Почему они считают равноценной частную и общественную собственность?

У меня есть ответы на эти вопросы: потому что нынешняя РПЦ - капиталистический институт.

А у Вас ответов нет, кроме ругани и брызганья слюной.

От Artur
К IGA (03.02.2014 04:22:48)
Дата 04.02.2014 16:34:57

IGA и полячка как эсперты по религии и капитализму

>>>
http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/334685.htm
>> да нет уж, там нет ничего опровергающего доктрину М.Вебера.
>
>Могу ещё Оссовской процитировать:

>О значении Возрождения для формирования буржуазной этики уже говорилось. Это подчеркивалось целым рядом авторов, а Зомбарт даже прямо рассматривает Л. Б. Альберти как предшественника Б. Франклина, что в свою очередь горячо оспаривает Вебер. Мы не останавливаемся здесь подробнее на этом вопросе, ему посвящена отдельная глава нашей работы. Те, кто говорит о «духе капитализма» в Венеции и Флоренции XV века, а также в Южной Германии и Фландрии той же эпохи, подрывают, разумеется, не только тезис Вебера о связи духа капитализма с пуританизмом, но также — поскольку все перечисленные страны были католическими — его убеждение в экономической инертности католиков.


У Зомбарта и Вебера были большие противоречия, это всем известно. Но подход Зомбарта совершенно иной, эти два подхода перпендикулярны друг другу, хотя исследуют вопрос капитализма.

Капитализм это не мануфактура, это специфический образ жизни, имеющий своё определение. Духа капитализма в Венеции и Флоренции 15 века быть просто не может, хотя бы по той причине, что как выясняется ниже, полячка не понимает понятия дух капитализма. Ну и к тому же очевидно, что этот дух может быть только там, где есть капитализм, а там где капитализма нет, его быть не может, хотя могут быть отдельные черты. И человек, который опираясь на отдельные черты пытается опровергнуть Вебера может быть только шарлатаном

Наличие или отсутствие капитализма до 16 века надо доказывать средствами политэкономии, что просто исключается на современном Западе, который просто уже не использует этот язык.

Благодаря этому эта полячка может вам доказать, что европейский капитализм зародился на Луне, использовав в качестве доказательства книжку Носова.




>> В лучшем случае это тянет на частные уточнения - вы бы это поняли, если бы читали работу М.Вебера.
>
>Я её читал, разумеется. А вот Вы Оссовскую не читали.

зачем мне читать каждую шарлатанку ? Капитализм в Венеции - как трогательно

>Выводы. Мы подробнее остановились на возражениях против тезисов Вебера не только потому, что истинность или ложность его заключений непосредственно интересует нас в связи с нашей главной темой, но и потому, что эта дискуссия показывает, с какими трудностями сталкивается в столь сложных вопросах любая попытка синтеза. Анализ утверждений Вебера приводит нас к следующим выводам:

>1. Мы не придаем большого значения первому («психологическому») тезису о связи «духа капитализма» с пуританской этикой. Тут трудно с определенностью высказаться за или против: как указывалось, тезис этот неясно сформулирован и не совсем понятно, какие именно два явления признаются здесь сходными или взаимозависимыми.



ну вы бы хоть пытались понять, что цитируете. Человечка-полячка даже не скрывает, что она не в состоянии понять, что такое "дух капитализма". Если же она не может понять основной тезис работы, что же эта дура опровергает ?
И главное для чего ?

Это же просто смешно.
Послушайте, у вас талант вляпываться в смешные до коликов ситуации - может ну его, вместо стези политического борца с РПЦ ради торжества капитализма во всём мире вы смените поле свой активности и займётесь своим предназначением - будете просто смешить людей в специально приспособленных для этого заведениях ?

читать остальное уже теряет смысл, после этого

>> и перестаньте смешить людей своими неграмотными заявлениями - капитализм без промышленного производства не бывает
>> Следовательно не мог в Северной Италии зародится капитализм
>
>Капитализм в Англии начался с шерстоткацкого производства.
>С него же он начинался и в Северной Италии, а также с шелкоткацкого:

я уже говорил, каким образом надо доказывать наличие капитализма в Венеции.

>>> http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/334843.htm
>> отношение к ссудному проценту выраженно в тексте Библии и в нормативных трактовках, принятых на Вселенских Собарах
>
>Библия и вселенские соборы - это явление глубокой истории, а у меня вопрос именно про нынешнюю (с 1987 года) РПЦ и её иерархов.


Церковь имеет глубокие исторические корни. И раз уж вы пытаетесь пропихнуть своё понимание Церкви и религии, как выше вы пытались пропихнуть какой то левый критерий капитализма, то лучше вам быстро и организованно уйти в пешее эротическое путешествие... в страну из "Приключения Буратино", жители которой сажают монеты в землю, что бы выросло монетное дерево.
В этой стране жители будут с восторгом воспринимать все откровения полячки и все ваши откровения тоже придутся им по душе.

>Почему "Основы социальной концепции РПЦ" ( http://www.patriarchia.ru/db/text/141422) не содержат никакого осуждения банков и частной собственности на средства производства?

потому, что это социальная концепция, наверно ?

>Почему они считают равноценной частную и общественную собственность?

даже в СССР была частная собственность при Сталине - http://www.km.ru/economics/2014/02/03/istoriya-sssr/731316-tenevaya-ekonomika-v-sssr-s-chego-vse-nachalos




>У меня есть ответы на эти вопросы: потому что нынешняя РПЦ - капиталистический институт.

вы уже задержались - вам пора в дорогу

>А у Вас ответов нет, кроме ругани и брызганья слюной.

тяжело и трудно ваше путешествие, сколько ещё нового и необычного вы увидите в таком путешествии

От miron
К Artur (02.02.2014 16:20:13)
Дата 02.02.2014 16:54:11

С марсксистом спорить бесполезно. (-)


От Durga
К miron (02.02.2014 16:54:11)
Дата 04.02.2014 01:46:16

С каким марсксистом? (-)


От miron
К Durga (04.02.2014 01:46:16)
Дата 04.02.2014 12:06:24

С ИГА (-)