От IGA
К IGA
Дата 14.01.2014 01:22:57
Рубрики Прочее; Ссылки; Тексты;

Православная очередь в никуда

http://scepsis.net/library/id_3129.html
Сергей Соловьёв
Очередь в никуда,
или
Чудо православного бадминтона

Предисловие 2014 года

Несколько дней в январе 2014 года в Москве стояла многотысячная очередь. Стояла к «дарам волхвов» — очередной средневековой поделке, призванной внушать священный трепет верующим. Два года назад «Скепсис» уже писал об очереди к «поясу Богородицы». И тогда были тысячи женщин, стариков и детей, стоящих на холоде, и тогда были обмороки в ожидании, VIP-пропуска и агрессивная пропаганда этой средневековой глупости при поддержке государства. Сейчас на рекламных плакатах, призывающих на поклонение «дарам волхвов», напечатано «при поддержке правительства Москвы», из регионов (по крайней мере некоторых) направляют паломников на средства областного бюджета. Унизительность этой очереди очевидна («Народ жаловался на загоны, в которых всем приходилось находиться. Меня они радовали»): в то время, как люди стоят «прикладываться», происходит разрушение здравоохранения, в частности, в Москве уничтожается уникальный Гематологический центр, который сделал для сохранения жизней людей тысячекратно больше, чем любой религиозный артефакт. Но пропагандируемое государством идолопоклонство как раз и призвано отвлекать внимание людей на «святыни» в то время, как им залезают в душу и в карман, лишают шансов на здоровье, достоинство, свободу.
13.01.2014 г.

Предисловие 2012 года

Эта статья была написана до думских выборов и декабрьских протестов 2011 года. В связи с этим кому-то, возможно, она покажется неактуальной, и такой читатель спросит: зачем нужно сейчас ворошить эту почти забытую историю с визитом в Россию «пояса Богородицы»? Однако недолгая память — не лучшее свойство вообще, а в политике — особенно. Поддержка РПЦ помогала власти раньше, помогла и в этот раз. И, конечно, речь идёт не о комичных проектах создания «православной партии» из мирян. Дело в том, что до сих пор РПЦ является «нравственным авторитетом» для огромного количества людей, во много раз превышающего количество прихожан. И этот свой политический капитал РПЦ в очередной раз использует для поддержки существующего режима. Игнорировать этот факт, конечно, можно. Но вспомните: сколько людей вышли на улицы Москвы и других городов с протестом против фальсификации выборов? А сколько стояло в очередях к поясу? — Сравнили? — То-то же!
Автор, 24.01.2012 г.

Угодно ли вам видеть кишки св. Бонифация, которые хранятся в церкви св. Иоанна, — спросил у меня с важным видом наёмный слуга. — Нет, друг мой! — отвечал я, — хотя св. Бонифаций был добрый человек и обратил в христианство баварцев, однако же кишки его не имеют для меня никакой прелести.
Н.М. Карамзин «Записки русского путешественника»

Гагарин не летал в космос.
Взятия Берлина — не было. Как и самой Великой Отечественной.

Виталий Гинзбург не разрабатывал теории сверхпроводимости и сверхтекучести. Сахаров не делал водородную бомбу, Капица и Ландау не создавали Физтех.

Российские революции — все три — закончились ничем.

Сталинградская битва, «путч» 1991 года, ГУЛАГ, ликвидация неграмотности, «Аврора» у Зимнего, Брусиловский прорыв, ввод советских войск в Чехословакию, хрущёвская «оттепель», Олимпиада-80, Кровавое воскресенье — всё это было в другой, альтернативной истории. Мы — в ином измерении. С нами произошло чудо.

Вернее, это им хотелось бы, чтобы произошло это «чудо». Чтобы XX век пропал из исторической памяти напрочь, как наваждение. На несколько дней им это удалось. В Москву привезли пояс Богородицы — и кто теперь станет сомневаться в чудодейственной силе православных святынь?

Патриарх Кирилл удовлетворенно отмечал:

«“Ни одно мероприятие — ни политическое, ни спортивное — за всю историю не собрало столько людей, сколько принесение пояса Пресвятой Богородицы. <…> Это и было шоком для людей, которые на дух не переносят веру. <…> Ну а кто это чувство называл обскурантизмом, суеверием... сектантством, пусть это будет на совести всех этих людей. Как они могут взять на себя право судить людей, не зная, что происходит в душах человеческих?.. Тот, кто высокомерно судит, еще оскорбительно судит, высекает самого себя перед лицом своего народа. Поэтому этих людей я бы призвал к покаянию”, — подчеркнул глава Русской православной церкви»[1].

Стоит напомнить патриарху, что в сравнительно недавнем прошлом можно найти не менее массовые мероприятия. Например, похороны Сталина. Чем не аналогия? С точки зрения социальной психологии — вполне законная.

До какого состояния надо довести людей — среди которых масса честных, образованных, неглупых людей — чтобы они стояли в этой чудовищной очереди к куску какого-то артефакта византийского производства и искренне верили, что проход рядом с этой штуковиной поможет им исцелиться от бесплодия, улучшить здоровье, решить семейные проблемы — и просто чем-то поможет? 750 паломникам стало плохо, 66 человек обратились к психологам — и это только в Москве[2]. В Ставрополе[3] и Калининграде[4] в очередях умерли две женщины. Когда в Самаре в толпе началась давка, несколько человек получили травмы[5]. Мимо мёрзнущих и голодных людей во всех городах — а далеко не только в одной Москве — бегали чиновнички с vip-пропусками — ни во что не веря, но отмечаясь, поскольку у них принято отмечаться на концертах Киркорова и Башмета, на приёмах в мэрии и патриархии. И никто не возмутился — мирно стоя в этой унизительной очереди в никуда. На форумах желающие исцелиться описывали давку, очереди для випов, усталость, но при этом заключали:

«Мой муж читал, что человек зашел в монастырь на костылях прикоснулся к ларцу и вышел уже без них!!!!! Он исцеляет, очищает и дает возможность бесплодным супругам стать счастливыми родителями! Главное верить!!!!»[6]

«Леночка привет, моя подруга поехала сегодня ночью к Поясу в Самару, встали в очередь в 2 часа ночи, она попала к Поясу в 9 утра, говорит давка ужасная, народу просто необъятно, впечатлений много, дрожь во всем теле, рада и благодарит Бога, что сумела попасть. Из нашего села поехали от церкви два автобуса, почти 80 человек <…>».

«Эх, девочки, мы с мужем простояли 14 часов (с 9 утра). Ветрище, дождь. Ноги ватные. Я тоже стояла в слезах. Но мы выдержали»[7].


«Выдержали» эту очередь, подчеркну, беременные женщины, женщины с детьми — процент женщин среди верующих (особенно — воцерковлённых) традиционно выше. Вас не коробит от зрелища беременной женщины, стоящей часы на ветру и морозе, ради того, чтобы «приложиться»?

Что примечательно: мало кто посмел написать прямо об этом событии как о торжестве средневековых суеверий. В большинстве изданий целью критики избрали vip-пропуска (про которые представители РПЦ на самом деле заврались вконец), а описание произвели в нарочито-олитературенной слащавой форме. Разве что рассказ об экономической деятельности Ватопедского монастыря, откуда в Россию и привозили пояс Богородицы, оказался исключением из общего правила[8]. Монастырь, по подозрению греческой прокуратуры, украл у государства около 100 млн евро, архимандрит Ефрем, привозивший пояс в Россию, сразу по возвращении был задержан, отпущен под залог, но затем вновь заключен под стражу, где и пребывает по сей день[9]. В современной России социальная критика и социальные журналисты не должны затрагивать религию. Церковь ещё можно — в маленьких дозах. Религию — почти полный запрет.

Из общего хора в массовых СМИ выделился только физик и просветитель С.П. Капица:

«“Я вижу в этом катастрофическое сужение нашего духовного пространства, которое заполняется религией, феноменом давно прошедшего времени. Это страшный приговор современной культуре. Что делать в этой ситуации? Боюсь, это тема продолжительного, неприятного и очень серьезного разговора”, — прокомментировал в беседе с корреспондентом “Газеты.Ru” религиозный ажиотаж в центре Москвы Сергей Капица»[10].

Многие либеральные интеллектуалы наверняка осудят автора этих строк (и академика Капицу) за пренебрежение «чувствами верующих», но на самом деле большинство из них относятся к верующим с ханжеским высокомерием. Они не пойдут стоять в очереди к «святыне», они же просвещённые люди, они не верят в целительную силу ушей св. Мартина Идельфонского[11]. Они знают, что от бесплодия надо лечиться в клинике, и у них есть деньги на такое лечение. Но народ — пусть он толпится в этой очереди, он же «имеет право» на невежество и дикость.

Современные либералы давно забыли великое Просвещение. Их толерантная позиция теперь — терпимость к невежеству. Связи за границей, работа, а желательно и недвижимость за рубежом — хорошие условия для такого рода терпимости и отстранённо-этнографического интереса к своему народу, который в течение 20 лет всеми силами запихивают в отсталость и мракобесие, лишая шансов вырваться из него. И многие наши либералы лично ответственны за это.

И вот в «Русском журнале» один публицист утверждает:

«Пояс Богородицы продемонстрировал нам, что религия, загнанная в церковные стены и в пространство индивидуальной веры, уже давно вырвалась за эти пределы. В этом смысле действительно можно говорить о наступлении постсекулярной эпохи»[12].

Другой и вовсе умильно заключает:

«Чувство сплочения, локтя, общности, краткое преодоление индивидуализма — вот чего искали участники этого стояния, лишенного всякого прагматического результата. Конечно, это еще нельзя назвать солидарностью, пока похоже скорее на гигантский флэш-моб. Удивительным образом, очередь к Поясу Богородицы продемонстрировала новое положительное общественное настроение. Все, что сегодня относится к массовому общественному сознанию или ангажировано, или окрашено негативно. То, что мы видели в эти дни на Пречистенской набережной, и это очевидно и для верующих, и для неверующих — впервые позитивно окрашено»[13].

Это — не просто бред, это рационализация успешно проведённой идеологической операции. Воцерковлённых верующих в России по социологическим исследованиям — не больше 10%[14]. Социальный портрет типичного традиционного (воцерковлённого) православного по большому счёту остался прежним с советских времен — это женщина пенсионного или предпенсионного возраста с образованием средним или ниже среднего и с таким же доходом. Но называют себя православными — не меньше 75% процентов населения. Они не ходят в церковь, они не соблюдают посты, но они подвержены идеологическому влиянию РПЦ. Так, в 2005 году 64% опрошенных считали, что РПЦ должна иметь привилегии по сравнению с остальными конфессиями, доверял РПЦ 71% населения (выше был только рейтинг доверия В.В. Путина, и очевидно, что с падением его популярности доверие к РПЦ не снизилось), причём этот уровень доверия оставался почти неизменным с 1991 года до второй половины 2000-х. Может показаться забавным, но даже 20% называющих себя атеистами… доверяют РПЦ![15] Не менее забавен тот факт, что значительная часть называющих себя верующими может не верить в бога и в бессмертие души. Социологи знают, что самоопределение себя как православного в постсоветской России заменило «советскую» самоидентификацию, став культурным и отчасти этническим самоопределением. Но именно здесь и кроются идеологические возможности для РПЦ, которыми она успешно пользуется, усиливая с каждым годом своё присутствие в публичном пространстве. И вот, сразу после декабрьских протестов РПЦ целым рядом заявлений поддержала действующий режим[16] (разве что с косметическими оговорками), одновременно выступая с националистических позиций.

Православие, самодержавие, народность — идеология для бедных. Идеологический аппарат работает, в том числе — и в предвыборной логике. Власть использовала пояс Богородицы вместо политической программы и для отвлечения внимания, а когда эта «программа» сработала неполностью — вновь обратилась за поддержкой к главному «моральному авторитету». Мы предупреждали о создании этого идеологического аппарата ещё 10 лет назад. И все эти 10 лет мы часто слышали недоуменные вопросы наших товарищей по левому флангу — что это вы привязались к этой теме, неужто других нет? Нам повторяли, что клерикализация — маргинальная тема. Это говорят и сейчас некоторые левые товарищи: мол, главное — социальная критика, профсоюзы, наконец, выборы, а вот этот ваш антиклерикализм — это так, ерунда. Эти наши критики забыли, в какой стране они живут. В стране, которую отучают читать[17], но приучают верить в целительную силу пояса Богородицы. Или вы думаете, что эти идеологические процессы не имеют значения? — Тот, кто так думает, ничего не понимает в социальной критике. Невозможно создавать мощные независимые профсоюзы, политическую оппозицию, сильные социальные движения среди тех, кто обречённо стоит в очереди в никуда. В отличие от указанных товарищей, это хорошо понимал Маркс, утверждавший: «Критика религии — предпосылка всякой другой критики».
* * *

Про пояс Богородицы говорили много. Но религиозная предвыборная подготовка началась не вчера, а, пожалуй, с первых чисел ноября.

«Если говорить о том, что случилось за эти 20 лет с точки зрения моих ощущений, как православного человека, это просто чудо. Откровенно говоря, я не мог себе представить 15-20 лет назад, что восстановление, обретение веры для огромного количества наших сограждан, пойдет такими темпами», — заявил Д. Медведев на встрече с представителями православной общественности[18].

«Сегодня благодаря нашей совместной деятельности, благодаря усилиям святейшего патриарха, церковь плодотворно сотрудничает с государственными структурами, с общественными институтами. За последние несколько лет мы смогли сделать несколько очень важных начинаний, о необходимости которых велось много споров, но которые по разным причинам не получали практического воплощения. Я очень рад, что эти государственно-церковные начинания смогли состояться в последний период», — сказал он[19].

Важные начинания? — Какие же начинания считает важными президент России?
— повышение численности чиновничества по сравнению с СССР по разным подсчётам от 2,5 до 14 раз[20]?
— закупку военной техники — танков, кораблей и самолетов — в других странах? — успешное добивание национальной промышленности и ускорение утечки мозгов?
— рост национализма и ксенофобии?
— вялотекущую войну на Северном Кавказе — арене борьбы местных кланов на фоне беспредельной коррупции и безнадёжной безработицы, и, как следствие, непрекращающегося кровопролития?
— формирование коррумпированного сверху донизу режима, в котором в роли политической оппозиции — жалкие фигляры разной степени глупости и продажности?
— резкое ускорение коммерциализации образования и превращения её в «сферу услуг»?
Но нет, речь совсем о других начинаниях.

«Медведев уточнил, что к таким начинаниям, прежде всего, он относит введение в школьную программу основ религиозной культуры. В настоящее время этот предмет изучается в 10 тысячах школ в 21 регионе страны. Со следующего года основы религиозной культуры будут преподаваться во всех школах России»[21].

Нет, дело не в том, что президент страны откровенно расписался в наплевательском отношении к Конституции страны, к её 14 статье[22]. Дело как раз в образовании.

В образовании восторжествовало ЕГЭ, которое искренне ненавидит большинство школьников и учителей. Школа деградирует, натаскивание к ЕГЭ в течение года уничтожает сам учебный процесс, психологически из обучения — получения знаний — подросток выпадает на год-полтора. Считайте — отслужил в армии. Правда, я практически уверен, что части читателей нужно объяснить, чем образование (получение знаний) отличается от натаскивания к егэшной угадайке. Возможно, некоторым детям из регионов — вопреки общему увеличению коррупции в ходе ЕГЭ — удастся поступить в вузы. Но в подавляющем большинстве жизненные шансы людей с суррогатом образования снижаются. 7 лет назад Борис Кагарлицкий в интервью «Скепсису» сказал:

«Современное российское общество для той экономики и той социально-политической системы, которые оно сегодня имеет, слишком образованно. Мы слишком много знаем. И для предотвращения социальной катастрофы, которая неизбежно наступит в противном случае, нужно в течение примерно 10 ближайших лет разрушить систему образования и довести общество до интеллектуальной деградации. Потому что, если общество не дойдет до массовой интеллектуальной деградации, оно просто может не позволить делать то, что с ним делают»[23].

Завоз пояса Богородицы — демонстрация факта, что власть успешно решает эту проблему слишком образованного населения. Очередь в ХХС — тому свидетельство. И если кто-то до сих пор не видит связи продолжающейся социально-экономической деградации страны с настойчивым стремлением власти внедрить религию в как можно более раннем возрасте — то остаётся только удивляться такой поразительной наивности.

Масса вчерашних школьников не знают очевидных вещей. Мало кто может назвать больше одного полководца Великой Отечественной, многие — и с каждым годом всё больше — не знают, когда эта война началась, путают Смутное время с татаро-монгольским игом, а Сталина с Николаем II. А уж объяснить, почему началась революция, или высказать хоть какую-то точку зрения на причины заключения пакта «Молотова-Риббентропа»… И здесь я не допустил ни одного преувеличения — всё исключительно из экзаменационной практики последних 5 лет. Незнание истории порождает непонимание настоящего — но разве дело только в истории! Уровень культуры падает на глазах после ускорения образовательной реформы во второй половине последнего десятилетия. Те, кто это отрицают, либо слепы, либо куплены. В последнее время модно списывать происходящее на «нечитающее поколение интернета». — Враньё. Если детей учить читать, заниматься спортом, рисовать и танцевать — интернет никак не помешает им развиваться. Конечно, новые технологии и изменения в информационной среде увеличивают требования к профессионализму учителей.

Но учителя тратят чудовищное количество времени, заполняя идиотские бумажки, подсчитывая рейтинговые баллы, чтобы не потерять и так невеликую зарплату. В каждой школе, в каждом вузе множится число клерков-бюрократиков, которые занимаются только перекладыванием этих бумажек, но получают куда большие зарплаты, чем учителя и преподаватели. Некоторые учителя уже готовы уходить из школы, потому что работа в такой школе кажется им изменой профессии[24], а на их место приходят удобные начальству карьеристы. Я не хочу сейчас обсуждать — насколько правы такие учителя. Я вообще говорю про чудо: про «начинание» религиозного образования в школах.

Этим заявлением г. Медведева чудеса не исчерпываются. Заслуженно высмеянная всеми не целиком контролируемыми государством СМИ (т.е. — за пределами телеящика) «инновация» — это бадминтон, в который незадолго до выборов сыграли Медведев с Путиным.

«Министерство образования и науки РФ утвердит образовательный стандарт по бадминтону для школ в декабре 2011 года, массовое введение данного вида спорта в качестве третьего урока физкультуры произойдет в новом учебном году, сообщил в среду президент Национальной федерации бадминтона России (НФБР) Сергей Шахрай.

Соглашение о развитии бадминтона в школе министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и президент НФБР подписали в июле 2011 года.

“В декабре Министерством образования будет утвержден образовательный стандарт по бадминтону для средних школ. Мы (НФБР) также разрабатываем стандарт по бадминтону в спортивных школах, где ученики специализируются на данном виде спорта. Его будет утверждать Министерство спорта”, — сказал он.

По мнению Шахрая, если бадминтон — самый дешевый, самый доступный, наименее травматичный вид спорта — придет в школы, то в России в скором времени появятся новые чемпионы Европы и мира. Кроме того, этот вид спорта позволит воспитать здоровое поколение.

“Бадминтон — это один из методов спасения наших мальчишек от тех факторов, о которых принято говорить: наркомании, алкоголизма и так далее”, — добавил он»[25].

Итак, от наркомании и алкоголизма нас спасёт бадминтон! Не повышение уровня образования, не ликвидация коррумпированной мили…полиции, не запуск промышленности в депрессивных регионах и не возвращение кружков и секций, на месте которых сейчас ночные клубы, бары и автостоянки с борделями. Нет. От этого нас должен спасти бадминтон. И пояс Богородицы.

В то же самое время в Москве обсуждается устав психологических служб, в соответствии с которым лечение дефектологических отклонений в раннем детском возрасте будет выведено за пределы сферы компетенции психологических центров. Они по новым правилам будут только диагностировать. А лечить — а лечить пожалуйте за деньги. По всей стране детских садов не хватает, в них — огромные очереди; уровень зарплат сотрудников ниже плинтуса, в результате чего в воспитатели зачастую идут жены гастарбайтеров, которые порой практически не говорят по-русски. Система подушного (нормативного) финансирования поставила под вопрос само существование учреждений дополнительного образования, психологических центров, коррекционных школ — что с ними будет, сейчас не знает никто. Зато средства выделены на бадминтон, олимпиады, чемпионаты мира по футболу (уже в январе Путин намекнул авиаперевозчикам, что хорошо бы фанатов свозить на ближайший чемпионат бесплатно. Авиакомпании намёк поняли) и на пояс Богородицы.

Игумен Ефрем — тот самый настоятель греческого Ватопедского монастыря, находящийся под следствием в связи с финансовыми махинациями в Греции — отметил,

«что после поклонения поясу Пресвятой Богородицы уже были зафиксированы несколько десятков чудесных случаев, например, некоторые паломницы сообщают о том, что получили, наконец, возможность обрести ребенка после безуспешных попыток в течение многих лет.

“После путешествия пояса Богородицы по России будет издана книга о чудесах, которые были совершены”,
— сказал игумен Ефрем.

В свою очередь премьер-министр выразил надежду, что это “поможет решению демографической проблемы” в России»[26].

Путину вторит его противник — г. Зюганов. Но если Путин просто считает, что стояние беременных женщин в очередях с давкой на ветру и морозе должно способствовать решению демографической проблемы, то г. Зюганов перед выборами пошёл дальше:

«Г.А. Зюганов вновь с народом — десятками тысячами граждан, пришедшими в центр Москвы, к Храму Христа Спасителя. <…> 25 ноября в День церковных праздников — Святителя Иоанна Милостивого и Иконы Божией Матери “Милостивая” Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов посетил и приложился к святыне Православного мира — Поясу Богородицы, пребывающем в Храме Христа Спасителя.

По милости Божией и при упорной работе коммунистов по возрождению России соборно со всем народом нашей страны можно будет отодвинуть сползание нашей Родины в пучину кризиса и беззаконий. За это молются все православные граждане страны и призывают силы небесные помочь народу завершить 20-летний цикл бессмысленных и потерянных лет. И принесение с Афона этой святыни — пояса Божией Материи — знак не случайный. Поэтому, получив благодать от этой православной реликвии, Геннадий Зюганов как лидер крупнейшей оппозиционной партии страны — партии всего народа — готов с верой и решительно завершить предвыборную кампанию КПРФ и выполнить предвыборные обещания партии, всех народно-патриотических сил перед избирателями, гражданами страны.

С помощью Богородицы — заступницы и покровительницы России — это будет сделать легче»[27].


Абсурд? — конечно, абсурд! Вся история КПРФ, все речи её лидеров и всё содержание её нынешнего сайта — это свидетельства непрекращающегося коллаборационизма и бесстыдной демагогии. Но ведь находятся до сих пор те, кто считает голосование за КПРФ протестным голосованием, не замечая той очевидности, что КПРФ — как и все существующие партии — непосредственно участвует в мошенническом балагане с целью понижения интеллектуального уровня народа, чтобы им — народом — было проще манипулировать.

Правда, Зюганову и Ко на некоторых избирательных участках в прошедшие выборы голоса не только списывали, но и приписывали[28]. Никак, молитва помогла! Интересно, что бы сказал товарищ Ленин о таком «коммунисте»? Или товарищ Маркс? Что говорил Маркс об идеологическом использовании религии, мы знаем:

«Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек; чтобы он вращался вокруг себя самого и своего действительного солнца. Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.

Задача истории, следовательно, — с тех пор как исчезла правда потустороннего мира, — утвердить правду посюстороннего мира. Ближайшая задача философии, находящейся на службе истории, состоит — после того как разоблачён священный образ человеческого самоотчуждения — в том, чтобы разоблачить самоотчуждение в его несвященных образах. Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии — в критику права, критика теологии — в критику политики»[29].


* * *

…На одном московском стратегическом ракетном заводе в постперестроечные 90-е годы «инноватор»-директор придумал, как в новые времена вписаться в рынок. И завод вписывался: делал пластмассовые бытовые весы, ящики для хранения овощей, гробы. Однажды директору пришла в голову мысль делать тренажёры, и несколько инженеров тайком в какой-то бандитской «качалке» разбирались (и успешно разобрались!) в иностранных тренажёрах, чтобы затем их воспроизводить на имеющемся оборудовании. Кто-то скажет — «конверсия»! — и будет идиотом, не понимающим азов промышленной экономики. Заставлять уникальные кадры на уникальном оборудовании делать вместо ракет ширпотребный примитив — это даже не гвозди микроскопом забивать. Завод — что от него осталось — работает до сих пор, на нём дорабатывают профессионалы, после которых уже не придёт никто…

…В МИФИ — национальном ядерном университете — летом, между почти пустых корпусов, было замечено скопление народу. Человек 20 взрослых мужиков на территории ядерного университета устраивали — во главе с батюшкой — крестный ход. Рядом с батюшкой с хоругвью шествовал проректор по безопасности — в прошлом полковник КГБ…

Таких эпизодов, уверен, каждый читатель соберёт из собственной повседневной практики немало. Не забывайте, записывайте, а ещё лучше — присылайте! Ведь через некоторое время эта эпоха чудес закончится, и тогда историкам и судьям понадобятся свидетельства. И, я уверен, школьники и студенты будущего будут с трудом верить в эти примеры абсурда и невежества, и наверняка будут находиться те, кто станут уверять в невозможности подобных примеров, в том, что в этот период Россия переживала невиданный расцвет — как сейчас талдычат прикормленные «историки» о николаевской империи.

Современники называли империю другого Николая — Николая I — «империей фасада». Фасад обвалился в результате Крымской войны, и в стране власть нехотя, под угрозой внешнего завоевания и возможных крестьянских бунтов, отменила-таки рабство.

Современная Россия — это тоже государство фасада. На фасаде красуются: Большой театр, реконструкция которого многократно превысила смету, а начало новой жизни театра ознаменовалось обрушившимися декорациями; Сколково и «чудо возрождения православия». Да, ещё будут олимпиада и чемпионат мира по футболу. А перед фасадом властная парочка играет в бадминтон.

Перед крахом Российской империи внимательный наблюдатель, историк М.К. Лемке вёл свой дневник в царской ставке. Он оставил нам выдающееся свидетельство — картину империи на грани краха. Вот часть его — описание дела о хищениях в артиллерийском ведомстве в самый разгар войны, когда русская армия испытывала «снарядный голод»:

«На что же нужны были деньги всем этим мерзавцам? Отчасти — на удовлетворение самых низменных и извращенных страстей. Оказывается, господа воры образовали кружок педерастов, нечто вроде какой-то организации, каждый член которой имел у себя эмблему, найденную при обысках, — золотой мужской член с крылышками… <…> Да, мы идем под гору, мы катимся с нее с быстротой европейского поезда... Совершенно эпоха падения римской империи...»[30].

Читатель, присмотрись внимательнее к окружающему. То, что тебе кажется нормой, то, к чему ты уже успел привыкнуть, несёт на себе следы гниения и распада. Торжествующий абсурд разлагающейся империи фасада может продолжаться ещё очень и очень долго.

Россия теряет XX век со всеми его достижениями и трагедиями. Но если XX века не было — его события и невыученные уроки имеют шанс повториться. Каким будет это повторение, что именно из XX века будет усвоено вопреки всем чудесам — зависит от нас. Начнём же:

«Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия.

Критика сбросила с цепей украшавшие их фальшивые цветы— не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи в их форме, лишённой всякой радости и всякого наслаждения, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком. Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек...»[31].


5 ноября – 4 декабря 2011 г. – 23 января 2012 г.

P.S. В цитатах сохранена орфография и пунктуация источников, за исключением явных опечаток.

От Artur
К IGA (14.01.2014 01:22:57)
Дата 15.01.2014 21:55:39

Подлинная история Даров волхвов

неудивительно, что наш форумный атеистнутый провокатор сделал вид, что нет такой статьи, хотя Холмогоров поизвестнее будет и пограмотнее

------------------------------------------

http://vz.ru/columns/2014/1/15/667934.html

Егор Холмогоров: Подлинная история Даров волхвов


Еще неделю назад никто не мог представить, что вокруг Даров волхвов начнется словесная война и каждому придется выбирать, на чьей он стороне. Но быть «знамением пререкаемым» – свойство подлинных христианских святынь.

«Одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, стали профессорами богословия. Другие, кажется, прислуга, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это – торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь об оболах, а они философствуют о рожденном и нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают – «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих», – не без сарказма описывал Новый Рим – Константинополь – в конце IV века великий православный мыслитель, оратор и поэт святитель Григорий Богослов.

«Все внезапно превратились в религиоведов и специалистов по религиозной психологии масс»
В январе года 2014-го от Рождества Христова схожую трансформацию неожиданно претерпел Третий Рим – Москва. Все внезапно превратились если не в специалистов по византийским реликвиям и богословов, то по меньшей мере в религиоведов и специалистов по религиозной психологии масс.

1

Одни, как филолог Михаил Эпштейн, дистанционно определяют Дары волхвов как «средневековую подделку», другие рассуждают о «магизме», массовом психозе и Кашпировском.

Пиком всего, конечно, мог стать эфир на телеканале «Дождь», где Михаил Натанович Козырев интересовался у зрителей, как они относятся к людям, пришедшим к Дарам. Не к РПЦ, не к попам, не к христианской религии, а именно вот конкретно к тому полумиллиону сограждан, которые в эту очередь встали и до реликвии дошли. «Зомби», «православнутые», «варвары» – было самое мягкое определение, даваемое пришедшим в храм со стороны тех, кто давится в очередях исключительно за очередным айфоном. Но не тут-то было – его махом превзошла бессменная «стрелка осциллографа», ухитрившаяся в небольшом тексте похулить мать св. равноапостольного императора Константина св. равноапостольную Елену и сделать, как обычно, десяток исторических ошибок.

Возмущенная реплика обозревателя «Комсомольской правды» Дмитрия Стешина немедленно вызвала шквал обвинений в антисемитизме. Хотя, как я рискнул заметить по этому поводу, людям разных народов и религиозных традиций всего лишь стоит проявлять некоторую деликатность к вере и святыням друг друга. Хотя бы чтобы не плодить ненависти.

2

Диво дивное – еще неделю назад никто не мог представить, что начнется словесная война и каждому придется выбирать, на чьей он стороне в этой войне. Впрочем, удивляться нечему. Быть «знамением пререкаемым» – свойство христианских святынь.

Выдающийся русский ученый-гуманитарий, академик С. С. Аверинцев писал в своей книге «Поэтика ранневизантийской литературы» в главе «Знак, знамя, знамение»: «Христос – знак себя же самого, «знамение Сына Человеческого» и притом «знамение пререкаемое», то есть такое «знамя», перед лицом которого осуществляет себя как верность, так и неверность... Оно, это «знамя», своим присутствием делает возможным и зримым как акт преданности, так и акт предательства, как стойкое «следование», так и оспаривающее «пререкание», вынуждая и «верных», и «неверных» проявить себя в качестве таковых – и постольку осуществляя некий «суд» («суд же состоит в том, что свет пришел в мир»). Древнее латинское слово sacramentum, в раннехристианском обиходе примененное к церковным таинствам, по своему исходному смыслу означает солдатскую присягу...

Иероним Босх. Поклонение волхвов, ок. 1510
Иероним Босх. Поклонение волхвов, ок. 1510

Для христианской традиции самый главный акцент лежит не на психофизическом воздействии сакрального знака на глубины подсознания; он лежит также и не на атмосфере секрета и «оккультного» намека на сокрываемое от непосвященных... Модальность этих элементов внутри христианской символики как целого всякий раз определяется центральным аспектом этого целого: сакральный знак и символ есть «знамение», требующее «веры» (как доверия к верности Бога), и одновременно «знамя», требующее «верности» (как ответа на «верность» Бога). «Вера» и «верность» – одно и то же».

Я позволил себе пространную цитату именно из Аверинцева именно потому, что его книги были культовыми для поколений православных интеллигентов, которые сейчас с умным видом рассуждают о подделках и массовом психозе.

3

События с Дарами – это масштабная нравственная и интеллектуальная катастрофа нашей «православной интеллигенции». Осуждение от своего же суда.

Они десятилетиями балаболили про «иконический язык», про «семиотику образа», про «священное литургическое пространство», про «динамику богослужения как синтез искусств», про «стихию и смысл народной религиозности», рассуждали, что православная традиция – это «не предмет, а образ видения», изучали византийские реликвии, увешивали стены старинными иконами, кокетничали визитами на Афон «еще до того, как это стало мейнстримом».

На ваш взгляд

Огромные очереди желающих поклониться Поясу Богородицы – это признак:
Возрождения православия
Религиозного фанатизма
Обыкновенного любопытства
Чего-то еще (указать в комментариях)
Обсуждение: 253 комментария
И вот здесь и сейчас у них на глазах начало происходить религиозное событие – то самое единство слова, образа, реликвии, движения – превращение города в литургическое пространство, столь нехарактерное для послепетровской и уж тем более послебольшевистской Москвы, отсылающее скорее к древней Москве и Константинополю, где нормой религиозности было не сокрытие ее в храмах, а выплескивание на улицы.

И тут с наших православных интеллигентов весь этот шершавый штукатурный «аверинцев» посыпался, и из-под него полез Поль Анри Гольбах.

«Быдло», «совки», «поповские подделки», «надувательство», «массовый психоз», «детям подарки надо дарить, а не монахам».

Все 50 лет гуманитарного дискурса с членов патриарших советов и кандидатов богословия осыпались, и обнаружился... да что там Гольбах... прям какой-то Миней Израилевич, не побоюсь этого слова, Губельман.

«Всех богов на землю сдернем. Визжите, черти, веселей!», как пелось в 1920-е годы на «комсомольское рождество».

4

Вся эта риторика про зарабатывающих попов, поддельные святыни и прочее – это арсенал Союза воинствующих безбожников из той эпохи, когда комиссары в пыльных шлемах, вскрывая мощи, постукивали рукояткой нагана по черепу преподобного Сергия Радонежского.

Когда «православная интеллигенция» переходит на этот язык ненависти (ненависти к кому? по большому счету это ненависть именно к этой полумиллионной толпе, ворвавшейся в казавшуюся такой уютной двадцать лет назад Интеллигентную Церковь для Интеллигентных Людей), то, значит, «ныне суд дому сему».

Нагнетание истерии о «средневековых подделках» рассчитано на читателей советской атеистической литературы, напичканных историями о «тридцати гвоздях, пронзавших Христа», «пяти черепах Иоанна Крестителя» и прочих «скелетах Чапаева в детстве».

Вот как это изложено в неподражаемом latynina-style: «Уже к X веку индустрия производства реликвий, святынь, мощей, костей, зубов, волос, гвоздей, кусочков св. Креста и пр. была поставлена в христианских странах на поток; у потребителей они пользовались такой же популярностью, как айфоны. Ни один уважающий себя город не мог обойтись без кусочка плащаницы или, в крайнем случае, гвоздя с распятия. Реликвии увеличивали престиж, число паломников и торговлю. Реликвии воровали друг у друга».

5

Расстроим читателя сразу – все эти забавные истории имеют отношение исключительно к ситуации на варварском средневековом Западе, где до самих крестовых походов доступа к настоящим христианским реликвиям почти не имели.

Именно поэтому на Западе так ценилось то немногое, что у него действительно было. Центром религиозной его жизни было паломничество Сантьяго, по масштабам превосходившее даже мусульманский хадж: тысячи людей из Англии, Франции, Германии, Италии отправлялись, начиная с Х века, за тысячи километров – на север Испании, в Сантьяго де Компостелла, чтобы прикоснуться к мощам святого Иакова – брата Господня. Именно эта привычка западных людей ходить далеко ради святынь и предопределила их готовность взять в руки мечи и не без успеха отправиться освобождать Иерусалим. Нужда, говорят, – мать добродетели.

«У византийцев были основания верить в то, что эти реликвии подлинны»
Наконец, обитатели Запада шли на прямой разбой, чтобы добыть чтимые мощи. О Четвертом крестовом походе мы еще поговорим, но вот в 1087 году случилась безобразная история: купцы из итальянского города Бари ворвались в Мирах Ликийских в крипту, где покоились мощи знаменитого Святителя Николая Чудотворца, связали сторожей, разбили надгробие и похитили мощи, увезя их к себе в город. В оправдание этого кощунства они выставляли те два довода, что, во-первых, город может быть захвачен турками, во-вторых, их в грабеже могут определить венецианцы.

Доводы оказались не вполне беспочвенными – Миры в итоге оказались под властью турок, а венецианцы в Четвертом походе оказались и впрямь гораздо более наглыми грабителями. Так что мощам Святителя Николая мы до сих пор можем поклониться, а большинству других византийских реликвий – нет.

Наверное, поэтому странный праздник «перенесение мощей святителя Николая в Бари», установившийся на Руси в те времена, когда наши князья были шурьями германских императоров, сохранился у нас и до сих пор. А может, дело в том, что любимому Святителю Николаю приятней праздновать в мае, а не только зимой.

6

Всем этим размножающимся реликвиям и на Западе отлично знали цену. Хотя и тут не надо преувеличивать. Протестант Жан Кальвин писал, что из всех «подлинных частиц Животворящего Креста» можно построить корабль. Исследования современных ученых показали, что суммарный вес всех известных нам частиц – 1,7 кило, то есть значительно меньше, чем весил крест Христов целиком.

Что до Византии, из которой происходят Дары волхвов, то там ничего подобного просто не было и быть не могло. Каждая уникальная реликвия на всю империю у византийцев была одна и только одна. Они старались узнать ее происхождение, зафиксировать ее историю и обеспечить надлежащее хранение. При этом не забудем, конечно, что византийские реликвии пережили ужасающую катастрофу – период иконоборчества.

Императоры-иконоборцы не только рубили и сжигали иконы вместе с иконопочитателями, но и не воздавали никакого поклонения никаким христианским святыням – мощам, реликвиям, сохранив только почитание креста.

7

Когда иконоборчество было побеждено и в IX веке в Константинополе воцарилась Македонская династия императоров, они с исключительным рвением начали восстанавливать иконы, украшать храмы, собирать по всему Востоку святыни (это было тем более важно, что под властью мусульман святыни находились в опасности или забвении).

Из Эдессы были перенесены в Константинополь Мандилион – нерукотворный образ Христа на ткани, Керамион – чудесно отразившийся на закрывавшей Мандилион черепице, письмо Христа эдесскому царю Авгарю. Это были очень важные для Константинополя реликвии.

В Фаросской церкви Большого императорского дворца, специально построенной василевсами как реликварий, хранились терновый венец Христа, гвозди распятия, губка, копье, гробовые пелены и другие свидетельства Страстей Христовых. Они были центром религиозной жизни Константинополя и предметом общего внимания паломников.

Дары Волхвов вызвали среди интеллигенции беснование (фото: ИТАР-ТАСС)
Дары волхвов вызвали среди интеллигенции беснование (фото: ИТАР-ТАСС)

В 911 году, как рассказывает Повесть временных лет, послов еще языческой Руси, прибывших от князя Олега, повели на «экскурсию» не куда-нибудь, а именно в Фаросскую церковь, и показали им реликвии Страстей Христовых.

Разумеется, византийцы не подделывали реликвий и святынь, связанных с земной жизнью Христа и Богоматери. Если они их почитали, значит, у них были основания верить в то, что эти реликвии подлинны – либо об этом говорило церковное предание, либо самоощущение церкви.

Разумеется, у них не было научных методов исследования (которые, впрочем, и сейчас иногда дают сбой), но несомненно, что императоры, столь заботившиеся о том, чтобы Константинополь стал средоточием христианских святынь, всегда выступали как добросовестные и разборчивые приобретатели. При таком количестве абсолютно подлинных (по крайней мере, по тогдашним меркам) святынь подделки византийцам были попросту не нужны.

8

Какую роль играли святыни в религиозной жизни Византии IX–XII столетий? Тут необходимо понять простую и важную вещь, которая прольет свет на все сегодняшние шебуршания про подделки и т. д.

Для византийцев реликвии не были музейными ценностями, равно как не были ими и иконы. Сегодня «музейный» дух, в котором предметы превращаются в нефункционирующие трупы предметов, отделяются один от другого, фиксируются на строгом месте, проник даже в православные храмы. В какой-то момент иконы, к примеру, начали воспринимать не как средоточие молитвы, а как живописные произведения – с них содрали драгоценные оклады, от них убрали завесы, их раздели. Мощи закрыли стеклышками. Старинные вещи, если их не забрали советские музеи, запрятали подальше. Даже священники начали вести себя как музейные экспонаты.

9

В Константинополе, разумеется, ничего подобного не было. Каждая вещь – и в особенности почитаемая реликвия – там жила. Иконой было не изображение на доске, а иеротопия – пространство, формировавшееся из стен и колонн зданий, священных изображений, покрывал из драгоценной ткани, запаха ладана, продуманных изменений освещения, звуков богослужебного пения.

Подробная разработка понятия иеротопии и конкретных сюжетов, с нею связанных, принадлежит искусствоведу А. М. Лидову (А. М. Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., «Дизайн. Информация. Картография», 2009). Кстати сказать, Лидов – прекрасный знаток истории византийских реликвий, составитель уникального собрания источников по реликвиеведению, где помещены и источники, посвященные Дарам (Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники. Сборник статей под. ред. А. М. Лидова. М., «Прогресс-Традиция», 2006), высказался в поддержку Даров, что немедленно вызвало истерику «эховской» клаки самозванных «экспертов».

Поскольку Город (византийцы чаще всего называли Константинополь именно так – «Полис», то есть просто Город, Град) жил непрерывными крестными ходами и процессиями по случаю того или иного праздника той или иной церкви, то значительная часть религиозной жизни проходила на улицах. Регулярными были настоящие «шоу».

Например, каждый вторник происходил специальный праздник в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», которая почиталась избавительницей Города от нашествия персов в 626 году. Один из служителей иконы, носивших специальные красные одежды, надевал тяжелейшую икону на себя и, что считалось настоящим чудом, начинал не просто ходить, а вращаться с нею в каком-то изумительном танце, так что казалось, что это не человек несет икону, а икона несет человека. Икона была двусторонней – с одной стороны Богоматерь, с другой – Страсти Христовы, и собравшаяся праздничная толпа видела как бы чудесный благочестивый калейдоскоп.

«Нагнетание истерии о «средневековых подделках» рассчитано на читателей советской атеистической литературы»
Практически каждое богослужебное действие в Византии было своеобразным перформансом, но только бесконечно превосходящим по глубине, эстетическому вкусу и благочестию выходки современных «перформансистов», пытающихся отвратительно спародировать то, что православные некогда делали гораздо лучше их.

Правда, сегодня напоминание об этих древних сложных действах осталось разве что в начале пасхальной службы, когда священники, непрерывно меняющие разноцветные одежды, под плясовые песнопения пасхального канона «веселыми ногами» обходят ярко освещенный храм, кадят его энергичными движениями и обмениваются с собравшимися радостным пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!» И по тому, насколько это прекрасно и волнует душу, можно понять, в какую яркую атмосферу богослужения и вместе с тем представления был вовлечен житель средневекового Константинополя.

10

Весь этот рассказ понадобился мне для того, чтобы показать, в каком контексте существовали Дары волхвов в ту эпоху, когда существование этих святынь точно засвидетельствовано письменными источниками – XI–XII век. В этот период их упоминают три путеводителя по Константинополю.

В книге «Паломник» новгородского боярина Добрыни Ядрейковича, посетившего Константинополь около 1200 года, а позднее ставшего святым Антонием, архиепископом Новгородским, среди святынь храма Святой Софии упоминаются: «Во святей же Софии во олтари кровь и млеко святаго Пантелеимона во единой вети не смятшися, и глава его, и глава Кондрата апостола, и инех святых мощи, и глава Ермолы и Стратоника; и Германова рука, еюже ставятся патриарси; и икона Спасова, юже послал святый Гермон чрез море без корабля посолством в Рим, и блюдома в мори; трапеза, на нейже Христос вечерял со ученики своими в великий четверток; и пелены Христовы, и дароносивыя сосуты златы, иже принесоша Христу с дары волсви».

Западный очерк о святынях Константинополя, так называемый «Аноним Меркати» XII века, говорит: «В Святой Софии, Великой церкви, которую построил великий и благочестивейший император Юстиниан, есть кусок ткани, в которую был обернут Христос в Рождестве своем, и пеленки, и кусок полотна. Также золото, которое принесли волхвы Христу».

Наконец, еще один источник – «Таррагонский аноним» – дает самую раннюю и самую развернутую характеристику этих святынь по тому, что о них узнал побывавший в Константинополе француз между 1075 и 1098 годами: «Говорят, что есть там пеленки, в которых лежал Спаситель в своем благословенном детстве, также золото, принесенное волхвами, которое, когда подносят его к ушам, всегда издает звон и чудесным образом слышится как бы шепот. Это хранится у них в ризнице Святой Софии».

11

Что можно почерпнуть из этих трех источников?

Во-первых, Дары составляли значительную ценность скевофилакиона – сокровищницы церкви Святой Софии (с них начинаются, как правило, все перечисления ее сокровищ), но при этом носили характер скорее реликвии, причем такой, с которой «логично» было начать знакомство с сокровищами и чудесами великого храма, чем точки интенсивного поклонения.

Очередь к Дарам растянулась на километры(фото: ИТАР-ТАСС)
Очередь к Дарам растянулась на километры (фото: ИТАР-ТАСС)

Помолиться люди собирались гораздо чаще у иконы Пресвятой Богородицы Махератисы, которая, к счастью современных наших борцов со святынями, не сохранилась и в Москву принесена быть не может, а то скандал бы поднялся выше небес. Эту икону почитать начали после того, как некий иудей, распалившись злобой, вонзил в нее нож. И вдруг к его ужасу из пронзенного горла Богоматери хлынула кровь, залившая кощунника с ног до головы. Тот в ужасе утопил икону в колодце, но, залитый кровью, был заподозрен в убийстве, признался во всем и даже крестился.

Что было бы с Михаилом Козыревым, если бы до Москвы доехала такая святыня (а она была в Святой Софии одной из популярнейших), я даже боюсь себе вообразить.

Во-вторых, Дары в этот момент представляли собой золотые сосуды, в которых, как гласит предание, волхвы и принесли Христу золото, ладан и смирну. Возможно, конечно, что Добрыня Ядрейкович ошибся, употребив слово «сосуды», но все-таки это маловероятно. Тем более что он единственный из трех наших источников видел святыню своими глазами.

Как выглядели эти сосуды? Рискну предположить, что мы это знаем довольно точно. Дело в том, что для византийской иконографии характерен своего рода реализм. Скажем, когда иконописцы изображали реликвии Страстей Христовых, например терновый венец, они изображали реальный венец, находившийся в Фаросской церкви. Зачем изображать по произвольной фантазии то, что можно изобразить близко к оригиналу? Это значит, что изображения Даров волхвов должны были дойти до нас на иконах Рождества Христова... изображающих поклонение волхвов.

12

И в самом деле, можно заметить интересную вещь. В раннехристианской иконографии Рождества предметы, находящиеся в руках волхвов, изображены довольно произвольно и совсем не похожи на сосуды. Например, на мозаиках в римской церкви Санта-Мария Маджоре (IV век) волхвы держат широкие блюда, а на мозаиках в церкви Сан-Аполлинаре в Равенне (VI век) три волхва во фригийских колпаках держат три чаши разной формы.

На провинциальных византийских иконах IX–XI веков, отличающихся изящным примитивизмом, волхвы держат ларцы, реликварии, высокие чаши. И совсем иначе обстоит дело со столичным византийским искусством, традиции которого, кстати, потом перешли и в Россию, в московскую школу иконописи. Здесь все строго – все три волхва держат три одинаковых, не очень глубоких, широких сосуда прекрасно известного всем знатокам византийского прикладного искусства типа – это чаша.

В одном Эрмитаже таких византийских чаш IX–XII века несколько – Березовская, Вильгортская, Черниговская, Базилевского (исследование чаш этого вида см. в работе: А. В. Банк. Прикладное искусство Византии X–XII вв. М., 1978). Самая ясная иллюстрация – Менологий императора Василия II. Вот миниатюра XII века.

13

А вот одна из знаменитейших икон Рождества – тот же XII век. Только в X–XIII веках образ волхвов с тремя одинаковыми чашами без крышек преобладает в иконографии Рождества абсолютно, и потому я решусь с осторожностью (я не искусствовед, не иконовед, недостаточно знаю статистику иконологического материала, поэтому претендую только на очень осторожную гипотезу) предположить, что в этот период близкие к столице художники могли видеть именно такие чаши в Святой Софии как «сосуты златы, иже принесоша Христу с дары волсви». Позднее, когда целостность сакрального пространства Византии была разрушена устроенным крестоносцами разграблением и погромом, четкость в изображении Даров волхвов тоже утрачивается – начинают идти вразнобой коробочки, ларчики, чаши с крышкой. Изографы явно начали работать по своему разумению.

Хотя Дары не были предметом интенсивного повседневного поклонения, носили характер скорее мемориальный, тем не менее, определенная роль в храмовом действе Святой Софии у них, несомненно, была. Они хранились в скевофилакионе – ризнице Святой Софии, откуда священники выходили на Великий Вход во время литургии. И вполне может статься, что их выносили на Великом Входе – ведь в нем участвовали десятки священнослужителей, и каждый должен был держать в руках какую-то святыню. Что подходило для этой цели лучше, чем золотые сосуды?

Кроме того, рассказ Таррагонского анонима о том, что Дары звенели и от них слышался шепот, если, конечно, его константинопольские информаторы не преувеличивали, вполне встраивается в парадигму византийского богослужебного действа, синтезировавшего образ, кинестетику и звук. При соприкосновении с Дарами происходило небольшое чудо, переносившее его участника в атмосферу Рождества.

Дары находились в Святой Софии в середине XI века, а значит, появиться там должны были раньше. Когда? Наиболее естественный контекст – Х век, когда василевсы осуществляют интенсивный проект сбора реликвий по всему Востоку. Если тогда принесли икону из Иерусалима, письмо и нерукотворные образы из Эдессы, то логично предположить, что тогда же могли быть, допустим, из Вифлеема, принесены и эти сосуды.

14

Естественней всего предположить, что это произошло при императоре Льве Мудром (+912), который занимался сбором святынь с Востока особенно интенсивно. Но возможны и более поздние даты, например 975 год, когда «крестовый поход» императора Иоанна Цимисхия дошел аж до Назарета, и император, скорее всего, взял бы и Иерусалим, если бы не был отравлен. Но есть основания предположить и более ранее появление Даров волхвов в Константинополе.

«Дары волхвов составляли значительную ценность сокровищницы церкви Святой Софии»
Дело в том, что Дары неизменно упоминаются вместе с «пеленами Христовыми». Они явно составляли единый комплекс реликвий Рождества. А относительно пелен византийский историк Никифор Каллист Ксанфопул (+1350) однозначно утверждает (Церковная история. Кн. XV, гл. 14), что они были присланы в дар св. Евдокией (+460), супругой императора Феодосия Младшего, проживавшей в Иерусалиме, сестре императора и будущей императрице Пульхерии (+453).

Конечно, Ксанфопул жил спустя почти тысячелетие после указанных благочестивых женщин и мог очень сильно ошибаться, но не упомянуть эту версию нельзя, потому что если в V веке в Константинополь прибыли пелены, то и Дары, скорее всего, прибыли тогда же.

Вскоре после того, как Дары волхвов увидел Добрыня Ядрейкович, в 1204 году Константинополь захватили латиняне-крестоносцы. Собственно, уже участники Первого крестового похода предлагали захватить богатейший город мира, но тогда их удерживала сила византийских императоров династии Комнинов. В правление династии, по иронии судьбы называвшейся «Ангелами», Византия погрузилась в глубокую смуту и распри, в ходе которых один из претендентов и позвал на помощь франков...

После пережитого удара Город так никогда по-настоящему и не ожил. Святыни Константинополя были самым лакомым куском – собственно, «религиозные» крестоносцы стремились прежде всего именно к их захвату. Реликвии грабили, кто могли и как могли, вывозили к себе венецианцы, французы, немцы...

15

«Сделкой века» стала покупка в 1239 году у промотавшегося оккупационного императора Константинополя Балдуина II французским королем Людовиком IX тернового венца и ряда других реликвий Страстей Христовых за баснословную по тем временам сумму денег: 135 тысяч ливров.

Людовик рассчитывал этой покупкой превратить Париж в новый Константинополь и построил по образцу Фаросской церкви (она была уничтожена крестоносцами до основания) красивейшую часовню Сен-Шапель, в которой реликвии и хранились до Великой французской революции, когда большая часть святынь была разворована или уничтожена – выжили терновый венец и два гвоздя.

Куда пропали ряд других реликвий Фаросской часовни – Мандилион, Керамион и письмо Авгарю – так и не известно. Они попросту исчезли.

16

Дискуссия о подлинности Даров оказалась долгой (фото: ИТАР-ТАСС)
Дискуссия о подлинности Даров оказалась долгой (фото: ИТАР-ТАСС)

Дары Волхвов избежали этого разграбления, очевидно, потому, что принадлежали не императорскому дворцу, а церкви Святой Софии. Их успели спасти, а вскоре после взятия турками Константинополя они попали в хорошие руки – дочери сербского государя Георгия Бранковича Мары.

Она была одной из жен турецкого султана Мурада II (+1444), но сохранила свое высокое положение и после его смерти (ведь этот брак был дипломатическим) и сумела забрать из захваченного в 1453 году Константинополя те самые золотые сосуды, которые известны нам по стольким описаниям.

Они были переданы в монастырь Св. Павла на Афоне, где в какой-то момент в XVI веке им и решили придать более соответствующий представлениям того времени вид пояса с подвесками из золота и бусинами из ладана и смирны. Трансформация совершенно логичная и соответствующая греческим церковным вкусам того времени, поскольку сосуды вне контекста Святой Софии никому уже ничего не говорили. В таком виде один из ковчегов с Дарами и прибыл к нам.

17

Какие из всего этого выводы? Ответ на вопрос, являлись ли хранимые в Софии Константинопольской сосуды теми самыми золотыми сосудами, в которых волхвы принесли дары Христу, – это дело личной веры каждого. Афонские монахи в это верят (хотя излагаемая ими история даров порой полна явных погрешностей против исторических фактов, так что лучше бы им проработать этот вопрос тщательно). И нам в это верить ничто не мешает. Нет никаких объективных фактов, которые против этого бы говорили.

Эти дары никто не «подделывал», чтобы дурить народ. Их некому и незачем было подделывать. В Константинополь, где они хорошо засвидетельствованы, они попали с Востока – либо в V, либо в IX веке – и заняли свое скромное, но почетное место в ряду святынь, связанных с жизнью Христа. Не такое выдающееся, как реликвии Страстей или Нерукотворный образ, но достаточно важное и заметное.

Дары были важной частью иеротопии – священного пространства – Константинополя, участвовали в его интенсивнейшей религиозной и молитвенной жизни. И в любом случае в полной мере заслуживают звания иконы, возводящей нас от образа к первообразу, к памяти Рождества Христова. Любая христианская реликвия – и «историческая», и «искусственная» – это именно вещественная икона. Она имеет ценность не как магический предмет, а как часть сакрального пространства и сакрального молитвенного действа в нем.

Популярные материалы
Названы самые надежные мировые валюты
Эдуард Лимонов: В Сенегале России мстит Франция
Путин назвали третьим в списке вызывающих восхищение людей
Аккаунт Охлобыстина в Twitlonger заблокировали
Жириновский ввел стандарт: 3–4 раза секса в год достаточно
Составлен список худших истребителей всех времен
Газета ВЗГЛЯД в Facebook - рекомендуем
Таким сакральным пространством был Константинополь в 1200 году, когда к Дарам прикоснулся русский человек – Добрыня Ядрейкович (скорее всего, впрочем, он был не первым русским, дотронувшимся до них). Таким сакральным пространством стала и Москва в те дни, когда 400 тысяч человек пришли почтить эту святыню – пришли в простоте веры, спокойствии и радости, совсем не будучи, кстати, озабочены вопросом о подделках и подлинниках, терзающим прогрессивных журналистов.

18

Второй раз за последние годы Москва, впервые с XVII века, стала реальным пространством иеротопии, не унылым местом, где унылые люди ходят по унылым музеям унылой «духовности былых веков», а местом живого, эмоционального, насыщенного религиозного поклонения. Пространством, где действительно творится чудо Веры.

К Поясу Богородицы в ноябре 2011 люди действительно шли с надеждой на чудо и его получали (я тогда написал небольшой сократический диалог «Феопомп», в котором метафорически описал происшедшее и рискнул напомнить главное: чудо – это не магия и не нарушение естественного порядка вещей, а напротив – восстановление его; когда человек молится о здоровье, или женщина о плодоношении, или народ о благоденствии, – они молятся о том, что правильно, естественно и должно быть по Божьему замыслу, и было бы, если бы не злоба диавола).

***

Сакральное пространство – это пространство живой и действующей Благодати. И лучшее удостоверение этой Благодати – это беснование ее противников. Их очевидно корчит. Нормальной человеческой реакцией массовый психоз борцов с Дарами не объяснить. Тут подходит только слово «корежит». Причем, что характерно, дароборцы впадают в те самые грехи, в которых обвиняют противников:

а) магизм и фетишизм – так как именно они, а не православные, считают, что дело в какой-то «энергии», которой «заряжаются» Дары, а потому вопрос археологической (а не иконической) подлинности столь существенен;

б) психоз – так как именно в студиях «Дождя» и «Эха», в редакциях газет и интернет-порталов, в фейсбученьках и жежешечках стоит нервный ажиотаж, которого в очереди к дарам замечено не было;

в) обман и ложь – поскольку именно в адрес собравшихся православных, в адрес организаторов привоза было сказано множество лжи, грязи, подозрений и обвинений, в то время как православные ничего подобного себе не позволяли.

Опять наша коллективная Иродиада беснуется. Опять хочет, чтобы Саломея сплясала и принесла ей на блюде голову святого. Что поделать – и бесы веруют. Веруют и трепещут.

От Artur
К IGA (14.01.2014 01:22:57)
Дата 14.01.2014 16:39:23

мнение ещё одного дерьмосперта конечно очень важно

такое ощущение, что вы живое ископаемое с двача - какай то культ дерьма, не можете пройти мимо ни одной кучи, что бы не поделиться ею с другими


От Durga
К Artur (14.01.2014 16:39:23)
Дата 15.01.2014 02:29:14

Артур

Привет


>такое ощущение, что вы живое ископаемое с двача - какай то культ дерьма, не можете пройти мимо ни одной кучи, что бы не поделиться ею с другими

Не стыдно?


*** лох, пофигист, подлец, сионист не достоин называться коммунистом!

От Artur
К Durga (15.01.2014 02:29:14)
Дата 15.01.2014 04:59:16

я весь внимание

>Привет

И вам хорошего настроения

>>такое ощущение, что вы живое ископаемое с двача - какай то культ дерьма, не можете пройти мимо ни одной кучи, что бы не поделиться ею с другими
>
>Не стыдно?

за что ?

Монахи с Афона - очень, очень, очень, ....очень авторитетны в среде православия. Такой уровень авторитета надо заслужить. И кто из одной статьи в другу на них нападает, он воюет с духовной основой русского народа. Именно в среде монахов с Афона был рождён исихазм, богословно закреплённый трудами Паламы в православии в доктрине синергии

Деятельный исихазм - помните такой термин Покровского ? Именно он был одной из наиболее влиятельных сил, формирующих дух русского народа в годы монгольского ига




От IGA
К Artur (14.01.2014 16:39:23)
Дата 14.01.2014 22:46:05

аргументов против статьи нет? (-)


От Artur
К IGA (14.01.2014 22:46:05)
Дата 15.01.2014 04:53:11

так вы даже не понимаете этих аргументов

аргумент один на все ваши статьи - кто все эти люди по сравнению с монахами Афона ?

От IGA
К Artur (15.01.2014 04:53:11)
Дата 15.01.2014 17:50:12

это аргумент ad hominem (-)


От Artur
К IGA (15.01.2014 17:50:12)
Дата 15.01.2014 21:56:56

это просто констатация факта

аргумент был изложен, и изложен не раз.