От IGA
К IGA
Дата 12.01.2014 03:01:07
Рубрики Прочее; Ссылки; Тексты;

Дары волхвов — средневековая подделка

http://www.snob.ru/selected/entry/70319
Михаил Эпштейн:
Дары волхвов — средневековая подделка

Очередь в храм Христа Спасителя растянулась на два километра. В Москву прибыли Дары волхвов — христианская реликвия впервые в истории покинула Афон. За три дня храм посетило 130 тысяч человек. Почему все эти люди готовы отстоять девять часов, чтобы поклониться кусочкам золота, ладана и смирны? Об этом «Снобу» рассказали религиовед Николай Шабуров, философ Михаил Эпштейн, психотерапевт Лев Щеглов и другие

Владимир Сарабьянов, реставратор, член Патриаршего совета по культуре:

Дары волхвов — объект не культурный, но религиозный. Это не произведение, не изделие, это вещество: золото, ладан и смирна. Поэтому относиться к Дарам волхвов как к артефакту неправильно. Почему люди готовы стоять к ним в очереди с детьми и с колясками? Просто людям надо чему-то поклоняться, и некоторые не очень-то думают, чему именно они поклоняются.

В христианском мире существуют безусловные святыни, достойные поклонения, но Дары волхвов к ним не относятся. Я к этим предметам настроен весьма скептически. Огромное количество святынь имеют материальную историю, мы можем проследить их возникновение, бытование в раннехристианские времена — это мощи святых и, скажем, Спас Нерукотворный, который хоть и утерян, имеет достаточно известную историю. Но очень трудно представить, как Дары волхвов могли сохраниться в реальности с тех самых древних времен. Все мы прекрасно знаем, что и в Средние века, и ранее, и позже реликвии являлись объектом не только поклонения, но и спекуляции, торговли и обмана, и тому масса примеров. Поэтому я и разделяю для себя реликвии на несомненные и сомнительные.

В том, что волхвы принесли дары, никто не сомневается. Они отдали их нищей семье с младенцем на руках — наверняка эти дары были как-то употреблены. Представьте, в каком материальном положении находилось Святое семейство, бежавшее в Египет без средств к существованию. Трудно представить, что они носили Дары как реликвию. Для них Дары не были святыней — они сами были святыней, и они это осознавали.

Многие осудят мои слова, но Спаситель сказал: «По вере вашей да будет вам». Это значит, у каждого вера своя, и своя мера этой веры. Нельзя всех равнять под одну гребенку и считать, что, если человек верит в чудотворную икону, он должен верить и во все остальное. Дифференциация в нашей религии существует, этим христианство и привлекательно.

Николай Шабуров, директор Центра изучения религий РГГУ:

Цифры посещения рождественской службы стабильно низки: примерно 2% населения. Людям не нужны традиционные церковные службы, все хотят чуда. Значительная часть ищет в религии какую-то магию, что-то, что может исцелить и помочь конкретно. Мне эти процессы не до конца понятны, потому что очень сложно рационально анализировать иррациональное. Но такая архаизация видна сейчас во всем: в общественной морали, в политике, в идеологии. Одна из причин — нестабильная ситуация в обществе.

Михаил Эпштейн, философ, литературовед:

Дары волхвов — это, скорее всего, средневековая подделка. Нет ничего плохого, чтобы выставить на всенародное обозрение такую вещь. Может, кому-то она доставит утешение, но благоговение перед этим, искусственно нагнетаемое, не способствует укреплению авторитета церкви в глазах общества. Этот магизм присущ даже монотеистическим религиям, а в православии представлен особенно наглядно. Речь идет о вере в чудо, но это никак не состыкуется с задачами церкви, которая должна в первую очередь работать над людьми и своим собственным состоянием.

Лев Щеглов, психотерапевт, ректор Института психологии и сексологии:

Пусть верующие не обижаются, но все это напоминает Чумака с его заряженной водой и Кашпировского, который всех лечил через телевизор. В таких процессах большую роль играют механизмы истеричности. Людям в той или иной мере свойственно желание чему-то поклоняться, что-то наделять особенной магической сакральной значимостью и ждать от чего-то чуда. Формы поклонения могут быть какими угодно. Это явление известно ровно столько, сколько существует человек.

Наше общество сегодня растеряно. Даже те, кто искренне считает, что власть у нас замечательная, по сути в нее не верят. Люди верят в тайные личные мотивы, обогащение, воровство, сговор.

У многих треснули глубинные семейные и дружественные отношения. Общество не только растеряно, но и инфантилизировано. Все это накладывается на контекст псевдорелигиозности — истинная вера не имеет ничего общего с тем, что происходит сейчас, ни с агрессией, ни со злобой, ни с навязыванием мнения.

Вячеслав Тарасов, врач-психиатр:

Покрутиться там, свидетельствовать себя, выложить потом фотографию в инстаграм — дань моде. Есть модные рестораны, модные кинотеатры, модные тусовки. Православие занимает в сознании людей то же самое место. Большинство людей очень лениво и делать что-то для своего благополучия не хочет [IGA: просто потому что это невозможно в РФ]. Намного проще поклониться некому символу, иконе или поясу, чтобы решить свои насущные проблемы. Зачем работать каждый день и самосовершенствоваться? Можно попросить чуда.

Очередное проявление мракобесия: наука уходит на второй план, зато все, что является чудесным, внезапным, потусторонним, иррациональным, в большой моде. Чтобы понимать абсурдность всего этого явления, нужно уметь думать, а не потреблять информацию. А вера не подразумевает размышлений, никаких затрат не нужно. У нас сейчас общество ultrallight: попроще, покороче, подоступней.

Юрий Савенко, президент Независимой психиатрической ассоциации России:

Религиозное чувство очень глубоко коренится в людях, и даже атеисты на самом деле остаются людьми верующими, просто им заменяет религиозную веру что-то другое. Чувство совести и чувство священного — два истока любой веры. Священные предметы есть у каждого — это, например, фотографии отца и матери, которые нами сакрализуются. Это очень сильные вещи, и ими всегда можно пользоваться во благо, но религиозные войны — самые страшные.

Вредно, опасно стоять в такую погоду в очереди к Дарам волхвов, а стоят. Одни на этом энтузиазме вопреки погодным условиям даже здоровее будут, другим это может навредить. Ничего удивительного в этом нет — наоборот, можно восхищаться, что в людях сохранилась вера после ее затаптывания в течение семидесяти с лишним лет.

Невозможно объяснить, как люди на своем энтузиазме могут стать здоровее, несмотря на то что очередь стоит на холоде, а потом все целуют ларец со святыней в одно и то же место. Мы просто снимаем шляпу перед фактами: да, некоторые люди делают все это и не заболевают. Это и парадокс, и результат действия бытовой иммунизации у тех людей, кто рос и развивался в постоянном соприкосновении со всеми вредностями окружающей среды, а не в оранжерейных условиях.

http://www.snob.ru/i/indoc/user_23954/8449c38442f0ca106c34ad9368401b2b.jpg



От Artur
К IGA (12.01.2014 03:01:07)
Дата 14.01.2014 16:35:03

кто все эти дерьмосперты ?

>
http://www.snob.ru/selected/entry/70319
>Михаил Эпштейн:
>Дары волхвов — средневековая подделка

>Очередь в храм Христа Спасителя растянулась на два километра. В Москву прибыли Дары волхвов — христианская реликвия впервые в истории покинула Афон. За три дня храм посетило 130 тысяч человек. Почему все эти люди готовы отстоять девять часов, чтобы поклониться кусочкам золота, ладана и смирны? Об этом «Снобу» рассказали религиовед Николай Шабуров, философ Михаил Эпштейн, психотерапевт Лев Щеглов и другие

>Владимир Сарабьянов, реставратор, член Патриаршего совета по культуре:

>Дары волхвов — объект не культурный, но религиозный. Это не произведение, не изделие, это вещество: золото, ладан и смирна. Поэтому относиться к Дарам волхвов как к артефакту неправильно. Почему люди готовы стоять к ним в очереди с детьми и с колясками? Просто людям надо чему-то поклоняться, и некоторые не очень-то думают, чему именно они поклоняются.

>В христианском мире существуют безусловные святыни, достойные поклонения, но Дары волхвов к ним не относятся. Я к этим предметам настроен весьма скептически. Огромное количество святынь имеют материальную историю, мы можем проследить их возникновение, бытование в раннехристианские времена — это мощи святых и, скажем, Спас Нерукотворный, который хоть и утерян, имеет достаточно известную историю. Но очень трудно представить, как Дары волхвов могли сохраниться в реальности с тех самых древних времен. Все мы прекрасно знаем, что и в Средние века, и ранее, и позже реликвии являлись объектом не только поклонения, но и спекуляции, торговли и обмана, и тому масса примеров. Поэтому я и разделяю для себя реликвии на несомненные и сомнительные.

>В том, что волхвы принесли дары, никто не сомневается. Они отдали их нищей семье с младенцем на руках — наверняка эти дары были как-то употреблены. Представьте, в каком материальном положении находилось Святое семейство, бежавшее в Египет без средств к существованию. Трудно представить, что они носили Дары как реликвию. Для них Дары не были святыней — они сами были святыней, и они это осознавали.

>Многие осудят мои слова, но Спаситель сказал: «По вере вашей да будет вам». Это значит, у каждого вера своя, и своя мера этой веры. Нельзя всех равнять под одну гребенку и считать, что, если человек верит в чудотворную икону, он должен верить и во все остальное. Дифференциация в нашей религии существует, этим христианство и привлекательно.

>Николай Шабуров, директор Центра изучения религий РГГУ:

>Цифры посещения рождественской службы стабильно низки: примерно 2% населения. Людям не нужны традиционные церковные службы, все хотят чуда. Значительная часть ищет в религии какую-то магию, что-то, что может исцелить и помочь конкретно. Мне эти процессы не до конца понятны, потому что очень сложно рационально анализировать иррациональное. Но такая архаизация видна сейчас во всем: в общественной морали, в политике, в идеологии. Одна из причин — нестабильная ситуация в обществе.

>Михаил Эпштейн, философ, литературовед:

>Дары волхвов — это, скорее всего, средневековая подделка. Нет ничего плохого, чтобы выставить на всенародное обозрение такую вещь. Может, кому-то она доставит утешение, но благоговение перед этим, искусственно нагнетаемое, не способствует укреплению авторитета церкви в глазах общества. Этот магизм присущ даже монотеистическим религиям, а в православии представлен особенно наглядно. Речь идет о вере в чудо, но это никак не состыкуется с задачами церкви, которая должна в первую очередь работать над людьми и своим собственным состоянием.

>Лев Щеглов, психотерапевт, ректор Института психологии и сексологии:

>Пусть верующие не обижаются, но все это напоминает Чумака с его заряженной водой и Кашпировского, который всех лечил через телевизор. В таких процессах большую роль играют механизмы истеричности. Людям в той или иной мере свойственно желание чему-то поклоняться, что-то наделять особенной магической сакральной значимостью и ждать от чего-то чуда. Формы поклонения могут быть какими угодно. Это явление известно ровно столько, сколько существует человек.

>Наше общество сегодня растеряно. Даже те, кто искренне считает, что власть у нас замечательная, по сути в нее не верят. Люди верят в тайные личные мотивы, обогащение, воровство, сговор.

>У многих треснули глубинные семейные и дружественные отношения. Общество не только растеряно, но и инфантилизировано. Все это накладывается на контекст псевдорелигиозности — истинная вера не имеет ничего общего с тем, что происходит сейчас, ни с агрессией, ни со злобой, ни с навязыванием мнения.

>Вячеслав Тарасов, врач-психиатр:

>Покрутиться там, свидетельствовать себя, выложить потом фотографию в инстаграм — дань моде. Есть модные рестораны, модные кинотеатры, модные тусовки. Православие занимает в сознании людей то же самое место. Большинство людей очень лениво и делать что-то для своего благополучия не хочет [IGA: просто потому что это невозможно в РФ]. Намного проще поклониться некому символу, иконе или поясу, чтобы решить свои насущные проблемы. Зачем работать каждый день и самосовершенствоваться? Можно попросить чуда.

>Очередное проявление мракобесия: наука уходит на второй план, зато все, что является чудесным, внезапным, потусторонним, иррациональным, в большой моде. Чтобы понимать абсурдность всего этого явления, нужно уметь думать, а не потреблять информацию. А вера не подразумевает размышлений, никаких затрат не нужно. У нас сейчас общество ultrallight: попроще, покороче, подоступней.

>Юрий Савенко, президент Независимой психиатрической ассоциации России:

>Религиозное чувство очень глубоко коренится в людях, и даже атеисты на самом деле остаются людьми верующими, просто им заменяет религиозную веру что-то другое. Чувство совести и чувство священного — два истока любой веры. Священные предметы есть у каждого — это, например, фотографии отца и матери, которые нами сакрализуются. Это очень сильные вещи, и ими всегда можно пользоваться во благо, но религиозные войны — самые страшные.

>Вредно, опасно стоять в такую погоду в очереди к Дарам волхвов, а стоят. Одни на этом энтузиазме вопреки погодным условиям даже здоровее будут, другим это может навредить. Ничего удивительного в этом нет — наоборот, можно восхищаться, что в людях сохранилась вера после ее затаптывания в течение семидесяти с лишним лет.

>Невозможно объяснить, как люди на своем энтузиазме могут стать здоровее, несмотря на то что очередь стоит на холоде, а потом все целуют ларец со святыней в одно и то же место. Мы просто снимаем шляпу перед фактами: да, некоторые люди делают все это и не заболевают. Это и парадокс, и результат действия бытовой иммунизации у тех людей, кто рос и развивался в постоянном соприкосновении со всеми вредностями окружающей среды, а не в оранжерейных условиях.

>
http://www.snob.ru/i/indoc/user_23954/8449c38442f0ca106c34ad9368401b2b.jpg




их слово против слова афонских монахов это как моська против слона.

От vld
К Artur (14.01.2014 16:35:03)
Дата 20.01.2014 12:13:59

Re: кто все...

>их слово против слова афонских монахов это как моська против слона.

Эксперты - это специалисты. Афонским же монахам рассуждать не положено, как начальство велело, так и споют. Впрочем, они и не настаивают, что данные поздневизантийские подвески - те самые "дары волхвов", если вы не знаметили.

От Artur
К vld (20.01.2014 12:13:59)
Дата 20.01.2014 13:37:02

афонские монахи и есть начальники (-)


От IGA
К Artur (14.01.2014 16:35:03)
Дата 14.01.2014 22:39:46

вы хотите фекалий?

> кто все эти дерьмосперты ?

Вы хотите фекалий?
Ok, специально для вас - свежий продукт газеты Der Stürmer "Комсомольская правда":

http://www.kp.ru/daily/26180.7/3069389/
Дмитрий СТЕШИН (позавчера, 16:39)
Почему потомков волхвов корежит от их даров?

Большинству представителей «либеральной интеллигенции» привезенные в Москву «дары волхвов» встали, буквально, поперек. Чем больше людей шло к храму Христа Спасителя, тем сильнее был вой в либеральной прессе и «прогрессивных» бложиках и пабликах. Даже специальные круглые столы собирались в некоторых изданиях, чтобы на них заклеймить, ущучить, вывести на чистую воду. Посмеяться, дословно «над рабами, которые ползут на карачках толпой к дарам». И смайлик в конце, чтобы все прочитавшие не забыли улыбнуться. Но это частный блог.

А вот известное сетевое и бумажное издание выносит в заголовок фразу: «Михаил Эпштейн: Дары волхвов – средневековая подделка». Молодец, философ и религиовед Михаил Эптштейн, не смог промолчать, отринул ложный стыд, раскрыл всем глаза.

Дальше на страницах того же издания, на ту же тему камлают другие граждане. Сравнивают поклонение «Дарам» с сеансами Чумака и Кашпировского, любезно предупреждают о том, что можно простыть в очереди, и вместо чаемого здоровья, получить ангину с осложнениями.

Сообщают верующим о том, что за 20 веков, никакой ладан и смирна не уцелеют – истлеют, сгниют, распадутся. По странному совпадению, вряд ли кто-то из этих доброхотов является христианином, а их «ближневосточные» фамилии, в сочетании с критикой христианства, боюсь, могут вызвать в ответ лишь антисемитизм и ничего более. Потому что свои святыни, могут критиковать только свои. Только мусульмане имеют право обсуждать подлинность и святость «волоса Пророка» или устройство Каабы.

Если этим будут заниматься христиане, по всем понятием это будет вопиющим хамством, наглостью, и не побоюсь этого слова – скотством. Чтобы лучше объяснить это, давайте отзеркалим ситуацию.

В мае, в канун празднования Дня образования государства Израиль, некий Дмитрий Стешин вылезает со статьей, о том, что ключ от Сионских ворот Иершалаима, переданный англичанами еврейской общине в 1948 году - базарная подделка, необходимая для обоснования политической и исторической легитимности спешно создающегося государства Израиль. И что вряд ли этот ключ, то самый ключ, который отобрали у еврейской общины целых 18 веков назад, слишком уж мало на нем ржавчины.

Неплохо бы этому ключу устроить хороший химический анализ, в лучшей лаборатории мира. И если в металле ключа обнаружится ванадий и хром, то ключ – подделка. Потому что хром и ванадий 18 веков назад не добывали. А значит, святыня эта ложная и само существование государства Израиль… и т.д. и т.п. Представили? А представили, что будет потом? После такой манифестации мы бы имели множественные разрывы шаблонов, большой гевалт и даже обращение в Гаагский трибунал с жалобами на "антисемитизм". Крики «вон из профессии», жалобы в суд, предупреждение соответствующих органов, блюдущих толерантность в российских СМИ. И это было бы совершенно справедливо. Но, заведенные порядки у нас таковы, что борьба с оскорблением чувств верующих у нас работает только в одну сторону. И никто, никогда, не найдет в выступлении Михаила Эпштейна и его сотоварищей разжигания того самого антисемитизма и оскорбления чувств верующих христиан.

Интересно, эти люди понимают, какую ненависть пытаются сеять? Им не страшно?

От Scavenger
К IGA (14.01.2014 22:39:46)
Дата 24.01.2014 16:09:08

Re: Абсолютно правильно написано по сути.

>> кто все эти дерьмосперты ?
>
>Вы хотите фекалий?
>Ok, специально для вас - свежий продукт газеты Der Stürmer "Комсомольская правда":

Полностью поддерживаю эту статью. Действительно, религиозный миф можно разоблачать высчитывая уровень ванадия и хрома. А еще можно восставать против 6 дневного творения в Библии ссылаясь на то, что за 6 дней животные не вырастают и растения не появляются. А можно не заниматься подобным идиотизмом.

Статья в "Комсомольской правде" не против иудеев направлена. Она направлена против манипуляции религиозными символами любой религии. И показано, что иудеи наоборот - молодцы, они своими религиозными символами никому не дали бы манипулировать.