От Георгий
К All
Дата 24.12.2001 09:39:12
Рубрики Россия-СССР; История; Образы будущего; Манипуляция; Культура; ...

"Храбрым мальчикам" - моим братьям по Форуму.

Вчера был в Филармонии.
Концерт был знаменантельный. Его программа совпадала с программой концерта 21 ноября 1937 года. В программе в числе других вещей была премьера Пятой симфонии Шостаковича и Концерта для фп. с оркестром Хачатуряна - тоже премьера. Дирижировал Мравинский - еще не главный дирижер Филармонии и не лауреат Всесоюзного конкурса.

Вступительное слово вышел сказать Леонид Гаккель. Старожилы форума, быть может, помнят это имя - я цитировал (еще на старом Форуме) высказывания этого высокопоставленного музыковеда-лектора (доктор искусствоведения, профессор, засл. деятель иск-в, академик Рос. академии гуманитарных наук, член Союза композиторов России (!) и пр., род. в 1936 г.) о Шостаковиче и его музыке.
Говорил он так:
- ...это было время, о котором даже вспоминать страшно. Я процитирую только двух женщин, живших в то время: Ахматову (тут он процитировал строчку из стихотворения - Г.) и Надежду Мандельштам: "Если бы храбрым мальчикам, которые (забыл, в общем "не проклинающие то время или восхищающиеся им"- Г.)..., во сне привиделась бы одна сотая из того, что видели мы в своё время, они бы проснулись в ледяном поту, и еще неизвестно, что бы они сделали утром". Сейчас вокруг нас немало этих "храбрых мальчиков" (неплохой экивок - Г.).
***
Тут у нас целый Форум "храбрых мальчиков" в главе со мной %-))), поэтому продолжаю. Попутно замечу, что никогда бы не мог говорить так пафосно (это надо слышать!) о времени, в котором не жил.
***
... От Мравинского потребовалось беспримерное мужество, чтобы исполнить эту вещь - ведь решительно все в Ленинграде помнили статью "Сумбур вместо музыки". Более двух лет Шостакович не звучал в этом зале (Большом зале Филармонии. - Г). Мравинский в 1966 году вспоминал: "До сих пор удивляюсь, как смело я взялся за премьеру этого сочинения. Если бы мне предложили бы это сейчас, я бы долго думал и, скорее всего, не согласился бы". К тому времени у него уже был опыт отказа от сочинений - он не сыграл Тринадцатую симфонию Шостаковича и некоторых других произведений....
(13-я симфония Шостаковича, в пяти частях, была на писана на стихи Евтушенко. 1-я часть называется "Бабий яр", там пинают скопом фашистов и русских черносотенцев, а конкретно - "Союз русского народа" - интересующимся могу записать слова.
Эмигрант Резников, бывший музыкант нашего филармонического оркестра, в своих заграничных мемуарах вываливает в грязи Е. А. Мравинского, называет его верным служакой тоталитарной системы, а про 13-ю симфонию пишет, что Мравинский отказался ее играть, мол, из-за своего антисемитизма и, видимо, карьеризма. Я бы тоже на его месте отказался, кстати. - Г.)

... - О симфонии прекрасно отозвался Пастернак - "вот он (Шостакович - Г.) взял и всё сказал, и ему ничего не сделали". Я бы с ним не согласился. Сделали! - подорвали здоровье, сократили срок земной жизни....
... Алексей Толстой сказал об этой симфонии, что это - картина "становления личности". Вообще русские писатели становятся поразительно глухи, говоря о музыке. Я бы сказал даже больше - это проявление омерзительного конформизма. Не становление личности, а сопротивление личности выражено в этой музыке. Сопротивление давлению и ВЛАСТИ БОЛЬШИНСТВА, ДУХОВНОМУ БОЛЬШЕВИЗМУ. (Эти же слова были приведены мною в цитате на старом Форуме. Спасибо за откровенность, как говорится. - Г.)
Аплодисменты.
**
Раздались аплодисменты. Я, разумеется, не аплодировал.
Несколько мыслей по поводу.

1. О какой-то тени 1937-38 гг. было бы немыслимо подумать совсем недавно, лет 20-30 назад. Кто бы стал тогда "искать спасения у Сталина"? И вот теперь ...
2. Вот, на дворе 2001 год. Никаких тебе репрессий. А слушаем мы музыку 64-летней давности, потому что сегодняшнее время бесплодно. Когда обратил на это внимание слушательницы, сидевшей рядом, она мне ответила: "Что же тут удивительного? Во время большого напряжения и стресса и создается великое". Я сказал: "Само по себе напряжение не может ничего породить".
Вообще-то появление СССР продлило жизнь ПО-НАСТОЯЩЕМУ БОЛЬШОЙ симфонической музыке лет если не на 70, то на 40-50. ("Было б кого пожалеть и утешить кого бы" - А. К. Толстой). На Западе она кончилась с Густавом Малером. Дальше пошло ушеугодие и "развлекалово". Причем навсегда - ДО КОНЦА ЭТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Можно еще Карла Орфа вспомнить, конечно (не "Кармину Бурану", другие вещи). Но там, в Германии, был свой стимул в 30-е и 40-е годы. А "после того" авангардисты не стеснялись обвинять его в "тоталитаризме" и даже намекали на родственность его творческих установок фашистским - за то, что он старался писать понятную обычным людям музыку.
3. "Это время я не хочу вспоминать, хотя и забывать тоже нельзя". Оно конечно, кто же забудет 1937 год? Премьера таких двух сочинений, победа Ойстраха на конкурсе скрипачей и Якова Зака - на шопеновском (желающие могут дополнить). А что такое 2001 год?
Если нам суждено, не дай бог, еще раз пережить диктатуру - пиночетовского типа - то смертных приговоров будет немало, но уже никаких современных Шостаковичей и Прокофьевых не будет. Упомянутые умели сочувствовать тем, кто "не вписался" - и тем, кто "вписался", тоже.
На Дальнем Востоке (и не только там) сейчас мерзнут люди - и будут впредь мерзнуть, все это знают. Кто-нибудь из сегодняшних "творцов" думает о них, жалеет их? Три "ха-ха", как говорится. Над ними не каплет, а Свиридова с Гаврилиным уж нет в живых. Малер говорил - "как я могу быть счастлив, если рядом страдает человеческое существо?" На Достоевском, говорят, был помешан.
Нынешние мэтры отнюдь не сентиментальны. На реквиемы памяти "жертв репрессий" и "погибших за демократию" они еще, пожалуй, разорятся, на вполне реальные (тоже) беды "обыкновенных" сегодняших людей - нет. А и то, зачем? Небось не в лагере сидят, сами виноваты. Опять же свобода, каждый за себя, "падающее толкни" и прочее.
4. Похоже, дело в том, что тогдашние репрессии были сосредоточены в основном в крупных городах, где проживали "творцы" и вообще элита. А сегодня все беды происходят "за пределами". Может, и нет их вовсе? По телевизору скорее Якубовича и Задорнова увидеть можно, и еще "За стеклом" - до бедствующих ли, право...
Как развитые страны сумели вытолкнуть все "нехорошее" в третий мир, так и российская элита проблемы страны - в провинцию. Это происходило в России не однажды, правда. Тогда, в прошлый раз, нехорошо кончилось.

От Товарищ Рю
К Георгий (24.12.2001 09:39:12)
Дата 24.12.2001 09:54:59

Как будто...

>Вообще-то появление СССР продлило жизнь ПО-НАСТОЯЩЕМУ БОЛЬШОЙ симфонической музыке лет если не на 70, то на 40-50. ("Было б кого пожалеть и утешить кого бы" - А. К. Толстой). На Западе она кончилась с Густавом Малером. Дальше пошло ушеугодие и "развлекалово". Причем навсегда - ДО КОНЦА ЭТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

... не велик Барток. Это я в первый же момент подумал, даже не будучи знатоком классической - тем более, современной, музыки.

>3. "Это время я не хочу вспоминать, хотя и забывать тоже нельзя". Оно конечно, кто же забудет 1937 год? Премьера таких двух сочинений, победа Ойстраха на конкурсе скрипачей и Якова Зака - на шопеновском (желающие могут дополнить). А что такое 2001 год?

А что происходило интересного в плане музыки, скажем, в 1830 году? Отличие, вероятно, только в том, что вас тогда не было?

>На Дальнем Востоке (и не только там) сейчас мерзнут люди - и будут впредь мерзнуть, все это знают. Кто-нибудь из сегодняшних "творцов" думает о них, жалеет их? Три "ха-ха", как говорится. Над ними не каплет, а Свиридова с Гаврилиным уж нет в живых. Малер говорил - "как я могу быть счастлив, если рядом страдает человеческое существо?" На Достоевском, говорят, был помешан.

Вы серьезно верите в реальное существование "золотого века" - что в прошлом, что в будущем?! Если же нет, то ваш Малер (вкупе с Достоевским - трепло подзаборное, извиняюсь за площадность).

От Георгий
К Товарищ Рю (24.12.2001 09:54:59)
Дата 24.12.2001 10:19:15

Упрек справедлив, однако...



>>Вообще-то появление СССР продлило жизнь ПО-НАСТОЯЩЕМУ БОЛЬШОЙ симфонической музыке лет если не на 70, то на 40-50. ("Было б кого пожалеть и утешить кого бы" - А. К. Толстой). На Западе она кончилась с Густавом Малером. Дальше пошло ушеугодие и "развлекалово". Причем навсегда - ДО КОНЦА ЭТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
>
>... не велик Барток. Это я в первый же момент подумал, даже не будучи знатоком классической - тем более, современной, музыки.

...Барток умер в 1945 году. И он тоже ставил себе сверхзадачи. Кстати, Шостакович чаще его исполняется.

>>3. "Это время я не хочу вспоминать, хотя и забывать тоже нельзя". Оно конечно, кто же забудет 1937 год? Премьера таких двух сочинений, победа Ойстраха на конкурсе скрипачей и Якова Зака - на шопеновском (желающие могут дополнить). А что такое 2001 год?
>
>А что происходило интересного в плане музыки, скажем, в 1830 году? Отличие, вероятно, только в том, что вас тогда не было?

Меня не было и в 1937 году %-)

>>На Дальнем Востоке (и не только там) сейчас мерзнут люди - и будут впредь мерзнуть, все это знают. Кто-нибудь из сегодняшних "творцов" думает о них, жалеет их? Три "ха-ха", как говорится. Над ними не каплет, а Свиридова с Гаврилиным уж нет в живых. Малер говорил - "как я могу быть счастлив, если рядом страдает человеческое существо?" На Достоевском, говорят, был помешан.
>
>Вы серьезно верите в реальное существование "золотого века" - что в прошлом, что в будущем?! Если же нет, то ваш Малер (вкупе с Достоевским - трепло подзаборное, извиняюсь за площадность).

Я не понял - что Вы называете "золотым веком"? Конец 19 - начало 20 в. - годы жизни Малера? А при чем тут это, собственно? Речь шла о том, что эти люди сострадали ближнему.

А насчет Дейнеки могу сказать, что главное не в стиле, а в "задаче". "Общество потребления" - если на такую позицию переходят и "творцы" - в принципе ничего большого создать не может. Переиздать, собрать, разместить, роскошные каталоги - да. Да еще развлекаться всякими "инсталляциями" и гавканьем какого-то идиота в клетке (см. "Либерастию").
Еще Леонард Бернстайн обращал внимание на то, что в 20 веке академическая музыка почти повсюду деградировала - публика (не эстеты!) перестали воспринимать ее как свою (а в 19 веке "толпа молодых людей распевала величание из "Бориса", по словам Римского-Корсакова).
Произошло "распараллеливание" музыки, а меломаны обратились к музыке 18 и 19 века как к "основному фонду".

От Товарищ Рю
К Георгий (24.12.2001 10:19:15)
Дата 24.12.2001 10:29:08

Вот в однако-то и заключается...

>>>Вообще-то появление СССР продлило жизнь ПО-НАСТОЯЩЕМУ БОЛЬШОЙ симфонической музыке лет если не на 70, то на 40-50. ("Было б кого пожалеть и утешить кого бы" - А. К. Толстой). На Западе она кончилась с Густавом Малером. Дальше пошло ушеугодие и "развлекалово". Причем навсегда - ДО КОНЦА ЭТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
>>
>>... не велик Барток. Это я в первый же момент подумал, даже не будучи знатоком классической - тем более, современной, музыки.
>
>...Барток умер в 1945 году. И он тоже ставил себе сверхзадачи. Кстати, Шостакович чаще его исполняется.

Хорошо, хорошо... тут я не спорщик. Хотя мысли имеются. А как вам Ллойд-Вебер? ;-)

>>Вы серьезно верите в реальное существование "золотого века" - что в прошлом, что в будущем?! Если же нет, то ваш Малер (вкупе с Достоевским - трепло подзаборное, извиняюсь за площадность).
>
>Я не понял - что Вы называете "золотым веком"? Конец 19 - начало 20 в. - годы жизни Малера? А при чем тут это, собственно? Речь шла о том, что эти люди сострадали ближнему.

"Золотым веком" я называю тот период, когда на земле нет (или не было) страдающих. Соответственно, никто не может чувствовать себя счастливым. Так... выдохните... вдохните снова... и попытайтесь вникнуть в ситуацию.

>А насчет Дейнеки могу сказать, что главное не в стиле, а в "задаче". "Общество потребления" - если на такую позицию переходят и "творцы" - в принципе ничего большого создать не может. Переиздать, собрать, разместить, роскошные каталоги - да. Да еще развлекаться всякими "инсталляциями" и гавканьем какого-то идиота в клетке (см. "Либерастию").
>Еще Леонард Бернстайн обращал внимание на то, что в 20 веке академическая музыка почти повсюду деградировала - публика (не эстеты!) перестали воспринимать ее как свою (а в 19 веке "толпа молодых людей распевала величание из "Бориса", по словам Римского-Корсакова).

А вы не представляете себе ситуацию, что музыка Римского-Корсакова или Бородина была "попсой" для своего времени? Например, про "Руслан и Людмилу" есть прямые исторические указания на этот счет. Так что я бы тут не горячился...

>Произошло "распараллеливание" музыки, а меломаны обратились к музыке 18 и 19 века как к "основному фонду".

Ну, и что тут непонятного или даже плохого? Мы до сих пор смотрим на "голландцев" - и как бы ничего. Или Шекспира читаем. А насчет того, что до конца цивилизации - так это скорее в кассу "никогда не говори никогда".

С уважением

От Георгий
К Товарищ Рю (24.12.2001 10:29:08)
Дата 24.12.2001 10:46:39

Ответы.

>Хорошо, хорошо... тут я не спорщик. Хотя мысли имеются. А как вам Ллойд-Вебер? ;-)

О нем лучше у Гаврилина и Свиридова спросить. Они знали музыку поболее меня. Американская музыка вообще практически вся лежит в русле "распараллеливания". Своей академической высокой музыки там нет.
Я это "не к тому", блюзы мне нравятся, когда "завывания" (shouts) находятся "в рамках" %-))

>"Золотым веком" я называю тот период, когда на земле нет (или не было) страдающих. Соответственно, никто не может чувствовать себя счастливым. Так... выдохните... вдохните снова... и попытайтесь вникнуть в ситуацию.

Ну и? В эпоху классицизма музыку писали "по канонам". Романтизм обратился к человеку, и потому в нем много сентиментализма (в хорошем смысле) и мрачных образов - Шуберт, Брукнер. Постепенно эта тенденция подходила к надрыву и пред-экспрессионизму (Чайковский, Малер, Шостакович). Вместе с тем творцы продолжали писать "для человека". И Чайковский, и Малер - "я буду счастлив, если люди в моей музыке будут находить утешение и подпору". Малера я уже цитировал.
Потом "творцы" стали сосредотачиваться на узколичных переживаниях (а "для существования" писать развлекуху, очень даже приятную, но не обязывающую). И их музыка перестала быть в ПРИНЦИПЕ доступной тем, кто не принадлежит к их "сословию", а иногда даже никому, кроме них самих.

>А вы не представляете себе ситуацию, что музыка Римского-Корсакова или Бородина была "попсой" для своего времени? Например, про "Руслан и Людмилу" есть прямые исторические указания на этот счет. Так что я бы тут не горячился...

Что значит - "попсой"? Великий князь Михаил Павлович провинившихся офицеров вместо гауптвахты посылал на "Руслана и Людмилу" - это уж слишком известный факт. "Попса", однако... %-)))

>Ну, и что тут непонятного или даже плохого? Мы до сих пор смотрим на "голландцев" - и как бы ничего. Или Шекспира читаем. А насчет того, что до конца цивилизации - так это скорее в кассу "никогда не говори никогда".

Да ничего плохого. Просто 19 век интересовался собой значительно больше, чем прежними веками (и имел на это право!) Насчет "конца цивилизации" - я просто имел в виду глобальную переоценку ценностей.
"Расстанемся друзьями", а? %-)))

От Товарищ Рю
К Товарищ Рю (24.12.2001 09:54:59)
Дата 24.12.2001 10:04:02

Да, и вот еще что

>>Вообще-то появление СССР продлило жизнь ПО-НАСТОЯЩЕМУ БОЛЬШОЙ симфонической музыке лет если не на 70, то на 40-50. ("Было б кого пожалеть и утешить кого бы" - А. К. Толстой). На Западе она кончилась с Густавом Малером. Дальше пошло ушеугодие и "развлекалово". Причем навсегда - ДО КОНЦА ЭТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Почему мы не можем в таких же тонах говорить о гибели классической живописи в свое какое-то время? Заметьте, что СССР тут как бы совсем сбоку - не будем записывать в классики Грекова и Дайнеко.

Вероятно, каждому времени - свои песни (как и пляски).

От Георгий
К Товарищ Рю (24.12.2001 10:04:02)
Дата 24.12.2001 10:30:27

Замечания.


>Почему мы не можем в таких же тонах говорить о гибели классической живописи в свое какое-то время? Заметьте, что СССР тут как бы совсем сбоку - не будем записывать в классики Грекова и Дайнеко.

ДейнекУ, во-первых. А почему, собственно, "давайте не бцдем"? Потому что Вам этого не хочется?
В музыкальном плане. У меня есть одни знакомые. Демократы вроде Вас. При этом терпеть не могут Шостаковича (в отличие от меня). А принёс им скрипичные концерты Хренникова (очень рекомендую!) - хозяйка дома восхитилась: "Вот музыка! Пишет, как дышит - столь же естественно!" Потом показал на видике отрывок из фильма "Поезд идет на восток". Там Хренников в образе матроса поёт песню "Мы прощаемся с Москвой". Это тоже очень понравилось.

Опять сошлюсь на мою канадскую родственницу. Как-то они с мужем ходили к одному канадскому художнику. Муж КР, верный себе, "понёс" соцреализм. Хозяин дома (к удивлению собеседника) довольно резко осадил его, и сказал, что соцреализм - замечательное явление в истории и что он многому ему обязан как художник.

>Вероятно, каждому времени - свои песни (как и пляски).

Ну да. Киркоров или Укупник, Буланова там...
Вообще спорить об этих вопросах - дело ТО еще. Кто любит попадью, а кто попову дочку.

В выступлении Гаккеля меня больше задели фразы о "духовном большевизме" и о "конформизме". Меня, кстати, больше интересует конформизм не тогда, когда "в натуре" грозят репрессиями, а тогда, когда вроде бы вообще никто ничем не грозит. У Кожинова это здорово освещалось - в главе о "Мертвых душах" и о Белинском как их критике.


От Ростислав Зотеев
К Георгий (24.12.2001 10:30:27)
Дата 24.12.2001 12:31:18

А чего Вы ждали от русофобов, Георгий ????:-(

Плюньте на этих гаккелей-менеделей с их купленными побрякушками степеней и академрегалий. Человек, хоть что-нибудь в жизни смыслящий, никогда не позволил бы себе подобных выпадов, если он не балаганный фигляр...:-(
Кстати, симфонический оркестр одесской филармонии был создан в 1936 году, а сколько еще библиотек, вузов, музеев создавалось по всей стране в то время !
Думаю, наш чешскоподанный житель МИнска оспаривать это не будет ???;-)

От Товарищ Рю
К Ростислав Зотеев (24.12.2001 12:31:18)
Дата 24.12.2001 13:55:05

Логическая ошибка

>Кстати, симфонический оркестр одесской филармонии был создан в 1936 году, а сколько еще библиотек, вузов, музеев создавалось по всей стране в то время !
>Думаю, наш чешскоподанный житель МИнска оспаривать это не будет ???;-)

Оспаривать это бессмысленно - но мы же не можем знать, сколько бы их было открыто в ином гипотетическом случае?

От Игорь
К Товарищ Рю (24.12.2001 13:55:05)
Дата 25.12.2001 11:38:04

Иной гипотетический случай

>Оспаривать это бессмысленно - но мы же не можем знать, сколько бы их было открыто в ином гипотетическом случае?

Ну, например, можно пофантазировать сколько бы чего было открыто, приди либералы к власти уже тогда. Экстраполируя их нунешние культурные "достижения". Читал тут один учебник, где речь шла о таких достижениях 90-ых годов. Там в качестве достижений постулировались не новые художественные произведения или стили, а то обстоятельство, что творения закадычного дружка Лужкова - Церетели - культурная общественность обсуждает исходя не из идеологических постулатов, как якобы раньше. Каково! В художественные достоинства возводится простое отсутствие идеологии, словно отсутствие или присутсвие идеологии является основным критерием художественного творчества.

От Георгий
К Ростислав Зотеев (24.12.2001 12:31:18)
Дата 24.12.2001 13:17:22

Нет, здесь дело хуже...

>Плюньте на этих гаккелей-менеделей с их купленными побрякушками степеней и академрегалий. Человек, хоть что-нибудь в жизни смыслящий, никогда не позволил бы себе подобных выпадов, если он не балаганный фигляр...:-(

Этот-то как раз смыслит (и таких немало). Читал его "прошлые" книги, статьи и всё такое. Кстати, любопытно было смотреть две "параллельно изданные книжки" в начале 50-х - забыл, до 1953 или после - о Прокофьеве. Авторы Гаккель и Дельсон. Оба не очень хорошо отзываются о зарубежном творчестве Прокофьева - формализм, мол и прочее (я, в общем-то, со многим согласен). Но если Дельсон писал сравнительно нейтральным тоном, то Гаккель писал много резче. Это я к тому, что когда теперь некоторые, если им "укажешь", заявляют - "нас заставляли", "иначе было нельзя", - то это неправда. Надо говорить прямо - отличиться хотелось. Как это в том же "Собачьем сердце" - "когда говорят "долой разруху", надо бить себя по голове" %-)))
То же самое - вступление в партию. За шиворот туда никого не тащили.
Очень, кстати, интересно - зачем Шостакович вступал в партию? (Интересно, что при Сталине среди "знаменитостей" - не административных - было немало беспартийных, не так, как потом.) Неужели сказали - "вступай, а то расстреляем"? Ну не стал бы он пред. (или генсеком?) Союза композиторов РСФСР, ну и что? Или, может, все же вспомнил, что дед его Болеслав был проф. революционером и к Октябрю как таковому относился не так уж плохо? Поверил в "перерождение", наподобие Собчака? %-))

>Кстати, симфонический оркестр одесской филармонии был создан в 1936 году, а сколько еще библиотек, вузов, музеев создавалось по всей стране в то время !
>Думаю, наш чешскоподанный житель МИнска оспаривать это не будет ???;-)

А это никто и не оспаривает. Между прочим, что у Вас в Одессе пишут о "сталинских репрессиях" - не вообще которых, а именно о происходивших в самом городе? Может, какого-то видного композитора и дирижёра в 30-е годы расстреляли - как Евгения МИкеладзе в Грузии?