От И.Т.
К Мак
Дата 01.06.2013 21:13:10
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Культура;

С.Г.Кара-Мурза на Концептуал.тв

http://rusrand.ru/mission/video/tv/tv_896.html

ИДЕЙНЫЕ ЛЮДИ: СЕРГЕЙ КАРА-МУРЗА НА KONZEPTUAL.TV
27.05.2013

Кара-Мурза Сергей Георгиевич — российский учёный, публицист, общественный деятель. Доктор химических наук, профессор. Главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН. Специализируется в области методологии науки, исследования кризисов, политологии и социологии. Автор книг "Манипуляция сознанием", "Советская цивилизация", "Царь-Холод. Почему вымерзают русские", "Демонтаж народа", "Матрица «Россия» и многих других. В своих научных и публицистических работах Сергей Кара-Мурза развенчивает мифы о неэффективности российских традиционных методов хозяйствования и управления. Доказывазывает, что многие события новейшей истории России носили и носят антисоциальный характер. Отстаивает ценности российской технологической и культурной цивилизации.

Три основные проблемы современной России

— Первое, это главная беда России в данный момент за последние 20-25 лет - неожиданное обогащение одних, необъяснимое неожиданное обеднение других, а так же мощный удар СМИ нанесли тяжелую культурную травму всему населению: богатым, бедным — всем. И они сейчас как огромная масса контуженых людей. Из-за этой травмы начались распады всех обществ, которые у нас были: и профессиональных, и социальных, и культурных. Распался рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, офицерство, все они еще внешне похожи на себя, как они должны быть, но на самом деле это резко ослабевшие и еле-еле двигающиеся сообщества. Это первое.

Второе, что при этой травме и при этом распаде человеческих связей люди отошли вообще от всех норм: и правовых, и нравственных. Они знают, что это плохо, а так было бы хорошо, но они находятся в таком состоянии, что эти нормы легко не выполняют, вплоть до того, что некоторые легко с собой кончают, некоторые легко выбирают других. Это потому, что все данные культуры, памятью, совестью ограничения к действию — они резко ослабли. Это известная социальная болезнь очень тяжелая. И ее надо лечить заботливо, не думая, что это какое-то исчадье ада, но такого лечения пока нет.

И третье, что в ходе этого процесса люди отошли или как будто утратили навыки разумного цепкого мышления. Они как будто потеряли дар памяти и дар предвидения будущего. Они не видят угроз, они выпадают , они гибнут, они не могут в этом пространстве, в этом странном хаосе, который вокруг нас, твердо стоять на ногах. Они не могут рассчитать даже на свой собственный шкурный интерес. То есть в современном обществе с таким поражением разума или рационального сознания, которому надо учиться, которому обучают, которому надо тренироваться. Мы откатились назад от этого и никто от этого не ускользнул: ни правые, ни левые, ни наверху, не внизу, и власть в таком состоянии, и население. И тыкать, что мы вроде уцелели и мы на коне, а те, так сказать, ползают по земле, — это не правильно. Все мы сейчас в таком положении и нам выйти из него возможно только помогая друг другу.

Что вы считаете главным достижением вашей общественной деятельности?

— Мое главное достижение, как я считаю, хотя для других это может и ничто, что я за последние 20 лет постепенно как-то сбрасывал такую кожуру самонадеянности. Когда мне казалось, что я вижу все, я понимаю, я что-то там почитал, это выучил, это могу объяснить. На самом деле наша реальность сейчас настолько необычна, то мы из истории не можем аналогию взять ни с Запада, ни с советского строя. Мы должны осознавать то, что сейчас происходит. А для этого нужно все время учиться, и все время себя немножечко поправлять. То есть каждый год, каждый шаг дает новое знание, и уже то, что ты говорил и думал года назад, надо немножечко подправить. Это бывает болезненно для самого себя и для других. Тебя начинают клеймить. Но я в силу возраста уже как-то на всякое самолюбие крест поставил и сейчас стараюсь видеть реальность такой, какая она есть без всякого партийного интереса и преувеличения или ослабления главных черт этой реальности.

Идеальной образ России через 20 лет?

— Ну, я все-таки говорю об идеальном образе, возможном, а не том, который в поэтической форме так мой идеал выразил. Я считаю, что очень трудно, но теоретически возможно, шанс есть небольшой. То есть из того коридора, в который нас загнали во времена Горбачева и Ельцина, и по которым мы идем с небольшими, так сказать, зигзагами. Вот из этого коридора перескочив в другой коридор, ведущий нас к постепенно все более-более солидарному обществу, то есть в другом направлении, чем сейчас. Но перескочить в этот коридор не путем взрыва научного коридора, а прорыв подземный ход в этот другой коридор. Вот это было бы класс, это и народ наш и весь мир долго бы вспоминал, как высокое достижение. Почему? Потому что, может быть, хотелось сразу оказаться в обществе солидарном: люди — братья, но люди, которые сейчас есть, они не могут этого перескока сделать. Это противоестественно, это такая травма преображения, от которой не все бы вышли живыми. Это надо в себе преодолевать и друг в друге постепенно.

Вот до 20-го года это можно было бы сделать. Ну, это будет много взято из опыта советского строя, в частности, гарантия минимума жизненных благ всем, даже не хорошим, как говорится, даже эгоистам. Даже дети росли и в их семьях добрыми. Это потребует, конечно, большого уравнительства, перераспределения всех благ, какого-то государственного или общественного вмешательства в хозяйство и потребление и в жизнь вообще людей. И в то же время был бы оставлен диапазон достаточно большой для инициативы людей, которые не хотят жить в этом огосударствленном и регулируемом обществе. Такие люди были и в советское время, и надо сказать, что они страдали. И это во многом повлияло на нашу судьбу. Почему боялись склонить? Начнут понимать людей таких благодушных в этом уравнительном или в патерналистском государстве, начнут их резать или стричь, как говорят. Оно так и получилось, когда они вырвались на волю, то есть нельзя им давать вырываться на волю, но можно с ними договориться и дать им все-таки возможность хоть свою жгучую потребность в приключении или инициативе. Инициатива всегда приключение, это риск – вот такую возможность людям дать. Многие, я думаю, половина нуждалась в такой возможности, поэтому шла в теневики понимаете, в преступление, в авантюристы. Не было для них такого светлого что ли способа действовать. Такой способ можно и нужно создать.

Обращение к зрителю

— Исходя из тех главных бед, о которых я говорил следует, что люди должны думать упорно. Не позволять мыслям просто бродить и вылетать из головы недодуманными, а работать. Думать, как работать, потому что без этого сейчас наша жизнь вообще, в целом, народная, под угрозой.

И второе, это заставлять себя строго себя вести, говорить друг с другом: с друзьями, с недругами, со знакомыми — везде. То есть мы гибнем без диалога, люди перестали разговаривать. Они в себе все это варят очень неэффективно и друг другу начинают не доверять, потому что они перестали друг с другом откровенничать. Вот это, то есть интенсивная мысль и интенсивный диалог со своими соплеменниками, с согражданами, — вот что требуется.

Источник: "Концептуал.тв"

От Мак
К И.Т. (01.06.2013 21:13:10)
Дата 04.06.2013 19:39:04

С.Г.Кара-Мурза. НКО и другие

http://rusrand.ru/mission/kolonka-kara-murzi/kolonka-kara-murzi_63.html


С.Г.Кара-Мурза

НКО и другие

Меня попросили дать комментарий о возможных последствиях применения поправок, внесенных в декабре прошлого года в закон «О некоммерческих организациях» (НКО). Они предписывают НКО, получающим деньги от иностранных источников и участвующим в политической деятельности, зарегистрироваться в качестве выполняющих функции иностранного агента.

Это, конечно, малая деталь нашей жизни, но рассмотреть ее стоит.

Понятно, что любое государство старается пресечь финансирование подрывной деятельности из-за рубежа. Такие деньги необходимы для организации первого эшелона «перестройщиков», пока сама власть не решается на «революцию сверху», а внутри страны денег собрать не удается. Это мы видели и при Горбачеве, и в «оранжевой» революции при Кучме. Потом пришедшая к власти «новая элита» открыто питается из госбюджета. Понятно, что закон об НКО подразумевает под «политической деятельностью» ту, которая наносит ущерб государству. Так все это и поняли, в российских законах много недомолвок, самим соображать надо.

В символическом плане закон сказал сильное слово – «иностранные агенты». Это в России – черная метка. С таким клеймом трудно повлиять на массовое сознание. Такие символические жесты в политике важны, даже если за ними не следует дело.

Закон направлен не на реальную оппозицию (ее пока не существует, хотя ростки проклевываются), а на элитарную фронду, которая слегка подкармливается на Западе – реальной оппозиции никто там денег не даст. Большого вреда этой «фронде сытых» буква закона не нанесет, но окрик суровый, неявная угроза в нем есть. Придется нашим «оранжевым» из буйных слегка посуетиться. Например, преобразоваться в ООО и продавать на мировой рынок рога и копыта. Назвать иностранными агентами все коммерческие организации – это было бы слишком.

На практике закон трудно выполним. Вот, «Сколково» заплатил за лекции Ильи Пономарева огромные деньги, которые, видимо, и пошли на политическую деятельность. А поскольку «Сколково» получает еще более огромные деньги из-за границы – то надо ли считать этот инновационный центр «агентом» или нет? Занимается ли он политической деятельностью, финансируя Илью?

Но главное, что пока что большие деньги на подрывную антигосударственную деятельность выделяются у нас прямо из госбюджета.

Гранты от какого-нибудь фонда Макартура – на карманные расходы активистам не хватит). Фильмы «Штрафбат» или «Сволочи» — наглядные примеры. Менее очевидное, но намного более важное средство воздействия на общественное сознание (а это и есть политическое действие) – реклама, формирующая ложную картину мира и массовые потребности. И таких «подрывных» факторов еще множество, но Госдума, включая «оппозицию», их не замечает.

Теперь о жалобах тех деятелей, которые чувствуют себя ущемленными законом. Они настолько неискренни, что удивляют. Чаще всего звучит такой мотив: «Мы же не занимаемся политической деятельностью! Мы только проводим опросы в разных местах России. Мы только запечатлеваем на кинокамеру истинную реальность нашей Родины» и т.п. Не уважают они своих читателей, считают их такими же доверчивыми, как в годы перестройки.

Сейчас в России каждый кусочек пространства и времени насыщен политикой.

В каждом квартале и селе можно так провести «социологический» опрос, что из него будет следовать вывод: «Долой власть плутократов!» Эти опросы – средство формировать мнение, а не узнавать его, это банальная истина. Их и к социологии не причисляют. А уж о том, как снимают на кинокамеру «нашу реальность», эти имиджмейкеры, мы, опять же, насмотрелись в перестройку.

Что поразительно – тогда они создавали для иностранного телевидения за гранты отвращающий образ СССР, при Ельцине стали гнать на Запад отвратительные клипы уже о «демократической России», иногда прямо из банд боевиков, а теперь опять стараются разделить и стравить еле-еле собранное государство.

Казалось, что государство это терпит потому, что все эти «ужасы и разоблачения» отвлекают общество от главных процессов и факторов, которые нас затягивают в болото.

С точки зрения политиков-временщиков эта служба манипуляторов была неприятна, но полезна. Но во всем нужна мера. Перебрали…

Восстановительная программа стала очевидной необходимостью почти для всех слоев общества, и профессиональным злопыхателям велели умерить пыл. Если это подействует, у нас останется чуть больше времени и сил заняться главными проблемами.

От Ягун Евгений
К Мак (04.06.2013 19:39:04)
Дата 16.06.2013 20:10:39

Re: С.Г.Кара-Мурза. НКО...

>
http://rusrand.ru/mission/kolonka-kara-murzi/kolonka-kara-murzi_63.html

>С.Г.Кара-Мурза

>НКО и другие

>В символическом плане закон сказал сильное слово – «иностранные агенты». Это в России – черная метка. С таким клеймом трудно повлиять на массовое сознание. Такие символические жесты в политике важны, даже если за ними не следует дело.
... Да, это конкретный реверанс справа налево. Очень наглядный. Спасибо и на том. Однако, сколько их уже было! ...
> Закон направлен не на реальную оппозицию (ее пока не существует, хотя ростки проклевываются), а на элитарную фронду, которая слегка подкармливается на Западе – реальной оппозиции никто там денег не даст. Большого вреда этой «фронде сытых» буква закона не нанесет, но окрик суровый, неявная угроза в нем есть. Придется нашим «оранжевым» из буйных слегка посуетиться. Например, преобразоваться в ООО и продавать на мировой рынок рога и копыта. Назвать иностранными агентами все коммерческие организации – это было бы слишком.
По части разных ООО "Рога и копыта" у фрондирующего эшелона опыта как у курортных катал ...
> На практике закон трудно выполним. ...
Вообще невыполним. Как действующая технология - хуже дышла. И потом, вспомним Грибоедова: "А судьи кто? ..."
>Но главное, что пока что большие деньги на подрывную антигосударственную деятельность выделяются у нас прямо из госбюджета.
Вот где сидят главные "агенты" с глуповатыми мордами, - да мы как бы не приделе. ...
> ... Менее очевидное, но намного более важное средство воздействия на общественное сознание (а это и есть политическое действие) – реклама, формирующая ложную картину мира и массовые потребности. И таких «подрывных» факторов еще множество, но Госдума, включая «оппозицию», их не замечает.
И не заметит впредь, ибо "думающая тусовка" отлоббирована во всех позах Кама-сутры.
> Теперь о жалобах тех деятелей, которые чувствуют себя ущемленными законом. Они настолько неискренни, что удивляют. Чаще всего звучит такой мотив: «Мы же не занимаемся политической деятельностью! Мы только проводим опросы в разных местах России. Мы только запечатлеваем на кинокамеру истинную реальность нашей Родины» и т.п. Не уважают они своих читателей, считают их такими же доверчивыми, как в годы перестройки.
Тут есть нюанс. Искушенных, а их меньшинство (не более 10-20%), они как раз уважают, но молча (без полемики). Их цель 70-80% подконтрольного электората. И они его имеют при всей навязанной политической системе и подконтрольных СМИ (всеобщие выборы котов в мешке плюс "всеобщие опросы" по любому поводу) .
>Сейчас в России каждый кусочек пространства и времени насыщен политикой.
А критические точки все ближе.
> С точки зрения политиков-временщиков эта служба манипуляторов была неприятна, но полезна. Но во всем нужна мера. Перебрали…
Хорошо бы и категорию "политиков-временщиков" легализовать в каком-нибудь законе, пусть даже в глупом.
> Восстановительная программа стала очевидной необходимостью почти для всех слоев общества, и профессиональным злопыхателям велели умерить пыл. Если это подействует, у нас останется чуть больше времени и сил заняться главными проблемами.
... Конечно, не подействует. И потом, наша законодательная швейная фабричка давно уже работает в две смены. Вначале среди бела дня сплетается некая рыболовная сеть (новый закон), а потом приходят ночные юристы и делают в сети нужные надрезы (подзаконные акты). ...
Вывод? Даешь швейные фабрички рабочим и крестьянам! ... : ))

От Alex55
К Мак (04.06.2013 19:39:04)
Дата 16.06.2013 11:58:24

А я думаю по-другому

>
http://rusrand.ru/mission/kolonka-kara-murzi/kolonka-kara-murzi_63.html


>С.Г.Кара-Мурза

>НКО и другие

>Меня попросили дать комментарий о возможных последствиях применения поправок,..

> Восстановительная программа стала очевидной необходимостью почти для всех слоев общества, и профессиональным злопыхателям велели умерить пыл. Если это подействует, у нас останется чуть больше времени и сил заняться главными проблемами.
А я думаю, что главным негативным символом делается в РФ термин "некоммерческий". Ради этого наши законоплёты буквально на уши встают, придумывая такие понятия, которыми можно перекрыть, поставить под цензуру неоколониалистов любую вообще активность человека, кроме бизнеса.
За нынешним государственничеством торчат уши бизнеса. Бизнес же тем и силён в нынешней России, что является марионеткой мировой иерархии.
И напрасно Сергей Георгиевич рассуждает от нынешнего российского государства, как от некоторой фиксированной точки отсчёта в нынешнем мире. Это - виртуальный объект, сконструированный для империалистического управления "переходными процессами" в РФ, который легко меняет свои ценности, интересы и правовые основания сообразно меняющимся текущим задачам неоколонизаторского проекта.
Нынешняя сверхзадача - уничтожение общественной памяти, имитация естественности, якобы укоренённости суррогатного российского капитализьма, триумф его эффективности и конец истории.