От Мак
К Афордов
Дата 16.04.2013 18:20:58
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Школа; Культура;

Вузовское образование бесперспективно в XXI веке, а за Академией - будущее

http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1810848/

15.04.2013
Борис Славин

Умирающая профессия, или Почему вузовское образование бесперспективно в XXI веке

Какое будущее у российского высшего образования? Классические вузы умрут. На смену им придет сетевое объединение ученых и студентов. А профессорско-преподавательский состав будет обслуживать электронный обучающий контент, утверждает Борис Славин.
54 4807

Образование 3.0

В последней моей статье «Журналистика 2.0» из серии, посвященной умирающим профессиям, я писал о журналистике. Настало время и образования! 24 марта 2013 года очередной российский министр по образованию и науке Дмитрий Ливанов гневно обрушился на Академию Наук, назвав ее бесперспективной в XXI веке. Министр цинично противопоставил молодость вузовской науки, в которой задействованы студенты, и старость академической, где «правят бал» дряхлеющие старцы. Казалось бы, банальная проблема отцов и детей, о чем говорить? Но поговорить есть о чем. И результат этого разговора может не понравиться министру, бывшему ректору исследовательского технологического вуза. Мы выясним, что как раз вузовское образование бесперспективно в XXI веке. А академическая деятельность – это форма организации из будущего.

Под современное образование заложено сразу три мины, фитили которых уже начали гореть. И эти мины взорвут существующие формы обучения, которые кажутся устоявшимися и незыблемыми. Первая из мин, самая слабенькая по силе, связана с электронным обучением, с использованием в образовании дистанционных курсов и интерактивных программ обучения. Казалось бы, что здесь особенного: дистанционные курсы существуют уже давно, но пока не конкурируют с очным образованием. Бояться нечего. Но это не так! Да, не конкурируют, поскольку по качеству пока не лучше обычных курсов, да и изготавливаются кустарным образом. Но что будет, когда электронное обучение станет конкурентным, когда к созданию электронного контента подключаться крупные университеты мира и бизнес?

И подключаются! Небольшой, но уже всем известный стартап Coursera, который инициировали профессора Стэндфордского университета Дафни Коллер и Андре Нг, объединил десятки крупнейших университетов мира и дал им возможность бесплатно размещать на единой платформе свои электронные лекции, к которым получают доступ сотни тысяч студентов со всех уголков Земли. Конкуренция на рынке электронного образования заставила университеты конкурировать в производстве контента. А массовый доступ к электронным ресурсам сделал такую конкуренцию столь же жесткой, как и среди высокотехнологичных компаний (Google, Facebook), предоставляющих информационный сервис. Более того, средства социальных коммуникаций взяли на себя часть нагрузки на преподавателей: порой продвинутый студент яснее объясняет материал сокурсникам, чем «слабый» преподаватель.

Не надо иметь футурологические способности, чтобы предсказать, что университеты (конечно, постепенно!) начнут превращаться в своего рода киностудии по производству электронного обучающего контента, а знаменитый ППС (профессорско-преподавательский состав) станет больше похож на актерскую гильдию, из которой формируется «съемочная» группа под той или иной образовательный проект. Появятся преподаватели, выполняющие роль режиссеров, научных консультантов, сценаристов и т.п., немалую часть работы будут делать программисты, художники. Не обойдется и без продюсеров (сейчас ими работают ректоры, а в будущем их круг будет шире). Останутся, конечно, и те, кто работает с учениками лично – но в тех областях знаний, которые не тиражируются, и в тех предметах, где обучают самому сокровенному – умению мыслить. И, скорее всего, это будут не профессиональные преподаватели, а ученые, способные передавать свой опыт мышления. Просто методисты будут работать в съемочных группах.

Что же станет с университетами в эту эпоху? Они умрут! В том виде, в котором они сейчас всем известны. В Лондоне и других городах Англии можно найти огромные заброшенные территории со зданиями из красного кирпича: бывшие заводы и фабрики, которые закрылись в 1960-х годах XX столетия. Им на смену пришли небольшие высокотехнологичные предприятия, разместившиеся в лесопарковых зонах пригородов. На них производят те самые комплектующие, которые раньше делались в цехах заводов, только делают их для предприятий всего мира, на высокоинтеллектуальных станках с числовым программным управлением. Крупное производство осталось только там, где продукция сама по себе крупногабаритна. Во всех других случаях гигантизм перестал быть нужным, перестанет быть нужным и в образовании. Я сам выходец из МГУ, здания на Воробьевых горах – родные стены для меня и пока еще родные для моих детей. Но будут ли они родными для моих внуков? Вряд ли! Территориальному объединению людей в гигантских университетских зданиях будет противопоставлено сетевое объединение ученых и студентов. И в этом смысле за Сетевой Академией Наук будущее, как бы ни выступал против этого российский министр.

Но есть еще мины с более мощным зарядом, взрыв от которых изменит всю систему образования. Одна из них: наступающая эпоха знаний. Доля знаний в товарах растет. Уже сегодня в современных средствах коммуникаций стоимость сборки и комплектующих (например, в смартфонах) составляет около 10%, остальное – дизайн и разработка. Доля технологий растет даже в добывающих отраслях. Но знания, в отличие от обычных товаров, бесконечно тиражируются. Это не фрукты, которые можно съесть или которые могут испортиться. Они не пропадают и могут свободно передаваться. А это значит, что экономика новой эпохи, будет в основном связана с получением и передачей знаний. То есть с наукой и образованием! Уже сегодня образованием начали заниматься на предприятиях, появились корпоративные университеты. Растет число курсов повышения квалификации, бизнес школ и т.д. Скоро учиться будут все, а не только школьники и студенты! Вузы и школы теряют монополию на образование!

Но самая мощная «мина» связана с коллективным потреблением и производством знаний. Уже сегодня нельзя найти ни одного ученого, который бы успевал прочитать все статьи по своей теме. Эпоха знаний приводит к тому, что знания, даже в узкой области, не могут быть потреблены в одиночку. Люди вынуждены будут кооперироваться в получении информации, создавать такие профессиональные сети, которые будут выступать в роли единого организма. И тогда образование станет основным процессом, поддерживающим жизнедеятельность таких сетевых сообществ. И это совсем не Университеты! Не будет ни преподавателя, ни студента, ни ученого, ни ученика: будет единый организм, в котором каждый индивид реализует свои компетенции, развивает их, учиться сам и учит других…

Это совсем далекое будущее. Но оно наступит!

От miron
К Мак (16.04.2013 18:20:58)
Дата 16.04.2013 21:54:12

Автор путает российское так называемое высшее образование и настоящее высшее

образование, где главным элементом является научная работа. В общем журналюга.

От Sereda
К Мак (16.04.2013 18:20:58)
Дата 16.04.2013 19:08:30

Re: Вузовское образование...

>
http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1810848/

>15.04.2013
>Борис Славин

>Умирающая профессия, или Почему вузовское образование бесперспективно в XXI веке

>Какое будущее у российского высшего образования? Классические вузы умрут. На смену им придет сетевое объединение ученых и студентов. А профессорско-преподавательский состав будет обслуживать электронный обучающий контент, утверждает Борис Славин.


В 60-е гг. говорили, что через 10 лет еды не будет - все будут питаться специальными таблетками. И на Луну летать.

От А. Решняк
К Sereda (16.04.2013 19:08:30)
Дата 17.04.2013 15:26:19

Studия Сиnema Trans-Missione представляет фильм "Вперёд, в настоящее!"


Прим. хохло-аккорды диалектов восточного Лондона: придет-придэт, ученые-учэные - ИСПРАВЛЕНЫ на нормальный (с буквой "ё") русский язык, на котором говорят все нормальные татары в Вашингтоне: придёт, учёные, аббревиатура ВУЗ (высшее учебное заведение) соответственно большими заглавными буквами.
Умирающая профессия, или Почему вузовское образование бесперспективно в XXI веке
Какое будущее у российского высшего образования? Классические ВУЗы умрут. На смену им придёт сетевое объединение учёных и студентов. А профессорско-преподавательский состав будет обслуживать электронный обучающий контент, утверждает Борис Славин.

Заметили аж два раза слово "умирать"? "Умирающая" и "умрут" - типичный подсознательный крик души о хроническом НЕДОЕДАНИИ МЯСА, проецируемом на любой объект критики, помимо констатации действительно архаичного состояния некоторых элементов образовательной системы.
Т.е. одно наложилось на другое и чтобы всё это бережно перенести в постель на баррикады социалистического сознания НАДО:
а) стараться печатать буквы текста правильно, перестать стесняться буквы "ё" - это буква является настоящей омегой от альфа-гласной буквы "о" (альфа "о"- производная-омега"ё", в отличие от альфа "э" и производной-омеги "е" можно посмотреть в "Дешифр алфавита в АРтикуляционном аппарате" на примере русского коммуникативного языка"
http://stihi.ru/2010/08/15/1598)
б) предпринять материалистические шаги к творческому полёту фантазии. Министр Ливанов один ничего сделать не сможет, чтобы дети учились с интересом надо действительно отвергать плагиат, перестать обманывать прежде всего себя плагиатским безразличием, плагиатской серостью. Время жизни можно превратить в творческое познание, собственно предложение автора перевести учебный материал в синема-формы это как раз то что востребовано.


Теперь Ваше недоверие жизнерадостности 60-х:

>"В 60-е гг. говорили, что через 10 лет еды не будет - все будут питаться специальными таблетками. И на Луну летать."
ну что тут сказать? Сразу вспоминаются слова из фильма "Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил":

- Остин, как там в будущем?
- Ну... У всех летающие машины...
... обед и ужин глотаем в виде таблеток...
... а Землёй правят злые вонючие обезьяны...
- Боже мой!


Т.е. опять же и у Вас некоторым образом вместо жизнеутверждающей логики слышны тембральные нотки НЕДОЕДАНИЯ.
Попробуйте произнести фразу одухотворённо:
... образование бессс-перссс-спеккк-тИвно... бесперспективно! При этом надо гордо приподнять голову, прикрыть от удовольствия глаза и аристократично слегка отвести голову в сторону.

Считаю работу учителей равноценной работой актёра на сцене театра, где зрителями являются самые сильные цензоры в мире - наши дети, наше будущее, наш мир настоящего уже сейчас с миром опыта из прошлого для театра жизни.

С уважением.