23 января должна была состояться встреча представителей администрации президента РФ, операторов «большой тройки» (МТС, «Вымпелком» и «Мегафон») и «Ростелекома» для обсуждения концепции законопроекта о регулировании интернета. Со стороны МТС приглашение получил директор по проектам Дмитрий Костров, также на встрече ожидали увидеть бывшего министра связи Игоря Щеголяева. Представители операторов отметили, что инициатором встречи выступила «Лига безопасного интернета», председателем правления которой является хороший знакомый Щеголяева Константин Малофеев. Однако после того, как информация о встрече оказалась в открытом доступе в сети, она была отменена.
С точки зрения авторов концепции закона «О регулировании сегмента Российской Федерации в сети Интернет» (с ее полным текстом можно ознакомиться на сайте газеты «Ведомости»), основная цель этого документа «заключается в создании условий, необходимых для реализации информационных прав граждан на безопасное использование сети Интернет». Законопроект предполагает персонификацию ответственности за противоправную деятельность в интернете, немалое внимание уделено и защите интеллектуальной собственности. По мысли авторов, документ должен облегчить расследование киберпреступлений.
Киберперступность сегодня — серьезная проблема для России. Только 2010 год принес отечественным мошенникам в интернете порядка 2-2,5 млрд евро. Если учесть, что к 1 января 2010 года трудоспособное население страны составляло 88,4 млн человек, то в среднем каждый из нас потерял 38 евро. Более того, количество киберпреступников продолжает расти (в 2011 году их численность увеличилась на 95%). Так что, вероятно, определенные реформы законодательства, регулирующего финансовые отношения в сети, действительно необходимы.
Однако сможет ли инициатива, которая сейчас разрабатывается властями, реально помочь пользователям? В течение последних месяцев Госдума приняла ряд законов, которые вызвали крайне негативную реакцию у интернет-сообщества. Достаточно упомянуть хотя бы скандальный закон о «черных списках» сайтов, который принимался вопреки мнению общественности и экспертов, а также без серьезной технической проработки. Если нынешний законопроект «О регулировании...» будет разрабатываться по тому же сценарию, реакция на него также будет предсказуемо негативной.
Формат, в котором должна была пройти встреча 23 января, подтверждает эти опасения. Во-первых, встречу, судя по всему, собирались держать в тайне: ведь как только информация о ней стала достоянием общественности, она тут же была отменена. Во-вторых, список приглашенных кажется странным: в нем числятся крупные операторы связи, но нет ни одного представителя интернет-компаний, как отечественных, так и зарубежных.
Конечно, делать окончательные выводы рано. Законопроект пока существует исключительно в виде концепции, не поступившей на рассмотрение в парламент. Член думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, а также один из авторов концепции Роберт Шлегель подтвердил, что такой законопроект создается, однако уточнил, что спешить с его принятием никто не собирается. По его словам, когда проект обретет более конкретную форму, его начнут обсуждать с представителями бизнеса, медиа и других структур, имеющих непосредственное отношение к интернету.
Мнения.ру попросили экспертов дать прогноз о том, каким может быть новый закон и какое влияние он окажет на развитие Рунета.
Роберт Шлегель
Мнение высказывает Роберт Шлегель, член Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи 24 Января 2013, 18:26:08
О встрече 23 января я сказать ничего не могу. Я не занимался ее организацией и сам узнал о ней из средств массовой информации.
Что касается дальнейшей судьбы данной концепции: как только она будет более или менее доработана, на ее обсуждение будут приглашены и представители IT-индустрии, и операторы, и другие эксперты. Это очевидно, и я все это говорил на разных площадках: и сама концепция и, если на ее основе будет создан законопроект, этот законопроект будут обсуждаться перед тем, как попасть в Госдуму.
Пока говорить о сроках рано, однако доработать концепцию и начать ее обсуждать мы планируем в феврале.
Антон Меркуров
Мнение высказывает Антон Меркуров, независимый интернет-эксперт 24 Января 2013, 18:26:08
Та концепция, которая была слита Лигой безопасного интернета, сильно отличается от того, что будет представлено общественности. Не очень понятно, зачем они это сделали и как это произошло.
Я надеюсь, что вся отрасль и эксперты будут участвовать в создании нормального законопроекта, более внятного, чем все законопроекты, посвященные интернету. Ну и надо ждать, когда господин Шлегель, который возглавляет инициативную группу по этому законопроекту, нас всех соберет и даст возможность посмотреть на документ.
Станислав Козловский
Мнение высказывает Станислав Козловский, исполнительный директор Wikipedia Russia 24 Января 2013, 18:26:08
Ни в одной из развитых стран нет никакого специального закона об интернете. В нашей стране тем не менее периодически предпринимаются попытки ввести подобный закон, и эти попытки, как правило, никогда не проходили, так как совершенно очевидна вся абсурдность подобных законов. Сейчас, как я понял, имеет место какое-то тайное совещание, причем приглашения рассылала Лига безопасного интернета. Это та самая организация, которая занималась лоббированием закона о «черных списках».
Возникает вопрос: а что может быть дальше? «Закон о “черных списках”», к сожалению, показал, что наша Госдума готова без обсуждений принимать достаточно странные законы в очень короткие сроки.
Из пояснительной записки понятно, что хотят бороться с нарушением копирайта. Законы о копирайте широкие, туда попадает огромное количество контента: фотографии, тексты и музыка. Возможно, будет очередной «черный список»о блокировке сайтов за нарушение правил копирайта. И это было бы совсем ужасно.
Сейчас пока ни одну из IT-компаний не приглашали к обсуждению законопроекта, о нем мы узнали только из прессы, и конкретного текста нет. Изменения готовятся к апрелю, и за это время текст может еще десять раз поменяться, туда могут добавить хоть что-то более или менее адекватное.
Кирилл Мартынов
Мнение высказывает Кирилл Мартынов 24 Января 2013, 19:54:37
С концепцией законодательного регулирования интернета вышел интересный казус. Газета «Ведомости» раздобыла информацию — вероятно, из рук одного из приглашенных на эту тайную вечерю, заодно текст концепции и сумела при помощи простой публикации заметки встречу отменить. Параллельно депутат Шлегель, наш уважаемый эксперт, выступил с успокаивающими заявлениями. Дескать, граждане, волноваться не нужно, все под контролем, мы скоро вам предоставим наши мысли по поводу вашего будущего в интернете, а сейчас вы еще к этому не готовы. Потом уж пообсуждаем всласть, с привлечением всех ответственных лиц. А сейчас рано. Но панике поддаваться не нужно, Госдума во всем разберется.
Похоже, весь этот короткий сюжет сообщает нам нечто важное. Не о депутатах или будущем интернета, а о том, как реализуется реальная схема управления Российской Федерацией. С одной стороны, в будущем Госдума что-то такое обсудит публично, по вопросам, связанным — снова и снова — с безопасностью наших граждан в сети. Для галочки обсудит. С другой стороны, уже сейчас малопонятная Лига безопасности интернета вроде бы приглашает (а может быть, и не приглашает) избранных представителей отрасли на ковер в администрацию президента. Там кто-то с этими гражданами собирался беседовать — то ли убеждать их в неотвратимости изменений, то ли консультироваться в способах технической реализации новеллы. Понятно, что «большую тройку» и крупнейшего провайдера вызывают не случайно — очевидно, «персонификация» будет связана с дальнейшим усилением слежки за пользователями в сетях, и начинать нужно с крупнейших.
Способность Лиги безопасного интернета (или какой-то другой почтенной организации, мы тут до конца уверенными быть не можем, конечно же) с легкостью соскочить со встречи, как только факт ее проведения становится достоянием прессы, вообще указывает на основную тайну российской политики. Никакое решение не может приниматься в результате публичного обсуждения, иначе это уже не решение, а декоративные кусты демократии, скудно растущие в нашем суровом климате с горбачевских времен. Верно и обратное: всякое публичное действие не может быть политическим решением, потому что все равно никто не поверит, что вот этим вот депутатам доверили что-то такое решать.
Как только бульдога достают из-под ковра, он перестает быть тем боевым, бодрым бульдогом, который способен вести сражение. Нечто подобное произошло недавно, например, с министром Сердюковым. А Медведев со своим «Твиттером» так ничего и не понял.