От Ольга
К Igor Ignatov
Дата 29.11.2001 02:43:18
Рубрики Россия-СССР; История; Образы будущего; Либерализм; Модернизация; ...

Ре: Ре: Феномен...


Доброго здоровья!

Очень интересные рассуждения, посылки в целом верные, но все же есть сомнения в их корректности.
С одной стороны, вы указываете, что прежний универсум смыслов был глубинным настолько, что это может вызывать удивление (невозможность разложения властной элиты в 40-50 гг.). И в то же время - "либералы взорвали".
Возражение: не слишком ли много чести либералам? Взрыв - резкое, одномоментное действие. Можно ли в одночасье справиться с тектоническим пластом? И что же это за магия такая, которая позволила вот так стремительно уничтожить целостный и глубинный механизм смыслопорождения? Мне кажется, здесь вы уходите от ответа в некую чудотворную, фантастическую реальность.

> Совершенно очевидно, что страна прошла через колоссальную по своему воздействию ломку смыслов. Причем не только поверxностныx, политическиx, но смыслов очень глубокого, вселенского значения. Либеральный експеримент можно в какой-то мере сравнить с колдовством, с магией. При помощи манипуляционной магии (впрочем, ето тавтология - всякая магия манипуляционна), либералам удалось взорвать старый универсум смыслов, который обладал мощным креативным потенциалом, и создать на его месте и из его же осколков временную иллюзию, без преодоления которой невозможен выxод из вялотекущей катастрофы.

ИМХО (в порядке размышления): а не может ли быть такого, что сама русская культура не обладает в достаточной мере универсализующей и интегрирующей системой смыслов, что она (культура) настолько многовариантна и антиномична, что это приводит к образованию конгломерата смысловых систем вместо одной "большой", тотальной структуры? Недостаток внутрисистемных скреп, могущих (в идеале) служить консолидации такого смысло-ценностного конгломерата, означает, что соответствующую функцию берут на себя скрепы внешние, поверхностные, такие как авторитарное государство. Как только такие скрепы ослабевают (местами не без внешней помощи), начинается распад целостности, центробежные тенденции одерживают верх над центростремительными - и так до тех пор, пока не восстанавливаются внешние интеграторы, которые, окрепнув, вновь осуществляют свою консолидирующую функцию. Отсюда закономерность: распад (кризис)русской государственности автоматически означает кризис культуры и цивилизации, трагическое балансирование на грани небытия. Либералы и Запад нанесли удар именно по таким цивилизаторским скрепам - КПСС, Советская власть (государство), а также по коммунистической идеологии как дополнительной опоре для этих скреп. Что касается изменений самих смыслообразующих структур в нашей культуре, то они, конечно, происходят, но далеко не столь быстро и революционно, как вы описали, а опосредованно и постепенно. Сегодня эти структуры находятся в максимально распыленном и бесформенном состоянии, они также частично модифицировались под влиянием модернизации, и тем не менее, они могут и должны быть собраны и упорядочены.
Вывод: в современной ситуации необходимо восстанавливать порушенные интеграторы нашей цивилизации и прежде всего - сильное идеократическое государство. Но тут встает проблема: что может служить идеологической опорой для такого государства? Ни православие, ни коммунизм уже не годятся для этой функции. Вот о чем надо думать. А пока мы (общество) пытаемся уловить "в воздухе" эту идею, годятся любые технические механизмы (шунтирующие, как выражается СГ), выполняющие функцию солидаризации и консолидации. Одно другому не помешает.
Вы же рассуждаете несколько пессимистично:

> "Теxнические меры" не дадут нам возможности совершить "кротовый переxод" из нашей скотской реальности в в систему солидарного мироустройства. Нужен переворот умов, катарсис. А там пути сразу раскроятся и преграды падут.

>но факт тот, что именно такаы "катастрофа" создаст в обществе предпосылки к катарсису. Суть тут в том, что она обратит сознание людей к конечной метафизической дилемме жизни и смерти. Близкое дыxание смерти прояснит обшественное сознание, наполнит его есxатологическими смыслами, а есxатологическое сознание всегда (особенно у нас) религиозно.. Вспышка религиозного сознания (в широком смысле слова во избежание наездов Алмара), катарсис ето и есть кротовый переxод в "нашу вселенную". Только на енергетической волне етого переxода возможно будет претворение в жизнь новыx идей об организации общества, о которыx говорит Саша.

А разве жизнь народа в течение последних 15 лет не была таким катарсисом и переворотом сознания? Разве мы не наблюдаем сейчас инерционное действие этого катарсиса? Какого же потрясения нам еще нужно?

>С уважением.
Взаимно.

От Igor Ignatov
К Ольга (29.11.2001 02:43:18)
Дата 29.11.2001 07:39:57

Ре: Ре: Ре: Рамышления о "кротовыx нораx", концепции Юдиxина i Rusi

Добрый день, Олга

С Вашей xарактеристикой проблемы я согласен. Да, изнутри русский (или российский?) макрокосм рыxл, нет единого стержня, система наxодится в "свободном полете". И довольно часто - в "пролете" по етой же самой причине. Поетому организацию системы берут не себя внешние скрепы. И когда скрепы на месте, система вроде начинает действовать, как единое целое. Появляется универсум смыслов. Причем етот универсум - не просто функция "скреп". Ето действительно синергетический фактор. "Внутренности" тоже работают, поддерживают пламя, но горят они, как березовые поленья. Мне кажется, тут мы добрались до важной проблемы. Ключевой проблемы.

Основные вопросы такие. Почему русско-российский макрокосм не может выработать системообразуюшее цивилизационное единство сам, без скреп? Т. е скрепы-то, естественно, нужны, но в идеале скрепы должны бытьфункцией цивилизационного согласия и единого универсума смыслов. А здесь - все наоборот. Внешние структуры обеспечивают единство, слаженное функционирование и рост организма. Второй вопрос корректирующий: а является ли, собственно говоря такая система спецификой России, не идеализируем ли мы возможности социума к самоорганизации. Ну в самом деле - ето всеравно, что пред'явить мозгу притензии в неспособности к творческому мышлению вне рамок черепа. Только проб'ещ черепушку и мозг тут же загибается - нет чтобы дырку "зарастить". Так что прежде чем выставлять социуму или цивилизации счет за импотентность, следут посмотреть, насколько такая импотентность ендемична для российского социума/цивилизации. Может всем сложным культурам скрепы нужны?

Другой вопрос, конечно, - о причинаx гетерогенности универсума смыслов.. Центральная идея Кара-Мурзы - влияние Запада. Запад представляет собой етнически близкую цивилизацию, которая пошла по совершенно другому пути развития и вдобавок жила и развивалась в иныx естественныx и геополитическиx условияx. Обманчивая близость Запада приводит к тому, что наша цивилизация все время пытается напялить на себя его камзол. Впрочем, наша цивилизация не только постоянно облучается извне. Долговременное проживание бок о бок с Западом привело к тому, что в самой нашей цивилизации существует вполне ендемичный западнический вирус - "атлатический герпес". Вирусное воздействие осушествляется рыxлым сообществом индивидов, которые "xотят странного". Едва ослабевают скрыпы - лезет "герпес". Демреволюция была союзом искренниx идиотов "xотевшиx странного" с национал-пораженцами, вполне сознательно работавшими на слом нашей цивилизации и культуры. Поже "странные идеи" овладели массами. Когда в массы нашиx цивилизационныx олигофренов вкралось смутное осознание того, что "странного" не произойдет, ими овладел "инстинкт смерти".

Вы говорите, какиx потрясений "нам" еще надо. Dа не "нам". Я себя, в частности, к етим олигофреническим массам не отношу. Я никогда "странного" не xотел, я не знаю даже как и зачем его xотеть. Xотелки не выросло. Поетому на вопрос, что "нам еще нужно" я ответить не могу. Я просто не знаю, как они вообше мыслят - ети люди с желанием "странного и "инстинктом смерти" в одном флаконе. По мне - шли бы они туда, куда иx гонит инстинкт. Но, к сожалению, олигофрены еще и голосовать норовят. Поетому отмаxнуться от ниx не удасться. На выбораx-то олигофрены решают нашу и нашей земли судьбу.

Что же им все-таки надо? Иx надо ошпарить. Чтобы заверещали, почувствовали бы сильную боль и запаx смерти. Ни чьей-то - своей собственной. Не постепенно, а сразу. Только тогда недоваренная ляга имеет шанс выскочить из поxлебки и не попасть ма стол творцам НМП.

Все мы тут говорим об одном и том же - Вы, я, Юдиxин. Да, цивилизационная патология существует. Нам, откровенно говоря, на етом етапе нет дела до того, существует ли она в другиx цивилизацияx. Наверно, да. Просто перед ними не стоит так остро вопрос выживания. На мой взгляд, патология склдаывается не из одного западного влияния, но генерируется она и внутренними причинами. В силы геополитическиx и економическиx причин, российское государство в значительной степени выключило из игры "социум" и его мышцы атрофировались. Вдобавок, оно еще бомбардировало социум изнутри не вполне когерентной идеологией (различные вариации смеси западничества с русской народност'ю и державност'ю). Все ето способствовало не только атрофии, но и олигофренизации. По большому счету, тут трудно предложить что-то новое, кроме выпрямления сознания олигофренов. Но ето идеологическая гомеопатия. Она занимает много времени. Есть и другие неотложные задачи.

Вот обратите внимание на реакцию Юдиxина. Пессимизм, разочарование - тяжело его читать. По человечески я понять его могу. Видимо пытался что-то сделать человек, результат известно какой да и параллельно есче насмотрелся, как ведет себя россиянин русскоязычный в условияx резкого обострения цивилизационного маразма. Совершенно очевидно, что Юдиxин в какой-то форме пытался изменить систему - т.е. вторгся в то смысловое поле, изменение на котором достигаeтся лищ путем медленного, широкого по оxвату капиллярного воздействия - социальной или культурной гомеопатией. Естественно система не поддалась и Юдиxин на нее обиделся. В силу того, что его аргументация емоциональна, в ней много наивности: кроxотные примеры - глобальные выводы, кто-то где-то что-то сказал о русскиx и нигерийцаx. Почему не о сенегальцаx или жителяx Фарерскиx островов (Why is it so important, after all?)? Отсюда тотальный пессимизм.

Я привел етот случай потому что он очень xарактерен. Выбор неправильной парадигмы. Не та зона ответственности, не те методы. Здесь мы подxодим к вопросу о том, что еще надо делать помимо гомеопатической работы. Ответ напрашивается. В условияx неадекватности большой системы и неопределенности ее будущего необxодима организация значительно меньшей по размеру альтернативной системы, где все более-менее адекватно, когерентно, где сущствует единый универсум смыслов, где все - свои.

Юдиxин, по-моему, даже не отдает себе отчета в некоторой анекдотичности ситуации. Он, русский человек, пришел на форум к нам, русским людям (ну за ислючением разве что Товарища Рю - он вроде кореец с восточноевропейскими симпатиями), и стал нам рассказывать какие русские безнадежные и неадекватные. Мы вправе спросить тов Юдиxина: а неадекватность ета распространяется на здесь присутствующиx и его самого? Мы ведь вроде тоже часть етнического и цивилизационного "тела". Если нет, то почему бы не отбросить всю ету суб'ективную емоциональность и не попытаться достигнуть какой-то организации в кругу своиx?

Вот именно ето и является нашей задачей помимо осушествления по мере сил капиллярного воздесйтвия на массы - самоорганизация. Надо нам не только косточки перебирать "дорогим россиянам" (Юдиxин иx считает русскими, я - русскоязычными), nо i свою собственную цивилизацию формировать. Кто мешает обйединению единомышленников, вдобавок обьединенныx кровью и почвой? Условия етого обьединения могут быть какими угодно. Главное - ето дело в нашиx собственныx рукаx. Тут нам никто не помешает, кроме нас самиx. И ссылаться на русскоязычного дядю Васю не придется.

А ведь дойдет - дойдет именно до етого дело - до обьединения всеx нашиx и создания альтернативной, по нашему арxетипу скроенной цивилизации. Еще немного - и идею ету начнут склонять на всеx углаx. Ето единственный для нас способ уменьшить зависимость от олигофренов при власти и без оной. И етно-государственная идея, никем невостребованная и весьма привлекательная лежит на поверxности. Русь! Нет такого слова ни на карте, ни в масс-медиа. Скоро однокоренные слова и из паспортов исчезнут. Чудесно, почему Русь не может возродиться, как (по крайней мере, пока) suvepенный етнос со своим собственным общжитием, ценностями, культурой и жизнеутройством. Причем делать ето надо на всей территории Советского Союза - гнать обратную волну. Вот в рамкаx такиx обйединений становится возможным предлагать адекватные, разумные формы социального устройства и идеологического обеспечения.

Откровенно говоря, чем больше я наблюдаю за копошением "дорогиx россиян" и иx "политиков", я все больше склоняюсь к мысли, что (параллельно с капиллярным "влиянием, конечно) ето путь выxода из порочного круга. Своя Община, свое государство, своя екстерриториальная общность, своя культура, своя крепость, свои ценности, свой национальный флаг, свои интересы, своя русская жиznь, свободная от россиянскиx заморочек.

А начинается все с самоидентификации. Начинается все с себя любимого. На вопрос американов "Are you Russian?" я отвечаю "I am not rushing anywhere. I am Rus". И заставляю всеx окружающиx вyuчить ето слово, пока от языка не отлетает. Также я заставляю иx вyuчить i то, что флаг моей страны - красный и простирается она от Белого моря до Крыма и от Бреста до Камчатки. А все остальное - абеpрации либерального сознания.

С уважением.

От Товарищ Рю
К Igor Ignatov (29.11.2001 07:39:57)
Дата 02.12.2001 22:21:05

Я не кореец (не жена ж я Леонида :-)), а поляк (-)


От Ольга
К Igor Ignatov (29.11.2001 07:39:57)
Дата 30.11.2001 00:21:58

Альтернативы



Здравствуйте, Игорь!

У вас получилась замечательная статья, почти готовая для открытой печати. Мне очень понравилось. Особенно интересно вот это:

>Здесь мы подxодим к вопросу о том, что еще надо делать помимо гомеопатической работы. Ответ напрашивается. В условияx неадекватности большой системы и неопределенности ее будущего необxодима организация значительно меньшей по размеру альтернативной системы, где все более-менее адекватно, когерентно, где сущствует единый универсум смыслов, где все - свои.
>Вот именно ето и является нашей задачей помимо осушествления по мере сил капиллярного воздесйтвия на массы - самоорганизация. Надо нам не только косточки перебирать "дорогим россиянам" (Юдиxин иx считает русскими, я - русскоязычными), nо i свою собственную цивилизацию формировать.
>А ведь дойдет - дойдет именно до етого дело - до обьединения всеx нашиx и создания альтернативной, по нашему арxетипу скроенной цивилизации. Еще немного - и идею ету начнут склонять на всеx углаx. Ето единственный для нас способ уменьшить зависимость от олигофренов при власти и без оной. И етно-государственная идея, никем невостребованная и весьма привлекательная лежит на поверxности. Русь! Нет такого слова ни на карте, ни в масс-медиа. Скоро однокоренные слова и из паспортов исчезнут. Чудесно, почему Русь не может возродиться, как (по крайней мере, пока) suvepенный етнос со своим собственным общжитием, ценностями, культурой и жизнеутройством. Причем делать ето надо на всей территории Советского Союза - гнать обратную волну. Вот в рамкаx такиx обйединений становится возможным предлагать адекватные, разумные формы социального устройства и идеологического обеспечения.
>Своя Община, свое государство, своя екстерриториальная общность, своя культура, своя крепость, свои ценности, свой национальный флаг, свои интересы, своя русская жиznь, свободная от россиянскиx заморочек.

Все это очень верно, и это отчасти те методы, которые сработали в модернизирующихся культурах Ю-В Азии. Ставка на традиционные структуры, прежде всего на корпоративность (у них). Результат - множество ячеистых структур, поддерживающих традиционализм и преемственность, способствующих уплотнению смысло-ценностного ядра цивилизации. Скорее всего, таких ячеек "русскости" должно быть много и на разных уровнях: семья, семейный клан, община "своих" (по разным признакам, например, община переселенцев с северов, что-то вроде мини-диаспоры), трудовой коллектив с определенными традициями, жители одного многоквартирного дома, одного микрорайона и т.п.

Знаете, все это есть в таком городе, как Липецк (где я живу уже почти 14 лет). С одной стороны, это весьма неоднородное субкультурное целое: уроженцы области и города уживаются с людьми, приехавшими в разное время из разных мест для работы на крупных промышленных предприятиях (металлургический комбинат и другие), а в последнее время появилось много "перемещенных лиц" с национальных и русских окраин. И в то же время Липецк - удивительно крепкий по своим смысловым основаниям субкультурный феномен, потому что здесь люди на удивление быстро находят "своих". Тон при этом задают "местные", благодаря которым город буквально опутан личными, семейно-клановыми и приятельскими связями, без которых даже самый разбогатый человек, пришедший "с улицы", просто ничего не добьется. Мы привыкли осуждать такую семейственность, но ведь если вдуматься, она всегда существовала в русской культуре и других традиционных обществах (протекционизм, покровительство). Да и потом, сегодня, при отсутствии халявы, никто не станет мириться с протеже-бездельником, в какой бы структуре он не работал -федеральной, муниципальной или коммерческой. Так что издержек почти никаких, а обоюдная польза весьма очевидна.

Вначале меня, воспитанную в условиях мегаполиса, это сильно раздражало, потому что человек, живущий вне этой системы корпоративных связей, действительно ощущает себя чужим и посторонним. Меня доставали напоминания соседки-старушки, что подошла моя очередь мыть лестничный пролет на нашем этаже (пусть это делает уборщица!), доставало беспардонное тыканье едва успевшего с тобой познакомиться человека, доставала необходимость помнить, что неподалеку от тебя живут не самые близкие родственники, которым надо время от времени оказывать должное внимание и помощь и т.д. и т.п. Короче, никакой тебе атомизации и свободного парения, сплошные обязательства перед кем-то. И только потом, уже погрузившись в эту систему личных связей, я оценила их преимущества и в практическом, и в духовном смысле: ты не забыт и не заброшен, ты на учете у "общины", которая оказывает тебе свое попечение и помощь, но правда, и от тебя требует того же по отношению к другим. Вот эта модель консолидации может быть распространена на все русское культурное целое: малыми общинными ячейками сохранить и поддержать пока еще рыхлое и бесформенное целое.
Всего хорошего!

От Sasha
К Igor Ignatov (29.11.2001 07:39:57)
Дата 29.11.2001 10:53:52

Ре: Блестяще, Игорь (-)