От А. Решняк
К И.Т.
Дата 08.06.2012 15:46:10
Рубрики Тексты;

Программа удвоения ВВП: варианты для реального оптимального

Главная проблема
>нестабильность в Греции и эластичные окна выхода на рынки.
- "нестабильность в Греции" - это общемировой пример общесистемного мирового кризиса - фактически это констатация озабоченности мировых лидеров в системных подходах к политике устойчивоси, обосновании устойчивости как таковой и построении дорожных карт по вариантам политики устойчивого развития.

"эластичные окна выхода на рынки" - это коренной фундаментальный вопрос ко всем субъектам гражданского мира и гражданских сообществ сразу, включая каждого гражданина персонально - дело в том, что все хотят, фундаментальный мировой кризис схватил "за горло" практически все страны и всех участников мирового рынка - ВСЕХ..
И ситуация текущего момента такова, что по разработке устойчивого развития есть только предпосылки на уровне понимания термина и явления УСТОЙЧИВОСТИ как таковой - и вот важнейший факт осознание проблемы-выхода из проблемы - НЕОБХОДИМА ЭЛАСТИЧНОСТЬ социальных фундаментальных преобразований.
Любая революцинность и экспериментаторство должны быть только и максимально мягкими - необходима эластичность - наш мир для устойчивого развития заслуживает бережного отношения КО ВСЕМУ.
Это значит - всё должно быть максимально устойчиво, а такое возможно только когда все социальные части социума заинтересованы твёрдо и мягко эластично без глупых неоправданных потерь.

>вопрос о второй волне приватизации
- т.е. ещё раз, извиняюсь за грубость, все должны себе уяснить что такое явление - приватизация - от субъективных тончайших святых намерений элиты до грубого неотёсанного любого дикаря или там варвара - так вот, приватизация это ПЕРЕВОД СОБСТВЕННОСТИ КОНКРЕТНЫХ (ПЕРСОНАЛЬНО) ГРАЖДАН из ОБЩЕПРИВАТНОЙ (коллективной) ФОРМЫ в ОБОСОБЛЕННО-ПРИВАТНУЮ (персонально-отдельную) ФОРМУ.
Понимание исинного смысла явления: приватизация - это ПРАВИЛЬНОЕ понимание и ключ к реализации и обеспечению УСТОЙЧИВОСТИ - ещё раз - нужная правильная гарантированная устойчивость - это возможно только при правильном понимании и осознании слова и дела-едино ПРИВАТИЗАЦИИ.

Цель - устойчивость развития
Задача:
а) всегда понимать что такое устойчивость;
б) всегда понимать, что приватизация только НАСТОЯЩАЯ
Важные элементы:
а) для всех граждан на уровне детских кубиков-"лего" политики должны представлять свои творческие варианты Устойчивого развития и прочие лидеры в мире демократии - свобода лучше несвободы;
б) дать честно заработать ВСЕМ: половина индивидуального пая гражданина эластично зафиксирована за каждым гражданином ПРИВАТИЗАЦИОННЫМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ (чтобы эластично избежать неэластичных упрёков, будто бы ни хрена не было эластичности как "в первую волну приватизации") - кроме того НОМИНАЛ свидетельства каждого гражданина должен быть на ВЫСОКОМ УРОВНЕ - это задача соблюдения справедливости - боги ответственные за совесть заметят любого кто попытается продешевить: если отдаём в бюджет триста - цена шестьсот - половина остаётся у гражданина в БЕЗБЮДЖЕТНОЙ ФОРМЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ, чтобы каждый гражданин, каждая гражданка или там гражданёнок у любых граждан мог САМ РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОЕЙ ПОЛОВИНОЙ СВОЕГО ПАЯ - для соблюдения эластичности для принципа устойчиовсти для жизни с политикой устойчивого развития..

Только тогда становится возможным дать заработать ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ - бюджет получит СВОЮ ПОЛОВИНУ приватизации - мудрая политика долгосрочных стратегических контрактов как в газпроме для стабилизации рынка, чтобы мелкие газовые авантюристы и газовые террористы не баламутили общегражданский рыночный динамичный покой и всякие пузыри от сверхэмиссии без лопаний и давления.

>...американцы...
- журналисты как всегда лопочут где чешется, вместо святой инквизиции - в смысле помочь политикам донести-разжевать сложные материи - и это ещё называется свободная пресса - зачем такую бездарность купили? Нужна настоящая свободная пресса - это дорогое удовольствие, но надо уважать общество, только свобода и свободный выбор всегда.
В смысле у всех челси как челси и только у нас египет... - какая-нибудь гопота обязательно попытается извратить что-нибудь из-за бедности.
Американцы.. - при чём здесь американцы? МФЦ в демократичной стране это общемировой Мэ-(эМ) финмеханизм Фэ(эФ) центра-распределения Цэ - междунарожный финансовый центр, не коррупция-раскоррупция, а механизм серьёзных стабильных взаимоотношений в гражданском обществе..
Так вот американцы очень много потребляют нефти - это объективные сводки отчётности ООН или просто факт, совершенно естественно потребитель имеет право прийти на только демократичную площадку и демократично зафиксировать через сделку по справедливой (надо всегда надеяться на божественное милосердие) максимально объективной цене что-нибудь в собственность..
Каждый гражданин в мире является гражданином мира, каждый гражданин в амурных делах немного француз, денежных - немного американец, даже сами американцы мечтают быть немного русскими - свободное гражданское общество в устойчивом развитии - для счастья ко всем субъектам гражданского мира и гражданских сообществ сразу, включая каждого гражданина персонально - ВСЕХ.. правильная приватизация.

>План Медведева: продаём всё и много
- по сути это детализированные планы удвоения ВВП, лидеры в конце концов свои обещания должны воплотить в практику, чтобы соблюсти интересы всех, чтобы общество получило счастье во всех ипостасях гражданского мира - от персонально каждого до бандо-корпоративного ассоциативного вне преступно-группового, любого извращенца-нарушителя сама судьба и боги справедливости могут посадить на такой кол, что лучше не доводить хрупких мир до деструктивных недоразумений - жизнь требует выхода из кризиса и выход есть, ситуация под контролем и под контролем прежде всего принципа свободы выбора для устойивости устойчивого развития.

>"Необходимо провести обсуждение с общественностью, населением и экспертами, поскольку этот вопрос носит не только экономический, но и политический характер", - сказал он.
- это фундаметально, это и есть научно и справедливо динамично кратко сказано о устойчивости для устойчивого развития. К примеру доли детей могут быть заморожены до их совершеннолетия чтобы они сами могли распорядиться потом или там чтобы не было эмиссионного давления на рынок какие-нибудь варианты постепенного выпуска приватизационных персональных свидетельств с высоким справедливым номиналом или пополам - доля для корпораций и доля граждан старшего возраста и так порциями частями плавно-эластично справедливо всё..


>сказал Д.Медведев на заседании правительства, обращаясь к первому вице-премьеру. Только на этот раз чтоб всё по-честному
>В преддверии выборов эту тему поднимал тогда ещё премьер-министр страны В.Путин, который предложил закрыть этот вопрос и легитимизировать новых собственников в глазах общества за счёт...
- собственно так и есть - есть только один способ закрепить первый блин комом - исправить его нормальным вторым, чтобы каждый мог не только откусить справедливо, но и каждому обеспеченно состоялось счастье... по другому действительно эксперты правы просто невозможно - нужна нормальная жизнь ВСЕМ


Приватизируй это: власти хотят продавать госимущество быстрее, выше, сильнее


Заседания правительства на этой неделе ожидали больше, чем обычно – ведь именно на нём должен был быть рассмотрен животрепещущий вопрос о второй волне приватизации. Журналисты и инвесторы предвкушали многочисленные сюрпризы от властей – и не были обмануты в своих ожиданиях: представленный план расширенной распродажи госимущества преподнёс много нового.

Судя по всему, "священных коров" уже не осталось - под продажу попали даже те предприятия, о полной передаче которых в частные руки даже думать раньше было нельзя. А курирующий этот вопрос первый вице-премьер Игорь Шувалов так разошёлся, что даже не исключил, что стратегическим инвестором одной из икон российской "нефтянки" - "Роснефти" - могут стать аж заклятые американцы. Однако вопросов по итогам заседания осталось все равно больше, чем ответов.

Наше всё

Если Пушкин – это наше всё в плане культуры, то в российской экономике положение "наше всё" занимает нефть и те компании, что её качают. Тут первую скрипку пока играет "Роснефть", именно она и стала первой сенсацией вчерашнего заседания. Выяснилось, что вместо продажи дополнительных 15% акций в частные руки к 2015г. государство планирует продать всю свою долю в компании – то есть примерно 76%.

Поскольку задача существенно расширилась, немного съехали и сроки – на избавление от крупнейшей нефтяной компании России был выдан дополнительный год, и её превращение из госструктуры в частную теперь запланировано на 2016г.

Несмотря на это, ясности в вопросе как, когда, кому и почём продавать главный нефтяной актив государства после заседания не прибавилось. С одной стороны, правительство готово начать продажу хоть в этом году – при благоприятных условиях. С другой – торопиться с приватизацией "Роснефти" оно тоже не намерено.

"Мы торопиться не будем. Если будет хорошая сделка, хорошие условия по "Роснефти", и у нас будет возможность провести такую сделку, конечно, её проведём. Если нет, то нет смысла ставить цель немедленно начать продажу активов в момент, когда мы не можем получить хорошей цены и хорошего инвестора", - уклончиво пояснил И.Шувалов.

По словам первого вице-премьера, "Роснефть" будет частной компанией, однако станет ли она такой путём обмена активов или обмена с продажей, пока непонятно. При этом он не исключил, что в рамках приватизации стратегическим инвестором компании могут стать иностранцы.

"Если дадут лучшие условия – значит, пожалуйста", - прокомментировал он подобную возможность, добавив, что американские компании здесь одни из потенциальных и первых участников.

Первой среди иностранцев попытку высадить весомый десант на борт акционеров "Роснефти" предпринимала британская BP, владеющая 1,3% акций российской компании. Заключив соглашение по Арктике, британцы планировали нарастить долю в "Роснефти" до 9,5% за счёт обмена акциями - однако сделка была расстроена российскими акционерами ТНК-BP. После сорвавшегося союза "Роснефть" горевала недолго, найдя утешение в объятиях американской Exxon Mobil и вручив ей ключи от арктического шельфа. Не исключено, что именно Exxon и станет первым стратегическим акционером российской компании, до сих пор тщательно оберегаемой от тлетворного влияния Запада.

Ирония судьбы заключается в том, что в свое время на попытке продать свои активы тем же американцам - Exxon Mobil и Chevron - погорел владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский. Что с ним случилось потом, всем известно, а вот основные активы его компании перешли как раз в "Роснефть". Последняя теперь имеет все шансы осуществить задуманное олигархом-сидельцем, пусть и в меньших масштабах.

План Медведева: продаём всё и много

Нынешний премьер-министр Дмитрий Медведев ещё на посту президента стал призывать к борьбе с загнивающим госкапитализмом, став одним из апологетов второй волны приватизации в России. Поэтому вовсе неудивительно, что презентованный вчера новым министром экономического развития Андреем Белоусовым план приватизации до 2016г. до боли напоминал расширенный перечень, представленный Д.Медведевым еще в ранге президента летом прошлого года.

Помимо "Роснефти", к указанному сроку государство намерено полностью продать свою долю в ВТБ (75% акций), Россельхозбанке (100%), "Росагролизинге" (100%), "Совкомфлоте" (100%), аэропорте Шереметьево (83%), "Аэрофлоте" (51%), Объединённой зерновой компании (100%), АК "АЛРОСА", "РусГидро", "Зарубежнефти" и "Интер РАО".

До контрольного пакета (50% + 1 акция) решено сократить долю в Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), а также в "Уралвагонзаводе" (знаменитом не столько своими вагонами, сколько производимыми на нём танками и цеховыми полпредами Уральских округов).

Наименьшему же влиянию частного капитала подвергнутся РЖД, ФСК ЕЭС и "Транснефть" - там государство планирует сохранить долю не менее чем в 75% плюс одна акция.

При этом приватизации вовсе не помешает то, что значительная часть указанных компаний находится в списке стратегических предприятий (к примеру, указом Владимира Путина туда буквально пару недель назад были включены те же "Роснефть", "РусГидро" и ФСК ЕЭС).

"Специально отмечу, что наличие компании в перечне стратегических акционерных обществ ни в коей мере не означает запрета на её приватизацию, просто требует отдельного решения президента РФ", - пояснил на заседании глава МЭР А.Белоусов, дав понять, что "неприкасаемых" для тотальной приватизации в принципе нет.

Место для дискуссий по Сбербанку

Ребром на заседании стал вопрос о дальнейшем снижении доли в Сбербанке. Здесь неожиданно инициативно выступил министр по связям с "Открытым правительством" Михаил Абызов, который высказался за сокращение госдоли в крупнейшем банке страны до блокирующего пакета уже к 2015г.

Прыткого коллегу осадил И.Шувалов – по его словам, тема приватизации Сбербанка потребовала отдельной дискуссии, в ходе которой было принято решение пока сохранить контрольный пакет его акций у государства.

"Необходимо провести обсуждение с общественностью, населением и экспертами, поскольку этот вопрос носит не только экономический, но и политический характер", - сказал он.

Спорщиков разнял премьер-министр Д.Медведев. "Давайте эту тему еще раз обсудим. И.Шувалов курирует тему приватизации. Вы соберите всех и поговорите на эту тему", - сказал Д.Медведев на заседании правительства, обращаясь к первому вице-премьеру.

Только на этот раз чтоб все по-честному

Не осталась без внимания и имиджевая сторона приватизации. Первая волна, проведенная в 90-е гг., оставила далеко неоднозначное впечатление среди россиян. В целом ее итогами остались довольны лишь те, в чьих руках оказались крупнейшие компании, тогда как оставшееся население (более 90%) оценивает произошедшие тогда события скорее в терминах "обман" и "грабёж".

В преддверии выборов эту тему поднимал тогда ещё премьер-министр страны В.Путин, который предложил закрыть этот вопрос и легитимизировать новых собственников в глазах общества за счёт разовых взносов или каких-либо других решений. "Надо так, чтобы общество действительно приняло эти варианты закрытия проблем 90-х гг. - нечестной, прямо скажем, приватизации", - подчеркивал тогда он.

Однако вчера на брифинге И.Шувалов прямо заявил, что исправить "нечестную приватизацию" уже не получится.

"Большинство экспертов, включая правительственных, пришли к выводу, что это сделать невозможно, это надо было делать значительно раньше. Сейчас у этих активов появились добросовестные приобретатели, которые не имеют отношения к приватизации, а те, кто получили деньги, вложили их в большое количество других проектов", - пояснил он.

Впрочем, наступать на те же грабли правительство, похоже, больше не намерено. По словам первого вице-премьера, печальный опыт приватизации 90-х гг. должен быть учтён при нынешних продажах.

"Самое главное, чтобы все эти приватизационные сделки были реально одобрены населением страны. Мы не можем себе позволить, чтобы эта приватизация воспринималась несправедливой. Второй волны несправедливой приватизации мы не можем допустить", - подчеркнул И.Шувалов.

То ли еще будет

Озвученное "планов громадье" тем не менее плохо подкреплено конкретными оценками стоимости и сроками продаж. Известно лишь, что первыми на продажу пойдут самые подготовленные – доли в Сбербанке (7,58%), "Совкомфлоте" (25% минус 1 акция), 49% ОЗК и 10% "Роснано", а также неустановленная доля в АК "АЛРОСА". При этом за акции Сбербанка планируется выручить более чем 100 млрд руб., а за указанный пакет СКФ – 25-27 млрд руб.

Кроме того, по словам главы Минэкономразвития, завершается подготовка к продаже 20% "Апатита", 100% компании "СГ-транс", пакетов Ванинского и Мурманского морских торговых портов, авиакомпании "Сибирь" и ТГК-5. От этих сделок планируется выручить около 30 млрд руб.

Что же касается конкретных сроков, то тут чиновники уходят от прямых ответов, ссылаясь на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка. Когда, что, кому и как – остается загадкой, надёжно спрятанной в объяснениях про нестабильность в Греции и эластичные окна выхода на рынки.

Несмотря на все эти неясности, в целом приватизация должна пойти в этом году поживее – по итогам 2012г. государство планирует выручить от продажи своей собственности 300 млрд руб. против 121 млрд руб. в прошлом году.

Александр Гаспарян, РБК
top.rbc.ru/economics/08/06/2012/654250.shtml



>Для российских плохих чиновников Штаты закрываются
- это вполне себе приличный элемент программы удвоения ВВП РФ согласно плану газпромовских и других корпоративных ожиданий среди общегражданских ВСЕХ, можно и без него, но половинчатость мер при наличии возможностей - "Мы торопиться не будем. Если будет хорошая сделка, хорошие условия по "Роснефти", и у нас будет возможность провести такую сделку, конечно, её проведём."

С уважением.


Для российских плохих чиновников Штаты закрываются
08 июня Алина МАКСИМОВА
utro.ru/articles/2012/06/08/1051581.shtml

Комитет по международным делам Палаты представителей Конгресса США одобрил законопроект, в соответствии с которым в отношении ряда российских чиновников будут приняты визовые и финансовые санкции. Об этом сообщает BBC.

За принятие проекта проголосовали все присутствовавшие на заседании конгрессмены, однако на заседание пришли менее половины членов комитета. "Голосование в профильном комитете - это важный элемент американской законодательной процедуры, который практически выводит законопроект на финишную прямую", - заявил представитель Hermitage Capital.

Это стало первым шагом на пути утверждения закона. Теперь ему предстоит пройти через Палату представителей и Сенат, и только затем он попадет на стол президента. "Законопроект должны будут рассмотреть ещё два профильных комитета (Палаты представителей), после чего он поступит на обсуждение всем составом палаты... Когда это может произойти? Я не могу сказать - может, в скором времени, но, возможно, процедура затянется", - приводит РИА "Новости" слова источника в международном комитете Палаты представителей.

Документ предполагает, что санкции коснутся тех, кого американские власти сочтут ответственными за нарушения, связанные с арестом и смертью юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, а также тех, кто пытался скрыть факты произошедшего и извлек из этого выгоду.

Как сообщается, под действие закона могут попасть и российские функционеры, связанные с убийствами, пытками и другими нарушениями прав человека в отношении тех, кто пытался придать огласке незаконную деятельность чиновников или защищал права и свободы человека. Ожидается, что "не позднее, чем через 120 дней с момента вступления закона в силу госсекретарь и министр финансов США должны опубликовать поименный список тех, кто подпадает под действие закона". Комментируя решение, посол США в России Майкл Макфол отметил, что не стоит увязывать такую позицию страны с другими сферами американо-российских отношений. "Включение в этот список не означает виновность в каких-то преступлениях, это просто отказ в выдаче визы", - цитирует РБК слова посла.

Напомним, в июле 2011 г. Вашингтон официально подтвердил введение визовых санкций в отношении российских чиновников, предположительно причастных к гибели в московском СИЗО юриста инвестфонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского. Сообщалось, что под запрет на выдачу виз попали около 60 российских граждан, включая судей, сотрудников ФСБ, полицейских, тюремных надзирателей, врачей, прокуроров, а также налоговых инспекторов и аудиторов. Тогда же сообщалось, что страны ЕС, а также Канада и Нидерланды намерены отказать во въезде россиянам, якобы причастным к смерти юриста.

Министерство иностранных дел России вскоре выступило с жесткой критикой действий американских властей. В ведомстве подчеркнули, что въезд на территорию США для некоторых чиновников был закрыт без объяснения причин, а значит, эта мера призвана "наказывать" российских граждан до завершения расследования и суда, в нарушение презумпции невиновности. Представители МИД заявили, что подобные шаги наносят серьёзный ущерб российско-американским отношениям, и пообещали, что российская сторона не оставит без ответа такой выпад со стороны Америки.

Консультант инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергей Магнитский был арестован в ноябре 2008 г. по обвинению в содействии в уклонении от уплаты налогов на 500 млн рублей. В СИЗО "Бутырка", куда поместили юриста, у него началось обострение панкреонекроза - острого заболевания поджелудочной железы. Тяжелобольной Магнитский более 11 месяцев провёл под арестом, а 16 ноября 2009 г. скончался в госпитале "Матросской Тишины", официально - из-за отсутствия надлежащего ухода.


От А. Решняк
К А. Решняк (08.06.2012 15:46:10)
Дата 24.07.2012 15:16:59

ФАС России поддержка монополий zakupki.gov.ru

On-line-конференция статс-секретаря – заместителя руководителя ФАС России Андрея Цариковского


Вступительное слово ведущего:
Добрый день, мы приветствуем посетителей сайта РБК и нашего гостя – статс-секретаря – заместителя руководителя ФАС России Андрея Юрьевича Цариковского.

Наш сегодняшний разговор - о федеральном законе, который может серьёзно изменить рынок госзаказа в ближайшие несколько лет. Под этот закон попадают госкомпании, ГУПы, муниципалитеты, ЖКХ и т.д. Закон вступил в силу в январе 2012г. Однако его исполнение приостановлено до 1 октября в связи с неготовностью инфраструктуры.

В ходе оnline-конференции прозвучат ответы на вопросы интернет-аудитории сайта rbc.ru, подписчиков группы ФАС России в социальных сетях Facebook и Twitter, а также представителей СМИ в режиме удалённого доступа.

Вопрос: Количество предприятий, которые подпадают под действие этого закона, уже неоднократно называлось, и всё же я попрошу Вас её повторить.
А.Цариковский: Трудно пересчитать эту цифру полностью, но это действительно сотни тысяч уже предприятий, потому что здесь несколько этапов: сначала мы рассматриваем только первый этап, который вошёл в силу, - это федеральные предприятия. Дальше мы переходим на субъекты, а дальше мы переходим на муниципальные предприятия. Поэтому здесь количество - это тысячи, а то и, думаю, десятки тысяч.

Ведущий: В средствах массовой информации проходила цифра более 400 тысяч.

А.Цариковский: Ну, вы знаете, я недооценил количество МУПов, которые у нас имеются в стране. И, кстати, это очень плохо, что их столько, потому что МУП - это абсолютно неконкурентная форма. Давным-давно было решено, что они либо переходят в казённые предприятия с очень большими ограничениями в своей хозяйственной деятельности, либо выходят на открытый рынок. К сожалению, это выполняется очень плохо. Ещё раз спасибо за это напоминание, что пока этот процесс идёт очень плохо. А это колоссальный вред для конкуренции.

Вопрос: Как Вы в целом оцениваете степень готовности госкомпаний к новым правилам закупок? Не секрет, что некоторые унитарные предприятия до принятия 223-ФЗ проводили закупки совершенно произвольным образом.
А.Цариковский: Ситуация с этим мне напоминала I квартал текущего года, две русские народные поговорки: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится" и "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день". Но "Юрьев день" для них наступил по-настоящему 1 апреля. По состоянию на 1 января готовы все были очень плохо. К 1 апреля, а мы об этом неоднократно напоминали первые три месяца, можно было немножко нарушать, но за это не карали. Всем напоминали, что если вы не напишите положение, то плохо будет, но пока работать можно. "Юрьев день" наступил 1 апреля, когда тот, у кого нет положения, обязан работать по правилам 94-го закона, и никого это не радует из-за естественных монополий и стратегических предприятий. И на самом деле, там действительно стало хорошо. Но я должен сказать, что естественные монополии достаточно хорошо и оперативно на всё отреагировали, а многие наши стратегические предприятия, по-моему, как-то подзабыли, что они переходят. Но сейчас, после того, как они опубликовали список таких предприятий, сейчас они уже очень и очень неплохо подтянулись.

Но вот что-то мне подсказывает, что с муниципалами будет беда с 1 января 2013г.

Вопрос: Проводились ли оценки объёмов коррупции при закупках госкомпаний? Ранее говорилось, что объёмы воровства на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд оценивается в 1 трлн руб. в год, или 20% от общего объёма госзакупок.
А.Цариковский: 223-й закон помягче, чем 94-й закон и наступающая ФКС. Я, кстати, сказал коллегам, чтобы они не расслаблялись. То, что придёт мягкая ФКС, - это распространённое заблуждение. ФКС охватывает все стадии закупок, но она отнюдь не мягче, а на стадии планирования даже гораздо жёстче, чем 94-ФЗ. Думаю, что закон о естественных монополиях помягче, поэтому, скажем так, я думаю, эффект сейчас пока будет поменьше. Нет сомнений, что дальше он будет становиться жёстче. Но объём воровства и коррупции там, извините, не меньше.

Не секрет, что существует много предприятий, которые являются "поставщиками двора его величества", и как неплохо быть директором такого предприятия. Я думаю, что многие коллеги из интернет-аудитории знают, как хорошо живут постоянные поставщики. И неплохо живут менеджеры, отвечающие за эти закупки.

Вопрос: Какой экономический эффект может быть получен в масштабах страны благодаря вступлению в полную силу новых правил закупок госкомпаний?
А.Цариковский: Вы знаете, я даже больше жду экономического эффекта не за счёт, может быть, экономии на закупках, а за счет того, что уже четко произошло при законе N94. Есть многие споры о коррупции, о сайте закупок, эффективным оказался 94-й закон о коррупции. Но один эффект, по-моему, не оспаривает никто - что по открытым процедурам и процедурам через интернет мы сумели подключить гораздо большее количество малых и средних предприятий. Не зря, когда речь заходит о законе N94, нашим союзником (как бы его не ругали!) всегда была ОПОРА, то есть ассоциация малых предприятий, потому что для них это оказалось крайне эффективным выходом.

Так и здесь. На мой взгляд, при выходе на закупки естественных монополий мы сможем подключить ещё большее количество малого и среднего бизнеса, а это, на мой взгляд, самая питательная почва для бизнеса вообще. Какими бы ни были красивые цветы, в виде крупных предприятий, но без почвы, без малого и среднего бизнеса, они не растут. И думаю, боюсь преувеличивать, но в рамках 0,5-1% ВВП я бы оценил экономический эффект за счёт развития малого и среднего бизнеса, потому что не надо забывать, что закупки естественных монополий – это громадная многотриллионная сумма.

Вопрос: Все ли крупные госкомпании успели подстроить свою систему закупок под 223-ФЗ? У ФАС есть претензии по этому поводу к каким-либо крупным предприятиям?
А.Цариковский: Как раз на данный момент сейчас их уже нет. Тут несколько наших компаний крупных, и в первую очередь стратегических, чуть-чуть подотстали в этом развитии. Но сейчас уже все сокращают. Тем более уже были первые жалобы, которые уже рассмотрены и практически всё улажено. Но мы, действительно, внимание уделяли, чтобы не произошло неожиданностей, уделяли очень много внимания профилактике. Мы просто заранее предупреждали и рассылали информационные письма, что с такого-то момента всё может быть не очень хорошо.

Вопрос: Давайте поговорим о самой процедуре. Выдержит ли единый портал госзакупок zakupki.gov.ruв РФ повышенную нагрузку за счёт перевода закупок всех госкомпаний на этот сайт? Ведь и сейчас некоторые пользователи сайта жалуются, что он периодически зависает и через него невозможно нормально работать.
А.Цариковский: Последнее время каких-то серьёзных жалоб, кроме нескольких моментов, которые у меня официально зафиксированы, нет. Я даже могу сказать достаточно интересную вещь по этому поводу: Федеральная антимонопольная служба обращалась в правоохранительные органы. Действительно, организовывались DDoS-атаки на электронные площадки.

Сам сайт закупок zakupki.gov.ru работает сейчас достаточно хорошо. Во всяком случае, я помню, какие были первые жалобы в 2006-2007гг., в переходный период, а сейчас их нет. Думаю, что здесь сайт тоже спокойно, благополучно выдержит. Вы же знаете, что существуют громадные сайты-поисковики, - тот же Yandex, тот же Google, eBay, - и они, при всём уважении к нашему количеству транзакций, производят гораздо больше транзакций, гораздо большее количество запросов, чем даже в перспективе выдержит данный сайт. Поэтому всё технологически достижимо, основывается это на тех же технологиях, что и те сайты, поэтому я думаю, что сервер у нас тоже хороший.

А если серьёзно, то, например, те же электронные площадки после первых сбоев уже достаточно серьёзно побеспокоились и о безопасности, и о резервном сервере, поэтому я бы здесь не боялся. Да, возможны какие-то сбои при переходе на другое программное обеспечение, но это неизбежно бывает на любой электронной площадке. Даже такие гиганты, как Сбербанк, давали лёгкие сбои при переходе на новое программное обеспечение. Да, это возможно, Думаю, что серьёзных сбоев не будет.

Вопрос: Вступил в силу новый порядок обжалования действий/бездействий организаторов торгов, операторов электронных площадок при проведении торгов и заключении договоров. Каковы первые результаты?
А.Цариковский: Через нас уже прошло несколько десятков, сотен жалоб. И я думаю, что мы скоро уже будем выходить на тот же объём, что и по 94-му закону. Рассматриваем мы это по короткой процедуре, если кто этого не знает, аналогичной процедуре 18-1. Схема этой процедуры взята из закона о закупках. Это второе, может быть, достижение закона о закупках, о котором никто не спорит. Это так называемая короткая процедура, когда вы можете пожаловаться, ваша жалоба будет, в соответствии с 223-м законом, рассмотрена в течение 10 дней, и на это время проведение торгов приостанавливается. То есть невозможно быстренько подписать протоколы, договоры и потом сказать, что всё уже давно продано. В течение 10 дней мы рассматриваем, и соответственно, после принятия решения размораживается. То есть эта процедура достаточно быстра и эффективна, а комиссия у нас уже работает.

Вопрос: Какие наказания предусмотрены для госкомпаний, нарушающих новые правила закупок? За что предусмотрено самое серьёзное наказание, о каких суммах идёт речь? Когда начнут применяться соответствующие наказания?
А.Цариковский: По 223-му закону пока в Кодексе об административных правонарушениях такие наказания не предусмотрены. Это пока переходный период, мы пока ещё показываем жёлтую карточку, предупреждаем и не удаляем с поля. На мой взгляд, это даже хорошо, потому что КоАП немножко даже отстал от самого закона. Всегда существует некий период адаптации. Такое было и с 94-ФЗ, такое было с оборотными штрафами. Сначала к чему-то надо привыкнуть и начать работать по-новому, потом уже штрафовать. На первый раз можно ограничиться предупреждением. Но если мы видим очень грубые нарушения, которые противоречат уже именно базовому закону о конкуренции, действительно крайне вредят конкурентной среде, мы можем рассмотреть дело и по 135-му закону, а это ни к чему хорошему не приведёт. Штрафы там, как вы знаете, большие.

Ведущий: Хотелось бы понимать, о каких суммах идёт речь.

А.Цариковский: В 223-м законе пока нет КоАПа вообще. Они не прописаны ещё. Сейчас идёт как раз разработка норм КоАПа вместе с Минэком и Министерством финансов. То есть поэтому сейчас такой грейс-период получился для нарушителей, можно сказать.

Вообще штрафы, конечно, будут не меньше, чем в госзакупках. Думаю, что надо рассматривать десятки тысяч. И если, например, в 94-ФЗ не предусмотрены штрафы для госзаказчиков (любому госзаказчику практически всё равно - у него из бюджета ушло в бюджет), то здесь, думаю, мы будем вводить. Это, конечно, будет меньше, чем оборотные штрафы, но чувствительные суммы.

Вопрос: Давайте остановимся на теме нового порядка организации продажи (приватизации) государственного и муниципального имущества и обжалования таких процедур. Каковы особенности моратория на осуществление отдельных действий продавцом или привлечённым им лицом при приватизации государственного или муниципального имущества?
А.Цариковский: Я во многом уже рассказал это в предыдущем вопросе. Дело в том, что эта процедура при продаже, и при 223-ФЗ одинакова - это как раз в порядке ст.18.1 - она очень короткая, а смысл в том, что в момент рассмотрения (а он очень короткий, максимум 10 дней) нельзя продолжать дальнейшие действия, то есть вы не имеете возможности подписать договор и протоколы. Вот это главная особенность. Я думаю, что те, кто работал с 94-ФЗ, очень хорошо это знают. Эта процедура очень близка и очень сродни процедуре рассмотрения жалоб по 94-ФЗ, только там пять дней, а здесь 10.

Н.Максимова (Москва): Правда ли, что действие прежнего закона об электронной цифровой подписи (ЭЦП) для закупок госкомпаний продлили ещё на год - до 1 июля 2013г., а сроки обязательной публикации закупок на официальном сайте zakupki.gov.ru - на три месяца, до 1 октября 2012г.? Почему всё сдвигается по времени?
А.Цариковский: Наверное, самым лучшим ответом на это служит то, что произошло в правительстве. Это, может, плохая новость для чиновников, но хорошая для всех остальных граждан – это решение того, что теперь сроки исполнения документов различными федеральными ведомствами продлеваться не будут. То есть не исполнил что-то – документ считается неисполненным со всеми вытекающими отсюда для чиновников и ведомства последствиями. Дело в том, что у нас очень много хороших документов, в том числе и огромное количество нормативных актов, на которые уже надо было выйти по 223-му закону, всегда достаточно вязло в согласованиях, обсуждениях и выходило гораздо позже. И получается плохая история, когда закон уже действует, а подзаконные акты и сопутствующие ему другие законы не действуют, и мы оказывались в правовом вакууме и вынуждены выносить решение, исходя из революционного правосознания, а не из инструкций. Просто здесь получилось технологическое отставание, и, может быть, поэтому это новое, что просрочек теперь не будет, там, конечно, меня расстраивает как чиновника, потому что переделать невозможно, и может быть какой-то выговор, но радует как гражданина.

Станислав Михайлович (Екатеринбург): Информацию о каких закупках госкомпании вправе не размещать на официальном сайте? Регулирует ли 223-ФЗ закупки оборонных предприятий?
А.Цариковский: Не надо публиковать сведения о закупках, которые являются либо государственной тайной, либо тех закупках, которые составляют менее 100 тыс. руб. Оборонные предприятия туда подпадают, потому что для них в законе не сделано никаких исключений, засекречен – пожалуйста, не засекречен – публикуют. Сейчас многие хозяйствующие субъекты были сторонниками того, чтобы также под действие закона подпадала коммерческая тайна, но после этого можно было бы закон спокойно сложить и отложить куда-то в сторону, потому что по закону о коммерческой тайне назвать коммерческой тайной можно всё что угодно, ну вплоть до того, что больше любит генеральный директор – чай или кофе.

В.Сиринов (Ленинградская обл.): Целый ряд нормативных актов, предусмотренных законом 223-ФЗ, до сих пор не принят. В частности, речь идёт о дополнениях в КоАП , устанавливающих санкции за нарушения требований закона. Когда планируется принять соответствующие нормативные акты?
А.Цариковский: Вот видите, я у вас сегодня все время забегаю в следующие вопросы. Это потому, что для нас это больная тема, и мы этим очень много занимаемся и прекрасно понимаем, как и коллеги, которые присылают данные вопросы, что здесь пока еще все плохо. На вопрос о сроке, когда мы их должны были принять, можно ответить коротко: вчера. А если отвечать серьёзно, мы рассчитываем в течение этого года. С КоАПом я, может быть, даже немножко рад, что так получилось. Так получилось, может быть, не специально, но, может быть, хорошо, и это даёт возможность хоть немножко адаптироваться. Потому что, честно говоря, многие совершают нарушения, потому что люди ещё не привыкли, не научились работать (хотя есть, конечно, случаи намеренных нарушений). Они не знают, и штрафовать их мне было бы жалко. А сейчас обругать можно, а вот наказывать деньгами было бы обидно. Так из-за непринятого КоАПа получилось, что можно не наказывать.

М.Фогилев (генеральный директор компании "ФогСофт"): Будут ли применяться некие штрафные санкции к компаниям, подпадающим под 223-ФЗ и не работающим по 94-ФЗ, которые не разместят положение о закупках на сайте zakupki.gov.ru к 1 октября 2012г.?
А.Цариковский: Я частично уже ответил на этот вопрос, потому что сейчас КоАПовской нормы непосредственно за это нет, и это попадает в такой переходный период. Но, тем не менее, могу ответить, что кроме ФЗ-223 существует ещё и ФЗ-135, основополагающий закон о конкуренции, в котором определены базовые принципы конкуренции и конкуренции на торгах. И я думаю, что если это просто грубое намеренное нарушение, которое влияет на конкурентную среду, то мы будем рассматривать дело не по процедурам ФЗ-135 и не по процедурам ФЗ-223, а по существу ФЗ-135. Закон N223 больше рассматривает процедуру, а ФЗ-135 – существенные нарушения, уже основные нарушения, а там, если вы помните, штрафы хорошие, вплоть до оборота. Думаю, нефтяные компании знают, какие у нас штрафы.

Александра: По ФЗ-223 заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимостью до 100 тыс. руб. Кроме того, если годовая выручка заказчика за финансовый год превышает 5 млрд руб., заказчик также вправе не размещать информацию о закупках стоимостью до 500 тыс. руб. Получается, что закупку можно разбить по 100 тыс. руб. и заключить множество договоров с "нужными" поставщиками, скрыв факт закупки. Планируются ли корректировки в ФЗ-223, ограничивающие действия заказчиков?
А.Цариковский: Теоретически это можно проделать. А практически один суперкомпьютер вы не сможете разложить на крышку, детали и т.д. Из 1 тыс. зайцев, равных по весу слону, вам слона не сделать. Да, можно увести какую-то часть, но я могу сказать по собственному опыту, что такое можно сделать с 2-3% закупок. Разъединить на мелкие кубики всё остальные нельзя.

Ведущий: Компьютер можно, кстати, разложить.

А.Цариковский: Можно. Только кто его собирать будет? Дело в том, что это становится просто невыгодно - и по количеству транзакций (вы же каждый документ должны оформить, провести, на ведение каждого договора есть управленческие расходы). Это становится невыгодно бюрократически, многие предметы этим просто не описываются.

Закон об одноимённости внёс резкий корректив. Мы посмотрели статистику: количество подписываемых 100-тысячников, как их называют, то есть контрактов на сумму меньше 100 тыс. руб., после введения понятия одноимённости не сильно изменилось. Приблизительно всё держится на одном уровне, изменения - на грани погрешности. Всё-таки принцип разумности существует иногда в головах даже наших неразумных хозяйственников.

А.Малыгин (Санкт-Петербург): Кто будет следить за исполнением закона? Куда жаловаться поставщикам? Вы рассматриваете и анонимные обращения?
А.Цариковский: К нам, в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ. Но анонимные обращения мы, слава Богу, не рассматриваем, это как раз противоречит закону об обращении граждан. Но нам можно подать жалобу, можно подать здесь. Вопрос пока с электронными жалобами, здесь пока ещё не до конца отработана методика, но они не отработаны в размере страны. И плюс то, что я хотел бы обсудить с коллегами: вот не надо, как это было в одно время, когда увлеклись, подавать на один и тот же вопрос полторы тысячи жалоб одновременно, потому что иногда это приводит к тому, к чему приводит для сайта DDoS-атака, это полностью его блокирует. Представляете, когда работающие в отделе 10 человек получают 1,5 тыс. жалоб одновременно, они впадают в ступор.

Мы с этой ситуацией уже сталкивались, это было во время обращений, которые были инициированы Навальным, тогда было такое предложение, которое пронеслось по соцсетям: "Давайте все вместе пожалуемся", в результате пришло вместе 1,5 тыс. жалоб, на которые, слава Богу, мы могли не отвечать и благополучно их сложили стопочкой. Но ответили на одну, которая касалась именно того же предмета, но пришла в письменном виде. На самом деле вот здесь надо будет разработать вместе с коллегами чёткую методику, чтобы на жалобы-то мы откликались и откликались на жалобы в электронном виде. Наше ведомство вообще переходит в ближайшее время на электронный документооборот. Но чтобы не было бы таких (даже термин такой рождается) "D-жалобных" атак.

М.Фогилев (гендиректор компании "ФогСофт"): 223-ФЗ позволяет проводить закупки в любой форме, в том числе неконкурентные закупки у единственного поставщика. Одна из задач 223-ФЗ сформулирована так: "Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки". Закон её не выполняет. Планируется ли установка лимитов? Например, чтобы не менее 25% закупок проводилось в форме конкурентных закупочных процедур.
А.Цариковский: Во-первых, я думаю, что в 223-ФЗ будут постепенно нарастать такие изменения, потому что, можно сказать, проведён своеобразный эксперимент. Если 94-ФЗ изначально установил сверхжёсткие рамки, а потом немножко ослабил гайки, то 223-ФЗ наоборот - это рамочный закон, в котором потом гайки будут немного подвёрнуты в более ужесточающую сторону. Тут было два разных подхода. Это первое, что касается изменений в законе.

Второе - то, что я как раз ответил коллеге на предыдущий вопрос. Если есть грубые базовые нарушения, то добро пожаловать к нам на 135-ФЗ. Мало не покажется.

О.Романенко (Москва): Сейчас каждая компания самостоятельно разрабатывает положение о закупках для себя. Нет опасений в том, что каждый напишет "под себя"?
А.Цариковский: Если напишут его "под себя" в хорошем смысле, то есть, под те бизнес-процессы, которые у них организованы в предприятии, в этом нет ничего плохого. Но если напишут под своих поставщиков, то тогда (я опять, уже в третий раз, наверное, произношу магическое слово) - федеральный закон N135, это базовый закон, на котором основывается вся наша конкурентная служба. Это дело будет рассмотрено, и мы будем рассматривать (и такие случаи уже не раз бывали) за нарушение базовых принципов конкуренции.

Л.Варштайнер (Москва): В соответствии со 135-ФЗ, разрешается заключение договоров аренды на новый срок с субъектами малого предпринимательства без проведения конкурсов или аукционов на срок не более чем до 1 июля 2015г. Почему Московский метрополитен избирательно подходит к вопросу о перезаключении указанных договоров, заключая с одними договоры аренды сроком до 2015г., а с другими - всего на полгода или на год?
А.Цариковский: Мне трудно ответить, не зная причин отказа. Но здесь можно подавать жалобу. Я гарантирую, что она будет рассмотрена. Это звучит как нарушение ст.18 закона о защите конкуренции. Но здесь надо знать причины. Отказ может быть обоснован, а может быть не обоснован. Таких дел у нас было уже много.

Заключительное слово А.Цариковского.
А.Цариковский: Коллеги, уважаемые руководители ГУПов, МУПов и прочих организаций с большим государственным участием, независимо от их уровня, очень внимательно почитайте 223-ФЗ, посмотрите наш сайт zakupki.gov.ru. Если нужно, пришлите нам, пожалуйста, запросы, мы на них ответим. Иначе, извините, отсутствие КоАПа продлится недолго. И платить придётся и вам, и вашим предприятиям.

Заключительное слово ведущего.
Я благодарю Андрея Юрьевича Цариковского за обстоятельные ответы на поставленные вопросы. В ближайшие часы на интернет-ресурсах РБК появятся полная стенограмма и самые яркие видеоцитаты.

Благодарю технические службы пресс-центра, которые помогали нам оставаться всё это время в прямом эфире. Мы прощаемся с нашей интернет-аудиторией. До новых встреч и хорошего продолжения дня.