Пятая русская революция? БЛОГОСФЕРА 2012-05-17 16:58 http://m.rosbalt.ru/blogs/982128.html
Член "Единой России" и доверенное лицо Владимира Путина, профессор социологии Ольга Крыштановская написала на право-либеральном сайте Slon.ru, что "революционная ситуация налицо". Это особенно остро почувствовалось после "Марша миллионов" 6 мая. Нечестные думские и президентские выборы ушли в историю два месяца назад, а под лозунгами отставки Путина в Москве вышли десятки тысяч человек. Не испугал протестующих и жесткий разгон демонстрации - в последующие дни акции протеста продолжились, несмотря на аресты почти 500 человек. В МГУ, к огорчению местных единороссов, воодушевленные студенты открыто ходят с белыми ленточками. Революционные настроения уже не привязаны к выборным информповодам. События развиваются по собственной логике. Однако возникает вопрос: если это революция, то какая?"Оранжевая"?Социальная? Для начала надо определиться с тем, что же такое "оранжевая" (она же "цветная") революция. Если этот термин, конечно, вообще допустим для строгого анализа. Для действующей российской власти и сторонников "теории заговора" с "цветными" революциями все понятно. "Цветная" революция, согласно их версии, это, когда коварный Запад через "проплаченных" оппозиционеров и возбужденную ими толпу, внедряет во власть страшно суверенных государств своих "агентов влияния". Отрицать попытки вмешательства одних государств в дела других было бы, конечно, наивно. Это было всегда, и будет до тех пор, пока существуют разные государства с их разными политическими и экономическими интересами. Однако, чтобы понять, что такое "цветные революции", необходимо препарировать это явление как социальный феномен. В этом случае мы сразу же заметим в них ряд общих закономерностей. Первая состоит в том, что все они происходили либо в странах бывшего советского блока, либо в тех государствах, которые раньше было принято называть странами третьего мира (сейчас, в первую очередь, речь, конечно, об арабских странах). Последние, по официальной версии их правительств, до недавнего времени шли каким-то своим "особенным" (якобы, не капиталистическим и не социалистическим) путем, однако затем, как и страны бывшего соцлагеря, пошли по пути вполне стандартных либеральных реформ. Вторая особенность этих революций заключается в том, что практически во всех странах, где они происходили, во главу угла выдвигались не социально-экономические, а политические требования. Главной их идеей являлась замена существующей власти или тех, кто претендовал на нее, но был с ней одного исторического, а зачастую и антропологического типа (как это было на Украине в 2005 году, в Молдавии в 2009 году, в Киргизии в 2010 году). И вожди, и рядовые участники этих "цветных" революций питали одну и ту же иллюзию, которая состояла в том, что надо просто убрать действующую власть, погрязшую в коррупции и воровстве, и жизнь тут же наладится. Таким образом, их не устраивала существующая власть, а не существующая социально-экономическая система, к которой они, несмотря на все трудности "переходного периода" к капитализму, до поры особых претензий не имели. Хотя глубинными, объективными причинами этих революций все равно была неудовлетворенность широких масс социально-экономическим положением, в котором они оказались, благодаря новой экономической системе. Однако и духовные вожди этих революций (в первую очередь, значительная часть интеллигенции), и восставшие массы среднего класса в тот момент были искренне убеждены, что все проведенные до того преобразования (перевод экономики на частные рельсы, либерализация цен, демонтаж системы социальных гарантий) хоть и тяжелы, но объективно необходимы для будущего процветания. И ради этого светлого капиталистического будущего "цветные" бунтари готовы были затянуть пояса и потерпеть еще столько, сколько потребуется. Через несколько лет после прихода к власти "цветных", демократических лидеров, в ряде названных выше стран наступил период глубокого разочарования. На Украине он выразился в поражении "оранжевых" на выборах. Произошло это потому, что социально-экономическое положение большинства, благодаря либеральным реформам, которые "цветные" президенты и премьеры продолжали гораздо более последовательно, не только не улучшалось, но напротив, ухудшалось. Притом, что демократы воровали и "крышевали" воров не менее нагло, чем их авторитарные предшественники. Основными задачами "цветных" революций было доделывание работы по введению стандартов буржуазной демократии, начавшейся в СССР в конце 1980-хгодов и казавшейся его интеллигенции и значительной части рабочих идеальной системой. Если вспомним, то "борьба за демократию", включая борьбу за свободу СМИ, собраний, митингов, демократизация самой власти, борьбу с коррупцией, приватизацию с либерализацией, была главной задачей буржуазно-демократической революции в России 1991 года. Национальные республики СССР в это время представляли собой сонное царство. Либо (как прибалтийские республики) боролись за национальную независимость, обретение которой, как казалось многим в них, должно было стать залогом и их внутреннего демократического развития. Для большинства других республик Советского Союза настоящая борьба за национальную независимость началась уже после того, как российские реформаторы грубо выпихнули их из состава СССР в декабре 1991 года (т.н. Беловежские соглашения). Местным правящим элитам, быстро почувствовавшим вкус к безграничной власти, давшей им возможность и столь же безграничного обогащения, срочно понадобилась и собственная национальная идея, и собственная история. Единственно в чем они не нуждались, так это в демократических институтах, которые все эти открывшиеся для них возможности сильно ограничивали. Все ужасы первоначального накопления капитала, обрушившиеся на граждан новых государств списывались на проклятое имперское прошлое и гнусную неоколониалистскую политику РФ по отношению к соседям. Последнее обвинение, кстати, было справедливым, однако, заодно служило и прекрасной ширмой для новых хозяев жизни в этих республиках, грабившихсвои собственные народы не хуже российских олигархов и их покровителей в Кремле. Однако через 10-15 лет борьба за независимость для большинства людей в СНГ стала такой большой абстракцией, что списывать все внутренние проблемы на внешнего врага было уже неприлично. Люди начали предъявлять претензии к собственной власти, идея смены которой и составила основной мотив всех "цветных революций". На данный момент российский политический класс продвинулся в понимании проблем своей страны значительно дальше своих соседей. "Цветной" мотив (смена ненавистной власти) остается для него одним из основных. Однако в силу того, что либеральные экономические и социальные реформы в России начались раньше, шли гораздо быстрее и продвинулись гораздо дальше, чем у ее соседей, дальше продвинулось и сознание народа. Если первые декабрьские протесты 2011 года были еще вполне "цветными" и по своим лозунгам, и по эклектичному составу участников - в рядах оппозиционных колон были все, кто протестовал против действующей власти (либералы, левые, националисты), - то 6 мая 2012 года националисты практически полностью откололись от оппозиционного движения. Либералы и левые пока еще действуют вместе, однако все большее преобладание в демонстрациях левых с их социальными лозунгами, и все большее недовольство этим фактом либеральных лидеров, неизбежно приведет протестующих к расколу. Продолжение либеральных реформ, с которыми торопится Путин, еще больше усилит социальную направленность выступлений и сделает социальные лозунги главным мотивом разворачивающейся на наших глазах новой русской революции. Александр Желенин Перейти на станицу автора.
ЕКАТЕРИНБУРГ, 17 мая. Революция необходима России, как живому, творческому организму. При этом она будет бескровной, поскольку власть никто не будет защищать с оружием в руках. Об этом в интервью "URA.Ru" заявил известный российский писатель Захар Прилепин.
Он считает, что опп-озиционное противостояние еще 10 декабря следовало переводить в более радикальную форму. По его мнению, протестующим не следовало уходить с площади Революции на Болотную. "Последний раз я об этом говорил Борису Акунину, на что он ответил, что они выбирают эволюционный, а не революционный путь. А я считаю, что эволюционный путь —тупиковый, в нем нет никакого противостояния власти. Я предпочитаю другие методы. Поэтому я хоть и приветствую содружество моих товарищей и ко всем к ним отношусь хорошо, но хотел бы, чтобы они поддержали меня и моих единомышленников в следующий раз, когда подобный исторический шанс выпадет на нашу долю", — заявил Прилепин.
Он уверен, что протест не умрет. "Пока никуда не денутся проблемы, которые его порождают и которые будут решены либо снизу, либо сверху. Вот и все. Ну на какое-то время протест может заглохнуть. Ну, заглохнет и заглохнет, а еще через полгода-год вспыхнет с новой силой", — считает писатель.
Он не верит в компромиссы оппозиции с действующей властью. "Они сейчас будут инкорпорировать оппозиционных деятелей, позволяя им регистрировать свои организации, участвовать в выборах, откалывая какую-то часть оппозиции, которая пойдет им навстречу. Собственно, все это было уже блистательно показано на примере Прохорова, которого сначала завлекли, потом слили, потом опять завлекли. Вот так они пользуют людей, а потом их выбрасывают. Это не компромисс. Это безобразные, позорные игры", — подчеркнул литератор.
Он призывает "в следующий раз" остаться на улице, "ставить палатки, открывать тушенку и стоять до победного".
Революция в современной России не просто возможна — она необходима, уверен Захар Прилепин.
"Это жизненная необходимость. С чего кто-то взял, что она невозможна? Что, у нас закончилась история? Что, у нас отсохло чувство совести и чести?У нас перестали рождаться пассионарии и нет молодых элитариев, которые готовы взяться за управление страной?Мы что, навеки "отморожены", как туша мертвого мамонта?Революция в России — это признак того, что страна жива, деятельна, бодра, сильна, что это страна будущего. А если она ставит на себе крест и говорит: "Все, мы революцией наелись, нам больше ничего не надо" —тогда идите на кладбище и поставьте себе сверху большой мраморный памятник и лежите там тихонько. Революция есть обновление — живое, творческое, обновление общества", —подчеркнул он.
При этом крови Прилепин не боится — он уверен, что революция возможна без открытых вооруженных столкновений. "В России невозможна гражданская война, тут ее не будет. У нас возможны эксцессы на начальном этапе, когда они будут использовать ОМОН и прочие МВДшные силы в попытке разогнать протестующих. Но если оппозиция будет действовать смело и последовательно, то все на этом этапе и закончится. Никакой войны не будет, потому что никто не будет защищать российскую власть с оружием в руках. Вы вот как себе это представляете – что "банда Грызлова" будет действовать где-то в Сибири, а думские наши начальники будут прятаться по лесам? Все это нелепо", — уверен писатель.
"Революция — это единственный залог пробуждения жизни в России, все остальное приведет нас к медленной, но совершенно неизбежной и полной деградации. Мы просто исчезнем на географической карте, и надо в этом отдавать себе абсолютно трезвый отчет", — резюмировал Захар Прилепин.