От Афордов
К Афордов
Дата 17.05.2012 23:34:01
Рубрики Прочее; Тексты;

Пятая русская революция? (Росбалт)

Пятая русская революция? БЛОГОСФЕРА 2012-05-17 16:58
http://m.rosbalt.ru/blogs/982128.html
Член "Единой России" и доверенное лицо Владимира Путина, профессор социологии Ольга Крыштановская написала на право-либеральном сайте Slon.ru, что "революционная ситуация налицо". Это особенно остро почувствовалось после "Марша миллионов" 6 мая. Нечестные думские и президентские выборы ушли в историю два месяца назад, а под лозунгами отставки Путина в Москве вышли десятки тысяч человек. Не испугал протестующих и жесткий разгон демонстрации - в последующие дни акции протеста продолжились, несмотря на аресты почти 500 человек. В МГУ, к огорчению местных единороссов, воодушевленные студенты открыто ходят с белыми ленточками. Революционные настроения уже не привязаны к выборным информповодам. События развиваются по собственной логике. Однако возникает вопрос: если это революция, то какая?"Оранжевая"?Социальная? Для начала надо определиться с тем, что же такое "оранжевая" (она же "цветная") революция. Если этот термин, конечно, вообще допустим для строгого анализа. Для действующей российской власти и сторонников "теории заговора" с "цветными" революциями все понятно. "Цветная" революция, согласно их версии, это, когда коварный Запад через "проплаченных" оппозиционеров и возбужденную ими толпу, внедряет во власть страшно суверенных государств своих "агентов влияния". Отрицать попытки вмешательства одних государств в дела других было бы, конечно, наивно. Это было всегда, и будет до тех пор, пока существуют разные государства с их разными политическими и экономическими интересами. Однако, чтобы понять, что такое "цветные революции", необходимо препарировать это явление как социальный феномен. В этом случае мы сразу же заметим в них ряд общих закономерностей. Первая состоит в том, что все они происходили либо в странах бывшего советского блока, либо в тех государствах, которые раньше было принято называть странами третьего мира (сейчас, в первую очередь, речь, конечно, об арабских странах). Последние, по официальной версии их правительств, до недавнего времени шли каким-то своим "особенным" (якобы, не капиталистическим и не социалистическим) путем, однако затем, как и страны бывшего соцлагеря, пошли по пути вполне стандартных либеральных реформ. Вторая особенность этих революций заключается в том, что практически во всех странах, где они происходили, во главу угла выдвигались не социально-экономические, а политические требования. Главной их идеей являлась замена существующей власти или тех, кто претендовал на нее, но был с ней одного исторического, а зачастую и антропологического типа (как это было на Украине в 2005 году, в Молдавии в 2009 году, в Киргизии в 2010 году). И вожди, и рядовые участники этих "цветных" революций питали одну и ту же иллюзию, которая состояла в том, что надо просто убрать действующую власть, погрязшую в коррупции и воровстве, и жизнь тут же наладится. Таким образом, их не устраивала существующая власть, а не существующая социально-экономическая система, к которой они, несмотря на все трудности "переходного периода" к капитализму, до поры особых претензий не имели. Хотя глубинными, объективными причинами этих революций все равно была неудовлетворенность широких масс социально-экономическим положением, в котором они оказались, благодаря новой экономической системе. Однако и духовные вожди этих революций (в первую очередь, значительная часть интеллигенции), и восставшие массы среднего класса в тот момент были искренне убеждены, что все проведенные до того преобразования (перевод экономики на частные рельсы, либерализация цен, демонтаж системы социальных гарантий) хоть и тяжелы, но объективно необходимы для будущего процветания. И ради этого светлого капиталистического будущего "цветные" бунтари готовы были затянуть пояса и потерпеть еще столько, сколько потребуется. Через несколько лет после прихода к власти "цветных", демократических лидеров, в ряде названных выше стран наступил период глубокого разочарования. На Украине он выразился в поражении "оранжевых" на выборах. Произошло это потому, что социально-экономическое положение большинства, благодаря либеральным реформам, которые "цветные" президенты и премьеры продолжали гораздо более последовательно, не только не улучшалось, но напротив, ухудшалось. Притом, что демократы воровали и "крышевали" воров не менее нагло, чем их авторитарные предшественники. Основными задачами "цветных" революций было доделывание работы по введению стандартов буржуазной демократии, начавшейся в СССР в конце 1980-хгодов и казавшейся его интеллигенции и значительной части рабочих идеальной системой. Если вспомним, то "борьба за демократию", включая борьбу за свободу СМИ, собраний, митингов, демократизация самой власти, борьбу с коррупцией, приватизацию с либерализацией, была главной задачей буржуазно-демократической революции в России 1991 года. Национальные республики СССР в это время представляли собой сонное царство. Либо (как прибалтийские республики) боролись за национальную независимость, обретение которой, как казалось многим в них, должно было стать залогом и их внутреннего демократического развития. Для большинства других республик Советского Союза настоящая борьба за национальную независимость началась уже после того, как российские реформаторы грубо выпихнули их из состава СССР в декабре 1991 года (т.н. Беловежские соглашения). Местным правящим элитам, быстро почувствовавшим вкус к безграничной власти, давшей им возможность и столь же безграничного обогащения, срочно понадобилась и собственная национальная идея, и собственная история. Единственно в чем они не нуждались, так это в демократических институтах, которые все эти открывшиеся для них возможности сильно ограничивали. Все ужасы первоначального накопления капитала, обрушившиеся на граждан новых государств списывались на проклятое имперское прошлое и гнусную неоколониалистскую политику РФ по отношению к соседям. Последнее обвинение, кстати, было справедливым, однако, заодно служило и прекрасной ширмой для новых хозяев жизни в этих республиках, грабившихсвои собственные народы не хуже российских олигархов и их покровителей в Кремле. Однако через 10-15 лет борьба за независимость для большинства людей в СНГ стала такой большой абстракцией, что списывать все внутренние проблемы на внешнего врага было уже неприлично. Люди начали предъявлять претензии к собственной власти, идея смены которой и составила основной мотив всех "цветных революций". На данный момент российский политический класс продвинулся в понимании проблем своей страны значительно дальше своих соседей. "Цветной" мотив (смена ненавистной власти) остается для него одним из основных. Однако в силу того, что либеральные экономические и социальные реформы в России начались раньше, шли гораздо быстрее и продвинулись гораздо дальше, чем у ее соседей, дальше продвинулось и сознание народа. Если первые декабрьские протесты 2011 года были еще вполне "цветными" и по своим лозунгам, и по эклектичному составу участников - в рядах оппозиционных колон были все, кто протестовал против действующей власти (либералы, левые, националисты), - то 6 мая 2012 года националисты практически полностью откололись от оппозиционного движения. Либералы и левые пока еще действуют вместе, однако все большее преобладание в демонстрациях левых с их социальными лозунгами, и все большее недовольство этим фактом либеральных лидеров, неизбежно приведет протестующих к расколу. Продолжение либеральных реформ, с которыми торопится Путин, еще больше усилит социальную направленность выступлений и сделает социальные лозунги главным мотивом разворачивающейся на наших глазах новой русской революции. Александр Желенин Перейти на станицу автора.

Читать полную версию. http://www.rosbalt.ru/blogs/2012/05/17/982128.html

От Афордов
К Афордов (17.05.2012 23:34:01)
Дата 17.05.2012 23:39:55

Захар Прилепин: Революция необходима, иначе —деградация и смерть

Захар Прилепин: Революция необходима, иначе —деградация и смерть
http://www.rosbalt.ru/federal/2012/05/17/982093.html

ЕКАТЕРИНБУРГ, 17 мая. Революция необходима России, как живому, творческому организму. При этом она будет бескровной, поскольку власть никто не будет защищать с оружием в руках. Об этом в интервью "URA.Ru" заявил известный российский писатель Захар Прилепин.

Он считает, что опп-озиционное противостояние еще 10 декабря следовало переводить в более радикальную форму. По его мнению, протестующим не следовало уходить с площади Революции на Болотную. "Последний раз я об этом говорил Борису Акунину, на что он ответил, что они выбирают эволюционный, а не революционный путь. А я считаю, что эволюционный путь —тупиковый, в нем нет никакого противостояния власти. Я предпочитаю другие методы. Поэтому я хоть и приветствую содружество моих товарищей и ко всем к ним отношусь хорошо, но хотел бы, чтобы они поддержали меня и моих единомышленников в следующий раз, когда подобный исторический шанс выпадет на нашу долю", — заявил Прилепин.

Он уверен, что протест не умрет. "Пока никуда не денутся проблемы, которые его порождают и которые будут решены либо снизу, либо сверху. Вот и все. Ну на какое-то время протест может заглохнуть. Ну, заглохнет и заглохнет, а еще через полгода-год вспыхнет с новой силой", — считает писатель.

Он не верит в компромиссы оппозиции с действующей властью. "Они сейчас будут инкорпорировать оппозиционных деятелей, позволяя им регистрировать свои организации, участвовать в выборах, откалывая какую-то часть оппозиции, которая пойдет им навстречу. Собственно, все это было уже блистательно показано на примере Прохорова, которого сначала завлекли, потом слили, потом опять завлекли. Вот так они пользуют людей, а потом их выбрасывают. Это не компромисс. Это безобразные, позорные игры", — подчеркнул литератор.

Он призывает "в следующий раз" остаться на улице, "ставить палатки, открывать тушенку и стоять до победного".

Революция в современной России не просто возможна — она необходима, уверен Захар Прилепин.

"Это жизненная необходимость. С чего кто-то взял, что она невозможна? Что, у нас закончилась история? Что, у нас отсохло чувство совести и чести?У нас перестали рождаться пассионарии и нет молодых элитариев, которые готовы взяться за управление страной?Мы что, навеки "отморожены", как туша мертвого мамонта?Революция в России — это признак того, что страна жива, деятельна, бодра, сильна, что это страна будущего. А если она ставит на себе крест и говорит: "Все, мы революцией наелись, нам больше ничего не надо" —тогда идите на кладбище и поставьте себе сверху большой мраморный памятник и лежите там тихонько. Революция есть обновление — живое, творческое, обновление общества", —подчеркнул он.

При этом крови Прилепин не боится — он уверен, что революция возможна без открытых вооруженных столкновений. "В России невозможна гражданская война, тут ее не будет. У нас возможны эксцессы на начальном этапе, когда они будут использовать ОМОН и прочие МВДшные силы в попытке разогнать протестующих. Но если оппозиция будет действовать смело и последовательно, то все на этом этапе и закончится. Никакой войны не будет, потому что никто не будет защищать российскую власть с оружием в руках. Вы вот как себе это представляете – что "банда Грызлова" будет действовать где-то в Сибири, а думские наши начальники будут прятаться по лесам? Все это нелепо", — уверен писатель.

"Революция — это единственный залог пробуждения жизни в России, все остальное приведет нас к медленной, но совершенно неизбежной и полной деградации. Мы просто исчезнем на географической карте, и надо в этом отдавать себе абсолютно трезвый отчет", — резюмировал Захар Прилепин.

89 комментариев.