ИЗ <ТЮРЕМНЫХ ТЕТРАДЕЙ>
Создавать новую культуру означает не только делать в одиночку
<оригинальные> открытия; оно означает также - и это особенно важно -
критическое распространение уже открытых истин, их, так сказать,
<социализацию> и тем самым превращение в основу практической
деятельности, в элемент координации, деятельности людей, в элемент их
духовного и нравственного уклада. Масса людей, приведенная к единому и
последовательному образу осмысления реальной действительности, - это
<философский> факт, куда более значительный и <оригинальный>; чем
открытие каким-нибудь философским <гением> новой истины, остающийся
достоянием узких групп интеллигенции.
Процесс исторического развития есть единство во времени, благодаря
которому настоящее содержит в себе все прошедшее, а то, что было
<существенного> в прошедшем, осуществляется в настоящее содержит в себе
все прошедшее, а то, что было <существенного> в прошедшем,
осуществляется в настоящем без каких-либо остатков <непознаваемого>,
которое якобы и является истинной <сущностью>. То, что было при этом
<потеряно>, то есть не передалось диалектически в историческом процессе,
было само по себе незначительно, было как бы случайным <шлаком>,
хроникой, а не историей, поверхностным и, в конце концов, непринимаемым
во внимание эпизодом.
Политика представляет собой постоянную деятельность и порождает
постоянно существующие организации именно постольку, поскольку она
отождествляется с экономикой. Но она также и отличается от экономики, и
поэтому можно отдельно говорить об экономике и политике и можно говорить
о <политической страсти> как о непосредственном импульсе к действию,
которое, рождаясь на <органической и постоянной> почве экономической
жизни, превосходит ее, вводя в игру такие чувства и устремления, в
накаленной атмосфере которых самый расчет человеческой жизни подчиняется
законам, которые отличаются от законов, обеспечивающих выгоду
индивидууму и т. д.
Бесспорно, что предвидеть означает лишь правильно видеть настоящее и
прошлое как находящиеся в движении; правильно видеть означает точно
определять основные и постоянно существующие элементы процесса. Но
абсурдно думать о чисто <объективном> предвидении. У того, кто выступает
с предвидением, в действительности есть определенная <программа>, победы
которой он желает, и предвидение является именно элементом такой победы.
Это не означает, что предвидение всегда должно быть произвольным и
необоснованным или совершенно тенденциозным.
Вследствие чрезвычайно широкого распространения детерминистской и
механической концепции истории (то есть концепции здравого смысла,
связанной с пассивностью широких народных масс) любой индивидуум, видя,
что, несмотря на его бездействие, постоянно что-то происходит,
склоняется к мысли, что именно вне зависимости от отдельных индивидуумов
существует нечто фантасмагорическое, существует абстракция коллективного
организма, своего рода самостоятельное божество, которое не мыслит
какой-то конкретной головой и тем не менее все же мыслит, которое не
передвигается с помощью определенных человеческих ног и тем не менее все
же передвигается и т. д.
Для коллективных организмов вопросом жизни является не пассивное и
косвенное согласие управляемых, а согласие активное и прямое и,
следовательно, участие в их деятельности отдельных индивидуумов, даже
если это вызовет видимость разложения и беспорядка. Коллективное
сознание и, следовательно, жизнедеятельный коллективный организм
образуется только после того, как масса пришла к объединению через
разногласия отдельных индивидуумов, так что нельзя сказать, что
<молчание> означает отсутствие массы.
Оркестр, занятый настройкой, которую каждый инструмент осуществляет
самостоятельно, создает впечатление самой ужасной какофонии; однако эта
настройка является условием того, чтобы оркестр действовал как единый
<инструмент
файл в портфеле на йахуу.ком(скачивается по указанному адресу). 6 и 7ая
главы книги И.Григорьвой "Исторические взгляды А.Грамши".
Много цитат из "Тюремных тетрадей"по теме книги, в основном не
переведенных на русский.