Принцип равной оплаты (ПРО) при социализме представляет собой, в общем-то, тот же капиталистический, рыночный принцип вознаграждения труда. Только очищенный, подвинутый у сторону справедливости тем, что при оплате труда не учитываются национальные, половые и другие характеристики работника. Поэтому этот принцип так и называется. Ибо за равный труд и негру, скажем, и белому платят одно вознаграждение. А не так, как у буржуев. Было, а кое-где и сейчас есть.
Но по сути своей ПРО мало чем отличается от буржуазного принципа. Потому что в нем сохраняется прямо пропорциональная зависимость вознаграждения от труда. И не просто от труда, а от его абсолютного результата. Как на рынке. Потому что на нем никого не интересует, СКОЛЬКО каждый конкретных производитель затратил сил и времени на свой товар. Платят за результат. За конечный результат.
Но при капитализме на производителя товаров идет бешеное давление потребителей. По цепочке: покупатель товара – его выбор товара из многих вариантов – руководитель производства товаров (буржуй или его наемный менеджер) – изготовитель товара. Ведь там нет госприемки. Главная приемка – покупатель. И если буржуазное предприятие будет работать плохо, то оно, просто-напросто, вылетит труду. И никто по нему плакать не будет. И никто не будет помогать. Как правило.
Причем, диктат потребителя происходит еще и на фоне избытка товаров. Поэтому покупатель всегда имеет возможность выбирать один и тот же товар от разных производителей. И выбирает он самый лучший, самый качественный. Голосуя своим долларом за жизнь того производителя, который работает лучше. И обрекая на смерть всех тех, кто работает не так, как следует. И кто вскоре разорится и пойдет работать к тому, кто умеет работать лучше.
При социализме эта цепочки разрывается и ослабляется многократно. И действует еще и отягчающий фактор – дефицит товаров. Потому тут диктует уже не потребитель, а производитель. Отсюда – отвратительное (за редкими исключениями) качество товаров. Убогость их и отсталость от мировых образцов. Но такие, с позволения сказать производители, при социализме продолжают гордо существовать. И никакие госприемки не в состоянии исправить дело.
Необходимо только одно средство здесь – включение в работу совести работника и совести всего трудового коллектива. Так как на другое надежд нет.
Решение проблемы качества товаров в системе зарправа
ФКМ.036
Советский тип хозяйственного механизма – это не какое-то случайное искажение рынка и не, тем более, нечто более отсталое нежели рынок. Этот механизм есть устройство ПРЕВОСХОДЯЩЕЕ рынок во многих отношениях. Это то новое, что призвано сменить рынок. Но, как всякое новое, оно на первых порах, до своего полного развития, проигрывает по некоторым параметрам старому. Как, допустим, первый автомобиль проигрывал роскошной карете.
Но, однако, совершенствование нового не должно идти по пути попыток внедрения в него элементов старого. Как это все годы существования советской власти пытались делать официальные коммунисты. Ибо это и глупый, примитивный, и гибельный для нового путь. Что с полной очевидностью показал опыт катастройщиков. Которые примитивными рыночными механизмами пытались усовершенствовать более прогрессивный аппарат – советское устройство.
Новое должно развиваться на новой основе. Для его развития нужны принципиально иные решения. А не перетаскивание старых, привычных вещей в новое. Всякое нововведение, всякое добавление в новом должно быть органичным, оно должно соответствовать духу и букве нового. И преследовать ту цель, ради которой это новое создано. Именно поэтому совершенствование советского хозяйственного механизма должно было идти по новому пути развития главного в нем – системы распределения. Должно внедряться то, чего не было при капитализме. И в принципе быть не могло. Потому что оно уничтожает сам капитализм.
Наряду с общественной собственностью на средства производства необходимо дополнить систему и способностью работников самостоятельно определять меру своего труда и меру своего вознаграждения. Разумеется, поначалу под контролем и жестким управлением государства и трудовых коллективов. Но с постепенным ослаблением этого влияние. В смысле силового, правого. И перехода этого влияния в область нравственного. Моральных оценок и моральных действий.
При социализме обеспечить высшее качество товаров может только и только одно – совесть самого работника и совесть трудового коллектива. Ибо если они изготавливают некачественный товар, тем более такой, кто никто не берет, то это значит, что их ФТ, по сути, равен нулю. И вознаграждение, которое им положено – тоже таким должно быть. Такое коллектив не имеет морального права на существование. И этого не допустит ни совесть самого работника, ни совесть трудового коллектива, ни совесть общества в целом.