Пpогpаммы оппозиции - максимум и минимум - пpотив ВТО
Владимир Соловейчик
ЧЛЕНСТВО В ВТО: СПЕШИТЬ ЯВНО НЕ СТОИТ 27-11-2001
Несмотря на многочисленные сомнения, высказываемые по поводу планируемого вступления нашей страны во Всемирную тороговую организацию (ВТО) известными экономистами (С. Глазьев, М. Делягин и др.), депутатами, производственниками, несмотря на акции протеста "Не допустите вступления России в ВТО!", проведенные 9 ноября левыми партиями и профсоюзами, наши власти упорно тащат Россию в ВТО. Очевидно, что для Путина, Грефа, Кудрина и других либералов-рыночников во власти предполагаемое членство страны в ВТО представляет собой даже не столько экономическую, сколько политическую цель (хотя, конечно, не стоит сбрасывать со счетов и интересы компаний-экспортеров, являющихся ныне "становым хребтом" российского капитализма и пропутинской олигархии).
Поэтому вполне понятно, что этой публике удастся "продавить" вступление страны в ВТО теми же методами, как ранее были продавлены ФЗ "О политических партиях", "Земельный кодекс РФ" и прочие подобного сорта новации. Для всех противников капиталистической глобализации, прежде всего противников слева, помимо борьбы против членства РФ в ВТО в принципе открывается "второй фронт", связанный с уже идущей в обществе дискуссией по поводу сроков и условий вступления России в ВТО.
Первый и наиболее важный для судеб отечественной обрабатывающей промышленности вопрос - о тарифах и пошлинах. Здесь есть смысл требовать от российских властей добиваться, как минимум, тех же условий, которые при вступлении в ВТО смог выторговать для себя Китай: адаптационный период на 11 лет (до истечения которых требования ВТО не применяются в полном объеме, например, в сельском хозяйстве), повышенные ставки ввозных пошлин по нескольким сотням наименований промышленных товаров и другие меры по защите китайской промышленности, причем не только легкой или пищевой). С учетом того,что российская экономика находится в глубоком структурном кризисе, а рост промышленного производства не столь значителен как в КНР, переходный адаптационный период для нашей страны должен быть больше - не менее 15, а по некоторым отраслям (телекоммуникации, машиностроение, включая автомобилестроение, легкая и пищевая промышленность) - не менее 20 лет.
Возможное вступление в ВТО не должно препятствовать заключению соглашения по квотам экспорта стали в страны Евросоюза, в случае же отсрочки подписания из-за возможных осложнений по линии "вступления в ВТО", эти рынки будут потеряны, что отразится не только на состоянии дел в металлургии.
В-третьих, еще до возможного вступления в ВТО надо решить вопрос об инвентаризации в нашей стране интеллектуальной собственности и прав на нее со стороны российских юридических и физических лиц, в противном случае при приведении нашего патентного и смежного законодательства и правоприменительной практики в соответствие со стандартами и нормами ВТО наша страна рискует остаться без высокотехнологических отраслей,которые перейдут в руки иностранцев, которые уже активно патентуют продукцию и технологии в России.
*Таким образом борьба против вступления РФ в ВТО в принципе не может и не должна исключать и борьбу за минимально приемлимые условия членства, как необходимый минимум, дальше которого отступление невозможно. Тем более что дискуссия об условиях членства способна дать дополнительные аргументы и против "двойных стандартов", применяемых ВТО на практике.
Мол дескать, вся Россия спешит в ВТО и тем самым совершает ошибку. В России спешит - определенный контингент, исxодя из своиx вполне определенныx интересов. Иx уговаривать "не спешить" - труда не стоит. Надо срывать все и всяческие маски, обьясняя кто спешит и почему, а не только рассусоливать, почему ето невыгодно России. Оx и толстые черепушки у нашиx оппозиционныx теоретиков!