Игорь Малов, заместитель директора Дирекции радиовещания ВГТРК
Обычно публиковать "ужастики" в виде политпрогнозов принято перед Новым годом. Но сейчас, когда основной "вал" уже прошел, есть смысл посмотреть на те вызовы, с которыми придется столкнуться российской власти и ее Президенту в нынешнем предвыборном году, а также и далее. Поэтому перечисляемые темы представляются важными не только в предвыборном ракурсе: Начнем с "призовой тройки".
Единый радикальный фронт оппозиции - угроза единству общества и территориальной целостности России.
События на Манежной и реакция на них представителей некоторых национальных диаспор, а также радикальных либералов показала, что в оппозиционной среде, несмотря на кажущееся противостояние, сложилась уникальная ситуация потенциального единства. С одной стороны, лидеры радикального крыла, выступающего под лозунгом "Россия - для русских", не могут не понимать, что такой России много не наберется. Национальные окраины - от Кавказа до Тувы - в этом случае будут предоставлены сами себе и, очевидно, ампутированы. К сожалению, радикальное крыло РПЦ, в последнее время получающее все больше возможностей для распространения идей мало продуманной "православизации" российского общества, де-факто играет на этой же стороне. С другой стороны, сепаратисты всех мастей также спят и видят "самостийное" существование своих территорий или создание неких новых региональных государственных образований, что вполне сочетается с целями радикальных русо-патриотов. Наконец, взглянем на внесистемную либеральную оппозицию, кредо существенной части которой незатейливо близко к мысли г-жи В.Новодворской "Построить маленькую, безопасненькую... Россию" (цит. по 'КП'). В силу своей маргинальности и слабости эти персонажи готовы до бесконечности ссориться между собой - но и сотрудничать чуть не с кем попало; тем более, что территориальные аспекты они всерьез не воспринимают еще с 1991 года. И здесь - вода на ту же мельницу. Т.о., хотя нельзя утверждать наличие организованного политического фронта, имеющего целью расчленение России - но совпадение целей в этой плоскости, как и небрезгливость в выборе методов наглядны. Остальное - дело техники.
ВТО? - нет, ВТО !
Возникшая в последнее время политизация вопроса вступления России в ВТО должна, наконец, завершиться. Ибо сие событие, которое предполагается подать в качестве политической победы, на самом деле может превратиться в предмет жесткой критики российского руководства. К сожалению, декларируемая прагматичность экономического курса России в новелле с ВТО исчезает напрочь. А между тем, не грех вспомнить, что это - торговая организация, и длительный процесс вступления туда обусловлен сотнями двусторонних и многосторонних раундов переговоров, каждый из которых определяет дивиденды России от вступления в организацию и цену, которую ей придется заплатить. Автор этих строк присутствовал еще лет 7 назад в Женеве на одном из пленарных заседаний, куда прибыл и Министр финансов России г-н Кудрин. Надо, к слову, отметить, что на тот момент в многосторонних и двусторонних переговорах наметился существенный прогресс. Видимо, именно это позволило Министру с барским видом заявить при всех делегациях, что он не видит препятствий к вступлению России в ВТО до конца года (ТОГО года, естественно). Пленарка ВТО - не коллегия Минфина: ей диктовать нельзя; препятствия тут же были увидены всеми, кому не лень. Более того - неловкое политическое заявление Кудрина снесло на нет ряд уже достигнутых договоренностей (быстрей вступить - дороже выйдет, чистая торговля). Не стану касаться здесь плюсов и минусов встревания России в не оправившиеся от кризиса международные институты и поиск своего места в несуществующем едином свободном мире - о том уже писано-переписано. Но то, что вступление России в ВТО - не тема для президентских политических заявлений - факт. Иначе вся ответственность, как за сроки, так и за результаты этого процесса, ляжет не на те плечи, чьи следует.
Прагматизм как исчерпавший себя политический подход.
Слово "прагматизм" за последнее время употреблялось на высших эшелонах власти едва ли не более часто, чем "модернизация". Между тем, прагматичность, как основа выработки политических решений, вступает в явное противоречие с уровнем стоящих задач в области модернизации. Прагматичное "тепло и сыро" (копирайт М.Горький), давно уже принятое большей частью российских деловых кругов, неустанно требующих от государства помощи и требующих при этом не вмешиваться в их дела, давно и прочно противостоит некоторому романтизму в бизнесе, без которого прорыв невозможен. Так, создание российской Силиконовой долины будет наверняка затруднено отношением к старт-апам. Если в Калифорнии явное большинство выделяемых денег (до 90%) уходит в песок, зато оставшиеся 10% отбивают все, то в России трудно представить себе инвестора, который готов был бы на такие риски (есть, к счастью исключения - тут автор снимает шляпу и приносит пардоны). Однако в массе превалирует подход: 'Получить налоговую льготу или субсидию - это запросто, а рискнуть деньгами - это извините'. И сей фактор важнее в 100 раз, нежели неразвитость банковской системы или еще чего подобное, о чем так любят поплакаться горе-инвесторы. В этих условиях политический словарь и политическая рамка должны измениться. Ибо если сама власть у нас прагматична до зевоты, то ожидать массовой "движухи" этажом ниже не стоит. Пора начинать называть вещи своими именами - в том числе и громкими. Как баржу назовешь, так и поплывет. Клич "Эй, на "Прагматизме", свистать всех наверх!" - малоперспективен. Пожалуй, это - призовая тройка подстав, стоящих на тропе Президента в этом году. Но вряд ли список исчерпан.
24 января 2011