Биржа как самый прозрачный антикоррупционный демократический посредник.
Понемножку, полегоньку удаётся очищаться от скрытой безработицы. Людям легче становится дышать и больше заниматься полезным для общества делом.
С уважением.
Бензин стал прозрачнее
В России началась коренная реформа топливного рынка. Государство намерено за два-три года отучить нефтяные компании манипулировать с ценами. Сделан первый шаг: отныне нефтяники обязаны обо всех, даже келейных, сделках информировать биржу. А вскоре Федеральная антимонопольная служба объявит о еще более жестких репрессиях, выяснили «Известия».
Ценники на бензоколонках нефтяники начинают переписывать в сторону увеличения ни с того ни с сего и, как правило, все сразу. Правительство всякий раз оказывается застигнуто врасплох. На самом деле чиновники просто не знают, сколько стоит топливо, пока оптовая партия не дойдет до автозаправки. Бензином и нефтепродуктами торгуют спекулянты («трейдеры»), и о своих сделках они никому не рассказывают. В их «кухню» вхожи лишь так называемые ценовые агентства. Они получают данные о рынке «по дружбе», но это-то и плохо: в отчетах могут фигурировать не подлинные цифры, а те, которые выгодно показать спекулянтам. Если учесть, что правительство опирается в своих расчетах именно на агентства, становится понятно, что чиновники по сути слепы.
Теперь, согласно распоряжению премьер-министра Владимира Путина, монополисты (с долей рынка больше 35%) обязаны сообщать о сделках на товарные биржи. Их в России две — Санкт-Петербургская товарно-сырьевая и Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса. Анализировать данные будет Биржевой комитет, его еще предстоит создать.
— Подобный механизм давно работает на фондовом рынке, — рассказывает вице-президент Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Михаил Темниченко. — Это позволяет раскрывать «темную ликвидность» — ту, что не видна по собственно биржевым торгам. Для сырьевого рынка, априори менее прозрачного, чем фондовый, это еще актуальнее.
— Биржи в чистом виде не оправдали себя в качестве ценового индикатора, ведь их учреждают нефтяные компании, они же там и торгуют, да и биржевые сделки — лишь вершина айсберга, — поясняет Павел Строков из центра «Кортес». — И вот теперь решили явить миру весь айсберг, это очень важный шаг. Теперь у правительства появляется по крайней мере возможность задавать правильные вопросы.
От контроля не скроются даже государственные структуры. Например, если Росрезерв решит поддержать топливом аграриев, ему тоже придется выбрать биржу и показать, по какой цене случилась закупка, добавляет Строков.
— Решение готовилось давно, но после совещания у Путина по ценам на топливо процесс резко ускорился, бумагу подготовили за несколько дней, — говорит источник, знакомый с ситуацией.
На подходе — еще два ключевых решения, заявил «Известиям» источник в ФАС.
— Это свод требований к биржевым торгам, который позволит сформировать рыночную цену даже в условиях монопольного рынка, — говорит собеседник. — И запрет повышать внутренние цены выше мировых (рассчитанных с учетом пошлин и затрат на перевозки). Это пока еще не подлинно рыночные способы регулирования. Оптимально было бы сдерживать цены через конкуренцию, но путь к этому долгий.
* * *
На биржах изымают документы
ФАС и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) подозревают, что участники торгов на обеих российских нефтяных биржах сговорились. Биржи дали проверяющим все нужные бумаги.
— Документы уже получили, изучаем. Расследование проводится в рамках недавно возбужденного дела против нефтяных компаний о завышении цен, — цитирует «ИНТЕРФАКС» представителя ФАС.
В свою очередь, руководители бирж, судя по их заявлениям, не видят в проверке ничего экстраординарного. ФСФР и ФАС — надзорные органы, имеют право требовать сведения, сказал, в частности, вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Тимур Хакимов.
news.mail.ru/economics/5342738/?frommail=1
Как «добывают» газ сверх лимита — Посредники непобедимы
Увеличить иллюстрациюНалоговики, как знает любой бухгалтер, обожают подозрительные договоры. Проверяя документы некоторых компаний — потребителей газа, инспекторы обнаружили выплаты посредникам, которые сочли незаконными. И подали на потребителей иски в арбитражные суды. Истории, которые разбирают судьи, насчитывают по пять и более лет, но всплыли минувшей осенью. Остановимся на одной подробнее.
Перенесёмся в 2005 год, в проходную питерского Дома энергетиков — это песочного цвета дворец с колоннами, выходящий фасадом на Марсово поле. Сюда раз в месяц исправно приходит Аделя Алеева, гендиректор и учредитель ООО «ПоискКом». Она оставляет для руководства Территориальной генерирующей компании №1 (ТГК-1 — это 56 электростанций на российском северо-западе) документы: соглашения об оказании услуг, акты, счета. Подобной корреспонденции ТГК-1 за год получает тонны. Но Алеева принесла не заурядные бумажки. Изучив их, налоговики опешили: на каком основании ТГК-1 заплатила «ПоискКому» миллионы долларов, по сути, ни за что?
Так осенью 2010 года появилось дело, которое досталось судье Девятого арбитражного апелляционного суда Маргарите Сафроновой. Истцом выступила Инспекция по крупнейшим налогоплательщикам №4 Федеральной налоговой службы. В роли ответчика — ТГК-1. Цена вопроса — около $12 млн, выплаченных ТГК-1 посредникам, которые организовали в 2006 году поставку энергокомпании дополнительных объёмов газа.
Заплатив посредникам, ТГК-1 тем самым увеличила свои расходы. А прибыль и, соответственно, налог с нее уменьшила. При этом платежи в адрес посредников, по утверждению налоговиков, неправомерно включены в себестоимость произведенной продукции. Инспекция потребовала доначислить налог на прибыль. Энергетики же стояли на том, что Аделя Алеева и Ко действительно оказали необходимые компании услуги. Значит, и работа их должна быть оплачена. Такова, в общих чертах, суть коллизии, которую предстояло разрешить судье Сафроновой. Она стала вникать в детали.
Как «добывают» газ сверх лимита
Согласно отчетности ТГК-1, в 2006 году потребность Питера и Ленобласти в природном газе составила 4868 млн куб. м. А лимит, выделенный «Газпромом», лишь 4340 млн кубов на год. Вы рискнете оставить северную столицу без света и тепла? Вряд ли. То есть руководству ТГК-1 необходимо было дополнительно изыскать около 10% газа сверх лимита.
О лимитах стоит сказать отдельно. Если население в России обеспечивается газом в объемах фактического потребления, то для прочих потребителей действуют эти самые лимиты, то есть годовые квоты потребления газа. Обычно лимит устанавливается в момент подключения объекта к газоснабжению и на этом этапе совпадает с фактическими потребностями. Однако затем потребность предприятия может увеличиться, а вот лимит нет. Что и произошло с ТГК-1. Почва для злоупотреблений со стороны тех, в чьих руках при таком нерыночном распределении газа находится вентиль, практически идеальная. Только, чтобы не попасться, мзду с нуждающихся, разумеется, лучше брать чужими руками.
Дальше история ТГК-1 развивалась так. Энергетики бомбардировали различные подразделения «Газпрома» письмами с просьбой увеличить лимит. Безрезультатно. Тогда на сцене появился посредник. В сентябре 2005 года ТГК-1 подписала договор с ООО «ПоискКом». Вот его суть: «агент» обязуется найти поставщиков и подписать с ними договоры на поставку дополнительных объемов газа. ТГК-1, в свою очередь, гарантировала оплату этих услуг по ставке 50% от стоимости поставленного сверхлимитного газа.
«Добывала» газ компания Адели Алеевой, как следует из материалов дела, в недрах подразделений «Газпрома»: компании «Межрегионгаз» и его подразделения «Петербургрегионгаз». Представители «ПоискКома» «неоднократно посещали» офис газовой компании, участвовали в «обсуждении вопросов дополнительных поставок газа для ТГК-1», «контролировали ход прохождения документов» — сообщил «Петербургрегионгаз» в ответ на запрос налоговой службы. Каким образом «ПоискКому» удалось убедить газовиков помочь энергетикам, документы дела умалчивают — это ведь всего лишь налоговое разбирательство. А были ли газовики с «ПоискКомом» в доле, этот вопрос выходит за рамки компетенции ФНС.
Благодаря посредничеству «ПоискКома» ТГК-1 получила от «Петербургрегионгаза» около 400 млн куб. м газа. Тем самым была почти полностью закрыта дыра в топливном балансе компании. Кто же эти герои, обеспечившие питерцам тепло в суровую зиму 2005–2006 года? Выяснить это, к сожалению, уже невозможно.
Посредники непобедимы
«ПоискКом» — странная фирма (она уже ликвидирована). Как стало ясно в ходе судебных разбирательств, компания Алеевой услуг по «изысканию дополнительных объемов газа» не оказывала. Функции самой Алеевой сводились к тому, чтобы раз в месяц передавать через проходную Дома энергетиков акты о выполненных работах. Деньги же через «ПоискКом» уходили в московскую компанию ООО «Квадро». И там обналичивались «неустановленными лицами».
Обстоятельства поставок сверхлимитного газа для ТГК-1 зимой 2006 года так и остались бы сокровенным знанием узкой группы лиц, непосредственно участвовавших в сделке, если бы не налоговые инспекторы. В 2008 году они нагрянули в офис ТГК-1. Обнаружив значительные платежи в адрес «ПоискКома», проверяющие потребовали от энергетиков документы, которые бы подтверждали факт оказания агентских услуг.
Документов оказалось немного. Энергокомпания смогла предоставить налоговикам лишь соглашения между ТГК-1 и «Петербургрегионгазом» (на их основании поставлялись «дополнительные» объемы газа) и акты о выполнении работ (ими «закрывались» платежи от ТГК-1 в пользу «ПоискКома»). Налоговиков предоставленная информация не удовлетворила, ведь в соглашениях газовой компании и энергетиков «ПоискКом» вообще не упоминалась. А в актах содержались лишь самые общие сведения: «услуга оказана, заказчик претензий не имеет» и т. п.
Ну а каких вы хотите сведений? Отразить в акте работу по контролю «прохождения» бумаг? Или подробно описать, кто именно и куда потратил обналиченные $12 млн?
Налоговая инспекция заключила: ТГК-1 не смогла предоставить информацию о том, «путем каких конкретно действий» и от «кого именно» производилась поставка дополнительных объемов газа. В результате налоговая служба признала, что расходы на оплату посредников лишь создают видимость затрат. И доначислила ТГК-1 за 2006 год налог на прибыль и НДС в размере около $6 млн. Энергокомпания c позицией ФНС не согласилась, подала встречный иск в арбитражный суд.
Подобных дел сейчас много. Новгородская область, Боровичский комбинат огнеупоров: заплатил в 2006 году посредникам за сверхлимитный газ около $500 000. «Евроцемент», крупнейший в России производитель цемента: заплатил посреднику за поставку 200 млн кубов газа около $1 млн. ТГК-2, расположенная по соседству с ТГК-1: в 2006 году выплатила за сверхлимитный газ около $18 млн «агентских вознаграждений». ТГК-7, электростанции в Поволжье, основной акционер — Виктор Вексельберг: также платила посредникам. Характерна формулировка в договоре ТГК-7 и некоего ООО «Регион Групп»: фирма-посредник обязывалась поставить «дополнительный объем газа сверх согласованных лимитов без применения повышающих коэффициентов». Со всеми этими компаниями ФНС пытается судиться, оспаривая обоснованность выплат вознаграждения посредникам.
Пока без них не обойтись. К услугам посредников потребители прибегают в двух случаях: когда нужно получить «лишний» газ по цене лимитного или купить его у независимого производителя (см. схему). Во втором случае «Газпрому» все равно необходимо оплатить услуги по прокачке.
Не удается победить посредников и ФНС. 27 октября 2010 года судья Сафронова вынесла решение в пользу ТГК-1, признав оплату услуг посредника законной. Сейчас дело находится в кассационной инстанции. Комментировать его в ТГК-1 не хотят — пресс-служба компании оставила соответствующий запрос Forbes без ответа. Оно и понятно: ни к чему поднимать шум, когда все так удачно разрешается. forbes.ru/ekonomika/kompanii/63306-gaz-bez-otkaza-no-cherez-posrednikov
Продвижение к налогу на сверхдоход от монополии, уменьшение дотаций.
Маленькие чистенькие милые как дети компании дорастаю до размеров взрослых компаний, когда в определённой рыночной нише становится тесно и конкуренция вместо соревнования начинает приводить к неопраданным расходам на "борьбу против всех" вместо прямого предназначения совершенствовать бизнес.
Именно в этот момент взрослые большие компании имею шанс СТАТЬ ЛЕГАЛЬНОЙ ЛЕГИТИМНОЙ МОНОПОЛИЕЙ - сильнейшая компания ЗАНИМАЕТ ВЕСЬ РЫНОК, но при этот блюдёт свою "непорочность" в части нулевой коррупции - и тем самым продолжает снабжать общество максимально возможными благами (в постиндустриальном мире-формации место ГЛАВНОГО ресурса вместо МЦ занимают услуги).
И такой механизм поддержания тонуса (эффективной производительности) для монополии есть - это налог на сверхдоход от монополии - налог на синергический эффект (эффект от объединения в комплекс всего рынка-монпольный объём).
Что видим у себя? Видим опыт СССР-1, когда молодые монополии позволяли получать эффект от агрегации в комплекс, но без закона на сверхдоход от монополии "целинные монопольные ниши" просто выдохлись. Никому не хватило ума поддерживать эффективность комплексов на достигнутом высшем уровне и врезультате ржавчина коррупции полностью изгадила практически все монополии и возникла необходимость ДЕМОНТАЖА СССР.
На западе "дедовским" способом от монопольной коррупции лечат в стиле "топор есть лекарство от головной боли" - вовсю циркулирует антимонопольное законодательство, что хоть как-то спасает положение, но настоящим лекарством является всё-таки помощь монополиям в обеспечении УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ и для этого и есть налог на сверхдоход от монополии.
И вот в части продвижения к этому спасительному лекарству новые шаги - уменьшение "льгот" для монополий в том месте где вообще общество должно наоборот брать даже налог от сверхдохода. Ровно настолько наши непорочные чистенькие монополии отклонились от рынка и демократии.
При этом даже позиция министерств как бы говорит о тайных пристрастиях вместо работы скачивать порнотраффик, в то время как для всего есть свой "таймшит"(потехе час) - сделал норму для обеспечения налога на сверхдоход от монополии и качай себе сколько угодно, не сделал найми специалистов по бизнес-реинжинирингу для восстановления эффективности и снова можно качать.
С уважением.
Минфин выступает за отмену налоговых льгот на имущество госмонополий
Минфин продолжает обсуждать с естественными монополиями вопрос отмены для них льгот по налогу на инфраструктурное имущество, заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.
"У меня идёт полемика с монополиями, налоговые льготы на инфраструктурное имущество этих монополий составляют 130 млрд рублей в год", - отметил Кудрин, выступая на Красноярском экономическом форуме, сообщает "Интерфакс". Кудрину пока ему не удаётся "переломить настроение как самих монополий, так и некоторых министерств".
По словам министра, монополии отвечают, что если им придётся платить больше налогов, тарифы на их услуги будут расти быстрее. "Однако, я думаю, мы можем найти золотую середину", - считает Кудрин. vesti.ru/doc.html?id=429664&cid=6