>Паршевское опред. капитализма -"человеческая деятельность, направленная на увеличение производства (производственного капитала)". По этому определению - самая капиталистическая страна - СССР 30-х годов. Что он и сам по книге часто утверждает прямо и косвенно.
>Это определение сильно хромает и ничего не объясняет. В таком случае - вообще все экономики - капиталистичны.
Вы натолкнулись на различие между общенародной и государственной собственностью. А вам известно, что, скажем, Маркс называл строй после установления диктатуры пролетариата (то есть, как раз то, что было в СССР) государственным капитализмом? И для его преодоления (т.е. создания коммунизма) требовалось ликвидировать
те пять известных антагонизмов (у нас-то их стыдливо называли "неантагонистическими противоречиями", однако история краха СССР, может, и доказывает косвенно, что прав был-таки Маркс)?
>Паршев умен, чтобы совершить такой ляп по невежеству. Скорее всего - это прием чтобы не пугать людей "социализмом" а использовать термин "капитализм" как положительный в нынешний период для того, чтобы привлечь максимальную аудиторию к своим мыслям.
Есть и еще вариант - он за "капитализм" в самом общем понимании слова, однако приправленный патриотизмом и национализмом (для того и автаркичность). Но эти приправы - всего лишь одна из альтернатив. Например, на тот случай, если мы будем настаивать на том, что государственные и национальные границы не только существенные, но и неизбежны и даже полезны. Что никто не доказал, не считая сверхэмоциональных антиглобалистов.
>Если посмотреть глубже, "капитализм" - определяется очень многими вещами - тут и отношение к собственности, к человеку, к миру и т.д. и т.п. и очень очень много чем. Его классические определения очень пространны.
Нас, кажется, никто не торопит, чтобы мы не могли обсудить их все?
>Так вот, провозгласив у себя капитализм, мы будем вынуждены принять некий набор условий этой игры, поскольку "из песни слов не выкинешь" (ну или все не выкинешь).
Он это как бы и пытается делать :-)
>Люди, воспитанные в таких правилах (что и случилось к 1985 году - только там учило правилом не гос-во, а враг) стали автоматически "пятой колонной". Им уже не понятно (и не объяснить) почему хлеб и мясо надо выращивать самим, а не покупать (что дешевле - "экономически эффективнее") за рубежом. Паршев же - сторонник разумной (но жесткой) закрытости. Но она невозможна, имея внутри поклонников "увеличения производственных мощностей" - они будут всеми силами стремиться открыть свои границы дешевым "экономически выгодным товарам".
>Так что лучше не муссировать термин "капитализм Паршева". Получим на выходе фанатов капитализма, которых уже не переубедишь.
>Вы натолкнулись на различие между общенародной и государственной собственностью. А вам известно, что, скажем, Маркс называл строй после установления диктатуры пролетариата (то есть, как раз то, что было в СССР) государственным капитализмом? И для его преодоления (т.е. создания коммунизма) требовалось ликвидировать
>те пять известных антагонизмов (у нас-то их стыдливо называли "неантагонистическими противоречиями", однако история краха СССР, может, и доказывает косвенно, что прав был-таки Маркс)?
Дело в том, что мир не стоит на месте и теория Маркса - не догма, чтобы быть универсальной на все времена и случаи жизни. Если она - настоящая наука она должна дополняться, меняться и т.д.
Так вот, никто в мире не называл СССР капиталистическим государством. Сколько память я не напрягал не смог вспомнить. Как только не клеймили - но только не капитализмом. Кстати "капитализм" - термин самого Маркса - на западе свой строй называют "демократией". Поэтому этот термин Маркса не прижился в таком смысле (гос. кап.).
>Есть и еще вариант - он за "капитализм" в самом общем понимании слова, однако приправленный патриотизмом и национализмом (для того и автаркичность). Но эти приправы - всего лишь одна из альтернатив. Например, на тот случай, если мы будем настаивать на том, что государственные и национальные границы не только существенные, но и неизбежны и даже полезны. Что никто не доказал, не считая сверхэмоциональных антиглобалистов.
Капитализм не терпит границ и он хорош для доминирующих стран. Для тех у кого условия похуже - нужен изоляционизм (тот или иной). И получается противоречие, которое и привело к гибели СССР.
>Нас, кажется, никто не торопит, чтобы мы не могли обсудить их все?
Можно начать с БСЭ и принять и выкинуть то что уже не правильно.
>>Так вот, провозгласив у себя капитализм, мы будем вынуждены принять некий набор условий этой игры, поскольку "из песни слов не выкинешь" (ну или все не выкинешь).
>
>Он это как бы и пытается делать :-)
Ну да - попробуй выкинь частную собственность.
>>Люди, воспитанные в таких правилах (что и случилось к 1985 году - только там учило правилом не гос-во, а враг) стали автоматически "пятой колонной". Им уже не понятно (и не объяснить) почему хлеб и мясо надо выращивать самим, а не покупать (что дешевле - "экономически эффективнее") за рубежом. Паршев же - сторонник разумной (но жесткой) закрытости. Но она невозможна, имея внутри поклонников "увеличения производственных мощностей" - они будут всеми силами стремиться открыть свои границы дешевым "экономически выгодным товарам".
>
>>Так что лучше не муссировать термин "капитализм Паршева". Получим на выходе фанатов капитализма, которых уже не переубедишь.
>
>В чем их следует переубеждать, собственно?
В том что нужно опираться на собственные силы и производить даже то, что можно дешевле купить снаружи. Для меньшей зависимости от внешних факторов. Это первое и по Паршеву. Ну и во многих постулатах капитализма, чему мы посвятим дальнейшее обсуждение.