>Сергей Георгиевич, и все же, еще раз обращаю Ваше внимание на одно серьезное обстоятельство: у нынешних абитуриентов (по крайней мере, в регионах это сразу бросается в глаза), по сути, отсутствует необходимая база для обучения в ВУЗе
возникла, точнее стала катастрофической, года с 2002-2003-его, т.е. до того в студенческих группах было много тех, кто тянул (и остальное большинство за ними тянулось), а после остались единицы, за которыми уже никто не тянется.
> Стоит добавить, что проблема эта, возникла, точнее стала катастрофической, года с 2002-2003-его, т.е. до того в студенческих группах было много тех, кто тянул (и остальное большинство за ними тянулось), а после остались единицы, за которыми уже никто не тянется.
По Самарской области данное явление широко себя проявило именно с 2003 года (сам эксперимент начался с 2001 года), ВУЗы области были одной из первых экспериментальных площадок для введения ЕГЭ. Именно в 2003 году зачисление студентов на бюджетные места стали проводить исключительно по ЕГЭ, а это привело к тому, что «экзаменационная селекция» была утрачена, хотя справедливости ради следует сказать, что и до этого проявлялась эта тенденция, когда исчезал «хорошист» – т.е. были «звезды» на курсе, пусть даже только в отдельных предметах, но не было хорошего среднего уровня…
Написал о том, что наблюдал, работая в ВУЗах с 1997 по 2008 год непрерывно (точенее наблюдал непосредственно с 1992 года, но с 1997 уже в другом качестве), а с этого года опять вернулся в силу некоторых обстоятельств, а потом еще одна мысль голову посетила…
Не хочу казаться пророком, но, тем не менее, хотелось бы высказаться…
Сейчас у нас на государственном уровне говорят об отсутствии в стране людей с рабочими квалификациями (хотя на многих производствах, из тех немногих которые функционируют, к слову сказать, требуются уже специалисты высшего звена на рабочих, по сути, должностях). Создана даже программа по подготовке специалистов среднего звена.
Как мне кажется с учетом проводимой политики в сфере образования в целом – следующим этапом будет возникновение острейшего дефицита специалистов высшего звена. Объясняться будет, на мой взгляд, следующими причинами:
1. Как отмечают, рекрутинговые агентства, современный работодатель с превеликим удовольствием берет к себе слабо подготовленных специалистов, так это позволяет снижать верхнюю планку оплаты труда. С появление первых массовых выпусков бакалавров планка оплаты труда снизится еще больше. При этом говоря о снижении, я не всегда говорю о номинальном снижении фактической суммы выдаваемой наемному работнику на руки, есть и другие формы фактического его снижения: например, фактическое увеличение продолжительности рабочего дня (как шутили программисты «с 8.00 и до завтра»); неоплачиваемые и неофициальные вызов на работу в выходные и праздничные дни; навешивание на одного работника нескольких должностных функций и т.д. Это будет приводить к тому, что усилится отток специалистов высшего звена, в том числе и за рубеж (не обязательно в США, страны Европы, Китай, не мало людей сейчас едут работать в … Казахстан, Украину, по крайней мере до кризиса наблюдал), уезжать будут естественно лучшие…
2. Так как сам бакалавриат это фактическое снижение уровня подготовки до уровня советского техникума (это точно можно сказать о инженерных и ряду других специальностей, с университетскими специальностями – это просто недоучка, то что называется сейчас незаконченное высшее, но де-юре с полноценным дипломом), а магистратура не будет массово доступной по многим причинам в том числе: не во всех ВУЗах, тем более филиалах и не на всех имеющихся специальностях ее можно будет открыть, по условиям ее открытия; не говоря уж об упорных слухах, о ее платности…
Все это как мне кажется, еще больше усилит формальное отношение студентов к учебе, так как они еще больше будут ориентироваться только на получение корочек, а не знаний – по специальности из них работать будут единицы на тысячи, сейчас это единицы на сотни! (забавная мысль тут возникла – нынешние специалисты, которым около 30-40 лет, кто еще учился по советским учебным программам будут – на фоне выпускников бакалавриата – просто «старыми, мудрыми перцами», хотя большинство из них, в свое время, блистали при учебе).
3. Это то, о чем пишет в своих работах Р.Скорынин и М.Кудрявцев (Miguel), например, то что выкладывалось на форуме несколько лет назад по рабочим названием «Политэкономия российских реформ», существующий в стране товарно-денежный перекос в экономике, когда по сути дела нет никакого производства и оно не куда не вынесено…
Утрированно – в стране нужны товароведы, счетоводы (даже не бухгалтера) и агенте по продаже (даже рабочие специальности востребованы в смежных областях или в сфере услуг, если считать, например, строительство жилья – сферой услуг) …