От C.КАРА-МУРЗА
К О.И.Шро
Дата 25.11.2010 10:50:40
Рубрики Школа;

Re: Один из вариантов – объяснять через историю освоения проблемы

Надо сообщить, чего не знал ученый N и что он изменил в своем аппарате, чтобы совершить прорыв. Тогда многое становится понятным, и ученик учится думать. В США был эксперимент перевода всей вузовской программы на историю науки - очень успешный, но дорогой. А в малых дозах можно - задавая методологию.

От О.И.Шро
К C.КАРА-МУРЗА (25.11.2010 10:50:40)
Дата 25.11.2010 23:00:06

Однако это не снимает некоторые вопросы…

Для подготовки бакалавров-магистров в рамках университетов – превосходная идея, причем читать такие вещи должен спец в данном вопросе, т.е. в данной предметной области.
Ведь по сути сейчас на ВУЗы ложится основная нагрузка по корректировки, а зачастую и по развитию когнитивного аппарата!
Изложение через историю развития данной отрасли особенно с разбором альтернатив существующих моделей, как это, например, читалось мне и моим однокурсникам при изучении квантовой механики.

Но Вячеслав задает правильный вопрос: а как быть со специалистами очень узкой предметной области, где хорошие базовые знания должны быть уже в наличие на момент освоения курсов? Там нужна другая методика, но какая, я честно говоря пока не знаю.

От C.КАРА-МУРЗА
К О.И.Шро (25.11.2010 23:00:06)
Дата 25.11.2010 23:35:28

Re: Конечно, сил не хватит - люди очень разные, а метод приходится усреднять

Но хотя бы тем, кто старается, можно помочь. Думаю, стоит усилить методологическую компоненту.

От О.И.Шро
К C.КАРА-МУРЗА (25.11.2010 23:35:28)
Дата 28.11.2010 01:08:52

И все же уточню один, как мне кажется важный, момент!

>Но хотя бы тем, кто старается, можно помочь. Думаю, стоит усилить методологическую компоненту.

С этим я согласен, но…

Сергей Георгиевич, и все же, еще раз обращаю Ваше внимание на одно серьезное обстоятельство: у нынешних абитуриентов (по крайней мере, в регионах это сразу бросается в глаза), по сути, отсутствует необходимая база для обучения в ВУЗе (т.е. та которая требовалась по советским вузовским программам), исходя из этого помощь им – это обучение их тем разделам которые выпали из школьного образования, вот в этом то и проблема (об этом кстати Вячеслав говорит очень четко) особенно с учетом перехода на двухступенчатую систему, где де-факто существенно урезаются часы на предметы специальности (а особенно специализации), т.е. мы не можем нынешний материал дать добротно, а надо еще и школьные пробелы ликвидировать…

От Вячеслав
К О.И.Шро (28.11.2010 01:08:52)
Дата 28.11.2010 01:26:19

Стоит добавить, что проблема эта,

>Сергей Георгиевич, и все же, еще раз обращаю Ваше внимание на одно серьезное обстоятельство: у нынешних абитуриентов (по крайней мере, в регионах это сразу бросается в глаза), по сути, отсутствует необходимая база для обучения в ВУЗе
возникла, точнее стала катастрофической, года с 2002-2003-его, т.е. до того в студенческих группах было много тех, кто тянул (и остальное большинство за ними тянулось), а после остались единицы, за которыми уже никто не тянется.

От О.И.Шро
К Вячеслав (28.11.2010 01:26:19)
Дата 28.11.2010 12:15:51

Re: +1 (+)

> Стоит добавить, что проблема эта, возникла, точнее стала катастрофической, года с 2002-2003-его, т.е. до того в студенческих группах было много тех, кто тянул (и остальное большинство за ними тянулось), а после остались единицы, за которыми уже никто не тянется.
По Самарской области данное явление широко себя проявило именно с 2003 года (сам эксперимент начался с 2001 года), ВУЗы области были одной из первых экспериментальных площадок для введения ЕГЭ. Именно в 2003 году зачисление студентов на бюджетные места стали проводить исключительно по ЕГЭ, а это привело к тому, что «экзаменационная селекция» была утрачена, хотя справедливости ради следует сказать, что и до этого проявлялась эта тенденция, когда исчезал «хорошист» – т.е. были «звезды» на курсе, пусть даже только в отдельных предметах, но не было хорошего среднего уровня…

От О.И.Шро
К О.И.Шро (28.11.2010 12:15:51)
Дата 28.11.2010 14:03:58

+ Вдогонку, вместо P.S.

Написал о том, что наблюдал, работая в ВУЗах с 1997 по 2008 год непрерывно (точенее наблюдал непосредственно с 1992 года, но с 1997 уже в другом качестве), а с этого года опять вернулся в силу некоторых обстоятельств, а потом еще одна мысль голову посетила…
Не хочу казаться пророком, но, тем не менее, хотелось бы высказаться…

Сейчас у нас на государственном уровне говорят об отсутствии в стране людей с рабочими квалификациями (хотя на многих производствах, из тех немногих которые функционируют, к слову сказать, требуются уже специалисты высшего звена на рабочих, по сути, должностях). Создана даже программа по подготовке специалистов среднего звена.

Как мне кажется с учетом проводимой политики в сфере образования в целом – следующим этапом будет возникновение острейшего дефицита специалистов высшего звена. Объясняться будет, на мой взгляд, следующими причинами:

1. Как отмечают, рекрутинговые агентства, современный работодатель с превеликим удовольствием берет к себе слабо подготовленных специалистов, так это позволяет снижать верхнюю планку оплаты труда. С появление первых массовых выпусков бакалавров планка оплаты труда снизится еще больше. При этом говоря о снижении, я не всегда говорю о номинальном снижении фактической суммы выдаваемой наемному работнику на руки, есть и другие формы фактического его снижения: например, фактическое увеличение продолжительности рабочего дня (как шутили программисты «с 8.00 и до завтра»); неоплачиваемые и неофициальные вызов на работу в выходные и праздничные дни; навешивание на одного работника нескольких должностных функций и т.д. Это будет приводить к тому, что усилится отток специалистов высшего звена, в том числе и за рубеж (не обязательно в США, страны Европы, Китай, не мало людей сейчас едут работать в … Казахстан, Украину, по крайней мере до кризиса наблюдал), уезжать будут естественно лучшие…

2. Так как сам бакалавриат это фактическое снижение уровня подготовки до уровня советского техникума (это точно можно сказать о инженерных и ряду других специальностей, с университетскими специальностями – это просто недоучка, то что называется сейчас незаконченное высшее, но де-юре с полноценным дипломом), а магистратура не будет массово доступной по многим причинам в том числе: не во всех ВУЗах, тем более филиалах и не на всех имеющихся специальностях ее можно будет открыть, по условиям ее открытия; не говоря уж об упорных слухах, о ее платности…
Все это как мне кажется, еще больше усилит формальное отношение студентов к учебе, так как они еще больше будут ориентироваться только на получение корочек, а не знаний – по специальности из них работать будут единицы на тысячи, сейчас это единицы на сотни! (забавная мысль тут возникла – нынешние специалисты, которым около 30-40 лет, кто еще учился по советским учебным программам будут – на фоне выпускников бакалавриата – просто «старыми, мудрыми перцами», хотя большинство из них, в свое время, блистали при учебе).

3. Это то, о чем пишет в своих работах Р.Скорынин и М.Кудрявцев (Miguel), например, то что выкладывалось на форуме несколько лет назад по рабочим названием «Политэкономия российских реформ», существующий в стране товарно-денежный перекос в экономике, когда по сути дела нет никакого производства и оно не куда не вынесено…
Утрированно – в стране нужны товароведы, счетоводы (даже не бухгалтера) и агенте по продаже (даже рабочие специальности востребованы в смежных областях или в сфере услуг, если считать, например, строительство жилья – сферой услуг) …

В общем апокалиптично как получается…

От Игорь
К C.КАРА-МУРЗА (25.11.2010 10:50:40)
Дата 25.11.2010 13:26:12

Re: Один из...

>Надо сообщить, чего не знал ученый N и что он изменил в своем аппарате, чтобы совершить прорыв.

Вот только вряд ли получится объяснить, как ученому пришла в голову идея изменить аппарат именно таким образом.

>Тогда многое становится понятным, и ученик учится думать.

> В США был эксперимент перевода всей вузовской программы на историю науки - очень успешный, но дорогой. А в малых дозах можно - задавая методологию.

От Durga
К C.КАРА-МУРЗА (25.11.2010 10:50:40)
Дата 25.11.2010 11:55:02

Превосходная идея

Обычно ученик долго не может понять, а нафига всё это нужно... А зная историю того, какие задачи решали и как к этому пришли - запросто всё поймет в лучшем виде.

От Вячеслав
К Durga (25.11.2010 11:55:02)
Дата 25.11.2010 12:52:29

Меня не оставляет ощущение, что это все вопросы т.с. университетского

уровня научной подготовки. А у нас в большинстве ВУЗов готовят обычных инженеров (пусть и по сокращенной программе с обзывательством бакалавр). И проблема по большей части стоит в невозможности освоить инженерный уровень. Люди банально не знают элементарные физику и математику настолько, что не могут решать сугубо прикладные задачи. Причем тут даже "не знают" не подходит, они не не знают, а как-бы быстро забывают, как-будто в головах стоят фильтры, которые быстренько отсеивают "лишнюю" информацию. И тут стоит задача каким-то образом актуализировать школьные знания, которые есть, которые при определенном рутинном напряге вдруг начинают всплывать. В этом случае история науки вообще где-то в параллельном мире обретается. Ну какая там история, если человек через год после школы натурально разучился брать производные? Короче, как говорится, нам бы ваши проблемы :) ...

От О.И.Шро
К Вячеслав (25.11.2010 12:52:29)
Дата 25.11.2010 14:50:26

Re: Меня не...

>А у нас в большинстве ВУЗов готовят обычных инженеров ...

Тогда Вячеслав, надо формулировать инженерные задачи именно как проблемные задачи (а не шаблонные), они и будут активизировать студентов на включение в мыслительную деятельность и подключать те знания, которые в пассиве (а то и вообще отсутствуют, в школе тригонометрию по сути исключили из рассмотрения), более того, опять же опыт показывает, что межпредметные связи должны быть задействованы на протяжении всего обучения, а не так что бы на первом курсе математику изучили, а на только третьем при анализе полупроводникового устройства выползло, что оказывается для оценки однородности слоя надо еще и градиенты уметь считать.
Тоже самое и с физикой, и с химией (я с такими вещами лично сталкивался в процессе работы, со студентами поступившими по ЕГЭ работаю с 2003 года).

А уж то что инженерные задачи сами по себе – проблемные, можно сказать априорно, Вы и без меня очень хорошо знаете...

С уважением Олег Иванович Шро.


От Вячеслав
К О.И.Шро (25.11.2010 14:50:26)
Дата 25.11.2010 15:14:22

Сложно все это воплотить, местами можно, но чаще банально времени не хватает (+)

т.к. приходится часть времени бросать на повторение мат.и физ. аппарата. Постоянно с ужасом осознаешь, что как ни старайся, но полностью рабочую программу в уложенные сроки не впихнешь, приходится на что-то просто забивать ("оставлять для самостоятельного изучения"), а это системности не добавляет.

От О.И.Шро
К Вячеслав (25.11.2010 15:14:22)
Дата 25.11.2010 22:17:14

Значит надо правильно расставлять приоритеты!

>т.к. приходится часть времени бросать на повторение мат.и физ. аппарата. Постоянно с ужасом осознаешь, что как ни старайся, но полностью рабочую программу в уложенные сроки не впихнешь

Аналогично, но я эту проблему решаю так – на лекциях даю один материал, причем саму лекцию зачастую свожу к диалогу с аудиторией (думать, думать и еще раз думать, а не механически записывать), на семинарах разбираю тот материал, который в лекциях добротно не осветишь (хотя некоторые вещи даю только исключительно шаблонно, понимание у них потом придет, когда будут сами с этим разбиратся), а на лабораторных тот материал, которые требует именно практических навыков, т.е. то что надо пощупать ручками!!!
А уж на курсовых и ВКР, ставлю проблемные задачи зачастую из других предметных областей – благо программирование и моделирование «все стерпят».
Вот чего не могу от них добиться так это документирования кода, не хотят писать комментариев, «хоть кол на голове теши».
Правда сейчас самому немного тяжеловато, после двух с половиной лет чистой разработки программ в сфере автоматизации обработки результатов измерения (ЗАО «ИНФОТРАНС»), ну и руководства стартапа (ООО «Инновационная Самара»), решил вернутся в педагогику высшей школы (кардинально поменяв регион и живя теперь в маленьком, тихом и уютном городке) – готовлю учителей по специальностям «Математика с дополнительной специальностью информатика» и «Информатика», дети правда хорошие не избалованные (по сравнению с Самарой) и отдача уже есть, по крайней мере, по курсовым (взялся обучить их еще командной работе) …

>а это системности не добавляет.

А это вообще отдельная проблема, системность режется на корню не только обрезкой материала читаемых курсов, но самим распределением курсов по семестрам, например «Архитектуру ЭВМ» читать на 5 курсе (надо курсе на третьем, а лучше вместе с микроэлетроникой), аж за 16 часов лекций (с лекциями еще ладно не прибористов готовлю, да и не взялся бы я на этом уровне читать) и 18 часов семинаров (и это для разбора ассемблера, у людей которые Delphi (Object Pascal), не говоря уж там о C/C++, по сути, не знаю) …
Результат – у детей кусочно-гладкие знания (как говорит Сергей Георгиевич – мозаичная картина мира), хотя как мне кажется, у будущих учителей должна быть как раз цельная картина, и очень широкий кругозор при узкой специализации, а вот сужение кругозора и глубокие знания своей предметной области допустимы для научных работников и инженеров (хотя тоже по большому счету не есть хорошо).

От Вячеслав
К О.И.Шро (25.11.2010 22:17:14)
Дата 25.11.2010 23:16:48

Будем стараться, в конце-концов большие новогодние праздники (+)

самое оно для вдумчивой переработки лекций. ;)

От Владимир К.
К Вячеслав (25.11.2010 23:16:48)
Дата 25.11.2010 23:22:48

Проходило сообщение, что "новогодние каникулы" с 2011 года отменят.

На радость трудоголикам и их хозяевам, видимо.