Преподаю гуманитарные дисциплины, проблемы схожие. Первое, с чего начинаю, заставляю затвердить базовые понятия и факты, без которых невозможно освоение предмета. Прилагаю оч. большие усилия, чтобы заставить хотя бы механически уяснить основу.
После этого "предварительного" этапа на лекциях стараюсь повествование строить на "ситуациях занимательности", которые неизвестны большинству студентов и открывают им новые стороны прописных истин. На семинарах обсуждение строится только вокруг проблемнызх вопросов: почему, почему, ещё раз почему? Приучаешь отставивать и обосновывать определенную точку зрения. При этом как можно больше причинно-следственных связей, обобщений, предложений высказаться.
Часть студентов начинает хорошо работать, до 5 курса здоровается.
Спасибо за весьма дельные рекомендации.
Но есть препятствие -- базовые понятия надо наверстывать класса так с 4-го средней школы. Это проблематично, но можно попробовать.