От Владимир К.
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 24.11.2010 19:10:40
Рубрики Школа;

Поделитесь источниками и материалами, если возможно. Это интересно.

> Читал у психологов, что в момент перехода от ребенка к подростку на 2-3
> года отключается когнитивная активность - не хотят учиться и думать.
> Но те, кто до этого набрал темп, проскакивают этот провал по инерции и
> потом выходят в "отличники".
> Потом прочел, что сейчас начало провала сдвинулось вниз на 1,5-два года.

> Но если бы его не подтолкнуть, думаю, сейчас уже было бы трудно
> реабилитировать.

А чем объясняют трудность реабилитации?

Я могу быть не прав, но, может быть, основная проблема (при наличии
мотивации) только во времени?

Т.к. в обществе у обычному человека не дают средств наверстать упущенное:
время обучения в школе закончил - следом в армию (которая отнюдь не добавит
интеллектуальности).
Пришёл из армии - нужно срочно как-то где-то зарабатывать на жизнь, иначе
плохо будет.
И так, бегом по тонкому льду, дальше до самой смерти.



От Monk
К Владимир К. (24.11.2010 19:10:40)
Дата 24.11.2010 21:09:13

Re: Поделитесь источниками...

>> Но если бы его не подтолкнуть, думаю, сейчас уже было бы трудно
>> реабилитировать.
>
>А чем объясняют трудность реабилитации?

>Я могу быть не прав, но, может быть, основная проблема (при наличии
>мотивации) только во времени?

У школьника-подростка масса свободного времени при условии, что родители из него не лепят сверхученика и не заставляют прыгать из секции тенниса к репетитору английского. Помню, как в выпускном кл. ветер пинал: день на УПК, день на подготовку к экзаменам. Просто умиляет как сейчас заставляют учиться вместо десятилетки 11 лет. Бедные половозрелые детишки, что ж придумают дабы нагрузить.

От Владимир К.
К Monk (24.11.2010 21:09:13)
Дата 24.11.2010 21:37:23

Так речь-то о том, что эта масса времени уходит впустую.

Человеку уже 18 лет, а он 111 на 3 разделить не умеет и ответить на вопрос
без выбора из готовых вариантов не в состоянии.
Нужно всё образование заново получить, как следует, а социальный статус уже
не позволяет.

Добро пожаловать работать с тем интеллектуальным багажом и умениями, что ему
(в том числе и с его попустительства) сформировали.



От Monk
К Владимир К. (24.11.2010 21:37:23)
Дата 24.11.2010 21:48:06

Если потратил школьное время впустую,

остается обижаться только на самого себя. В постинге mysovsky все же речь не об оболтусах, а о пробуждении неглупых ребят в ВУЗе.

От Владимир К.
К Monk (24.11.2010 21:48:06)
Дата 24.11.2010 22:53:53

Если ребёнку не предоставляют альтернативы и наказывают за несоответствие стандарту, то...

... как это "обижаться только на самого себя"?
Вина в большей степени на тех, кто "соблазнил малых сих".

То же самое можно сказать и в отношении студентов.
С той разницей, что степень вины их, как более взрослых людей, несколько
выше.
Но их проблемы заложены в школе и продолжают культивироваться в ВУЗе.

А выехать на единицах "неглупых" - не получится.
Ведь это и есть цель реформ: "[избранные] таланты пробьются, а остальным -
их удел манипулируемого быдла".
И "сами этого заслуживают" там не последний мем.



От Monk
К Владимир К. (24.11.2010 22:53:53)
Дата 24.11.2010 23:03:59

Что за выдуманные проблемы

отсутствия "альтернатив" и "несоответствия стандарту". Что Вы имеете ввиду?

От Владимир К.
К Monk (24.11.2010 23:03:59)
Дата 24.11.2010 23:39:39

Вот что: www.edu.ru

А наказание - понятно какое: низкие оценки, невозможность продолжить
образование, получение низкого социального статуса в итоге.



От Monk
К Владимир К. (24.11.2010 23:39:39)
Дата 25.11.2010 00:17:42

Я воспитан старорежимно. Нормативные док-ты особой роли не играют.

Со мной отец сидел почти каждый вечер лет до 13. Плевать ему было на эксперименты в школе 90-х, он требовал от меня усвоения знаний из учебников. Почему-то мне кажется, что если я также буду работать со своими детьми, никакие ЕГЭ не будут страшны. Возможно будет больше издержек и трудностей, но не надо сваливать неграмотность детей только на школу, программы и проч. несправедливости.
Помните троцкиста из Беркли в "Форесте Гампе"? Он побил девушку, но быстро нашел оправдание - "во всем виноват этот долбаный Никсон". Никсон никсоном, но за обучение детей отвечает не только школа, но, прежде всего, родители. И то что детишки не умеют складывать дроби к выпускному - это приговор мамам и папам, а потом уже школе. Собственно и в советское время брошенные родителями дети ничего из себя не представляли к последнему звонку.

От Владимир К.
К Monk (25.11.2010 00:17:42)
Дата 25.11.2010 01:32:00

Родителей на всё не хватит.

Обязательно найдутся предметы, которые родители (даже вкупе со знакомыми)
грамотно преподать, даже при наличии учебников, преподать не смогут.
Химию, например, как будете преподавать без лаборатории и реактивов?
Или, например, французский, если никто из родителей в своё время его не
изучал (да даже если и изучал - без практики всё забыл обязательно).

Вы проецируете своё, далеко не столь проблемное время, на нынешнюю ситуацию,
когда даже учебники нормальные с каждым годом всё труднее найти.



От А.Б.
К Владимир К. (25.11.2010 01:32:00)
Дата 25.11.2010 08:44:38

Re: Я все ждал "когда же".

>грамотно преподать, даже при наличии учебников, преподать не смогут.

Про эту вашу ошибку - чуть позже, а сперва....

>Химию, например, как будете преподавать без лаборатории и реактивов?

Сладкое! :)
Как раз химия "без реактивов" - вполне себе изучается. Просто...как и с остальными предметами, наверное, те кто е изучил в достаточной мере, чтобы научить других - в учителя не идут.

Теперь о главном - о ЦЕЛИ обучения. Вы, таки, упираете на "полученный багаж знаний"? Ну так он и будет "багажом" - то есть отягощающим грузом. Надо упирать на умение найти информацию - "знание", осмыслить ее и свести в систему. увязав с ранее осмысленными знаниями.


От Владимир К.
К А.Б. (25.11.2010 08:44:38)
Дата 25.11.2010 09:44:23

Я и информатику без компьютеров преподавал. В сельской школе.

Вполне получалось, потому что учебник (Кушниренко) хороший был и как раз
заточенный под такой случай.
Но можно ли считать это преподавание таким же полноценным, как с
компьютером?

В общем, зачастую это как учиться плавать на берегу (тоже классический
пример, да) или изучать теорию езды на велосипеде (кажется, что-то у Джерома
Джерома на эту тему есть).

> Сладкое! :)
> Как раз химия "без реактивов" - вполне себе изучается.

Так её сейчас в большинстве замкадовских школ и изучают.
Но только не в московских, где оборудование химкабинетов приблизилось,
наверное, к институтским лабораториям 80-х (а то и превзошло).
А кроме базовых знаний существуют ещё и базовые навыки (с первого, и даже со
второго, в пробирку не прильёшь, как надо).
И ещё тот аспект, про который Фейнман рассказывает в своём бразильском
сериале.
Одни теоретические знания тасовать, оторванные от практики, рискованно.

> Просто...как и с остальными предметами, наверное, те кто е изучил в
> достаточной мере, чтобы научить других - в учителя не идут.

Неверный тезис, идущий надо думать, от дешёвого элитаризма.
Умение работать в предметной области не порождает автоматически умение
доходчиво объяснять, что ты делаешь.
Просто потому, что это разные виды деятельности.

> Теперь о главном - о ЦЕЛИ обучения.
> Вы, таки, упираете на "полученный багаж знаний"?
> Ну так он и будет "багажом" - то есть отягощающим грузом.
> Надо упирать на умение найти информацию - "знание", осмыслить ее и свести
> в систему. увязав с ранее осмысленными знаниями.

В целом верно, но вот как раз процедура осмысления знаний без связи с
практикой, с научным опытом, даёт сбои.
Наабстрагировать такого можно!

И наконец, вы не рассмотрели важный момент: личные ресурсы родителей
неизбежно ограничены как временем (не уделишь столько, сколько отводится на
школу) так и предметными областями.
"Папа химик, мама музыкант." Остальное, если знали - забыли. А сколько там в
школе предметов?

Да, общую методологию (указанную вами) они дать могут, но зачастую её
применить элементарно не удаётся по причине невладения необходимым базовым
материалом конкретного предмета.
И вот, сидят отец с сыном над школьным учебником, и гадают, пытаясь
выполнить задание.
И у одного другого не лучше.

Это пока дети ходят в начальную школу, всё более-менее хорошо, так что у
родителей создаётся иллюзия всезнания и всеумения.
А посмотрим на того же СГКМ, когда его внук в старшие классы перейдёт...



От А.Б.
К Владимир К. (25.11.2010 09:44:23)
Дата 25.11.2010 13:05:25

Re: Я и...

>Но можно ли считать это преподавание таким же полноценным, как с
>компьютером?

В принципе - да. Понимание без "навыка нажимать кнопки" - много лучше, чем умение нажимать без понимания. "По-моему это так!"©

>Но только не в московских, где оборудование химкабинетов приблизилось...

"Не верю!". Скорее это институтский уровень деградировал.

>А кроме базовых знаний существуют ещё и базовые навыки

А вот это-то, как раз, из области "специальных навыков", которые нужны сильно не всем. И в институте, на лабораторных - научатся. Все одно - приходится там учиться этим навыкам.

>Одни теоретические знания тасовать, оторванные от практики, рискованно.

Если они бессистемны и не осмыслены - да. Но тут и практика не сильно поможет.

>Неверный тезис, идущий надо думать, от дешёвого элитаризма.

Не знаю. А вы что предположите? Почему так плохо учат? ИМХО - от "повторения зазубренного" самим учителем. Была у меня возможность сравнить эти 2 типа учителей... зубрежных и понимающих. Последние - даже без опыта установления порядка и контакта - лучше, ИМХО.

>доходчиво объяснять, что ты делаешь.

Доходчиво объяснить не понимая что именно - тоже не выходит. И если понимающий - старается "подобрать ключик" к задаче "объяснить до понимания", то зубрежник - нет. Он тебя заставит "зазубрить ответ" оценками. Только-то.

>В целом верно, но вот как раз процедура осмысления знаний без связи с
>практикой, с научным опытом, даёт сбои.

Нет. Это как математика - вполне себе самодостаточна в непротиворечивости самой себе. :)
"Практика применения" весьма желательна, но не обязательна, на самом деле.

>А посмотрим на того же СГКМ, когда его внук в старшие классы перейдёт...

Посмотрим. Если нас не ухватят за... более суровые проблемы. :)



От Владимир К.
К Владимир К. (24.11.2010 23:39:39)
Дата 24.11.2010 23:46:37

Ах, да, исходя из нормативных документов, размещённых на сайте, есть ещё альтернатива.

Расширенная программа с репетиторами (а их по сути нужно столько - сколько
предметов).
Но она, увы, получается сильно платная, и далеко не всем по карману.

А через N лет и репетитора адекватного не найдёшь.