От Мак
К Мак
Дата 24.01.2011 14:23:17
Рубрики Прочее; Тексты;

Обсуждают этот закон, чтобы отвлечь внимание от закона 83-ФЗ? Тот не обсуждали

По поручению Президента России опубликован текст законопроекта "Об образовании в Российской Федерации" и представлен на общественное обсуждение.
http://zakonoproekt2011.ru/#law/edu


А движение за отмену ФЗ-83 не проявляет необходимой для достижения цели активности.

http://www.roditeli-rossii.ru/analisis/99-----------83
Родители России против реформы бюджетной сферы

Тезисы о нашей деятельности. Как и за что критиковать ФЗ-83.
18.07.2010

Владимир Соловейчик

1. Прежде всего следует отметить, что законодательные новации власти в виде ФЗ-83 ведут к узакониванию уже существующей порочной практики платных услуг в учреждениях бюджетной сферы, т.е. бьют в первую очередь по карманам граждан. Сохранив на «переходный период» до 1 июля 2012 года в рамках субсидий прежние объемы государственного финансирования, власти не собираются индексировать его в связи с инфляцией, то есть реальное госфинансирование сократится. Реестр платных услуг как таковой в ФЗ-83 не описан и не предусмотрен, что оставляет лазейку для возможных злоупотреблений. Так и не ясно, в каком объеме будет финансироваться государственный заказ по истечении «переходного периода».

2. Реализация в полном объеме ФЗ-83 превращает сотрудников школ и вузов, больниц и поликлиник, библиотек и музеев в заложников своих руководителей, на которых и без того управу найти не просто. Сотрудники бюджетной сферы теряют и те крохи социальной защищенности, минимальных гарантий против произвола директоров, которые имели и пока еще имеют.

3. Учреждения социальной сферы, став «новыми бюджетными» или автономными, вынуждены будут нести полную финансовую ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. В условиях, когда централизованные бухгалтерии будут упразднены, каждое такое учреждение будет нуждаться в квалифицированных руководителе и главном бухгалтере, до тонкостей владеющих всеми нюансами работы в новых условиях. В разы усложнится система отчетности. Необходимых кадров в должном наличии нет, и на данный момент их в массовом порядке никто не готовит. Это может привести к сокращению числа учреждений социальной сферы, особенно в российской глубинке, в малонаселенных и удаленных от крупных городов поселениях. При этом в качестве формального предлога, например, для закрытия таких школ власти будут использовать малокомплектность, исходя из принципа нормативно-подушного финансирования, или нехватку учителей-предметников.

4. Вступление в силу в полном объеме ФЗ-83 будет означать снятие ответственности с государственных органов не только за произвол, но и за коррупцию на местах, в самих учреждениях социальной сферы. Все средства, вырученные за счет платных услуг, отныне не будут перечисляться в бюджет, при этом автономные учреждения, созданные в организационно-правовой форме некоммерческих организаций, не будут платить налоги, например, налог на прибыль. Да еще при этом иметь вполне законную возможность учреждать коммерческие структуры, которые будут перечислять свою прибыль учредителям, но отнюдь не в бюджет. Фактически тем самым узаконивается система «внутренних оффшоров». Видимо, поэтому многочисленные лоббисты и пропихивали принятие ФЗ-83 в такой спешке, без всестороннего обсуждения и антикоррупционной экспертизы.

5. Автономным учреждениям дано право открывать расчетные счета не только в структурах Федерального казначейства, но и в коммерческих банках, а также не участвовать в обязательных процедурах, предусмотренных законодательством о государственных закупках. Можно предположить, что возможности оперативного вмешательства контролирующих государственных органов в сомнительную финансово-хозяйственную деятельность руководства этих учреждений будут сведены к нулю. А это может дать возможность кредиторам обращать взыскания долгов на имущество этих учреждений, что в конечном итоге может привести к их банкротству и последующей продаже с перепрофилированием.

6. Власти готовятся к вступлению в силу в полном объеме ФЗ-83 не только путем разработки нормативных актов, региональных законов, постановлений правительства, выпуска ведомственных инструкций, но и проводя в ускоренном темпе сокращение числа средних школ, их «укрупнение». Под этим предлогом идет не просто сокращение педагогических кадров, банальное увольнение неугодных, но и высвобождение школьной недвижимости. Как только наступит «вожделенная» дата 1 июля 2012 года, а то и раньше, эти здания будут выведены из социального оборота, утратят свои нынешние образовательные или культурно-досуговые функции, станут объектом коммерческим и вполне могут быть реализованы по рыночным целям, при этом вырученные от продажи средства, скорее всего, в бюджет не вернутся.

7. Введение новых образовательных стандартов в средней школе и особенно т.н. «европейских образовательных норм» в высшей школе в рамках «Болонского процесса», в частности бакалавриата и магистратуры, не решит проблем отечественных университетов, институтов и академий, а всего лишь упростит процесс отъезда наиболее квалифицированных студенческих и научных кадров за границу. Это неизбежно приведет к падению уровня отечественного образования, поскольку научное руководство дипломниками и аспирантами и выпускающие кафедры отодвинуты в магистратуру, куда по понятным причинам попадут далеко не все бакалавры. Соответственно будут урезаны базовые учебные планы, произойдет сокращение профессуры и преподавательского состава, покинувшие же стены вузов бакалавры вряд ли смогут найти себе рабочие места – большинству работодателей, привыкших к советской системе дипломированных специалистов, выпускники с «усеченными дипломами» вряд ли будут нужны.

8. Разъясняя гражданам все минусы ФЗ-83, в качестве программы-максимум на данный момент мы требуем его отмены, в качестве программы-минимум - общественного контроля со стороны родительской и педагогической общественности как за разработкой проектов региональных нормативных актов, вытекающих из ФЗ-83 и конкретизирующих для нашего города положения этого рамочного закона, так и их утверждением. Это означает включения представителей общественности в рабочую группу, проведение полноценного общественного обсуждения проектов, их обязательной антикоррупционной экспертизы.

9. При этом необходимо отметить, что ФЗ-83 не является каким-то отдельным, из ряда вон выбивающимся антинародным законом. Это – лишь одно из звеньев в деятельности исполнительной и законодательной (в виде депутатского большинства от ЕдРа) властей РФ на полную ликвидацию «советского наследия» в социальной, образовательной, культурной сфере, уход государства из этих сфер, их приватизацию и коммерциализацию. Начиная с введения «Болонского процесса» в высшей школе (2003 год), через «монетизацию льгот» по ФЗ-122, последующие за ними принятие закона об «автономных учреждениях» и «введение тестовой» системы ЕГЭ до перехода к принципам «подушного финансирования» в отраслях социального обслуживания граждан – вот траектория такого движения. Все эти меры связаны со стремлением российских властей добиться скорейшего принятия РФ в ВТО (Всемирная торговая организация). Условия приема в ВТО требуют для каждой страны-члена ВТО «либерализации рынка услуг», под которыми понимаются образование, здравоохранение, культура, жилищная сфера, общественный (социальный) транспорт и т.п.

10. Отсюда вытекает, что борьба против ФЗ-83 и его негативных последствий, сейчас и сконцентрированная на проблеме коммерциализации бюджетной сферы путем раздела нынешних бюджетных учреждений на казенные, «новые бюджетные» и автономные, должна вестись против политики властей в социальной сфере как таковой. Поскольку действие ФЗ-83 может быть для властей эффективным лишь в комплексе с иными законами и постановлениями, уже вступившими в силу или находящимися в процессе подготовки, то мы выступаем и против перечисленных выше нормативных актов и административных решений.

11. Соответственно наша кампания против ФЗ-83 объективно носит политический характер, ибо ставит перед собой политические цели, как-то, отмену этого закона и изменение всего вектора политики государства в социальной сфере. Другое дело, что не стоит путать политический характер нашей деятельности с текущими или более отдаленными (предвыборными) интересами тех или иных политических сил, партий, их вождей и «вождиков». Объективная политизация в деятельности социальных движений непартийного толка, каковыми являются и «Питерские родители», и Движение гражданских инициатив, и объединения профсоюзных активистов, не означает того, что они должны стать «массовкой» для тех или иных политических сил. Мы не должны действовать в их фарватере в качестве несамостоятельных и «неразумных младших партнеров», да еще под «чутким руководством» функционеров, к примеру, РКРП («РОТ фронт») или «Яблока».

12. Взаимная солидарность социальных движений, выдвижение ими политических лозунгов, например, требование отставки министра образования и науки РФ на митинге 24 июня 2010 года, проведение совместных акций с приглашением на мероприятия «Питерских родителей» представителей ДГИ и ЦВР, как это уже имело место, - вещь необходимая и неизбежная, если мы хотим добиться минимальной эффективности наших публичных мероприятий. Взаимодействие же с политическими силами должно строится на принципах самостоятельности социальных активистов, их независимости при принятии решений, привлечении партийцев в качестве помощников при организации публичных кампаний, консультантов, экспертов на четко оговоренных заранее и понятных и им, и нам основах. Привлечение к нашей протестной кампании оппозиционных депутатов, выступающих против ФЗ-83 и антисоциальной политики властей в целом, возможно и полезно, но опять-таки на описанных выше принципах.

***

Новости движения "Родители России против реформы бюджетной сферы"
http://www.roditeli-rossii.ru/news

Работники образования объединяются для борьбы за свои права
19.01.2011 01:27
16 января 2011 г. в Москве прошла учредительная конференция Межрегионального профсоюза работников образования "Учитель".

Принявшие участие в конференции педагоги из 15 регионов России приняли Устав и Декларацию, а также определили первоочередные действия по защите прав работников отрасли.

Новый профсоюз намерен объединить не только педагогических работников всех учреждений образования от детских садов до вузов, (а также формально относящихся к ведению минкульта музыкальных и художественных школ, но также технический персонал).



М. Медведева: Люди вправе отменять решения власти
16.01.2011 19:15

25 сентября в нескольких городах России пройдут акции в рамках Всероссийской кампании протеста против федерального закона №83. Коммерциализация бюджетной сферы в последнее время стала одной из самых обсуждаемых тем. Борьба за бесплатные образование, медицину и другие социальные блага объединила многие общественные и политические организации. Противостояние ФЗ-83 вызвало значительную мобилизацию по всей стране. Многие граждане, которые до сих пор не проявляли какой-либо активности, были вовлечены в социальный протест, осознали необходимость солидарных действий и самоорганизации. В Санкт-Петербурге кампанию против ФЗ-83 возглавляет инициативная группа «Питерские родители». Специально для Рабкор.ру с лидером «Питерских родителей» Марией Медведевой беседовал Максим Кулаев.


Попытка «рейдерского» захвата школы N-50 в Петербурге
16.01.2011 17:55

Сложная ситуация сложилась в Петроградском районе. Целый год средняя школа № 50 была на капитальном ремонте и наконец должна была открыться. Однако в начале 2010 года родители узнали, что глава администрации Петроградского района А.С. Делюкин решил передать здание школы № 50 гимназии № 610. Администрацией были изданы распоряжения, в соответствии с которыми набор детей в начальную школу был сорван. Планировалось имеющиеся классы расформировать, а детей раскидать по другим школам.


Продажа государственных учреждений идет полным ходом
16.01.2011 17:39

Коллектив психоневрологического диспансера №7 в отчаянии: их вынуждают освободить помещение. Дело в том, что участок земли площадью три с половиной гектара между набережной Фонтанки и Троицким проспектом облюбовали коммерсанты. Они планируют построить здесь деловой центр и отель. А пациентов больницы решено отправить в село Никольское под Гатчиной – за 60 километров от города. Туда же по планам чиновников отправятся более тысячи пациентов больницы святого Николая Чудотворца, именуемой в народе «Пряжкой». А ведь эти диспансеры обслуживают более чем 7 районов города!


Для российских старшеклассников оставят только три обязательных урока
30.12.2010 21:01
Для российских старшеклассников оставят только три обязательных урока: ОБЖ, физкультуру и новый предмет: «Россия в мире». Остальные дисциплины сформированы в 6 предметных областей, из которых подростки смогут выбрать только семь предметов для обучения. Обычный школьный день дополнят усиленным патриотическим воспитанием. О новом образовательном стандарте для старшей школы в интервью GZT.RU рассказал автор поправок, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Когда новые стандарты утвердит Минобрнауки это станет «масштабной реформой всей старшей школы».




От Ikut
К Мак (24.01.2011 14:23:17)
Дата 02.02.2011 00:43:41

В законе об образовании свои бомбы заложены

Почитайте выпуск независимой газеты за 1 февраля. В нем много про образование.






От Мак
К Ikut (02.02.2011 00:43:41)
Дата 02.02.2011 19:38:02

Прочитал: и тут копают под фундамент. Размещаю эту статью из НГ

НГ 01.02.2011 | образование

Леонид Волчкевич

Мешок инструкций с запрятанной бомбой

Новый закон "Об образовании" взорвет отечественную высшую школу
Двухуровневая система (бакалавр–магистр) – это средство удушения технических вузов.

Об авторе: Леонид Иванович Волчкевич - профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана, доктор технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ.

Хорошо продуманный закон всегда компактен и конкретен. Вспомним наполеоновское: «Отцом ребенка, рожденного в браке, является муж». И точка. Хотя, учитывая французский менталитет, можно было сочинить весьма объемистый правовой документ.

Первое впечатление от текста проекта закона «Об образовании», конкретно гл. 15 «Высшее образование» – непомерная раздутость, обилие положений самоочевидных и малозначимых, на уровне ведомственных инструкций; просто декларативных, без смысловой нагрузки. Зачем, например, на уровне закона РФ разжевывать давно устоявшиеся процедуры продления срока аспирантуры? Если авторы проекта закона вознамерились довести до мелочей регламентацию высшего образования, предлагаю следующее дополнение: «Студенты обязаны приходить на занятия в обуви и вытирать ее при входе».

Если оставить в стороне шутки, то чем внимательнее вчитываешься в тексты гл. 15, тем более крепнет уверенность, что все это многословие – проверенный способ спрятать наиважнейшее между строк. Не могу отделаться от ощущения, что в текстах гл. 15 запрятаны по меньшей мере две «бомбы», способные подорвать отечественную высшую школу.

«Бомба» номер один. Сегодня в стране около 600 государственных вузов с федеральным управлением и финансированием. Однако в статьях 133 и 135 напрямую указано, что в ведении РФ остаются лишь три категории: 1) Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет; 2) федеральные университеты; 3) национальные исследовательские университеты с общим числом конкретных вузов около полусотни. Какая судьба уготована остальным? Молчок.

Правда, в дальнейших текстах можно «отловить» такие термины, как «региональные и муниципальные образовательные учреждения». Но в гл. 15 – ни слова об их статусе, организации, финансировании, обеспечении качества подготовки и т.д., как это сделано для упомянутых трех категорий. Следует ли понимать, что государство просто бросает 90% нынешних государственных вузов на произвол местных властей, от губернаторов до поселковых председателей?

В законе об ответственности региональных и местных властей – ни слова. В итоге нынешние государственные вузы после некоторого периода стагнации и деградации могут прекратить свое существование или трансформироваться в коммерческие «конторы по продаже вузовских дипломов». Единая государственная система высшего образования, составлявшая гордость советской страны, авторитетная во всем мире, окажется «взорванной».

«Бомба» номер два. Статья 131 подразумевает юридическое равноправие двухуровневой (бакалавр–магистр) и одноуровневой (специалист) систем вузовской подготовки. Обе имеют достоинства и недостатки, разумные сферы применения. Так, двухуровневая система (в просторечии – «болонья»), по-видимому, рациональна для научных специальностей. А для технических – это верное средство удушения. Поскольку за 3,5–4 года высококлассного конструктора, технолога, эксплуатационника подготовить невозможно, особенно для оборонных отраслей. Об этом столько раз сказано и написано, причем с доказательствами и примерами, что повторяться просто не хочется. Кстати! Глухое ответное молчание Минобрнауки нельзя трактовать иначе, чем молчаливое согласие с критикой, видимо, в ответ сказать нечего.

Проект закона умалчивает о главном – кому будет принадлежать право выбора образовательных траекторий для конкретных вузов и специальностей. Реально все может оказаться во власти безымянных чиновников-управленцев, ни за что не отвечающих.

Исходя из вышеизложенного, с целью нейтрализовать «запалы» заложенных «бомб», предлагаю следующие изменения и дополнения к текстам гл. 15 проекта закона.

Дополнить статью 135 п. 1, выделив четвертую категорию вузов, находящихся непосредственно в ведении РФ, – «университеты и институты, выпускающие специалистов по важнейшим народно-хозяйственным специальностям, с федеральным их финансированием в пределах норматива, установленного ст. 130 п. 2 (7) настоящего проекта, то есть 170 студентов на каждые 10 000 человек, проживающих в РФ».

Дополнить статью 131 п. 1 следующим образом: «Выбор системы подготовки (бакалавр, бакалавр–магистр, специалист и др.) является исключительной прерогативой ученого совета вуза для всего перечня специальностей, по которым ведется подготовка в данном вузе. Данный выбор может быть изменен только в судебном порядке».

Ввести в текст проекта закона дополнительную статью – «Обеспечение качества вузовской подготовки». Проработать в ней конкретно ряд новых вопросов: а) сближения школьной и вузовской систем организации учебы; б) упрощение процедур перевода студентов с платного обучения на бесплатное и наоборот по результатам экзаменационных сессий; в) проведения ежегодных аттестаций студентов с обоснованием дальнейшего годичного обучения на платной или бесплатной основе; г) упорядочение систем академических отпусков, в том числе с частичной их оплатой.

Авторы проекта закона «Об образовании» идут протоптанным путем. В 2006 году Госдума РФ приняла Лесной кодекс, по которому государство сбросило с себя заботы о величайшем национальном богатстве страны – лесах. Один из результатов – национальное бедствие прошлого лета.

Не получится ли, что через несколько лет широкие народные массы осознают, что их отлучили от качественного высшего образования, а значит – от возможностей достойной деятельности и достойной жизни. И тогда в стране полыхнет так, что прошлогодние пожары покажутся мерцанием свечи.

материалы: Независимая Газета © 1999-2011
Опубликовано в Независимой Газете от 01.02.2011
Оригинал:
http://www.ng.ru/education/2011-02-01/8_zakon.html