От Афордов
К All
Дата 15.08.2010 18:47:49
Рубрики Россия-СССР; Школа; Культура;

Патриарх против коммерциализации образования и ювенальной юстиции

Из выступления:

"образование никоим образом не может быть просто одной из услуг, предлагаемых на рынке. Миссия передачи культурного кода нации слишком важна, чтобы оставить ее на волю стихии, на волю свободного рыночного выбора или передать в руки людей, нравственно недостойных великой миссии педагога."

"Опыт некоторых стран говорит о том, что чрезмерное вмешательство чиновников и судей во внутреннюю жизнь семьи может представлять реальную угрозу порядку жизни, заложенному Творцом в нашу природу."

Полный текст:
http://www.patriarchia.ru/db/print/1166562.html

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XIV Всемирного русского народного собора

Уважаемая Светлана Владимировна! Уважаемые высокие представители Российского государства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие соборяне!

Сердечно приветствую участников XIV Всемирного русского народного собора, посвященного вопросам национального образования. Русское слово «образование» происходит от слова «образ». Обучая и воспитывая детей, наши предки возделывали в них образ Божий, который присутствует в каждом человеке. Это то, что составляет наш внутренний стержень, то, что составляет наше «я». Этот стержень можно укрепить, а можно изломать. Но даже искореженный и изуродованный, он все равно будет оставаться в человеке. И задача семьи, школы, общества, задача Церкви и государства — вырастить не морального калеку, а человека, достойного своего высшего призвания. Образование — процесс долгосрочный и творческий. Его успехи или неудачи во многом зависят от личности преподавателя, от отношения к предмету обучающих и обучаемых. Человек равнодушный и холодный, морально деградировавший или своекорыстный не может быть хорошим педагогом.

Педагогика — это область аскетики. Каждый человек, который вступает на путь преподавания знаний другим, должен это ясно понимать. Эта работа связана с подвигом, с самоистощением, подобно тому, как Христос истощил Себя во имя спасения рода человеческого. Люди отдают себя, свою энергию, свою силу, если надо — свою жизнь, формируя следующее поколение людей. Вот почему нравственный уровень, личная жизнь наших педагогов и профессоров не является лишь только их личной жизнью. И когда люди вступают на путь педагогического служения, они должны давать некий обет — как монахи дают обет; но не о воздержании от семейной жизни, а обет хранить высокую нравственность, чистоту жизни, святость брака, быть примером для подрастающего поколения. Это должна быть своего рода клятва Гиппократа. Потому что пример есть самый важный фактор педагогического воздействия. Можно принести в аудиторию очень умные книги, можно пригласить блестящих ораторов, но при этом не достичь главной цели, которая стоит перед процессом воспитания — формирования образа Божия, формирования личности.

Образование всегда начинается в семье. Именно она является первой школой, определяющей жизненный путь ребенка. Очень важно, чтобы родители показывали пример глубокой взаимной любви и преданности, поскольку, как отмечают психологи, для ребенка важно не только то, как относятся к нему, но и как отец и мать относятся друг к другу. Конечно, многие родители далеко не всегда могут уделить ребенку должное внимание. Немалое, а иногда и основное место в жизни современной семьи занимают телевизор и в целом массовая медийная индустрия, которая формирует личность, исходя из своих чисто коммерческих или политических интересов.

Мне много раз приходилось слышать, как родители сетовали на то, что у них плохие дети, которые их не слушаются; на то, что разрывается связь в отношениях детей и родителей. Но ведь в детях мы видим самих себя. Дети — это зеркало взрослого поколения. И если семья живет жизнью безнравственной, если дети видят обман, лицемерие, двоедушие, то никакие слова о высоком, произнесенные в школе, дома или даже в Церкви, обычно не могут разрушить это влияние семьи. Поэтому воспитание ребенка начинается с семьи, а все остальное, о чем мы будем дальше говорить, повиснет в воздухе и останется пустыми словами, если не будет подкрепляться личным подвигом родителей.

Замечательные слова Священного Писания о том, что из сердца человека исходят злые помыслы (Мк. 7,21), можно в полной мере приложить и к нашей теме. Злые помыслы, злые дела, как и добрые помыслы и добрые дела, формируются в семье — в первую очередь на примере родителей.

Однако средства массовой информации, обладая значительным потенциалом воздействия на людей, сегодня могут быть не только фактором, негативно влияющим на воспитание, но и стать добрыми партнерами, помощниками семьям, школе, Церкви и государству в воспитании и образовании нравственно целостной и социально ответственной личности. Сотрудники СМИ должны осознавать свою ответственность за то, что они выпускают в эфир и публикуют на страницах своих изданий. Иногда эти люди говорят: «Мы просто зарабатываем деньги — это наша профессия. Мы производим продукцию, за которую платят; мы сбываем на информационном рынке то, что востребовано». Но ведь можно трудиться на благо общества, достойно и честно приобретая заслуженный достаток, а можно гнаться исключительно за прибылью. Журналисты могут принести огромную пользу обществу и во многом содействовать воспитанию людей, особенно молодых; а могут самым губительным образом разрушать то, что по крупицам будет создаваться в семье, школе и Церкви.

На смертном одре никто из нас не будет сокрушаться о том, что он упустил возможность заработать еще одну тысячу евро или долларов. Мне приходилось принимать исповедь у умирающих людей. Но я никогда не слышал сокрушений о том, что чего-то материального умирающий не успел получить в жизни. Именно в этот момент выстраивается единая, абсолютно верная система ценностей, потому что все житейское уходит на задний план, и единственное, о чем может скорбеть человек — о том, что он не сделал добрых дел, что он кого-то обидел, что он не исполнил своего долга.

Из семьи ребенок попадает в дошкольные учреждения, а затем в школу. Многие замечают, что современные учащиеся уступают своим предшественникам в интеллектуальном развитии, что падает культурный уровень личности и общества. Этот тезис можно оспорить: нередко все зависит от того, где вы наблюдаете молодежь. Общаясь со студентами, я вижу совершенно замечательную молодежь, взирая на которую думаешь, что сила Божия действительно совершается вопреки всяким дьявольским ухищрениям: чистые и светлые лица, заинтересованные в получении знаний. Но ведь мы видим и другие картины, которые до нас доносит то же телевидение, когда, взирая на учащуюся молодежь, проникаешься страхом за будущее.

Сегодня многие призывают превратить образование в сферу своего рода коммерческих услуг. Но ведь такое представление чуждо нашим традициям и народному менталитету; более того, оно просто опасно. Сдать одежду в химчистку и отвести ребенка в школу — это разнопорядковые величины, и если кто-то этого не понимает, то нам грозит беда. Ведь образование не сводится к «накачке» ребенка по-житейски полезными знаниями и информацией. Еще апостол Павел сказал поразительные слова: «если имею всякое познание <…>, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13, 2).

Любая человеческая культура живет не только и, может быть, даже не столько знаниями, сколько ценностями — теми представлениями о должном и о постыдном, о праведном и о беззаконии, которые отличают достойного члена общества от человека морально погибшего. В любой культуре эти ценности укоренены в определенной картине мира, в том, как люди видят свое предназначение и свое место в мироздании. В любой культуре работают определенные механизмы передачи этих ценностей, воспитания чувства принадлежности к обществу и обязательств по отношению к другим людям. Любая культура предлагает свои ответы на самые важные вопросы: В чем смысл жизни? Почему мы должны поступать честно, даже если это идет вразрез с нашими эгоистическими интересами? Почему мы должны ставить наши обязательства по отношению к другим выше наших желаний? И мы знаем, что разные культуры отвечают по-разному на эти судьбоносные вопросы.

А могут ли такие жизненно важные вопросы, затрагивающие глубины нашей внутренней духовной жизни, предлагаться как предметы для потребления в условиях рынка? Там, где в обществе нет ответов на эти вопросы — общих, консолидированных ответов; там, где ответы на эти вопросы представляются как равновозможные: хочешь — будь альтруистом, а хочешь — эгоистом, хочешь — смиренно и добросовестно служи ближним, народу, государству, а хочешь — живи во имя своего благополучия; там, где моральные ценности делаются предметом насмешек, — там цивилизация неизбежно оказывается на пути к своему краху. Ни процветающая экономика, ни крепкая оборона, ни развивающаяся наука невозможны там, где люди утратили сознание своих обязательств по отношению друг к другу и к обществу.

Миссия образования и, в частности, школьного образования — передача не только знаний, но и моральных норм, воспитание членов общества, разделяющих эти ценности и осознающих свои обязательства. Именно поэтому фундаментальные ценности, соответствующие нашей духовной культурной традиции, ответы на вышепоставленные вечные вопросы должны закладываться в сознание подрастающего поколения с детского сада, со школы, впитываться с молоком матери.

Поэтому образование никоим образом не может быть просто одной из услуг, предлагаемых на рынке. Миссия передачи культурного кода нации слишком важна, чтобы оставить ее на волю стихии, на волю свободного рыночного выбора или передать в руки людей, нравственно недостойных великой миссии педагога.

С этого года в 19-и регионах России начнется апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учащиеся 4-х и 5-х классов могут на выбор изучать основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры, основы мировых религиозных культур или светской этики. Преподавать этот курс уже начали школьные учителя, которые прошли или проходят специальную подготовку. Считаю, что успешное преподавание этого курса поможет снижению конфликтности в обществе, созиданию мира между людьми, принадлежащими к разным религиозным и культурным традициям.

Не без трудностей и не без критики со стороны тех, кто с самого начала противился этому доброму начинанию, оно внедряется в наши школы, и общее впечатление от происходящего — положительное. Действительно, делается шаг в правильном направлении. Никогда такие шаги не делаются с легкостью, без труда. Но верим, что результаты внедрения этого воспитательного предмета в школьную программу мы скоро почувствуем и увидим.

Для преодоления отчужденности молодежи от жизни народа очень важно не допустить конфликта отцов и детей, а там, где он уже происходит, — исцелять этот конфликт. И здесь очень важна защита семьи и ребенка. Опыт некоторых стран говорит о том, что чрезмерное вмешательство чиновников и судей во внутреннюю жизнь семьи может представлять реальную угрозу порядку жизни, заложенному Творцом в нашу природу. Мы знаем, что в некоторых семьях здоровью и даже жизни детей может угрожать опасность. Для их защиты должны неукоснительно действовать нормы закона, в значительной степени уже существующие в России. В то же время никто не должен решать за родителей, какого мировоззрения должны придерживаться дети, каков должен быть их образ жизни — должны ли они, к примеру, соблюдать пост, исполнять обязанности по дому, придерживаться определенных норм в общении с противоположным полом, а до определенного возраста — физически ограждаться от опасных и вредных поступков. Убежден, что поднятый вопрос должен стать предметом широкой общественной дискуссии. Родители, педагоги, медики, политики, сотрудники правоохранительных органов, представители традиционных религий должны вместе и публично решать, какие меры необходимо принимать для защиты детей и где должны пролегать границы государственного вмешательства в жизнь семьи. Призываю каждого из вас потрудиться на своем месте ради защиты детей и сбережения семьи.

На Соборе нам предстоит обсудить много важных вопросов и дать на них свои ответы. Дискуссия о том, в чем заключается смысл служения учителя, как должно происходить приобщение ребенка к достижениям национальной культуры, будет проходить на секции в Союзе писателей России. Обсуждению вопроса о том, как передать будущим поколениям память о подвиге наших предков, одолевших фашизм, будет посвящена специальная секция в честь 65-летия Победы. Привнесение духовных ценностей в педагогику будет в центре внимания секции «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации». Роль семьи в воспитательном процессе станет предметом дискуссии на секции, которая пройдет в Российском государственном социальном университете.

Молодые участники Собора обсудят очень непростой вопрос межнациональных отношений в школах и вузах. И затем молодежная дискуссия продолжится в Рязани, на том месте, где когда-то находился один из крупнейших исторических центров Древней Руси. Там впервые в истории Всемирного русского народного собора пройдет Молодежная соборная встреча.

Наконец, в этом году рамки Собора объемлют ставшую уже традиционной международную научно-практическую конференцию «Славянский мир: общность и многообразие», которая пройдет в мэрии Москвы при содействии столичного правительства и Института славяноведения Российской академии наук.

Дорогие участники Собора! Сегодня здесь представлены общество, Церковь, государство. Представлены школа и семья — в лице педагогов и родительского сообщества. Представлено молодое поколение. На всех нас лежит огромная ответственность за будущее нашей страны, за судьбу нашего народа. Примем вместе миссию, возложенную на нас Господом и историей и со смирением и ответственностью откликнемся на те важные призывы, которое обращает к нам переживаемое нами время.

Желаю всем вам благословенных успехов в ваших трудах.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


От Семен
К Афордов (15.08.2010 18:47:49)
Дата 16.08.2010 12:21:54

Исаак Калина (замминобрнауки РФ): "неправильную" школу оценит общественность

http://mon.gov.ru/press/otr/7310/

Вестник образования > Исаак Калина: "В общем образовании необходимы более чёткие схемы управления"
07/06/2010

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" становится системой координат для любых федеральных, региональных и муниципальных проектов в сфере общего образования. О базовых принципах и показателях эффективности её реализации рассказывает заместитель министра образования и науки Российской Федерации Исаак КАЛИНА.

- Исаак Иосифович, недавно было принято решение об объединении Министерства образования и науки Российской Федерации и двух агентств - Федерального агентства по образованию и Федерального агентства по науке и инновациям. В чём причина? Ведь изначально предполагалось, что министерство будет разрабатывать стратегию развития отрасли, а агентства - управлять подведомственными учреждениями.

- В объединении министерства и двух агентств нет каких-либо "потусторонних" причин.

В 2004 году было принято решение о создании министерства и агентств с очень чётким разделением задач. Агентства взяли на себя тяжелейшую, на мой взгляд, задачу оперативного управления подведомственными учреждениями, решения вопросов функционирования, обеспечения деятельности системы образования и науки, освободив от этой работы министерство. Мы же в свою очередь получили возможность вместе с коллективами образовательных и научных учреждений разрабатывать государственную политику в сфере образования и науки, осуществлять подготовку проектов модернизации и общее управление, т. е. создавать условия для выявления лидеров и появления новых механизмов.

Сегодня в обществе и на всех уровнях государственной власти есть чёткое понимание того, какие механизмы в системе образования являются эффективными, а какие свою эффективность не доказали. Таким образом, появилась возможность упростить схему управления и реализации механизмов, выработанных за предыдущие годы. Если в 2006-2010 годах нас, управленцев, могли ценить за появление "правильных" учреждений, то в 2011-2015 годах основой оценки эффективности нашей работы будет отсутствие "неправильных" учреждений. Такой подход требует иных, более "коротких" и чётких схем управления. Поэтому сегодня министерство объединяется с агентствами, создаётся большее число департаментов, которые будут нести прямую ответственность и за лидеров, и за отстающих - за все учреждения по своему направлению.

- Что означают определения "правильный" и "неправильный" применительно к образовательным учреждениям? Может быть, лучше употреблять термины "хороший" и "плохой"? И кто в данном случае определяет, что правильно и неправильно, что хорошо и плохо?

- Термины "хороший" и "плохой" более "окрашенные" и в данном случае не совсем уместны. "Правильное" учреждение - то, которое обеспечивает гражданам образование должного качества, "неправильное" - то, которое не обеспечивает. "Правильность" и "неправильность" определяет общество, а не чиновники или теоретики, а общественное мнение несложно выявить в рамках социологических опросов.

Факторов, влияющих на мнение общественности о работе системы образования, довольно много. Это не только результаты работы конкретных учителей на уроках или в рамках внеурочной деятельности, это и результаты работы образовательных управленцев всех уровней, это и эффективность взаимодействия представителей системы образования с общественностью. Важнейший показатель эффективности работы региональных органов надзора и контроля в сфере образования - снижение или увеличение количества жалоб на работу системы образования, которые из субъекта Федерации доходят до федерального уровня. Если жалоб много, это означает, что в субъекте Федерации население не знает о наличии регионального органа надзора и контроля, в который можно обратиться в случае ущемления своих прав, и он наведёт порядок.

- В системе высшего образования сегодня сформирована чёткая система координат: есть два университета национального значения - МГУ и СПбГУ, сформированы федеральные университеты, завершился отбор национальных исследовательских университетов. Будет ли задана аналогичная система координат в общем образовании?

- Она уже задана - это национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Её не нужно рассматривать как некий проект или целевую программу, это техническое задание на разработку любого действия на любом уровне в системе общего образования. Под "Нашу новую школу" мы "затачиваем" и Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 годы, и те направления, которые сохраняются в приоритетном национальном проекте "Образование". Точно так же "Наша новая школа" должна стать системой координат для любых региональных и муниципальных проектов.

И теперь, когда координаты заданы, а механизмы выработаны, нужны чёткие регламенты реализации поставленных задач. Необходимо менять психологию учителя и психологию управленца. Это самое трудное, потому что это нельзя купить. А всё остальное - вопросы материального характера, которые в последние годы решаются более успешно, чем раньше.

- Третье направление инициативы "Наша новая школа" посвящено развитию учительского потенциала. При этом в некоторых педагогических вузах в прошлом году был недобор, туда идут слабые абитуриенты, и многие из них не собираются работать по специальности. Не ставит ли это под угрозу достижение всех целей, заявленных в президентской инициативе?

- Не нужно надеяться, что мы найдём 1,5 миллиона гениальных, талантливых учителей, которые будут как-то уникально учить и воспитывать. Среди учителей есть лидеры, те, кого называют героями, гениями, но 1,5 миллиона гениев не приходят не только в школу, но даже и в науку. Поэтому наша задача - уравнять шансы учителей, приходящих работать в школу, за счёт технологий, которые в некотором смысле являются защитой не только для педагога, но и для ребёнка, судьба которого не должна зависеть от того, повезло ему с учителем или нет. Мы не можем надеяться на везение, и у нас есть обязанность вооружить каждого учителя "снаряжением", необходимым для эффективной работы.

- Вы имеете в виду материально-техническое обеспечение учебного процесса, компьютеры, интерактивные доски, современные методики?

- Конечно, и это, но не только. Очень важная часть учительского "снаряжения", которую, к сожалению, мы растеряли за последние годы, - это организация коллективной деятельности педагогов. Сегодня налицо разобщенность учителей в школе. Раньше учителя активно взаимодействовали между собой, понимали, как работают их коллеги, и сегодня для этого понимания недостаточно традиционных педсоветов.

Поэтому завучи должны выполнять свою главную функцию - организацию взаимодействия между педагогами для получения интегративного результата. Коллеги иногда приводят фразу, сказанную кем-то из "великих": "Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей". По-моему, эта мысль по меньшей мере неточна - возможно, причина в её многократном переводе с языка на язык и появления неадекватного значения. Любой, кто изучал теорию систем, знает, что у системы есть интегративные свойства, которых нет у отдельных её элементов. Но эти свойства появляются только тогда, когда между элементами системы налажено взаимодействие.

Другая составляющая "снаряжения" - это грамотное управление. Конечно, учитель должен иметь право на свободу, но при этом у него не должно быть обязанности всё время придумывать, как нужно действовать. Когда я общаюсь с учителями, многие жалуются на безумное количество заданий, которые им приходится запоминать и выполнять. Они оказываются в ситуации Золушки, а управленцы - в роли мачехи: давая учителю множество поручений, они не разрабатывают регламенты действий по их выполнению. Между тем при наличии регламентов как в той сказке, так и в реальной школьной жизни, наверняка, стало бы понятно, что такое количество поручений невыполнимо и что их нужно отменять (если, конечно, в дело не вмешается добрая фея).

Чёткая регламентация деятельности на всех уровнях - это ещё одна защита педагога, но ни в коем случае не ограничение его свободы. Тот учитель, которому нужна свобода, будет действовать свободно и в рамках имеющегося регламента. Но подавляющее большинство учителей и директоров школ нуждаются в чётком регламенте, выводящем на конечный результат.

- А каким "снаряжением" должна обладать региональная, муниципальная система образования, чтобы результаты работы не зависели от "гениальности" губернатора, регионального министра образования или главы муниципалитета? Ведь темпы развития регионов разнятся настолько, что те же экономические механизмы, которые для одних стали обычным делом, в других вообще не используются, да и зарплаты учителей различаются в разы.

- В основе региональных систем общего образования должны лежать некие базовые механизмы, базовые институты, без которых реализация любых проектов, да и вообще развитие в целом становится невозможным.

Во-первых, это система нормативно-подушевого финансирования как гарантия обществу, что получателями денег, выделяемых государством на образование, являются дети, а не школьные здания. Во-вторых, это новая система оплаты труда как гарантия членам педагогического коллектива, что зарплату они получают за результат. В-третьих, это независимая аттестация учащихся как защита их самих, а также учителей от чьего-либо произвола.

Сегодня наша задача - не выполнять бессмысленных действий. Если действий много, а результатов мало, причина в том, что действия не упорядочены. Понятно, что регламенты действий в каждом субъекте Федерации должны иметь свою специфику. Взяв за основу работы национальную образовательную инициативу "Наша новая школа", мы должны понимать, что творчество при этом не возбраняется, а напротив - приветствуется, но лишь тогда, когда все обязательные действия выполнены, а базовые механизмы запущены.

В России не должно остаться ни одной школы, где не обеспечены необходимые условия для получения качественного образования и не получены необходимые результаты. Только в этом случае результаты опросов общественного мнения будут свидетельствовать об эффективности работы системы образования, а значит станут основанием для дальнейшего увеличения финансирования эффективно функционирующей системы.




От Ikut
К Семен (16.08.2010 12:21:54)
Дата 19.08.2010 00:44:37

Раньше они экспериментировали, сейчас - тотальная зачистка школ

>
http://mon.gov.ru/press/otr/7310/

>Вестник образования > Исаак Калина:

>Если в 2006-2010 годах нас, управленцев, могли ценить за появление "правильных" учреждений, то в 2011-2015 годах основой оценки эффективности нашей работы будет отсутствие "неправильных" учреждений. Такой подход требует иных, более "коротких" и чётких схем управления.

Понять можно так.
Раньше они экспериментировали, создавали "правильные" школы, а сейчас предстоит тотальная зачистка "неправильных" школ. С подчиненных он будет спрашивать за каждую незачищенную "неправильную" школу.

От Alex55
К Ikut (19.08.2010 00:44:37)
Дата 19.08.2010 10:23:16

Издевательское словоблудие как метод поодчинения

>>
http://mon.gov.ru/press/otr/7310/
>
>>Вестник образования > Исаак Калина:
>
>>Если в 2006-2010 годах нас, управленцев, могли ценить за появление "правильных" учреждений, то в 2011-2015 годах основой оценки эффективности нашей работы будет отсутствие "неправильных" учреждений. Такой подход требует иных, более "коротких" и чётких схем управления.
>
>Понять можно так.
>Раньше они экспериментировали, создавали "правильные" школы, а сейчас предстоит тотальная зачистка "неправильных" школ. С подчиненных он будет спрашивать за каждую незачищенную "неправильную" школу.
Никак нельзя понять.
Этот набор слов не предназначен для понимания, а предназначен для дрессировки - для выработки условного рефлекса подчинения.
Без теоретиков, которых господин Клубника почему-то(!) походя задвинул в неавторитетный общественный гол,
в отношениях с такими "управленцами" никак не обойтись

От Ikut
К Alex55 (19.08.2010 10:23:16)
Дата 20.08.2010 10:01:34

Теоретиков у Калины пруд пруди: один Асмолов армии стоит.






>>>
http://mon.gov.ru/press/otr/7310/
>>
>Никак нельзя понять.
>Этот набор слов не предназначен для понимания, а предназначен для дрессировки - для выработки условного рефлекса подчинения.
>Без теоретиков, которых господин Клубника почему-то(!) походя задвинул в неавторитетный общественный угол,
>в отношениях с такими "управленцами" никак не обойтись

Калина на ваши слова справедливо обиделся бы. Вокруг Калины кормится армия теоретиков. Там один Асмолов армии стоит. Итого 2 армии теоретиков образования, выдающих горы теорий и книг.

От Alex55
К Семен (16.08.2010 12:21:54)
Дата 17.08.2010 08:23:40

Технологии неконтролируемого управления

> - Термины "хороший" и "плохой" более "окрашенные" и в данном случае не совсем уместны. "Правильное" учреждение - то, которое обеспечивает гражданам образование должного качества, "неправильное" - то, которое не обеспечивает. "Правильность" и "неправильность" определяет общество, а не чиновники или теоретики, а общественное мнение несложно выявить в рамках социологических опросов...
=======================
Технологии неконтролируемого управления, мошеннически дезорганизующие общественный контроль жизнедеятельности.

От Alex55
К Афордов (15.08.2010 18:47:49)
Дата 16.08.2010 12:07:10

Re: Одни гадят, другие их поругивают, вместе делают одно общее дело

>Из выступления:

>"образование никоим образом не может быть просто одной из услуг, предлагаемых на рынке. Миссия передачи культурного кода нации слишком важна, чтобы оставить ее на волю стихии, на волю свободного рыночного выбора или передать в руки людей, нравственно недостойных великой миссии педагога."...
=====
У КПРФ списал, но на источник не ссылается.