От K
К А. Решняк
Дата 02.09.2010 19:57:25
Рубрики Прочее; Тексты;

Почему это

покупать у Египта сжиженный газ для Украины по 190 долларов за тысячу кубов
глупо, а покупать у России по 250 долларов это умно? Польша к 2014-му собирается
полностью завершить инфраструктуру для сжиженного газа и станет отказываться от
поставок Газпрома. Западная Европа стала все больше рассчитывать на поставки
сжиженного газа и отказывается от поставок Газпрома - слишком большие цены, плюс
не понятные выкидоны (вспомните скандалы вокруг поставок Белоруссии, когда ей
пришлось брать в долг у Азербайджана, чтобы погасить задолженность за поставки,
хотя Газпром был ей должен за год на несколько десятков миллионов больше за
транзит, все можно было урегулировать не пересылая деньги, взаимозачетом, но
российская сторона устроила шумный скандал).



От Monk
К K (02.09.2010 19:57:25)
Дата 02.09.2010 21:00:31

Материал по теме 2007 года.

http://www.apn.ru/opinions/article17067.htm

Сжиженный газ захватывает мировой рынок

В Институте национальной стратегии состоялось заседание экспертного клуба на тему «Газпром и государство. Угрозы сырьевой корпоратократии в России», посвященный политике «Газпрома» и его влияния на государство.

Среди многочисленных вопросов, которые поднимались на этом заседании, также обсуждался вопрос о том, что «Газпром» фактически отказывается от масштабного развития производства сжиженного газа. Ранее предполагалось, что шельфовое Штокмановское месторождение газа будет базой для производства СПГ, но в октябре 2006 года было принято решение о том, что газ со Штокмана пойдет в Европу по строящемуся Североевропейскому газопроводу.

«Газпром» тем самым, положившись на партнерство с Европой, фактически свернул со столбовой дороги развития газовой промышленности как раз тогда, когда в ней начались крупные перемены.

В начале апреля 2007 года в столице Катара Дохе собрался 6-й форум стран-экспортеров природного газа, который завершился созданием организационной группы по ценообразованию на газ. Как полагают, в Катаре появился некий прообраз будущего «газового ОПЕК».

Разумеется, что многие российские эксперты занялись самоуспокоением, мол, ничего сделано не будет, пока газ будет транспортироваться в основном по трубам. Действительно, в 2006 году 532,7 млрд. кубометров газа транспортировалось по трубопроводам, тогда как только 188,8 млрд. кубометров перевозилось танкерами в сжиженном виде. Страны, представители которых собрались в Дохе, поставляют на рынок 14% всего объема потребляемого газа (ОПЕК —32%). Вроде бы некоторые основания для скепсиса есть.

Но в этом деле есть свои определенные тонкости.

Во-первых, технология СПГ быстро развивается, гораздо быстрее, чем технологии добычи и переработки нефти. Первое крупномасштабное сжижение газа было проведено в 1941 году в Кливленде, в 1965 году началась торговля сжиженным газом, а первый крупный завод в Кенаи на Аляске, прямо на месторождении газа, вступил в строй в 1969 году. Поставки в Японию начались в 1967 году, в Южную Корею — в 1982 году. За немногим менее чем 40 лет, отрасль сжиженного газа сделала огромный шаг вперед, захватив 26% мирового потребления природного газа. Это на фоне бурного развития добычи, транспортировки и потребления природного газа вообще, когда его доля в мировом энергобалансе поднялась до 21%. Можно сказать, что расширение использования газа шло в ногу с развитием технологии сжиженного газа.

Во-вторых, наиболее крупные потребители природного газа — США, Япония, Южная Корея, Китай, Индия — делают ставку именно на сжиженный газ, как на наиболее дешевое, экологичное и транспортабельное топливо. Сжиженный газ идеально подходит для морской транспортировки. На заводе природный газ, после очистки, сжижают, перевозят на LNG-терминал, который чаще всего находится рядом с заводом. В Малайзии и Индонезии — одних из крупнейших поставщиков сжиженного газа — заводы находятся прямо в портах. В порту сжиженный газ грузят в специальный танкер. В порту назначения находится завод, на котором сжиженный газ снова превращают в обычный газ и транспортируют уже по трубопроводам.

Иными словами, если взять в мировом масштабе систему транспортировки сжиженного газа, то получается система газопроводов, но разомкнутых, с портами погрузки-выгрузки газа. Такая организация позволяет использовать топливо из любой точки мира. Она же делает ненужными огромные магистральные газопроводы, на которые ставит «Газпром».

В-третьих, у магистральных газопроводов есть большой недостаток. Когда исчерпается месторождение, которое поставляет газ в магистраль, то производитель и потребитель вынуждаются к огромным тратам на строительство новых газовых промыслов и трубопроводов. При технологии сжиженного газа потребителю все равно. Если закончился газ в Алжире, его будут покупать в Индонезии.

Основные газовые месторождения «Газпрома» в Западной Сибири, которые поставляют газ в Европу, давно вступили в стадию исчерпания. В Европе это прекрасно знают и не строят иллюзий. На тот черный день, когда газ из России перестанет доходить до Европы, строятся принимающие терминалы для сжиженного газа. Производители сжиженного газа тоже готовятся к этому моменту, чтобы взять рынок под свой контроль.

Самая идея «газового ОПЕК», и ее создание именно сегодня строится на том, что скоро отомрет крупнейшая в мире система международной транспортировки природного газа по трубопроводам: газопровод «Ямал-Европа» и газопровод «Дружба». Транзит по ним в 2006 году составлял 157,7 млрд. кубометров газа, то есть 29,6% транспортировки по газопроводам или 21,8% мирового потребления газа. Если транзит по этим газопроводам прекратится совсем, или хотя бы сократится на 100-120 млрд. кубометров, то рынок сжиженного газа получит такой стимул, какой сделает его очень похожим на рынок нефти.

Отказ «Газпрома» от технологии сжиженного газа и ставка на газопроводы — это для его иностранных конкурентов просто подарок свыше. Лучшего они и не могут вообразить. Теперь осталось только готовить базу для развития торговли, строить заводы, порты, заказывать танкеры, и немного подождать, пока «Газпром» исчерпает свой ямальский газ, когда газопроводы станут настолько старыми, что дешевле будет построить новые, чем ремонтировать старые. Вот тогда и вступит в свои права «газовый ОПЕК». Правда, российских «эффективных управленцев» из «Газпрома» тогда и на порог не пустят. Клуб экспортеров сжиженного газа милостыню не подает.

От K
К Monk (02.09.2010 21:00:31)
Дата 02.09.2010 23:00:34

при длине трубопровода более пару тысяч км

Не помню точно цифру, но при длине трубопровода более пару тысяч км становится
выгодней сжиженный газ, при перевозке большими морскими танкерами. Американцы
стали разрабатывать сланцевый газ, а высвободившихся поставщиков сжиженного газа
передали европейцам, плюс часть норвежского газа стали продавать на открытых
торгах, что так же резко сбросило цены. Результат - бюджет Россиянии трещит по
швам, обещали увеличить цену на газ населению раза в полтора и повысить цены на
бензин, что неминуемо по цепочке скажется и на остальных ценах.