От А. Решняк
К Monk
Дата 23.06.2010 19:25:24
Рубрики Прочее; Тексты;

Перспективы разработки АСУР для производственного процесса обучения (д/ВУЗа)

Прошу прощение, что "вне лимита" в часте не совссем по тематике форума, но есть несколько "но"
- на нашем форуме собрались и есть много прекрасных людей, мнение которых сверхценно для меня (наш форум важная частичка моей жизни(!)) да и вообще трудно переоценить, кроме того здесь есть специалисты по обозначенному в статье "профилю" - кому может быть даже интересно почитать "сумашедшего" (все новаторские идеи были "сумашедшими" :-), одна из которых будто земля не плоская, а "круглая"), кроме того многие были или до сих пор и, не зарекайтесь те кто пока не связан, так или иначе связаны с ВУЗами.

Если что, есть в копилке.

С уважением.




redlab.ru/node/71
"...Специалистами ЛАНИТ в результате анализа структур деловых процессов (моё прим. - уместней "бизнес-процессов" или "БП") АНХ была спроектирована информационная система управления, состоящая из двух взаимосвязанных частей - управления учебным процессом и управления поддерживающими процессами. Имеющиеся на рынке решения не могли быть использованы для построения первой части либо по причине высокой стоимости лицензий, либо из-за несоответствия "ядра" специфике ВУЗа. Поэтому, используя среды разработки Borland Delpi 7 и PHP 4, в ЛАНИТ создали собственные модули. Для создания модулей управления поддерживающими процессами были использованы решения SAP, "1С" и "Паруса". В качестве платформы для хранения данных используется СУБД Oracle 9i.


Образовательный процесс в ВУЗах является наисложнейшим производственным процессом, где на хронологической ленте времени протяжённостью в десятки лет необходима поминутная точность в производственном процессе обучения человека, где в свою очередь сам человек является грандиозным интегральным ресурсным набором.

Реализация ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА является «краеугольным камнем»-ядром современных информационных систем по управлению ресурсами. Даже сама классификация такого рода систем MRP, MRP II, ERP – говорит сама за себя, каждый новый более развитый класс подчёркивает степень и глубину уровня автоматизации производственного процесса. При этом стоит заметить, что даже на формально заявленный класс практически все существующие системы управления ресурсами в той или иной мере страдают серьёзными недостатками в охвате и качестве автоматизации производственного процесса. Проблема заключается, прежде всего, в аппаратной нехватке вычислительной мощности при работе с гигантскими массивами данных.

В ближайшей перспективе внедрение функционала с встроенными «вычислениями «облаке» оперативной памяти лишь незначительно продвинет функционал имеющихся систем управления ресурсами в качестве и объёме автоматизации производственного процесса обучения.

Отмечу небольшое, но принципиальное несоответствие в организации структуры функционала и следовательно недостаточном осознании реального сложнейшего процесса обучения: «была спроектирована информационная система управления, состоящая из двух взаимосвязанных частей - управления учебным процессом и управления поддерживающими процессами» - обычно что-то малоизвестное пытаются при исследовании разделить на части и первая итерация такого исследования является делением «на две части». При этом исследователи «подстраховались» заявив, что две части чего-то одного целого являются «взаимосвязанными».

Как уже упомянул выше, принципиальной, ключевой частью является именно ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ, на который постепенно и совершенно «размыто» в интегрированном явно специфичном виде «проникают» дополнительные процессы, связанные с административно-хозяйственной деятельность. Т.е. отделить учебный процесс от поддерживающих процессов в нём практически и фактически невозможно, поскольку все поддерживающие процессы жёстко и с явной спецификой «привязаны» к производственному процессу обучения, по сути, они также являются частью производственного «монолита» процесса обучения и только в одних из последних стадиях агрегаций (укрупнения) становятся похожими аналогами «нейтральных» процессов, которые можно было бы выделить и отделить в отдельную независимую (аутсорсинговую) часть.

Если разработать структурную модель производственного процесса обучения, то можно выделить ТРИ причём явно неравновесные части:
- ЯДРО производственного процесса обучения, состоящее их планирования расписания на базовый период (сейчас это семестр), планирования долгосрочной стратегической политики и краткосрочной политики, соответственно в масштабах больше и меньше от базового периода.
- ТЕЛО производственного процесса обучения, состоящее из двух дуальных (работающих в паре) компонентов: производственный «инструмент» в виде преподавателей и производственное «сырьё» в виде обучающихся студентов. Причём преподаватели заказывают себе условия для преподавания (аудитории, их оснащённость, условия работы и др.), а студенты условия для обучения (выбор ВУЗа, выбор специальности, выбор вида обучения, выбор преподавателя и др.)
- СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ «ОДЕЖДЫ» (КОМПОНЕНТЫ) производственного процесса обучения, состоящие из различных действительно легко отчуждаемых процессов, которые можно отдать на аутсорсинг или вести действительно обособленно от производственного процесса обучения.

Возможность отдать часть процессов на аутсорсинг (внешнее независимое заказное исполнение) является чётким мерилом-барометром для того или иного процесса или функции в общем производственном процессе обучения на предмет: входит ли он в часть ТЕЛА или относится к части СПЕЦИЗИРОВАННЫХ КОМПОНЕНТ.

Охарактеризуем каждую часть производственного процесса.
1. ЯДРО, является главной частью более объёмной конгломератной структурной части ТЕЛА. Само название «ядро», говорит за себя, что это важнейший элемент в сложной системе обучения. Именно в ЯДРЕ происходит «реакция» - производственный расчёт соприкосновения двух гигантских массивов-таблиц: ленты таблицы ВРЕМЕНИ и ленты таблицы ЛЮДЕЙ со множественными факторами-условиями-правилами расчёта. Это то самое «горнило», через которое пропускаются люди и время со всем множеством условий, после которого к заданной дате времени выпускается специалист с заданными характеристиками для производства и общественной жизни, причём общественная жизнь стоит на первом месте и определяет производственные потребности.

2. ТЕЛО, является «продолжением» ЯДРА, как, в свою очередь, ЯДРО можно назвать «сконцентрированным» ТЕЛОМ. Принципиальным различением ТЕЛА от своей части ЯДРА можно назвать ЖИВУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ, это живой коллектив преподавателей, живой коллектив обучающихся студентов и живой процесс их взаимодействия в процессе обучения. Это три живые составляющие целиком и полностью определяют «смысл существования» учебного заведения (ВУЗа), ради них и для их эффективной работы существует ЯДРО – системная часть, где планируется на базовый период (полугодовой, семестр) и др. сроки «столкновение живых частиц» со сложной «реакцией синтеза» - получения «продукта» - человека со сложной дорогой специализацией по специальности. При этом «на выходе» в качестве «продукта» мы имеем не только выпускников ВУЗа, но и повышающих свою квалификацию преподавателей, своего рода «самозатачивающийся резец-инструмент» в производственном процессе обучения, который обязан поддерживаться в актуальном динамичном состоянии, важнейший «актив» в балансе «завода по обучению» - ВУЗа.

Среди современных тенденций по росту эффективности производственного процесса обучения можно выделить КАЧЕСТВЕННУЮ и КОЛИЧЕСТВЕННУЮ сторону процесса. К качественной составляющей относится включение более широкого спектра условий для «реакций взаимодействия» на каждом «микроучастке» большого «конвейера» - производственном процессе обучения. К количественной составляющей относится большой «объём» - наличие множества операций связанных с гигантским количеством вычислений по «extra large»-массивам. К примеру, технические помещения привязаны к обеспечению учебных аудиторий в комплексе, которые в свою очередь привязаны к обслуживанию всего состава всех обучающихся в ВУЗе, которые в сложной связи взаимодействуют с преподавательским составом и знаниевыми библиотеками, которые в свою очередь также взаимодействуют с центральной администрацией ВУЗа, администрациями кафедр, рядом условий и других обстоятельств.

«Имеющиеся на рынке решения не могли быть использованы для построения первой части либо по причине высокой стоимости лицензий, либо из-за несоответствия "ядра" специфике ВУЗа.» - об этом можно сказать, стоимость БУДУЩИХ лицензий на БУДУЩИЙ АДРЕСНО ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ будут действительно достаточно высокими, поскольку производственный процесс обучения является «венцом» для существующих систем управления ресурсами в аспекте процесса производства, а также совершенно действительно верно, что существующие решения являются явно СУРРОГАТНЫМИ вариантами решения, по верной причине «несоответствия "ядра" специфике ВУЗа».

«используя среды разработки Borland Delpi 7 и PHP 4», «В качестве платформы для хранения данных используется СУБД Oracle 9i» - об этом тоже можно сказать, что предлагается использовать наилучшие программные средства на сегодняшний день, которые хоть как-то отдалённо смогут приблизить адресный для ВУЗа продукт будущего к эталонной модели производственного процесса обучения. Так Borland Delpi является одним из самых дешёвых и эффективных средств разработки программной структуры (производительность*уровень квалификации*время разработки*др. составляющие), PHP 4 – в области интернет-приложений для интернет среды, СУБД Oracle 9i – одна из лучших коммерческих высокопроизводительных баз данных с учётом современного интранет/интернет фактора.

Кроме того, в силу невозможности соответствия современного программного продукта идеальной эталонной модели производственного процесса обучения существует большое множество суррогатных решений, так или иначе помогающих обеспечить производственный процесс максимально возможным уровнем автоматизации. Эти решения являются, некоторым образом, «ноу хау» - инновационными интеллектуальными активами (собственностью) того или иного разработчика, эти решения нельзя сравнить между собой «впрямую» каким-то простым способом, поскольку они все являются вынужденными суррогатами, обеспечивающими только локальные избирательные задачи производственного процесса обучения. Но в тоже время можно говорить о каком-то препочтительном выборе того или иного решения, опять же, на основе выбранных для обоснования локальных потребностях.

2. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ «ОДЕЖДЫ» (КОМПОНЕНТЫ), являются независимыми компонентами, которые использует ВУЗ в своей работе для ВНЕШНЕГО взаимодействия с государством, законодательством, населением и другими специализированными потребностями. К этим компонентам можно отнести только часть бухгалтерии, несвязанной с финансово-учётной частью обеспечения производственного процесса обучения (те полностью погружены в специфику ТЕЛА и ЯДРА). Также можно отнести также только часть административно-хозяйственного деятельности и персонала, где критерием вовлечённости/невовлечённости в специфику ТЕЛА и тем более ЯДРА, как уже упоминалось выше является наглядное сравнение на возможность отдать этот объём бизнес-процессов на аутсорсинг.

Отдельно можно и нужно рассматривать специализированные компоненты по ВЫНУЖДЕННОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ, связанные с привлечением (тоже аренда или аутсорсинг) ВНЕШНИХ специалистов и оборудования. Это своего рода развитие возможностей - части с названием ТЕЛО, чем обслуживающие «одежды», поскольку связаны именно с вынужденным характером привлечения актива ИЗВНЕ для достижения определённого уровня эффективности производственного процесса обучения в ВУЗе. К таким примерам, можно отнести приглашение на разовую или непостоянную работу востребованных обстоятельствами высококвалифицированных специалистов или пользование за плату сторонним дорогостоящим оборудованием (испытательная установка, внешняя экспертиза, испытания образцов и др.).
Принципиальным отличием специализированных компонентов является их ВРЕМЕННАЯ РОЛЬ «ОДЕЖДЫ», которую можно МЕНЯТЬ в связи потребностями по обстановке и обстоятельствам, и которая никак (или лишь малозначительно косвенно) не влияет на общую эффективность работы ВУЗа – на его производственный процесс обучения.

Александр Решняк.

От Mikle
К А. Решняк (23.06.2010 19:25:24)
Дата 24.06.2010 15:04:48

На мой взгляд это попил денег, как и большинство ИТ проектов.

>Образовательный процесс в ВУЗах является наисложнейшим производственным процессом, где на хронологической ленте времени протяжённостью в десятки лет необходима поминутная >точность в производственном процессе обучения человека, где в свою очередь сам человек является грандиозным интегральным ресурсным набором

В советское время этот процесс прекрасно работал без всякой ИТ технолгии, гораздо лучше чем сейчас.
Я частенько сталкиваюсь со всякими автоматизациями. У меня сложилось впечатление, что компьютер помогает быстро делать то, чего раньше вообще делать ненадо было. Самое сложное это организовать производственный процесс, а ИТ это только вспомогательный инструмент. Автоматизация это хорошо, ЛАНИТ решает свою задачу, как добыть денег чё нить автоматизировав, причем результат их не сильно волнует, главное, что бы заплатили. А вот какие задачи решает вуз своей автоматизацией? Зачем она ему нужна? Можно ли решить эти задачи еще как то? Надо для начала сформулировать что на самом деле нужно ВУЗу.

>«используя среды разработки Borland Delpi 7 и PHP 4», «В качестве платформы для хранения данных используется СУБД Oracle 9i» - об этом тоже можно сказать, что предлагается >использовать наилучшие программные средства на сегодняшний день, которые хоть как-то отдалённо смогут приблизить адресный для ВУЗа продукт будущего к эталонной модели >производственного процесса обучения. Так Borland Delpi является одним из самых дешёвых и эффективных средств разработки программной структуры (производительность*уровень >квалификации*время разработки*др. составляющие), PHP 4 – в области интернет-приложений для интернет среды, СУБД Oracle 9i – одна из лучших коммерческих >высокопроизводительных баз данных с учётом современного интранет/интернет фактора.

Чего новейшего в Borland Delpi 7 - если мне не измняет память выпустили в 2002 году? и денег он каких то стоит от 30 до 70т.р.
QT 4.6 - вообще бесплатный, с Linux хорощо дружт.
СУБД Oracle - далеко не из дешовых, администрирование довольно дорогое.
Есть бесплатные СУБД, подходящие для вузову ничуть не меньше.


От А. Решняк
К Mikle (24.06.2010 15:04:48)
Дата 24.06.2010 18:47:55

Осознаём понемногу, что производственный процесс обучения самый сложный из всех

процессов каких-либо рукотворных производств.

Ещё раз вдумаемся, пока нет такого софта разработки (главное препятствие) и такой "пост"ERP-программульки, которая бы "шмогла" вплотную приблизиться к реализации полноценной модели производственного процесса обучения.

Другими словами, программа для ВУЗа из будущего ("пост"ERP) легко и с избытком закроет любые ERP-потребности любого производства, в то время как обратная картинка - попытка "натянуть на глобус" имеющиеся существующие ERP-системы с их попытками суррогатной модернизации - не позволяет полноценно автоматизировать ВУЗ.

Даже технология вычисления "в облаке" только незначительно приблизит и улучшит то или иное суррогатное решение, но никак не сможет автоматизировать полноценно, поскольку производственный процесс обучения является САМЫМ СЛОЖНЫМ И ЁМКИМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРОЦЕССОМ.

Не многие отдают себе отчёт в этом и понимают что стоят "у подножия" огромной "горы" вершина которой и даже срединная часть не видна из-за тумана, облаков и таких гигантских размеров.

Первыми покупателями лицензий "пост"ERP-системы полноценно автоматизирующей производственный процесс обучения будут "боги Олимпа", настолько задача обучения человека грандиозна и необъятна.

Если Вам предлагают "готовое решение" сегодня, то надо перестать быть наивным человеком и понимать, что Вам предлагают лишь какой-то примитивный суррогат с ярлычками названий из области образования с каким-то явно ущербным функционалом, смахивающим на софтверные "потёмкинские деревни".

И если уж говорить о "бойне" интеллекта с прозой жизни и скромными программно-аппаратными возможностями (относительно задач ВУЗа), то оригинальные суррогатные решения достойные внимания всё же есть, но их так мало, они так сильно упрятаны в массе отвергаемого и безусловно так дороги, что приходится говорить практически о единичных случаях и удачных редких интересных моментах в деятельности сильнейших профессионалов нашего времени в ИТ-отрасли.



>В советское время этот процесс прекрасно работал без всякой ИТ технологии, гораздо лучше чем сейчас.
- в советское время ГОСПЛАН начал буксовать сразу как только появилась необходимость расчёта чуть более сложных настроечных параметров. Я достаточно хорошо знаком с некоторыми работами одного математика из первой команды автоматизации ГОСПЛАНА - Тамбовцевым Евгением (к своему стыду, запамятовал как по батюшке) и видел как вручную считались матрицы изменений плана по видам продукции, как надеялись на вычислительную мощь компьютеров и то некоторое разочарование - насколько вычислительная мощь ОТСТАВАЛА от постановочной потребности. Уже и не помню кто-то из ЦК КПСС или имеющий прямое отношение к ГОСПЛАНУ сказал, что "ГОСПЛАН "захлебнулся" в нереализованной потребности расчёта актуальных изменений" - что-то такое я привёл только приблизительно по словам, но точно по смыслу сказанного.
"Лучше чем сейчас" не совсем уместно для сравнения, поскольку сложность планирования с тех пор возросла на несколько порядков. Конечно тогда присутствовал элемент личного расчёта в головах профессионалов того времени (это своего рода "компьютер" с большими возможностями), но фактор машинной обработки информации недооценивать тоже нельзя.



>Я частенько сталкиваюсь со всякими автоматизациями. У меня сложилось впечатление, что компьютер помогает быстро делать то, чего раньше вообще делать не надо было. Самое сложное это организовать производственный процесс, а ИТ это только вспомогательный инструмент.
- конечно же вспомогательный, только мир усложняется и одновременно в чёт-то упрощается. сегодня собака машет хвостом, завтра наоборот, ведь администратор вычислительной системы становится практически заложником чужих тайн + соблазн любопытства..


>Автоматизация это хорошо, ЛАНИТ решает свою задачу, как добыть денег чё нить автоматизировав, причем результат их не сильно волнует, главное, что бы заплатили.
- нельзя так говорить о профессионалах в своём деле, ЛАНИТ заслуженно обладает хорошей репутацией и успешной историей работы в сложных проектах, просто проект с автоматизацией ВУЗовского производственного процесса обучения является не только и не столько для ЛАНИТа, но и для все человечества нашего мира (в лице общемировой ИТ-отрасли) САМЫМ СЛОЖНЫМ (практически невыполнимым из-за финансов и программно-аппаратных ограничений) ПРОЕКТОМ. Понимаете, что это "проект века" если не сказать что это даже гораздо больше, ведь тайны человеческого подобия даже не раскрыты (только частично), а процесс обучения прямым образом опирается на них и с виду "простые операции по обучению" имеют очень большие, неподъёмные объёмы количества необходимых учётных транзакций.


>А вот какие задачи решает вуз своей автоматизацией? Зачем она ему нужна? Можно ли решить эти задачи еще как то? Надо для начала сформулировать что на самом деле нужно ВУЗу.
- то что нужно ВУЗу могут оценить большей частью только люди непосредственно столкнувшиеся с задачами автоматизации ВУЗа. Я сам в своё время тоже очень сильно удивился одному "пессимистическому" комментарию разработчика вполне успешной программы по расчёту расписания (частичная автоматизация ЯДРА), но потом "после карабканья в горы" и наблюдений "попыток восхождения других" стал более трезво и реально представлять размеры этой "горы" и удалённость "вершины".

Сравнительная аналогия достаточна точна с настоящими горами, когда видишь вершину горы, вроде вот она рядом, но как только начинаешь идти - сразу понимаешь масштабы расстояний и масштабы трудностей при продвижении.

С уважением.

От Mikle
К А. Решняк (24.06.2010 18:47:55)
Дата 25.06.2010 12:20:27

Re: Осознаём понемногу,...

>процессов каких-либо рукотворных производств.
Не спорю сложный. К тому же очень многие преподаватели (процентов 90% и не только вузовских преподавателей) неумеют обучать.

>Ещё раз вдумаемся, пока нет такого софта разработки (главное препятствие) и такой "пост"ERP-программульки, которая бы "шмогла" вплотную приблизиться к реализации полноценной модели производственного процесса обучения.
Нет, согласен.

>Другими словами, программа для ВУЗа из будущего ("пост"ERP) легко и с избытком закроет любые ERP-потребности любого производства, в то время как обратная картинка - попытка "натянуть на глобус" имеющиеся существующие ERP-системы с их попытками суррогатной модернизации - не позволяет полноценно автоматизировать ВУЗ.
Не факт, что вузовская закроет. А то, что обычная к вузовской не подходит - это точно.

>Даже технология вычисления "в облаке" только незначительно приблизит и улучшит то или иное суррогатное решение, но никак не сможет автоматизировать полноценно, поскольку производственный процесс обучения является САМЫМ СЛОЖНЫМ И ЁМКИМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРОЦЕССОМ.
Это всего лишь технология вычислений (и новое модное направление), не более того. Сама по себе технология вычислений ничего автоматизировать не может.

>Не многие отдают себе отчёт в этом и понимают что стоят "у подножия" огромной "горы" вершина которой и даже срединная часть не видна из-за тумана, облаков и таких гигантских размеров.
>Первыми покупателями лицензий "пост"ERP-системы полноценно автоматизирующей производственный процесс обучения будут "боги Олимпа", настолько задача обучения человека грандиозна и необъятна.
Может быть.

>Если Вам предлагают "готовое решение" сегодня, то надо перестать быть наивным человеком и понимать, что Вам предлагают лишь какой-то примитивный суррогат с ярлычками названий из области образования с каким-то явно ущербным функционалом, смахивающим на софтверные "потёмкинские деревни".
Согласен.

>И если уж говорить о "бойне" интеллекта с прозой жизни и скромными программно-аппаратными возможностями (относительно задач ВУЗа), то оригинальные суррогатные решения достойные внимания всё же есть, но их так мало, они так сильно упрятаны в массе отвергаемого и безусловно так дороги, что приходится говорить практически о единичных случаях и удачных редких интересных моментах в деятельности сильнейших профессионалов нашего времени в ИТ-отрасли.
Я не могу сказать что то вразумительно по таким решениям, я специально их не изучал.


>>В советское время этот процесс прекрасно работал без всякой ИТ технологии, гораздо лучше чем сейчас.
> - в советское время ГОСПЛАН начал буксовать сразу как только появилась необходимость расчёта чуть более сложных настроечных параметров. Я достаточно хорошо знаком с некоторыми работами одного математика из первой команды автоматизации ГОСПЛАНА - Тамбовцевым Евгением (к своему стыду, запамятовал как по батюшке) и видел как вручную считались матрицы изменений плана по видам продукции, как надеялись на вычислительную мощь компьютеров и то некоторое разочарование - насколько вычислительная мощь ОТСТАВАЛА от постановочной потребности. Уже и не помню кто-то из ЦК КПСС или имеющий прямое отношение к ГОСПЛАНУ сказал, что "ГОСПЛАН "захлебнулся" в нереализованной потребности расчёта актуальных изменений" - что-то такое я привёл только приблизительно по словам, но точно по смыслу сказанного.
>"Лучше чем сейчас" не совсем уместно для сравнения, поскольку сложность планирования с тех пор возросла на несколько порядков. Конечно тогда присутствовал элемент личного расчёта в головах профессионалов того времени (это своего рода "компьютер" с большими возможностями), но фактор машинной обработки информации недооценивать тоже нельзя.
Я писал в контексте обучения в ВУЗе (по моему Ваша автоматизация тоже в этом контексте). Ссылка на ГОСПЛАН - это расширение контекста решаемой задачи, это другая задача, по этому ссылка на проблемы планирования в ГОСПЛАНЕ некорректна.


>>Я частенько сталкиваюсь со всякими автоматизациями. У меня сложилось впечатление, что компьютер помогает быстро делать то, чего раньше вообще делать не надо было. Самое сложное это организовать производственный процесс, а ИТ это только вспомогательный инструмент.
> - конечно же вспомогательный, только мир усложняется и одновременно в чёт-то упрощается. сегодня собака машет хвостом, завтра наоборот, ведь администратор вычислительной системы становится практически заложником чужих тайн + соблазн любопытства..
Часто при решении задачи, ее подменяют инструментом. Пример из ERP и прочей автоматизации: Пользователю нужно отслеживать критический уровень запасов. Вместо того что бы решить как это можно сделать (тут масса вариантов решения, к примеру чего нить расчитывать и отсылать SMS уведомления на мобильник менеджера или еще какое.) он говорит, сделайте мне отчет, где у меня будут все запасы и я его буду смотреть. При этом решение преключается на то, как сделать этот отчет, а сам уровень запасов отходит на второй план. Решение задачи о контроле уровня подменяется решением задачи об отчете.

> >Автоматизация это хорошо, ЛАНИТ решает свою задачу, как добыть денег чё нить автоматизировав, причем результат их не сильно волнует, главное, что бы заплатили.
> - нельзя так говорить о профессионалах в своём деле, ЛАНИТ заслуженно обладает хорошей репутацией и успешной историей работы в сложных проектах, просто проект с автоматизацией ВУЗовского производственного процесса обучения является не только и не столько для ЛАНИТа, но и для все человечества нашего мира (в лице общемировой ИТ-отрасли) САМЫМ СЛОЖНЫМ (практически невыполнимым из-за финансов и программно-аппаратных ограничений) ПРОЕКТОМ. Понимаете, что это "проект века" если не сказать что это даже гораздо больше, ведь тайны человеческого подобия даже не раскрыты (только частично), а процесс обучения прямым образом опирается на них и с виду "простые операции по обучению" имеют очень большие, неподъёмные объёмы количества необходимых учётных транзакций.
С Ланитом лично не знаком, репутация, Ланит это не только профессионалы по по выполнению ИТ проектов, но и профессионалы по прдаже этих проектов и где они большие профессионалы я незнаю.
С проектом века согласен, но нанотехнолгии тоже проект века.
То что обучение очень сложный процесс согласен, мне кажется я имею некоторое представление о сложности обучения.


>>А вот какие задачи решает вуз своей автоматизацией? Зачем она ему нужна? Можно ли решить эти задачи еще как то? Надо для начала сформулировать что на самом деле нужно ВУЗу.
> - то что нужно ВУЗу могут оценить большей частью только люди непосредственно столкнувшиеся с задачами автоматизации ВУЗа. Я сам в своё время тоже очень сильно удивился одному "пессимистическому" комментарию разработчика вполне успешной программы по расчёту расписания (частичная автоматизация ЯДРА), но потом "после карабканья в горы" и наблюдений "попыток восхождения других" стал более трезво и реально представлять размеры этой "горы" и удалённость "вершины".
>Сравнительная аналогия достаточна точна с настоящими горами, когда видишь вершину горы, вроде вот она рядом, но как только начинаешь идти - сразу понимаешь масштабы расстояний и масштабы трудностей при продвижении.
Пусть будет аналогия с горами. Что мы хотим с этими горами сделать и действительно нам надо это делать с горами? Потому как есть еще необъятный океан, очень мало изученый, есть еще масса тайн мироздания.
Пока, что проблема автоматизации обучения обрисована в самых общих чертах, что вы хотите от этой автоматизации? Поисследовать ради спортивного интереса? Сделать самую крутую ERP и продавать её? Улучшить качество образования? Сократить персонал ВУЗов? Срубить бабла с грандиозного проекта по примеру нанотехнологий? На самом ли деле это надо? Желательно определиться поточнее, потому, как от этого зависит путь по которому идти.

С уважением.

От А. Решняк
К Mikle (25.06.2010 12:20:27)
Дата 25.06.2010 16:42:59

Поменять разработчикам старт с болота на старт с твёрдой стартовой площадки

желательно на "географической широте", способствующей выводу проектного решения в "космос" рынка продуктов для ВУЗа.

Пока же наблюдаются попытки стартовать именно с болота вместо твёрдой поверхности, не говоря о подготовке стартовой площадки.

>Пока, что проблема автоматизации обучения обрисована в самых общих чертах, что вы хотите от этой автоматизации?
- так называемые "общие черты" являются важной теоретической базой, без которой просто нельзя браться за разработку даже суррогатных решений, иначе это выливается в накатывание на стену и подтопление в болоте.
И наоборот, зная масштабы предстоящих работ люди хоть как-то будут стараться оптимизировать свои скудные или большие но всё-таки ограниченные проектные ресурсы.


>Поисследовать ради спортивного интереса?
- безусловно, участие в таком грандиозном проекте в некоторой степени способно приносить некоторою долю удовлетворения.

>Сделать самую крутую ERP и продавать её?
- безусловно, (по крайней мере для меня в моией компетенции) это будет самой "крутой" ERP-системой, я даже назвал её единственной "пост"-ERP системой по отношению ко всему ряду остальных ERP-систем, также безусловно для такого продукта найдутся покупатели и гарантированный спрос, поэтому продавать её (лицензии) является вполне разумным источником поддержания благосостояния.

>Улучшить качество образования?
- безусловно, поскольку простой человек и даже непростой человек в силу человеческого фактора склонен и способен забывать, ошибаться там, где можно уже и не ошибаться, новые возможности для учителя и ученика способны улучшить качество образования и даже очень существенно в то время как даже незначительное улчшение качества сказыватся достаточно ощутимо.

>Сократить персонал ВУЗов?
- как раз нет, скорее всего общий состав персонал увеличится и появятся качественные изменения в самом составе, но это безусловно скажется на качестве обучения и возможном увеличении количества студентов, само обучение поменяет параметры обучающего процесса - кому-то больше часов, кому-то меньше, методики преподавания и различные формы одного итого же материала.

>Срубить бабла с грандиозного проекта по примеру нанотехнологий?
- насколько я отслеживаю проект по нанотехнологиям - там как кто-то удачно выразился "конец середины начала", т.е. там рано ещё говорить о каких-то особых результатах, вроде произошло "врубание в тему" после стадии задумки "может сделаем это", произошёл "первый контакт" с участниками этой только нараждающей отрасли на стуке других отраслей, может что-то ещё я упустил, какая то первая работа со спонсорами и потенциальными спонсорами, оценка инвестиций в эту область и отыскание гарантных способов и механизмов.
Т.е. "как там" не совсем понятно, хотя аналогия по "проектам века" вполне уместна.

>На самом ли деле это надо?
- после афёры "Лунадрон", действительно возникают глобальный социальный пессимизм (даже хотел что-то отдельно написать в разделе ветки "Социальный аутизм как халтура божественного волеизъявления (коррупция богов)"), но чем тогда ещё заниматься толковым людям, наблюдать сейсмические суточные "цунами" Москва-область или просто сидеть задницей на стуле в позе дзень? Время может быть отпущено и в не совсем перспективных условиях, но это легко преодолимо, представим себе, что землянам надо сделать какой-то продукт, который способен пойти на экспорт в Большое небо, такая "пост"ERP-система могла бы быть потенциальным товаром, а суррогатные наработки можно производить уже сейчас, к тому же творчески действительно интересный процесс даже в условиях планетарного ГУЛАГа :-)

>Желательно определиться поточнее, потому, как от этого зависит путь по которому идти.
- Немного богоборчества не только иногда не вредно, но и полезно. Любой создатель любого пошиба с радостью и благодарностью совершенствует свои творения.


С уважением.

От Mikle
К А. Решняк (25.06.2010 16:42:59)
Дата 29.06.2010 17:12:20

Re: Поменять разработчикам...

>желательно на "географической широте", способствующей выводу проектного решения в "космос" рынка продуктов для ВУЗа.
>Пока же наблюдаются попытки стартовать именно с болота вместо твёрдой поверхности, не говоря о подготовке стартовой площадки.
Что конкретно означает эта метафора по отношению к разработки ВУЗовской ERP? Вы хотите создать некую базу, на основе которой будет создаваться ERP?

>>Пока, что проблема автоматизации обучения обрисована в самых общих чертах, что вы хотите от этой автоматизации?
> - так называемые "общие черты" являются важной теоретической базой, без которой просто нельзя браться за разработку даже суррогатных решений, иначе это выливается в накатывание на стену и подтопление в болоте.
>И наоборот, зная масштабы предстоящих работ люди хоть как-то будут стараться оптимизировать свои скудные или большие но всё-таки ограниченные проектные ресурсы.
Вот я и хочу уточнить эти "общие черты", потому, как пока непонятно, черты очень общие, так как объем большой, желательно больше деталей.

>>Поисследовать ради спортивного интереса?
> - безусловно, участие в таком грандиозном проекте в некоторой степени способно приносить некоторою долю удовлетворения.

>>Сделать самую крутую ERP и продавать её?
> - безусловно, (по крайней мере для меня в моией компетенции) это будет самой "крутой" ERP-системой, я даже назвал её единственной "пост"-ERP системой по отношению ко всему ряду остальных ERP-систем, также безусловно для такого продукта найдутся покупатели и гарантированный спрос, поэтому продавать её (лицензии) является вполне разумным источником поддержания благосостояния.

>>Улучшить качество образования?
> - безусловно, поскольку простой человек и даже непростой человек в силу человеческого фактора склонен и способен забывать, ошибаться там, где можно уже и не ошибаться, новые возможности для учителя и ученика способны улучшить качество образования и даже очень существенно в то время как даже незначительное улчшение качества сказыватся достаточно ощутимо.

>>Сократить персонал ВУЗов?
> - как раз нет, скорее всего общий состав персонал увеличится и появятся качественные изменения в самом составе, но это безусловно скажется на качестве обучения и возможном увеличении количества студентов, само обучение поменяет параметры обучающего процесса - кому-то больше часов, кому-то меньше, методики преподавания и различные формы одного итого же материала.

>>Срубить бабла с грандиозного проекта по примеру нанотехнологий?
> - насколько я отслеживаю проект по нанотехнологиям - там как кто-то удачно выразился "конец середины начала", т.е. там рано ещё говорить о каких-то особых результатах, вроде произошло "врубание в тему" после стадии задумки "может сделаем это", произошёл "первый контакт" с участниками этой только нараждающей отрасли на стуке других отраслей, может что-то ещё я упустил, какая то первая работа со спонсорами и потенциальными спонсорами, оценка инвестиций в эту область и отыскание гарантных способов и механизмов.
>Т.е. "как там" не совсем понятно, хотя аналогия по "проектам века" вполне уместна.

>>На самом ли деле это надо?
> - после афёры "Лунадрон", действительно возникают глобальный социальный пессимизм (даже хотел что-то отдельно написать в разделе ветки "Социальный аутизм как халтура божественного волеизъявления (коррупция богов)"), но чем тогда ещё заниматься толковым людям, наблюдать сейсмические суточные "цунами" Москва-область или просто сидеть задницей на стуле в позе дзень? Время может быть отпущено и в не совсем перспективных условиях, но это легко преодолимо, представим себе, что землянам надо сделать какой-то продукт, который способен пойти на экспорт в Большое небо, такая "пост"ERP-система могла бы быть потенциальным товаром, а суррогатные наработки можно производить уже сейчас, к тому же творчески действительно интересный процесс даже в условиях планетарного ГУЛАГа :-)
Реч идет не о социальном пессимизме и творчестве. Реч идет о том, можно ли решить поставленную задачу другими путями и нужно ли решеать её вообще, наверное я не правильно выразился.

>>Желательно определиться поточнее, потому, как от этого зависит путь по которому идти.
> - Немного богоборчества не только иногда не вредно, но и полезно. Любой создатель любого пошиба с радостью и благодарностью совершенствует свои творения.
Я не понял ответа.

Можно ли сформулировать Вашу задачу так:
Необходимо создать некую базу для разработки "пост" ERP, при это в процессе создания базы Срубить бабла с грандиозного проекта, которым является "пост" ERP, которая после создания должна продаваться лучше всяких других ERP. При этом одновременно должно повысится качество образования в ВУЗах (каких? когда? когда "пост" ERP будет готова?). Участие в этом проекте должно принести моральное удоволетворение от творчества.
Правильно?
Что еще входит в эту задачу, Вы не написали. Я спрашиваю потому, что к примеру одно "должна продаваться лучше всяких других ERP", а "повысится качество образования" это совершенно другое.

Еще вопрос. Будет ли "пост" ERP решать задачи непосредственно обучения?

С уважением.

От Владимир К.
К А. Решняк (24.06.2010 18:47:55)
Дата 24.06.2010 21:58:01

Главная проблема в автоматизации "составления расписания" заключается отнюдь не в правильности выбора программных средств.

Заключается она в том, что при составлении расписания российского ВУЗа
действует фактор (условно) "этот преподаватель является
другом/протеже/любовницей декана".
Притом:
1. Потребности такого "друга декана" динамически меняются в зависимости от
его личных пристрастий и личных обстоятельств (т.е., каждый день по-новому).
2. Приказывающий ("декан"), составляющий (как правило, тоже "друг декана") и
пользующийся "друг декана" делают вид, что ничего этого нет.

Так что задача получается неформализуемой.
Т.е. формализованное решение этой шайке-лейке оказывается неудобным.



От Владимир К.
К А. Решняк (24.06.2010 18:47:55)
Дата 24.06.2010 21:00:33

Есть одна базовая особенность в этой сфере.

Когда в калининградской "Школе международного бизнеса" проходили тему
"Управление бизнес-процессами" нам очертили сферу применимости метода:
в силу того, что "продуктом" системы образования является человек, а каждый
человек уникален и потому чёткого стандартного продукта на выходе получить
невозможно -- то BSC к собственно образовательному процессу применять
нельзя.
И вроде как в США (где и сформулировали проблему) она в образовательном
процессе не применяется.

Я был удивлён, когда ВУЗы начали принудительно переводить на эту систему,
включая не только обеспечивающие (что логично и правильно), но и основные
(образовательные) функции.
Не верю, что инициаторы не знали о том, что является прописным знанием по
теме.

Как следствие - ничего хорошего из этого не получится.
Но видимость "модернизации и ускорения", сибурде и попил - обеспечили.
Всем хорошо.



От Владимир К.
К Mikle (24.06.2010 15:04:48)
Дата 24.06.2010 15:22:56

+100. Начиная с того, что набор программных средств странен.

Особенно с точки зрения экономичности.
СУБД Оракл, да.

Притом, что давно есть такая штука:
http://www.naumen.ru/go
http://www.naumen.ru/go/solutions/naumen_university

Там и цены не драконовские, а возможности - вполне на уровне.
А я - так и вообще бесплатно приобрёл для своего бывшего места работы:
прежняя версия в базовой комплектации (конструктор-основа, на которой и
строятся различные отраслевые решения) бесплатно выдавалась.
Если нет денег на готовое отраслевое решение - можешь собственными силами
создать свои описания справочников, документов и бизнес-процессов - и
работать.
Там даже программировать не обязательно для получения работающего
результата.