Путин: Россия призвана занять достойное место в мировом разделении труда
Выступление Путина на совместной коллегии Минрегионразвития и Минфина РФ
14.05.2010 16:18 МСК
Стране необходимы новые стандарты качества жизни граждан, заявил в пятницу, 14 мая выступая на совместной коллегии Минрегионразвития и Минфина РФ премьер-министр России Владимир Путин, сообщает Интерфакс.
Ни о какой "перекройке" бюджетной сферы в рамках работы по совершенствованию правового статуса бюджетных учреждений речи не идет, заявил Путин.
"Эти учреждения нельзя обанкротить в соответствии с проектом закона, поэтому не может быть никакой речи о какой бы то ни было скрытой или тем более открытой приватизации", - заявил премьер.
Он подчеркнул, что "ни о какой перекройке бюджетной сферы" в данном случае говорить нельзя.
Путин отметил, что в ходе недавнего отчета правительства в Думе по поводу совершенствования правового статуса бюджетных учреждений звучали самые разные мнения, да и сегодня дискуссии на экспертном уровне говорят о необходимости дополнительного разъяснения авторов законопроекта о бюджетных учреждениях.
"Цель его - повысить качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств, снять устаревшие и избыточные ограничения в работе социальных учреждений, переориентировать их на запросы и интересы граждан", - сказал премьер.
Он отметил, что для бюджетных учреждений будут установлены государственные задания на оказание услуг с четким описанием их объема, требований качества, условий их предоставления. Эти услуги будут в полном объеме профинансированы за счет бюджета, подчеркнул Путин.
"Граждане и как налогоплательщики, и как потребители услуг получат подробную информацию о деятельности социального сектора, о том, какие услуги им обязаны предоставить бесплатно, сколько на это государство выделило денег и как учреждения используют свое имущество, бюджетные и внебюджетные средства", - сказал премьер.
Он заявил о том, что необходимо изжить "серые зоны" неопределенности полномочий и безответственности". "(Должно быть - ИФ) покончено с практикой вымогательства у людей денег за услуги, которые и так уже оплачены бюджетом", - сказал Путин. Он отметил, что закон достаточно хорошо защищает имущество учреждений, и они останутся государственными или муниципальными.
"Но те из них, кто готов взять на себя больше самостоятельности, а значит и ответственности, получат статус нового бюджетного или автономного учреждения, а для казенных учреждений сохранится возможность и дальше работать по смете", - сказал премьер.
Он подчеркнул, что принятие закона о бюджетных учреждениях - это полдела, и фактические результаты этой "важнейшей, давно назревшей реформы будут зависеть от работы исполнительной власти".
"У нас нет права на ошибку, нужно сделать все максимально аккуратно и своевременно", - сказал Путин. Он отметил, что предусмотренный законом переходный период продлен до 1 июля 2012 года.
"Конечно, надо оказать необходимую помощь регионам и муниципалитетам - я специально пошел на это именно для того, чтобы адаптировать эту сферу к новым требованиям, сделать это спокойно, мягко, чтобы все пошло на пользу, а не во вред", - подчеркнул премьер.
Он добавил, что введение в действие нового механизма должно стать одним из основных критериев оценки должностных лиц всех уровней и индикатором профессионализма и состоятельности глав бюджетных учреждений.
Принцип предоставления компаниям господдержки в обмен на реалистичную программу развития должен стать жестким правилом, заявил Путин.
"Жестким правилом должен стать следующий принцип: помощь государства предоставляется только в обмен на реалистичную программу развития с последующим контролем за ее исполнением", - сказал лидер Партии.
По его словам, "неконкурентные производства следует перепрофилировать, а если такой возможности нет - закрывать, предоставляя достойную альтернативу занятым на них людям. Речь идет о возможности получить новую профессию или открыть свое дело"
Правительство РФ должно определиться, какие антикризисные меры пора отменять, а какие продолжить и в 2011 году, заявил премьер-министр.
По словам Путина, "нам необходим тщательный анализ уроков глобального финансового экономического кризиса, а также результатов программ антикризисных действий. По итогам такого анализа мы должны понять, какие антикризисные меры пора отменять, а какие следует продолжить и в 2011 году. А какие - целесообразно включить в законодательство и экономическую практику уже на постоянной основе".
"Кризис доказал возросшие возможности российской экономики, ее способность успешно противостоять внешним шокам, но он же обнажил и значительные зоны отсталости и неконкурентоспособности, такие, как низкая диверсификация, невосприимчивость к инновациям, неразвитая финансовая система, негибкий рынок труда. И нам предстоит длительная "черновая" работа по устранению наших слабых мест", - сказал премьер.
Путин считает, что необходимы серьезные изменения в отношении принципов функционирования финансовых рынков.
"Серьезные изменения требуются в отношении принципов функционирования финансовых рынков, как российского, так, разумеется, и глобального, во всяком случае, настолько, насколько мы можем влиять на эти процессы", - сказал он.
Он так же напомнил, что когда кризис только начался, многие политики и эксперты требовали устранить дисбалансы, накопившиеся в мировых финансах, а также существенно повысить требования ко всем участникам финансовых рынков, начиная с банков и заканчивая рейтинговыми агентствами. "Когда ситуация более или менее нормализовалась - полемика притихла. Даже стали говорить о том, что изменения в правилах регулирования были бы излишними и ненужными", - отметил Путин.
"Но, во всяком случае, для нас с вами, у нас дома мы должны последовательно выстраивать эффективную систему банковского и страхового надзора, внедрять жесткие стандарты деятельности и раскрытия информации на рынке финансовых услуг", - сказал лидар Партии.
Премьер-министр напомнил, что с 1 января 2010 года уже вступил в силу закон, определяющий порядок операций с производными финансовыми инструментами, включая деривативы. "Эту работу надо продолжить. Поэтому прошу совместно с депутатами ускорить принятие пакета законов, направленных на развитие финансового рынка", - сказал Путин.
Он отметил, что в Госдуме уже находится законопроект о консолидированной финансовой отчетности. "С учетом уроков кризиса нужно оперативно внести в него необходимые уточнения, чтобы успеть принять его до конца текущего года", - сказал премьер.
Кроме того, по его словам, требуются изменения в Гражданский кодекс и закон об акционерных обществах, "которые четко бы определили статус публичных и непубличных компаний, порядок торговли акциями на рынке".
Путин также поручил завершить работу над законопроектом по регулированию сделок с афилированными лицами и сделок с заинтересованностью, законами о секъюритизации и инсайдерской информации и противодействии манипулированию рынками, "которые призваны серьезно защитить интересы и права инвесторов".
Премьер заявил о необходимости амбициозных планов по снижению инфляции в стране. Он напомнил, что в январе - апреле инфляция составила 3,5%, что является самым низким показателем с 1991 года.
"Однако нам нужны более амбициозные планы по снижению инфляции, причем инфляция должна оставаться на низком уровне не только за счет сокращения спроса, а прежде всего за счет последовательной реализации мер правительства", - сказал Путин.
По его словам, такие меры, кроме ответственной финансовой политики, должны включать и другие механизмы ограничения роста цен, в том числе увеличение производительности труда, снижение издержек, эффективное антимонопольное регулирование.
Путин заявил о необходимости ускорения подготовки правовой базы, определяющей принципы разработки госпрограмм в рамках перехода к новой структуре бюджета.
"Прошу Минэкономразвития и Минфин ускорить подготовку нормативной базы, определяющей принципы разработки долгосрочных государственных программ", - отметил премьер.
Он также заявил о необходимости учитывать, что "в ближайшие три года возможности государства по увеличению расходов будут, мягко говоря, ограничены".
"А это значит, что за те же средства мы должны сделать больше - переход на новую структуру бюджета как раз и позволит осуществить этот маневр", - сказал Путин.
Он заявил, что проект программы повышения эффективности бюджетных расходов будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний правительства.
"По сути, речь идет о коренных переменах в организации государственного управления, о переходе к новой программно-целевой структуре бюджета", - сказал Путин.
Он отметил, что государственные программы будут положены в основу деятельности правительства, а это позволит увязать деятельность каждого федерального органа исполнительной власти с приоритетами, зафиксированными в программных документах.
"Каждый государственный рубль должен быть нацелен на конечный результат", - сказал премьер.
Он добавил, что при этом такие программы будут предусматривать не только бюджетные ассигнования, но и использование других инструментов: правового регулирования, налоговых и таможенных льгот, федерального имущества и т.д.
"Естественно, такие программы должны быть максимально прозрачны и всегда должны быть открыты для публичного обсуждения", - сказал Путин. Говоря об оптимизации расходов, он заявил о необходимости провести "сплошную ревизию имеющихся обязательств".
"Следует жестко отсечь неэффективные и второстепенные расходы, оценить альтернативные варианты, выбрать наименее затратные", - сказал премьер.
Он подчеркнул, что при этом должно быть гарантировано достижение поставленных целей. Одновременно Путин отметил, что хорошей основой для формирования государственных программ могут послужить проекты, включенные в основные направления деятельности правительства 2012 года.
Нормой для России является низкий или даже нулевой дефицит бюджета, заявил премьер-министр.
"Необходимо выдержать намеченный график сокращения дефицита до 3% ВВП в 2012 году, а затем и до нуля в 2015. Хотелось бы сегодня услышать от министра финансов и министра экономического развития, при каких ценах на нефть, каких сценарных условиях развития экономики это будет возможным", - заявил Путин.
По его словам, в период кризиса сильно помогли "подушки безопасности" - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
"Политика накопления резервов полностью себя оправдала, в дальнейшем после окончательного выхода из кризиса мы должны к ней вернуться", - сказал лидер Партии.
Подчеркнув необходимость исходить из того, что нормой для России является "низкий, а скорее, даже нулевой дефицит бюджета", Путин отметил, что только такая политика позволяет чувствовать себя уверенно в условиях колебания цен на российские экспортные товары.
Кроме того, заявил он, это же позволяет и обходиться без "секвестров" и необеспеченных мандатов, а также "строго при любых обстоятельствах выполнять обязательства перед гражданами страны".
Перед дальнейшей либерализацией налоговой системы необходимо обеспечить адекватную отдачу от уже принятых мер, заявил Путин.
"В последние годы мы неоднократно снижали ставки налогов и предоставляли многочисленные льготы", - сказал премьер, напомнив, что уже был объявлен новый пакет мер по поддержке инновационного бизнеса, который будет реализован в 2010 году.
"В то же время нужно понимать, что налоговые льготы имеют свою цену. Это выпадающие доходы казны, фактически расходы федерального бюджета. И если уж говорить о дальнейших изменениях в налоговой системе, то прежде всего надо обеспечить адекватную отдачу от уже принятых мер", -подчеркнул Путин.
Также Путин отметил, что особое внимание следует обратить на качество налогового администрирования. "Я уже ориентировал на это Минфин и нового руководителя Федеральной налоговой службы", - сказал премьер.
По его словам, "серьезные проблемы создает и отсутствие современной системы технического регулирования". "Чем сложнее и технологичнее продукция, тем больше разного рода сертификатов требуется для ее выпуска, тогда как зарубежные конкуренты имеют дело с гораздо менее затратными и обременительными процедурами, что дает им серьезные преимущества. А мы из-за бюрократической нерасторопности "замораживаем" нашу промышленность на техническом уровне 70-80 годов прошлого века".
Владимир Путин поручил Минэкономразвития вести постоянный мониторинг развития предпринимательства.
По словам Путина, "соответствующую структуру в Минэкономразвития создали, надеюсь на ее конструктивную работу".
Премьер отметил, что "именно появление новых компаний является наиболее объективным индикатором реального состояния предпринимательского климата, по которому можно судить, насколько успешными являются наши усилия по устранению избыточных административных барьеров, развитию конкуренции, привлечению инвестиций и стимулированию инноваций".
Путин заявил, что "повышение эффективности экономики, ее диверсификация невозможны без массового выхода на рынок новых компаний, причем не только в инновационном бизнесе, но и в традиционных отраслях промышленности и в сфере услуг".
Так же Путин поручил Минэкономразвития и Росимуществу подготовить предложения по ускорению оформления прав собственности госпредприятий на закрепленное за ними недвижимое имущество и земельные участки.
"Поручаю подготовить предложения по ускорению оформления прав собственности госпредприятий на закрепленное за ними недвижимое имущество и земельные участки, а также по снятию известных административных барьеров", - сказал он.
По его словам, "государственный сектор должен быть, что называется, подготовленным к рынку, то есть строить свою работу на принципах современного корпоративного законодательства".
Путин также заявил, что оплата труда руководителей госпредприятий должна быть увязана с показателями снижения издержек, повышением энергоэффективности, производительности труда, с результатами внедрения передовых технологий и инноваций.
Премьер-министр отметил, что за последние годы были приняты многочисленные решения по формирования крупных холдингов с госучастием. "И всякий раз мы сталкивались с одной и той же проблемой, а именно - крайне запутанными отношениями с собственностью, отсутствием необходимых документов на имущество, принадлежащее государству", - отметил он. В результате, по его словам, требуется два или даже три года на проведение процедур реорганизации и только после этого новая интегрированная структура начинает работать в полную силу. Поэтому, по словам Путина, Минэкономразвития и Росимуществу нужно "всерьез заняться наведением порядка в этой сфере".
Кроме того, премьер заявил о необходимости обеспечения макроэкономической стабильности в стране.
"События последних недель показали, что говорить о полном завершении глобального кризиса пока рановато, явно преждевременно", - заявил Путин.
Он отметил, что государства еврозоны сейчас вынуждены предпринимать беспрецедентные меры по стабилизации своих финансов.
При этом, подчеркнул премьер-министр, за прежние просчеты в макроэкономике приходится расплачиваться гражданам.
"Одним словом, вновь подтвердилась очевидная истина: в долгосрочной перспективе только ответственная макроэкономическая политика обеспечивает устойчивый рост и повышение уровня жизни людей", - сказал он.
Также Путин заявил о необходимости принятия субъектами РФ программ повышения эффективности расхода бюджетных средств.
"Регионы обладают сейчас серьезным финансовым ресурсом, которым нужно умело распорядиться. Поэтому считаю, что в субъектах федерации также должны быть приняты программы повышения эффективности бюджетных расходов", - заявил Путин.
Он напомнил, что в прошлом году правительство "подставило плечо" региональным бюджетам.
При этом расходы регионов остались на уровне 2008 года, несмотря на то что доходы снизились на 13,6%.
По итогам 2009 года, добавил премьер, в сопоставимом виде соотношение расходов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов составило практически 50 на 50%.
Говоря о необходимости повышения эффективности расходов субъектов, Путин добавил, что потребуется и корректировка межбюджетных отношений.
"А именно - усиление стимулирующей роли федеральной поддержки при расширении самостоятельности субъектов, реализующих программы повышения эффективности своих расходов", - сказал лидер Партии.
В связи с этим он назвал заслуживающей внимания идею укрупнения субсидий, предоставляемых в рамках госпрограмм.
"При этом федеральное правительство поставит перед получателями субсидий конкретные цели и будет контролировать результаты этой работы, а выбор наиболее оптимальных путей их достижения останется за самими регионами", - сказал Путин.
Премьер поручил вернуться к вопросу принятия стратегии развития банковского сектора РФ в 2011-2015 годах.
Путин напомнил, что в прошлом году завершилось исполнение стратегии развития банковского сектора РФ. "В конце прошлого года должна была быть принята новая стратегия, но с учетом кризиса мы сознательно пошли на перенесение сроков", - сказал он.
"Прошу к этому вернуться и принять соответствующую стратегию развития банковского сектора России на период с 2011 по 2015 годы", - сказал премьер.
В рамках бюджетной реформы государственный финансовый контроль должен быть переориентирован на "аудит эффективности" органов власти и должностных лиц, заявил Путин.
"По мере продвижения бюджетной реформы изменятся задачи государственного финансового контроля: он должен быть переориентирован на оценку результатов использования бюджетных средств при реализации госпрограмм или выполнении госзаданий, по сути - призван заниматься "аудитом эффективности", - заявил премьер.
Кроме того, добавил он, государственный и муниципальный финансовый контроль должен осуществляться прежде всего в отношении органов власти и должностных лиц, поскольку именно чиновники обязаны обеспечивать законное и рациональное использование бюджетных ресурсов.
"Проверки бизнеса нужно оставить другим надзорным органам, их у нас достаточно", - сказал Путин.
Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил о необходимости укрепить лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве.
"Мы должны сформировать современную конкурентоспособную модель национальной экономики, в основе которой будут находиться знания, инновации и высокие технологии. Россия призвана укрепить свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, а также занять достойное место в мировом разделении труда", - заявил премьер.
Самое главное, подчеркнул Путин, необходимы новые стандарты качества жизни граждан.
"Нужен рост личных доходов, гарантированный доступ к услугам образования, здравоохранения, развития массового жилищного строительства", - сказал он.
Подводя итоги Владимир Путин заявил, что финансовые средства государства, истраченные на меры поддержки в кризисный период, помогли сохранить социальную стабильность в стране.
"Я не жалею о тех средствах, которые мы с вами истратили в период кризиса, потому что сохранить социальную стабильность, политическую стабильность, показать гражданам, что мы делаем все, чтобы поддержать их уровень дохода - крайне важно, потому что другая ситуация ведет к тому, что мы сейчас в Греции видим", - сказал Путин.
Он отметил, что социальная, а за ней - и политическая нестабильность "резко ограничивают возможность проведения здоровой макроэкономической, да и вообще любой экономической политики".
"И поэтому мы правильно с вами сделали, что приняли решение о модернизации пенсионной системы, правильно сделали, что пересмотрели принципы расчета пенсии за советский период, правильно - здесь не о чем жалеть", - сказал премьер.
Он прокомментировал выступление на коллегии главы Минфина РФ Алексея Кудрина, который заявил, что после того как закончатся деньги Резервного фонда, Россия "будет похожа на другие страны".
"Мы и сейчас похожи на другие страны, но если бы мы были такие как они, мы бы никогда не накопили этих резервов, уважаемый Алексей Леонидович. Значит, есть все-таки какие-то отличия", - сказал Путин. Он отметил, что эти различия сохранятся еще достаточно долгое время.
Путин отметил, что в еврозоне у некоторых стран накоплены большие внешние долги, до 70% от уровня ВВП в некоторых государствах.
"Невероятное дело! И очень опасное для мировой экономики. И мы, конечно, должны с вами это учитывать", - сказал Путин.
Он обратил внимание на события, происходящие в Греции.
"А ведь не только Греция в такой ситуации, а Исландия что, в лучшем, что ли (положении)? Еще хуже. А в других странах все на грани. И в Испании, и в Португалии, вся Прибалтика в такой ситуации, все прибалтийские страны, может, еще хуже даже", - сказал Путин.
У российской власти более изощренная программа затягивания поясов чем в Греции
http://www.ng.ru/printed/240621
Независимая газета
Национальные особенности затягивания бюджетных поясов
Российские власти планируют более изощренную программу затягивания поясов, чем в Румынии и Греции.
Вместо урезания зарплат бюджетникам власти сначала отказались от их индексации.
НГ 21.05.2010 | от редакции
Национальные особенности затягивания бюджетных поясов
Правительство пока умело обходит угрозы социальной нестабильности
В среду в Румынии прошли крупнейшие после свержения Чаушеску протестные акции. Десятки тысяч румын требуют отмены правительственных решений о сворачивании социальных программ, о сокращении зарплат и пенсий, об увольнении сотен тысяч бюджетников. В Греции в четверг началась всеобщая забастовка: встал транспорт, закрыты ведомства, госпредприятия, больницы, суды, банки. Греки также протестуют против жестких антикризисных мер, повышения налогов и увеличения пенсионного возраста. Проблема сокращения бюджетных расходов остро стоит и в России. Правительство Владимира Путина не рассчитывает избавиться от бюджетного дефицита в ближайшие пять лет – даже при относительно высоких ценах на нефть. Не сбалансирована в России и пенсионная система, дыру в которой все труднее закрывать правительству. Так что повышение пенсионного возраста и реальное снижение зарплат бюджетников – вполне возможная перспектива.
Пока же российские власти планируют более изощренную программу затягивания поясов, чем в Румынии и Греции, где объявлено о фронтальном сокращении зарплат и пенсий, что и спровоцировало массовые протесты. В Румынии, в частности, предполагается уменьшить госрасходы, уволить около 320 тыс. госслужащих, на 15% снизить пенсии и на четверть сократить зарплаты бюджетникам. В Греции запланировано увеличение пенсионного возраста и необходимого рабочего стажа, и, кроме того, увеличиваются налоги на алкоголь, топливо, сигареты и повышается ставка налога на добавленную стоимость. Столь «неизбирательные» меры экономии, естественно, вызвали солидарные протесты. «Зарплата младшего медперсонала после сокращения на четверть составит 166 евро. Пусть члены правительства попробуют пожить на эти деньги!» – говорит одна из демонстранток в Бухаресте. «Лучше бы они урезали действительно высокие министерские оклады. Мы снова выйдем на улицы, если понадобится!» – протестует румынский полицейский (профсоюзы Румынии угрожают начать 31 мая национальную забастовку).
На российском ТВ требования протестующих европейцев подробно не обсуждаются. Возможно, потому, что младший медперсонал в России часто оплачивается хуже, чем в Румынии, да и требование урезать доходы министров наверняка встретило бы только поддержку. Но отсутствие массовых протестов в России обеспечивается не только дозированной телеинформацией, но и более изощренной бюджетной политикой, о которой недавно говорил Владимир Путин. «Я не жалею о тех средствах, которые мы с вами истратили в период кризиса. Потому что сохранить социальную стабильность, политическую стабильность, показать гражданам, что мы делаем все для того, чтобы поддержать их уровень дохода, – крайне важно! Потому что другая ситуация ведет к тому, что мы сейчас в Греции видим. А социальная нестабильность и политическая нестабильность резко ограничивают возможность проведения здоровой макроэкономической, да и вообще любой экономической, политики. И здесь тоже нужно своевременные меры принимать. И чувствовать это тонко», – пояснял премьер в прошлую пятницу на коллегии Минфина и Минэкономразвития. В тонком чутье правительству действительно не откажешь. Вместо урезания зарплат бюджетникам власти сначала отказались от их индексации, а потом и вовсе объявили о реформе бюджетных учреждений, которая ударит по бюджетникам очень избирательно и скорее всего не приведет к общенациональным протестам. Так, в центральных городах работники «богатых» школ, больниц, музеев и театров могут ничего не потерять от бюджетной реформы. А ухудшение для «бедных» школ или больниц будет восприниматься обществом как частный случай и вызовет, вероятно, только локальные протесты.
Константин Гаазе, Надежда Иваницкая
Найти и сэкономить
Реформа бюджета началась: Владимир Путин вводит режим жесткой экономии. Но еще сможет передумать перед выборами, если цены на нефть снова не упадут
Война Министерства финансов и Министерства экономического развития за то, как формировать бюджет, шла с начала этого года и в какой-то момент достигла невероятного накала. В марте на закрытом совещании у вице-премьера Сергея Собянина заместители министров начали обмениваться почти искусствоведческими упреками. Минэкономики обвинило Минфин в формализме, а представитель Минфина в ответ заявил, что в Минэкономики работают поклонники Томаса Мора, автора знаменитой «Утопии».
Сам по себе спор Минфина с Минэкономики об объемах бюджетных расходов - не новость. Так они ругаются каждый год: для Минфина главное - поменьше потратить, для Минэкономики - помочь росту бюджетными средствами. Но на этот раз на самом деле речь шла не только о бюджете-2011, а о стратегии посткризисного развития. Надо было найти ответ на вопрос, в котором компромисс невозможен: тратить больше в надежде, что рост будет выше инфляции, или экономить с тем расчетом, что низкая инфляция сама станет спасительным средством.
Кроме инфляции, Минфин боится второго витка кризиса и нового падения цен на нефть. Его рецепт: сокращение госрасходов и бюджетного дефицита на годы вперед. Минэкономики же предлагало резко, почти на триллион рублей увеличить расходы в 2011 и 2012 году, а кроме того, давать больше налоговых льгот для модернизации экономики.
Завершить спор удалось лишь на прошлой неделе. 14 мая на совместной коллегии Минэкономики и Минфина премьер примирил ведомства силой и окончательно закрепил за ними участки работы в новом проекте. Минфин будет координировать реформу в целом, готовить поправки в Бюджетный кодекс и другие законы. Минэкономики обеспечит связь идей Минфина с реальной экономикой и подгонит действующие федеральные целевые программы под новую бюджетную конструкцию. На этой же коллегии Путин поставил точку и в споре о госрасходах: как и планировалось, дефицит бюджета к 2015 году должен быть сведен к нулю.
В РЕЖИМЕ ПРАВКИ
В начале января, когда у вице-премьера и главы аппарата правительства Сергея Собянина прошли первые совещания по разработке проекта бюджетной реформы, ничто не предвещало беды. Государство хочет тратить меньше, а получать больше, нынешняя конструкция бюджета не оптимальна - надо что-то менять. Представители Минфина пришли на совещание подготовленными: первый набросок бюджетной реформы был сразу передан в аппарат правительства.
Директора департаментов Белого дома и заместители Собянина получили возможность высказаться и внести свои коррективы. Но ведомство Эльвиры Набиуллиной решило этим не ограничиваться и уже в конце января написало разгромный отзыв на проект Минфина. Главный вывод: «Проект структуры программы нуждается в комплексной переработке».
Минэкономики не согласилось с базовым принципом Минфина: все расходы должны быть программными и целевыми; их надо оформлять в виде больших бюджетных программ, за реализацию которых ответят министерства-координаторы. Минфин хочет сделать с министерствами то же самое, что уже сделали со школами, больницами и другими бюджетными учреждениями. Ведомства должны получать деньги под достижение конкретных целей, а не выбивать себе бюджет, отталкиваясь от расходов прошлого года.
Ведомство Набиуллиной сочло, что огромные госпрограммы станут бесконтрольными. При этом целевые индикаторы, по которым можно судить, как тратятся деньги, в новом бюджете не появятся, а значит, такая реформа стране не нужна. Но дело было не только в несогласии с конкретными предложениями Минфина. У Минэкономики к тому времени уже созрел собственный план спасения страны: после кризиса экономике нужны и налоговые льготы, и бюджетные вливания. Тогда страна за считанные годы сможет сделать инновационный рывок и отказаться от сырьевой зависимости.
Альтернативой минфиновской реформе должны были стать так называемые карты проектов по реализации «Основных направлений деятельности правительства» (ОНДП).
Еще осенью 2008 года правительство приняло знаменитую «Концепцию долгосрочного развития страны до 2020 года», или «Стратегию-2020». На ее основе правительство написало для себя план на четыре года: основные направления деятельности. Чтобы работа спорилась и было понятно, зачем и как добиваться целей «Стратегии», работу разбили на несколько десятков проектов.
Карты проектов, в отличие от долгосрочных минфиновских программ, ближе к формату федеральных целевых программ (ФЦП), который так любят в Минэкономразвития. В ФЦП легче внедрить новые расходы. Деньги, выделяемые на достижение социальных или экономических целей, должны были фиксироваться вместе с индикаторами их достижения. Но работа затянулась на год с лишним: ведомства плохо придумывали индикаторы, просили слишком много денег и не могли довести дело до конца.
В феврале эстафетную палочку у Собянина перехватил первый вице-премьер Игорь Шувалов - он провел первое совещание по разработке карт проектов ОНДП. Из почти пятидесяти карт проектов были выделены двадцать приоритетных, разработку которых надо было завершить в мае. «Шувалов - локомотив, - объяснял тогда чиновник Минэкономики его новый фронт работ. - Сейчас он сдвинет с мертвой точки эту махину, и карты проектов будут утверждены до середины года».
ДОКТРИНА КУДРИНА: ВТОРАЯ ВОЛНА
Минфин перешло в оборону. В конце февраля на своем сайте он опубликовал проекты двух доктринальных документов: «Программы повышения эффективности бюджетных расходов» и «Основных направления налоговой политики». О налоговых льготах и новых расходах речи там не шло. А на все поручения президента и премьера, касающиеся бюджета или налоговой политики, ведомство отвечало короткими, но энергичными письмами: у нас готовы проекты бюджетной реформы, их надо принять, а налоговые льготы Россия позволить себе не может.
«Ведомственная переписка Минфина, Минэкономики и аппарата правительства, - вспоминает чиновник Белого дома, - стала похожа на богословский спор». Стороны, как на Евангелие, ссылались на поручения президента, премьера и доктринальные документы вроде бюджетного послания Медведева или «Концепции долгосрочного развития».
Минфин, как и Минэкономики, упиралось не просто так. Еще в январе 2009 года в журнале «Вопросы экономики» Алексей Кудрин опубликовал статью «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию». «Это была внятная и доступная всем доктрина начальника», - объяснил сотрудник министерства смысл публикации статьи. Кудрин объяснил проблемы российской экономики двумя факторами: утратой контроля над госрасходами и резким притоком дешевых краткосрочных финансовых ресурсов из-за рубежа. И то и другое сказалось на качестве основных макроэкономических показателей: инфляция начала расти, а недорогие и долгие кредиты стали для большинства предпринимателей недоступны.
Кризис обрушил цены на нефть и резко сократил объемы денег, поступающих из-за рубежа. Схлопнулось все: и потребительские кредиты, и кредиты реальному сектору, и капитализация российских компаний. Эта ситуация не должна повториться, писал Кудрин, а значит, надо поставить под контроль бюджетные расходы, заморозить их и бороться с дефицитом бюджета. Если все получится - инфляция пойдет вниз, в экономику придут длинные деньги и развитие начнется само собой.
БЮДЖЕТНЫЙ КЛИНЧ
В правительстве сложилась парадоксальная ситуация: нужно было начинать готовить проект бюджета на 2011 год, но как это делать, по старому или по новому, никто не знал. На фоне этой неопределенности Минэкономики нанесло ответный удар. В середине марта в правительство поступил доклад «О приоритетах социально-экономической политики на 2010–2012 годы».
Этот документ есть у Newsweek. Ни один из ключевых индикаторов «Стратегии-2020» не будет достигнут, пишет в нем замминистра Андрей Клепач. Виной всему кризис и курс на сокращение дефицита. Если расходы бюджета в ближайшие два года не вырастут, о рывке можно забыть. Минэкономики предложило увеличить расходы бюджета на 1 трлн рублей в 2011 и 2012 году, направив половину этой суммы на рост социальных выплат и еще столько же - на стимулирование реального сектора и инноваций, прежде всего через госзакупки и строительство объектов транспортной инфраструктуры.
Но даже такие аргументы не помогли. 6 апреля у Путина прошло первое совещание, тема которого впервые была сформулирована в версии Минфина: о долгосрочных целевых программах (ДЦП). Минэкономразвития поручили разработать методику принятия ДЦП, но Минфин получило почти все, что хотело. Ведомству Алексея Кудрина было поручено до 1 июля 2010 года подготовить и представить в правительство предложения по «переходу к новой бюджетной классификации».
Тогда же, по словам сотрудника Минфина, стало понятно, что в основу доклада Путина Думе, с которым он выступил 20 апреля, будут положены тезисы, подготовленные в ведомстве Кудрина. Но формально проект Минфина все еще не был одобрен. 14 апреля вице-премьер Собянин посвятил очередное заседание рабочей группы бюджетной реформе и поручил Минфину за два дня учесть высказанные на совещании пожелания других ведомств и представить чистовик в правительство. Кудрин указание выполнил: 16 апреля программа была уже в третий раз официально внесена в правительство. Не учел Кудрин только два замечания: новых ФЦП после 1 января 2011 года принимать не будут, хотя на такой возможности настаивало Минэкономразвития, а деньги на здравоохранение регионы будут получать по одной программе, а не по нескольким, как настаивало Минздравсоцразвития.
Минэкономразвития предприняло последнюю попытку вмешаться в процесс утверждения минфиновской реформы. Накануне майских праздников ведомство внесло последний список замечаний к обновленной программе реформы. «Необходимо особо отметить, что проект Программы не содержит информации о том, каким образом Программа предусматривает повышение роли федерального бюджета в решении вопросов модернизации и инновационного развития российской экономики», - сетовал в письме Андрей Клепач. Программу и план мер по ее реализации по-прежнему предлагалось переписать.
ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ
«То, что мирить их придется Путину, было понятно уже в апреле», - утверждает один из вице-премьеров. И Путин, который, по его словам, окончательно определился с поддержкой курса Минфина именно в апреле, начал это делать. На примере Греции и других стран Евросоюза Кудрин смог хорошо объяснить, что вторая волна кризиса, которая может случиться из-за высокого госдолга развитых и развивающихся стран, не миф, а вероятная реальность.
«Премьер просто не захотел рисковать, наращивая расходы и принимая идеологию проектов ОНДП», - уверен высокопоставленный чиновник. Упади завтра цены на нефть - и Россия останется и без подушки безопасности (почти все резервы будут исчерпаны в 2010 году), зато с огромными, уже ничем не обеспеченными обещаниями перед населением. На коллегии в минувшую пятницу Путин зафиксировал победу Минфина по очкам: бюджетный дефицит будет резко сокращен, а саму программу и необходимые для ее реализации документы надо принять в кратчайшие сроки.
Но, приняв на вооружение консервативный курс Кудрина, премьер все равно оставил для себя возможности провести агрессивный предвыборный пиар с раздачей денег. Два сотрудника аппарата правительства рассказали Newsweek, что идея такой предвыборной программы уже готова. В результате долгих уговоров государственных банков, прежде всего Сбербанка, премьеру удалось получить их согласие на резкое снижение ипотечных ставок уже осенью 2010 года, по словам одного из чиновников, «до 7%, а может быть, даже и до 6% годовых». Если программа сработает, в предвыборном 2011 году несколько миллионов семей смогут улучшить свои жилищные условия. Другое дело - что будет с устойчивостью госбанков, но эту проблему государство будет решать уже после выборов.
Если же нет, не беда. В 2009 году правительство трижды вносило изменения в уже принятый бюджет, никто не помешает сделать это и в 2011-м, если нефть не подешевеет и у государства будут деньги. «Кудрин спорит со всеми, - говорит его коллега по правительству, - но лучше других понимает, что такое политическая необходимость».
Комментарии читателей:
allexander кандида э.наук,доцент говорит:
Правительство и Президент находятся в ловушке, из которой нет выхода - рост доходов бюджета сопровождается ростом расходов на социальные нужды - в первую оч-дь обеспечение пенсионеров, и далее - более !!! Проблема в том что если завтра "схлопнуться" расходы на обеспечение минимальной кормушки для пенсионеров, то послезавтра - будет конец их (ДАМ и ВВП) правлению - сейчас очень тонкий слой сдерживает маргинальные массы от конфликта. Более того, г-н Путин последовательно ведет массы к сопротивлению, допуская такие штуки, как - повышение автоналога, увеличение стоимсоти обяз. автострахования, введение налога на недвижимость и т.д. Эти игры с населением, которое имеет хоть что-то, закончатся для него плохо!! Основное впечатление - двоечники в команде Путина, кроме своих гадких интересов - никаких изысков. И, увы Медведев- "одной крови" с ним.