От
|
Игорь
|
К
|
И.Т.
|
Дата
|
04.06.2010 19:22:08
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Силовикам разрешили прослушивать мобильники
"Правоохранительные органы получили право при расследовании уголовных дел получать информацию о дате, времени, продолжительности, номерах телефонов и регистрационных или учетных записей абонентов при входящих и исходящих звонках.
Госдума приняла во втором чтении поправки в Уголовно-процессуальный кодекс России, которые разрешают правоохранительным органам прослушивать телефоны подозреваемых при расследовании уголовных дел.
В рамках действующего законодательства (статья 186 УПК РФ) сотрудники правоохранительных органов имели право лишь на прослушивание и запись телефонных переговоров подозреваемого, обвиняемого и иных лиц, которые могут содержать сведения, имеющие значимость для уголовного дела.
Однако статья не предполагала возможности получения информации о входящих и исходящих сигналах телефонов. В связи с этим операторы связи отказывались предоставлять такие данные, ссылаясь на закон «О связи», гарантирующий тайну в том числе телефонных переговоров, а также на постановление КС РФ, который в 2003 году определил, что «право каждого на тайну телефонных переговоров предполагает комплекс действий по защите информации».
Таким образом, законопроектом вносятся изменения в статью 5 и 29 УПК РФ. В законопроекте прописаны положения, согласно которым следствие сможет получать сведения о телефонных переговорах подозреваемых на основании судебного решения, вынесенного по ходатайству следователя.
Силовым структурам теперь будет доступна информация о телефонных соединениях, а также сведения о номерах и месте расположения. Получение такой информации может быть установлено на срок до полугода. При этом организация, предоставляющая услуги связи, в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю эту информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.
Документы, содержащие информацию о входящих и исходящих звонках, приобщаются к материалам уголовного дела в полном объеме на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранятся в опечатанном виде и не могут быть показаны посторонним лицам.
В законопроекте также отмечается, что представленная оператором связи информация осматривается следователем в присутствии понятых и в случае необходимости в присутствии специалиста.
Как пояснили авторы законопроекта, в работе правоохранителей при расследовании уголовных дел, например, о кражах сотовых телефонов, существует проблема получения информации о входящих и исходящих звонках с мобильных устройств. Для установления подозреваемых милиции необходимо знать данные о дате, времени, продолжительности разговора, а также о номерах телефонов и регистрационных и учетных данных абонентов.
Суть проблемы заключалась в том, что российские операторы телефонной связи наотрез отказывались предоставлять следствию необходимую информацию, ссылаясь на положения закона о связи, в соответствии с которым на территории России гарантируется тайна переписки и телефонных переговоров.
Принятие же депутатами поправок в Уголовно-процессуальный кодекс России позволит решить этот вопрос.
Кстати, у злоумышленников на сегодняшний день тоже есть возможность прослушивать переговоры, ведущиеся по мобильным телефонам."
Тут интересно то, что никого почему-то не заинтересовал вопрос - а на каком основании сами операторы сотовой связи занимаются прослушкой и сбором информации о частной жизни граждан вопреки 23 и 24 статье Конституции. Статья 24 прямо говорит, что сбор, хранение, использование и распространение информцаии о частной жизни граждан без их согласия запрещается. А операторы сотовой связи собирают и хранят терабайты информцаии о переговорах своих клиентов, которые им на это согласия не давали.