От Мак
К И.Т.
Дата 19.05.2010 18:39:34
Рубрики Прочее;

Минообрнауки обещает дать деньги Росс. Академии наук и др. госакадемиям

С сайта Минобрнауки
http://mon.gov.ru/press/reliz/7257/

Информационное сообщение Минобрнауки России и Президиума РАН
18/05/2010


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕСС-СЛУЖБА

--------------------------------------------------------------------------------
Москва, ул.Тверская, д.11 тел. +7 (495) 629-53-27 press@mon.gov.ru


ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ МИНОБРНАУКИ РОССИИ И ПРЕЗИДИУМА РАН

Минобрнауки России и Президиум РАН отмечают, что в реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, обеспечении научного и технологического лидерства России важную роль играет развитие фундаментальной науки, повышение эффективности сектора исследований и разработок.

В последние годы значительно повышена роль государственных академий наук в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Государственные академии наук наделены правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение их руководителей.

Необходимо отметить, что по динамике расходов ассигнования на гражданские исследования в России за четыре года (2006-2010 годы) выросли в 2,1 раза, пропорционально выросло и финансирование фундаментальных научных исследований. Впервые за десятилетия началась системная интеграция научной и образовательной деятельности, стали реализовываться важнейшие инновационные проекты и комплексные проекты развития научных учреждений, сформировалась система центров коллективного пользования, обеспечивающих возможность проводить исследования на новой приборной базе, сформирована современная инновационная инфраструктура. Важной составляющей такой работы должна стать конкурсность, обеспечение приборами и оборудованием действительно эффективно работающих научных групп.

В целях обеспечения стабильности финансирования фундаментальных научных исследований Правительством Российской Федерации принята программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 - 2012 годы. Общий объем ассигнований из федерального бюджета на реализацию программы составляет более 250 млрд. рублей.

Программа фундаментальных научных исследований основана на планах фундаментальных научных исследований государственных академий наук и предусматривает бюджетные проектировки расходов на проведение указанных исследований на весь срок действия этой программы. Направления расходов закреплены за каждой из государственных академий наук, а также за отделениями РАН.

В настоящее время совместно с РАН подготовлен порядок предоставления государственным академиям наук субсидий из федерального бюджета на выполнение возложенных на них полномочий в установленных сферах деятельности, что позволит повысить эффективность и самостоятельность использования бюджетных средств организациями государственных академий наук.

Привлечение молодежи в науку, закрепление молодых ученых в ведущих научных центрах и организациях рассматриваются Минобрнауки России и Президиумом РАН в качестве важнейшей задачи. Так, во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами Российской академии наук 15 декабря 2009 г. по вопросу об увеличении количества ставок для приема на работу в РАН на конкурсной основе молодых ученых - кандидатов и докторов наук Минобрнауки России направило в Минфин России просьбу учесть предложение РАН о выделении дополнительного финансирования для увеличения количества ставок для приема на работу молодых ученых.

В настоящее время подготовлены предложения по вопросу комплексного решения проблемы обеспечения жильем сотрудников РАН, прежде всего молодых ученых, по строительству (приобретению) до 5 тысяч квартир, из которых - 400 квартир для молодых ученых, и 4600 квартир для формирования специализированного жилищного фонда (жилые помещения в общежитиях и служебные жилые помещения), в том числе с использованием механизма накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, разработанного в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

Развитие материально-технической базы науки требует обеспечить эффективность использования современных уникальных научных исследовательских установок. Формирование центров коллективного пользования позволило сконцентрировать финансовые ресурсы на решение данной задачи.

Привлечение молодежи в науку, закрепление молодых ученых в ведущих научных центрах и организациях рассматриваются Минобрнауки России и Президиумом РАН в качестве важнейшей задачи. Так, во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами Российской академии наук 15 декабря 2009 г. по вопросу об увеличении количества ставок для приема на работу в РАН на конкурсной основе молодых ученых - кандидатов и докторов наук Минобрнауки России направило в Минфин России просьбу учесть предложение РАН о выделении дополнительного финансирования для увеличения количества ставок для приема на работу молодых ученых.

Все это позволит сформировать инновационную, "умную" экономику в России, объединить усилия власти и общества для обновления экономического потенциала страны, повышения благосостояния граждан.

От Мак
К Мак (19.05.2010 18:39:34)
Дата 26.05.2010 13:30:48

Британский лорд обучает русских реформам образования

Совершенные системы и «резиновые» комнаты

22 мая с открытой лекцией на тему «Как хорошие образовательные системы могут стать еще лучше?» в ГУ-ВШЭ выступил лорд Майкл Барбер — экс-советник премьер-министра Великобритании, ныне старший партнер консалтингового агентства «McKinsey & Company».

Майкл Барбер
Организаторами лекции выступили Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ, Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) и Институт развития образования ГУ-ВШЭ.

Как отметил, открывая семинар, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, «Майкл Барбер не нуждается в представлении»: к рекомендациям известного британского реформатора сегодня прислушиваются во многих странах мира. В Россию сэр Майкл приезжает не первый раз, и помимо прочего, в декабре прошлого года он начал читать лекции студентам факультета государственного и муниципального управления Вышки в качестве приглашенного профессора.

Лишним подтверждением огромного интереса к личности лектора стал состав аудитории — в субботу утром в Вышке собрались многие представители российского образовательного бомонда, в том числе директор департамента Минобрнауки РФ Игорь Реморенко, директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский, первый заместитель директора Федерального института развития образования Александр Лейбович.

Само совершенство
В основу лекции легли выводы, сделанные на круглом столе в Сингапуре в июле 2009 года. «Как сделать хорошие образовательные системы еще лучше?» — таким вопросом задались тогда министры образования нескольких стран (Сингапура, Австралии, Канады, Гонконга, Швеции и других), где эффективность этих систем уже достигла высокого уровня. Подобные семинары и встречи организовывались и в Северной Америке, и в странах ЕС.

С начала 1980-х годов проблема эффективности школьных систем исследовалась во всем мире, в итоге удалось определить, что помогает школам работать лучше: грамотное руководство, культура, ориентированная на высокие достижения, хорошее взаимодействие с родителями и прочее. Однако в 1990-х годах вопросом стало уже не «что», а «как».

«Наверное, многим из вас знаком доклад McKinsey, опубликованный в 2007 году?» — обратился сэр Майкл к слушателям на лекции в ВШЭ. В этом отчете была сделана попытка обозначить параметры, которые отличают идеальную модель школьной системы. К концу 2010-го года планируется выпустить новый доклад — о том, какие меры помогли создать лучшие модели. Для этого был изучен опыт тридцати стран мира, в числе которых Южная Корея, Сингапур, Словения, Эстония, Польша, Англия, Канада, ЮАР, Бразилия.

Майкл Барбер считает, что системе образования, которая сможет стать совершенной, необходимы три условия.

Первое — это соответствие международным стандартам, что включает изучение стандартов обучения в других странах, создание «прозрачной» базы данных по собственным школам и выявление причин отставания каждого ребенка. Так сейчас в США и в Австралии разрабатывают стандарты по математике и английскому языку с учетом мирового опыта.

Второе — зависимость качества системы от работающих в ней людей. Необходим тщательный отбор тех, кто может стать лучшими учителями, их отличная подготовка, непрерывное совершенствование навыков и знаний, привлечение лучших кадров для руководства школами.

Третий аспект касается структуры организации. Есть ли у школы эффективно работающий центральный орган? Обладает ли она способностью к изменениям? Имеет ли возможность контролировать свой бюджет? Все это является важной частью эффективной системы.

Одни чиновники в сфере образования, сравнивая параметры этой модели со своей, вздыхают с облегчением — «система работает плохо, но общество этого не замечает», другие принимают меры — как Германия (в 2000 году немецкая система образования оказалась в списке McKinsey на 21-м месте, и руководство страны попросило экспертов объяснить причины). А третьи не только смотрят на собственные результаты, но и вступают в диалог с другими странами. Некоторые, как Австралия или Швеция, сейчас участвуют в нем в большей степени, другие, как Франция, — в меньшей.

Зачем школе компьютер?
Особое внимание лектора было также уделено развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. «Двадцать лет назад компьютер занимал целую комнату, не было ни Интернета, ни sms, а теперь даже люди моего возраста умеют всем этим пользоваться», — заявил докладчик.

Однако огромные инвестиции в ИКТ мало что изменили в системе образования. Только 30% финских учителей используют цифровые средства коммуникации на уроках согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Многие из них просто не понимают, каким образом технологически инновации могут изменить школу — ведь в Финляндии и без того одна из лучших образовательных систем. Барьеры на пути перемен часто ставят и сами руководители: по словам эксперта McKinsey, это характерно и для России — такое ощущение у него сложилось после посещения Твери, где он выступал с мастер-классом накануне своей лекции в ГУ-ВШЭ.

По наблюдениям эксперта, во многих странах думают только о том, чтобы расставить компьютеры в аудиториях. Но для того, чтобы электронное образование стало частью системы, необходимо, чтобы сами люди способствовали ее продвижению.

В то же время есть много примеров успешного применения ИКТ: преподавание становится более индивидуализированным — это позволяет отстающим ученикам идти в ногу с остальными. Похвала мотивирует лучше, чем критика — компьютер запрограммирован так, чтобы ребенок, даже совершив ошибку, следующие три задания сделал правильно.

Технологии используются и для повышения эффективности работы самих учителей и директоров школ, лучшего управления знаниями, для того, чтобы обеспечить получение образования детьми с ограниченными физическими возможностями или живущими в отдаленных регионах.

Учитель из «резиновой» комнаты
Фактор, который приобретает все большее значение для лучших образовательных систем — привлечение к преподаванию и руководству учебными заведениями талантливых людей. В последние 15–20 лет с этим возникают сложности, обусловленные многими факторами: так, если в XX веке педагогами чаще становились женщины, сейчас у них появилось больше возможностей делать карьеру в других областях.

Что влияет на выбор профессии педагога? Зарплата важна, но, по мнению Майкла Барбера, это не самое главное. Для молодых людей важен общественный статус, карьерные перспективы, условия работы. Большую роль играет наличие обратной связи с руководством и коллегами, хотя, согласно исследованиям ОЭСР, получить ее учителям доводится редко. В Великобритании для этого была разработана система «5Е» (Engage, Explore, Explain, Elaborate, Evaluate), представляющая образцы хорошего преподавания и включающая описание критериев определения качества. Система предполагает совместную исследовательскую деятельность и профессиональное развитие учителей.

Аналогичные подходы есть и в других странах. Так, в Шанхае (Китай) все учителя должны посещать в качестве наблюдателей как минимум восемь уроков своих коллег каждую четверть. В Японии учителя работают в командах, анализируя и разрабатывая уроки-образцы. В Бостоне (США), расписание учителей составлено так, чтобы у них оставалось время для совместного планирования.

В Сингапуре для оценки работы учителей создана система компенсаций. На ее первом этапе определяются ожидаемые компетенции, затем педагоги оцениваются согласно «Руководству по распределению по уровням», для них вводятся соответствующие поощрения в зарплате; те, чей уровень не соответствует требованиям, уходят.

Не везде такая система работает — так, в Нью-Йорке плохих учителей увольняют редко. Из-за давления профсоюзов руководству оказывается проще платить таким педагогам, но не допускать их к преподаванию: есть даже так называемые «резиновые комнаты» — где те просто проводят оплаченное время. В Вашингтоне учителю предлагается выбор: заключить традиционный контракт или новый — не гарантирующий сохранения должности в случае несоответствия критериям оценки наблюдателей, но дающий право получить бонус в случае положительных отзывов.

Эффективность системы оценки, как и работа школы в целом, зависит от уровня компетентности ее директора. Британскими исследователями было установлено: часто единственной причиной, по которой люди уходят из школ, является плохое руководство. Подготовка должна осуществляться на местах — к примеру, в Великобритании директора в первые три года работы поддерживает наставник, а во многих регионах Австралии есть «академии лидеров».

Рост качества образования за счет лучшей подготовки управленцев можно было бы обеспечить уже за 3-5 лет — но очень немногие страны пытаются совершенствовать свои системы подбора руководящих кадров для школ. По мнению Майкла Барбера, за последние 30 лет прогресс образовательных систем, за исключением Южной Кореи и Польши, вызывает разочарование, но есть надежда, что улучшение качества взаимодействия на глобальном уровне будет способствовать продвижению в этой области.

«Островки эффективности»
Как выяснилось в ходе дискуссии после лекции, применение многих инструментов улучшения образовательной системы в России имеет свою специфику. Так, создавая «прозрачный» отчет о своем учреждении, руководители пытаются не раскрыть информацию, а еще больше ее запутать. Внедрение ИКТ-технологий будет тормозиться до тех пор, пока школы будут имитировать наличие электронных журналов, сохраняя их бумажные версии.

И вряд ли удастся привлечь в школы талантливых молодых людей, пока средняя зарплата учителя в 2–3 раза меньше, чем в сопоставимых сферах труда. Более того, как заявил Ярослав Кузьминов, сейчас у нас «для плохих педагогов нужны не «резиновые комнаты», а целые спортзалы». В последние десятилетия абитуриенты чаще всего выбирают педагогические вузы по принципу «куда легче поступить», и теперь основу преподавательского корпуса в России, как и в других странах бывшего СССР, составляют самые слабые выпускники.

Впрочем, по утверждению директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Игоря Реморенко, некоторые «островки эффективности» у нас есть. Так, по итогам мониторинга комплексных проектов модернизации образования, за последний год кадровый состав обновился в школах на 10%. Если три года назад среди педагогов был лишь 1% новых учителей, то в 2009 году — уже каждый десятый. Как заметил сам лорд Барбер, отвечая на вопрос, где взять 10 тысяч лидеров, чтобы сделать систему образования конкурентоспособной, «среди моих студентов в Высшей школе экономики много талантливых людей — надеюсь, они войдут в это число».

Как считает начальник отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская, в 1990-е годы возглавлявшая управление международного сотрудничества Минобразования России, исследования на уровне системы должны быть подкреплены исследованиями «снизу». Если тысяча лучших российских учителей хотя бы год поработает в зарубежных школах, возможно, их опыт окажется более ценен, чем любые описания в международных отчетах.

Подводя итоги дискуссии, Ярослав Кузьминов как сопредседатель РОСРО пообещал поставить перед коллегами вопрос о проведении сессии, посвященной эффективности ИКТ в образовании, а как председатель профильной комиссии Общественной палаты — выступить с инициативой о проведении слушаний по новым механизмам аттестации и кадрового отбора в образовании. Со следующего года, по словам Игоря Реморенко, будет осуществлен переход к новой аттестации кадров — она будет проводиться раз в пять лет по определенным методикам; Институт содержания образования ГУ-ВШЭ разрабатывает рекомендации по их внедрению.

В завершение обсуждения ректор ГУ-ВШЭ выразил намерение поддержать в правительстве также и инициативу о стажировках для учителей. По словам Ярослава Кузьминова, «это могло бы стать тем маленьким реактивом, который изменит взгляды на жизнь в обществе».

Мария Салтыкова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ

Доклад М.Барбера
https://www.hse.ru/data/2010/05/26/1216917185/barber.pdf

Презентация к докладу М.Барбера
https://www.hse.ru/data/2010/05/26/1216917191/Barber.ppt



От miron
К Мак (26.05.2010 13:30:48)
Дата 26.05.2010 15:28:47

Пока надо Англии у России учиться, а не наоборот.

Там большинство школ, как в Италии для дебилов. Только отдельные более или мнеее. До уровня СССР им ещё идти и идти

От Мак
К Мак (19.05.2010 18:39:34)
Дата 26.05.2010 13:18:45

Власти РФ выделяют более 250 млрд руб на фундаментальные научные исследования

http://mon.gov.ru/press/smi/7266/

РИА "Новости" > Власти РФ выделяют более 250 млрд руб на фундаментальные научные исследования до 2012 г.
18/05/2010

Российские власти выделяют более 250 миллиардов рублей из федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований государственными академиями наук в 2008-2012 годах, сообщает во вторник пресс-служба Минобрнауки РФ.

"В целях обеспечения стабильности финансирования фундаментальных научных исследований правительством Российской Федерации принята программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 - 2012 годы. Общий объем ассигнований из федерального бюджета на реализацию программы составляет более 250 миллиардов рублей", - говорится в совместном сообщении Минобрнауки и президиума РАН.

Программа фундаментальных научных исследований основана на планах госакадемий наук и предусматривает бюджетные проектировки расходов на проведение указанных исследований на весь срок действия программы. Направления расходов закреплены за каждой из академий наук, а также за отделениями РАН.

"В настоящее время совместно с РАН подготовлен порядок предоставления государственным академиям наук субсидий из федерального бюджета на выполнение возложенных на них полномочий в установленных сферах деятельности, что позволит повысить эффективность и самостоятельность использования бюджетных средств организациями государственных академий наук", - отмечается в документе.

Развитие фундаментальной науки, повышение эффективности сектора исследований и разработок играет важную роль в реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, обеспечении научного и технологического лидерства РФ, отмечают в ведомствах.

В последние годы значительно повысилась роль государственных академий наук, которые наделены правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение их руководителей.

"Необходимо отметить, что по динамике расходов ассигнования на гражданские исследования в России за четыре года (2006-2010 годы) выросли в 2,1 раза, пропорционально выросло и финансирование фундаментальных научных исследований. Впервые за десятилетия началась системная интеграция научной и образовательной деятельности, стали реализовываться важнейшие инновационные проекты и комплексные проекты развития научных учреждений, сформировалась система центров коллективного пользования, обеспечивающих возможность проводить исследования на новой приборной базе, сформирована современная инновационная инфраструктура", - говорится в сообщении.

Важной составляющей такой работы должна стать конкурсность, обеспечение приборами и оборудованием эффективно работающих научных групп.




От Мак
К Мак (19.05.2010 18:39:34)
Дата 21.05.2010 19:28:24

Фурсенко: Россия будет содействовать возвращению ученых из-за рубежа

http://vz.ru/news/2010/5/21/404217.html

Фурсенко: Россия будет содействовать возвращению ученых из-за рубежа
21 мая 2010, 17:21

В России планируется ряд проектов, призванных содействовать возвращению в страну ученых-соотечественников, работающих в настоящее время за рубежом, сообщил в пятницу в Берлине министр образования и науки России Андрей Фурсенко на конгрессе соотечественников – выпускников российских учебных заведений, работающих в России и за рубежом.

«Мы будем создавать дополнительные возможности людям, которые до этого еще не работали в каком-либо определенном ВУЗе и не работали, может быть, даже в этом городе», – сказал министр, сообщает РИА «Новости».


Фурсенко отметил, что такой проект рассчитан на ученых, живущих как в России, так и за рубежом. «Очень интересно было бы использовать ваш опыт или опыт ваших коллег, чтобы эти подходы заработали в России», – сказал он.


В конгрессе принимают участие около 240 человек, в том числе представители российских органов власти и крупных учебных заведений. Конгресс продлится до субботы, в рамках мероприятия пройдут круглые столы и секции на различные темы, в первую очередь, участники обсудят вопросы образования и научных инноваций. Инновационные пути и технологии – один из ключевых пунктов обсуждения в рамках конгресса.


«Сегодня возникает четкое понимание того, что дальнейшее развитие, в том числе и мировой экономики, невозможно без поворота на инновационный путь развития. Стоять на месте невозможно, нужно либо двигаться вперед, либо мы покатимся назад», – заключил Фурсенко.


В свою очередь посол России в Германии Владимир Котенев сообщил, что одним из приоритетных направлений деятельности МИД РФ является работа с соотечественниками. «Большинство из работающих за рубежом ученых успешно интегрировались в местные структуры, но, к счастью, не ассимилировались. Вы не утратили связи с исторической родиной и, самое главное, желания приумножать совместными усилиями научные и духовные ценности нашей страны», – сказал посол.


Как отметил специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, прогресс невозможен без взаимодействия науки и культуры. «Мы часто повторяем, что российская наука сильна школами. Но нельзя забывать о том, что наука сильна и там, где есть культурная среда», – сказал Швыдкой, в свою очередь выступая на пленарном заседании конгресса. По его словам, в настоящее время в России выходит мало научно-популярных книг, в газетах и журналах публикуется мало статей. Поэтому, по его мнению, «то сотрудничество, которое в высшей степени важно для России, потребует и дополнительных усилий в гуманитарной сфере».


От Мак
К Мак (21.05.2010 19:28:24)
Дата 26.05.2010 13:22:10

Российские ученые, работающие за рубежом, не спешат паковать чемоданы (РГ)

http://mon.gov.ru/press/smi/7273/

Российская газета > Анна Розэ > Где деньги - там и родина? / Российские ученые, работающие за рубежом, не спешат паковать чемоданы
26/05/2010

В столице Германии завершил работу первый конгресс соотечественников - выпускников российских вузов. Его устроители - Министерство образования и науки РФ, Россотрудничество и Республиканский центр экспертизы (ФГУ НИИ РИНКЦЭ). Форум в Берлине собрал более ста русскоговорящих ученых из разных стран. Для встречи с ними из России приехали министр Андрей Фурсенко и ректор МГУ Виктор Садовничий.

Девять панелей было задумано организаторами: отдельно для выпускников МФТИ, МИФИ и МГУ, для физиков и лириков. Вопросов и желающих принять участие в дискуссиях было так много, что микрофоны, казалось, горели. Отрадно было слышать, с какой заинтересованностью говорили собравшиеся о судьбе науки в родной стране. А то, что Россия была и остается для них родной, сомневаться не приходится. Да, многие благодаря своему таланту и работоспособности добились признания в других странах, имеют хорошее положение и высокие заработки, но при этом они не порвали связи с Родиной. Мои собеседники с гордостью заявляли, что не отдали и не собираются отдавать российский паспорт. А у многих до сих пор сохраняются контакты с российскими коллегами и институтами.

Вот характерный пример: сразу двумя российско-германскими проектами, которые субсидируются Федеральной целевой программой "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" и Немецким научным обществом, руководит выпускник MФТИ Алексей Устинов, ныне - профессор, заведующий кафедрой Института технологии в Карлсруэ. Когда он в 1989 году уехал в Германию, получив стипендию имени Гумбольдта, за пару недель успел сделать больше, чем за полгода в России.

Такова была разница в условиях научной работы. Возвращаться поэтому не было смысла: на Западе не так много хороших специалистов, занимающихся физикой низких температур. Такие, как он, были просто на вес золота. Поэтому после защиты докторской диссертации в Институте физики твердого тела Российской академии наук Устинов уехал в Германию и получил там кафедру.

По признанию физика, условия жизни ученого его ранга в Германии намного выше, чем в России. На обычную зарплату здесь можно приобрести жилье и обеспечить себя. Если бы у начинающих ученых были хорошие финансовые условия, "утечки мозгов" из России бы не было, считает профессор Устинов. Живой иллюстрацией к сказанному были молодые участники конгресса. "Как мне исследовать материал, если моя радиофотонная метка распадется по дороге в лабораторию - за время растаможки или хранения на складе?" - риторически вопрошал молодой ученый-биофизик из Базеля, признавшись, что в его родном Петербурге перспектив для занятий любимой наукой не было никаких. Поэтому он стал стучаться во все западные двери - и попал в швейцарскую аспирантуру.

В надежде осесть за границей на стажировку едут многие российские аспиранты, рассказал "РГ" завкафедрой экологии и мониторинга окружающей среды Центрального европейского университета Рубен Мнацаканян. Его российский коллега ректор Нижегородского государственного университета Евгений Чупрунов может поименно назвать своих студентов, которые уехали по научному обмену за границу и не вернулись. Молодые российские ученые работают и в немецких научно-исследовательских центрах - в Юлихе, в институте им. Макса Планка. На свой вопрос к участникам конгресса из Гамбурга, сколько у них российских сотрудников на ускорителе ядерных частиц DESY, получила прямой ответ: "Да половина!"

Как удержать перспективную молодежь на Родине? Создать полноценные условия работы и возможности для творческого роста.

Есть ли надежда, что наши кадры снова вернутся домой? Молодой физик Дмитрий Бородин из исследовательского центра Юлих и вернулся бы обратно в Россию, но его останавливает неопределенность: какими будут зарплата, условия жизни, медицинские и социальные гарантии. Пока тут не произойдут позитивные сдвиги, вереница молодых ученых так и будет тянуться из России на Запад.

Но это, отмечали собравшиеся, не только исключительно российская проблема. Нос по ветру держат в последнее время и немецкие ученые. Выпускник физфака МГУ из немецкой ассоциации друзей Московского университета Андреас Ферстер рассказал, что и они при первой возможности стремятся убежать в США, Англию или Швейцарию, где выше оплата и лучше условия труда. Так и перетекают научные кадры из страны в страну, словно по сообщающимся сосудам. Однако в Германии, по словам господина Ферстера, нет цели вернуть соотечественников. Местная наука заинтересована в притоке любых свежих мыслей, независимо от национальности тех, кому принадлежат головы, их вырабатывающие. Поэтому создаются все условия для иммигрантов из восточноевропейских стран, Азии и Латинской Америки. Один фонд имени Гумбольдта ежегодно получает из федерального бюджета пять миллионов евро на стипендии иностранным ученым.

Отложить ненужные амбиции и открыто поучиться у Запада тому, что можно перенять, предложил выпускник МИФИ, основатель и президент американского предприятия Nanometrology International, Inc. Владимир Украинцев. По мнению члена-корреспондента РАН Бориса Величковского, для возрождения былой славы российской науки необходимо привлечение потенциала российской научной диаспоры за рубежом. Он сам - пример воплощения собственных слов в дело. В начале девяностых годов ученый-психолог стал первым профессором из России в Западной Германии. Институт психологии Дрезденского университета, которым по сей день руководит профессор Величковский, занимает первое место в немецком рейтинге. Параллельно с этим ученый с мировым именем руководит исследованиями в области когнитивной науки в РНЦ "Курчатовский институт".

Участники форума в целом позитивно оценили усилия российского правительства по привлечению научной диаспоры. Как положительный факт отметили и то, что внутри самой российской науки устраняются барьеры между различными научными дисциплинами, сокращается дистанция между фундаментальными и прикладными исследованиями, объединяются ресурсы академических НИИ и вузов. Со своей стороны, ученые-соотечественники проводят в российских вузах летние школы, выступают с докладами, работают с аспирантами. Подобных примеров еще не так много, как хотелось бы, но это шаги в правильном направлении. Только так можно восстановить разрушенные научные школы и поднять уровень российской науки.

прямая речь

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:

- Мы выслушиваем ученых, видим проблемы и пути их решения. Однако невозможно разом изменить все на всех направлениях, ведь площадь приложения усилий огромна. Перед нами остро стоит проблема выбора приоритетов - когда объем средств ограничен, их надо целенаправленно расходовать. Чтобы понять, какие научные направления нужно поддерживать в первую очередь, необходимо определить ясные критерии отбора - об этом мы тоже говорили на конгрессе. А тем, кто работает с заявителями и отвечает за организацию экспертизы, надо освобождаться от избыточных процедур, которые мешают объективно оценить представленные научные заявки.