>Жеглов и Груздев не поладили с самого начала. Антагонизм возник сразу и продолжался в течение всей книги и, соответственно, снятого по ней фильма. Интересно, что Жеглов, показанный во всех других случаях благородным человеком, в ситуации с Груздевым ведет себя как откровенный хам. Даже в самом конце, когда невиновность обвиняемого доказана, он не считает нужным даже извиниться перед человеком, которому угрожал смертью.
>Рассмотрим социальную сторону дела. Кто такой Груздев? По книге ему под 50, и он кандидат медицинских наук. Действие событий происходит в 1945 году. Что это значит? Когда к власти пришли большевики, Груздев был уже взрослым человеком, а учился на врача в то время, когда в стране еще оставались последние царские преподаватели. Их было мало, и с каждым годом все меньше, но в начале 20-х они еще встречались. Это значит, что перед нами, по сути, дореволюционный интеллигент. Жеглов же полностью продукт советской эпохи, а про свое образование он говорит так: «- Девять классов и три коридора» - то есть никого образования у него нет. А в фильме Жеглов говорит, что был беспризорником. Отсюда его мастерство в подбрасывании КАРМАННИКУ кошелька. Между Груздевым и Жегловым социальная пропасть, и ненависть к Груздеву у Жеглова чисто инстинктивная. Это ненависть черни к аристократии.
«- Девять классов и три коридора» - это почти среднее образование. Скорее всего закончить десятый класс ему помешала война. Так что Жеглов практически такой же советский интеллигент как и Шарапов. И на рояле играет не плохо. Правда не классику, но напевает Вертинского. Как раз интеллигентский репертуар. И замашки у Жеглова скорее аристократические, чем пролетарские. И кошелек он карманнику на самом деле не подбрасывает, а демонстративно и насильно запихивает тому за пазуху на пороге милиции. Все предельно честно и демонстративно. Это уже Говорухин решил придать Жеглову налет приблатненности и заставил того сунуть кошелек тайком.
>Вот узловой момент:
>«- Ваши ключики, Илья Сергеевич, от этой квартирки попрошу. Груздев по-прежнему молча смотрел в окно, и я подумал, что ни за что в жизни не догадался бы спросить про ключи так, будто заранее известно, что они имеются; наоборот, я бы начал умствовать, что раз люди разошлись, значит, и ключей у него быть не должно. Но Груздев молчал, и Жеглов, открыв планшет, вынул какой-то бланк, протянул его Панкову. … -Ключики нам нужны, Илья Сергеевич. - И пояснил: - Квартиру придется временно опечатать.
>Груздев резко повернулся: - Ключей у меня нет. И быть не могло. Постарайтесь понять, что интеллигентный человек не станет держать у себя ключи от квартиры чужой ему женщины!»
>Всё. Этим ответом Груздев подписал себе смертный приговор. Жеглов был неуязвим для любых оскорблений со стороны самых отъявленных уголовников. Он знал, как им отвечать. А здесь ему четко указали на место, четко показали пропасть, которая разделяет чернь и аристократию. Причем понятно, что Груздев это делает не специально, он не ставит себе целью унизить Жеглова, но именно естественный аристократизм еще больше унижает Жеглова.
Ерунда! Жеглову вполне понятны мотивы почему у Груздева нет ключей. Но он почему-то (ну не понравился ему Груздев, вел себя вызывающе) решил для себя, что Груздев - убийца и строит все отнгошения с Груздевым как с убийцей. А извинится не захотел из мелкого тщеславия - не считал он Груздева человеком достойным извинений. От сюда и фраза: " Не бывает наказания без вины". У меня ощущение, что Жеглов больше продукт Говорухина с Высоцким, чем Вайнеров.
>. Это первое советское поколение интеллигентов, еще сырых, еще не совсем интеллигентов, но все же. Именно поэтому интеллигентность и подсказала ему правильный ответ с ключами, но сыроватость тут же заставила сомневаться.
Образ Шарапова, вообще, самый неудачный в фильме. Конкин играет черте-че, а не того человека которым мог и должен был быть Шарапов. Шарапов Конкина это - чуть повзрослевший Павка Корчагин. А кем на самом деле должен был быть Шарапов? Мы о нем мало знаем, но время было такое, что просчитать его биографию не представляет труда. 25 лет, 10 классов, старший лейтенант, командир разведроты. Информации более, чем достаточно. начнем с конца. Комроты - капитанская должность, а он - ст. ленйтенант. В войну звания присваивали быстро. а он , судя по наградам и отзывам , хороший командир. Значит офицером стал недавно. На фронте год за три. Значит старлеем примерно год или чуть больше. Иначе бы уже получил капитана. Еще год или два - лейтенантом. Командиром разведроты с бухты барахты не поставят, значит был достаточно долго командиром разведвзвода. Биография получается примерно такая: Год рождения - 1920-й. закончил школу в 37-м. Парень неглупый, но в институт не поступал, иначе наверняка бы поступил. Вероятно, пошел работать на завод, помогать семье. В 39-м взяли в армию. Вполне вероятно повоевал на финской. 10 классов - наверняка послали в школу сержантов. Т.е. к началу войны за плечами 2 года службы, возможно война, сержант - ком. отделения. А то и зам. ком взвода. Год воюет сержантом. Потом как грамотного и опытного вояку посылают на краткосрочные офицерские курсы. 42-й год - мл. лейтенант, комвзвода. Хорошо воюет, ранен. После госпиталя попадает в разведку. Далее успешная карьера фронтового разведчика. Что такое командир фронтовой разведки? Человек видавший такие виды, рядом с которым такой сыскной волк как Жеглов - просто щенок. Командир с непререкаемым авторитетом, железная выдержка, понимание собственной значимости. Разве Шарапов Конкина хоть чуть похож на нарисованный портрет?
>И все-таки для Шарапова Груздев - свой. А для Жеглова – однозначно чужой, а точнее – враг. А как с врагами поступает Жеглов? Да в соответствии с принципом, который и не скрывает:
>«- Запомни, Шарапов: главное в нашем деле - революционное правосознание! Ты еще права не знаешь и знать не можешь, но сознательность у тебя должна быть революционная, комсомольская! Вот эта сознательность и должна тебя вести, как компас, в защите справедливости и законов нашего общества!..».
Что тут не так? Защита справедливости!
>Для Шарапова культура и интеллигентность столь ценны, что он с самого начала отказывается поверить в то, что Груздев преступник: «…все равно мне было не сообразить, не понять, как это интеллигентный культурный человек, да еще к тому же врач, может убить женщину, свою, пусть бывшую, но жену, близкого человека, из-за какой-то паршивой жилплощади. ». У Жеглова такой «проблемы» нет, его ведет социальный инстинкт.
Никакой не социальный инстинкт, а просто субъективная антипатия к человеку другого темперамента и образа жизни.
>Итак, перед нами противостояние черни, облеченной властью, и бесправной аристократии. Вот о чем на самом деле книга, и тем более фильм, где это противостояние еще более явно заострено. Но важно еще и то, что аристократа спасает интеллигент (почти интеллигент), и это символично. Несмотря ни на что советский интеллигент может договориться с царской Россией.
Зачем это советской номенклатре?
>Появляется фильм «Москва слезам не верит», и в нем демонстративно вытирают ноги об интеллигенцию. Помните омерзительную сцену пикника, который организует Гоша (Баталов)? Он – хозяин положения, а вокруг которого собрались кандидаты наук, один из которых предлагает поразительно холуйский тост. Суть тоста: заболел слесарь Гоша, и половина научных тем в Институте закрылась (что, конечно, бред!), а вот отсутствия на работе кандидатов и даже некоторых докторов наук никто и не заметит. Вот так то! Граждане интеллигенты, вы - никто, ваши научные степени – ничто, один рабочий стоит -это половина НИИ. ВАС ГНАТЬ НАДО. И никто вашего отсутствия даже не заметит. Вот смысл спича. Повторюсь, это говорится в 1980-м году!
Может все проще? Друзья помогают Гоше приударить за понравившейся тому женщиной? Может наконец женится?
>Сейчас политика травли интеллигенции продолжается. Интеллигентов довели до такого состояния, что многим интеллигентам кажется, будто само слово интеллигент – ругательное. Многим интеллигентам стыдно называться интеллигентами, и они прячутся за термином «интеллектуал». Но интересно, что никто кроме интеллигентов само слово «интеллектуал» и не употребляет, а больше ни для кого оно актуальным не является.
Это так, но к Жеглову и Шарапову отношения не имеет.
«- Девять классов и три коридора» - это почти среднее образование."
Нет это расхожая шутка про людей совсем без образования. Вы этого не знаете? Какие это еще ТРИ коридора? Да не было образования никакого. Да к тому же беспризорник.
" Скорее всего закончить десятый класс ему помешала война."
Он старше Шарапова. И не было у него образования.
"И замашки у Жеглова скорее аристократические, чем пролетарские."
Это гонор уголовника, беспризорное прошлое.
" И кошелек он карманнику на самом деле не подбрасывает, а демонстративно и насильно запихивает тому за пазуху на пороге милиции."
Нет, в фильме не так, а я использую два текста для анализа, причем приоритет в спорных моментах именно за сценарием, поскольку он написан позже.
" Это уже Говорухин решил придать Жеглову налет приблатненности и заставил того сунуть кошелек тайком."
Сценаристы - Вайнеры.
"Ерунда! Жеглову вполне понятны мотивы почему у Груздева нет ключей."
Он был убежден что у Груздева есть ключи, это четко видно и по фильму но еще четче по книге. И этому моменту авторы посвящают много времени, это не проходной эпизод.
"Год рождения - 1920-й. закончил школу в 37-м. Парень неглупый, но в институт не поступал, иначе наверняка бы поступил. Вероятно, пошел работать на завод, помогать семье. В 39-м взяли в армию. Вполне вероятно повоевал на финской."
Вы книгу читали?
"Что тут не так? Защита справедливости!"
Не просто справедливости, а так как ее диктует революционное правосознание. А какое оно было? Да классовое. А Груздев и Жеглов из разных миров.
"Никакой не социальный инстинкт, а просто субъективная антипатия к человеку другого темперамента и образа жизни."
Такого "субъективизма" в СССР хоть отбавляй и главное все время одно и тоже с однйо стороны малограмотный с другой интеллигент, в адрес интеллигента : "Очки надел, шляпу!"
"Может все проще?"
Нет, не проще. Потому что "помогая приударить" не впадают в холуйство, и не вытерают ноги о себя же и своих коллег. Причем вот ведь "совпадение" этот друг Гоши в точности воспроизвел тон советской идеологии о гегемоне вкупе с расхожими у черни представлениями об интеллигенции как о паразитах.
"Это так, но к Жеглову и Шарапову отношения не имеет."
Имеет. Думаете не ясно, откуда все это тянется, из каких времен?
>«- Девять классов и три коридора» - это почти среднее образование."
>Нет это расхожая шутка про людей совсем без образования. Вы этого не знаете? Какие это еще ТРИ коридора? Да не было образования никакого. Да к тому же беспризорник.
Расхожая шутка обычно звучала: "Три класса и четвертый коридор" или что-то около этого. Девятью классами не шутили. Учился (доучивался) скорее всего в вечерней школе, уже взрослым. Отюда и самоирония. А без образования, хотя бы неполного среднего, фиг бы его начальником отдела и капитаном сделали. Даже в войну.
>" Скорее всего закончить десятый класс ему помешала война."
>Он старше Шарапова. И не было у него образования.
Почему старше? Шарапову по фильму 25.
>"И замашки у Жеглова скорее аристократические, чем пролетарские."
>Это гонор уголовника, беспризорное прошлое.
Песенка Вертинского гонор уголовника? Да уголовники и не слышали про такого. Это же не Мурка, а "радио шансон", которое гонит блатняк в перемежку с бардами и шансоном тогда не было
>" И кошелек он карманнику на самом деле не подбрасывает, а демонстративно и насильно запихивает тому за пазуху на пороге милиции."
>Нет, в фильме не так, а я использую два текста для анализа, причем приоритет в спорных моментах именно за сценарием, поскольку он написан позже.
В книге так,как я сказал.
>" Это уже Говорухин решил придать Жеглову налет приблатненности и заставил того сунуть кошелек тайком."
>Сценаристы - Вайнеры.
А вы сценарий читали? А режисер не давил на авторов?
>"Ерунда! Жеглову вполне понятны мотивы почему у Груздева нет ключей."
>Он был убежден что у Груздева есть ключи, это четко видно и по фильму но еще четче по книге. И этому моменту авторы посвящают много времени, это не проходной эпизод.
Так он убежден в этом потому, что считает Груздева убийцей, а не наоборот.
>"Год рождения - 1920-й. закончил школу в 37-м. Парень неглупый, но в институт не поступал, иначе наверняка бы поступил. Вероятно, пошел работать на завод, помогать семье. В 39-м взяли в армию. Вполне вероятно повоевал на финской."
>Вы книгу читали?
Честно говоря, кусками. В журнале. Все хочу найти и полностью перечитать.
>"Что тут не так? Защита справедливости!"
>Не просто справедливости, а так как ее диктует революционное правосознание. А какое оно было? Да классовое. А Груздев и Жеглов из разных миров.
Справедливость не может быть классовой. Классовая справедливость - оправдание для нечестных и несправедливых людей. А Жеглов старается быть честным и справедливым, хотя ему это и не всегда удается. Жеглов Высоцкого мне не очень симпатичен, но и Груздев вовсе не так хорош, как представляется вам.
>"Никакой не социальный инстинкт, а просто субъективная антипатия к человеку другого темперамента и образа жизни."
>Такого "субъективизма" в СССР хоть отбавляй и главное все время одно и тоже с однйо стороны малограмотный с другой интеллигент, в адрес интеллигента : "Очки надел, шляпу!"
Это опять не про Жеглова. Он-то как раз не бравирует своим беспризорным прошлым, а старается быть интеллигентом.
>"Может все проще?"
>Нет, не проще. Потому что "помогая приударить" не впадают в холуйство, и не вытерают ноги о себя же и своих коллег. Причем вот ведь "совпадение" этот друг Гоши в точности воспроизвел тон советской идеологии о гегемоне вкупе с расхожими у черни представлениями об интеллигенции как о паразитах.
Честно говоря, мне этот эпизод самому неприятен. Хотя и правдив. Просто он воспринимался и воспринимается "пролетариями" не правильно. А поскольку по-другому он ими и не мог восприниматься, снимать его в таком виде и не надо было.
>"Это так, но к Жеглову и Шарапову отношения не имеет."
>Имеет. Думаете не ясно, откуда все это тянется, из каких времен?
Нет, не из тех времен. В те времена престиж образования был высок, а то о чем вы говорите родом из 60-х - 70-х, когда появилась "образованщина", а "райкины" начали ее активно высмеивать и тем рекламировать.