От А. Решняк
К И.Т.
Дата 20.04.2010 11:51:17
Рубрики Прочее; Образы будущего; Катастрофа; Ограничения;

Министры транспорта ЕС халатно относятся к безопасности авиапассажиров.

Коммерческие интересы авиаперевозчиков заставляют министров транспорта ЕС "приоткрывать" воздушное пространство, при этом все халатно забывают о разрушительном для авиадвигателя АБРАЗИВЕ ВУЛКАНИЧЕСКОГО ПЕПЛА, содержащегося в воздухе.

Дело в том, что НАРАБОТКА АВИАДВИГАТЕЛЯ рассчитана в часах между плановыми ремонтами для работы двигателя С ОБЫЧНОЙ ВОЗДУШНОЙ СМЕСЬЮ, которая в сотни-тысячи раз менее агрессивна чем вулканический АБРАЗИВ.

Были ли предприняты меры ПО СНИЖЕНИЮ МЕЖРЕМОНТНОГО СРОКА для самолётов??? - НЕТ, если бы эти меры были, то о них было бы известно, а пока авиапассажиры вынуждены летать на свой страх и риск на самолётах с неконтролируемым допустимым межремонтным сроком (т.е. есть высокая вероятность что теперь у многих самолётов есть скрытое предаварийное состояние).

Пока нет публично объявленных мер по контролю авиадвигателей и их готовности к работе в агрессивной воздушной среде с пепловым вулканическим абразивом - летать и подвергать себя неоправданному риску из-за министров транспорта ЕС нельзя.

С уважением.

Министры транспорта ЕС решили приоткрыть воздушное пространство

Министры транспорта Европейского союза приняли решение о частичном возобновлении авиаперелетов над Европой. Небо будет частично открыто с 8:00 утра (10:00 мск) 20 апреля. Об этом сообщил заместитель председателя Европейской комиссии, еврокомиссар по вопросам транспорта Сийм Каллас.

По его словам, представители "Евроконтроля" разделили воздушное пространство над Европой на три зоны по степени концентрации пепла. Первая полностью закрыта - это территория, близкая к вулкану. Вторая находится под особенно пристальным наблюдением - в ней наблюдается меньшая концентрация пепла в воздухе. Третья полностью свободна от вулканической пыли. В ближайшие часы будут определены границы трех зон, передает Associated Press.

В то же время представители ЕС уточнили, что вопросы безопасности пассажиров и авиаперелетов являются для них первоочередными.

Воздушное пространство Великобритании откроется утром 20 апреля. Разрешение вступит в силу для Шотландии и части севера Англии в 7:00 по местному времени (10:00 мск), передает телеканал Sky news со ссылкой на представителей Национальных авиадиспетчерских служб Великобритании NATS.

Спустя два часа откроется аэропорт в Манчестере. Однако пассажирам рекомендовано для начала связываться со своими авиаперевозчиками, прежде чем ехать в аэропорт.

Последними планируют открыться аэропорты на юге Великобритании. Ожидается, что это произойдет в 18:00 по местному времени (21:00 мск).

Представители NATS уточнили, что извержение вулкана в Исландии уменьшилось и состояние воздушного пространства улучшилось.

top.rbc.ru/society/19/04/2010/396457.shtml
19 апреля 2010г.

От А. Решняк
К А. Решняк (20.04.2010 11:51:17)
Дата 22.04.2010 11:50:57

Невидимые облака-убийцы после выпадения пигментных крупных фракций пепла.

Аргументы и факты, Москва, 21 Апреля 2010
ПЕПЕЛЬНЫЙ КОЛЛАПС
...
Не понимаю, почему нельзя пролететь через облако? Или лететь выше и ниже злополучного пепла?
И. Милина, Москва
Отвечает Сергей КОВАЛЁВ, президент федерального профсоюза авиадиспетчеров:
- Современный самолет устроен так, что двигатели всасывают воздух как пылесос. Если в атмосфере пыль и пепел, они попадают в машину, скатываются в твердые частицы и оседают на движущихся частях - на лопастях компрессора внутри двигателя. А это неминуемая катастрофа. И такие случаи в истории авиации были. Потому авиакомпании и не рискуют. Пролететь выше или ниже облака? Судите сами. Более мелкие частицы поднимаются выше - до 13 000 м, а грубые спускаются ниже - до 3000 м. Так что контакта с ними не избежать в диапазоне 3000-13 000 м. И даже если ничего не случится, приземление пройдет благополучно, потом придется менять (прим. или ремонтировать из-за повышенного износа, не говоря о риске выхода из строя двигателя во время полёта на последующих рейсах до планового ремонта) двигатель, а это гораздо дороже, чем любая отмена рейса. В принципе над ненаселенными пунктами можно пролетать и на высоте в 1500 м, но, во-первых, таких мест в Европе нет, во-вторых, расход керосина в этом случае в 2 раза выше обычного. Есть другие типы самолетов -турбовинтовые, например Ан-24, для которых пепел представляет меньшую угрозу, но они маломощные и на большие расстояния не летают.

> - т.е. уже сейчас можно говорить, что существуют НЕВИДИМЫЕ (невыявляемые публично) области атмосферного фронта, где крупных пепловых фракций, дающих тёмное пятно, просто нет, но тем не менее это прозрачное беспигментное облако имеет все признаки объективной опасности от тонкодисперсного абразива вулканического происхождения. Что крайне актуально, когда невидимые облака-"убийцы" стали появляться в зонах плотного потока авиаперелётов (в небе Европы и США-Канады: облако-убийца уже два раза обогнуло северное полушарие планеты).


РИА Новости, Москва, 21 Апреля 2010
ИКАО ПРИЗВАЛА К ВЫРАБОТКЕ ПРАВИЛ ВУЛКАНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

Международная организация гражданской авиации (ИКАО), которая входит в структуру ООН, намерена обратиться к правительствам стран и авиакомпаниям с призывом разработать правила безопасности полетов в условиях вулканической активности, в частности, стандартов концентрации вулканического пепла в воздухе, при котором необходимо прекращение воздушного движения.
Об этом сообщил генеральный секретарь ИКАО Рэймонд Бенджамин журналистам во вторник после встречи с генсеком ООН Пан Ги Муном, на которой обсуждалась, в том числе, тема приостановки авиасообщения в Европе из-за активности вулкана в Исландии.

> тонкодисперсные невидимые фракции облаков-"медленных убийц" можно заметить в определённых спектрах со спутников, наш технический прогресс уже позволяет вести плановый мониторинг этих труднозаметных опасных воздушных массивов, что особенно актуально в период старта вулканической планетарной активности.

Вулкан Эйяфьятлайокудль, извержение которого началось 14 апреля, находится в 200 километрах к востоку от столицы Исландии Рейкьявика. Вулкан выбросил в атмосферу огромное облако пепла, который представляет опасность для турбин авиадвигателей. Это привело к закрытию воздушного пространства над многими странами Европы. Во вторник авиасообщение в Европе начало постепенно восстанавливаться.
"Управляющий совет (ИКАО) решил созвать встречу группы представителей авиаперевозчиков, производителей, правительств, ученых и Международной ассоциации воздушного транспорта", - сказал генсек ИКАО.
В свою очередь, президент ИКАО Роберто Кобе Гонсалес, который тоже участвовал во встрече с Пан Ги Муном, заявил, что сейчас опасность для авиасообщения миновала и полеты над Европой являются безопасными. Он также высказался в поддержку идеи разработки стандартов концентрации вулканического пепла в атмосфере, на основе которых можно было бы принимать согласованные решения о прекращении воздушного сообщения.
"Мы должны заняться этими разработками совместно с представителями авиационной отрасли. А за безопасность полетов отвечают государства", - сказал глава ИКАО.



Ведомости, Москва, 21 Апреля 2010
ЦИФРА НЕДЕЛИ - 7000 МЕТРОВ
Вулкан с труднопроизносимым названием Эйяфьяллайекюль в маленькой стране Исландии устроил мировой переполох. Спал-спал 200 лет - и вот весной 2010 г. проснулся. Судя по фото и видеосъемкам, извержение вулкана - это красивое зрелище. Поначалу пробуждающийся Эйяфьяллайекюль был даже туристической фишкой; на него туристы смотрели с вертолетов. 14 апреля исландский вулкан, окончательно проснувшись, выдал столько пепла, что смог закрыть авиасообщение над Европой. Гигантское облако на высоте примерно 7000 м, двигаясь с приличной скоростью, накрыло Старый Свет и двинулось дальше. Говорят, оно обогнуло нашу планету дважды (по какому-то северному маршруту) и при этом не потеряло угрожающей силы.

...

Премьер Владимир Путин и министр транспорта Игорь Левитин даже пришли в выводу, что "Аэрофлот" - единственная европейская компания, которая летает с минимальными ограничениями.
> - "Аэрофлот" обладает САМЫМ МОЛОДЫМ (современным) авиапарком аэробусов разной вместимости, за счёт чего имеет САМЫЙ ВЫСОКИЙ РЕСУРС НАДЁЖНОСТИ, но при этом можно задать вопросы - ведётся ли КОРРЕКТИРОВКА межремонтного планного срока для самолётов, которые летали и летают в зоне с высоким содержанием абразива вулканического происхождения в атмосфере? Ведь безпигментные невидимые воздушные массы с тонкодисперсным абразивом серьёзно УСКОРЕННО ТРАТЯТ РЕСУРС НАДЁЖНОСТИ работы двигателя с последующими возможными ОТКАЗАМИ АВИАДВИГАТЕЛЕЙ В ПОЛЁТЕ при отсутствии корректировки межремонтного срока. Во что выливается аварийный отказ двигателя - отдельный вопрос, часто это не смертельно, тем не менее это снижение уровня безопасности раз, резко давит на имидж в сторону ухудшения - два, особенно для авиакомпаний, специализирующихся на премиум-классе перевозок, в третьих сам ПОДХОД к безопасности полётов и НАЧАЛУ МОНИТОРИНГА невидимых облаков-убийц, повторные анализы статистики с изучением попаданий самолётов в эти нерегистрируемые ранее облака с повышенной абразивностью, изучение эволюции вулканических и других пепловых выбросов - всё это могло бы как раз ПОДНЯТЬ ИМИДЖ И РЕАЛЬНУЮ НАДЁЖНОСТЬ авиакомпаний (вместо дешёвого, но в долговременном плане явно неэффективного игнорирования проблемы).

...

Спустя почти неделю после начала извержения министры транспорта 27 стран Евросоюза, находясь под давлением перевозчиков, решились на открытие авиасообщения. Компании, кстати, провели тестовые рейсы - в пепел летали грузовые самолеты; результаты оказались вполне обнадеживающими.
> - "тестовые рейсы в пепел обнадёживающие", т.е. самолёт сохранил дееспособность и сумел успешно приземлиться, при этом насколько сильно ВЫРАБОТАЛСЯ РЕСУРС РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ИЗ-ЗА АБРАЗИВА никто не подсчитал, а о проблеме корректировки срока планового ремонта вообще не думали, не говоря о риске аварийной остановки двигателя в последующих полётах.


Вести, Москва, 20 Апреля 2010
ЧАСТИЧНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛАПСА
...
В1: В европейском транспортном коллапсе виновата ошибка компьютерной программы. Такую версию сегодня публикует авторитетное британское издание Financial Times со ссылкой на представителей Евросоюза. Несовершенные компьютерные модели могли неадекватно преувеличить опасность вулканического пепла.
> - было бы уместно говорить о "преувеличении опасности" в случае публичного предоставления изученно материала по вулканическим выбросам и качественному подробному анализу влияния тонкодисперсного абразива вулканического происхождения в воздушных массах, но этого пока нет и говорить о "преувеличении" неуместно, ведь это касается безопасности авиапассажиров.

КОР: А извержение вулкана продолжается. Это снимали днем, но такие хлопья, что вообще ничего не видно. Сегодня Эйяфьятлайокудль ведет себя по-новому. Извергает лаву пепла, и пыли стало меньше. Новые подход к событиям и руководства Евросоюза, которое пресса обвиняет в безосновательной истерике. Мол, риски просчитывал компьютер. Анализы облака пепла никто, как следует, не делал. А последнее ЧП вообще было в 82 (году). Зачем же тогда отменили все рейсы. С этого дня полеты над Европой будут строго по правилам.
> - истерию развели авиаперевозчики через проплаченные СМИ, ведь они несут коммерческие убытки, а министры отвечают за организацию безопасности - это тонкая грань ответственности.

...

ДИЕГО ЛОПЕС ГАРРИДО (ГОССЕКРЕТАРЬ ИСПАНИИ ПО ДЕЛАМ ЕВРОСОЮЗА): Мы дали указание Евроконтролю создать в Европе три зоны, затронутые извержением вулкана. Прежде всего, область с высокой концентрацией пепла, там будет введен полный запрет на полеты, вторая зона, в ней напротив концентрация пепла минимальная, авиасообщение в этом области будет открытым. И третья промежуточная зона, в воздухе которой низкое содержание пепла, полеты в этой зоне будут возможны.

С уважением.


От А. Решняк
К А. Решняк (20.04.2010 11:51:17)
Дата 20.04.2010 19:55:19

Облако пепла, выброшенное вулканом, должно.

Облако пепла, выброшенное вулканом, должно рассеяться к выходным

Облако пепла, выброшенное исландским вулканом Эйяфьяллайекюль, должно рассеяться к ближайшим выходным. Таковы расчеты Всемирной метеорологической организации (ВМО), базирующейся в Швейцарии.

По словам главы организации Герберта Пумпеля, приближающаяся к Исландии зона низкого давления должна помочь рассеять зависшее над Европой злополучное облако в течение ближайших нескольких дней.

"С метеорологической точки зрения, на вторую половину недели у нас есть очень, очень позитивные сигналы", - заявил Г.Пумпель на пресс-конференции в Женеве. По расчетам организации, облако будет двигаться в сторону Канады и США в ближайшие полтора дня. Однако при этом оно будет находиться не настолько высоко над океаном, чтобы нарушить трансатлантические перелеты, передает Reuters.

По оценкам ВМО, в настоящее время вулканический пепел, парализовавший в последние 5 дней европейское авиасообщение, постепенно опускается все ниже. Согласно последним измерениям, большая его часть сейчас находится на уровне до 3 км от поверхности, хотя в отдельных частях Великобритании продолжает держаться выше. В связи с этим британские аэропорты, чье открытие было анонсировано накануне, продолжают оставаться закрытыми - авиационная активность над Соединенным Королевством остается минимальной.

При этом исландский вулкан продолжает извергаться - однако в его извержениях становится все больше лавы и все меньше пепла, мешающего авиаперевозкам.

top.rbc.ru/society/20/04/2010/396817.shtml
20 апреля 2010г.

От А. Решняк
К А. Решняк (20.04.2010 19:55:19)
Дата 21.04.2010 13:34:15

650 млн.$ прямых потерь (для США) а каковы косвенные потери?

Понимаюзачительные размеры прямых ущербов при остановке авиаперелётов. Так из ниже приведённой статьи США подсчитали для себя прмой ущерб в 650млн.долларов.
Для ЕС и Великобритании, а также других стран северного полушария нашей планеты цифры будут существенно больше американских прямых потерь.

Но давайте зададимся вопросом, если авиакомпании начнут и продолжат эксплуатацию самолётов в НЕПОДГОТОВЛЕННОМ ВИДЕ, то какие потери нас ожидали бы в таком случае:
1. При ПРЯМОМ залёте самолёта в ПЕРВИЧНОЕ пепловое облако риск гибели самолёта приближается к 100%. Именно такой результат был "опробирован" в 1989годуна Аляске:

kscnet.ru/ivs/kvert/
15 декабря 1989 г. "Боинг-747", летевший из Амстердама с 231 пассажиром и 13 членами экипажа на борту, начал снижение для захода на посадку в г. Анкоридж (США). На высоте 7500 м, в 240 км от вулкана Ридаут (Аляска) самолет попал в пепловую тучу извержения этого вулкана, в результате чего все четыре его двигателя заглохли, и когда через 8 минут пилотам все же удалось их запустить, до земли оставалось менее 2000 м. После посадки из каждой турбины самолета было извлечено 60 кг вулканического пепла.

Другими словами, есть явная открытая опасность попадания абразивного пепла в авиадвигатели самолёта с наибольшей вероятностью выхода двигателя из строя (остановка двигателя во время полёта), но кроме этой первой опасности есть ещё и ВТОРАЯ, а именно снижение ресурса межремонтного срока работы двигателя при эксплуатации самолёта в "ПОСТПЕПЛОВЫЙ" период, когда самолёт начинает летать в слабозаметном ТОНКОДИСПЕРСНОМ "постпепловом" пространстве.

2. Тонкая взвесь пепла висит в атмосфере достаточно долго, особенно в случае периодической "ПОДКАЧКИ"-добавления взвеси от новых извержений вулканов.
В результате ОШИБОЧНО в расчётах межремонтного срока эксплуатации попадает замена тонкодисперсной "постпепловой" среды на ОБЫЧНУЮ ВОЗДУШНО-АТМОСФЕРНУЮ СМЕСЬ, что приводит к последующим НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМ отказам работы двигателей в полёте.
"Наглотавшись" тонкодисперсной взвеси самолёт незаметно для эксплуатационников попадает в режим работы "на отказ" во время какого-то немного отдалённого во времени полёта, в том числе и по рейсам уже вне зоны риска по "чистым" маршрутам.

Каков риск и ущерб иметь самолёт с повышенной вероятностью отказа работы двигателя в полёте - это можно посчитать, включая стоимость имиджа надёжности и репутацию в части отношения к безопасности полётов и способностьадекватно прореагировать на возникший риск.
Т.е. просто не летать - это минимальная базовая система реагирования, но ведь можно же опубликовать и ввести меры по контролю мото-ресурса всвязи с эксплуатацией самолётов в агрессивной тонкодисперсной атмосферной взвеси - опытном путём или ещё как-нибудь выявить сокращённые сроки плановых ремонтов турбин.

Просто посчитать экономическую составляющую: себестоимость эксплуатации авиадвигателя для обычной атмосферной среды и отдельно для атмосферной среды с тонкодисперсной взвесью, насколько тонкодисперсная взвесь делает более дорогой себестоимость эксплуатации при СОХРАНЕНИИ ПРИНЯТОГО УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТА в гражданской авиации.

Авиапассажиры имеют право быть осведомлёнными о предпринятых действенных мерах авиаперевозчиков и властей по сохранению безопасности авиаполётов, а сами меры как минимум быть, ведь небо "приокрывают" для возобновления полётов, а тонкодисперсная взвесь продолжает висеть в атмосфере послевыпадения крупных фракций пепла.

С уважением.


Эйяфьяллайекюль обошелся экономике США в 650 млн долларов
top.rbc.ru/economics/21/04/2010/397057.shtml

Извержение исландского вулкана Эйяфьяллайекюль за последние пять дней обошлось экономике США в 650 млн долларов, сообщает Ассоциация туризма США (U.S. Travel Association). Это отразилось на работе более чем 6 тыс. человек.

"Огромные потери экономики – в среднем по 130 млн долларов в день – показывают нам, насколько многие страны мира оказались зависимы от туристического бизнеса и насколько важными могут быть решения по закрытию воздушного пространства", - заявил президент Ассоциации туризма США Роджер Доу.

По его словам, авиаперевозчикам пришлось отменить порядка 78% рейсов. По словам Р.Доу, тестовые полеты показали, что решение о полном закрытии воздушного пространства над Европой было преждевременным.

Однако безопасность пассажиров все равно должна быть первоочередной задачей для авиакомпаний, добавил президент Ассоциации туризма США.


21 апреля 2010г.

От А. Решняк
К А. Решняк (21.04.2010 13:34:15)
Дата 21.04.2010 18:17:40

Первые "ласточки" по отказам двигателя (не факт, но для сравнения аналогия).

Что-то подобное можно и нужно ожидать в будущем, если не будет учтён ПОВЫШЕННЫЙ ИЗНОС авиадвигателя при работе с воздушной атмосфеной смесью, где присутствует тонкодисперсная вулканическая взвесь.


Boeing с российскими гражданами совершил экстренную посадку в Португалии
top.rbc.ru/incidents/21/04/2010/397275.shtml

Лайнер авиакомпании United Airlines (США), летевший из Вашингтона в Москву, был вынужден совершить экстренную посадку на Азорских островах (Португалия). По предварительным данным, посадка прошла успешно, пострадавших нет.

Как сообщил РСН один из пассажиров, новый борт будет предоставлен уже завтра. Пассажирам не объяснили, что произошло, в настоящий момент они уже на протяжении четырех часов находятся в аэропорту. Еду и воду им не предоставляют, однако обещают сделать визы и разместить в гостинице. Около трех четвертых всех пассажиров лайнера составляют россияне.

Как сообщают голландские СМИ со ссылкой на пассажира, сначала в салоне лайнера Boeing 767 появился резкий неприятный запах, после чего командир сообщил об отказе двигателя. В свою очередь пилот рассказал пассажиру, что самолету пришлось сбросить часть топлива над Атлантическим океаном.

По данным пассажира, впоследствии лайнер совершил экстренную посадку на военной базе на Азорских островах. Пока непонятно, что стало причиной остановки двигателя, повлияло ли на самолет облако пепла от исландского вулкана.

В свою очередь в португальских информагентствах появилась информация, что лайнер совершил экстренную посадку на базе Ладжес в 9:15 по местному времени. Сообщается, что пассажиры были эвакуированы в военный ангар базы, после чего самолет был проверен пожарными.

Изначально на сайте аэропорта "Домодедово" сообщалось, что прибытие рейса запланировано на 15:56 мск, однако затем появилась информация об отмене рейса. В свою очередь в пресс-службе American Airlines информацию пока не комментируют.


21 апреля 2010г.