От С.С.Воронцов
К Monk
Дата 19.04.2010 07:07:17
Рубрики Прочее; Тексты;

Генетические и социальные факторы

Такие же механизмы лежат в основаниях институциональности и влияют не только на демографию.
Материал из рассылки А.И. Орлова "Эконометрика" выпуск 482.

Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье
(Реферат)
Величковский Б.Т.
академик РАМН, профессор, д.м.н., главный научный сотрудник отдела молекулярной биологии Российского государственного медицинского университета, Москва

Бедность как фактор риска онкозаболеваний изучалась в работах:
http://lib.vgmu.ru/Files/Journal/PMJ_2005_4/PMJ_2005_4_37.pdf
http://lib.vgmu.ru/Files/Journal/PMJ_2005_4/PMJ_2005_4_37.pdf

Если разбираться более тщательно, фактором риска (и причиной повышения смертности) при любых рыночных реформах оказывается не столько бедность, сколько социальный стресс, поскольку умирают не только бедные, но и "середняки". Об этом - реферируемая статья Б.Т. Величковского с красивой гипотезой непосредственных причин роста смертности.

Утрата трудовой мотивации дееспособным населением России повлекла за собой возникновение хронического социального стресса, в ходе развития которого происходила смена патогенетических механизмов, определявших возникновение сверхранней и сверхвысокой смертности трудоспособного населения.
Социальный стресс, подобно любому виду стресса, вначале обусловил формирование стереотипной нейроэндокринной реакции организма, лежащей в основе общего адаптационного синдрома. После дефолта, когда развитие фазы истощения общего адаптационного синдрома приняло массовый характер, на авансцену вышел другой патогенетический механизм ухудшения здоровья - срыв динамического стереотипа высшей нервной деятельности [9].
Явление "динамического стереотипа" было открыто И.П. Павловым [17]. Эта форма высшей нервной деятельности обеспечивает устойчивое функционирование организма в стабильных условиях жизнедеятельности при минимальной "физиологической стоимости" усилий. В отличии от машинных устройств, организм обладает крайней экономностью в осуществлении функций. При включении сознания поведенческий акт обязательно требует участия всего мозга. Динамический стереотип высшей нервной деятельности реализует благодатную способность человеческого мозга - автоматизацию действия при возможно минимальном включении сознания. В житейском плане отражением динамического стереотипа высшей нервной деятельности является привычка. Без привычки жить сложно - вся жизнь превращается в борьбу с самим собой. М.К. Петровой [18] и другими сотрудниками физиологической лаборатории И.П. Павлова в эксперименте на животных было показано, что нарушение динамического стереотипа высшей нервной деятельности вызывает развитие самых различных патологических процессов и их сочетаний. В результате наблюдается ранняя повышенная смертность животных. Динамический стереотип характеризуется рядом особенностей. Для него утрачивается значение конкретного внешнего стимула, как при стрессе. В качестве побуждающего, пускового момента выступают механизмы памяти, воскрешающие терзающие душу воспоминания. В отличие от стресса, нарушение динамического стереотипа не мобилизует защитных, адаптационных механизмов организма. Более того, по мнению И.П. Павлова, для срыва динамического стереотипа типично появление суицидальных настроений. Неслучайно, после дефолта произошел драматический рост смертности от суицида. Так, в 2001 г. количество самоубийств в России превысило среднеевропейский уровень у мужчин - в 2,5 раза, у женщин - в 1,5 раза [12]. Разрушительные последствия срыва динамического стереотипа могут быть преодолены, если изменяются условия существования организма или у данного индивида успевает сформироваться новый динамический стереотип. Способность изменять свой динамический стереотип уменьшается с возрастом.
Молекулярные механизмы пагубного влияния срыва динамического стереотипа высшей нервной деятельности изучены недостаточно. По-видимому, для их понимания могут быть привлечены представления академика Владимира Петровича Скулачева о так называемой "запрограммированной смерти" и роли в этом явлении кислорода [25]. Правомерность подобного подхода обусловлена тем, что тот и другой патологический процесс может быть вызван одними и теми же причинами. Главная из них - беззащитность человека перед жизненными обстоятельствами: бедностью, безработицей, криминалом, болезнями. Другая значимая причина связана с утратой духовной и материальной поддержки со стороны окружающих.
Академик В.П. Скулачев, подобно Вейсману, полагает, что смерть организма наступает не от случайных нарушений сложных систем жизнедеятельности, а в результате включения особого биологического механизма, особой программы [23]. По аналогии с хорошо известным явлением запрограммированной смерти клетки - апоптозом, запрограммированную смерть организма он назвал феноптозом и показал роль в этом феномене свободных радикалов [24]. Биологический смысл феноптоза, по его мнению, заключается в сохранении вида, в защите вида от последствий мутаций, чреватых опасностью появления особей с измененным генотипом. Вероятность появления подобных мутаций при ухудшении условий существования населения, исходно, обусловлена повышением интенсивности окислительного обмена, необходимого для энергетического обеспечения жизнедеятельности организма в изменившейся внешней среде. Высокий уровень основного обмена, в свою очередь, увеличивает образование свободных радикалов и возможность окислительного повреждения ими ДНК. Общеизвестны многочисленные случаи заболеваний, нередко со смертельным исходом, при потере близкого человека. Эти болезни, обусловленные нарушением динамического стереотипа, чаще всего не психического характера, чего можно было бы ожидать на первый взгляд, а инфаркты, инсульты, злокачественные опухоли и диабет. Указанные процессы, как известно, тесно связанны с повышенной продукцией свободных радикалов. По мнению В.П. Скулачева, они и являются биохимическими механизмами реализации феноптоза [25].
В развитии медико-демографического кризиса немалое значение имеет также особенность генофонда отечественной популяции - избыточная гетерозиготность [2]. В основе гетерозиготности лежит смешение популяционных генофондов. Нормальные межнациональные отношения в Советском Союзе весьма способствовали возникновению смешанных браков и, значит, нарастанию гетерозиготности. Не меньшую роль сыграла эвакуация населения в годы войны с фашизмом и послевоенная организованная трудовая миграция на обширных территориях нашей страны при подъёме целинных и залежных земель, строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, освоении Севера. За одно-два поколения в девятнадцати этнических группах (русских, украинцев, белорусов, казахов, башкир, татар и т.д.) достоверно увеличились как средний уровень гетерозиготности, так и средняя длина тела - более, чем на 2 см (от 165 до 167 см). Иными словами, происходил процесс ускоренного развития организма - акселерация. Эти исследования доказали, что акселерация - явление генетической природы, обусловленное сочетанным влиянием повышенной гетерозиготности популяционного генофонда и благоприятных условий жизни населения. Наиболее отчётливо акселерация проявляется в детском возрасте [2].
Повышенная гетерозиготность изменяет структуру метаболизма - обмен веществ в таких организмах происходит более интенсивно [3]. Общебиологическая закономерность, определяемая условиями теплообмена организма с окружающей средой, заключается в том, что у вида с повышенным уровнем обмена веществ уменьшаются размеры тела, ускоряется половое созревание и сокращается продолжительность жизни особей. Человек, однако, живет в 3-4 раза дольше, чем животные с близкими размерами тела. Указанный разрыв ещё больше возрастает при акселерации. Продолжительность жизни при этом не сокращается, а увеличивается, о чём свидетельствует как опыт развитых стран, так и недавний опыт СССР. Выживание и распространение вида Homo sapiens связано не столько с совершенством его биологических механизмов адаптации, сколько с развитием способности изменять условия жизни в своих целях. Когда условия жизни и питания становятся благоприятными, в организме с гетерозиготным генотипом вырабатывается больше энергии, которая расходуется на быстрый рост, раннее половое созревание и увеличение продолжительности жизни, то есть наблюдается акселерация. Особенно благоприятные условия жизни для диких животных возникают случайно и редко. Поэтому подобная ситуация не нарушает общебиологическую закономерность. Человек, напротив, сам сознательно стремится повышать качество жизни. Не случайно, популяцию Homo sapiens изучает специальная наука - экология человека, или экология народонаселения.
Вместе с тем, избыточная гетерозиготность, накопленная населением России, представляет собой, по образному выражению академика Ю.П. Алтухова, "бомбу замедленного действия", способную резко изменить демографическую ситуацию при ухудшении условий жизни [2]. Действительно, у населения с гетерозиготным генотипом и повышенным уровнем основного обмена в результате развития хронического социального стресса баланс между уровнем свободнорадикального окисления и возможностями системы антиокислительной защиты организма нарушился особенно резко [4]. После финансового кризиса августа 1998 года утраты свободнорадикального равновесия организма приняли массовый характер. Нарушение свободнорадикального баланса внесло свою лепту в возникновение различных патологических процессов: от катаракты до опухоли, а также способствовало преждевременному биологическому старению организма. Негативное воздействие этого фактора особенно ярко проявилось в детском и подростковом возрасте, когда адаптационные системы организма ещё не полностью сформированы. Нельзя исключить, что именно избыток свободных радикалов в организме на фоне неполноценного и несбалансированного питания явился причиной участившегося возникновения злокачественных новообразований и болезней кроветворения у современных российских детей и подростков, а также уменьшения у них мышечной массы. В основе последнего феномена лежит мобилизация из мышц аминокислоты цистеина, недостающей для синтеза одного из важнейших пептидов организма - глутатиона, обладающего, среди прочего, антиоксидантными свойствами [9].
Необходимо подчеркнуть, что избыточную гетерозиготность населения России нельзя рассматривать только как "наследие" советской эпохи. Она представляет собой объективную особенность генетических процессов в российской популяции, лишь усилившихся в послевоенный период. Изначально повышенная гетерозиготность популяционного генофонда обусловлена как многонациональным составом населения, так и обширностью территории страны, способствующей возникновению региональных особенностей генотипа даже внутри одной и той же этнической группы.
Таким образом, в реализации хронического социального стресса, порождённого утратой трудовой мотивации, в основном задействованы четыре патогенетических механизма: развитие фазы истощения общего адаптационного синдрома, срыв динамического стереотипа высшей нервной деятельности, формирование феномена запрограммированной смерти организма - феноптоза" и проявление негативного влияния повышенной гетерозиготностью генофонда российской популяции.
С этих позиций становится более понятной роль нерадиационной составляющей в чрезмерном ухудшении здоровья у ликвидаторов Чернобыльской аварии. Учёт негативного влияния хронического социального стресса необходим также при анализе причин сокращения сроков профессиональной службы у спасателей и представителей других опасных профессий, а также трудового стажа у лиц, работающих во вредных условиях труда.
1. Литература
2. Алексеев С.В., Янушанец О.И., Баранов Г.М. Народонаселение. Роль демографических процессов в экологии человека. В кн. Алексеева С.В., Пивоварова Ю.П. Экология человека. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. С. 207.
3. Алтухов Ю.П. Генетические процессы в популяции. М.: ИКЦ Академкнига, 2003. 431 с.
4. Алтухов Ю.П. // Гетерозиготность генома, интенсивность метаболизма и продолжительность жизни. Докл. РАН. 1999. Т. 369, No. 5. С. 704-707.
5. Алтухов Ю.П. // Гетерозиготность генома и долголетие человека. Докл. РАН. 2000. Т. 371, No. 5. С. 710-713.
6. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем М.: Медицина, 1975. 312 с.
7. Анохин П.К. Кибернетика функциональных систем. М.: Медицина, 1998. 395 с.
8. Баскин Э. Уравнение продолжительности жизни // Вопросы статистики. 1995. No. 7. С. 67.
9. Величковский Б.Т. Реформы и здоровье населения (Пути преодоления негативных последствий). М.-Воронеж: ВГУ, 2002. 64 с.
10. Величковский Б.Т. // Патогенетическое обоснование медицинских и социальных приоритетов улучшения здоровья населения России. Усп. современ. биол. 2004. Т. 124, No. 2. С. 99-108.
11. Вишневский А.Г. (ред.) Население России 2002. Десятый ежегодный демографический доклад. М.: КДУ, 2004. 224 с.
12. Гаврилов П.А., Гаврилова Н.С. Биология продолжительности жизни. М.: Наука, 1991. изд. 2-ое. 280 с.
13. Демографический ежегодник России. Официальное издание. М.: Госкомстат, 1999. 400 с.; 2000. 403 с.; 2002. 400 с.
14. Лазариус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Леви Л. (ред.) Эмоциональный стресс. Физиологические и психологические реакции. Л.: Медицина, 1970. С. 178-208.
15. Маркс К . Заработная плата, цена и прибыль. К. Маркс, Ф. Энгельс. Собрание сочинений. М.: Политиздат. Т. 16. С. 101-155.
16. Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. М.: Международные отношения, 2004. 432 с.
17. Население России за 100 лет. М.: Госкомстат, 1998. 222 с.
18. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 3. Кн. 2. С. 240.
19. Петрова М.К. О роли функционально ослабленной коры головного мозга в возникновении различных патологических процессов в организме. М.: Медицина, 1955. 104 с.
20. Поляков И.П. Уровень жизни: пейзаж после кризиса // Политэкономия. 2000, No. 13. С. 7-15.
21. Решетников А.В. // Социология медицины. 2003, No. 2. С. 3-18.
22. Римашевская Н.М. // Вестн. РАН. 2004, Т. 74, No. 3. С. 209-218
23. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. 254 с.
24. Скулачев В.П. // Биохимия. 1997. Т. 63. С. 1394.
25. Скулачев В.П. // Биохимия. 1999. Т. 64. С. 1679.
26. Скулачев В.П. Кислород и явления запрограммированной смерти. Первое северинское чтение. М.: Изд-во МГУ, 2000. 48 с.
27. Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Иванова А.Е. Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы. М.: Медицина, 2003. 288 с.
28. Тутельян В.А., Батурин А.К. Мониторинг питания населения России // Вестн. РГМУ. 2004. No. 7.
29. Ухтомский А.А. Доминанта как фактор поведения. Собр. Соч. Т. 1. Л.: АН СССР, 1950. С. 293-315.
30. Шафиркин А.В. // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2003. No. 3. С. 31-38.
31. Шафиркин А.В. // Физиология человека. 2003. Т. 29. No. 6. С. 12-22.
32. Ярыгин В.Н. Здоровье как биологическая категория: базисные механизмы и эволюционная стратегия. Избранные лекции для практических врачей. М., 2002. С. 322-333.
Источник: http://wsf1917.livejournal.com/174179.html

От А. Решняк
К С.С.Воронцов (19.04.2010 07:07:17)
Дата 20.04.2010 14:04:48

Прекрасные исследования. Нужна доктрина развития человечества или хоть пятилетки

То, что армия, терпящее поражение, в лазаретах теряет в 5 раз больше людщей, чем выздоравливающие в лазаретах у армии победителя известно со времён Наполеона.

Ещё более тонкую материю прекрасно рассмотрел в своих книгах автор Меняйлов Алексей - а именно, чем выше истинный социальный статус человека, тем больше к нему доверие граждан и соответственно больше НАСТОЯЩЕЙ ВЛАСТИ у великого перед остальными членами общества с вытекающим выводом: пассивностьи уныние великого человека передаётся-транслируется и ретранслируется на остальных с необычайно высокой силой.

Это камешек в огород ныне авторитетных людей - нужна идеология, нужна жизнеутверждающая доктрина, нужна трансляция и ретрансляция жизни и жизненного оптимизма, бестрашия вплоть до богоборчества и стремление овладеть мудростью богов хотя бы опираясь на постулат подобия.

В советское время такими массовыми гипно аттракторами (точками притяжения) помимо пассионарности коммунистов были и их результаты труда - а именно стратегические ПЯТИЛЕТКИ - пятилетние планы развития с различными механизмами контроля и стимулирования выполнения и придерживания плана. Тогда всем было ясно и видно К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ и заданный благочистивый созидательный жизнеутверждающий тон. Сейчас всё это или разрушено "недоперестройщиками" и прочими кустарными реформаторами, хотя все возможности для выработки коллективной мудрой политики через советизацию есть.

Ведь суть демократии в возможности продуктивной ротации - когда самые лучшие кадры занимают самые ответственные посты управления - в этом сила цивилизации и сила государства.

С уважением.

От С.С.Воронцов
К А. Решняк (20.04.2010 14:04:48)
Дата 21.04.2010 03:53:35

Доктрина

Вот тезисы моего доклада на Ильенковских чтениях по социологии в Киеве, пройдут в мае этого года:

Воронцов С.С. (г. Новосибирск)

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЗАДАЧИ
СОЦИОЛОГИИ С ПОЗИЦИЙ АКТУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Никакие социальные процессы в человеческом сообществе не могут идти в противоречии с биологической природой человека. В аспекте исследования поведенческих свойств людей и их генетического насле-дования наиболее интересные результаты получены в последнее время в психофизиологии и психогенетике. Такого рода результаты в дифференциальной психофизиологии, психогенетике и психологии позволяют по-новому сформулировать задачи фундаментальной социологии. На этом стыке знаний, вероятно, удастся найти подходы к созданию теоре-тической истории. Анализ этой информации в рамках актуальной антро-пологии и является целью предлагаемой работы.
Важнейшим свойством любой социального сообщества является его дуальность [A.Giddens. - «Elements of the Theory of Structuration»// The Constitution of Society. Cambridge: Polity Press, 1984.]. Одна сторона этой дуальности – состав передаваемых генетически отличительных признаков, в том числе спектр поведенческих параметров. С позиций ге-нетики это участок общей генной сети человечества, в которой закреп-лены филогенетические признаки, общие для человечества как биоло-гического вида. В участке сети содержатся эволюционно закрепленные в геноме отличительные признаки сообщества. Набор таких сообществ (наиболее близкое социологическое определение – этносов) обеспечивает внутривидовое разнообразие человечества. Вторая сторона дуальности – это средовые факторы, в соответствии с ними в процессе научения происходит актуализация в значительной мере заложенных генетически поведенческих параметров. Среда в человеческом сообществе эволюционно сформирована в основном самим человечеством, ее информационная компонента выражена в системах социальных представлений, культуре и институциональности. Таким образом, взаимодействие обозначенных сторон дуальности может быть определено как процесс геном - средовых взаимодействий. Пределы избирательности и адаптационной гибкости компонентов системы неясны.
Социально-исторический процесс с таких позиций это разновидность процесса внутривидового естественного отбора. Сверхальтруистичность как отличительная черта человечества никак не меняет сути дела, так как современный уровень взаимовлияния через технические средства экономического и информационного обмена позволяет осуще-ствлять физический геноцид через разрушение информационной компоненты дуальной структуры народов, осознанность или неосознанность этого факта не имеет значения. Поэтому глобализация в рамках идеоло-гии рыночного фундаментализма формирует всемирную иерархическую пирамиду, в результате «периферийные» народы с институциональностью, не вписывающейся в эту прокрустову структуру, оказываются обречены. А это – потеря внутривидового разнообразия, что является признаком деградации вида. Рациональным в этой реальности является принятие идеологии ноосферной цивилизованности, цель которой формулируется так: максимальная реализация термодинамического времени жизни человечества как биологического вида, а способы достижения этой цели не противоречат законам биологического развития. В этой си-туации роль фундаментальной социологии становится ключевой. В настоящее время она решает в основном прикладные задачи, обслуживающие глобализацию [Меморандум IV конференции «Современные проблемы формирования методного арсенала социолога» (Москва, 16 февраля 2010 г.)]. Необходимо выполнить большой объем работ по созданию институциональных матриц, соответствующих институционально-сти и культуре каждого народа и обеспечивающих высокое качество их жизни, в значительной мере их самодостаточность. Для этого должна быть сформирована политическая воля мирового сообщества.

Потихоньку эти идеи пробивают себе дорогу, медленно, конечно.

От А. Решняк
К С.С.Воронцов (21.04.2010 03:53:35)
Дата 21.04.2010 11:20:57

Re: Доктрина

>Поэтому глобализация в рамках идеологии рыночного фундаментализма формирует всемирную иерархическую пирамиду, в результате «периферийные» народы с институциональностью, не вписывающейся в эту прокрустову структуру, оказываются обречены. А это – потеря внутривидового разнообразия, что является признаком деградации вида.
- «рыночный фундаментализм» это что-то новое или скорее всего старое заблуждение. Фундаментализм с хорошей стороны обозначает абсолютную проработку причинно-следственных связей в системе, как например, «фундаментальный анализ» прогнозирования уровней курсов цен на группы товаров (включая валюты). С «плохой» стороны фундаментализм используется для отображения негатива от заведомо ущербного сверхконсерватизма, например «религиозные фундаменталисты»-фанатики. В нашем случае «рыночный фундаментализм» подан с негативной «второй» стороны, с чем я не согласен или частично не согласен. Конечно, можно ошибочно надеяться на рынок как на панацею от всех бед, но с другой стороны рынок является цивилизационным МЕХАНИЗМОМ взаимодействия спроса и предложения, средством разумного рационального выяснения стоимости товара в динамике времени сообразно его востребованности, т.е. практически все системы имеют тот или иной БАЛАНС, механизм балансировки и есть то нечто, что называется РЫНОК и умалять его роль, особенно на фоне повсеместного присутствия считаю ошибкой.
Гораздо конструктивней говорить о УПУЩЕННОЙ ВЫГОДЕ (недополученных благах) для социальных групп (где одна из устойчивых размерностей – народ) в силу ряда определённых объективных причин (где одна из них это мене выгодное «периферийное» расположение). Безусловно, из-за вышеобозначенных различий в развитии можно попытаться подсчитать и подсчитать точно определённые индексы для сравнения, где обнаружатся лидеры и аутсайдеры.
Говорить об обречённости можно только в ключе индивидуального волеизъявления консервации образа жизни, даже в автономиях для диких племён каннибалов Папуа-Гвинеии –всегда и до сих пор остаётся все шансы для вхождения в современную цивилизацию, конечно сразу как Обаму в президенты небедной страны не выберут – надо будет потрудиться, но шансы и возможности всегда есть. Поэтому обречённость от нежелания стать и быть не следует путать с объективной невозможностью, объективным риском деградации части цивилизации по совершенно другим причинам, например, в силу резкого неконтролируемого прогресса, когда роботизация может высвободить почти всех производственников (интеллектуальных неорабочих) в категорию безработных иждивенцев и не факт что пособий по нетрудоспособности будет хватать на жизнь по цивилизационным стандартам.

>В настоящее время она решает в основном прикладные задачи, обслуживающие глобализацию
- такие формулировки оскорбляют глобализацию, как будто мистер глобализм попал в публичный дом и теорром денег заставляет обслуживать свою похоть, мы всё-таки знакомы с работами З.Фрейда и не будем мешать объективность с эмоционально-половой субъективностью, как бы приятна она не была и не становилась объективным фактором гормонального тела-скафандра для души. Картина «Мальчик купает красного коня» прекрасна, но мы отвлечёмся на основную всё-таки тему социологии в период глобализации – планетаризма, дорастания общества из сообществ до композита-монолита планетарного общества. Решение прикладных задач планетаризма (всё-таки это более точное обозначение ЧАСТНОЙ ФАЗЫ глобализации) социологией это по своему тоже достижение и успех и конечно же можно ПОМИМО прикладных задач пытаться дать задание (расширить её продуктивность и эффективность) социологии по стратегическим целям и поиску-определению задач под эти цели.

>Необходимо выполнить большой объём (не люблю, когда экономят на букве «ё») работ по созданию институциональных матриц, соответствующих институциональности и культуре каждого народа и обеспечивающих высокое качество их жизни, в значительной мере их самодостаточность. Для этого должна быть сформирована политическая воля мирового сообщества.
- начнём с «фундаментализма» - точнее с фундамента, чтобы иметь высокое качество жизни для начала необходимо иметь цивилизационную зрелость и сознательность, поскольку очищение от паразитизма всё больше и больше эффективно, для паразитов может показаться «более жёстким». Поэтому тут надо просто честно сделать для себя и «самобытного» народа выбор: или народ интегрируется в современную цивилизацию, или перестаёт претендовать на плоды цивилизации: мобильную связь, автомобили, самолёты, Интернет, участие в отраслевых и прочих планетарных институтах социального взаимодействия.
Дальше по самодостаточности – о самодостаточности надо забыть, поскольку автономное самодостаточное существование БЫЛО ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО В ДРЕВНОСТИ, когда народы не соприкасались друг с другом и их разделяла ПУСТОШЬ. На сегодня даже в Антарктиде полно людей, а в Арктике из-за таяния льдов белым медведям приходится перебираться на континент и как-то взаимодействовать с людьми. Поэтому все разговоры про самодостаточность лучше всего вести в РЕЗЕРВАЦИЯХ, а индейцы расскажут про отличия жизни в цивилизации и вне её (вопрос геноцида индейцев – другой вопрос).

Теперь собственно о важном, затронутом моменте – создании ИНДИВИДУАЛЬНЫХ институциональных матриц – нужны коллективные матрицы для этногрупп – это план-минимум, всегда можно выявить этнонациональные особенности и при их учёте разработать эффективные матрицы, как план максимум – нужна с одной стороны универсальная, а с другой стороны ИНДИВИДУАЛЬНАЯ матрица для каждого человека – это как индивидуальный частный психолог, с одной стороны обладает универсальным багажом практик психологии, с другой позволяет индивидуально каждому человеку снять деструктив паталогий и раскрыть потенциал человека.
Это всё надо и социология может это обеспечить.


>Потихоньку эти идеи пробивают себе дорогу, медленно, конечно.
- согласен, это и есть своеобразный "фронт" для социологии.


С уважением.

От С.С.Воронцов
К А. Решняк (21.04.2010 11:20:57)
Дата 22.04.2010 10:52:22

еще интересная работа

http://politconcept.sfedu.ru/2010.1/07.pdf
Политическая концептология № 1, 2010г. стр. 51 ГЕОПОЛИТИКА –
АМОРАЛЬНЫЙ ВИД ЛОЖНОГО СОЗНАНИЯ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
А.В. Оболонский
со многим в этой статье согласен.

От С.С.Воронцов
К А. Решняк (21.04.2010 11:20:57)
Дата 21.04.2010 13:24:28

Re: Доктрина

>>Поэтому глобализация в рамках идеологии рыночного фундаментализма формирует всемирную иерархическую пирамиду, в результате «периферийные» народы с институциональностью, не вписывающейся в эту прокрустову структуру, оказываются обречены. А это – потеря внутривидового разнообразия, что является признаком деградации вида.
> - «рыночный фундаментализм» это что-то новое или скорее всего старое заблуждение. Фундаментализм с хорошей стороны обозначает абсолютную проработку причинно-следственных связей в системе, как например, «фундаментальный анализ» прогнозирования уровней курсов цен на группы товаров (включая валюты). С «плохой» стороны фундаментализм используется для отображения негатива от заведомо ущербного сверхконсерватизма, например «религиозные фундаменталисты»-фанатики. В нашем случае «рыночный фундаментализм» подан с негативной «второй» стороны, с чем я не согласен или частично не согласен. Конечно, можно ошибочно надеяться на рынок как на панацею от всех бед, но с другой стороны рынок является цивилизационным МЕХАНИЗМОМ взаимодействия спроса и предложения, средством разумного рационального выяснения стоимости товара в динамике времени сообразно его востребованности, т.е. практически все системы имеют тот или иной БАЛАНС, механизм балансировки и есть то нечто, что называется РЫНОК и умалять его роль, особенно на фоне повсеместного присутствия считаю ошибкой.
>Гораздо конструктивней говорить о УПУЩЕННОЙ ВЫГОДЕ (недополученных благах) для социальных групп (где одна из устойчивых размерностей – народ) в силу ряда определённых объективных причин (где одна из них это мене выгодное «периферийное» расположение). Безусловно, из-за вышеобозначенных различий в развитии можно попытаться подсчитать и подсчитать точно определённые индексы для сравнения, где обнаружатся лидеры и аутсайдеры.
>Говорить об обречённости можно только в ключе индивидуального волеизъявления консервации образа жизни, даже в автономиях для диких племён каннибалов Папуа-Гвинеии –всегда и до сих пор остаётся все шансы для вхождения в современную цивилизацию, конечно сразу как Обаму в президенты небедной страны не выберут – надо будет потрудиться, но шансы и возможности всегда есть. Поэтому обречённость от нежелания стать и быть не следует путать с объективной невозможностью, объективным риском деградации части цивилизации по совершенно другим причинам, например, в силу резкого неконтролируемого прогресса, когда роботизация может высвободить почти всех производственников (интеллектуальных неорабочих) в категорию безработных иждивенцев и не факт что пособий по нетрудоспособности будет хватать на жизнь по цивилизационным стандартам.

Рыночный фундаментализм - это доктрина, согласно которой целью любых преобразований должна быть финансовая эффективность, которая может быть достигнута только конкурентными механизмами. Социальная польза преобразований находится на втором плане. В предлагаемой концепции конкурентные механизмы конечно, должны работать, но больше на социальную пользу.

>>В настоящее время она решает в основном прикладные задачи, обслуживающие глобализацию
> - такие формулировки оскорбляют глобализацию, как будто мистер глобализм попал в публичный дом и теорром денег заставляет обслуживать свою похоть, мы всё-таки знакомы с работами З.Фрейда и не будем мешать объективность с эмоционально-половой субъективностью, как бы приятна она не была и не становилась объективным фактором гормонального тела-скафандра для души. Картина «Мальчик купает красного коня» прекрасна, но мы отвлечёмся на основную всё-таки тему социологии в период глобализации – планетаризма, дорастания общества из сообществ до композита-монолита планетарного общества. Решение прикладных задач планетаризма (всё-таки это более точное обозначение ЧАСТНОЙ ФАЗЫ глобализации) социологией это по своему тоже достижение и успех и конечно же можно ПОМИМО прикладных задач пытаться дать задание (расширить её продуктивность и эффективность) социологии по стратегическим целям и поиску-определению задач под эти цели.

Оскорбляет - и правильно делает, в современном виде это - иерархическая пирамида почти чисто биологического типа. Объединение всего мира - конечно благо, но только при условии наличия рациональных целей такого объдинения, что сейчас отсутствует. Сейчас все идет на этом уровне по инерции биологических процессов. По моему мнению.

>>Необходимо выполнить большой объём (не люблю, когда экономят на букве «ё») работ по созданию институциональных матриц, соответствующих институциональности и культуре каждого народа и обеспечивающих высокое качество их жизни, в значительной мере их самодостаточность. Для этого должна быть сформирована политическая воля мирового сообщества.
> - начнём с «фундаментализма» - точнее с фундамента, чтобы иметь высокое качество жизни для начала необходимо иметь цивилизационную зрелость и сознательность, поскольку очищение от паразитизма всё больше и больше эффективно, для паразитов может показаться «более жёстким». Поэтому тут надо просто честно сделать для себя и «самобытного» народа выбор: или народ интегрируется в современную цивилизацию, или перестаёт претендовать на плоды цивилизации: мобильную связь, автомобили, самолёты, Интернет, участие в отраслевых и прочих планетарных институтах социального взаимодействия.
>Дальше по самодостаточности – о самодостаточности надо забыть, поскольку автономное самодостаточное существование БЫЛО ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО В ДРЕВНОСТИ, когда народы не соприкасались друг с другом и их разделяла ПУСТОШЬ. На сегодня даже в Антарктиде полно людей, а в Арктике из-за таяния льдов белым медведям приходится перебираться на континент и как-то взаимодействовать с людьми. Поэтому все разговоры про самодостаточность лучше всего вести в РЕЗЕРВАЦИЯХ, а индейцы расскажут про отличия жизни в цивилизации и вне её (вопрос геноцида индейцев – другой вопрос).

Не нужно утрировать, речь идет об оптимальной открытости. А во многих государствах ответстенность за паразитизм, коррупцию и т.д. должна быть достаточно жесткой, иначе их в приемлемых рамках не удержать.

>Теперь собственно о важном, затронутом моменте – создании ИНДИВИДУАЛЬНЫХ институциональных матриц – нужны коллективные матрицы для этногрупп – это план-минимум, всегда можно выявить этнонациональные особенности и при их учёте разработать эффективные матрицы, как план максимум – нужна с одной стороны универсальная, а с другой стороны ИНДИВИДУАЛЬНАЯ матрица для каждого человека – это как индивидуальный частный психолог, с одной стороны обладает универсальным багажом практик психологии, с другой позволяет индивидуально каждому человеку снять деструктив паталогий и раскрыть потенциал человека.
>Это всё надо и социология может это обеспечить.

Согласен.

>>Потихоньку эти идеи пробивают себе дорогу, медленно, конечно.
> - согласен, это и есть своеобразный "фронт" для социологии.


>С уважением.