От Мак
К Мак
Дата 13.04.2010 19:21:57
Рубрики Семинар;

Исраэль Шамир: Раскол между "левыми" и "правыми" идеями безнадежно устарел.

(Очень интересные "ЯНВАРСКИЕ ТЕЗИСЫ" Исраэля Шамира. Начинаются как отзыв на политический мультфильм, а завершаются программой для волевого правителя, готового сделать поворот России к светлому будущему. Есть и материал к теме традиционного и либерального общества, и о странах "археомодерна", вроде Японии, где сохранилось сочувствие, милость к падшим. - Мак).

http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/10/843/52.html

ЗАВТРА НОМЕР 2 (843) ОТ 13 ЯНВАРЯ 2010 г.

Исраэль Шамир
ЛИНИЯ СУДЬБЫ

--------------------------------------------------------------------------------




Спор о будущем разгорелся в газете "Завтра". Это и статьи Кургиняна, и последние "круглые столы" о том, нужен ли России новый Сталин. В последнем романе Проханова "Виртуоз" Россия взыскует Николая Второго. Поиски будущего в прошлом, или прошлого в будущем — дело достойное, но как и где?

Уж точно — не путем обскурации и вызовом духов, даже самых замечательных. Обманывают себя те, кто думает о прямом возвращении прошлого — не будет коронован Николай III, не пойдут строем чекисты, не встанет заново Магнитка и не вернется Гагарин. А если вернется — то фарсом, как Наполеон Третий. Прошлое придет из будущего.



ПЕРВЫЙ ОТРЯД

Залогом этого светлого будущего стал прекрасный новый фильм "Первый отряд" — про советских пионеров-героев, которые и после смерти сражаются с нечистью, поднятой из мира теней колдунами СС Аненербе. Фильм снят в технике аниме, как японские мультики. Его создатели, Миша Шприц и Алеша Климов, вернули нам Советский Союз. Не брежневскую совдепию, а тот звенящий магический кристалл, который ощущали Платонов "Москвы" и Алексей Толстой "Аэлиты", о котором вспоминают Сорокин в "Голубом сале" и Проханов в "Виртуозе".

В этом вернувшемся Советском Союзе — православный монах, похожий на Мусаши Бенкея из раннего фильма Акиры Куросавы Тора-но-О ("Наступивший на хвост тигра"), сражается японским мечом против двух фашистских девчонок типа "НикитА", а сама главная героиня, советская пионерка Надя, напоминает японского принца Иошицунэ, тоже замечательного фехтовальщика. Юные пионеры побеждают гигантского и устрашающего призрака — барона фон Вольфа, поднятого со дна Чудского озера, где его упокоил святой Александр Невский.

Фильм стал лакмусовой бумажкой, разделяющей два типа мышления. Владимир Сорокин (snob.ru): "Когда грозный рыцарь фон Вольф, восставший из ила русского озера, облачается в роскошные доспехи крестоносца, садится на красавца коня и на всем скаку сносит заветным мечом голову советскому политруку, он сразу становится главным героем фильма, несмотря на всю свою инфернальность. Почему? Потому что за ним стоит мощный эпос: "Старшая Эдда", нибелунги, меч Зигфрида, руны, Рихард Вагнер с полетом валькирий и траурным маршем из "Гибели богов".

Почему советский солдат назван политруком — не знаю. Мы видим молодого русского парня в солдатской ушанке, с симпатичным открытым лицом. Видимо, "политрук" звучит зловеще, как в нацистской пропаганде. И — главный ли герой барон фон Вольф? Все эти нибелунги стояли за ним и в дни Ледового побоища, как в 1942 году, но мы победили их, несших нам рабство и смерть.

Не понравилась Сорокину и девочка Надя — худенькая она, вишь ли. "Худосочная, бледная, несчастная, словно вывезенная по "дороге жизни" из блокадного Ленинграда", она уступает "парочке энергичных эсэсовских девушек-агенток, изящных и вполне сексуально привлекательных, не без лесбийской темы."

Странно, что живший в Японии Сорокин не увидел, что именно худенькая девочка с большими глазами и острым мечом соответствует рыцарской психологии японцев, а не гигант-нибелунг. Не случайно Антон Носик, сионистский брутальный босс ЖЖ, тоже предпочел барона Вольфа, а Ивану Охлобыстину фильм понравился.

Сорокин запугивает читателя воспоминаниями. "Вспомним, что висело в пионерских лагерях в красных уголках: "Бога нет и никогда не было!" Не помню, прости, Володя. Борьба с "боженькой", как и топки, в которых сжигали большевиков, — это из другой эпохи, которую мы не застали. Встречались на моем пути противники исторического примирения белых и красных — и они всегда вспоминали ужасы прошлого. То про зверства помещиков-самодуров, то про сталинские лагеря. Но для меня, немолодого человека, это было таким же событием из далекого прошлого, как татарское иго. Россия примирилась с церковью, и Россия примирилась с советским периодом своей истории.

Предположение, что фильм был проплачен кровавой гэбней, отнесу к области демшизы. А жаль! Если Кремль завтра назначит Алешу Климова и Мишу Шприца министром культуры и директором "Останкино" соответственно — можно будет смело голосовать за такой Кремль. Тогда нам и нового Сталина не надо.

Если могут появляться такие фильмы, как "Первый Отряд", — значит, наши идеи живут и побеждают, они выживут и победят так же непреложно, как с концом старого года начинается новый год.



БРАТЬЯ НАВЕК

Мне хочется увидеть в этом фильме еще и обещание новой дружбы — дружбы с Японией. Эта дружба еще может состояться, и стать вторым опорным столпом русской политики на Дальнем Востоке, рядом с мощным столпом русско-китайской дружбы. Ведь японцы во многом проходили преобразования и реформы, через которые шла и Россия. Более того, Россия и Япония освобождаются сейчас от американского ига, куда Россия попала при Ельцине, а Япония — в 1945 году.

Япония немало пострадала. Ведь процветание Америки зиждется не только на разграбленном Советском Союзе, но и на покоренной Японии, из которой yen carry trade, особый вид финансового колониализма, высосал все соки. (Американские финансисты брали взаймы деньги в Японии под низкий процент, так как Япония исторически отвергла ростовщичество, как образ жизни — и давали деньги под высокий процент в своей стране.) Сейчас Япония освобождается. Эммануэль Валлерстайн в своей свежей статье от первого января 2009 пишет: "Геополитическая стратегия США после 1945 года зиждилась на прочной скале — контроле над двумя побежденными державами, Германией и Японией. Первой посыпалась Германия, когда в 2003 году немцы вместе с французами и русскими проголосовали против американской резолюции в совбезе ООН и отказались одобрить американское вторжение в Ирак. С победой демократической партии Японии во главе с Юкио Хатоямой начался поворот и в Японии. Хатояма хочет прогнать американцев с Окинавы и вместо союза с Америкой крепить дружбу с Китаем."

Валлерстайн считает, что сейчас Хатояма подвергается жесткому прессингу со стороны Америки и проамериканских кругов. Американская администрация выражает ему свое недовольство и отказывается пересмотреть кабальный договор об Окинаве. Если Германия сблизится с Россией, а Япония с Китаем — рухнет опора Соединенных Штатов, и вчерашняя сверхдержава окажется на мели.

Настало время задуматься о возможном сближении с Японией. Еще в 1956 году Россия (в своей советской ипостаси) заявила о готовности возвратить Японии Южно-Курильские острова при условии, что США покинут Окинаву. Тогда американцы заблокировали этот вариант. Но сейчас МИД России мог бы напомнить о нем Хатояме.

Острова можно было бы вернуть на тех же предварительных, крайне выгодных для Японии условиях, которые ставил СССР в те далекие годы — вывод американских войск с японской территории и разрыв устаревшего и кабального японо-американского договора о совместной обороне, то есть при условии полного прекращения американской оккупации Японии. При таком варианте формирование нового глобального стратегического альянса ускорилось бы, и японская общественность резко повернула бы свою стратегическую ориентацию.

Ведь общность России и Японии — это не только противостояние Америке, но и глубинное неприятие, отторжение навязанного либерального модерна. Об этом хорошо пишет Александр Дугин в своей последней книге "Радикальный субъект". Он называет парадигму сегодняшней России — и Японии, и Турции, и некоторых других развитых не-европейских стран — археомодерном. Археомодерн — это видимость импортированного западного модерна или даже постмодерна на рациональном уровне, под которой скрывается — и с которой борется — совсем иное, премодернистское автохтонное восточное подсознательное.

Археомодерн — это шизофрения восточных солидарных и традиционных обществ, которым был навязан модерн, но которые его не смогли принять душой.

В Японии сохранились огромные пласты тщательно замаскированной архаики. Там нет ростовщичества — учетная ставка банков неправдоподобно низка; там нет безработицы и "летунов" — японец всю жизнь работает в одной компании. Там сохранились связность, ответственность, стремление делать вещи лучше, а не деньги больше. Японский закон запрещает затариваться рисом — рис должен быть в магазине, где его продают по госцене, а не у отдельных лиц. Что еще важнее — в Японии, как и в других странах археомодерна, сохранились сочувствие, милость к падшим. Они предпочитают девочку Надю — барону фон Вольфу.

Ось Москва—Пекин нуждается и во второй оси, Москва—Токио. Вместе нам надо преодолеть не только капитализм и империализм, но и глубже — модернизм, но не уходом в прошлое — а рывком в светлое будущее.



БИТЬ ГАДОВ БОДРИЙЯРОМ

Дугин призывает победить археомодерн с помощью современнейших орудий, разработанных постмодернистскими деконструкторами. Они вам про Конта — а вы их Бодрийяром, советует Дугин. Он прав — модернизм безнадежно устарел. Сегодня невозможно оправдать его — он выдохся, как выдохлись хрущевские постройки. Это особо остро ощущается в соседней с Россией Турции, которая задыхается в капкане археомодернизма — кемализма разлива двадцатых годов с огромными портретами Ататюрка, висящими на домах Анкары, и борьбой против девичьих косынок, напоминающей мне борьбу против советских стиляг.

Может быть, Фоменко преувеличивал, называя Оттоманию Атаманией; может, Лимонов упрощал, называя Россию ядерной смесью Германии и Турции, может, сходство оттоманских мечетей с византийскими церквами обманчиво, но во многом судьбы этих двух преемниц великой восточной римской империи сходны, сходны их болезни и способы лечения.

Метод, предлагаемый Дугиным, оправдывает себя в споре. Так, Эдуард Саид защитил местные культуры Востока от западного натиска не уходом в обскурацию, не апелляцией к халифату, но новейшими методами — в своем "Ориентализме". Так, его ученик Джозеф Массад разработал способ борьбы с гендерным гомосексуальным насилием над дискурсом, не ссылаясь на библейские запреты. Так, ваш покорный слуга старается бороться с разрушительными неолиберальными идеями — от национального самоопределения, ведущего к расколу живых стран, до вымышленных жупелов расизма и антисемитизма, губящих все коренное и подлинное. То есть мы можем проводить нашу линию, в то же время не оказываясь ретроградами, что не столько позорно, сколько проигрышно.

Наша линия может включать себя и "левые", и "правые" идеи, поскольку раскол между ними безнадежно устарел. На нашей стороне и Симона Вайль, и Томас Стерн Элиот, и Сергей Кара-Мурза, и Арундати Рой, и Александр Панарин, и многие другие замечательные люди сердца и ума. Наши идеи не остаются в университетах и монастырях — они завоевывают пространство.



ЯНВАРСКИЕ ТЕЗИСЫ

Нужен ли для реализации наших идей Сталин? Нужен, бесспорно, волевой правитель, чтобы сделать серьезный поворот к светлому будущему, но первичные задачи, стоящие перед Россией, выполнимы и без всесильного диктатора. Прежде чем мы похороним модерн, можно использовать его методы для стабилизации. Все это настолько реально, что просто смешно.

Не обязательно — хотя и хотелось бы — раскулачивать олигархов и ссылать на гостеприимный Таймыр. Нужен просто прогрессивный налог с максимальной ставкой 105%, как в Швеции времен ее недавнего расцвета. Таким налогом можно обложить сверхприбыль посредников. Высокий налог не только принесет деньги в казну, но и обуздает рвачество, то есть понизит цены для потребителя, повысив плату производителя; выручка предприятий пойдет на развитие инфраструктуры, а не в зарплаты менеджеров.

Не нужна опричнина — нужна эффективная налоговая полиция с полной прозрачностью. Эти два простые изобретения развитого капитализма могут обуздать олигархов лучше, чем опричники с собачьими головами.

А чтобы даже и не думали, запретить вывоз капитала. Это умела делать и вполне капиталистическая Англия пятидесятых годов, когда англичане имели право на вывоз до 50 фунтов стерлингов.

Кроме того:

— ограничить конвертируемость рубля, отказать в правовой защите краткосрочным и легко отзываемым иностранным инвестициям и другие высоколиквидным финансовым инструментам; максимально затруднить отток средств на Запад;

— восстановить бесплатное всеобщее образование, закрыв платные школы;

— увеличить помощь детям, урезав гериатрию;

— воссоздать народную медицину, отказавшись от пересадки органов и прочих дорогих операций;

— укрепить армию, сделав ее всенародной, а службу в ней — обязательной;

— повысить минимальную зарплату и установить потолок зарплаты, на уровне трех минимальных;

— защитить местного производителя от импортного демпинга;

— дать русским людям возможность строить себе свои дома на своей земле, поделив латифундии. Даже жилищный вопрос можно решить немедленно, отказав в правовой защите владельцам нескольких квартир, как в дотэтчеровской Англии;

— распустить и запретить частные армии охранников корпораций и организаций;

— дополнить единое гражданство России — гражданством регионов или даже коммун по образцу швейцарских кантонов, и обусловить миграцию, в том числе в пределах России — согласием принимающей коммуны. Так когда-то Герцен просил — и получил гражданство кантона;

— облегчить создание и функционирование простых частных предприятий — кафе, парикмахерских, пекарен.

— распустить и запретить сети магазинов — пусть растет сто цветов;

— разгрузить Москву, создав неблагоприятный для бизнеса климат;

— стимулировать село, субсидируя закупки продовольствия.

И всё это — не фантастика, не утопия, но так и обстояло дело в развитых капиталистических странах в 1970-х годах до победы неолиберализма, до Тэтчер и Рейгана.

Но в общем-то, половину острых проблем России можно излечить обычным высоким прогрессивным налогом, а пока это не сделано, что попусту говорить о Сталине, когда обложить налогом люди умели и без него.

По большому счету — пора перестать реагировать на события и начать инициировать их самим. Слишком часто мы задумываемся и пытаемся прогнозировать, что о н и сделают, что планируют наши враги. Надо перестать об этом задумываться — главное — это то, что сделаем мы. Пусть они на нас реагируют и с нами борются, а не наоборот. Я верю, что от России зависит будущее мира — а значит, и от нас.

От Олег Н
К Мак (13.04.2010 19:21:57)
Дата 19.04.2010 20:48:36

Исраэль Шамир, как обычно, на высоте

Исраэль Шамир

> Так, ваш покорный слуга старается бороться с разрушительными неолиберальными идеями — от национального самоопределения, ведущего к расколу живых стран, до вымышленных жупелов расизма и антисемитизма, губящих все коренное и подлинное. То есть мы можем проводить нашу линию, в то же время не оказываясь ретроградами, что не столько позорно, сколько проигрышно.

Вот именно!
Исраэль Шамир - последовательный интернационалист.


От Alex55
К Мак (13.04.2010 19:21:57)
Дата 14.04.2010 09:50:46

Re: Исраэль Шамир: . безнадежно устарел.

>Исраэль Шамир
>ЛИНИЯ СУДЬБЫ
> Залогом этого светлого будущего стал прекрасный новый фильм "Первый отряд" — про советских пионеров-героев, которые и после смерти сражаются с нечистью, поднятой из мира теней колдунами СС Аненербе. Фильм снят в технике аниме, как японские мультики...
Да, простой рациональный язык, обращающийся к разуму, подкрепляемый образами для лучшего понимания сказанного, кем-то явно забракован. Остаются хоть мюзиклы, хоть анимэ, хоть колдуны, хоть наполеоны 3. Лишь бы не коммунизм

От Singsheng
К Alex55 (14.04.2010 09:50:46)
Дата 15.04.2010 08:18:10

Какое жуткое японское пойло выдается за нечто замечательное.

Одного сюжета и описания уже достаточно, чтобы понять, что это за отстой.

>Если Кремль завтра назначит Алешу Климова и Мишу Шприца министром культуры и директором "Останкино" соответственно — можно будет смело голосовать за такой Кремль. Тогда нам и нового Сталина не надо.

Просто фантастическая логика.

От Ikut
К Singsheng (15.04.2010 08:18:10)
Дата 20.04.2010 10:53:31

Тов. Мао Цзедун похвалил бы авторов

за то, что они сумели донести до молодежи, свихнутой на японской анимации и мистике, советско-патриотические идеи.

От Singsheng
К Ikut (20.04.2010 10:53:31)
Дата 20.04.2010 16:51:54

Не выдавайте зеленое за съедобное

>за то, что они сумели донести до молодежи, свихнутой на японской анимации и мистике, советско-патриотические идеи.

Никаких особо советских идей в этой бурде нет и быть не может. Просто для очередного ушата с кровищей, эротикой и бредятиной, давящего на воспаленные инстинкты, избрали такой сеттинг, как великая отечественная война, только и всего. Мао Цзэдун жестко боролся с мистическим суевериями. У авторов этого аниме отсутствуют социалистические убеждения, а значит, они не могли их никому донести. Худо-бедно социалистические убеждения прослеживаются у Хаяо Миядзаки, но даже нельзя сравнивать творческий,культурный уровень Миядзаки и этой шприцбурды.
Я вообще считаю это "творение" оскорблением памяти павших в войне. Из того, что мы знаем об отдавших свои жизни в войну, совершенно очевидно, что они были бы, мягко говоря, не в восторге от такой чуши и гадости.

Цитата и шприца, автора аниме, в подтверждение моих слов: "Читать это было невозможно, а вот смотреть очень круто. Вообще, с жанровой точки зрения дети, которые мочат взрослых огнестрельным оружием, — это дико сексапильно. Kids with guns — концепт, который нас реально втыкал."

То бишь, вся эта хрень - это всего лишь насилие и секс, причем педофилическо-японского пошиба, в упаковке ВОВ. Сами авторы откровенно об этом говорят.

От Ikut
К Singsheng (20.04.2010 16:51:54)
Дата 20.04.2010 22:29:36

Вам и не позволят сделать фильм о пионерах

а Шприцу позволят. Вы же в подконтольной стране живете. А рассуждаете, будто режиссерам все можно.

> Из того, что мы знаем об отдавших свои жизни в войну, совершенно очевидно, что они были бы, мягко говоря, не в восторге от такой чуши и гадости.

Я тоже, мягко говоря, не в восторге. Но для отравленных молодых зрителей бой пионеров с фашистами более полезен чем надоевшие вампиры и слизняки.

>Цитата и шприца, автора аниме, в подтверждение моих слов: "Читать это было невозможно, а вот смотреть очень круто. Вообще, с жанровой точки зрения дети, которые мочат взрослых огнестрельным оружием, — это дико сексапильно. Kids with guns — концепт, который нас реально втыкал."

Для тусовки они и должны так говорить и даже думать, а пионеров в следующий фильм все-таки вставлять.

От Alex55
К Ikut (20.04.2010 22:29:36)
Дата 21.04.2010 11:31:19

Re: "Оба хуже"

>Я тоже, мягко говоря, не в восторге. Но для отравленных молодых зрителей бой пионеров с фашистами более полезен чем надоевшие вампиры и слизняки.
Вспомнился анекдот. Заметка в газете, сообщающая о жителе горного селения, унесенном гигантской птицей, заканчивается так: На высоте метров триста имярек удалось высвободиться из хищных когтей. К счастью он упал не на острые скалы, а на гладкое шоссе

От Singsheng
К Ikut (20.04.2010 22:29:36)
Дата 20.04.2010 22:58:58

Ну да, ну да

>а Шприцу позволят. Вы же в подконтольной стране живете. А рассуждаете, будто режиссерам все можно.

Да бросьте! Можно же игру Ил - 2 "штурмовик" создавать. Вот это, вещь. И "про войну", и правдиво, и заставляет больше узнать о войне. Вот как надо о войне рассказывать - всякий педофотстой рядом не стоял. Хотите кстати, можете посмотреть один полет Вашего покорного слуги, недавно записал.
http://webfile.ru/4371079 . Просто для интереса гляньте и увидите, на каком уровне можно молодежи рассказать о войне. В этой стране. Было бы чистое желание и ясная голова.

>Я тоже, мягко говоря, не в восторге. Но для отравленных молодых зрителей бой пионеров с фашистами более полезен чем надоевшие вампиры и слизняки.

Такой бой - не полезен. Ложное познание и представления еще хуже полного невежества.

>>Цитата и шприца, автора аниме, в подтверждение моих слов: "Читать это было невозможно, а вот смотреть очень круто. Вообще, с жанровой точки зрения дети, которые мочат взрослых огнестрельным оружием, — это дико сексапильно. Kids with guns — концепт, который нас реально втыкал."
>
>Для тусовки они и должны так говорить и даже думать, а пионеров в следующий фильм все-таки вставлять.

Может, Вы в восторге и от нашумевшей истории с порнофильмом, снятым на "авроре"? Там ведь аврора тоже вставлена. Это абсолютно фетишистская вставка, точно так же, как крест, использованный мадонной для этого самого. Это, по - Вашему, следует считать пропагандой христианства, и папа римский был бы в восторге от этого, и похвалил бы авторов?