В Сколково будет построен лабораторный комплекс с самым современным оборудованием, возможно, появятся филиалы университетов и научно-технологические подразделения компаний, и работать в нем будут ученые с мировым именем, в том числе, нобелевские лауреаты. В среду, 7 апреля, в Москве прошла первая встреча сообщества молодых ученых и инженеров «futurussia», посвященная разработке проектов по созданию инновационного Города в Сколково. Создание российской Кремниевой долины началось.
Как сообщал ранее ER.RU, о планах по созданию в России Центра исследований и разработок президент РФ Дмитрий Медведев объявил в феврале 2010 года на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ. Инициатором строительства российской Кремниевой долины – аналога американской Силиконовой долины – выступил первый заместитель администрации президента РФ, зампредседателя комиссии по модернизации Владислав Сурков, в интервью газете «Ведомости» рассказавший о концепции строительства этого наукограда.
Изначально государственной комиссией рассматривались семь-восемь регионов, где может быть размещен так называемый инноград. На встрече с победителями Олимпиад, студентами - президентскими стипендиатами, состоявшейся 18 марта, Медведев сообщил, что местом для возведения выбрано Сколково в Подмосковье. «Будем строить этот центр в том месте, где у нас есть неплохой задел для того, чтобы это сделать быстро. Скорость имеет особое значение. Поэтому будем строить его в Сколково», – объяснил выбор президент.
Уже в минувший понедельник, 5 апреля, стало известно, что руководить научным советом Сколково будет нобелевский лауреат, депутат Госдумы Жорес Алферов.
И вот, в среду, 7 апреля, в Москве прошла встреча Суркова с сообществом молодых ученых и инженеров «futurussia», посвященная разработке проектов по созданию инновационного Города в Сколково. Как рассказал ER.RU один из участников встречи – руководитель управления Объединенного института ядерных исследований, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при президентском Совете по науке, технологиям и образованию, Андрей Тамонов, Сурков описал, каким он видит инноград, а также ответил на вопросы молодых ученых. Вопросы эти можно было задавать на сайте, а потом – и непосредственно в зале. Сурков также предложил ученым самим описать, каким они видят Город будущего, внести свои предложения.
«Эта встреча – приглашение к разговору о создании сообщества, в рамках которого разрабатывались бы модели будущего города, - сказал Сурков. – Важно заранее, не дожидаясь строительства, создать сообщество, готовое работать. Каким должен быть город будущего – вопрос открытый, облик центра инноваций зависит только от вас».
Сейчас все предложения ученых собираются в письменном виде, и уже в скором времени будет известно, чего же хотят от российской Кремниевой долины молодые ученые. Чего хочет первый замглавы администрации президента, он описал на встрече. По его словам, в Сколково будет создан лабораторный комплекс с самым современным оборудованием, возможно открытие филиалов университетов и научно-технологических подразделений компаний.
Сурков напомнил собравшимся о недавно опубликованных данных Минэкономразвития, согласно которым в Германии 70% компаний внедряют инновации, в Чехии таких компаний – более трети, а в России лишь 9%: «Можно просто огорчаться этому, а можно совершить рывок и стать в ряд мировых лидеров, а затем – и вырваться вперед. Сейчас у нас есть возможность стать передовой постиндустриальной державой. Мы иногда забываем, откуда берется национальное богатство: чем более развита страна, тем она богаче. И наша работа, ради которой и создается инновационный Город – это не праздные размышления, а прямая выгода».
По словам первого замруководителя администрации президента, существуют три социальных измерения политики модернизации. Первое – буквальное – состоит в том, что новые технологии порождают общественное благо и улучшают качество жизни.
Говоря о втором социальном измерении модернизации, Сурков отметил, что инновационная экономика невозможна без мобильных, активных социальных групп, которые двигают страну вперед. «После кризиса общество замерло, нет явных лидеров, и наша задача – привести в движение социальные группы, прежде всего, технических специалистов. Нужно доказать, что мозгами можно зарабатывать деньги, а позиция значительной части нашего бизнеса, к сожалению, крайне консервативна – трудно доказать корпорациям, что без технологий им не выжить», – заявил первый замглавы администрации президента.
Сурков также уверен в том, что экономическая модернизация и создание инновационной экономики служат укреплению демократии: «Сложное общество, сложная политическая система всегда устроены нелинейно и невозможны без сложной экономики. Нашим оппонентам стоит заняться техническим перевооружением экономики, а не пустой болтовней. Крайне важно противопоставить политической бессистемности системную модернизацию».
Чем привлечь зарубежных ученых?
Важным как идеологически, так и практически руководитель проекта по созданию иннограда считает интернациональный его характер: «В одиночку нам не удастся создать экономику нового типа. Нам нужно учиться, не стесняться приглашать специалистов и ученых».
Возможно ли это? «Рецепты привлечения в науку сильных зарубежных ученых давно известны, – считает Тамонов. – Те же американцы давно привлекают и российских, и других ученых. Для этого нужно создать необходимые условия для научной деятельности. В эти условия входит и строительство лабораторий для исследований, и возможность привлечь туда на работу необходимых специалистов, и обеспечение достаточным финансированием. Достаточным, а не по принципу: вот вам миллион рублей и ни в чем себе не отказывайте. Нужно финансирование, именно необходимое для исследований, естественно, если эта необходимость аргументирована».
По мнению Тамонова, есть несколько позиций, улучшив которые, Россия могла бы переманивать ученых с мировым именем. Например, одна из проблем, с которой сталкиваются ученые на Западе – это невозможность заниматься тем, чем они хотят, а необходимость заниматься конкретно заданной тематикой. Любому ученому же необходима свобода творчества. И если в России их не будут ставить в строго заданные рамки, то это будет хорошим стимулом для переезда.
Второе, чем наша страна может привлечь специалистов из-за рубежа – длительные контракты. «Проблема для научного сообщества на Западе – это временные контракты, – отметил Тамонов. – Почти все ученые работают на временных контрактах – 2-3 года. У ученых нет уверенности в завтрашнем дне, нет уверенности, что его не выгонят. Контракт закончился – а его редко когда продляют, и ученый должен искать новый контракт, новый проект, а это всегда проблематично и связано с переездами. И многие западные ученые ищут стабильного места, где бы на достаточно большой промежуток времени они были обеспечены возможностью проводить свои исследования. Если такая возможность будет предоставлена, при этом ученых обеспечат всем необходимым, то переезд вполне возможен».
Немаловажным стимулом является и престиж российской науки в мире. «Российская наука до сих пор в мире ценится очень высоко, российские ученые имеют хорошую репутацию, – считает Тамонов. – Сегодня на встрече выступали западные коллеги, которые очень лестно отзывались и о российской науке, и о российских ученых. Поэтому ореол уважения поможет привлечь сюда специалистов, если для них будут созданы необходимые финансовые, социальные, технические, технологические и инфраструктурные условия».
«Вопреки мнениям большого количества скептиков, проект развивается довольно энергично, – отметил в комментарии ER.RU генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Это видно и по прошедшему обсуждению. Со стороны власти есть желание проект реализовать, есть желание вовлечь в проект больше молодежи».
По мнению Симонова, теперь успех проекта во многом зависит от самих молодых ученых. «Самый главный барьер на пути реализации проекта – не деньги, не земля, не законы. Основное препятствие – некий общий скепсис, неверие в то, что это осуществимо. Если мы преодолеем неверие в этот проект, он может получиться. С привлечением молодых и амбициозных людей это доверие можно будет преодолеть значительно быстрее. Все-таки чаще мечтают молодые люди. А это – проект мечты. Люди должны поверить, что государству нужен думающий человек, способный изобрести что-то новое. Право участвовать в таком проекте – само по себе должно быть мечтой для молодых ученых. Это шанс, перспектива работать в крупнейших лабораториях, ведущих компаниях и участвовать в самых передовых транснациональных проектах».