От Владимир К.
К Александр
Дата 26.10.2001 19:21:07
Рубрики Россия-СССР; Показатели; Ограничения; Хозяйство; Графики; ...

Re: Неясно, как и насколько построению солидарного общества помогает...

Неясно, как и насколько построению солидарного общества помогает сопротивление мелких лавочников крупному торговому капиталу.

>Так надо этому лавочнику о Wal Mart-е побольше рассказывать, и что случается с мелкими лавками в тех странах куда он приходит.

Никак они особо и не способны сопротивляться. Вот, открылся на улице Савушкина универсам сети "Магнит" (местный у нас есть такой) и всех мелких торговцев на базарчике у этого здания - как ветром сдуло. Остались только зеленщики (этим универсам не торгует). Цены - немного ниже в универсаме. Придет Wal Mart - "Магниты" "ветром сдует". Покупателю все выгоднее и выгоднее (до поры до времени).

Лавочник будет, конечно, если ему помогать и "открывать глаза", сопротивляться как-нибудь, но, если наступит момент, когда ЕМУ станет хорошо - при первой удобной возможности сам наплюет на общественные интересы. Тут - шило на мыло.

А психология лавочника интересно проявляется.
Все-таки, приведу свои наблюдения.

Особенно важно то, что этого человека я очень хорошо знаю и могу сравнивать.

Мой двоюродный брат живет в казачьей станице на Дону - родине моего отца. Я живу в городе. Но, с детства, с самого раннего возраста мы часто были вместе. У отца много братьев. Все разъехались жить и работать в разные концы нашей страны, но, каждое лето - собирались семьями вместе на своей Малой родине. Мы с братом и другими детьми были всегда вместе. Все сознавали себя членами одной большой семьи, как это обычно и бывает.

Чего только мы с двоюродным братом не делали! Он мечтал стать шофером, как его отец. Мы с братом в 10-12 лет учились водить легковушку, грузовик, трактор, комбайн (!). Работали, помогая старшим, на уборке хлебов (брат за комбайнера, а я за помощника), на току. Разводили кроликов, косили сено, сажали и копали картошку, строили сарай и занимались тысячью других интересных дел. С удивлением сейчас отмечаю - какое замечательное детство было у меня и у моих братьев и сестер! Не променял бы ни на что!

Наступила перестройка, и т.д. и т.п. Ездить каждый год стало некогда и не на что. Селяне наши бедствовали, но, собственное хозяйство выручало, позволяло жить. Тем не менее, всякое бывало.
Вот, мой двоюродный брат (тот самый) женится. Он и наша (в широком смысле) семья оказались "бедными родствениками" в этой ситуации. Почти никого из наших со стороны жениха на свадьбе нет (не на что или нет возможности приехать). Я и мама, чтобы не получилось совсем конфуза - откликаемся на просьбу, собираемся и приезжаем (хоть и дорого для нас было).
Через два года женится там же второй двоюродный брат. Нам пишут, что совсем плохо! Денег на свадьбу почти нет (невеста не из зажиточной семьи), помогите деньгами хотя-бы на костюм жениху! Собрали, сколько надо - отослали безвозмездно. И много другого было. Они выручали нас посылками соленого мяса, других продуктов. Я это рассказываю потому, что факт: взаимовыручка часто спасала нас всех.

В этом году, впервые с 93-го, я получил настоящий отпуск. Со времени моей последней поездки прошло 7 лет. За это время все мы обзавелись семьями, подросли дети, не знающие своих "дальних" сверстников. Конечно же, я повез жену и сына туда, где прошло мое детство. Всего на неделю пока.

По письмам я знал, что за последние 2 года дела у брата пошли нормально. Он стал торговцем, "лавочником" (помогли родители его жены). Теперь у него свой магазинчик. Неплохой и по ценам (сравниваю с Астраханью, а односельчанам, в массе, видимо, дороговато) и по ассортименту (продукты, бытовая химия и т.п.). Можно сказать, что сбылась и его мечта стать шофером. У него собственный дизельный "ЗИЛ" с тентом, на котором с женой два раза в неделю ездит в Волгоград за товаром.

Хорошо встретились! Какая радость была! Сидели ночами, пили пиво, угощались разносолами, рассказывали друг другу о себе, вспоминали детство. Жены, дети познакомились, подружились.
С любопытством я присматривался к его новой жизни: "Как живут те, кто хоть немного, но преуспел в новом укладе? Что нового?".

Интересно то, что в быту почти ничего не изменилось. Как жили - так и живут. Те же старые, родные чашки-тарелки. Так же в хозяйство идет каждая жердина или лоскут. Никакого лоска, роскоши. Сам, если надо, таскает, грузит товар. Сестра работает продавцом (с двумя другими подругами), бухгалтер - друг детства.

Но, есть и новшества. Выкупил старый двухэтажный кирпичный дом (с советских времен там жил с родителями). Делает ремонт. Хочет сделать подвал с бассейном :-). Бытовая техника - на уровне (телевизоры, видео, телефоны, холодильники и т.п.). Грузовик, опять-же. Двое сыновей пошли в школу. Жена съездила по путевке во Францию (осталась недовольна только тем, что пришлось ехать одной: "все в тургруппе с мужьями, а я, как дура, одна"). Ну, тут уж обстоятельства (или денег пока на совместный тур не хватило, или магазин оставить было не на кого), это по человечески понятно. Можно только порадоваться за людей!

Увы, некоторые детали вызвали-таки неприятный осадок в душе.
Известно, дети любят сладости (мороженое, конфеты, киндерсюрпризы там...). Раньше, в моем детстве, покупал кто-нибудь из наших взрослых ящик мороженого или лимонада (не считаясь, кто сколько) и вся детвора добивала этот ящик (но, поровну каждому). Ну, и я так поступал, когда в гостях был: каждый день подарки всем детям, не разделяя своего и "чужих". Незадача: обнаруживаю, что наши "зажиточные" так уже не поступают. Некоторая абсурдность ситуации в том, что сладости покупаю в ЕГО же магазине по ОБЩИМ ценам и раздаю, в том числе, и ЕГО детям. Все это видят, но никто не чувствует неловкости :-). "Город Зеро" - да и только.
Я не в обиде! Я получаю огромную радость, видя, как счастливы дети, как радуются они подаркам! Но, как отстраненный наблюдатель, фиксирую факт.

Дальше... Замечаю, что сыновья брата единолично получают подарки от своих мамы и папы, но, не делятся ими с другими "нашими" детьми.

Дальше... Испорченные, списанные сладости, потерявшие товарный вид и вкус - кушать детям НЕ запрещается. Мне было бы стыдно, и на его месте я запретил бы детям брать испорченные продукты, а САМ предложил бы взамен бесплатно нормальные (чтобы дети не обижались). Ловлю себя на этом.

Тем не менее, во многом мой брат остался прежним.

Пожили, вернулись домой, решив, что на следующее лето обязательно, как нас просили, приедем уже на целый месяц.

И вот, "момент истины"?!
Моя мама попала в очень трудную ситуацию. Срочно и сразу потребовалась большая (для нас) сумма денег. Куда деваться? Надо срочно занимать у родни!

Так вот, никто из "состоятельных" не помог даже сотней рублей! Получилось оригинально: "много дать не хочу, а мало дать - стыдно"! У всех нашлись причины отказать ("новую машину покупаю", "сестру на курорт отправил"). Это все НАСТОЯЩИЕ слова! Мама сказала с горечью: "Ну, не не хочешь, или не можешь дать В ДОЛГ все десять тысяч рублей - дай хоть тысячу, все легче нам будет. Так нет...".

Помогли именно "нищие" наши родственники! Каждый дал, сколько мог. Кое-кто даже полностью отдал свои последние "гробовые" деньги! У кого вообще ничего не было - искренне жалели, что помочь не могут. Вот и сравнивай теперь...

Дело-то вот в чем! Получается, даже у "нормального" "нашего" человека из сельской местности "лавочничество" постепенно изменяет психологию. И, похоже, чем дальше - тем больше. А что говорить о горожанине, который и так не прочь "погрызть ближнего" во имя личных интересов, а "школу солидарности" вообще не проходил?

Первый этап процесса, на мой взгляд, - сужение круга "своих". Похоже, я, например, для моего двоюродного брата подсознательно уже не такой "свой" как он для меня. Для нас же он остался своим. Если у него случится беда - будем помогать, чем сможем.

Разница в психологии уже есть, увы. И вопросы... Насколько эта разница наносная? Станет ли он прежним при ухудшении его материального положения? Или приобретенный опыт заставит его поступать в соответствии с новой программой: "каждый сам за себя, один бог за всех"?

Посмотрю через год.

От Александр
К Владимир К. (26.10.2001 19:21:07)
Дата 26.10.2001 21:41:41

Re: Неясно, как

>Неясно, как и насколько построению солидарного общества помогает сопротивление мелких лавочников крупному торговому капиталу.

При чем тут построение? У нас и есть солидарное общество, и всегда было. Строить его не надо. Только организовать на защиту своих интересов.
Как же не ясно? Была ли хоть в одной кап. стране социалистическая революция? Нет. Все сплошь в крестьянских странах, где мелкие хозяйчики.


>>Так надо этому лавочнику о Wal Mart-е побольше рассказывать, и что случается с мелкими лавками в тех странах куда он приходит.
>
>Никак они особо и не способны сопротивляться. Вот, открылся на улице Савушкина универсам сети "Магнит" (местный у нас есть такой) и всех мелких торговцев на базарчике у этого здания - как ветром сдуло. Остались только зеленщики (этим универсам не торгует). Цены - немного ниже в универсаме. Придет Wal Mart - "Магниты" "ветром сдует". Покупателю все выгоднее и выгоднее (до поры до времени).

>Лавочник будет, конечно, если ему помогать и "открывать глаза", сопротивляться как-нибудь, но, если наступит момент, когда ЕМУ станет хорошо - при первой удобной возможности сам наплюет на общественные интересы. Тут - шило на мыло.

Вот только такой момент никогда не настанет. Это уж можно гарантировать на все 100%. А если вспомнить перестроечную хазановщину, вроде падения в обморок перед витриной супермаркета, то надо признать что мелкий лавочник если бы и упал в обморок перед Wal Mart-ом то исключительно потому что живо представил бы себе что будет когда на него такой слон наступит.

На самом деле проблема еще и в пережитках советского сознания. Большой универмаг не воспринимается как враг. По инерции большие предприятия это "НАШЕ". А вот тут дудки! И это бы надо потихоньку до народа доводить.

>А психология лавочника интересно проявляется.
>Все-таки, приведу свои наблюдения.

>Особенно важно то, что этого человека я очень хорошо знаю и могу сравнивать.

>Мой двоюродный брат живет в казачьей станице на Дону - родине моего отца. Я живу в городе. Но, с детства, с самого раннего возраста мы часто были вместе. У отца много братьев. Все разъехались жить и работать в разные концы нашей страны, но, каждое лето - собирались семьями вместе на своей Малой родине. Мы с братом и другими детьми были всегда вместе. Все сознавали себя членами одной большой семьи, как это обычно и бывает.

Все это обычное дело. Мне тоже советский строй больше нравился. Люди душевные. Да и сами мы в Америке впали в крайний советский фундаментализм. Однако солидарное общество и советский строй не одно и тоже. Пока восстановить советский строй невозможно и речь идет о сохранении народа и его солидарного общества не нужно
слишком сужать нашу социальную базу. Мелкий семейный бизнес - антагонист крупного корпоративного. На этом были сделаны все социалистические революции. Конечно победившему народу нужны крупные предпрятия, обеспечивающие инфраструктуру (энергетика, транспорт, наука, высокие технологии, ВПК...) но в остальном жесткости никакой нет.

А вот кусок их "12 писем из деревни" Энгельгардта, описывающий ситуацию сходную с Вашей. Но ведь Россию прошлого века мы безусловно признаем солидарным обществом.

"Я знаю один крестьянский двор, состоящий из старика, старухи и пяти женатых братьев. Старик совсем плох, стар, слаб, недовидит, занимается по хозяйству только около дома, в общие распоряжения не входит. Хозяином считается один из братьев. Все братья, хотя и молодцы на работу, но люди не очень умные и бойкие, смиренные, рахманные, как говорят мужики; даже тупые, совершенно подчиненные своим женам. Бабы же, как на подбор, молодица к молодице, умные — разумеется, по-своему, по-бабьему, — здоровые, сильные, все отлично умеют работать и действительно работают отлично, когда работают не на двор, а на себя, например когда зимою мнут у меня лен и деньги получают в свою пользу. Хозяйство в этом дворе в полнейшем беспорядке; бабы хозяина и мужей не слушают, на работу выходят поздно, которая выйдет ранее, поджидает других, работают плохо, спустя рукава, гораздо хуже батрачек, каждая баба смотрит, чтобы не переработать, не сделать более, чем другая. Все внутренние бабьи, хозяйственные работы производятся в раздел. Так, вместо того, чтобы поставить одну из баб хозяйкой, которая готовила бы кушанье и пекла хлебы, все бабы бывают хозяйками по очереди и пекут хлеб поне-
9 А. Н. Энгельгардг
258 А. Н. Энгельгардт
дельно — одну неделю одна, другую — другая. Все бабы ходят за водою и наблюдают, чтобы которой-нибудь не пришлось принести лишнее ведро воды, даже беременных и только что родивших, молодую, еще не вошедшую в силу девку, дочь старшего брата, заставляют приносить соответственное количество воды. Точно так же по очереди доят коров; каждая баба отдельно моет белье своего мужа и детей; каждая своему мужу дает отдельное полотенце вытереть руки перед обедом, каждая моет свою дольку стола, за которым обедают. Случилось, что в этом дворе были у трех баб одновременно грудные дети, которых нужно было подкармливать молочной кашей, между тем зимою во дворе была всегда одна рано отелившаяся корова, так что все молоко должно было итти на грудных детей. Казалось бы, чего проще хозяйке выдоить ежедневно корову и сварить общую молочную кашу для всех детей. Нет, ежедневно одна из баб-ди-тятниц, по очереди, доит корову, молоко разделяется на три равные части, и каждая баба отдельно варит кашу своему ребенку. Наконец, и этого показалось мало — должно быть, боялись, что доившая может утаивать молоко, — стали делать так: бабы доят коров по очереди, и та, которая доит, получает все молоко для своего ребенка, то есть сегодня одна невестка доит корову, получает все молоко себе, и потом три дня варит своему ребенку кашу на этом молоке, завтра другая невестка доит корову и получает все молоко себе, послезавтра третья...
Даже в полевых работах бабы этого двора вечно считаются. Каждая жнет отдельную нивку, и если одна оставила высокое жнитво, то и все другие оставляют такое же. Словом, работают хуже, чем наемные батрачки. Бабы этого двора даже разные торговые операции делают независимо от двора: одна из баб, например, арендует у бедных крестьян несколько нивок земли, независимо от двора, на свои деньги, сеет ячмень и лен в свою пользу, другая выкармливает на свой счет борова и продает в свою пользу.
Однако и при таком безобразии, все-таки двор остается зажиточным:
нет недоимок, хлеба довольно, семь лошадей и восемь коров, хорошая снасть, бабы в нарядах, у мужиков сапоги, красные рубахи и синие поддевки, есть свободные деньги. И дом называется «богачев» двор. А почему? Потому что земля не разделена на малые нивки, потому что нивы большие, работа производится сообща, молотят на одном овине, сено кладут в одну пуню, скот кормят на одном дворе, живут в одном доме, топят одну печку, едят из одной чашки. При хорошем хозяине, у которого бабы в струне ходят, у которого во всем порядок и есть хозяйственный «загад», такой двор, состоящий из десяти работников, будет быстро богатеть, скота и лошадей будет много, корму, а следовательно, и навозу будет достаточно, своя земля будет хорошо удобрена и обработана — нивы-то широкие, можно и так, и так пахать, — да и на стороне хозяин снимет у подупавшего барина землицы под лен и хлеб, а то, смотришь, и купит какую-нибудь пустошку или хуторок, из которого потом вырастет деревня. Такому двору и «курятник» не страшен; случится что — кто же знает, все мы под Богом ходим — плюнешь направо, а может, «закон такой есть», как говорил жид, что нужно плевать налево, — такому и «курятник» не страшен, ну, сунул ему трояк либо пятерку. Да и «курятник» тоже человек, все-таки же помянет, что в таком дворе его всегда приветят — отойди ты только от нас — полштоф поставят, «исправницкую яичницу»* сделают, медком угостят. Такой многосемейный двор, даже и при слабом хозяине, хотя и не будет так богатеть, но все-таки будет жить без нужды; и недоимок не будет, и хлеба достаточно, и в батраки сельские заставляться не станут. А про то, чтобы в «кусочки» ходить, и говорить нечего. Но вот умер старик. У некоторых братьев сыны стали подрастать — в подпаски заставить можно. У одного брата нет детей, у других только дочки. Бабы начинают точить мужей: «неволя на чужих детей работать», «вон Сенька бросил землю, заставился к пану в скотники, 75 рублей на готовых харчах получает, а женку в изобку посадил — она ни жнет, ни пашет, сидит, как барыня, да на себя прядет» и т. д. и т. д. Сила, соединявшая семейство и удерживавшая его в одном дворе, лопнула. И вот, несмотря на то, что «один в поле не воин», что «одному и у каши не споро», что «на миру и смерть красна», двор начинает делиться. Вместо одного двора является, например, три. Нивы делятся на узенькие нивки, которые и обработать хорошо нельзя, потому что не только пахать, но и боронить нельзя: кружит баба с боронами, кружит, а все толку нет. Каждый работает отдельно на своей нивке. Молотят на трех овинах, да еще хорошо, если, разделившись, возьмут силу построить три овина, а то овин остается общий на трех, и каждый молотит на нем по очереди отдельно свой хлеб — ну, как же тут поспеть вовремя намолотить на семена и сохранить хлеб чистым? У одного рожь чиста, у другого — он вчера на семена молотил — с костерем. Никто за овином не смотрит, нет к нему хозяина, никто его вовремя не ремонтирует. Сено убирают каждый отдельно на своих нивках и, если что выигрывается от того, что каждый работает на себя, а не на двор, то теряется вследствие того, что одному нет возможности урвать в погоду, как может это сделать артель. Кладут сено в три отдельные пуни. Скот кормят на трех отдельных дворах, и для ухода, для носки корма нужно три человека, тогда как прежде делал это один. "

От Владимир К.
К Александр (26.10.2001 21:41:41)
Дата 28.10.2001 13:10:20

Re: Мм-да... Ничто не ново под луной... Аналогия близкая.

Но и сознание людей уже не то, что век назад. Буду с братом общаться, письма писать (по телефону душу не высветишь) постараюсь разобраться, как он мир теперь видит.

От self
К Владимир К. (28.10.2001 13:10:20)
Дата 29.10.2001 08:33:44

человек не меняется

>Но и сознание людей уже не то, что век назад

Человек всё тот же. Окружение его формирует. Потому СГ за сохранение этой "правильной оружающей среды" и борется.
Вы правильно подметили психологию лавочника. Правда я знаю, нескольких людей, что "не испортились". Правда там ситуация несколько (если не сказать - совсем) иная. Те же магазинчики, начинал сам, с аренды гаража, разорялся пару раз. Но "вставание на ноги" было вторичным, вспомогательным, для воплощения основной идеи - реализация проффесиональной задачи.
Потому психология осталась нормальной, недеформированной. Мужиком человек остался. А вот когда цель - деньги, хорошая жисть, то добра не жди. Через год убедитесь в этом.

Вот и в обществе должен быть не только моральный запрет на "цель - деньги, благополучие, удовлетворение всё возрастающих...", не только воспитание в этом духе (как при Сталине, что сволочь Хрущёв похерил), но и законодательно (что было при Советах - за спекуляцию сажали).

А вот вернётся ли он к ранешнему, "правильному" типу поведения при ухудшении ситуации, неважно. Важно, есть в человеке стержень или нет.
Как вернётся, так и обратно пойдёт. Ненадёжен человек, подвластный внешним обстоятельствам.

От Владимир К.
К self (29.10.2001 08:33:44)
Дата 29.10.2001 13:44:14

Re: Верно Вы заметили!

Верно Вы заметили!

>Вот и в обществе должен быть не только моральный запрет на "цель - деньги, благополучие, удовлетворение всё возрастающих...", не только воспитание в этом духе (как при Сталине, что сволочь Хрущёв похерил), но и законодательно (что было при Советах - за спекуляцию сажали).

Меня беспокоит ставка на частные малые предприятия в "проекте выживания".

Сомневаюсь в прочности. Можно организовать фирму - как общину. Но, во-первых, далеко не каждый "собственник" это сделает, а, во вторых, в массе, руководителей-собственников легко "купить" (не обязательно деньгами), как это происходило с "красными директорами" 90-х (а они и собственниками-то не были, а сработало желание ими стать). И предпосылки к этому имеются: "чувство хозяина" и т.п.

И успешными в предпринимательстве, по моему мнению, чаще становятся те, кто носит и развивает в себе вирус эгоизма (ну, преимущество в этом деле у них такое!). Эгоизм, конечно, присущ каждому в разной мере, но, не каждый его способен смирять ради общего дела. Тем более, если среда будет способствовать обратному.

Так что рекруты в "пятую колонну" при таком жизнеустройстве будут всегда в достаточном количестве.

Чем компенсировать?

От self
К Владимир К. (29.10.2001 13:44:14)
Дата 02.11.2001 05:53:52

не знаю ещё чем компенсировать окромя воспитания

>> Вот и в обществе должен быть не только моральный запрет на "цель - деньги, благополучие, удовлетворение всё возрастающих...", не только воспитание в этом духе (как при Сталине, что сволочь Хрущёв похерил), но и законодательно (что было при Советах - за спекуляцию сажали).

> Меня беспокоит ставка на частные малые предприятия в "проекте выживания".

здесь малые предприятия должны выступать как общины, артели. У них не должно быть всяких жидовский изобретений типа акций и прочих бумажек. Не должно быть возможности купить-продать часть или всю фирму-артель. Запрет на всяческие залоги имущества, земельные участки и прочу трехомудь. У Лескова в "Запечатленном ангеле" есть интересное описание артели (правда, лишь косвенное)

> Сомневаюсь в прочности.

Зря сомневаетесь. Прочности никакой. Одна порочность. Раненому в область живота нельзя давать пить,хотя ему очень хочется - помрёт и вся недолга, хотя перед смертью вроде как временое облегчение испытает. Но это всё обман и фикция. С летальным исходом.

> Можно организовать фирму - как общину. Но, во-первых, далеко не каждый "собственник" это сделает, а, во вторых, в массе, руководителей-собственников легко "купить" (не обязательно деньгами), как это происходило с "красными директорами" 90-х (а они и собственниками-то не были, а сработало желание ими стать). И предпосылки к этому имеются: "чувство хозяина" и т.п.
> И успешными в предпринимательстве, по моему мнению, чаще становятся те, кто носит и развивает в себе вирус эгоизма (ну, преимущество в этом деле у них такое!). Эгоизм, конечно, присущ каждому в разной мере, но, не каждый его способен смирять ради общего дела. Тем более, если среда будет способствовать обратному.
> Так что рекруты в "пятую колонну" при таком жизнеустройстве будут всегда в достаточном количестве.

Абсолютно верно.

> Чем компенсировать?

Нечем, кроме как воспитанием. Больше нечем :-(((
Вот и СГ вопрошает - как воспитать, если нет таких стихийных воспитателей, коими являются голод, нужда, лихолетье?

От Баювар
К self (02.11.2001 05:53:52)
Дата 02.11.2001 13:19:32

окромя воспитания

>> Так что рекруты в "пятую колонну" при таком жизнеустройстве будут всегда в достаточном количестве.

>Абсолютно верно.

>> Чем компенсировать?

>Нечем, кроме как воспитанием. Больше нечем :-(((

Ну как это нечем? Вон, солидарные органы предлагается создать. Воспитание -- эвфемизм для репрессий, как это было выяснено.