>Затянувшаяся на 4 века гибель Римской империи - это просто наследие эпохи Просвещения с культом Римской республики. Для Цицерона и Катона Младшего Рим гиб уже при них, а это унаследовали. Хотя при Антонинах Римская империя пережила свой апогей. От Британии и Рейна до Евфрата.
Так я же не возражаю, что нельзя метафорически утверждать, что Римская Империя погибала 4 века. Ясное дело, что когда там рабов стало в полях работать больше, чем свободных граждан - это было уже начало конца.
>Но и 20 лет Западная Римская империя не погибла. Просто сам Рим утратил свое значение с образованием Константинополя, падением его государственного мифа. И Одоакр просто декларировал сюзеренитет Константинополя, отправляя туда знаки императорского достоинства. Позднее Византия приняла в штыки проаозглащение императором Карла Великого папой Римским.
>Римская империя не погибла в 476 году солнечного летоисчисления. Просто центр тяготения сместился из Рима в Константинополь.
Это Вам как будет угодно. Можете считать, что центр Империи сместился. Современник же тех событий писал "Мой голос пресекся, когда я услыхал, что покорен город, которому до этого покорялась вся земля". Собственно в Риме срустя столетие в 6 веке осталось не более нескольких десятков тысяч жителей, которые пасли на его улицах скот. Римская архитектура, скульптура, живопись были прочно и надолго забыты. Язык умер.
> Это Вам как будет угодно. Можете считать, что центр Империи сместился. Современник же тех событий писал "Мой голос пресекся, когда я услыхал, что покорен город, которому до этого покорялась вся земля". Собственно в Риме срустя столетие в 6 веке осталось не более нескольких десятков тысяч жителей, которые пасли на его улицах скот. Римская архитектура, скульптура, живопись были прочно и надолго забыты. Язык умер.
Центр Римской империи действительно сместился на Босфор. Недаром иные историки эпохи Просвещения пробовали писать историю Рима от его основания до падения Константинополя в 1453 году. Такая точка зрения тоже существовала. Византия говорила на другом языке, но ее граждане считали себя ромеями, то есть, римлянами. Во время взлета Византии при Юстиниане Великом его легионы и часть Италии контролировали.
Для современников даже первое взятие Рима готами стало шоком своего рода. Это отражено и в христианской литературе (возросли ожидания близкого конца всего) и в языческой реакции (а она была достаточно бурной - Рим пал, перестав служить старым божествам). Рушился миф о Риме как владыке мира. Пелагий писал: "как содрогнулся Рим, владыка мира, при виде готов, при звуках их трескучего рога". И предлагал задуматься, как содрогнутся все при трубе архангела. Когда на род человеческий ополчатся силы небесные, как горько тогда возрпиет мир весь.