От Георгий
К Георгий
Дата 03.11.2001 00:35:16
Рубрики Крах СССР; Образы будущего; Ссылки;

Поляки снова смотрят на Восток? (*+)

Поляки снова смотрят на восток?

Ответ на этот вопрос мы, возможно, получим уже в ближайшее время

Октябрьская встреча В. Путина с президентом Польши А. Квасьневским продемонстрировала явное улучшение российско-польских отношений, которые были пронизаны недоверием и антипатией все последние годы. Как известно, ведущие польские СМИ постоянно озвучивали тезис: все плохое идет с востока. В свою очередь россияне, особенно люди старших поколений, оценивали Польшу как неблагодарную страну, которая забыла о том, что в 1945 г. получила при помощи Москвы самые лучшие границы в своей истории и в дальнейшем всегда пользовалась щедрой экономической помощью восточного соседа.

Последним эпизодом из серии открытых стычек на государственном уровне был «шпионский скандал» в январе 2000 г., когда сразу девять российских дипломатов были высланы из Варшавы по подсказке спецслужб НАТО. В мае 2001 г. Москва была откровенно шокирована заявлением министра обороны Польши о готовности разместить на своей территории элементы американской системы ПРО, включая антиракеты.

Впрочем, многие обозреватели еще тогда связывали эти события с предстоящими президентскими и парламентскими выборами в Польше: правые силы нагнетали чувство русофобии, стремясь поднять свои шансы на выборах.


Итоги сезона выборов

Теперь сезон выборов закончен. Итоги показательны. На президентских выборах осенью 2000 г. уже в первом туре уверенно победил кандидат Союза демократических левых сил (СДЛС) А. Квасьневский, набравший 54% голосов. Лех Валенса, известный лидер «Солидарности», первый президент постсоциалистической Польши, получил всего 1% голосов и вскоре объявил о своем уходе из политики. Впрочем, на Валенсу правые и не ставили. Ставка делалась на М. Кшаклевского, молодого и энергичного преемника Валенсы на посту лидера «Солидарности», но тот набрал всего 15% голосов.

На парламентских выборах в сентябре 2001 г. также победили левые: СДЛС получил 216 мандатов из 460. Избирательные блоки правых, возникшие на основе «Солидарности», вообще не прошли в парламент.

19 октября лидер СДЛС Лешек Миллер возглавил новое правительство. Таким образом, правые силы потеряли и сейм, и правительство.

Парламентская победа левых сил даже более важна, чем президентская, поскольку, по новой конституции Польши (1997), усилена независимость правительства, формируемого парламентским большинством.

Для широкой публики двойной успех левых кажется удивительным, поскольку Польша всегда представлялась как страна, которая прошла наиболее успешный путь рыночных реформ среди всех бывших социалистических стран.

«Экономическое чудо» в рыночных ценах

Во многом так оно и есть. Уже после первого крайне тяжелого года реформ (1990), когда индекс розничных цен вырос на 586%, а падение ВВП составило 11,6%, ситуация в стране стала развиваться с положительной динамикой. В 1991 г. спад реального ВВП составил только 7%, а затем начался рост: в 1992 г. — 2,6%, в 1993-м — 3,8%, в 1994-м — 5,2%, в 1995-м — 7%, в 1996-м — 6,1%, в 1997-м — 6,9%, в 1998-м — 4,8%, в 1999-м — 4,1%, в 2000-м — около 4%.

Из всех стран с переходной экономикой у Польши была наименьшая глубина падения экономики от уровня 1989 г. — всего 13,6% (средняя величина падения по бывшим социалистическим странам составила 40%), а по темпам роста ВВП в 1990 — 2000 гг. она уступила только Словакии.

Успех был во многом связан с тем, что правительство в целом грамотно проводило реформы. Шоковая терапия ограничилась только разовым отпуском цен, который позволил привести в соответствие массу товаров и денег на потребительском рынке. Что касается приватизации, то массовая приватизация крупных предприятий началась только с 1997 г. и проводилась осторожно. Именно сохранение государственного сектора в промышленности позволило полякам избежать глубокого падения производства. Высокой осталась и роль государства в управлении экономикой. Правительство жестко регулировало валютный курс и не допускало утечки валюты.

По данным МВФ, Польша уже к 1997 г. — единственная из восточноевропейских стран — преодолела докризисный уровень развития. Однако с этим утверждением дело обстоит непросто, поскольку в странах с переходной экономикой резко изменилась сама структура ВВП (выросла доля сектора услуг и изменились принципы ценообразования, а ВВП выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг именно в рыночных ценах). Если же взять только товарную часть ВВП и в физических величинах, то вряд ли Польша достигла уровня конца 1980-х гг. по этим показателям.

Кроме того, в Польше произошло существенное расслоение и перераспределение доходов в пользу новой элиты. Поэтому многие простые поляки считают, что они живут хуже, чем жили раньше. Если к этому прибавить 16%-ный уровень безработицы, который существует в Польше, то понимаешь, что «польское чудо» носит достаточно условный характер.


Любимое дитя Запада

Ситуацию в Польше нельзя правильно объяснить и без учета того, что важным источником «польского чуда» был внешний фактор.

В целом Запад помог новой Польше так, как он не помог никакой другой восточноевропейской стране. Только прямые иностранные инвестиции в Польшу за 1990-е гг. составили 15 млрд долл. Одна лишь Венгрия получила чуть-чуть больше, продав почти всю крупную промышленность иностранному капиталу.

Помощь Варшаве со стороны Запада не случайна. В военно-стратегическом отношении Польша является наиболее важной страной Восточной Европы. Поэтому она всегда была объектом особого внимания. В период холодной войны Запад использовал все средства для развития оппозиционного движения в Польше, видя в ней ключ ко всей Восточной Европе.

Средства борьбы были не тривиальные. Так, лидеры Запада, понимая, что католическая церковь в Польше является опорой оппозиции, помогли епископу К. Войтыле стать первым в истории поляком, занявшим Ватиканский престол. В 1978 г. он стал Римским Папой и очень много сделал для победы антисоциалистических сил.

Вторым инструментом борьбы явился так называемый свободный профсоюз «Солидарность», который возглавил Лех Валенса, харизматический электрик с гданьских верфей. Запад также заботился о его высоком статусе: в 1984 г. Валенса получил Нобелевскую премию мира.

Свободный профсоюз стал могильщиком социалистической Польши. История эта такова. В 1970-е гг. польское руководство совершило много ошибок в управлении экономикой страны. В частности, набрало кредиты на Западе, которые не могло отдать. К концу 1970-х гг. правительство было не в состоянии обслуживать долги, не урезая социальные расходы. «Солидарность» ответила массовыми забастовками. В 1981 г. президент Ярузельский ввел военное положение на два года. Запад ввел экономическую блокаду Польши. В начале 1980-х гг. СССР не допустил краха польской экономики, но в период «перестройки» объем помощи резко сократился.

В 1988 г. правительство Ярузельского было вынуждено поднять цены на продукты питания на 40%. Оппозиция опять организовала забастовки. К концу года правительство пошло на переговоры с «Солидарностью», которые привели к организации свободных выборов в июне 1989 г. За кандидатов «Солидарности» голосовали 5,5 млн, а за кандидатов компартии (ПОРП) — 4 млн избирателей.

В принципе это не было полным поражением ПОРП. Но Ярузельский и другие лидеры ПОРП практически отказались бороться за удержание власти и позволили правым сформировать правительство. Причина была очевидной. Внешний долг Польши в 1989 г. составлял 63% от ВВП, и на поддержку СССР уже нельзя было рассчитывать. Помощь могла прийти только с Запада, но получить ее могла только некоммунистическая Польша.

Ярузельский хорошо передал сложившуюся ситуацию: «Польшу того периода можно сравнить с пациентом, который лежит на операционном столе в ожидании тяжелой и болезненной операции. Необходим был наркоз, которым в наших условиях стало обретение полной суверенности. Это было необыкновенно важно — психологически и исторически. Уже чувствовалось, что старая система надоела. Наконец Запад, США сбросили на Польшу долларовый дождь. Своего рода обезболивающее».

Это «обезболивающее» Запад давал Польше все годы реформ. Однако такая ситуация не может длиться вечно, тем более что в 1999 г. Запад решил свою главную стратегическую задачу в отношении Польши: она стала членом НАТО. Теперь многие европейские страны, скорее, склонны видеть в Польше экономического соперника, который рвется на рынки со своими товарами. Любопытно отметить, что после вступления в НАТО ситуация в польской экономике резко ухудшилась. Сейчас она оценивается новым правительством как катастрофическая.


Слово и за Москвой

Похоже, что Польша вступает в новую фазу своей истории. Ей придется опираться главным образом на собственные силы. И выплачивать долги, и решать все другие накопившиеся проблемы предстоит новому правительству левых.

В принципе у левых партий есть опыт пребывания у власти, поскольку правым никогда не удавалось надолго оттеснить их от управления страной.

Политическая история постсоциалистической Польши прошла несколько этапов. В 1991 г. правые силы полностью взяли власть у ПОРП. Вместо ушедшего досрочно с поста президента лидера ПОРП Ярузельского президентом Польши был избран Л. Валенса. Но уже в 1993 г. парламентские выборы дали победу партиям левого крыла. Коалиционное правительство сформировали «Союз левых демократов» под руководством А. Квасьневского и Польская партия крестьян (ПСЛ), возглавляемая В. Павляком, который стал премьер-министром. Именно Павляк тогда не допустил массовой приватизации промышленности. А в 1995 г. Валенса проиграл президентские выборы экс-коммунисту А. Квасьневскому.

9 октября с. г., победив на парламентских выборах, левые заключили соглашение о правительственном блоке между СДЛС, Лейбористской партией и Польской крестьянской партией. Этот блок дает возможность представить себе основную дилемму, с которой столкнется новое правительство. С одной стороны, Квасьневский и СДЛС видят свою главную задачу в том, чтобы привести Польшу в ЕС.

С другой стороны, крестьянская партия не позволит разорить значительную часть крестьянства, которая не в состоянии выдержать аграрную конкуренцию в рамках ЕС. В этом контексте перспективы дальнейшей экономической интеграции Польши в Западную Европу выглядят туманно. В сегодняшней Польше многие это понимают (число сторонников вступления в ЕС сократилось с 77 до 55%) и выступают за налаживание взаимовыгодного прагматичного сотрудничества с Россией.

Возможно, что и России имеет смысл наладить такие отношения. Именно прагматичные и взаимовыгодные. Ни больше ни меньше...

Владимир Калашников (профессор)


От Георгий
К Георгий (03.11.2001 00:35:16)
Дата 03.11.2001 19:36:13

Легенда о "польском октябре" (*+)

http://www.rednews.ru/article.phtml?id=746

ЛЕГЕНДА О "ПОЛЬСКОМ ОКТЯБРЕ"
31-10-2001

Несмотря на некруглый, казалось бы, характер даты, те, кто словом и делом боролся против социалистической Польши, с удовольствием
вспоминают эти дни. Один из ведущих идеологов объединившихся еще 25 лет назад вокруг "Солидарности" антисоциалистических сил Адам
Михник сообщил стране и миру, что "все мы - дети октября 1956 года, когда к власти вернулся Владислав Гомулка, а все последующие
события берут свое начало в тогдашнем антитоталитарном порыве". Что же действительно произошло 45 лет назад в народной Польше и
какую роль в том, что произошло, сыграл сам Гомулка?


Компартия Польши была распущена в 1938 году по решению исполкома Коминтерна, впоследствии отмененному. Однако оставались польские
коммунисты, в самой Польше (в подполье и тюрьмах буржуазного режима) и за рубежом, прежде всего в СССР. 5 января 1942 года в
оккупированную нацистами Варшаву была сброшена на парашютах группа польских коммунистов (Марцелий Новотко, Павел Финдер и др.),
совместно с находившимися в Польше товарищами образовавшие Польскую рабочую партию (ППР), генеральным секретарем которой стал
Новотко. После его гибели от рук провокатора партию возглавил Финдер, в свою очередь арестованный в 1943 году и казненный гестапо. С
гибелью посланцев Коминтерна Новотко и Финдера была временно потеряна радиосвязь с Москвой, восстановленная лишь с прибытием в
Польшу в конце 1943 года Болеслава Берута. Но на этот момент партийное руководство уже взял в свои руки Владислав Гомулка, бывший до
войны мелким партийным и профсоюзным функционером, ничем не проявивший себя ни в 1939-41 годах в советском Львове, ни во время
фашистской оккупации этого города (гестапо не заинтерсовалось им, видимо, в силу полной политической незначительности), ни позднее,
когда Гомулка переехал в Варшаву.


После изгнания нацистов Красной Армией Гомулка сохранил должность Генерального секретаря ЦК ППР, получив также правительственные
посты вице-премьера и министра по делам присоединенных западных территорий. Уже тогда в его деятельности начали появляться
националистические мотивы. Так, в частности он выдвинул лозунг "коренизации кадров", нацеленный на изгнание из партаппарата, органов
управления и вооруженных сил тех коммунистов, которые прибыли из СССР. Кроме того, Гомулка оказался единственным из руководителей
компартий Восточной Европы, высказавшимся против создания в 1947 году Коминформа. Уже тогда он начал пропагандировать свою теорию о
некоей особой "польской дороги к социализму", предусматривавшую, в частности, отказ от коллективизации сельского хозяйства, от
атеистической пропаганды, от национализации всех капиталистов в городах. Выступая 3 июля 1948 года на пленуме ЦК ППР, он призвал
коммунистов "повиниться за непоследовательность в отстаивании польской государственности в межвоенный период", "перенять у польских
социалистов из ППС высокую идею польского патриотизма", которая в ППС всегда трактовалась в антисоветском духе.


Чаша терпения ЦК ВКП(б), да и польских коммунистов-интернационалистов была переполнена. После острой внутрипартийной дискуссии 3
сентября 1948 году Гомулка был выведен из Политбюро и потерял пост Генерального секретаря ЦК ППР. Пытаясь сохранить свое положение,
он 14 декабря того же года передал на имя Сталина донос на своих товарищей по партии, обвиняя ЦК и его руководство в "порочной
кадровой политике и засоренности апаарата евреями". Надеясь за счет антисемитизма найти понимание у Сталина, Гомулка жестоко
просчитался: уже в январе 1949 года он потерял свои должности в правительстве ПНР, а 11 ноября 1949 года был исключен из ЦК, а затем
и из партии. Сложившееся в ходе ожесточенной классовой борьбы, доходившей до долголетнего вооруженного противостояния с
буржуазно-националистической контрреволюцией, польское руководство во главе с Берутом действительно не соответствовало
представлениям Гомулки и его друзей: практически все ведущие должности в аппарате ЦК (Болеслав Берут, Роман Замбровский, Ежи
Борейша, Александр Завадский), правительстве (Гиляры Минц, Зыгмунт Модзелевский), армии (Константин Рокоссовский, Кароль
Сверчевский, Станислав Поплавский) и госбезопасности ( Якуб Берман, Станислав Радкевич, Роман Ромковский, Анатоль Фейгин, Генрик
Пясецкий) занимали коммунисты, прошедшие школу Коминтерна и джолгие годы прожившие в СССР. Лишь события 1956 года (XX съезд, смерть
Берута, контрреволюционный вооруженный мятеж в Познани) "реанимировали Гомулку", сумевшего вопреки негативному отношению ЦК КПСС
получить на пленуме ЦК 19-21 октября пост лидера партии (ЦК КПСС в то время был занят событиями в Венгрии и не хотел "воевать на два
фронта"). Антисоциалистические силы, сделавшие "патриота" Гомулку своим знаменем и фактически приведшие его к власти, не
просчитались. Уже на следующий год начата чистка партруководства и госорганов от коммунистов- интернационалистов, достигшая своего
апогея в ходе антисемитской кампании 1968 года, к 1959 году была фактически свернута коллективизация на селе, в 1966 году состоялось
"историческое примирение" с католической церковью. За два года до того была предпринята попытка фальсификации истории, сделавшая из
заурядного функционера местного масштаба "великого вождя". Гомулка за 14 лет своего правления так и не сумел решить ни одной острой
социально-экономической проблемы страны, так что совсем не удивительно, что точку в его политической карьере поставил рабочий класс:
после забастовок на Побережье в декабре 1970 года Гомулка был снят с постов первого секретаря и члена Политбюро ЦК партии, а в
феврале 1971 года исключен и из состава ЦК. На этот раз - окончательно и бесповоротно. А "наследникам" Гомулки из "Солидарности"
окончательный диагноз поставили месяц назад польские избиратели - 1 % голосов на парламентских выборах. Судя по всему, лучшего у них
уже и не будет.


28 октября 2001 г. Владимир СОЛОВЕЙЧИК



http://www.rpk.len.ru/docs/2001/oct28001.html









От And
К Георгий (03.11.2001 00:35:16)
Дата 03.11.2001 04:52:54

Просьба к VVV-Ivaпрокомментировать

"Георгий" wrote:

>
> В целом Запад помог новой Польше так, как он не помог никакой другой восточноевропейской стране. Только прямые иностранные инвестиции в Польшу за 1990-е гг. составили 15 млрд долл.

> польское руководство совершило много ошибок в управлении экономикой страны. В частности, набрало кредиты на Западе, которые не могло отдать. К концу 1970-х гг. правительство было не в состоянии обслуживать долги, не урезая социальные расходы.

> Владимир Калашников (профессор)

Итак, вот профессор пишет -- "набрало кредиты на Западе", но что значит "набрало"? Западная и американская валюта ввозилась вагонами? Это к концу 70-х? Или по проводам межбанковских связей пришло Нечто? А может быть, оно так "пришло", что осталось на месте, в тех же западных банках? Или таки "пришло" в польские? Профессор использует слово "набрало...", а там, на Западе, этого добра в банках, надо думать, уменьшилось? И что может уменьшиться такое, что способно передаваться по проводам, но это не электрический ток? Информация? На мой взгляд, если я сообщил вам новость, их количество у меня не уменьшилось [1]. Профессор что-то скрывает под словом "кредиты". А скорее всего, не понимает, что пишет.

Так вот, именно таких фраз в день можно услышать десяток. "Правительство получило от МВФ кредит". Так что получило правительство? Если это деньги, как они трактуемы энциклопедиями, то как они пролезли по проводам? Никто еще не заявил, что деньги -- чистая идея, способная передаваться по проводам, но обратились к энциклопедиям, которые разъяснили, что это -- "средство". Это как если бы в статье АВТОМОБИЛЬ давалось бы разъяснение -- средство передвижения. Но мои ноги -- тоже средство передвижения, и чаще вне конкуренции с другими средствами передвижения. Средство передвижения -- это средство передвижения, оно даже в словарную статью не попадает, так как это абстракция. А из того, что это абстракция, следует совершенная бессмысленность попыток ее определить перечислением: автомобиль, телега, лыжи, ноги, крылья и хвосты, так как это разрушает уже сконструированную абстракцию, это шаг назад в мыслительном процессе. Ну что ж, пользуйтесь, если угодно, этим определением, только вот еще одна странность: в наших _экономических_ словарях словарной статьи ДЕНЬГИ нет.
/----------------------Проверено:----------------------/
Бизнес-словарь, термины по всем областям бизнеса:
http://www.businessvoc.ru/bv/ViewWords.asp?theme=&find=д

Словарь таможенных терминов. http://www.gtk.ru/tdelo/russian/slov_f.htm

Экономическая энциклопедия. Жиденькая статья: ДЕНЬГИ - особый товар.... (понятно? зато статьи ТОВАР нет. Это они так избежали порочного круга.) http://www.arminco.com/hayknet/dict-ek8.htm

Словарь экономических терминов http://dic.academic.ru/misc/econ_dict.nsf/ListW!OpenForm&bukva=Д
/---------------------------//------------------------------/

А если они лезут по проводам, как информация, но на другом конце, в силу [1], их не уменьшилось, то что это, Владимир VVV-Iva?


* * *

Как всегда, наиболее рассудительные и открытые толкования, касающиеся экономики, обнаружились в переводных изданиях. Оцените:

Энциклопедия банковского дела и финансов (пер. с англ.) http://www.cofe.ru/Finance/russian/5/70.htm

ДЕНЬГИ
MONEY

Средство платежа; инструмент, символ или предмет (металлический или бумажный), с помощью к-рых производятся платежи при передаче ценностей от одного лица другому. Неотъемлемым качеством Д. должна являться их приемлемость в качестве средства платежа за товары и услуги, по долгам, независимо от доверия к конкретной форме или лицу, их предлагающему. Приемлемость конкретных форм Д. для уплаты долгов устанавливается законом, к-рый определяет их в качестве ЗАКОННОГО ПЛАТЕЖНОГО СРЕДСТВА и, следовательно, разрешает должнику предлагать их в погашение своего долга
С древних времен гос-ву принадлежит основная роль в организации в стране высокоэффективной ден. системы и поддержании этого уровня. Предтечей современных теоретиков, выступающих за гос. регулирование ден. системы, был Аристотель, писавший: `Деньги стали деньгами (nomisma) не по своей внутренней природе, а в силу закона (nomos), и в нашей власти изменить это положение и сделать их бесполезными`. История, начиная с древнейших времен, изобилует примерами, когда правительства весьма вольно обращаются с Д. в соответствии с этой номиналистической теорией. Царь сиракузский Дионисий (432-367 гг. до н.э.) своим указом увеличил номинальную стоимость всех драхм в два раза и приказал своим подданным сдать одну из двух старых драхм в казну, т. о. погасив гос. долг. Его способ девальвации ничем не отличается от современных предложений номиналистов. Порча монет, по сути, представляет собой историю номинализма в действии. Последним достижением номинализма являются БУМАЖНЫЕ НЕРАЗМЕННЫЕ ДЕНЬГИ, выпускаемые правительством и, во-первых, не подлежащие размену на стандартные ден. средства, во-вторых, не имеющие реальной стоимости или имеющие номинальную стоимость, далеко превышающую действительную, и, в-третьих, основанные на юр. определении их стоимости как законного платежного средства. Разгул номинализма ведет к тому, что Д. теряют свое качество как средство платежа и средство накопления и в конечном итоге обесцениваются, торговля и обмен затрудняются, разорение или тяжелые убытки становятся уделом кредиторов, лиц с фиксированными ден. доходами и всех, живущих своим трудом.
Главное качество стабильных Д., на к-рое вправе рассчитывать население и экон. система, это устойчивость их стоимости. Здесь имеется в виду не только устойчивость декларированной стоимости Д., но и их покупательной способности, т. е. стоимости, выраженной в товарах и услугах. Современная монетаристская теория делает акцент на то, что важнейшая функция правительства при управлении ден. системой заключается не в том, чтобы эксплуатировать Д. или вольно обращаться с ними, но обеспечить нейтральность Д. при выполнении их функций, во-первых, как меры стоимости, во-вторых, как средства обращения, в-третьих, как средства платежа и, в-четвертых, как средства накоп средства накопления. Одна из задач ЗАКОНА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ 1946 г. - обеспечение максимальной покупательной способности населения - предполагает соответствующее регулирование объема ден. массы с учетом уровня цен.
Под термином `ден. масса` понимаются не только те Д., к-рые находятся в обращении, но и банковские вклады (депозиты до востребования с правом выписки чеков), являющиеся основным средством платежа в современных кредитных системах (при этом чеки, по существу, являются кредитными инструментами, а не Д.). Во внимание принимается также и скорость обращения обоих платежных средств. Различные виды Д., применяемых ведущими гос-ми мира, могут быть подразделены следующим образом.
1. БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ.
А. Правительственные векселя или платежные обязательства.
1) частично или полностью обеспеченные золотым запасом;
2) обеспеченные гос. ценными бумагами;
3) необеспеченные (так называемые `директивные` Д.).
Б. Банкноты, выпускаемые обычно только центральными банками, выступающими в качестве эмиссионных банков, обеспеченные:
1) золотым запасом;
2) гос. ценными бумагами;
3) коммерческими ценными бумагами;
4) общими активами;
5) определенным сочетанием вышеперечисленных;
2. МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ДЕНЬГИ.
А. Золотые монеты (обращение к-рых внутри страны в большинстве гос-в в последнее время запрещено или ограничено).
Б. Серебряные монеты, являющиеся законным платежным средством.
В. Разменные монеты, являющиеся законным платежным средством (полностью или частично).
Г. Мелкие разменные монеты, полностью или частично являющиеся законным платежным средством.
К числу др. свойств, к-рыми должны обладать Д., обычно относят их долговечность, что дает металлическим Д. явное преимущество. Но бумажные Д. гораздо портативнее и потому преобладают в ден. системах всего мира, начиная со стандартной ден. единицы или выше. Они же отвечают и др. требованиям - легко делятся на более мелкие купюры, единообразны и легко узнаваемы.
Золото во всем мире выступает в качестве основного монетарного металла, являясь резервом для обеспечения (всегда частичного) нац. валюты и вкладов. С течением времени использование бумажных Д. и монет, изготовленных из пр. металлов (серебра, меди, никеля, алюминия и т. п.), позволило достичь большой экономии в применении золота, и это позволило значительно увеличить объем находящейся в обращении ден. массы с учетом потребностей рынка. Важнейшей отличительной чертой стран, достигших высокого уровня развития в фин. отношении, является широкое распространение расчетов с помощью чеков, жиросчетов, платежных поручений и пр., что дает возможность еще более сократить использование золота в монетарных целях.
См. ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА; ДЕНЕЖНАЯ МАССА; ДЕНЕЖНАЯ МАССА В ОБРАЩЕНИИ; ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ; ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ, ПРИШЕДШИЕ В НЕГОДНОСТЬ; ДЕНЬГИ НАЛИЧНЫЕ; ДЕНЬГИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ; ЗОЛОТО (ДОБЫЧА); ЗОЛОТОЙ РЕЗЕРВ; ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ; ИЗЪЯТИЕ ДЕНЕГ ИЗ ОБРАЩЕНИЯ; ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ИНОСТРАННЫЕ; КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ; ЛАТИНСКИЙ МОНЕТНЫЙ СОЮЗ; МОНЕТНЫЙ ДВОР; СКАНДИНАВСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ; ЧЕКАНКА МОНЕТ.

БИБЛИОГРАФИЯ:
Annual Report of the Secretary of the Treasury. Department of the Treasury.
Credit and Capital Markets. Bankers Trust Co., New York NY. Annual.
Daily Treasury Statement: Cash and Debt Operations of the U.S. Treasury. Department of the Treasury.
Euromoney.
FRIEDBERG, R. Paper Money of The United States. Coin and Currency Institute Inc., Clifton, NJ.
Hard Money Digest.
Know Your Money. U. S. Secret Servise. Annual.
KING, R. G., and PLOSSER, C. I. `Money as the Mechanism of Exchange`. Journal of Monetary Economics, January, 1986.
KRAUSE, C. L., and LIMKE, R. F. United States Paper Money. Krause Publications, Inc., Iola, WI, 1986.
MEHRA, V. `Recent Financial Deregulation and the Interest Elasticity of M1 Demand`. Economic Review, July/August 1986.
Millions Magazine.
Money.
Paper Money.
Treasury Bulletin. U.S. Department of Treasury, Washington, DC. Quarterly.
World Currency Yearbook. Currency Analysis Inc., Birmingham, Al. Annual.

Есть также статьи:
ДЕНЬГИ БЕСПЛОДНЫЕ /BARREN MONEY/
ДЕНЬГИ БУМАЖНЫЕ /PAPER MONEY/
ДЕНЬГИ БУМАЖНЫЕ КОНВЕРТИРУЕМЫЕ /CONVERTIBLE PAPER MONEY/
ДЕНЬГИ БУМАЖНЫЕ НЕОБЕСПЕЧЕННЫЕ /UNCOVERED PAPER MONEY/
ДЕНЬГИ БУМАЖНЫЕ НЕРАЗМЕННЫЕ /IRREDEEMABLE PAPER MONEY, FIAT MONEY/
ДЕНЬГИ ДЕШЕВЫЕ /CHEAP MONEY/
ДЕНЬГИ ДЛЯ ПРИМАНКИ /BAIT MONEY/
ДЕНЬГИ ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ /DAY-TO-DAY MONEY/
ДЕНЬГИ ДОРОГИЕ /DEAR MONEY/
ДЕНЬГИ, ЗАНИМАЕМЫЕ НА СРОК /TIME MONEY/
ДЕНЬГИ КРЕДИТНЫЕ /CREDIT CURRENCY/
ДЕНЬГИ ЛЕГКИЕ /EASY MONEY/
ДЕНЬГИ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ /SPECIE/
ДЕНЬГИ МЯГКИЕ /SOFT MONEY/
ДЕНЬГИ НА ДЕПОЗИТЕ /DEPOSIT CURRENCY/
ДЕНЬГИ НАЛИЧНЫЕ /CURRENCY/
ДЕНЬГИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ /NATIONAL CURRENCY/
ДЕНЬГИ НЕДОСТАТОЧНЫЕ /TIGHT MONEY/
ДЕНЬГИ НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ /IDLE MONEY/
ДЕНЬГИ НЕРАЗМЕННЫЕ /INCONVERTIBLE PAPER MONEY/
ДЕНЬГИ ОНКОЛЬНЫЕ /CALL MONEY/
ДЕНЬГИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ /REPRESENTATIVE MONEY/
ДЕНЬГИ РАЗМЕННЫЕ /TOKEN MONEY/
ДЕНЬГИ РЕАЛЬНЫЕ /REAL MONEY/
ДЕНЬГИ СТАНДАРТНЫЕ /STANDARD MONEY/
ДЕНЬГИ СЧЕТНЫЕ /MONEY OF ACCOUNT/
ДЕНЬГИ США /UNITED STATES MONEY/
ДЕНЬГИ УМЕРЕННО ДОРОГИЕ /CLOSE MONEY/
ДЕНЬГИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ /EMERGENCY CURRENCY/

* * *

Это определение термина тоже имеет порочный круг и противоречия. Но качество подачи материала высокое.

От Георгий
К And (03.11.2001 04:52:54)
Дата 03.11.2001 11:24:45

Хорошее замечание. Не исключаю, что профессор и не понимает. (-)