От
|
Pout
|
К
|
Рустем
|
Дата
|
01.11.2001 10:43:11
|
Рубрики
|
Прочее;
|
старая заметочка "Миф о русском среднем классе"
Привет. Вот обнаружил заметку в своем компе нажав на кнопку"средний
класс". Это аккурат перед обвалом и дефолтом 1998 года писано. Тоже в
"Русском журнале", только "павлОвском"(Глеб Павловский патронировал этот
проект тогда и на таких проектах въехал через пару лет в должность главы
аналитического управления Президента).). Некуда от Глебушки деваться...
Текст длинноват, так что на любителя - кто не хочет пусть не читает.
Как видите, раскатали тогда губу на наступающее просперити наши миддлы
совершенно напрасно.А потом с божией помощью тех же ельцепутинских
пиарщиков благополучно всё позабыли. Из "Новых тенденций"заметно вот
что. По-видимому, встряхнувшись, начали трындеть по-новой . Посмотрим
что трындели тогда, когда до панических закупок гречки и перловки в
ларьках этим самым миддлом оставались считанные недели.
Вдобавок еще пару слов. Тут только что фильм"ОКРАИНА" (1998)
режиссера Луцика показали по 4 каналу. "Очень своевременное кино". Его
бы каждую неделю по 1 му каналу показывать.
Вариант 11 сентября по-русски. Небоскреб русского WTC и потом Кремль
ухайдокивают при наезде мрачной уральской босОты.
Мне все же больше импонирует насчет "миддл-класса"фраза из
текста, вот эта -
===========цит==================
антиклассовый вариант классовой теории
===========кон цит=================
Миф о русском среднем классе
===================
Миф представляет собой схему,
которая объясняет нам происходящее (вкупе с прошлым и будущим). Но
особенность ее такова: эта схема
вырвана из другого контекста - перенесена из нашего собственного
прошлого или позаимствована из
какойнибудь западной теории. Предлагаемые ею объяснения активно
используются, но первоначальный
смысл самой схемы остается для нас нераскрытым.
Что это за миф, как он возник и почему становится популярным в России
именно сейчас, хотя попытки
сказать что-то о среднем классе на протяжении последних пяти-шести лет
делались постоянно?
Совершим очень короткий экскурс в область эволюции крупных западных
концепций "среднего класса".
Концепция "среднего класса" набрала силу в идейном противостоянии с
ортодоксальным марксизмом,
который еще с конца девятнадцатого столетия настаивал на мифе о
неизбежной поляризации
капиталистического общества и размывании средних слоев. Вскоре по этому
принципиально важному
идейному пункту марксизм был повержен, хотя левые пытаются говорить о
поляризации и по сей день.
Их теории "пролетаризации" населения, включая массы "белых воротничков",
породили много
дискуссий. И все же пришлось признать, что прогрессирующего деления
общества на богатых и бедных,
имущих и обездоленных, по крайней мере в развитых западных странах, не
наблюдалось и не
наблюдается.
Подвинув идею поляризации, сама идея "среднего класса" оказалась
впоследствии выхолощена в другом
мифе. На этот раз речь идет о мифе либерального толка, рожденном уже не
в Европе, а в заокеанских
Соединенных Штатах, о превращении развитого буржуазного общества в так
называемое общество
среднего класса. Возник антиклассовый вариант классовой теории. В
подобном обществе происходит не
просто качественное повышение материального уровня жизни рабочего класса
и других нижних слоев,
которые вкушают спелые плоды цивилизации и приобщаются к очевидным
достижениям массового
производства. Нижние слои, помимо этого, проникаются системой
"буржуазных" ценностей, на которых
строится широкий общественный консенсус, и вливаются, таким образом, в
ряды "среднего класса".
Понятно, что если такой "класс" грозит вобрать в себя все основные
социальные слои, то проблема
среднего класса снимается, он становится абсолютно безразмерным. Так
"светлый" миф об обществе
среднего класса приходит на смену "темному" мифу о поляризации. Новый
миф успешно отработал свое,
однако уже к концу пятидесятых годов он начал давать серьезные трещины.
Вдруг заново открыли
бедность, "вторую нацию", которая живет в замыкающемся мире
"альтернативных" субкультур и никак не
вписывается в счастливую картину общего благосостояния и нормативного
единства. Открытие
бедности, застойной безработицы, этнических анклавов прочертило важную
социальную границу и
заставило обратить внимание на тех, кто всеми силами пытается удержаться
и не скатиться вниз, а если
повезет, продвинуться в далекие элитные слои. Вновь возникла
содержательная проблема среднего
класса.
Поскольку понятие "среднего класса" пришло к нам из западной
стратификационной теории, посмотрим
на дело с социологической точки зрения. Здесь мы сталкиваемся с двумя
"банальными истинами".
Первая: наличие и масштабы среднего класса в стране в сильнейшей степени
зависят от выбора критерия
стратификации. И вторая: подобных критериев довольно много. Самое
обидное, что их применение дает
очень разные картины. Одно дело, если мы возьмем группы с
"джентльменским" имущественным
набором (хорошая квартира или дом, машина, вся необходимая бытовая
техника, наличие сбережений и
пр.). Другое дело, если станем спрашивать, кто относит себя к "среднему
классу". Третье, если подойдем к
делу с социально-профессиональной точки зрения. В любом случае мы должны
быть готовы к тому, что
наш средний класс окажется весьма неоднороден и будет включать группы с
очень несхожим
социальным профилем. Не случайно в большинстве западных
стратификационных моделей, как правило,
оказывается более одного "среднего класса". Мы встречаем здесь "верхний"
и "нижний" средние классы,
"старый" средний класс из малых предпринимателей и "новый" средний класс
из профессиональных
групп с высшим образованием. Наряду с ними активно используется понятие
"обслуживающего" класса
(service class), в который включается значительная часть чиновников и
социальных работников.
Словом, когда начинаются разговоры о "среднем классе", каждый раз
хочется спросить, о чем собственно
идет речь. Почему люди со средней величиной доходов или средним уровнем
жизни должны вести себя
неким сходным образом? Или почему в бумаге о среднем классе, которую
зачитал российский президент,
говорилось только о малых предпринимателях? Как будто не существует
огромной разношерстной армии
специалистов с высшим образованием, также претендующей на это "святое
место". Подобные вопросы
можно задавать бесконечно.
Но главное состоит в ином. Мы вправе утверждать, что среднего класса как
единого целого попросту не
существует - ни с точки зрения сходства социально-экономических позиций
(профессии или стиля
жизни), ни с точки зрения общего мировоззрения, ни с точки зрения
единообразного поведения
(например, голосования за определенный политический блок). Все эти точки
зрения уводят нас в разные
стороны. Отдельные параметры средних слоев, конечно, могут и должны
пересекаться, но надежды на
получение единой стройной картины в принципе нет. По крайней мере еще
никому не удавалось
обосновать ее эмпирически, с цифрами в руках. По всем социологическим
параметрам "средний класс"
выпрыгивает из одной универсальной схемы и со строго стратификационных
позиций, к сожалению,
оказывается фикцией, сверхклассовой конструкцией. Поэтому переводить
дело в чисто
инструментальную и счетную плоскости - значит, сильно опережать события.
А надеяться, что все
показатели благополучно сойдутся, - хотеть невозможного.
========
Итак, мифы о "среднем классе" могут выдвигаться вперед и сходить со
сцены, способны менять свою
окраску. И каждый раз мы должны видеть конкретные причины подобных
превращений. Особые
причины для муссирования темы "о среднем классе" должны быть и у нас в
сегодняшней России.
Уничтожен или спасен
Зачем же этот миф понадобился нам и именно сейчас? На то есть как
минимум две серьезные причины.
Первая состоит в том, что пришла пора подводить первые итоги реформ. И
эти итоги не сведешь к
вопросам финансовой стабилизации. Нужно сказать что-то и о положении
людей. Именно в трактовке
последствий и результатов реформаторских усилий и происходит серьезный
раскол.
Прокоммунистические силы скажут вам, что народ ограбили, что идет его
чудовищное обнищание, и
даже былой "советский средний класс" безжалостно разрушен. Либерально
ориентированные круги, в
свою очередь, должны указать на появление обновленного среднего класса
как свидетельство успеха
проведенных реформ, указать на группы, которые выиграли от
преобразований или способны выиграть в
самом ближайшем будущем. Нет нужды говорить о том, что сделанные выводы
будут использоваться как
горючее на следующих этапах предвыборных гонок.
Но есть и другая, более инструментальная причина. Нужно двигаться
дальше, в том числе по пути
социальных реформ, чтобы разгрузить государство от непомерного бремени
нарастающих социальных
выплат (и невыплат). А поскольку бюджетных средств явно не хватает и
государство не вылезает из
бюджетного кризиса, желательно было бы найти достаточно массовые группы,
которые могли бы
заплатить за социальные преобразования. Эти группы своим интенсивным и
квалифицированным
трудом, а также ценою накопленных сбережений стали бы надежной опорой
нового реформаторского
витка. Причем они не требовали бы увеличения социальных расходов.
Подобная функция и
приписывается пресловутому "среднему классу". Задача состоит в том,
чтобы обнаружить этот
социальный "мотор", слегка его почистить и подкрутить, а дальше он
заработает сам без нашей помощи,
поможет рвануть вперед и, заметьте, с минимальными затратами (а вдобавок
предрешит результаты
голосования в нужную пользу).
...
Легко сказать: "сознательно использовать"... Миф взывает не к
рациональному в человеке, а к его
чувствам. К его потребности обрести единство с другими, захваченными
силою того же мифа,
потребности сделать мир - в данном случае мир социальный - понятнее и
потому уютнее, объяснить его
с помощью нехитрой, но "очеловеченной" схемы. Впрочем, мы не собираемся
писать трактат о функциях
мифа в современной жизни. Сознательно или вполне цинично (рационально?)
мифы всегда
использовались - в первую очередь - идеологами и политиками.
Какие же "полезные" образы в принципе можно извлечь из мифа о среднем
классе?
Образ социального слоя, в который "внесут" себя представители
многих групп, потерявших свою
идентичность, не знающих, кто они, собственно, такие в сегодняшнем
мире и на какой отметке
иерархической шкалы находятся. Одновременно такое "зачисление себя"
в средний слой
выстраивает мостки между самыми разными социальными группами, легко
обнимаемым и этим
удобным в своей аморфности понятием.
.
Образ и уровень жизни (не отвлеченных, но реально достижимых), на
которые могли бы
ориентироваться массы. Сегодня многие невольно пытаются взять за
точку отсчета образ жизни
богатых, сочно разрисованный нашей рекламой. Дезориентация приводит
к последствиям
довольно болезненным и в любом случае должна смениться большей
трезвостью. Последняя вовсе
не требует, чтобы люди занимались статистическими расчетами, иногда
достаточно сменить
мифологические рамки. И миф о среднем классе просто более
функционален в этом отношении,
чем миф о всеобщем богатстве.
.
Образы малого предпринимателя и мелкого частного инвестора,
необходимые при реализации
социально-экономической политики.
.
Образ заинтересованного избирателя, становящийся объектом
электоральной политики.
.
Наконец, идея, что в современном развитом обществе средний слой
занимает главенствующие
позиции, вполне может стать основой образа интегрированного,
единого общества, солидарность
которого действует как бы поверх территориальных, национальных,
конфессиональных и прочих
барьеров.
=========>кон цит=========
"We had many illusions. We were romantics," Pshonkovsky said. "We have
to
> get rid of our illusions. I want more protections of individual needs.
I
> would like to see more freedom in the market, a free market economy.
The
> government is influencing all spheres of Russian society."
ну это мы тут проходили же. Отделиться от 90процентов босоты ,оцепить
кварталы колючкой и ОМОНОМ для охраны . В архиве эта идея была .
приложение. Что такое ФЭП Павловского
=============
http://www.ckp.ru/news/index.htm#fep
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ФЭП
Фонд эффективной политики (ФЭП) - независимая организация, созданная в
1995 году группой частных лиц с целью работы в области политического
консалтинга, организации и проведения избирательных кампаний,
взаимодействия со средствами массовой информации, создания и поддержки
медиа-проектов в Интернете.
C 1996 года ФЭП является базовым центром анализа
информационно-политического поля для президентских структур.
С 1997 года ФЭП - ведущая организация в развитии информационного и
общественно-политического сектора российского Интернета.
Президент ФЭП - Павловский Глеб Олегович
На данный момент проводится реструктуризация корпорации, в связи с чем
было принято решение поддержать проводимые реформы кадровым и
интеллектуальным ресурсом студентов ИКП.
Учебная программа ФЭП состоит из мастер-классов ряда руководителей
компании, среди которых:
В. Малкин (информационный директор Страны.Ру)
М. Литвинович (председатель правления ФЭП, шеф-редактор Страны.Ру)
М. Макстенек (руководитель департамента Информационные технологии ФЭП)
А. Шпунт (исполнительный директор ФЭП)
М. Иванов (член правления ФЭП)
С. Стоялова (руководитель департамента Информационно-аналитический
центр )
В рамках темы курса
Конструирование общественно политических проектов: технология и
идеология или Конструирование политического поведения.
Ведущие специалисты ФЭП расскажут о своих индивидуальных know-how и
поделятся наработанными идеями по работе с информационным полем, будут
подняты вопросы использования возможностей средств массовой
коммуникации, а также математических методов в гуманитарных науках.
В целом преподавателями будет позиционировано два принципиально разных
подхода к деятельности Фонда:
- технологический
- проектный
===================