Такие формальности очень часто становятся менее чем формальностями
Людей, рожденных, скажем, в Православии, с одной стороны можно рассматривать как "впитавших с молоком матери", а с другой - как "не сделавших сознательный выбор, а плывших по течению, были бы рождени язычниками - так язычниками и осталися бы".
Очевидно, есть немало людей, считающих, что любой русский (пусть даже рожденный в СССР и даже, быть может, не крешеный) - по умолчанию должен православным быть, а кто-то считает, что "любой гасконец Бухарин - с детства академик, поскольку оппонент Сталина, ибо Сталин, как известно, был туп и академиков больше всего и ненавидел".
В общем, вопрос, по-моему, о первичности, априорности принадлежности к какой-то общности. Пусть даже если строго формально нужно или особое действие (совершение Таинства Крещения) или сознательный шаг (заявление о приеме) - это может отходить на второй план.
А по-моему, здесь просто стремление сыграть на языческом сознании народа. "Анафема" здесь используется как наложение порчи колдуном, чтобы создать дискомфорт "анафематствованому" из-за особого отношения к нему суеверной публики, не особо вдумывающейся в суть дела.
Вот и вся "априорность".
>В общем, вопрос, по-моему, о первичности, априорности принадлежности к какой-то общности. Пусть даже если строго формально нужно или особое действие (совершение Таинства Крещения) или сознательный шаг (заявление о приеме) - это может отходить на второй план.
>А по-моему, здесь просто стремление сыграть на языческом сознании народа. "Анафема" здесь используется как наложение порчи колдуном, чтобы создать дискомфорт "анафематствованому" из-за особого отношения к нему суеверной публики, не особо вдумывающейся в суть дела.
Ну, может, по таким мотивам и анафемствовали Гришку Отрепьева и Стеньку Разина. А тут вообще ситуация непонятная. Может, какой-то не в меру восторженный клирик по связям с общественностью в епархии просто брякнул об анафеме журналисту в Интернете.
Давным-давно уже в газете "Завтра" или в "Советской России" (где именно, точно не помню, имен тоже). Статья была посвящена годовщине трагических событий 1993 года. Там один участник ГКЧП возмущался, что его за август 91 отлучили от церкви, а Ельцина и прочих за осень 93 не отлучили. Меня это тогда удивило, потому что я никогда ничего не слышал об отлучение членов ГКЧП от церкви. Помню в свое время Якунина от церви отлучили, но так не за его политические взгляды, а за существенные нарушения церковной дисциплины.
Но тут может быть постановлен уникальный прецендент. С моей точки зрения, патриархату лучше б было дезавуировать это заявление в Интернете.