Г.Греф о неоходимости ввода Системы управления рисками кредитования инвестиций.
Инвестиция - инвестиционный проект - вложение определённого количества капитала на определённый срок определёнными траншами-дозировками после чего возведённое средство производство благ за счёт рентабельности-прибыльности возвращает вложенные средства, в составе вложенных средств может присутствовать (вплоть до 100%) кредит-заёмный капитал.
Некоторая беда нынешний инвестиций - они все МАЛЕНЬКИЕ И КРАТКОСРОЧНЫЕ в отличие от советских - БОЛЬШИХ И ДОЛГОСРОЧНЫХ, настолько больших и настолько долгосрочных, что нынешнее время СНГ-РФ (бывшее СССР1) до сих пор "проедают" советские инвестиции, произведённые 50-90 лет назад. Для избранных на 1-2-4-5 летние сроки управленцев вложение в долгосрочные инвестиции затруднено ПОНИМАНИЕМ И СОГЛАСИЕМ НА ТО со стороны власти страны.
Вторая более фундаментальная беда - это отсутствие Системы управления рисками кредитования инвестиций. Прекрасно понимаю Германа Грефа, что ошибки Алана Гринспена повторять-копировать нет смысла - хотя рецеп тупо плавно понижать ставку рефинансирования можно и до 6 процентов и потом появится зависимость раздувать кредитный пузырь дальше вплоть до 0% ставки рефинансирования, после чего наступает неизбежное СХЛОПЫВАНИЕ ПУЗЫРЯ (американцам не хватило смелости и немножко профессионализма (пусть не обижаются возможность для манёвра была)продолжить уменьшать ставку в отрицательную сторону - т.е. доплачивая за кредит, но с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ - ПЕРЕВОДА ПУЗЫРЯ В ОЗДАРАВЛИВАЮЩУЮСЯ ЭКОНОМИКУ за счёт "Системы управления рисками кредитования инвестиций").
Иными словами мы подошли к ФАКТУ, что деньги кредита можно выдать на:
а) 100% безрисковый инвестиционный проект - такие есть их мало и в то же время не так уж и мало (примеры - строительство метро в городах миллиониках, федеральные магистрали и др.)
б) 50-99% безрисковый проект (зависит от коньюктуры динамики экономических условий) - поскольку минимальный риск меньше половины, то ВЦЕЛОМ СОВОКУПНО эти проекты также являются ЯВНО рентабельными.
в) до 50% безрисковые проекты - сюда же относится та бодяга с тупым перемешиванием рисков (о чём прямо заявил А.Гринспен) - здесь на таких проектах работают самые профессиональные специалисты по рискам - эта та самая передовая, которая приносит славу, лавры и сверхдоход пионерам-первопроходцам, а также поражение нерасчитавшим свои силы.
В любом из этих случаев требуется ОБХСС-смотрящий, контролирующий РАСХОДОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ инвестиционного проекта включая данные по ОТКЛОНЕНИЯМ от плана, иначе проект покроется коррупционным перерасходованием средств - коротко нужны гуманные цивилизационные законные механизмы чтобы воровство пресекалось и наказывалось и профилактически снятие причин для возникновения воровства.
Базовое в рамках сраны профилактическое средство - страна должна стать богатой - точнее всё население страны должно системно и серьёзно отдалиться от черты бедности (не говоря о черте выживания - сплошной полосы которую пересекать вообще нельзя). Одна часть из комплексной интегральной (взаимоувязанных и усиливающих друг друга) программы - это политика "сильной" валюты - восстановление и придерживание паритетного курса валют (ППС).
Для выдачи кредита - банк должен получить ГАРАНТИИ ВОЗВРАТА СРЕДСТВ, такой гарантией может стать единственным образом лишь одобренная и при участии правительства РФ "Система управления рисками кредитования инвестиций".
Т.е. если согласно методики "Системы управления рисками.." (далее кратко "Системы") потенциальный заёмщик выполняет требования (соответствует нормативам), то Банк выдаёт под низкий процент такому клиенту кредит. Собственно ВЕЛИЧИНА ПРОЦЕНТА кредита и сам объём как раз зависят от степени надёжности-проработки инвестиционного проекта. - Это далеко не "что-то новое" - этот принцип давно и изначально заложен в добросовестную банковско-инвестиционную деятельность, единственный ЭЛЕМЕНТ НОВИЗНЫ заключён в разработке:
а) оценке долгосрочных и крупных инвестиций - когда инвестиционный проект реализуется гораздо дольше чем СРОКИ ПОЛНОМОЧИЙ КОМАНДЫ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА НА СТАРТЕ ИНВЕСТПРОЕКТА. Страна и обществов результате выявили бы большую потребность и занятость, необходимость восстановления-обновления советских основных производственных фондов (пример с ГЭС гворит также о том что иначе может даже случиться катастрофа - ГЭС на 90% изношена и почему бы не восстановить её состояние).
б) разработка НОВЫХ КРИТЕРИЕВ по оценке риска под патронажем Правительства РФ - как гаранта и единственного способного на это общественного института управления. Практика свёртывания долларового мультипликатора показала, что системы по оценке риска, разработанные в частном порядке гораздо менее качественные, чем полномасштабные национальные и мировые разработки (Алан Гринспен так и сказал, что то, что ему дали в качестве инструмента по оценке риска было (оказалось) полным дерьмом-халтурой).
>По словам Г.Грефа, если ставка по кредитам будет снижена до 6%, то Сбербанк получит "огромное количество клиентов, которые будут пользоваться этими кредитами". "Но для этого нужна стабильная макроэкономическая база, очень низкая инфляция и должна быть в полной мере обеспечена стабильность национальной валюты", - заявил Г.Греф.
- другими словами, Правительство должно держать Цетробанк в узде восстановления и придерживания паритетных курсов обмена валюты (раз),
возросшее количество клиентов должно как-то пропесочиваться через сетку Системы оценки рисков и несостоятельные заявки на кредит смело отбрасываться-отказ в финансировании, в то время как ГАРАНТИРОВАННО (по методике соответсвия) безрисковые и с явно низким риском инвестиции получить кредит в запрашиваемом-должном размере. Имено тогда благодаря Системе оценки рисков возможно появление "стабильной макроэкономической базы", а всё обилие выданных денег по кредитам закреплено за потребностями инвестпроектов и просочиться в инфляцию будет просто нечему - даже больше, любой источник инфляции будет поводом для ОБХСС устранить протечку - кто и из какого кредита проворовал и нанёс ущерб тому или иному инвестпроекту.
Всё прогнозируемо и подвластно хорошему планированию, кроме того долгосрочные и крупные инвестпроекты как раз составят костяк устойчивости и стабильности ресурсопотоков (кроме того есть "подушка безопасности" - несколько лет можно снижать ставку рефинансирования до нуля и минусовых величин, но конечно лучше сразу ввести Систему управления рисками).
С уважением.
Г.Греф: Предложение В.Путина в ближайшие годы невыполнимо top.rbc.ru/retail/19/09/2009/330579.shtml
Президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф считает, что предложение премьер-министра РФ Владимира Путина о снижении процентной ставки по кредитам до 6% годовых невыполнимо в течение ближайших лет.
"Это задача отдаленного будущего", - заявил он журналистам в рамках Международного инвестиционного форума "Сочи 2009". По словам Г.Грефа, если ставка по кредитам будет снижена до 6%, то Сбербанк получит "огромное количество клиентов, которые будут пользоваться этими кредитами". "Но для этого нужна стабильная макроэкономическая база, очень низкая инфляция и должна быть в полной мере обеспечена стабильность национальной валюты", - заявил Г.Греф.
Напомним, накануне на форуме в Сочи В.Путин призвал экономическое сообщество страны стремиться к тому, чтобы ставка по банковским кредитам составляла 6%. Он сказал, что необходимо создать такие условия, "чтобы средняя ставка по кредитам составляла где-то процентов шесть". Он уверен, что эта цель достижима, если правительство выполнит свои планы по подавлению инфляции. В.Путин назвал накопления граждан в банках "важнейшим источником" инвестиционных ресурсов наряду с пенсионными фондами и средствами страховых компаний. Однако, подчеркнул премьер, этот резерв может стать надежным источником "длинных денег", только если в стране будет обеспечена низкая инфляция и "полная экономическая стабильность, которая бы подкреплялась ростом резервов". В.Путин заверил, что правительство и Банк России работают над достижением этой цели.
Также Г.Греф в беседе с журналистами затронул тему непрофильных активов банка. Сбербанк России планирует через 2-3 года продать подавляющее большинство непрофильных активов, перешедших банку в виде залогов по просроченным кредитам"Во время кризиса мы получили эти активы в виде невозвратов по кредитам. Сбербанк вынужден заниматься управлением непрофильными активами, что плохо для бизнеса банка. Необходимо снижать издержки и зарабатывать прежде всего в своем профильном бизнесе", - заявил банкир. По его словам, часть непрофильных активов будет продана сразу же, а часть реструктурирована и дофинансирована, а затем также будет продана.
Кроме того, руководитель банка сообщил, что Сбербанк может в 2009г. закрыть до 150 своих отделений по РФ. "Это достаточно небольшое количество отделений. Мы закрываем наше физическое присутствие только там, где вводим альтернативные пункты обслуживания", - заявил Г.Греф.
Количество нерентабельных филиалов Сбербанка в РФ на данный момент составляет около 1,5 тыс. "Эти филиалы мы должны были закрыть из-за кризиса, но мы их держим", - сказал Г.Греф, добавив, что Сбербанк поступает таким образом, чтобы обеспечить своим клиентам более качественное обслуживание.
Соотношение затрат к доходам Сбербанка за 8 мес. 2009г. составило 33%. "Нам пришлось, в частности, "зажать" зарплаты сотрудникам, но при этом удалось добиться существенного сокращения расходов", - заявил Г.Греф. Он добавил, что максимального значения данный показатель достигал в 2008г., тогда он составлял 54%. При этом данные о других основных показателях деятельности Сбербанка за первые 8 месяцев 2009г. Г.Греф не привел.
Газпром безусловно должен быть ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНТНОЙ компанией (корпорацией). Недоплата в пять раз является явно развращающей руководство от качественного управления компанией. В то же время в момент кризиса нельзя ставить "подножки" и крушить имидж, но и подобного рода "промахи" и "забывчивость" тоже нельзя допускать, в конце концов это в интересах самого Газпрома быть успешной конкурентной компанией.
Наилучшее средство - ПРИЗНАТЬ СВОЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ перед федеральным бюджетом и РЕСТРУКТУРИЗИРОВАТЬ под вполне рыночные условия безрискового (сверхмалорискового) кредита.
Суперскидка для Миллера rbcdaily.ru/2009/09/30/tek/433749
«Газпром» заплатил за недра от государства в пять раз меньше возможного Госбюджет недополучил порядка 80 млрд руб. от «Газпрома» в результате передачи ему месторождений из федерального резерва. Как стало известно РБК daily, за десять участков с суммарными запасами газа более 4 трлн куб. м монополия заплатила всего 19 млрд руб. Если бы месторождения продавались с аукциона, их цена могла быть увеличиться до 100 млрд руб., подсчитали эксперты.
В 2008 году «Газпром» получил от государства на бесконкурсной основе лицензии на 10 из 30 участков недр, отнесенных к стратегическим в конце 2007 года (см. таблицу). За «подарок от государства» холдинг заплатил 19,2 млрд руб. двумя траншами — 5,5 млрд руб. в 2008 году и 13,7 млрд — в июне 2009 года, рассказал РБК daily источник, близкий к правительству.
Дороже всего монополии обошлось Крузенштернское месторождение (запасы по категории ABC1 + C2 оцениваются в 1,67 трлн куб. м) — 3,7 млрд руб. Вторыми по ценности оказались Чаянда (1,24 трлн куб. м) и Западно-Тамбейское (147,3 млрд куб. м), которые монополия приобрела за 3,1 млрд руб. каждое. Самым дешевым оказался Киринский участок (45,1 млрд куб. м), его стоимость всего 182 млн руб.
Передача месторождений федерального значения «Газпрому» как собственнику Единой системы газоснабжения предусмотрена законом «О газоснабжении России». Все участки расположены в Ямало-Ненецком автономном округе, на шельфе Карского и Охотского морей. Их суммарные запасы газа промышленных категорий составляют более 4 трлн куб. м. В августе холдинг обратился к правительству с просьбой до конца года передать ему лицензии еще на четыре участка федерального значения — Верхневилючанский, Соболох-Неджелинский, Среднетюнгский и Тас-Юряхский, расположенные в Якутии. Их общие запасы газа составляют порядка 460 куб. м.
По расчетам подведомственного Роснедрам Всероссийского научно-исследовательского геологического нефтяного института , обнародованным в конце прошлого года, десять лицензий, предоставленных «Газпрому», стоят 32,7 млрд руб. Так, за Крузенштернское предлагалось заплатить в бюджет 6,6 млрд руб., за Чаянду — 9,7 млрд, за Северо-Тамбейское — 4,5 млрд. Однако, по оценкам экспертов, если бы месторождения выставлялись на аукцион, за них можно было бы получить в 2,5—5 раз больше, чем заплатил «Газпром».
Получается, что Чаяндинское месторождение оценили в 1,29 руб. за баррель нефтяного эквивалента (н.э.) доказанных запасов (380 млрд куб. м), говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. На рынке баррель н.э. стоит в среднем от трех до девяти рублей. То есть Чаянда могла уйти с молотка примерно за 15 млрд руб. А вот месторождения Тамбейской группы оценены ближе к рынку.
Гендиректор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин соглашается, что цены на месторождения сильно занижены. При определении стоимости лицензии на добычу газа надо еще учитывать, что запланированный рост газовых цен на внутреннем рынке до европейского уровня резко повышает прибыльность будущих продаж. Не исключено, что возможность получить недра почти даром и заставила «Газпром» поторопиться со сделками. Вполне вероятно, что холдинг начнет освоение Тамбейской группы месторождений лишь через 10—12 лет, а замораживание миллиардов рублей на такой срок наносит прямой ущерб, считает г-н Корчемкин. В «Газпроме» от комментариев отказались.
Разовые платежи «Газпрома» по месторождениям, предоставленные из федерального фонда