От Яна
К Pout
Дата 12.10.2001 17:27:25
Рубрики Образы будущего;

Re: Незнайка versus...

Да, можно согласиться - приключения Незнайки - это великолепная книга. Но все-таки она достаточно сложная. Я ее читала с огромным удовольствием лет до 12. Но у нас в детстве не было альтернативы. Вся советская детская литература - это именно Литература высокого качества. А вот мои дети - да, слушают советские книги (когда им читаешь), но сами их читать не хотят и вообще предпочитают покемонов. И с этим ничего не сделаешь. Потому что покемоны просто для ребенка легче (а еще телевизор... телепузики эти). Там речь идет о самых простых вещах: бабах, тарарах, а Мьюту сильнеее всех!
А Незнайка - это же нравственные проблемы, тут ребенку задумываться надо. Там речь идет о дружбе, о честности, о хороших и плохих поступках. На детском уровне, но все же...
Поэтому единственный способ заставить ребенка читать такие вещи - это полностью изолировать его от массовой культуры, которая легче воспринимается и не заставляет думать и развиваться.



От Pout
К Яна (12.10.2001 17:27:25)
Дата 12.10.2001 21:48:52

Re: Незнайка versus...


Яна сообщил в новостях следующее:11782@kmf...
> Да, можно согласиться - приключения Незнайки - это великолепная книга.
Но все-таки она достаточно сложная. Я ее читала с огромным удовольствием
лет до 12. Но у нас в детстве не было альтернативы. Вся советская
детская литература - это именно Литература высокого качества. А вот мои
дети - да, слушают советские книги (когда им читаешь), но сами их читать
не хотят и вообще предпочитают покемонов. И с этим ничего не сделаешь.
Потому что покемоны просто для ребенка легче (а еще телевизор...
телепузики эти). Там речь идет о самых простых вещах: бабах, тарарах, а
Мьюту сильнеее всех!
> А Незнайка - это же нравственные проблемы, тут ребенку задумываться
надо. Там речь идет о дружбе, о честности, о хороших и плохих поступках.
На детском уровне, но все же...
> Поэтому единственный способ заставить ребенка читать такие вещи - это
полностью изолировать его от массовой культуры, которая легче
воспринимается и не заставляет думать и развиваться.
>
Понимаю и во многом разделяю такую постановку. Правда, насчет одной
"высокой литературы" Вы все же неправы. Времена менялись, дети уже в 80е
были совершенно другшие чем "классич.советского периода", но воспитание
могло быть вполне. Это принципиальная точка несогласия, да и
дискуссионная(знаю,что некоторые не разделяют точки что _современная
популярная_культура м.б. качественной).поэтому чуть подробней.
Проблема осоднавалась. Классикой детей через силу не пичкали. Мы
подыскивали хороший масскульт. Тогда он был, хотя недостаточно,
согласен. Как не странно, удалось ТВ заглушить(не отключить, просто не
надо было.. Дети слушали пластинки, смотрели диафильмы. Книжки были
абсолютно всевозможные. Уже тогда. Поясню.
Экспансия "не"высокой культуры пошла уже тогда. Были популярны
мюзиклы, рок-оперы, песенки, танцы и прочее - не чисто советские по
строю, не традиционные (как в мое время). Радио и Музкульт имхо умело
реагировали. По радио шли серии оч.хор.передач , выпускали напр мюзиклы
вполне современнной аранжировки и стиля - в т.ч. для маленьких. Мои не
плясали хороводы под нар.песни как я в свое время. Младшая в 4-5лет
носила с собой прижимая пластинку"Робин Гуд". Ярко-красная а ля 1918,
почти разбойническая рок-опера по стихам Маршака, Бернса етс. Немного
шокировала гостей "Так весело., отчаяяно шел к виселице он. В последний
раз в последний пляс пустился крошка Джон". Крошка Джон был любимый
персонаж( по недоразумению - за хор.название).
Второй момент(дело не высокой ли-ре - этот тезис мной доказывается).
Старшая в нежном возрасте 4.5 лет выгребла в курортной биб-ке книжки про
маленького Ленина , чтоб читать по складам. Это было _самостоятельное_
вполне искренне и глубокое увлечение, ли-ра обычный советский ряд"про
Ленина". Ну и что что агитпроп - воремя этим насытилась, и отложилось
это вполне в подкорку. А потом вроде как иммунитет был на попытки
обливания, в старшем возрасте.
Школьная программа была насыщена чересчур"высокой литературой", это
да.

Переходя к еще более современной адаптации того же "Незнайки", могу
только сказать мнение . Это был большой, дорогой и сложный по нынешним
временам мульт-проект "Незнайка на Луне", кажется в два захода. Его
приняли на ура родители и дети уже с первых серий, ждали продолжения.
Это замечательный, хотя немного "одиснеенный", душеполезный и в то же
время развлекательный фильмец. Если бы таких было десяток -
подрастающие детишки имели бы хорошую полнокровную альтернативу этим,
как их, пузикам(не знаю-не видел, сужу со слов многих тут в Форуме).
Прецедент создан . и он масштабный и удачный, даже удивительно.
Девчонка-журналистка там вполне современная оторва, капиталисты вполне
оперируют акциями и опреациями(глава про наживу Пончика в книжке
великолепна - см. lib.ru/NOSOW), менеджеры ведут себя тоже так как
нынешние новорусские. Успех тоже огромен и надеюсь неслучаен - есть
запрос на доброкачественную популярную культуру. Ценность именно в
современности. И просто не хватает внимания общественности(и денег для
начала хотя бы)для таких вот проектов. Снять"Незнайку в Солнечном
городе" вполне можно как проблемную коммунистическую утопию(не
анитиутопию), чем она и является. Конечно, нужно осовременивание и
работа отпетых"мастеров культуры", так им надо _за это_платить, а не за
"детские"издания вроде "Кул гёрл", которые надо просто запрещать.
Изолировать детей невозможно, да и не стОит так драматизировать
проблему. Индуцировать в них поддерживающий нужный тон камертон - нужно
и можно. Камертон на коренящуюся в народной культуре советскую традицию,
там героев мультяшек и книжек было со всех сторон набрано много, всех
калибров и разных задач. Берется мировая ли-ра вся, только не масскульт
буржуйский для быдлят. Мир большрй и ли-ра тоже.Из ранних совестких
буратины-чипполины-айболиты, просто в подкрепление своей оппозиции
странно для меня выглядещему тезису я вспоминаю первое пришедшее на ум.



От константин
К Pout (12.10.2001 21:48:52)
Дата 13.10.2001 23:15:08

Мурзилка- супергерой N2

В СССР были попытки создать свой масскульт для детей, отличный от ихнего. Я тут вспомнил журнал Мурзилка, помню читал с огромным интересом, ждал каждого номера. Там было две очень интересных серии (автор А. Семенов, кто такой, может кто знает?):
1. Детективный сериал "Мурзилка против агентов Ябеды -Корябеды". Истиный detection для детей , по ходу дела надо было разгадывать загадки , довольно интересные, не народные, а в стиле телепередачи "игра в детектив"
2. Путеществие Мурзилки на "Черную дыру"
Там смесь фантастики и социальной пропаганды - издевательство над обществом потребения . Из-за разнузданного потребительства планета превращается в Черную дыру. Есть даже пародия на западные ток-шоу.


От Леонид
К константин (13.10.2001 23:15:08)
Дата 14.10.2001 09:50:18

И еще

Можно вспомнить журнал "Веселые картинки".
А из детских книг серию Волкова про Элли и обитателей Волшебной старны. Кстати, американский вариант этой сказки я не читал. Но мне кажется, что мотивы были переиначены радикально в "Волшебнике Изумрудного города". А последующие четыре книги - это вроде творчество самого Волкова.
Но Незнайка мне нравился больше всегда.

От Добрыня
К Леонид (14.10.2001 09:50:18)
Дата 15.10.2001 12:05:22

А ещё Велтистова забыли.

С его Элетроником - не фильм, а книгу. Да и фильм был замчательным, хотя и не про будущее. А Булычёв с его серией про Алису? А "Гостья из будущего" с "Тайной третьей планеты"?

От C.КАРА-МУРЗА
К Добрыня (15.10.2001 12:05:22)
Дата 15.10.2001 13:41:48

Если сравнить с Западом...

то по этому параметру - небо и земля. В 70-е годы я был м.н.с., увлеченный жизнью и своими детьми. Хорошо знаю все "культурные ценности", которыми мы располагали для веселого и умного воспитания детей и полнокровной жизни с ними. Потом я достаточно долго и близко знал семьи с детьми моего круга (университетские профессора) в Испании. Я, можно сказать, был почти крестным у нескольких детей, нянчил, иногда сидел с ними, ходил за ними в детский сад и регулярно приходил "поиграть" - поскольку такого общественного института там нет. Сравнивая "два мира - два детства", я скажу, что это - одно из главных преступлений гражданского общества. Поначалу это выглядит как садизм, скрытая патология антидетского комплекса. Злые, пугающие мультики, потом видео, потом компьютерные игры. Нормальный веселый и добрый ребенок к пяти годам становится злобным невротиком. Очень немногие могут урвать достаточно времени от работы, чтобы оградить своего ребенка от этого жесткого воспитания. Уже нет ни народных сказок, ни колыбельных песен. Всех поражало, что у меня ребенок запросто засыпал - просто потому, что я ему напевал нашу обычную детскую песню.
Наши "либералы" пресекли большой цивилизационный проект советского воспитания детей - и это им еще припомнят.

От Pout
К Леонид (14.10.2001 09:50:18)
Дата 14.10.2001 14:01:42

да "это" у нас было первоклассное, просто все забыли


Леонид сообщил в новостях следующее:11881@kmf...
> Можно вспомнить журнал "Веселые картинки".
> А из детских книг серию Волкова про Элли и обитателей Волшебной
старны. Кстати, американский вариант этой сказки я не читал. Но мне
кажется, что мотивы были переиначены радикально в "Волшебнике
Изумрудного города". А последующие четыре книги - это вроде творчество
самого Волкова.
> Но Незнайка мне нравился больше всегда.

Точно, как я я забыл-то!ведь"Веселые картинки" - это супер, мега
популярный ежемесячный "журнал с картинками". Подписки не было на
него!(цветная печать видимо).И его герои - как раз набранные из сказок
первого ряда коротышки, в осн. "незнайки". Там первый состав вообще еще
из начала60х годов, когда журнал только начинал выходить, всего 7 или 8
постоянных героев. Дай бог памяти - Незнайка, Мурзилка, Самоделкин,
Гурвинек, Пилюлькин,Дюймовочка,Петрушка...детишки писали кипятком. Там
были очень развернутые"ходы"любимых героев по разным сюжетам - ну еще до
мультсериалов это было. Сиквелы, во! "истории с продолжением". Русский
советский заменитель комиксов. Может там и коротышкины подвиги в будущем
были, уж не помню. Профильные (инженерные)подвиги Самоделкина и всяких
Шпунтиков были точно, даже мультик такой был"Винтик и Шпунтик -
мастера", это перелицовка сюжетов не из книги, а из этих самых "Веселых
картинок". .А вот журнал "Мурзилку"содержательно вообще не помню. Это
кажется для школьников постарше, там были другие каноны. Журнал со
сквозным героем, как "Крокодил", это другое.

В общем, как и с "сексом",а раньше-"модой", вкинутая коллективным
биллогаллилеевым затрюханная мыслишка "ЭТОГО НЕ БЫЛО В СССР!!! из-за
этого тут У ВАС и ВАШИХ ДЕТЕЙ было убого, серо, тупо!лишены радостей
жизни дети,жены,подростки,солдаты(далее по списку)" -
оборачивается при постепенном вспоминании деталей обратной встречной - у
нас с ЭТИМ( и этим...)норрмально тогда было. Как заспорили, так вам и
ответили,



От Кудинов Игорь
К Pout (14.10.2001 14:01:42)
Дата 14.10.2001 14:32:53

Да почему забыли -

Павел Лобков из ящика - вылитый Гурвинек.

От А.Б.
К Кудинов Игорь (14.10.2001 14:32:53)
Дата 15.10.2001 10:58:31

Re: Только - выросший... Гурвинок...

А какой лапочкой был маленьким..., поди :)

И с чего это такое вырастает?

От Товарищ Рю
К А.Б. (15.10.2001 10:58:31)
Дата 16.10.2001 11:58:02

Гурвинек - в оригинале хулиган, уличный мальчишка

>А какой лапочкой был маленьким..., поди :)

А его папочка - папаша Спейбл, типичный мещанин-бюргер.

Это персонажи из пражского театра кукол Буриана еще из 20-х годов. Оба персонажи - нарицательные в чешской культуре, почти как Швейк (только масштаб поменьше, конечно).

>И с чего это такое вырастает?

От Георгий
К Леонид (14.10.2001 09:50:18)
Дата 14.10.2001 10:18:26

Здесь важно то, что и


Леонид сообщил в новостях следующее:11881@kmf...
> Можно вспомнить журнал "Веселые картинки".
> А из детских книг серию Волкова про Элли и обитателей Волшебной старны. Кстати, американский вариант этой сказки я не читал. Но
мне кажется, что мотивы были переиначены радикально в "Волшебнике Изумрудного города". А последующие четыре книги - это вроде
творчество самого Волкова.
> Но Незнайка мне нравился больше всегда.

... серия Волкова из СЕМИ (!!!) книг, и Буратино А. К. Толстого, будучи построены "на зарубежной основе", весьма и весьма отличались
от "истоков" своим "зарядом". И были интереснее "оригиналов" - с моей точки зрения.
Пиноккио - сентиментальная сказка, о том, как чудно быть "хорошим мальчиком" - В КОРНЕ ЧУЖДАЯ РУССКОМУ МИРООЩУЩЕНИЮ, пожалуй. А
Буратино?
Из "Волшебника страны Оз" я читал первую книгу. Она вообще-то не сильно отличается от первой книги Волкова, но потом все идет совсем
по-другому... И здорово!!!

Были ли прямые предшественники у Носова с его Незнайкой - не знаю %-))). Но зато отлично помню, что именно оттуда я узнал многое о
капиталистическом обществе.
Интересно, что Носову удалось виртуозно обойти сексуальные проблемы, проблемы детства, родительства и пр., и при этом его книги не
получились искусственными. Всегда давался диву по этому поводу.



От Леонид
К Георгий (14.10.2001 10:18:26)
Дата 14.10.2001 11:30:06

Из семи книг?

Я даже и не знал! Я думал, что "Желтый туман" - последняя книга. У меня все эти книги лежат дома. Пасынок теперь читать будет.
А Носов действительно Незнайку создал виртуозно. Интересно, но мама мне читала "Незнайку на Луне" в то время, когда мы жили в Эфиопии. При последнем императоре. Контрасты социальные там прямо в глаза бросались.