От Мак
К All
Дата 04.06.2009 13:14:19
Рубрики Россия-СССР; Идеология; Культура;

Сергей Батчиков, Игорь Игнатов. "Виртуоз ": в столбе ликующего света


ЗАВТРА НОМЕР 23 (811) ОТ 3 ИЮНЯ 2009 г.

Сергей Батчиков, Игорь Игнатов


«ВИРТУОЗ»: В СТОЛБЕ ЛИКУЮЩЕГО СВЕТА

--------------------------------------------------------------------------------




НЕДАВНО СВЕТ УВИДЕЛ новый роман А. Проханова "Виртуоз", ставший, несомненно, явлением в жизни современной русской литературы, да и русской жизни вообще. Впрочем, для того, чтобы правильно оценить этот роман, его надо рассматривать в контексте не только русской, но и мировой литературы. В ходе поступательного развития этой последней можно проследить четыре важных для нас этапа в эволюции классического романа.

В романах первой половины XIX века описываются судьбы, взаимоотношения людей и одновременно — эпоха, нередко вместе с присущими ей историческими драмами. Через судьбы здесь передается масштабность событий, а сами герои предстают перед нами, как точки, движущиеся, взаимодействующие и сталкивающиеся в пространственно-временном континууме ньютоновской вселенной.

Приход в литературу Достоевского ознаменовал начало нового этапа. В модели Федора Михайловича человеческое существо уже не является точкой — это бездна непредсказуемых смыслов. Обобщенное человеческое существо, по Достоевскому, — это "семья Карамазовых", все ее члены сразу, включая и Алешу Карамазова, и Смердякова. Это уже "физика" другого класса — "ядерного", ибо обобщенное человеческое существо в рамках данной модели можно сравнить с ядром атома, которое лишено стабильных физических характеристик и непредсказуемым образом реагирует на воздействия извне (т.е. на бомбардировку его внешними частицами). Точно так же и человек непредсказуем и разнообразен в совокупности своих реакций на внешние воздействия, да и свои собственные, идущие из глубины души, импульсы — тоже. Любое взаимодействие, в зависимости от наличных условий, которые всегда уникальны, может породить как условного Алешу Карамазова, так и условного Смердякова. В этом смысле христианство, по Федору Михайловичу, очень сближается с классическими положениями ядерной физики.

Роман Джеймса Джойса "Улисс", где автор описал один день (с 8 утра до 2-х ночи) из жизни дублинского еврея Леопольда Блума и молодого писателя Стивена Дедала, — следующая ступенька литературной эволюции. Здесь уже нет пространства и времени. То есть они, конечно, присутствуют, но постепенно — по мере развития сюжета — теряют в контексте романа сколько бы то ни было значимую роль. Это уже квантовая логика, "усугубляющаяся" еще и тем, что Джойс здесь уже не столько рассказывает о реальности, сколько заставляет ее говорить о себе самой, выполняя лишь роль некоего литературного "медиума".

И, наконец, Кафка. Он избрал талмудические притчи в качестве первоисточника и художественно обрабатывал их в своих литературных произведениях. Такой подход уже выходит за границы "физики" нашего мира — Кафка рассматривает материальный мир, как слепок, воплощающий вечные, высказанные "на все времена" истины мира метафизического. Мы видим здесь растворенность вечного в ткани текущего бытия, восприятие этого бытия как бесконечной цепочки "материализаций" богооткровенного текста. Один из героев Кафки всю свою жизнь посвятил тому, чтобы создать совершенную машину для истязаний человека. И кончил тем, что сам в нее попал. Это — талмудическая (а, значит, "вечная", по еврейским представлениям) притча материализовалась во всей своей классической красе в России во времена "царствия" Б. Ельцина. Тот все выстраивал систему "сдержек и противовесов" и сделал ее, в конце концов, столь совершенной, что оная стала идеальным оружием в руках его собственной дочери, которая, спасая свою эксклюзивную шкурку, упекла папашу на пенсию, "в бункер" — подальше от власти, чужих глаз и народной ненависти.

Что же можно сказать в этом контексте о новом романе А. Проханова "Виртуоз"? В нем мы видим синтез всех этих четырех методов: от классической литературы начала XIX века до Кафки. В этом смысле это, так сказать, пятый этап, эквивалентный запросам XXI века. Впрочем, достоинство книги не только в этом. Здесь же мы обнаруживаем и уникальную, сугубо прохановскую, сверхидею, которая в столь пронзительно отточенной форме отсутствует даже у Достоевского. Суть сверхидеи состоит в том, что даже те отвратительнейшие "Содом и Гоморра" в одном флаконе, которыми является сегодняшняя Россия, не погибли окончательно, пока есть хоть один праведник, существование которого дает надежду на спасение.

И вот что важно: Александр Андреевич всегда находит человека, через которого Бог изливает Фаворский свет в погрязший в грехе и смертной тени мир. Такой человек всегда есть в России и, в отличие от библейского праведника Лота, прохановский герой не бежит прочь, за пределы жуткой постсоветской утопии — он сознательно, невзирая на предостережения Виртуоза, остается в россиянском Мoроке, чтобы высветлять своим присутствием почти богооставленный Русский Мир. Тем Россия и спасается. Впрочем, речь идет, конечно, не только и не столько о конкретном герое, об Алексее. Такова возведенная в принцип прохановская "благая весть" о России. Таков, согласно Проханову, духовный (и в какой-то степени органический) "механизм", спасающий Россию.



ИМЕННО ПРОВОДНИКИ Фаворского света делают каждый раз возможным уже многократно вторгавшееся в нашу свинцовую реальность русское чудо — да и само столь же многократно высмеянное упование на него. Упование на чудо в русском народе проистекает не от лености духа и тела — оно имеет метафизическую подоснову. Русское чудо возможно потому, что есть на Руси люди, обладающие особым, блаженным, складом сознания, который уже утерян в "мире внешнем", люди-световоды, способные подниматься умом к Божественной Полноте и, зарядившись энергиями Абсолюта, разрубать единым махом гордиевы узлы наших рационально не решаемых проблем, преодолевать кажущиеся непреодолимыми силлогизмы российской материальной жизни. Все наши большие, судьбоносные войны и победы в них — в свете сопутствующих этим войнам обстоятельств — есть чудо. Наши взлеты, наше восстановление после двух самых кровопролитных и опустошительных для нас войн в ХХ столетии — это тоже чудо. После Второй мировой войны Соединенные Штаты затратили в 200 раз больше средств на развитие науки, чем Советский Союз, а результаты — до разгрома СССР "перестройкой", Ельциным и либералами — были примерно одинаковы. У нас было значительно меньше денег и материальных возможностей, но несравненно больше творческой, светоносной энергии, чем у Америки.

Сегодня заявленный Прохановым механизм спасения России скрыт от нашего взора, и окружающая нас действительность, кажется, намертво блокирует такую возможность. Откуда прийти спасению? Вроде неоткуда. Конечно, похожий на Алексея человек, начавший свое движение по пути обожения к сверхчеловеку во Христе, в принципе может быть проявлен и в реальной, невымышленной России Медведева и Путина — вот только "видимых" спасителей России и русского народа среди ныне власть предержащих здесь, увы, явно не наблюдается. Да и вообще, нет никого на виду, кто мог бы сыграть роль русского Машиаха — никаких знаков, никаких намеков, никаких значимых личностей. Кругом одна сапропель. Перегоревший шлак. Перебродившие отбросы. Так что сегодня такой человек, подобно "скрытому имаму" шиитов, остается для большинства лишь тайным светочем надежды. И даже если он существует, истинное его предназначение есть пока, скорее всего, тайна за семью печатями для него самого.

Но Проханов не оставляет у читателя сомнений, что такие люди в России есть. Где-то — скорее всего, не в Москве — но есть. Это — формула России, ее неизменная, хотя и непроявленная данность. Роман показывает, как происходит становление подобного "световода", начавшись вроде бы с интриги, с черных технологий, с разборок между двумя полюсами богооставленной власти. Черная интрига, которая стоит в изначалии миссии Алексея, кажется неким парадоксом, неким "затемняющим" эту миссию началом. На самом же деле тут нет ни парадокса, ни "затемнения". Провидение Божье действует не просто через людей — оно действует даже через самых богооставленных правителей и предателей, оно проходит в виде светоносной субстанции через самые коварные и черные планы. Бога нельзя обмануть — даже при помощи "политических технологий". Творец хочет проявления нашей свободной воли. Он не "играет в глиняных человечков", как это представлялось древним семитам, которые впервые (надо отдать им должное) прозрели истину о едином Боге, но так и не перешагнули через свои ветхие психофизические ограничения и рефлексы в представлениях о Его Природе. Бог — не подобный древнему шейху капризный деспот. Не самолюбивый гордец и не альфа-самец. Он не оскопляет жизнь человека слепым фатумом. Но Он всегда — главное действующее Лицо той драмы, в которую вовлечены "игроки". Он всегда — главный "Игрок". Невидимый, и потому не принимаемый "богооставленными" всерьез. И Он всегда в силах изменить ход любой "партии", распрямить любую интригу. Но парадокс, повторюсь, в том, что Богу не надо ничего изменять — Он действует через наличные обстоятельства, через любые комбинации. Как мастер айкидо, Он преодолевает зло с помощью энергии самого зла. В этом — залог нашего конечного спасения, которое остро чует и которым светоносно вдохновляется Проханов. Кальвинисты не поняли замысла Бога, они разделили человечество на изначально спасенных и изначально обреченных. На самом деле, мы все уже спасены, в том смысле, что мы — в Книге Жизни. Нам надлежит лишь разрешить Богу спасти себя. А для этого мы должны сделать свободный выбор — своей волей и самой жизнью.



В КОНЕЧНОМ СЧЁТЕ, книга Проханова — именно о таком выборе. Кто-то уже сделал его (хотя на самом деле реально сделавший такой выбор человек в романе только один — это Алексей). Но свобода выбора остается правом всех — даже подобных Виртуозу "богооставленных", перед которыми вроде бы закрыт "Небесный Лифт". Здесь автор раскрывает перед нами важнейший принцип православной эзотерики: так называемые "богооставленные" (а на деле сами оставившие Бога) люди, даже не имея мистической энергии и благодати для личного Контакта с Творцом, могут спастись через праведников и духовидцев.

Преображается, соприкоснувшись с Алексеем, Виртуоз. И на него нисходит Фаворский свет спасительного Откровения. И он внезапно обнаруживает себя в "Небесном Лифте", на Пажитях Небесных. Никто не обречен. Никто не проклят. Даже тот, чья душа вроде бы черна. Впрочем, именно "вроде бы". Ибо нет в полной мере "черных" людей. Как нет и в полной мере "божественных". Всякий человек несовершенен и при этом — многомерен. Душа грешника, да и любого человека (ибо каждый человек — грешник), в той или иной степени, подобна Ганиной Яме — здесь духи света сражаются с духами тьмы, а нежность, целомудрие и красота борются с мраком преисподней. Каждый человек в сумме своих характеристик есть объединенное человечество и даже больше. И порой чем глубже отпадение, тем яростнее, страстнее может быть взлет к Небесам. Чем жестче и настырнее грех "ветхого мира" насилует истинную природу человека, сжимая заключенную в нем пружину божественных смыслов, тем резче, сильнее, страстнее она сопротивляется, протестуя против греха и ища возвращения в утраченный Райский Сад. Пружину нельзя сжимать до бесконечности — в какой-то момент она обязательно распрямится.

Эта философская идея Достоевского о многомерности человека великолепно, в красках, показана в романе. Алексей, снискавший Божественного Поцелуя и Фаворского света, спокойно себе предается любви вне брака — хоть и в любовном акте с невестой, но все же еще не с женой. Пустячок вроде бы, по нашим стандартам, а "нарушение". Точно так же и Виртуоз, угольная душа, не настолько черен, чтобы удостоиться "неизбежного ада": в душе его, погрязшей в интригах и манипуляционных технологиях, есть "зацепка", сочленяющая его с Миром Горним, — любовь к матери. Любовь! Фаворский свет, словно лоза, прививается на этом побеге и наполняет Виртуоза энергией, достаточной для преодоления "гравитации" материального мира. Правда, он обнаруживает свой путь к Богу только через Алексея. Но даже единственный в своем роде опыт духовного восхождения, пусть и под благодатным влиянием другого человека, совершает в грешнике переворот, прокладывает в его душе пути к спасению.

Итак, грешники, даже последние грешники, спасаются через подвижников, которые находят свою дорогу к Богу и спасают всех вокруг! Ибо зло не есть свойство человеческой души. Душа создана "по Образу и Подобию" и сотворена она ради конечного своего обожения. Зло есть "наносное качество", развивающееся в человеческой душе из-за разомкнутости человека и Бога — из-за ошибки человеческой воли. Зло есть искажение. А искажение может быть убрано энергией праведника, подобно тому, как компьютерный вирус устраняется антивирусной программой. Покаяние заразно, как заразен и грех!

Что же нужно, чтобы реализовать свой шанс на преображение?

"Метанойте!" — говорили отцы греческого исихазма. — "Измените ум!" Грех есть структурная ошибка ума! Это удивительное открытие Православия вдыхает в нас надежду, ибо оно доказывает, что та пропасть, в которую скатилась Россия, эта ее Ганина Яма, преодолима одним прыжком, одним, если не моментальным, то очень быстрым изменением сознания! И удивительно, что об этой надежде напоминают нам не иерархи РПЦ, а намекает "красный подвижник" советского прихода Проханов. Видно, что-то удивительное происходит с сердцами и душами, раз такие парадоксы стали возможны в стране "победившей вертикали".

Изменение сознания, искупление греха осуществляется через Любовь. Сказано: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею!" Такова первая заповедь. Вторая же заповедь гласит: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Без этих двух базовых условий любая духовная практика, любая литургия мертвы. Божественная любовь одного рождает контакт с Миром Горним, спасает прозревшего и всех вокруг. "Изменяет умы" миллионов — через прикосновение, через слово, через взгляд.

"Возлюбить ближнего своего, как самого себя" в наших условиях означает возлюбить всю Россию, ибо все мы — и оставшиеся в уродливых пределах Росфедерации, и отторгнутые ее предательской властью — есть "ближние", есть Община, Тело Христово. В нем — и Виртуоз, и Алексей, и Лампадников, и обитатели сгоревшего сумасшедшего дома, все родившиеся на Русской Земле под сенью Православного Креста.



СЕГОДНЯ ОЧЕНЬ МНОГИЕ говорят о революции, пытаясь предугадать ее, наполнить слово "революция" каким-то конкретным содержанием. Власть, "дорогие россияне" боятся революции и организуют "шоу" с участием "обеспокоенной общественности", где странные "батюшки" пугают народ адом и гасят "пасторским словом" зреющие искры социального протеста. Но зря волнуются, ибо революция невозможна без аттракторов, а их пока не видно. Именно аттракторы, а не сама по себе тяжесть наличного положения, во все времена вдохновляла людей на большие проекты по социальному переустройству разных стран. Что же может стать таким аттрактором для нашего изуверившегося народа? По мнению Проханова, сегодня аттрактором суждено стать тому, что презиралось нуворишами в 90-е и "нулевые". Мыслимыми аттракторами сегодня могут стать определенные страстные состояния сознания — состояние Любви и устремленность к Духу с характерными для этих переживаний равнодушием к богатству и презрением к тому, что они называют "успехом". Всё это считалось и продолжает считаться "богооставленными" (точнее, "оставившими Бога") "лузерством" или, по крайней мере, чудачеством. Иногда даже — опасным чудачеством. Но только из этих аттракторов может разгореться огонь грядущей русской революции, которая обречена быть революцией мирной, ибо она произойдет сначала в сознании людей. Люди изначально изменят ум, а потом уже только смогут адекватно переформатировать социально-экономические отношения, политическую сферу, культуру. В обратном порядке эта формула не действует.

Главная борьба русских патриотов и националистов сегодня — не столько борьба за власть (победа на этом пути при существующих условиях невозможна), не столько спазматические попытки завоевать внимание и благосклонность власть предержащих, сколько поиск "световодов". Световодами мы называем людей, обретших Божий Свет и, соответственно, обладающих особой структурой сознания, благодаря которой они способны осветить другим выход как из внешних, так и из внутренних тупиков. Всех нас соединяет с Богом особый канал или, если хотите, "шнур", похожий на пуповину. У "световода" этот канал прочищен, лишен спаек и наполнен Божественной энергией. В практическом смысле "световод" — это человек, готовый к активной Любви и творческому соработничеству с Богом и ближними по поводу революционного переустройства внешней и внутренней жизни.

Вы скажете: какие там световоды, Росфедерация погрязла в мороке и чернухе! Все живое, доброе, вечное здесь или умерло, или прячется в глубоких катакомбах, горестно доживая свой срок. Однако возгоранию таких светочей духа, как ни странно, могут поспособствовать как раз именно чернота и кажущаяся беспросветность россиянского бытия. Молодежь обкормили развратом и пойлом дешевых, пошлых удовольствий. Людей уже сегодня зашкаливает от этого мрака. И они интуитивно чувствуют: разврат, перепотребление, обкормленность материальными удовольствиями, бесконечная консумация порока — это все для слабых и неимущих духом. И ищут выход — выход в чем-то принципиально противоположном. В энергии Духа, в энергии Любви, в энергии воинского, рыцарского противостояния унижающему достоинство человека злу. В энергии спартанского служения. В творчестве, в радостной, добровольной аскезе, в самосозидании. Когда разврат достигает своей максимальной степени интенсивности (а мы близки к этому моменту), он порождает искру отвращения. Хочется верить, что из этой искры разгорится огонь грядущей русской революции — революции сознания. Сначала он будет возгораться в немногих. Но, изменив под влиянием внешних обстоятельств сознание, эти немногие спасут многих вокруг них. Эти люди победят мoрок и мрак Россиянии через культивацию противостоящих "тьме внутренней" высоких состояний сознания — через Любовь к Богу и "отеческим гробам", через устремленность к Духу и служению живым.



ВСПОМНИМ, что когда-то и поздняя Римская Империя была погружена во всеобщий, всеохватный разврат — разврат такой степени накала, что рядом с ним разврат "дорогих россиян" и порожденного ими периферийного россиянского "гламура", поколения мальчиков и девочек из "Дома-2", может показаться неуклюжими опытами дилетантствующих юннатов, отпущенных на первую в их жизни экскурсию в публичный дом. Но после Калигулы и Нерона пришли рыцари Круглого Стола — оставленная отступающим Римом 9-я Рота, последние солдаты Империи, которые, попрощавшись со своими беспомощными центурионами, создали свой собственный "имперский стиль", выковали свою собственную империю.

Да, настала эпоха рыцарей. И не только Круглого Стола. Пришли герои, пахнущие не парфюмами римской эпохи, а кровью и потом. Вооруженные не рвотными палочками для щекотания неба, а тяжелыми мечами, копьями и щитами. Пришли люди, готовые сражаться за веру и десятками тысяч умирать в безводных песках Палестинских пустынь во имя освобождения Гроба Господня. И пусть нынешние хозяева россиянской жизни не заблуждаются: великие падения порождают величайшие взлеты. Распятые в материи узреют вершины Духа, порабощенные грехом порвут цепи и станут свободными. Русский народ еще обретет свое Копье Судьбы.

Нынешние реальные правители России, при всей кажущейся несокрушимости возведенной ими "вертикали", слабы. Они не знают, что такое запах борьбы, ибо и власть, и собственность достались им "по случаю". Они не могут даже управлять тем, что имеют, — не говоря уже о каком-либо приращении. И они, конечно же, не смогут сохранить то, чем пока обладают, — мы еще станем свидетелями их сокрушительного исторического и метафизического поражения. Ибо они — не наследники. Захваченные ими активы принадлежат им не по праву. А сверх того, эти люди не умеют дерзать, они не умеют стремиться. Они не в состоянии работать на опережение — да и работать вообще. Овладев курицей, несущей золотые яйца, и коровой, вымя которой переполнено углеводородами, они уже и не знают, куда направить полет своих фантазий. Врата творчества для них закрыты. Все покупают и покупают недвижимость, все переводят и переводят свои дивиденды в оффшоры… Наращивают (вернее, наращивали — сейчас уже тратят и разворовывают) Стабилизационный фонд. И ни стратегии, ни программы, ни плана (если, конечно, не считать за таковой фиктивный "план Путина"), ни даже сюжета в голове…

И потому Иерихонские стены чиновно-олигархической России обязательно падут — не могут не пасть. Ибо в них сидят люди с "оборонным сознанием", люди, отягощенные золотом, но не смыслами, люди, знающие цену всему, но не знающие ценности ничего.

Повлияет ли книга на наше текущее бытие, зажжет ли она новые сердца? Есть ли надежда на преображение "быдла офисно-планктонного" или хотя бы какой-нибудь его части? Это покажет сама жизнь. Но Слово-то произнесено. И это Слово уже живет жизнью, независимой от мыслей, устремлений и первоначальных планов автора. Слово вылетело в мир и уже творит там новую реальность. Будущее нельзя предсказать — его можно только сконструировать. Для того и написана книга Проханова, чтобы "сделать" наше общее будущее, чтобы заразить порывом людей, зажечь огонь в сердцах офисного плебса. Время калигул и неронов, время накопителей хлебов земных, время изнеженного, одержимого потребительским зудом городского люмпен-пролетариата, время серых бездарностей "вверху и внизу" должно пройти. Оно, собственно, истекает на наших глазах. И дело не столько в неком полуфиктивном "кризисе", который "свирепствует" по большей части только на постсоветском пространстве, сколько в полной неспособности нынешних люмпен-элитариев предложить стране какие-то смыслы. Даже не новые смыслы, а смыслы вообще. Ради чего жить? К чему стремиться? Вот главные вопросы, на которые нет ответов.

Так долго продолжаться не может. Даже если Кудрин успешно "стабилизирует" рубль, поиска ответов на эти вопросы не избежать. И поэтому грядет новая элита — элита Духа. Грядут и новые рядовые устроители пост-россиянской жизни — легкие, летучие воины с неистраченным бойцовским духом и творческим напряжением. В грядущем Преображении в выигрыше окажутся те, кто сумеет легко (по Киплингу — см. стихотворение "Если") отказаться от приобретенного, кто не купится на дегенеративные соблазны общества массового стяжания и потребления.

Американский психолог и философ Роберт Уилсон как-то сказал, что будущее существует сначала в воображении, потом в воле и потом в реальности. Все, что когда-то пронеслось через человеческое воображение, обречено стать реальностью — вопрос только во времени. Контуры нашего небывалого по своей светоносности будущего проникли в наше воображение благодаря духовидческому таланту Проханова, который не сдается и продолжает грезить наяву, невзирая на обступающую нас со всех сторон свинцовую мерзость. А это значит, что споры новой реальности — уже здесь. От нас зависит, когда они прорастут в нашей воле и побудят нас к активному, творческому соработничеству по преображению жизни внутри и вокруг нас.



Приобрести новый роман Александра Проханова "Виртуоз" можно наложенным платежом по почте, заказав его по адресу: 119590, Москва, ул. Довженко д.6, "Русская книга". Также заказы принимаются по телефонам (495) 972-65-87 (10-21 ежедневно), 8-499-246-11-87 (11-19, в субботу с 12-16) и на e-mail: russkniga@mail.ru. Книга также продаётся в магазине, расположенном по адресу: Комсомольский проспект, д. 13 (здание Союза писателей России). Магазин работает в будни с 11 до 19, в субботу с 12 до 16. Телефон для справок 8-499-246-11-87.



От Мак
К Мак (04.06.2009 13:14:19)
Дата 19.06.2009 18:43:48

Открытое письмо А. Проханову от прототипа банкира из романа

http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/813/41.html

ЗАВТРА НОМЕР 25 (813) ОТ 17 ИЮНЯ 2009 г.


МЕТОД №5
Бунт прототипов. Открытое письмо А. Проханову
--------------------------------------------------------------------------------




Александр Андреевич, Ваш "Виртуоз" — гвоздь, который Вы забиваете то ли в голову читателя (недаром тема отделения головы, лоботомии, сумасшествия проходит красной нитью через все повествование), то ли в гроб уходящего постмодернистского мира, который в Вашем романе одерживает очередной (может быть, последний?) триумф.

Написать это открытое письмо Вам меня побудило то крайне комплиментарное, близкое к неприличию обсуждение Вашего романа, которое помещено на страницах Вашей газеты (№ 22 за 2009 г.). Я понимаю, что чувство меры — это не Ваш стиль. Я понимаю, что задача книги, как Вы это сами сформулировали: "запустить в нее энергии текущего дня, трансформировать их в метафору, в художественные образы, и таким образом резко усилить эти энергии".

Но что это за энергии, господин писатель? "И я спрашиваю себя, во что может вылиться переполняющая этот роман энергия ненависти?" (В. Бондаренко). Что Вы на самом деле (а не с точки зрения лихо закрученного, но вполне традиционного сюжета романа о власти и предательстве) хотите, если "…полная безысходность, пафос тотальной пессимистической трагедии, грозит превратить ужас авторской метафоры в реальность, в самосбывающийся прогноз" (Ю. Бялый).

Вы уже в том возрасте, в том литературном и общественно-политическом статусе, когда не удастся спрятаться за "свободой творчества" и "бунтом прототипов". Ведь Вы — не коммерческий писатель, продавший душу "золотому тельцу", не Пелевин или Акунин, Сорокин или Аксенов (кстати, по степени гиперболичности, игры с пространством и временем эти авторы иногда даже превосходят Вас). Вам предстоит отвечать перед Богом и людьми не только за свой текст (временами довольно плакатный — сказывается звонкий публицистический "органчик"), но и за свои помыслы. Ведь Ваш роман — не только о грехе братоубийства (Виртуоз предает на духовную смерть своего названного брата Царевича Алексея), Вы сами сказали, что "…"Виртуоз" можно назвать не романом-триллером, а романом-самоубийством".

Для чего Вы совершаете этот смертный грех интеллектуального самоубийства, придавая ему какой-то даже ритуальный характер? Ведь если для Вас "игра закончена", если миражи Пятой Империи и пятой Книги Царств в этом романе рассеиваются под жестким излучением подземного "Стоглава", надо ли и читателя загонять в этот искусно созданный Вашим воображением туннель смерти, ведущий в Ганину яму? Такова логика сюжета, скажете Вы…

Но ритуальность Вашего публичного самоубийства в том, что Вам мало развенчания (в основном заслуженного) всех нас, прототипов и протопопов, "наших" и "чужих" (последние незримо присутствуют на каждой странице романа, определяя сюжет и судьбу героев), Вы хотите большего — доказать: преображения нет, надежды нет, никакой "золотой шар" не исполнит желания "Счастья для всех, без разбора, и пусть никто не уйдет обиженным".

В этом смысле Ваш пафос противоположен светоносному лучу русской литературы — от лучших представителей ее золотого и серебряного веков, с их пониманием человека как "фрактала Бога", до ранних братьев Стругацких с их космическими энергиями будущего, определяющими настоящее, меняющими сознание и бытие миллионов.

Ведь если бы у Вас было так, как у великих предшественников, то уже преображенный, приобщенный к Богу райским свиданием с мамой Виртуоз просто не смог бы отречься от своей вновь обретенной бессмертной души. Сделки по продаже этого товара повторно не совершаются, и Вы это знаете. А если уж Вам понадобилось показать, что душу можно обретать и продавать заново, значит Вы на стороне тех, кто хотел бы ввести этот последний нетварный (нетоварный) феномен в хозяйственный оборот, создать, так сказать, "дериватив человека", логически и исторически завершив ту фиктивно-деривативную революцию, которая заменяет революцию сознания в ее подлинном (в смысле соработничества с Богом) смысле. Ведь главная "разменная монета" Вашего романа — любовь. Марина "покупает" неискушенного Алексея, Виртуоз "продает" любовь к маме за "чечевичную похлебку" власти.

Ведь "если Бога нет, то всё позволено", Вы же знаете, Александр Андреевич! Преступление (целый каскад, самодовольный парад преступлений) в романе есть, наказание (не в смысле внешнего, земного — но внутреннего, небесного) нет и не предвидится. Вся эта "возгонка энергий", попытка "перепрыгнуть через четвертый контур" (как любит говорить один из участников обсуждения романа С. Батчиков), через совесть — к высшим контурам сознания и власти, для чего все это? Ведь это — эзотерические практики нацизма: не отсюда ли в Вашем романе знакомые аберрации Ромула и Рема, постоянные "факельные шествия" в их постмодернистском обличии (особенно талантливо описаны заключительные торжества на празднике Духовного лидера Русского мира).

Какой Рим строят Ваши (увы, наши) Ромул и Рем, какой Рим (четвертый, пятый?) готов принять из их рук преображенный тобольский историк Алексей Горшков? И не слишком ли легко далось этому (надо понимать) единственному положительному герою романа (если не считать условных Ю. Гагарина и Ю. Кузнецова) его духовное преображение? Он ведь принял все правила игры, включая все эти постмодернистские постановки с ракетой и подводной лодкой, монархистами и церковниками. Но ведь на лжи Царства Правды не построишь, какие бы "райские" формулы и поэмы ни сопровождали процесс строительства новой Вавилонской башни. Вы очень хорошо вывели образ "вавилонской блудницы", Москвы, которая явилась чистому парню из провинции в первый же день его пребывания в столице во всем своем блеске беспросветного грехопадения. Но не слишком ли быстро герой смирился со своим пребыванием в сладком лоне этой блудницы, почувствовал комфорт её салонов и роскошных машин?

Но всё это, конечно, мелочи, издержки профессии литератора: "ради красного словца не пожалеешь…" Вы все это знаете лучше меня, скромного прототипа одного из Ваших второстепенных персонажей.

Смысл моего письма — не в обвинении Вас в смертном грехе уныния или самоубийства (наказанием здесь служит сам грех). Моя задача — попробовать вместе с Вами разобраться, что мы будем дальше делать. Я не знаю, как Вам, но мне совсем не хочется участвовать в той "страшной разборке прототипов" на границе миров, которую Вы обещали нам после Вашей смерти. Ведь с точки зрения той монструозной виртуальной действительности, которую Вы задали в своем "Виртуозе", все мы, реальные живые (пока еще, хоть Вы, я знаю, считаете иначе) люди, попавшие под Ваше преображающее "онтонаркотизированное увеличительное стекло" (по С. Кургиняну), как сказал Ю. Бялый, "взвешены сюжетом и найдены слишком легкими. И это саморазоблачение всех героев.., — новое и очень страшное, в том числе и для самого автора, слово…". А если мы все (по крайней мере я) не хотим совершать вместе с Вами это ритуальное самоубийство, а хотим еще немного побороться за свою бессмертную душу?!

Давайте, как советует Г. Джемаль, поднимемся с трех доступных профанам уровней понимания ("роман-предупреждение, революционный роман и эпитафия псевдоправящему псевдоклассу") на уровень для посвященных — метафизический, религиозный, духовидческий.

Ваши проницательные сторонники (С. Батчиков, И.Игнатов) видят в книге "уникальную, сугубо прохановскую, сверх-идею, которая в столь пронзительно отточенной форме отсутствует даже у Достоевского. Суть сверхидеи состоит в том, что даже те отвратительнейшие "Содом и Гоморра" в одном флаконе, которыми является сегодня Россия, не погибли окончательно, пока есть хоть один праведник, существование которого дает надежду на спасение".

Если перевернуть ту же сверхидею: можно ли (и нужно ли) праведно жить в мире (стране), где победили (побеждают) абсолютные силы зла, где правят сатанисты, приветствуя и славя приход царствования князя мира сего? И кто в этом мире может сказать: жив ли еще этот праведник и праведник ли он уже, включенный во все игры сатанистов?

Ведь мы так придем к тому, что каждый пишущий будет считать этим праведником самого себя, а значит, "дело сделано", весь мир спасен и оправдан в глазах бесконечно любящего (совсем не ветхозаветного) Бога. Ведь можно пойти чуть дальше и утверждать, что "Как мастер айкидо, Он преодолевает зло с помощью энергии самого зла". (С. Батчиков, И.Игнатов).

Помилуйте, но это уже не Творец, а Воланд или Мефистофель! Подобный религиозный релятивизм превращает последнее не завоеванное Игрой (мамоной) пространство — Небо — в подобие Олимпа, на котором скучающие боги разыгрывают жестокие спектакли, во славу подвигов единственного "героя" напуская на людей разные напасти и потешаясь бедствиями и пороками смертных. Зачем нам это, ведь игр хватает и на Земле?

Вернемся к роману: в реальности Алексей Горшков, ставший вдруг праведником в пространстве пиар-технологий, тем световодом ("столбом ликующего света" по С. Батчикову и И.Игнатову), по которому энергия Неба (святость) соединяет разорванные эпохи и пространства, стал инструментом нового кровавого разрыва настоящего (путем провоцирования Ромула на мятеж). А это значит: не зло преодолевается с помощью энергии зла ("осинка не родит апельсинку"), а зло в данном случае использовало энергию добра для самовозрастания. Этакая формула тотального зла-капитала (ведь капитал по определению и есть мертвый, овеществленный труд): хватай живого и светлого, чтобы прибавилось смерти и тьмы на шабаше мертвецов!

Но поскольку живой труд или творчество ("самотворчество разума") есть сегодня только встроенный сверхмалый элемент в системе глобального перенакопленного капитала, носящего на 99,999% виртуальный, деривативный, искусственно сконструированный в пробирках "финансовых алхимиков" характер, то оставшиеся 0,001% живого труда (или добра, возвращаясь на метафизический уровень) не делают погоды и не могут "спасти мир".

И в этом реальный трагизм и жизненная правда романа "Виртуоз": находясь в рамках нынешней "мировой системы", никто не может "выскочить за флажки" монетизированных понятий о добре и зле. Если "верхние" делят свои миллиарды в плясках вокруг трубы и западных счетов, то "нижние" — встроены в систему потребления товаров и символов, включая телевизионную картинку. Но "нижних" (народа) в романе почти нет, они и не существуют в этой (наличной) мировой и российской системе, их реальный вес исчезающе мал, как мало у них и наличных. И я, хорошо зная систему изнутри (чего там скрывать, по моим рассуждениям выше видно, что мне близки финансы, я — прототип-банкир), говорю Вам, Александр Андреевич: своим романом Вы преданно служите Системе, Ваш хитрый "Виртуоз" — всего лишь Vertu для страны Оз (т.е. гламурный товар для бедных и доверчивых обитателей Изумрудного города, которых раньше только заставляли носить зеленые очки идеологии, а сегодня от них требуют полного внутреннего "позеленения", отказа от всех немонетизированных ценностей)!

Ваш роман служит системе, т.к. показывает ее всемогущество, ибо праведник Алексей, сталкиваясь с предательством "брата" и "жены", ломается и отказывается от борьбы, у него совсем нет последователей. А значит, его любовь к Богу не выдержала испытания, он не смог простить проклинающих его, любить кричащих: "Распни его!" Но это естественно: чего можно ожидать от неискушенного (несмотря на краткий мистический опыт) 25-летнего провинциала, попавшего в сети "охотников за головами". Сам он не смог (не успел) стать "ловцом душ человеческих": Виртуоз легко вырвался, даже после визита в Рай (свидания с матерью) — какая "плата за жизнь вечную" может быть выше для любой, самой очерствелой души?!

Но смысл моего письма не в том, чтобы осуждать Вас за невольное (или добровольно-принудительное, по законам принятой Вами игры) служение тотальной пропаганде всемогущества царства князя мира сего — Бог судит и Бог простит.

Тем более, Вас есть за что и осуждать, и прощать с Вашим бесценным опытом самопознания и самоизменения, с Вашей газетой "Завтра", которая в последние годы на несколько процентов есть акт творчества (сравните с 0,001 % в среднем "по больнице"). Повторяю свой вопрос: что нам с Вами делать дальше, уважаемый Александр Андреевич, после этого романа, ставящего точку в творческом пути (или Ваше заявленное интеллектуальное самоубийство столь же виртуально, как большинство сцен в романе?), "куда ж нам плыть"?!

Если продолжить последовательность этапов Вашей творческой эволюции, построенную С. Кургиняном (три этапа — три творческих метода): "Метод №1 — "зеркало", №2 — "увеличительное стекло", №3 — "онтонаркотизация"", то следующий логический метод — общий наркоз. Если в методе №3 еще важна, пусть наркотическая (постмодернистская, в стиле стеба) связь с реальностью (отсюда и мы, несчастные прототипы), то следующий этап (метод №4) предполагает полный разрыв с реальностью, "загробную жизнь" автора в творческом отношении, инобытие, "записки из мертвого дома" (немногие писатели успевали доходить до этого этапа). Но мы, Ваши прототипы и герои, Ваши современники, не хотим применения Вами (и на нас) метода №4! Нам необязателен "Виртуоз-2", как был избыточен в свое время второй том "Мертвых душ". Давайте пропустим этот этап и сразу перейдем к методу №5 — к сожжению второго тома, к окончанию транзитного этапа "загробной литературной жизни" (пребывания в чистилище). А дальше — извечный выбор: вверх или вниз, что определяется не нами, не здесь и не сейчас. История рассудит — куда ведут Ваши труды и романы, чему и кому они служат.

Боже упаси, я вовсе не призываю Вас "бросить перо", я просто хочу внести в торжественный "церковный хор" Ваших блестящих сторонников "у райских врат" (надо признать, Вы умеете привлечь живых в нашем царстве мертвых идей и идеологов) тонкую ноту "о том, что никто не придет назад". Вы в своем творчестве (как и все мы в жизни) приближаетесь к состоянию комы, границе этого мира: многие пациенты под общим наркозом видят туннель, ведущий к Свету. Однако коматозный опыт не следует искать, как не следует искать смерти (она сама найдет). Ведь мы с Вами знаем, что спасение души не тождественно сохранению рассудка и живота своего. И если мы все попали в историческую "палату №6", значит ли это, что единственным решением служат наркотики, психоделики или просто "тяжелая химия" препаратов карательной социальной психиатрии? Не идите в эту сторону: общий наркоз (отказ от реальности) не поможет ни Вам, ни нам — в этой жизни и после нее.

В каком бы мире нам ни предстояло жить, мы должны пытаться жить "не по лжи" — как нормальные, сформированные всей толщей цивилизаций люди, не делясь на "своих" и "чужих" ("православные" и все остальные; праведники и гонители; псевдоэлита и псевдонарод).

А уж Ваш разум и Ваша душа, я уверен в этом, способны вместить не только протоплазму первобытных прототипов куртуазных неандертальцев ("VERTUозов") от власти и денег…

Искренне Ваш,

Прототип №5, («всечеловек» и президент банка «Монарх»)

От Ikut
К Мак (04.06.2009 13:14:19)
Дата 06.06.2009 14:16:27

А разве "оборонное сознание" плохо для России?



> И потому Иерихонские стены чиновно-олигархической России обязательно падут — не могут не пасть. Ибо в них сидят люди с "оборонным сознанием", люди, отягощенные золотом, но не смыслами, люди, знающие цену всему, но не знающие ценности ничего.

В этой фразе противоположные смыслы свалены в кучу.
Разве "оборонное сознание" так плохо для России?
Или это не синоним "сознания осажденного лагеря"?
В этом лидеры России как раз не заслужили обвинений.

От blik
К Ikut (06.06.2009 14:16:27)
Дата 07.06.2009 23:55:48

Re: А разве...



>> И потому Иерихонские стены чиновно-олигархической России обязательно падут — не могут не пасть. Ибо в них сидят люди с "оборонным сознанием", люди, отягощенные золотом, но не смыслами, люди, знающие цену всему, но не знающие ценности ничего.
>
>В этой фразе противоположные смыслы свалены в кучу.
>Разве "оборонное сознание" так плохо для России?
>Или это не синоним "сознания осажденного лагеря"?
>В этом лидеры России как раз не заслужили обвинений.

Дело в том, что речь в данном случае идет о таком "оборонном сознании", которое обращено почти исключительно не во вне, а внутрь страны, против ее народа.

От Ikut
К blik (07.06.2009 23:55:48)
Дата 10.06.2009 08:48:03

Раньше не применяли "оборонное сознание" к классовому сознанию

>>> И потому Иерихонские стены чиновно-олигархической России обязательно падут — не могут не пасть. Ибо в них сидят люди с "оборонным сознанием", люди, отягощенные золотом, но не смыслами, люди, знающие цену всему, но не знающие ценности ничего.
>>
>>В этой фразе противоположные смыслы свалены в кучу.
>>Разве "оборонное сознание" так плохо для России?
>>Или это не синоним "сознания осажденного лагеря"?
>>В этом лидеры России как раз не заслужили обвинений.
>
>Дело в том, что речь в данном случае идет о таком "оборонном сознании", которое обращено почти исключительно не во вне, а внутрь страны, против ее народа.

Раньше не применяли "оборонное сознание" к классам. Расширять границы устоящегося термина - только путать читателей.
Это, кстати, выгодно либералам, которые стараются придать термину "оборонное сознание" негативный оттенок и преуспели в этом.
Со стороны патриотичных авторов статьи это ошибочный ход. По пословице "Ради красного словца не пожалею и отца".

От Мак
К Мак (04.06.2009 13:14:19)
Дата 04.06.2009 13:20:21

Сергей Батчиков, Игорь Игнатов. "Виртуоз "... (ссылка на статью)

http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/811/11.html