Существовала она на принципах круговой поруки. Земля была общинная, ее каждый год перемежовывали по едокам, налоги платили как одно юридическое лицо, все повинности раверстывались внутри на общинном сходе под надзором-руководством урядника и соответсвующего уезного чиновника. Устойчивость ей обеспечивали факторы социально-психологические и экономические. Во-первых, общинная жизнь есть форма архаичной самоорганизации. Во-вторых, она с одной стороны до определенного предела помогает в выживании свом членам при природных кактаклизмах, а с другой препятствует повышеню жизненного уровня своих членов выше критического предела, ведущего к саморазрушению общины.
Естественно в следствии укоренившихся психологических стереотипов поведения ни общинникам, ни дворянам (уже не крепостникам, но собственникам земель общиной обрабатываемых), все эти либеральные идеи были не нужны, но нужны были деньги на Парижы и дредноуты, коих община в необходимом количестве давать чем дальше тем больше не могла. Отсюда постепенный переход прав на управление общиной от дворян к государству и как результат государственная попытка разрущения общины (Столыпин).
Следующая после общины стадия - фермерское хозяйство, но согласно построениям школы Чаянова-Кандратьева, фермер (сам с семьей + 1-10 наемных рабочих) так же имеет предел желаний, соответственно и предел производительной способности. Дальше уже чисто капиталистическое сельхоз-предприятие.
А почему устойчив кагал ? Каким марксизмом его мерить ?
Мне кажется , что объяснять марксизмом-ленинизмом подобные явления все равно как аурой и космической энергией . Нет у нас с вами таких знаний , потому как оно является тайным. Только владея им можно понять военную стратегию , дипломатические ходы , экономику , идеологию , пропаганду и многое другое. Данное знание должно позволять простыми формулами оценить явление и предсказать его развитие . А еще должна существовать система взглядов и понятий , связывающая воедино названные выше составляющие .