Время новостей, Москва, 16 Июня 2009
ПЕРВЫЙ НЕСОВЕТСКИЙ
Автор: МИХАИЛ КУКУШКИН
Sukhoi Superjet-100 показали в Ле-Бурже
Вчера публике был представлен первый гражданский самолет, спроектированный в
России после распада Советского Союза. Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) совершил
демонстрационный полет в первый день работы международного авиасалона "Ле-Бурже-
2009", открывшегося в пригороде Парижа.
Михаил Погосян, генеральный директор корпорации "Сухой" (занимающий по
совместительству и пост гендиректора РСК "МиГ" - второй ведущей российской компании
по проектированию и строительству истребителей), заявил на пресс-конференции, что
надеется в течение текущего года довести портфель заказов на SSJ-100 до 150 штук.
Сейчас, по данным корпорации, она располагает 98 твердыми заказами на новый самолет.
"Мы планируем подписать ряд соглашений на поставку Sukhoi Superjet-100", - сказал г-н
Погосян, не уточнив, когда это произойдет, и не назвав предполагаемых покупателей. По
расчетам корпорации, всего будет продано более тысячи самолетов, из них 30% - внутри
России, а 70% - за рубеж.
К 2012-му корпорация "Сухой" намерена выпускать SSJ-100 до 70 машин в год. Этот
проект, в частности, должен помочь преодолеть "однобокую" военную ориентацию "Сухого"
и "МиГа". Г-н Погосян также сказал, что стремится к тому, чтобы на военные и гражданские
самолеты в структуре продукции двух корпораций приходилось бы примерно по 40%.
Остальные 20% доходов корпорации рассчитывают получать за послепродажное
обслуживание своих изделий. Пока доля военной продукции у "Сухого" и "МиГа" близка к
100%.
"Портфель заказов на истребители "Сухой" и "МиГ" составляет 8 млрд долл. Мы
считаем, это устойчивая база, чтобы двигаться вперед", - сообщил г-н Погосян, отметив,
что на самолеты этих марок приходится 20% мирового экспорта военной авиационной
техники и 40% продаж российского оружия.
Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров
вчера в Париже также говорил о развитии гражданского авиастроения. На поддержку
проекта среднемагистрального авиалайнера МС-21 выделено около 3 млрд долл.
бюджетных средств, сообщил он на пресс-конференции. "Сейчас идет выбор участников
проекта. Подготовительный этап должен быть завершен в 2009 году, - цитирует г-на
Федорова Интерфакс. - В 2010 году начнется рабочее проектирование и постройка
опытных образцов. Такой поддержки со стороны государства не было с 90-х годов. По
этому проекту не было никакого секвестирования. Это ключевой проект как для ОАК, так и
для России". МС-21 должен заменить авиалайнеры Ту-154 и Ту-204. Олег Демченко,
президент корпорации "Иркут", которая займется проектированием МС-21, сказал, что
"общий объем выпуска машин этого типа может превысить 1 тыс. единиц". Правда, цифра
эта неокончательная. "Количество будет уточняться", - признал г-н Демченко, подчеркнув,
что "ниша узкофюзеляжных самолетов с одним проходом между креслами - самая тяжелая
по конкуренции". "Но наши самолеты будут на 5 - 7% превосходить зарубежные аналоги по
характеристикам", - пообещал он.
Между тем первое на нынешнем авиасалоне "российское" коммерческое соглашение
должно быть заключено именно по самолетам Ту-204, которые, как надеется ОАК, в
обозримом будущем уйдут в прошлое. Гендиректор лизинговой компании "Ильюшин
Финанс Ко" (ИФК) Александр Рубцов заявил Интерфаксу, что сегодня его фирма планирует
подписать с авиакомпаний правительства Москвы "Атлант-Союз" соглашение о
намерениях на поставку 45 самолетов общей стоимостью 1,2 млрд долл. В их число входят
15 среднемагистральных лайнеров Ту-204, а также 30 региональных самолетов Ан-148.
Поставки Ан-148 планируется начать с 2010 года, Ту-204 - с 2011-го. Заказанные машины,
по словам г-на Рубцова, будут собраны за три года.
А самая первая крупная сделка "ЛеБурже-2009" досталась вчера европейскому
концерну Airbus. Авиакомпания Qatar Airways подписала с ним твердый контракт на 24
самолета семейства A320 (в том числе четыре A321, о покупке которых было объявлено
год назад). По традиции заинтересованные стороны не разглашают цену сделки. По
8
официально опубликованным ценам Airbus такое количество самолетов этих типов должно
стоить примерно 1,9 млрд долларов.
"Катарский" контракт - нетипичное явление для нынешних времен, когда
авиакомпании урезают расходы и откладывают дорогие покупки на потом. Эксперты
ожидают, что нынешний салон "Ле-Бурже" по объему заключенных сделок не сможет даже
приблизиться к предыдущему "Ле-Бурже-2007", когда портфели Airbus и его американского
конкурента Boeing рекордно пополнились заказами.
Руководитель подразделения гражданских самолетов Boeing Скотт Карсон заявил
вчера в Париже, что рост спроса вернется в авиастроение к середине 2010 года. Впрочем,
масштаб этого роста, по его признанию, "остается большим вопросом". К экономическим
трудностям отрасли, вытекающим из мирового финансового кризиса, прибавились и
проблемы, порожденные пандемией свиного гриппа. "Можно утверждать, что авиационное
сообщество все еще пребывает в некотором шоке", - сказал по этому поводу глава Airbus
Том Эндерс на брифинге перед открытием салона "ЛеБурже-2009".
Автор: Елена Мазнева, Глеб Столяров, Анастасия Дагаева
Сами себе заказчики
На авиасалоне в Ле-Бурже российские авиакомпании напокупали российскихсамолетов
За первые два дня авиасалон Ле-Бурже принес отечественному авиапрому соглашения на 95 новых самолетов стоимостью $2,7 млрд. Твердые контракты компании приберегают для подмосковного МАКСа "Сухой" и "Ильюшин финанс" готовятся к новым контрактам Парижский авиасалон празднует 100-летний юбилей. И Россия решила поздравить его международной премьерой Sukhoi Superjet 100 - его первому полету в Европе не помешали ни пасмурная погода, ни дождь. Ведь ради новинки российские компании решили отказаться от показательных выступлений - "чтобы не рассеивать внимание публики", говорил накануне источник, близкий к МиГ.
Одной премьерой дело не ограничилось: венгерская Malev (49% - у ВЭБа) заказала вчера 30 новых SSJ стоимостью $1 млрд. Начало поставок - 2011 г. Продавец - SuperJet Int., совместный трейдер "Сухого" и итальянской Alenia (отвечает за сбыт SSJ в Европе).
Правда, пока это лишь соглашение о намерениях. Когда будет твердый контракт, неизвестно. Но уже сегодня производитель SSJ - "Гражданские самолеты Сухого" обещает другой контракт на 20 своих лайнеров (около $600 млн по каталожной цене), на сей раз твердый, уверяет представитель компании. Кто покупатель - он не раскрывает.
В целом до конца года будет заказано 150 SSJ против егодняшних 98, пообещал вчера гендиректор "Сухого" Михаил Погосян. С новыми заказами из Ле-Бурже почти столько и выходит. Только из 98 нынешних заказов - треть (31) под вопросом. Их законтрактовали обанкротившиеся "Эйрюнион" и "Дальавиа", а также Финансовая лизинговая компания, которая допустила дефолт по облигациям. Но представитель ГСС настаивает: эти контракты никто не отменял. А Погосян не захотел объяснять "Ведомостям", каких заказчиков он сложил, чтобы получить 150. Это российские и
зарубежные компании, лишь уточнил он.
Еще одной новостью сегодняшнего дня в Ле-Бурже должен стать рекордный заказ "Ильюшин финанс" (ИФК) от "Атлант-союза" (войдет в авиакомпанию под контролем "Ростехнологий"). Компании подпишут предконтрактное соглашение по 45 новым лайнерам на $1,2 млрд - 30 региональных Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204, говорит представитель ИФК Андрей Липовецкий. Речь идет о финансовом лизинге сроком на 10 лет, уточняет гендиректор ИФК Александр Рубцов. Подтверждает планы по закупкам и гендиректор "Атлант-союза" Евгений Бачурин. Сумма контракта и условия лизинга сейчас согласовываются, говорит он.
Но ИФК заранее готовится к рекорду: это самый большой заказ от одной компании из России, говорит Липовецкий. Хотя еще летом 2008 г. сама ИФК подписывала сопоставимое по стоимости соглашение с Воронежским авиазаводом - на 64 Ан-148 и 40 млрд руб. ($1,7 млрд по курсу на тот момент).
Поставки Ан-148 для "Атлант-союза" должны начаться в 2010 г., Ту-204 - в 2011-м, сказал Липовецкий. А твердый контракт будет подписан на отечественном авиасалоне - 9 подмосковном МАКСе в августе этого года, добавляет он. Там же могут подписать твердый контракт Malev и SuperJet, не исключает близкий к "Сухому" источник. Ничего
удивительного: должен ведь авиапром приберечь новости для отечественной площадки, добавляет сотрудник ОАК.-
На перспективу Еще одна новинка - сред немагистральный МС-21 должен полететь в 2014 г., пообещал на Ле-Бурже президент ОАК Алексей Федоров; лайнер придет на смену Ту-154, Ту-204, а также популярным Boeing-737 и Airbas-320. Разработка проекта стартует в 2010 г.