От Скептик
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 10.04.2009 22:39:46
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Война и мир; Хозяйство;

Заявки с заводов?

Заявки с заводов, надо полагать, столько же убедительны как и "крестьянские" наказы?

От SITR
К Скептик (10.04.2009 22:39:46)
Дата 11.04.2009 18:21:51

Re: Заявки с...

>Заявки с заводов, надо полагать, столько же убедительны как и "крестьянские" наказы?

А что, собственно, неубедительного в крестьянских наказах? Если какой-нибудь образованный человек помог крестьянам изложить свои наказы в письменной форме, наказы от этого не перестают быть крестьянскими.

От Скептик
К SITR (11.04.2009 18:21:51)
Дата 12.04.2009 01:02:53

Помощники тут как тут

"Если какой-нибудь образованный человек помог крестьянам изложить свои наказы в письменной форме, наказы от этого не перестают быть крестьянскими."

А вы с чего это решили, что наказы крестьянские? Из того, что приводится в качестве крестьянских наказов, никак не следует что эти наказы крестьянские. А помощников вокруг крестьянства, было явно хоть отбавляй, уж так помогли, так помогли, что до сих пор очухаться не можем.

От SITR
К Скептик (12.04.2009 01:02:53)
Дата 12.04.2009 01:52:28

Re: Помощники тут...

>"Если какой-нибудь образованный человек помог крестьянам изложить свои наказы в письменной форме, наказы от этого не перестают быть крестьянскими."

>А вы с чего это решили, что наказы крестьянские? Из того, что приводится в качестве крестьянских наказов, никак не следует что эти наказы крестьянские.

Вообще-то обязанность доказывать лежит на Вас. Если наказы приведены в качестве крестьянских, значит, они крестьянские, если не доказано обратное.

>А помощников вокруг крестьянства, было явно хоть отбавляй, уж так помогли, так помогли, что до сих пор очухаться не можем.

Что сказать-то хотели? Ясно, что неграмотным крестьянам нужен кто-то, кто этот наказ изложит на бумаге и литературным языком, без "аблокатов" с "гумагами".

От Дм. Ниткин
К SITR (12.04.2009 01:52:28)
Дата 12.04.2009 17:59:31

Безголосое стадо?

>Ясно, что неграмотным крестьянам нужен кто-то, кто этот наказ изложит на бумаге и литературным языком, без "аблокатов" с "гумагами".

Степень неграмотности российского крестьянства, похоже, сильно преувеличена. Да, неграмотных было много, особенно среди женщин, но были и грамотные, причем не просто грамотные, а самостоятельно рассуждающие, умеющие сформулировать и отстоять свою позицию, изложить ее на бумаге, подать в какую хочешь инстанцию.

Одна из небольших литературных сенсаций последних лет: дневник ярославского крестьянина Вонифатия Ловкова, втянутого в тяжбу по поводу потравы земель соседского помещика:

“Тебе Бога хвалимъ. Нынешнего года, 1885-го. Мы с Овсяниковым пострадали очень много с 7 августа 1884 года и по 30 апреля 1885 года. Первоначально, до августа мы четыре раза ездили в Москву. Достали план и книгу генерального межеванья, которых у нас до этого не было вовсе. Потом - Писцовые документы и дополнили книгу печатную из Сената. Потом подавали прошение на Высочайшее Имя о пересмотре нашего дела. Первое прошение мы подали в Канцелярию вчетвером: Семен Никитин, Назар Иванов, Овсяников и я. Потом я один - в Петергофе, тоже не мог угадать, чтобы лично подать царю. Третье прошение мы подали в Гатчине, тоже не удалось лично. Четвертое прошение - через Великого Князя Михаила Николаевича. Пятое прошение подал я лично Государю 21 ноября 1884 года. А шестое прошение послали по почте - тоже на Высочайшее Имя”. И все эти действия он совершил без всяких "аблакатов".

А вот и "аблакаты" появились. Адвокат Николай Николаевич Бардаков взялся за дело мужиков за 500 рублей. Сумма крупная. Собирается сход, решать: тратиться или нет? Ловков записывает:

"28 октября 1887 года все мужики собрались на сход. Все зашумели, забранили, пошло ходение… В нашем сходе все врозь. Кто говорит: “Я не дам подати. Я не рубил”. Другой говорит: “Всем нужно сказывать, что рубили”. Кто говорит: “Нет, нужно врозь платить”. А староста сказал: “Я лично положу пять рублей, а с доверенных пускай по 25”. Прошка более всех смущал народ. Так же и Лысина. В сходе всякому охота быть хорошим, кричать: “Ты неладно делаешь!” Другой говорит: “Ты совсем не так!” И до того мне стал противен этот сход, что не знаю, как и высказать. И думаю я, если Господь приведет мне отвертеться от этого неправильного Схода, то во всю свою жизнь не поду никогда на Сходы. И закажу Сыновьям своим, чтобы оне не ходили ни в какие общественныя дела. Даже и в Старосты не нужно садиться, и в Старшины или в какие другие общественныя правители - не приведи Бог никого! Меня всякой бранил, что много, дескать, израсходовали. А я думаю, что своих истратил около 300 рублей да время потерял год. Ничего бы, кажется, не взял за такое посрамление. Сколько раз я плакал, молился Богу, но, видно, этому Господь мне Судия - мало мне по грехам. У нас в Сходе как республика какая или Содом и Гомор. Сколько домохозяев - столь и разных умов, и все умы дурацкие."

И что, человек, составивший такой дневник, не сможет описать нужды своих односельчан? А сколько таких было по России? Ну, пусть не в каждой деревне - но уж в каждом селе точно был кто-то похожий!

У Ловкова - живой крестьянский язык того времени. Он местами неуклюж, но самобытен и совершенно понятен и прост. А что в так называемых "крестьянских наказах"? Обычный народнический словесный понос.

А вот еще пример:

"Дневники крестьянина Вологодской губернии Спасской волости едва помещаются в комнате. Тетради, амбарные книги и отдельные листы с записями - всего 77 томов. Первые заметки Николай Лагинменский сделал около ста лет назад, когда ему было 14 лет. В тетради он записал, как был шафером на деревенской свадьбе. С тех пор каждый день, до 86 лет, он описывал события своей жизни.

С 1915 года в дневниках появляются более подробные записи: про большую семью и про хозяйство, об обучении в Земском училище и путешествии в Петербург, где на праздновании 300-летия дома Романовых Николай торговал вологодскими кружевами.

Вот как Лагинменский описывает это событие: «Приехал государь с наследником - ехали в открытой карете. За ними в закрытой коляске ехали государыни. За ними - сотни казаков. Я стоял близко и видел, как туда и обратно проезжал государь. Люди приветствовали его криками «ура», размахивали платками и фуражками».

Империалистическая, Гражданская и Отечественная войны - все описано красными чернилами в 30 дневниках. Как в Первую мировую с немцами воевали, как Керенский приезжал агитатором на фронт. Дневники Николай привязывал к телу, чтобы не потерять"

Так что голос у крестьян того времени был, и словом они владели, в том числе и письменным. Но многим хотелось, чтобы вместо этого живого крестьянского слова звучали партийные агитки.

Так что к "крестьянским наказам" надо относиться как к типичным примерам эсеровской партийной агитации, частично поддержанной крестьянами, теми самыми "умами дурацкими". Но не более того.

От Temnik-2
К Дм. Ниткин (12.04.2009 17:59:31)
Дата 12.04.2009 18:24:05

Не в этом дело.

>>Ясно, что неграмотным крестьянам нужен кто-то, кто этот наказ изложит на бумаге и литературным языком, без "аблокатов" с "гумагами".
>
>Степень неграмотности российского крестьянства, похоже, сильно преувеличена. Да, неграмотных было много, особенно среди женщин, но были и грамотные, причем не просто грамотные, а самостоятельно рассуждающие, умеющие сформулировать и отстоять свою позицию, изложить ее на бумаге, подать в какую хочешь инстанцию.


Речь здесь идёт не о грамотности (умении читать и писать) или о здравом смысле и наблюдательности, присущих людям вообще, будь они крестьянками или представителями других сословий.

Говорится о компетентности большинства крестьян в понятиях, которыми оперировали тогдашние политики и публицисты из т.н. образованных слоёв. Как Вы думаете, знал ли средний крестьянин Рязанской губернии в 1905 г., например, кто такая суфражистка?

Понимал ли он значение слова "социализм"? Одинаково ли он и агитатор из Петербурга представляли себе цели и ход на практике аграрной реформы, предусматривающей обобществление земли? Разницу между обобществлением и национализацией? Конституционной монархией и республикой?

Я подозреваю, что левый агитатор с крестьянином 1905 г. в действительности понимали друг друга меньше, чем, скажем, радикальный рыночник и рабочий из Свердловска году эдак в 1990-м. Хотя для рабочего позднего СССР средняя школа, пресса, публицистика были вполне привычны, тем не менее ваучерные схемы, "монетаризмы" и проч. вещи многие, что называется, "хавали".


Так вот. Теперь нам ту бумагу 100-летней давности с подписанными "рыбами" от ПСР-РСДРП преподносят как пример осознанной воли народа. ИМХО, это неправильно.

От Temnik-2
К SITR (12.04.2009 01:52:28)
Дата 12.04.2009 13:01:41

А вопрос, между прочим, исследованный.

>>"Если какой-нибудь образованный человек помог крестьянам изложить свои наказы в письменной форме, наказы от этого не перестают быть крестьянскими."
>
>>А вы с чего это решили, что наказы крестьянские? Из того, что приводится в качестве крестьянских наказов, никак не следует что эти наказы крестьянские.


"...Было бы несомненным преувеличением считать "наказы" избирателей результатом массового правотворчества. Такого рода документы составлялись в узком кругу (преимущественно партийном), а затем выносились на многолюдные митинги, где и одобрялись десятками и сотнями граждан. Иногда "наказы" выходили из-под пера выборщиков и принимались их собранием сразу после избрания депутата (депутатов) Думы..."

"...Радикальные по своему содержанию "наказы" принимались политически экзальтированной массой обывателей, умело руководимой социал-демократами..."

Ю.П. Родионов, Омск, госуниверситет, ""Наказы" сибирским депутатам Государственной думы как исторический источник"

:)


Я, лично, особенно детально изучал вторую советизацию Украины (декабрь 1918 - июль 1919 гг.). Это было ещё в аспирантские годы, я занимался этой проблемой впервые. Одним из источников по утверждению советов в самые первые месяцы были многочисленные резолюции новообразованных сельских советов разного уровня. Меня удивила их дословная похожесть, будто их с одной "рыбы" писали.

"Осенило" меня сразу. Я взял сборник "КПУ в резолюциях..." и сравнил. Ну конечно - один текст. Я посоветовался со своим научным руководителем, старым советским профессором, член-кором АН УССР, который на теме собаку съел, и он подтвердил моё предположение.

Конечно же, после занятия территории, туда прибывал партийный функционер, созывал митинг (или первое собрание низового совета) и толкал перед ним речь в стиле "Усё! Теперича пришла сувецкая власть! Реки молочные ужо тикуть! Кисельные берега приближаюцо! Наша партия для этого говорит шо надо усю власть суветам отдать! Хто за! Усе! Подпышысь тута!"

Это было уже в 1919 г., но механизм один и тот же. Приходит партийный функционер, заводит толпу и суёт ей "рыбу". Гораздо интереснее читать стенограммы.... Но это уже другая история.

Вот здесь:
http://d-zykin.livejournal.com/23029.html кто-то цитирует эти наказы, а потом предлагает сравнить их стиль с цитатой из "Листка Народной воли от 20 августа 1880 года".

От Кравченко П.Е.
К SITR (12.04.2009 01:52:28)
Дата 12.04.2009 10:32:20

Да с кем Вы спорите?

Сами подумайте, и о чем? Быдловед по сути намекает, что рабочие с заводов не могли донести свое мнение до тут же рядом расположенной власти, власти рабочих, кстати говоря. Что тут можно обсуждать?

От Скептик
К SITR (12.04.2009 01:52:28)
Дата 12.04.2009 02:15:10

Считайте ситуацию на несколько ходов вперед

"Вообще-то обязанность доказывать лежит на Вас. Если наказы приведены в качестве крестьянских, значит, они крестьянские, если не доказано обратное."

Вот те, кто привел эти наказы как крестьянские , пусть и докажу это. Это они выдвинули тезис, пусть его доказывают. Считайте ситуацию на несколько ходов вперед, и догадайтесь, что это аргумент я могу сам привести в свою пользу.

"Что сказать-то хотели? Ясно, что неграмотным крестьянам нужен кто-то, кто этот наказ изложит на бумаге и литературным языком, без "аблокатов" с "гумагами"."

А зачем он им был нужен? Вот бы и написали с аблокатами и гумагой, убедительнее было бы.

От Temnik-2
К SITR (11.04.2009 18:21:51)
Дата 11.04.2009 20:29:01

Re: Заявки с...

>>Заявки с заводов, надо полагать, столько же убедительны как и "крестьянские" наказы?
>
>А что, собственно, неубедительного в крестьянских наказах? Если какой-нибудь образованный человек помог крестьянам изложить свои наказы в письменной форме, наказы от этого не перестают быть крестьянскими.


Особенно если они в терминах и понятиях не ориентируются.

- Мы за социализм!

- А как это - "социализм"?

- Это у каждого по две коровы и бидон керосина!

- А, ну давай, мы за социализм...


Кстати, примерно в таком ключе тт. Ленин и К с народом и общались.

От SITR
К Temnik-2 (11.04.2009 20:29:01)
Дата 11.04.2009 21:29:58

Re: Заявки с...

>>>Заявки с заводов, надо полагать, столько же убедительны как и "крестьянские" наказы?
>>
>>А что, собственно, неубедительного в крестьянских наказах? Если какой-нибудь образованный человек помог крестьянам изложить свои наказы в письменной форме, наказы от этого не перестают быть крестьянскими.
>

>Особенно если они в терминах и понятиях не ориентируются.

>- Мы за социализм!

>- А как это - "социализм"?

>- Это у каждого по две коровы и бидон керосина!

>- А, ну давай, мы за социализм...


>Кстати, примерно в таком ключе тт. Ленин и К с народом и общались.

Не надо выдумывать. Абстрактных понятий, типа "социализм" или "капитализм", в наказах не было (иначе бы г-н Скептик привёл бы здесь
http://d-zykin.livejournal.com/23029.html именно такие отрывки). Но не было и "аблоката" с "гумагой" - просто потому, что нашёлся человек, придавший наказам литературную форму.