От Георгий
К All
Дата 09.10.2001 12:18:53
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Либерализм; Модернизация; Школа; ...

"Лидершип академи" для России? "СПб Ведомости" (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/2001/10/09/liderrr.shtml

«Лидершип академия» для России

Необходимость ее появления диктуют не новорусские амбиции, а само время. В этом глубоко убежден ректор Санкт-Петербургской академии права и бизнеса Валерий Кривоборский, с которым побеседовал наш корреспондент Виктор Кошванец

— Валерий Евгеньевич, боюсь, что в ходе нашего разговора об отечественных капитанах вам не раз придется становиться в оборонительную позу. Ведь насколько я понимаю, речь идет о создании целой системы учебных заведений, где бы целенаправленно и, что называется, с младых ногтей готовили лидеров для страны, своего рода национальную элиту, которая бы руководила производством, экономикой, финансами, политикой, СМИ и т. д. Однако немалая часть россиян воспринимает сейчас слово «элита» чуть ли не как ругательное...

— Потому и воспринимает, что в лидерах у нас сегодня зачастую невесть кто или даже люди с полным джентльменским набором сугубо отрицательных для общества качеств.

— Это как понимать?

— Да очень просто. Лидером ведь может быть не только человек, который выведет поверивших в него людей из туннеля, но и тот, кто заведет их в тупик. Войны, криминальный бизнес, антигуманные научные исследования, коррупция, оболванивание населения — это тоже на счету лидеров. Причем если говорить о нынешней России, то сегодня мы вынуждены с прискорбием наблюдать, как ряды наиболее активных и энергичных членов общества пополняются людьми, исповедующими принципы оголтелого индивидуализма, вседозволенности, не скованными даже элементарными рамками морали и этики.

Не стану касаться всех, прежде всего экономических, причин этого печального и тревожного явления. Но одна и весьма существенная из них, на мой взгляд, заключается в том, что после того, как наше общество не предложило ничего взамен отринутой социалистической идеологии, российская школа практически перестала вести какую-то целенаправленную воспитательную работу с детьми. За скобками учебного процесса оказались вопросы формирования личности, соотношения интересов человека и общества и в вузах. Ну а в результате, повторяю, в жизнь приходит большое количество молодых людей как-то подготовленных к узкопрофессиональной деятельности, но готовых к достижению любых своих целей любыми средствами.

То же самое, кстати, можно сказать и о специалистах, прошедших подготовку на Западе. Во всяком случае патриотами России они вряд ли будут, а ведь патриотизм лидеров нашей страны — непременное условие ее возрождения.

— Так что же, в «Лидершип академии» должны готовить этаких квасных коллективистов, денно и нощно думающих об интересах общества?

— Ни в коем случае. Это наша страна уже проходила. Лидеры, которые ей требуются сегодня, должны оставаться эгоистами, но эгоистами разумными, реализующими собственный интерес через интерес общественный. При этом, чем более гармонично будут сочетаться эти интересы, тем выше будет отдача от лидера.

Естественно, в виде манны небесной такие люди к нам не спустятся. Их надо настойчиво и целеустремленно готовить, признав раз и навсегда, что кухарка не может управлять не то что государством, но даже общественной столовой.

Совершенно очевидно и то, что этот процесс должен включать в себя задачи общеобразовательной, профессиональной, психологической, физической, нравственной подготовки, воспитание обучаемого на общечеловеческих ценностях, мировой и национальной культуре. Причем ни одну из этих задач нельзя поставить на первое и последнее место или присвоить им порядковые номера, поскольку значение каждой задачи равноценно. Только в этом случае можно говорить об элитарном образовании, которого, признаемся честно, в нашей стране пока еще нет, несмотря на обилие «самых-самых» гимназий, колледжей, университетов и т. д.

— Ну и что в конечном счете должен знать и уметь человек, получивший такое образование?

— Разумеется, он не обязан быть ходячей энциклопедией. Однако его общеобразовательная подготовка должна выходить за рамки обычного стандарта, включать в себя, к примеру, изучение таких дисциплин, как логика, психология общения, история мировых религий, этика и стиль деловых отношений, ораторское искус- ство, системный подход. Не-обходимо также свободное владение английским и знание еще одного-двух иностранных языков.

Что касается профессиональной подготовки лидера, то он, как представляется, независимо от сферы будущей деятельности должен иметь три базовых профессиональных образования: юридическое, экономическое и в области управления. Ну а те узкопрофессиональные знания, которые ему понадобятся в той или иной сфере деятельности, он получит в ходе подготовки к данной работе или в процессе работы.

— Будущему лидеру уже не позавидуешь. А ведь его ожидает еще психологическая, физическая и прочая подготовка.

— Да, скажем, без умения владеть своей психикой, общения с людьми, знания методик внушения, наконец, нечего и думать о лидерстве. И хотя бывают исключения, вряд ли станет признанным лидером и человек, находящийся в плохой физической форме. «Прочая» же, как вы выразились, подготовка это, напомню, формирование у обучаемого высоких нравственно-этических качеств, благодаря которым, не забывая о себе, он будет работать на благо общества. В противном случае, и об этом мы уже говорили, мы получим лидера-негодяя или преступника.

— То, о чем вы рассказали, звучит, хоть порою и спорно, но заманчиво. Кому бы не хотелось, чтобы в недалеком будущем к управлению страной пришли не только по-настоящему подготовленные, но и руководствующиеся интересами России люди. Но сколько же времени займет такая подготовка?

— Вот тут-то надо вспомнить о системе непрерывного образования, о которой в последнее время все чаще говорят в педагогических, общественных и правительственных кругах. Именно такая система, состоящая из локально организованных на специально подобранной территории учебных заведений и включающая в себя все образовательные ступени с разветвленной инфраструктурой для дополнительного образования, прохождения практик и тренингов, а также интернатами и общежитиями для студентов, позволит обеспечить подготовку национальной элиты в приемлемые для обучаемых и общества сроки. Разумеется, все входящие в данную систему образования — «Лидершип академию» — школы, гимназии, лицеи, институты и другие подразделения должны работать по единым учебным планам, сквозным программам, объединены единой педагогической идеологией, направлены на выполнение единой четко обозначенной конечной цели. В результате процесс обучения лидеров в такого рода учреждениях, куда бы они приходили в младшем школьном возрасте, мог бы не превышать четырнадцать лет, включая необходимые стажировки, практики и тренинги. В какой-то степени практическая реализация идеи непрерывного образования стала бы альтернативой и школьной двенадцатилетке, о которой сегодня тоже много и нередко с тревогой говорят.

— Мы с вами теоретизируем, а ведь в возглавляемой вами академии данная идея уже частично реализована.

— Именно частично. Однако накопленный за десять лет работы нашей академии опыт как раз и позволяет мне и теоретизировать, и быть убежденным сторонником непрерывного образования, по крайней мере в деле подготовки руководящей элиты страны.

Чтобы не утомить читателей вашей газеты подробностями, коснусь лишь некоторых наиболее существенных сторон этого опыта. Отбор потенциальных лидеров производится среди семилетних детей путем обстоятельного тестирования, проводимого опытными психологами. Главная его цель — определить, способны ли дети выдержать нагрузку по нашим программам. Взявшие этот барьер малолетние абитуриенты зачисляются в первый класс трехгодичной прогимназии академии, а потом переводятся в гимназию, где обучаются в течение пяти лет с пятого по девятый классы. Далее учащихся ожидает следующее учебное заведение академии — лицей, по окончании которого они получают аттестат о полном среднем образовании. Затем выпускники лицея поступают на юридический или экономический факультеты академии. Занимаясь здесь по сокращенной программе, они получают дипломы о высшем профессиональном юридическом или экономическом образовании. Другой вариант подготовки позволяет обучаемым после окончания девяти классов в гимназии поступить на среднеспециальный факультет академии (экономико-правовой колледж), выпускники которого поступают сразу на третий курс экономического или юридического факультетов.

Помимо базовых учебных заведений в академии создана и определенная инфраструктура учреждений дополнительного образования. Это, в частности, учебно-компьютерный центр, центр автомобильной подготовки, центр гибких автоматизированных обучающих систем. Но и, конечно же, с первых дней обучения будущие лидеры находятся под постоянным наблюдением специалистов медико-психологического центра.

— Валерий Евгеньевич, читатели, надо полагать, уже убедились, что учебная, методическая и материальная база у академии солидная. Однако вернемся к вашим словам о том, что общеобразовательная подготовка лидеров должна выходить за рамки общеобразовательного стандарта. Как это выглядит на практике у вас?

— Давайте, к примеру, заглянем в учебный план прогимназии, где помимо всего значатся английский язык, правоведение, объединенные боевые искусства, ритмичная мозаика, лечебная физкультура, основы информатики, домашнее музицирование по программе музыкальной школы, бальные танцы. Или возьмем лицей. Здесь учащиеся изучают второй иностранный язык (немецкий или французский по желанию), историю права, теорию государства и права, практическую юриспруденцию, обществоведение, основы маркетинга, бухгалтерский учет, торговое дело, историю и культуру нашего города и т. д.

— Убедили. А теперь не совсем скромный вопрос. Обучение в вашей академии платное?

— Почему же нескромный. Элитарные знания — это капитал, дающий постоянные дивиденды, и за них нужно платить. В среднем это сто долларов в месяц. Правда, каким-то категориями учащихся предоставляются льготы, а некоторым, особо выдающимся, выплачиваются стипендии. Однако в «Лидершип академиях», пользующихся широкой поддержкой государства и общественности, подход к набору учащихся и плате за учебу наверняка должен быть более дифференцированным.

— И какие же, интересно, семьи ежемесячно раскошеливаются на сто долларов?

— Сейчас в академии занимается около полутора тысяч школьников и студентов. И больше половины из них это дети представителей так называемого среднего класса — чиновников, преподавателей, бизнесменов средней руки.

Кстати, то, что именно эта категория россиян поддержала идею непрерывного элитарного образования, внушает оптимизм. Ведь средний класс — это главная социальная база стабильности общества, его основной созидательный резерв.

Ну а о том, что деньги на обучение в нашей академии тратятся не зря, свидетельствует ее широкое общественное признание. Так, академия трижды принимала участие во всероссийском конкурсе учебных заведений и трижды становилась победителем с присвоением ей звания «Школа года-96», «Школа года-97», «Школа года-98». В 1999 году академии был присвоен знак «Общественное признание», учрежденный в Петербурге для предприятий, организаций и учреждений города, добившихся наиболее выдающихся результатов в своей сфере деятельности. В 2000 году академия была признана лучшим учебным заведением среди всех негосударственных образовательных учреждений Петербурга. А в этом году она удостоена звания «Школа века» по результатам всероссийского конкурса, проводимого среди учебных заведений, удостоенных когда-либо звания «Школа года».

— В общем, вашу академию в какой-то мере можно считать прообразом «Лидершип академий», за создание которых вы ратуете.

— Как гражданин и педагог я просто мечтаю о появлении таких академий, где бы по системе непрерывного образования готовили надежду и будущее России. Искренне верю, что произойдет это скоро, а первое такое учебное заведение появится непременно в Петербурге.

Виктор Кошванец



От AlexK
К Георгий (09.10.2001 12:18:53)
Дата 11.10.2001 15:42:57

Второй раз на те же грабли

Вспомним разницу между каким-нибудь инженерным училищем (которое в том самом "замке") и церковно-приходской школой. А результат? "Лидеры", которых воспитает господин Кривоборский приведут туда же, куда привели те, из пажеского корпуса.
Вообще, рассуждения Кривоборского выдают забвение достижений советской педагогики (Блонский, Выготский, Макаренко и проч.). Это ответ на существующий социальный заказ от "среднего класса" (смешно говорить о наличии среднего класса в стране, настолько расслоённой по доходам как Россия).
100 зелёных тугриков в месяц за школу потянет далеко не всякая семья. Добавьте одежду, учебники и питание. Выйдет все 200. Какой там "средний класс"?..


>Однако немалая часть россиян воспринимает сейчас слово «элита» чуть ли не как ругательное...

>— Потому и воспринимает, что в лидерах у нас сегодня зачастую невесть кто или даже люди с полным джентльменским набором сугубо отрицательных для общества качеств.

Не лидер выбирает себе общество, а общество выбирает себе лидера. Господин в рассуждениях вернулся на сотню лет назад.

Георгий, а это не на Шпалерной ли школа, между Потёмкинской и Таврической?

От Яна
К Георгий (09.10.2001 12:18:53)
Дата 09.10.2001 13:40:20

Антиутопия

Георгий, по некоторым причинам эта статья меня потрясла.
Извините, что занимаюсь саморекламой. Но этим летом я закончила роман-антиутопию, действие которого происходит лет этак через 100-150, в частности, там предсказано противостояние "Золотого миллиарда" и террористов, ну и вот это тоже... Формирование элиты.
Если кто-то любит фантастику и располагает свободным временем, даю ссылку:
http://www.blue-crow.de/prose/likei.html

Очень интересно было бы обсудить роман с умными людьми, здесь или по мейлу.

С уважением, Яна.





От alex~1
К Георгий (09.10.2001 12:18:53)
Дата 09.10.2001 12:34:07

Просьба ко всем

Добрый день!

Нет ли у кого под рукой знаменитой цитаты из Джефферсона по поводу того, что те, кто считает, что государством способны и должны управлять только избранные ("не кухарки", а выпускники пажеского корпуса со знанием английского, французского, бальных танцев, GAAP и боевых искусств), не должны допускаться к управлению этим самым государством?

Буду весьма признателен.

С уважением

От AlexK
К alex~1 (09.10.2001 12:34:07)
Дата 11.10.2001 15:46:44

По поводу

>Нет ли у кого под рукой знаменитой цитаты из Джефферсона по поводу того, что те, кто считает, что государством способны и должны управлять только избранные ("не кухарки", а выпускники пажеского корпуса со знанием английского, французского, бальных танцев, GAAP и боевых искусств), не должны допускаться к управлению этим самым государством?

Любимая многими полуобразованцами фраза о "кухарках" изначально звучала: "Каждая кухарка должна научиться управлять государством". Полуобразованцы потеряли слово "научиться".

От alex~1
К AlexK (11.10.2001 15:46:44)
Дата 11.10.2001 15:51:34

Re: По поводу

Я в курсе, но интеллигента вариант, исходящий "не от Джефферсона", не устроит в любом случае.

С уважением

От Товарищ Рю
К alex~1 (09.10.2001 12:34:07)
Дата 09.10.2001 15:04:15

А "Государство" Платона вас не устраивает? Как-никак, классика (-)

>Добрый день!
Здра!

>С уважением
С уважением

От alex~1
К Товарищ Рю (09.10.2001 15:04:15)
Дата 09.10.2001 17:41:08

Re: А "Государство"...


>Здра!

Здорово, коль не шутите...

Интересно, как по-Вашему, должно "государство Платона" меня устраивать или нет, исходя из моего сообщения?

С уважением

От Товарищ Рю
К alex~1 (09.10.2001 17:41:08)
Дата 09.10.2001 18:39:14

Было не вполне понятно

>Здорово, коль не шутите...
Шучу, конечно :-)

>Интересно, как по-Вашему, должно "государство Платона" меня устраивать или нет, исходя из моего сообщения?

... интересует ли вас "правление избранных" или только мнение Джефферсона на этот счет. На всякий случай, позволил себе вмешаться.

>С уважением
С уважением

От alex~1
К Товарищ Рю (09.10.2001 18:39:14)
Дата 11.10.2001 12:43:05

Re: Было не...

Добрый день!

>
>... интересует ли вас "правление избранных" или только мнение Джефферсона на этот счет. На всякий случай, позволил себе вмешаться.

Разумеется, проблема правления избранных. Не очень понятно, как при отсутствии интереса к этой теме мне может быть интересно мнение Джефферсона по этому вопросу.
Джефферсон (а не кто-кто другой) важен для меня здесь именно потому, что русская передовая интеллегенция являлась, является и будет являться интеллектуальным холопом Запада. Если две абсолютно аналогичные мысли выскажет туземец ("россиянин") и отец-основатель США,
то первый будет осмеян, в второму будут смотреть в рот - безотносительно к смыслу высказывания и без попытки проведения анализа (по причине неспособности к оному). Отсюда и Джефферсон.

С уважением

От Георгий
К alex~1 (09.10.2001 12:34:07)
Дата 09.10.2001 12:58:24

Есть! %-))

Even more interesting is the inspiring record of struggle and organization and protest by working men and women since the early nineteenth century as they sought to win freedom and justice and to retain the rights that they had once had as the new despotism of state-supported private power extended its sway. The basic issue was formulated with a good deal of clarity by Thomas Jefferson around 1816. This was before the Industrial Revolution had really taken root in the former colonies but you could begin to see the developments. In his later years, observing what was happening, Jefferson had rather serious concerns about the fate of the democratic experiment. He feared the rise of a new form of absolutism that was more ominous than what had been overthrown in the American Revolution, in which he was of course a leader. Jefferson distinguished in his later years between what he called "aristocrats" and "democrats." The aristocrats are "those who fear and distrust the people, and wish to draw all powers from them into the hands of the higher classes." The democrats, in contrast, "identify with the people, have confidence in them, cherish and consider them as the honest and safe depository of the public interest, if not always the most wise." The aristocrats of his day were the advocates of the rising capitalist state, which Jefferson regarded with much disdain, clearly recognising the quite obvious contradiction between democracy and capitalism, or more accurately what we might call really existing capitalism, that is, guided and subsidised by powerful developmental states, as it was in England and the U.S. and indeed everywhere else.

This fundamental contradiction is enhanced as new corporate structures were granted increasing powers, not by democratic procedures but mainly by courts and lawyers who converted what Jefferson called the "banking institutions and monied incorporations," which he said would destroy freedom, and which he could barely see the beginnings of in his day. They were converted, mainly through courts and lawyers, into "immortal persons" with powers and rights beyond the worst nightmares of pre-capitalist thinkers like Adam Smith or Thomas Jefferson. Half a century earlier, Adam Smith already warned against this, though he could barely see the beginnings of it.

Jefferson's distinction between aristocrats and democrats was developed about a half a century later by Bakunin, the anarchist thinker and activist, actually one of the few predictions of the social sciences ever to have come true. It ought to have a place of honour in any serious academic curriculum in the social sciences and the humanities for this reason alone. Back in the nineteenth century, Bakunin predicted that the rising intelligentsia of the nineteenth century would follow one of two parallel paths. One path would be to exploit popular struggles to take state power, becoming what he called a "Red bureaucracy that will impose the most cruel and vicious regime in history." That's one strain. The other strain, he said, will be those who discover that real power lies elsewhere, and they will become its bought priesthood, in the words of the labour press, serving the real masters in the state-supported private system of power, either as managers or apologists who beat the people with the people's stick, as he put it, in the state capitalist democracies. The similarities are pretty striking, and they run right up to the present. They help account for the rapid transitions that people make from one to the other position. It looks like a funny transition, but in fact it's a common ideology. We're seeing it right now in Eastern Europe with the group that's sometimes called the Nomenklatura capitalists, the old communist ruling class, now the biggest enthusiasts for the market, enriching themselves as the societies become standard Third World societies. The move is very easy, because it's basically the same ideology. A similar move from Stalinist commissar to celebration of America is quite standard in modern history, and it doesn't require much of a shift in values, just a shift in judgment as to where power lies.



(...Даже еще более интересной является вдохновляющая запись борьбы, организации, протеста рабочих, с начала 19-го столетия, поскольку они стремились добиться свободы и справедли-вости, сохранить права, которые были у них, когда новый деспотизм частной хозяев при поддержке государства усилил наступление на них. Основная проблема была очень ясно сформулирована Томасом Джефферсоном около 1816 г. Это было перед тем, как Промыш-ленная революция действительно пустила корни в бывших колониях, но уже появлялись достижения. Позднее, наблюдая, что происходит, Джефферсон был серьезно обеспокоен от-носительно исхода демократического эксперимента. Он боялся воскрешения новой формы абсолютизма, который был более зловещим, чем то, что было уничтожено в результате Аме-риканской Революции, руководителем которой он, бесспорно, являлся. Джефферсон на ис-ходе жизни видел разницу между т. наз. "аристократами" и "демократами". Аристократы - " те, кто боятся людей и не доверяют им, те, которые желают передать всю власть из их рук в руки более высоких классов". Демократы, напротив, "отождествляют себя с народом, верят людям, рассматривая их как честное и безопасное хранилище общественного интереса, если не всегда наиболее мудрое". Аристократы его времени были защитниками нарождающегося капиталистического государства, на которое Джефферсон смотрел с большой неприязнью, ясно сознавая вполне очевидное противоречие между демократией и капитализмом, или бо-лее точно, "реальным", "существующим" капитализмом, то есть вдохновляемым и субсиди-руемым мощными развивающимися государствами, так, как это было в Англии и США, и в действительности повсюду.
Это фундаментальное противоречие расширилось, поскольку новым корпоративным струк-турам была дарована все увеличивающаяся власть, не в результате демократических проце-дур, но главным образом стараниями судов и юристов, эти структуры превратились в то, что Джефферсон назвал "банковскими институтами и денежными объединениями", которые, как он сказал, разрушат свободу, хотя он застал лишь начало развертывания их деятельности. Постепенно эти структуры превратились в "бессмертные лица", имевшие такие власть и пра-ва, которые были за пределами самых жутких ночных кошмаров Адама Смита или Томаса Джефферсона.
Различие, которое провел Джефферсон между аристократами и демократами, было углубле-но полстолетия спустя Бакуниным, анархистским мыслителем и политическим деятелем, фактически сделавшим один из немногих сбывшихся социальных прогнозов. Этот прогноз должен занять почетное место в любой серьезной академической программе по социальным наукам и гуманитарной тематике лишь по одной этой причине. Бакунин предсказал, что под-нимающаяся интеллигенция девятнадцатого столетия будет следовать по одному из двух па-раллельных путей. Один путь - эксплуатировать народную борьбу с целью прийти к власти в государстве, став тем, что он назвал "красная бюрократией, которая установит наиболее жес-токий и порочный режим в истории". Это - один из путей. Другим путем, как он сказал, пой-дут те, которые поймут, что реальная власть лежит в другом месте, станут "подкупленными пастырями", говоря словами рабочей прессы, служа настоящим владельцам в частной систе-ме власти при поддержке государства, или же защитники этой власти, которые будут бить людей их же оружием, в демократиях государственного капитализма. Сходство поразитель-ное, и оно дошло до сегодняшнего дня. Это может объяснить быстрый переход людей с од-ной из этих позиций на другую. Это выглядит забавно, но в реальности за этим стоит общая идеология. Мы видим это непосредственно сейчас в Восточной Европе, наблюдая группу, иногда называемую номенклатурными капиталистами, принадлежащими к cтарому комму-нистическому правящему классу, теперь являющимися самыми большими энтузиастами рынка, обогащающимися в то время, когда их страны приобретают облик стандартных стран Третьего мира.
Данное преображение делается очень просто, потому что это - в основном та же самая идео-логия. Подобный путь от комиссара-сталиниста к восхвалению Америки является достаточ-но типичным в новейшей истории, он не требует большой смены ценностей, а только лишь сдвига во мнении относительно того, где находится власть.)

Хомский. "Демократия и образование." 19 окт. 1994.

Извините за то, что я подставился с переводом. Я его не редактировал как следует...

От alex~1
К Георгий (09.10.2001 12:58:24)
Дата 09.10.2001 13:50:09

Re: Есть! %-))

Большое спасибо. Правда, у Джефферсона основная мысль об "аристократии" и "демократии" выражена в краткой и яркой фразе, очень подходящей к форумному стилю, и ее категоричность очень хорошо сочеталась бы с приведенным Вами интервью с управляющим племенным хозяйством.

С уважением

От alex~1
К Георгий (09.10.2001 12:58:24)
Дата 09.10.2001 13:49:56

Re: Есть! %-))

Мой постинг не прошел. Это тест. Удалите, пжлста!