От Pokrovsky~stanislav
К Вячеслав
Дата 20.01.2009 20:40:33
Рубрики Образы будущего;

Re: Вот это...

Речь не о том, что пили за свои или не за свои. И не о том, что переводили на это потенциально товарный хлеб.

НЭП, который первоначально улучшил материальные условия жизни, - лишил саму жизнь смыслов. Жизнь и труд рабочего и крестьянина, еще недавно наполненные смыслом(революция, однако), - превратились в бессмысленное растительное существование. Которое наполнялось только водкой, драками, щупаньем девок. Ну и нарастанием взаимной озлобленности: соседских свар, взаимной зависти и пр.

Больше жить не зачем. Пустота. А если добавить сюда нарастающую бесперспективность ведения хозяйства на ограниченном наделе в быстро продвигающейся к перенаселению деревне, - то вот уже все условия для депрессии. Даже суррогата жизненных ценностей в форме возможного обогащения - нет ни у кого. Деревня не любит того, кто сильно выбивается из общей нормы.

Русские на отсутствие смыслов отвечают сначала пьянством, а потом - социальным взрывом.


От Temnik-2
К Pokrovsky~stanislav (20.01.2009 20:40:33)
Дата 20.01.2009 22:41:49

Re: Вот это...

>Речь не о том, что пили за свои или не за свои. И не о том, что переводили на это потенциально товарный хлеб.

>НЭП, который первоначально улучшил материальные условия жизни, - лишил саму жизнь смыслов. Жизнь и труд рабочего и крестьянина, еще недавно наполненные смыслом(революция, однако), - превратились в бессмысленное растительное существование. Которое наполнялось только водкой,


Это произошло в 60-е - 80-е гг. после антицерковных компаний, в условиях кризиса советской версии "общества потребления".

С чего попытался начать Горбачёв? - С попытки отрезвить (в буквальном смысле) страну.

От Вячеслав
К Pokrovsky~stanislav (20.01.2009 20:40:33)
Дата 20.01.2009 21:36:42

Те же самые аргументы какой-нибудь Темник приведет и для застоя

Хотя при этом мы с Вами возмутимся "как это не было смысла"? Ведь мы же помним, что был праздник жизни и труда. Короче, все это очень субъективно. Для моей прабабки по материнской с 7-ю детьми смысл очень даже был, и потеря мужа никакого нового позитивного смысла не добавила. Как не добавила она смысла и осиротевшему деду по отцовской. И никакая у них не растительная жизнь, а вполне человеческая. Другой вопрос, что интересы страны требовали интенсификации сельского хозяйства и идеология коллективизации была верной. Вот такая она жизнь, что выполнение нужных решений зачастую сопровождаются гуманитарными катастрофами. Это надо просто принимать. В конце концов сам Сталин оценивал коллективизацию как более сложный период в стране, чем даже ВОВ! То же относится и к 90-м. Они плохи не столько потому, что были временем вялотекущей гуманитарной катастрофы, сколько потому что из этой катастрофы не вышло (да и не могло выйти) никакого позитива, т.е. ни одна объективная проблема, стоящая перед страной, не была решена.

От Pokrovsky~stanislav
К Вячеслав (20.01.2009 21:36:42)
Дата 20.01.2009 23:57:39

Re: Те же...

>Хотя при этом мы с Вами возмутимся "как это не было смысла"? Ведь мы же помним, что был праздник жизни и труда.

Труд в период НЭПа не был праздником жизни и труда. Он был абсолютно отчужден от жизни страны.

Праздник жизни и труда тогда наступает, когда "твой труд вливается в труд твоей республики", когда ты видишь свое место и важность этого места в жизни общества. Крестьяне, собиравшие в тылу немцев продовольственные обозы в помощь голодающему Ленинграду, - они чувствовали место в строю.
Метростроевцы чувствовали свое место в строю: "будет легче влюбленным в Сокольники ездить".
Фронтовик-пехотинец чувствовал место в строю и величие дела: "Я шел к тебе четыре года, я три державы покорил".
Даже крестьяне периода продразверстки чувствовали свою нужность. К ним же приходили - и разговаривали. Просили помочь братьям-рабочим, объясняли смысл этой помощи.

А быть отчужденным от дел государства примитивным налогоплательщиком - это и есть самое настоящее рабство. Государство - химера. Что-то поделывает бюрократия, что-то поделывают нэпманы, что-то происходит в науке, культуре, а львиная часть народа огромной крестьянской страны этого не знает и не чувствует. Живет вне времени и событий.
А наверху химерной постройки - весело. Общепартийные дискуссии, Ильф с Петровым "Двенадцать стульев" пишут, Эйзенштейн свои бессмертные фильмы снимает. Но только крестьянство - как будто в другом измерении.

К концу брежневской эпохи, когда страна шла уже к ликвидации Советской власти, та же химера воспроизвелась. Только ядро химерной верхушки не сбросило мешавший ее всевластию балласт нормальных людей. Рабочие и колхозники все более устранялись от сознательного участия в жизни страны. Стали простыми наемными работниками. Телевизор, связывавший их с жизнью страны, превратился в "ящик", по которому крутят развлекуху. Но реально народ уже никто ни о чем не просит, ничего от его сознательных действий и настроений - не зависит.
Опять стал исчезать смысл. И началось пьянство.

А коллективизация ввела крестьян в жизнь. Сделала уважаемой частью народа.

От Temnik-2
К Pokrovsky~stanislav (20.01.2009 23:57:39)
Дата 21.01.2009 00:22:28

Re: Те же...

>>Хотя при этом мы с Вами возмутимся "как это не было смысла"? Ведь мы же помним, что был праздник жизни и труда.
>
>Труд в период НЭПа не был праздником жизни и труда. Он был абсолютно отчужден от жизни страны.

>Праздник жизни и труда тогда наступает, когда "твой труд вливается в труд твоей республики", когда ты видишь свое место и важность этого места в жизни общества. Крестьяне, собиравшие в тылу немцев продовольственные обозы в помощь голодающему Ленинграду, - они чувствовали место в строю.
>Метростроевцы чувствовали свое место в строю: "будет легче влюбленным в Сокольники ездить".
>Фронтовик-пехотинец чувствовал место в строю и величие дела: "Я шел к тебе четыре года, я три державы покорил".
>Даже крестьяне периода продразверстки чувствовали свою нужность. К ним же приходили - и разговаривали. Просили помочь братьям-рабочим, объясняли смысл этой помощи.

Было дело. Объясняли доходчиво.

Картинки маслом:

"..."Ставили нас рядом, дорогая учительница (орфографию всюду исправляю), целую
одну треть волости шеренгой и в присутствии других двух третей лупили
кулаками справа налево, а лишь кто делал попытку улизнуть, того принимали в
плети". (Реквизиционный отряд, руководимый большевиками из Совета.)

Или из другого письма: "По приближении отряда большевиков надевали все
рубашки и даже женские кофты на себя, дабы предотвратить боль на теле, но
красноармейцы так наловчились, что сразу две рубашки вни-зывались в тело
мужика-труженика. Отмачивали потом в бане или просто в пруду, некоторые по
несколько недель не ложились на спину. Взяли у нас все дочиста, у баб всю
одежду и холсты, у мужиков - пиджаки, часы и обувь, а про хлеб нечего и
говорить..."

Или из третьего письма: "Матушка наша, скажи, к кому же теперь пойти, у
нас в селе все бедные и голодные, мы плохо сеяли - не было достаточно семян,
у нас было три кулака, мы их давно ограбили, у нас нет "буржуазии", у нас
надел 2/4-1/2 на душу, прикупленной земли не было, а на нас наложена
контрибуция и штраф, мы побили нашего большевика - комиссара, больно он нас
обижал. Очень нас пороли, сказать тебе не можем, как. У кого был партийный
билет от коммунистов, тех не секли. Кто теперь за нас заступится. Все
сельское общество тебе земно кланяется".

Из четвертого: "Вязали нас и били, одного никак не могли усмирить,
убили его, а он был без ума..."
Из этого же письма: "Оставили нам много листков и брошюр, мы их пожгли,
все один обман и лесть".

Из пятого письма: "В комитеты бедноты приказали набирать из
большевиков, а у нас все большевики вышли все негодящиеся из солдат,
отбившиеся, прямо скажем, хуже дерьма. Мы их выгнали. То-то слез было, как
они из уезда Красную армию себе в подмогу звали. Кулаки-то откупились, а
"крестьянам" спины все исполосовали и много увезено, в 4-х селах 2-3
человека убито, мужики там взяли большевиков в вилы, их за это постреляли".

Или шестое письмо: "Прошел слух в уезде, что ты нас обманываешь,
сталкиваешься [столковываешься]* опять с большевиками, а они тебя за это
выпущают. Нет, уж теперь не заманишь к ним. У нас в уезде их как ветром
выдуло, убивать будем, сколько они у нас народу заму-
чили...".

Или седьмое, от 15 июня письмо: "1) Григорий Кулаков - отобрано из
последних двух пудов, один пуд. Семья 3 человека. 2) Сергей Агашин. Семья 7
человек. Отобрали 5 пудов муки, картофеля 7 пудов. Оставили по пуду того и
другого. 3) Солдатка Марфа Степанова. Семья 6 человек. Отобрали всю муку - 3
пуда. _V/г_ пуда солоду, крупы _V/г_ пуда. 4) Исаак Харитонов. Семья 5 человек.
Всю муку (купленную) увезли, 8 пуд. 5) Учительница Ульяна Степановна
Ходякина. Взяли бесплатно гармонию. 6) Деревня Собакино. Трифон Мартянин:
отобрали пиджачную пару. 7) Лаврентий Аголов. Семья 7 человек. Взяли 4 пуда
и оставили на 2 месяца 3 пуда. 8) Деревня Ильинка. У Алексея Иванова.
Отобрали серебряные часы, ружье пистонное. 9) У Ивана Артемова - медную
трость. 10) Федот Зайцев. 8 человек семьи, взято из двух пудов овсяной муки
- полтора пуда. Оставили ржаной 30 фунтов. 11) Деревня Телятово, стреляли по
ребятишкам, бегущим в лес. Всего не перепишешь. Реквизиционный отряд
большевиков при кулачной расправе; если лицо шибко раскровянится, то любезно
просят выпить, потом бьют опять".

Или 8-е письмо: "Разгромили организацию Левых
Социалистов-Революционеров, хотели поднять на штыки ребенка, только смелым
вмешательством женщины, назвавшей его своим, удалось спасти. Берут платье,
режут скот, бьют посуду, совершают по всему Каротоякскому уезду всякие
неслыханные бесчинства. На конференции от семи волостей вынесли месяц назад
резолюцию, что мы все согласны отдать, все излишки хлеба, только бы не
присылали отряды, а просто несколько человек за хлебом. Прибывший отряд
занялся, вместо честной реквизиции, другим, в чем и подписываемся. (Подписи
села Платова, Каротоякского уезда)"...

Из 9-го письма: "В комитеты бедноты идут кулаки и самое хулиганье.
Катаются на наших лошадях, приказы-
вают по очереди в каждой избе готовить обед, отбирают деньги, делят меж
собой, и только маленький процент отсылают в Казань, приказали отнимать скот
у мужиков. У кого в семье меньше 4-х человек, у тех последнюю корову
отобрать. За овцу 15 руб. налог. Крестьяне режут скот. Через год разорение
будет окончательное и непоправимое. Деревня без скота - гиблая".

Из 10-го письма: "Мы не прятали хлеб, мы, как приказали по декрету,
себе оставили 9 пудов в год на человека. Прислали декрет оставить 7 пудов,
два пуда отдать. Отдали. Пришли большевики с отрядами. Разорили вконец.
Поднялись мы. Плохо в Юхновском уезде, побиты артиллерией. Горят села.
Сравняли дома с землей. Мы все отдавали, хотели по-хорошему. Знали голод
голодный. Себя не жалели. Левые Социалисты-Революционеры все ходили и учили
- не прячьте, отдавайте".

Или из одиннадцатого письма (от интеллигента): "Реквизиционные отряды,
немецкая милиция и пр. начисто загнали трудовых мужиков. Творилось что-то
невероятное. Грабили, били, _пороли,_ насильничали, отбирали все. Всегда
вооруженные, пьяные с пулеметами. При мне грабили баб, наведя на них
пулеметы, на станции. Отбирали у них ягоды, сыр, сало. Лапали их... Один
товарищ и я вмешались, нас чуть не расстреляли. Комиссара станции чуть не
избили, пригрозив бумажкой, которая, как они кричали, дает им право "все,
что угодно, делать". Бумажка была подписана Цурюпой и еще кем-то, чуть ли не
самим Лениным. Отряд был из Москвы. Я не склонна очень обвинять рабочих
(отряд был из рабочих-большевиков), до этого они реквизировали спирт, ну и
нализались. Я знаю, что они же могут быть иными. Характерно, что они при
всех этих безобразиях нечленораздельно ревели: „что!!! контрреволюцию
завели... нет, шалишь... мы всех вас, кулаков... вооо как... к стенке... и
готово". Как видите, объективно, они революционны, только пьяны. Но все же,
каково было нам - бабам, пассажирам, мужикам. Ведь они вертели во все
стороны пулеметы, направляя на всех...

Или... Идет уездный съезд. Председатель, большевик, предлагает
резолюцию. Крестьянин просит слова. -Зачем? - "Не согласен я". - С чем не
согласен? - "А вот, говоришь, комитетам бедноты вся власть, не согласен: вся
власть советам, и резолюция твоя неправильная. Нельзя ее голосовать". -
Как... Да ведь это правительственной партии. - "Что ж, что
правительственной". -Председатель вынимает револьвер, убивает наповал
крестьянина, и заседание продолжается. Голосование было _единогласное._

У нас зарегистрирована порка крестьян в нескольких губерниях, а
количество расстрелов, убийств на свету, на сходах и в ночной тиши, без
суда, в застенках, за "контрреволюционные" выступления, за "кулацкие"
восстания, при которых села, до 15 тысяч человек, сплошь встают _стеной,_
учесть невозможно. Приблизительные цифры перешли давно суммы жертв усмирений
1905-6 гг.

Кто агитатор, кто подстрекатель?! Отвечайте! Вы контрреволюционеры,
худшие из худших белогвардейцев!!!

"Велели нам красноармейцы разойтись. А мы собрались думать, что нам
делать, как спастись от разорения. Мы все по закону сполна отвезли на
станцию. А они опять приехали. Велели со сходов уйти. Мы их честно стали
просить оставить нас. Обед им сготовили, все несем, угощаем, что хотят
берут, даем без денег, не жалуемся. А
они пообедали и начали нас всячески задирать. Одного красноармейца
поколотили. Они нас пулеметом, огнем. Убитые повалились..."

М. Спиридонова
Открытое письмо ЦК партии большевиков
Кремль. 1918. Ноябрь.


>А быть отчужденным от дел государства примитивным налогоплательщиком - это и есть самое настоящее рабство. Государство - химера. Что-то поделывает бюрократия, что-то поделывают нэпманы, что-то происходит в науке, культуре, а львиная часть народа огромной крестьянской страны этого не знает и не чувствует. Живет вне времени и событий.

Вот жило село России 10 веков и всё ни смысла ни "науки" - одно пьянство...


>А коллективизация ввела крестьян в жизнь. Сделала уважаемой частью народа.

Без паспортов и с трудоднями.

От Temnik-2
К Вячеслав (20.01.2009 21:36:42)
Дата 20.01.2009 22:38:36

Re: Те же...

Ещё бы. Эта тема стала предметом искусства.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D0%BD%D0%B5_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%8F%D0%B2%D1%83

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%BB%D0%B8%D1%81_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)