От Мак
К Мак
Дата 31.12.2008 15:17:59
Рубрики Прочее; Тексты;

О новой Программе Партии российского консерватизма

http://www.cscp.ru/clauses/5/c/3734/
Сергей Волобуев. К вопросу о новой Программе Партии российского консерватизма

26-11-2008 16:18


Прошедший 20 ноября 2008 года Съезд Партии «Единая Россия» ознаменовался важнейшим решением — о разработке новой партийной программы на основе консервативных идей. «Мы называем свою идеологию российским консерватизмом», - сказал Председатель Высшего Совета Партии Б.В. Грызлов. Очевидно, что следствием такого решения Съезда Партии станет серьезная активизация общественной и научной дискуссии относительно содержания понятия «российский консерватизм». Осмысление и систематизация идейно-ценностных оснований российского консерватизма, а также выработка методологии консервативной политики, консервативного подхода к решению актуальных проблем развития современной России, становятся чрезвычайно актуальными. От того, насколько аутентичными для российской традиции консервативной политико-правовой мысли будут положения новой Программы правящей Партии, насколько полное и последовательное выражение в новой Программе получат не только отдельные консервативные идеи, но и их мировоззренческие основания и взаимосвязь (консервативная логика мышления), - зависит, выходит ли современная Россия на качественно новый уровень своего исторического целеполагания и действия.
В данной связи необходимо сразу же подчеркнуть, что задача идеологического самоопределения Партии "Единая Россия" в качестве "партии российского консерватизма" может быть решена только в том случае, если ее идеологами не будут предприниматься попытки "придумать" (или "сконструировать") соответствующую идеологию. Идеология российского консерватизма может быть только "выведена" в качестве производной от существующей на протяжении столетий, живой и развивающейся традиции консервативной политико-правовой мысли. Идеология российского консерватизма может быть действенным орудием политической борьбы и политического руководства только сохраняя свою связь с консервативным мировоззрением, только в том случае, если ее носители будут реально мыслить в контексте консервативного мировоззрения, практически руководствоваться консервативными идеями и ценностями.
В своем выступлении на Съезде Партии ее Лидер, Председатель Правительства России В.В. Путин сказал: "Люди, конечно, справедливо задают нам сегодня вопрос - что нас ждет впереди. Как намерена действовать власть, чтобы защитить граждан в период кризиса. Законный вопрос. И скажу откровенно, прямо: Россия, как и другие развитые экономики мира, находится в сложных условиях большого количества неопределенных факторов мировой экономики, на которые прямо ни мы, да и никто другой, повлиять сегодня не может. Но мы сделаем все, что от нас зависит, для того, чтобы проблемы прошлых лет, коллапс прошлых лет в нашей стране больше не повторились".
Приведенная цитата из речи Лидера Партии является примером именно консервативного мышления. С одной стороны - открытое и честное признание сложности ситуации (в данном случае - ситуации мирового экономического кризиса), принципиальной ограниченности информации и отсутствия полноты рычагов влияния на ситуацию. С другой стороны - жесткое увязывание стратегии и тактики управления с его ценностными основаниями. Мы не знаем всей полноты информации о мире, но мы руководствуемся ценностями, которые только и позволяют преодолевать неопределенность. "Делай то, что должен. Делай то, что от тебя зависит. Человек - не Бог и не может знать все. Но человек призван, а значит может делать то, что должно", - такова подлинная консервативная логика. Консерваторы много и реалистично думают о будущем, однако главным для консерватора является ответ на вопрос - какими мы будем, что бы ни случилось?
В декабре 2007 года, еще в свою бытность Президентом России, В.В. Путин сказал в интервью журналу «Тайм»: "При решении управленческих вопросов, при формулировании управленческих задач мы, конечно, прежде всего, должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах". При этом Президент особо подчеркнул: "по моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни всё человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных". Показательно, что в своих Федеральных Посланиях на протяжении восьми лет В.В. Путин многократно цитировал русских политических мыслителей, твердо стоявших на консервативных политико-правовых позициях и обосновывавших свои взгляды в контексте религиозной философии.
Таким образом, круг идейных источников новой программы Партии "Единая Россия" можно считать очерченным ее Лидером:
1. Социально-этические концепции традиционных конфессий России, среди которых особое место занимают:
· Основы социальной концепции Русской Православной Церкви - принятый в 2000 году документ, систематически излагающий консервативные ответы на важнейшие вызовы современного мира,
· Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, принятый летом 2008 года.
2. Решения представительных церковно-общественных форумов, Всемирного Русского Народного Собора и Рождественских Образовательных Чтений. Так, широкое распространение и применение идей, зафиксированных в принятом VIII Всемирным Русским Народным Собором "Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании", является крайне важной задачей в контексте преодоления последствий мирового экономического кризиса и выработки этических основ развития российской экономики в контексте Стратегии-2020. Рекомендации и разработки Рождественских Образовательных Чтений не могут игнорироваться при определении приоритетов развития системы образования в нашей стране.
Следует отметить постоянное внимание В.В. Путина к деятельности указанных церковно-общественных форумов, его личное участие или участие высокопоставленных представителей власти в их работе. Очевидно, что такое внимание носит не формальный характер, а связано с интересом именно к идейно-практическим результатам, выражаемым в итоговых документах и резолюциях.
3. Идейное наследие русских политических мыслителей консервативного направления.
В данной связи, чрезвычайно важной задачей в контексте развития политической системы страны является расширение круга "публичных экспертов" за счет привлечения к обсуждению актуальных политических и социальных вопросов экспертов, реально принадлежащих к российской консервативной идейно-политической традиции, мыслящих "из консервативного контекста", а не "специалистов по консерватизму", которые чаще всего консерваторами по своим убеждениям не являются. Крайне важно дать голос богословам и религиозным философам, преимущественно представляющих традиционные конфессии России и выражающих таким образом квалифицированное мнение большинства граждан России.
Сегодня необходимо вспомнить, что религия имеет мировоззренческую функцию, соприкасается как с предельными вопросами индивидуального человеческого бытия, так и с вечными вопросами бытия общественного. Здравый смысл и моральные ценности соразмерны повседневному опыту отдельных людей и общества в целом. Однако сам по себе повседневный опыт (как индивидуальный, так и социальный) ограничен и фрагментарен, он не может поэтому быть фундаментом целостного мировоззрения. Религия, философия, культура содержат в себе совокупность стратегий преодоления повседневности, приоткрытия завесы тайны, которая сокрыта в самом существе бытия. Сама по себе повседневность, вырванная из метафизического контекста, переживается человеком как абсурд, как бессмыслица и пустота, набор "знаков без значения". Повседневность несамодостаточна, повседневное знание, так называемый здравый смысл, складывается из знаний, рецептов, мудрости, добытых отнюдь не в повседневном опыте. Подобно тому, в неповседневном религиозном опыте коренится моральный энтузиазм, без которого любое общество "выдыхается", лишается иммунитета и защиты от разного рода моральных язв и коррупции. Любой ответственный представитель власти не может не понимать этого.
В основе российского консерватизма лежат представления о человеке как духовной личности, как «образе и подобии Божием», наделенном свободой и способностью к духовно-нравственному выбору, откуда проистекает ответственность человека. Идеалы человеколюбия, милосердия, сострадания, служения, творчества, духовно-нравственного совершенствования и святости являются неизменной сердцевиной российской культуры, проистекающие из ее православных оснований. Российская культура требует рассмотрения человека в качестве конечной цели, а не средства общественного развития.
Персонализм, восприятие человека через призму категории «духовной, свободной и ответственной личности» было свойственно представителям всех течений российской консервативной мысли, в том числе так называемому «государственно-охранительному». Это обстоятельство часто недооценивается современными исследователями и публицистами. Вместе с тем, именно персонализм, принцип духовной личности является подлинным фундаментом консервативной идеологии.
Признавая духовное измерение в человеке, его способность к самопознанию и познанию действительности и ее законов, присущее человеку стремление к благу и красоте, консерватизм тем не менее не идеализирует и не абсолютизирует человека. Консерватизм исходит из того, что человеку и обществу присущи также несовершенства, ошибки или прямо злонамеренная воля. Исторический опыт ХХ века (мировые войны, тоталитарные диктатуры, культурная и нравственная деградация потребительского общества) делают излишней дополнительную аргументацию данного тезиса. Отсюда вытекает то значение, которое консерватизм придает духовно-обоснованному нормативному порядку в обществе и институтам, поддерживающим и развивающим его (в первую очередь государству и религии).
Сложность человека обусловливает сложность социальной системы. Консервативный подход основывается на целостном и максимально возможно полном охвате социальной реальности:
· во временном отношении - предполагает необходимость учета долгосрочных исторических тенденций, духовной солидарности поколений и исторической ответственности;
· в пространственном отношении – предполагает, например, необходимость сбалансированного территориального развития с учетом межрегионального взаимодействия при приоритете внутрироссийских межрегиональных структурных связей в целях сохранения единства и суверенитета страны, ее данной Богом территории;
· в отношении устроения общества – предполагает рассмотрение общества как системы взаимодействующих и взаимозависимых подсистем, в том числе - духовно-ценностной подсистемы общества;
· в отношении законов общественного развития – предполагает учет наряду с материальными факторами и условиями развития фактор ценностной детерминации социальных процессов (консерватизм в принципе рассматривает ценностный фактор как ведущий - не политика производна от экономики или экономика от политики, а политика, экономика и все сферы жизни человеческого общества производны от духовных оснований человеческого и общественного бытия).
Консервативное понимание закономерностей бытия человека и общества определяет консервативную методологию анализа и решения социальных проблем, которая является инструментом реализации консервативных идей в общественной практике.
Консервативная методология включает в себя:
1. Духовно-мировоззренческое осмысление социальной проблемы, оценку того или иного явления в контексте идейных и ценностных оснований культуры. Это предполагает рассмотрение проблемы не только в плоскости потребностей и интересов, но и в плоскости ценностей. Проблема рассматривается не только в качестве препятствия реализации интересов, но и как препятствие реализации базовых ценностей культуры, преграда на пути совершенствования личностей, вовлеченных в проблемную ситуацию.
2. Выявление причин существующей проблемы – как материальных причин, так и причин духовно-социального порядка.
3. Моделирование и выбор оптимальной – с точки зрения ценностей культуры – и при этом практически достижимой - ситуации, в которой рассматриваемая проблема может быть устранена (или смягчена) и к достижению которой следует стремиться.
4. Выбор технологии решения проблемы - с учетом возможных (побочных) последствий ее реализации, оцениваемых также в соответствии с ценностями культуры.
5. Реализация избранной технологии.
6. Оценка результата – в соответствии с критериями, формулируемыми в ценностном контексте культуры.
Разработка методологии консервативной политики, инструментария консервативных методик в конкретных областях жизни общества остается важнейшей задачей современного российского консерватизма, которая должна решаться в контексте формирования новой Программы Партии.

Волобуев Сергей Григорьевич,
координатор проекта «Российский консерватизм»
Центра социально-консервативной политики,
главный редактор общественно-научного портала
«Социальное богословие»




От Мак
К Мак (31.12.2008 15:17:59)
Дата 31.12.2008 15:23:52

Центр социально-консервативной политики (ЦСКП) - первый российский «think tank»?

ЦСКП - Центр социально-консервативной политики.

http://www.cscp.ru/clauses/5/c/3699/

Людмила Шувалова. Первый российский «think tank»

21-10-2008 16:39
Интервью генерального директора ЦСКП Людмилы Шуваловой журналу «Регионы России»
Формирование адекватного представления о России в глазах международного сообщества – такова основная цель международной деятельности Европейского отделения Центра социально-консервативной политики.

- Официально мы начали работать на европейской площадке в конце 2007 года. На международной конференции «Россия и Европа: вместе по пути развития», которая прошла 19-20 ноября, об открытии представительства заявил Борис Вячеславович Грызлов. Тогда мы впервые на высоком уровне рассказали своим зарубежным партнерам о существовании такой организации, как ЦСКП, ее целях и задачах.

При этом, конечно, работа Центра на международном уровне имеет более продолжительную историю. Мы участвовали в публичных международных дискуссиях еще в 2005 году, то есть практически сразу после создания организации.

Если говорить о задачах международного направления работы Центра социально-консервативной политики, то это, прежде всего, формирование адекватного представления о России в глазах международного сообщества. Недавние события в Южной Осетии показали, что эта проблема крайне актуальна. Мы стремимся наладить коммуникацию, донести достоверную информацию о реальном положении дел. Также мы говорим о необходимости выработки единой позиции по многим экономическим, политическим и социальным проблемам, которые касаются как России, так и западных стран.

Какие основные задачи стоят сегодня перед представительством ЦСКП в Европе?

- Для того чтобы вести полноценную дискуссию за рубежом, мы должны упрочить контакты Центра с аналогичными организациями в Европе. Именно на это сегодня направлены основные усилия. Основной партнер ЦСКП – это фонд Конрада Аденауэра в Германии. В рамках нашего сотрудничества уже состоялись интересные дискуссии. Однако мы не ограничиваемся этими контактами. ЦСКП также работает с итальянским Фондом де Гаспери, идут переговоры с соответствующими структурами во Франции.

Какие российские организации работают в Европе аналогично ЦСКП? Чей опыт Центр использует в своей работе?

- …Подобных российских организаций в Европе попросту нет. Интеллектуальные общественные объединения подобные ЦСКП во всем мире называются «think tank». Мы первый российский «think tank», который реально способен представлять интересы нашей страны за рубежом.

В своем развитии мы опирались не только на свои знания, но и, естественно, использовали накопленный опыт работы аналогичных организаций, в частности, уже упомянутого мной Фонда Аденауэра. Это интеллектуальный центр при самой влиятельной партии Германии ХДС. Как известно, ЦСКП теснейшим образом взаимодействует с «Единой Россией». Формат работы «think tank» предполагает живое обсуждение, высказывание самых разных, иногда диаметрально противоположных позиций для выработки наиболее правильного, взвешенного решения.

Что требуется, чтобы принять участие в работе ЦСКП в России и за рубежом? Это может сделать любой желающий или существует определенный «фильтр»?

- Никакого фильтра, конечно, нет. Центр социально-консервативной политики – это открытая организация. Однако нужно понимать, что мы - союз единомышленников. В работе ЦСКП реализуется принцип единой цели при различных подходах к ее достижению. Вы знаете, что ЦСКП организует дискуссию трех политических клубов партии «Единая Россия», которые отстаивают социально-консервативные, либерально-консервативные, государственно-патриотические взгляды. Любой человек, заинтересованный в успешной модернизации нашей страны сможет найти себе место в этих клубах и быть услышанным, что главное. Идеи и предложения, высказанные в ходе заседаний политических клубов, находят реальное отражение в деятельности партии.

Что касается представительства в Берлине, то это лишь проводник, транслятор интересов Центра, как такового, на европейские площадки. Одно из наших основных достоинств заключается в мобильности организации. Эксперты ЦСКП, принимающие участие в международных дискуссиях, точно также участвуют в московских заседаниях или выезжают в регионы.

Расскажите о наиболее значимых мероприятиях, которые ЦСКП проводило и планирует проводить в Германии.

- Первым международным опытом Центра стала конференция «Консервативные ценности и социальные реформы», которая прошла в Москве в начале 2006 года. В ней приняли участие депутаты Государственной Думы от фракции «Единая России», члены фракции ХДС в Бундестаге, академики РАН и т.д. в ходе конференции председатель Высшего совета «Единой России» Борис Грызлов впервые сформулировал принципы консервативного подхода к социальным реформам.

В конце 2007 года мы официально открыли представительство в Европе и приняли участие в международной конференции «Россия и Европа: вместе по пути развития». Затем уже в рамках нашего европейского отделения мы провели «круглый стол», где подвели итоги парламентских и президентских выборов в марте 2008-го. Также была встреча по вопросам энергетики. В рамках международной авиационно-космической выставки «ИЛА-2008», ЦСКП участвовал в международной научно-практической конференции «Авиакосмическая логистика - интегратор экономического взаимодействия: опыт России-ЕС».

Можно ли сегодня оценить экономический, политический и общественный резонанс деятельности вашего представительства в Германии?

- На данном этапе главное, что мы достаточно громко заявили о своем присутствии на дискуссионных площадках Старого Света. Мы зарекомендовали себя в глазах крупнейших европейских политиков и общественных организаций как настоящие профессионалы, готовые к продуктивной дискуссии, заинтересовали зарубежные СМИ. Если в начале своего развития, в первую очередь, мы пытались выйти на контакты с зарубежными партнерами, то сегодня этот процесс стал двусторонним.

Сейчас у ЦСКП работает два представительства за рубежом: в Европе и Азии, однако мы планируем развивать эту работу. В планах – создание аналогичных представительств в Южной и Северной Америке.

ЦСКП также принимает участие и в ряде международных проектов. Соответствующая работа, в частности, ведется в Сингапуре. В будущем мы планируем организовать там Центр трансфера технологий. Нужно признать, что сегодня мы находимся лишь на начальном этапе развития, однако направления работы уже выбраны и мы будем добиваться поставленных целей.


Регионы России №10, октябрь 2008 года


От Мак
К Мак (31.12.2008 15:23:52)
Дата 31.12.2008 15:31:24

Стенограммы заседаний клуба социально-консервативной политики

Стенограммы заседаний клуба СКП
http://www.cscp.ru/


Стенограммы заседаний федерального ЦСКП http://www.cscp.ru/clauses/6/397/

Стенограммы заседаний ЦСКП – Северо-Запад http://www.cscp.ru/clauses/6/396/

Стенограммы заседаний ЦСКП в Центральном федеральном округе http://www.cscp.ru/clauses/6/398/

Стенограммы заседаний ЦСКП в Приволжском федеральном округе http://www.cscp.ru/clauses/6/399/

Стенограммы заседаний ЦСКП – Урал http://www.cscp.ru/clauses/6/400/

Стенограммы заседаний ЦСКП в Южном федеральном округе http://www.cscp.ru/clauses/6/401/

Стенограммы заседаний ЦСКП – Дальний Восток http://www.cscp.ru/clauses/6/402/

Стенограммы заседаний ЦСКП – Сибирь http://www.cscp.ru/clauses/6/403/

Стенограммы заседаний ЦСКП-Урал Полярный http://www.cscp.ru/clauses/6/405/


Материалы других клубов партии "Единая Россия"
[09/12] ГПК: Стенограмма расширенного заседания Государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия» с участием Научно-редакционного совета «Конституция России»
http://www.cscp.ru/clauses/46/c/3762/

[13/11] ГПК: Стенограмма заседания на тему: "Продовольственная безопасность России"
http://www.cscp.ru/clauses/46/c/3722/

[11/11] ГПК: Стенограмма заседания на тему "Мировой финансовый кризис и национально-экономические ориентиры"
http://www.cscp.ru/clauses/46/c/3719/


От Мак
К Мак (31.12.2008 15:17:59)
Дата 31.12.2008 15:19:36

Теория многополярного мира как концепция культурного солидаризма

http://www.cscp.ru/clauses/5/c/3675/

Александр Посадский. Теория многополярного мира как концепция культурного солидаризма

22-10-2008 14:54

Теория многополярного мира – официальная внешнеполитическая доктрина Российской Федерации. В качестве своей основы теория многополярного мира может опираться на отечественную философскую традицию. В работе ставится задача «прочесть» концепцию многополярного мира в горизонте отечественной мысли. Истолкование данной теории в контексте отечественной мысли позволяет более глубоко раскрыть ее смысл, увидеть в качестве стройной концептуальной модели.

На основе византийской патристики отечественной мыслью развивалось учение о соборности. В отечественной мысли соборность выступает как специфическая ценностная доминанта культуры России, ценностная доминанта, делающая ее уникальным культурным типом. Соборность связана с раскрытием творческого мира личности в процессе межличностной коммуникации. В контексте теории соборности человек рассматривается проводни¬ком объединяющего начала в многообразную жизнь вселенной. Человек призван объединять мир духовно, сохраняя уникальное своеобразие каждого элемента мироздания. Внесение солидарных начал в социальную жизнь, развитие энергии солидарности является воплощением в жизнь соборного принципа "един¬ства во множестве". Развитие теории соборности в отечественной мысли (теория симфонической персоны как культуроличности Л.П.Карсавина, концепция соборности Н.Бердяева, теория соборности как солидарности С.Франка, С.Левицкого, Н.Лосского, смягчающая понятие соборности и избавляющая от однозначного отождествления соборности с церковной жизнью) позволяет увидеть мир многоипостасно-мультиполярным культурным пространством. Концептуализации в области отечественной философии могут быть продуктивно применены при анализе культурно-исторических типов в их единстве и неслиянности. Концепция многополярного мира может быть обоснована через отечественную мысль при условии, что различные полюса мира возможно рассматривать как уникальные культурно-исторические типы, своеобразные культуроличности, симфонические персоны, союзы творческих ипостасей, проникнутые энергией солидарности. Концепция многополярного мира может быть рассмотрена как теория культурного солидаризма – глубинного солидарного бытия уникальных культурных миров.Не стоит рассматривать концепцию культурного солидаризма как идеологию, маскирующую эгоистические, пристрастно-субъ¬ективные интересы властных элит. Концепция культурного солидаризма не является интеллектуальной технологией манипулирования сознанием, отражающей инструменталистское использование разума. В сущности, культурный солидаризм является аксиологией. Как аксиология культурный солидаризм есть концепция, представляющая собой описание ценностного мира культуры, а также учение о путях осуществления, одействорения ценностей.

Культурный солидаризм развивает панкультурную теорию мироздания. С данной точки зрения, средоточием исторического процесса видится свободно существующая культура, творчески формирующая свою сущность. Универсум состоит из множества культурных миров, каждый из которых является единственной, неповторимой духовно-материальной сущностью, обладающей творческой силой и осуществляющей себя в соответствии с выбранной ценностной системой. Культурные миры — своеобразные субстанциальные деятели, во многом определяющие характер биоорганических процессов. Таким образом, культурный солидаризм предрасположен к монадологическому анализу культурных миров, усматривающему в отдельной культуре неповторимый субъект исторического процесса.

Однако культура не есть замкнутая и обособленная сфера существования, трансцендентная другим культурам, непроницаемая для них. Ей присущ выход за свои пределы, направленность на другое культурное измерение. Опыт межкультурного общения приводит к утверждению возможности преодоления культурного солипсизма через признание глубинного бытийного сродства, сопряженности, соразмерности различных культур, создающих все необходимые предпосылки для их глубокого общения и взаимопроникновения. Трактуя культуру как духовную индивидуальность, необходимо преодолевать односторонний культурфилософский номинализм, состоящий в партикуляристском, сепаратистском видении культурных космосов. Всемирная история может быть увидена как творческое взаимодействие индивидуальных культурных микрокосмов, отражающих в се¬бе универсальный всечеловеческий культурный макрокосм. Неповторимая индивидуальность культурных типов гармонично включена во всечеловеческую культуру, поскольку несет в себе ценностно-универсальное бытие, которое и есть бытие всечеловеческое. Существование уникальных культурных типов вне подобной вовлеченности немыслимо. Также можно отметить, что всечеловеческая культура есть модус жизни культурной индивидуальности, которая обладает соборным аспектом существования.

Важно указать, что культура немыслима вне отношения к другому культурному миру. Культура есть единство внутреннего и внешнего аспектов бытия, их творческое тождество. Ей дано внутренне видение самой себя, однако также восприятие извне глазами иных культурных миров. Теория культурного солидаризма нацелена на преодоление одностороннего номинализма и реализма, обосновывая духовный путь от индивидуального к универсальному. Культурфилософский реализм не менее концептуально несостоятелен, чем номинализм. Если последний возводит непреодолимые барьеры между культурными традициями, то первый обезличивает их, подчиняя абстрактным реалиям, маскирующим доминирование одной культуры над другой, поглощение одной культурой другой или процессы декультурации. Реализм — это принудительная сборность коммунизма, фашизма, мультикультурализма, превращающая культурную индивидуальность в эксплуатируемый объект, приносящая уникальную культурную самобытность в жертву фиктивным реальностям интернационализма, расизма, мультикультурализма. Реалистическому единству как подавлению и поглощению входящих в него элементов культурный солидаризм может противопоставить истинное единство, осущест¬вляемое в пользу всех.

Культурный солидаризм — концепция, утверждающая солидарность различных культурных миров. Культурный со¬лидаризм есть как теоретическая конструкция, так и образ действия, устремленный к поиску межкультурного единства. Культурный солидаризм обращен к нахождению общих для культурных космосов ценностей и соподчинение межкультурных противоречий этим ценностям. Единство и цельность солидаристской концептуальной и жизненной архитектоники базируется на ценностно-смысловых консенсусах. Процесс одействорения ценностей культурами оптимально протекает посредст¬вом их содействия, сотрудничества, соучастия, базирующихся на их событийности. В сущности, культурный солидаризм может быть назван культурным синергизмом, так как концептуально обосновывает соучастие культур в процессе одейст¬ворения ценностей.

Теория культурного солидаризма немыслима вне понятия культурной солидарности. Культурная солидарность — подлинное общение между культурами, обретение ими родственно¬сти, близости, общности через глубинное, онтологически реальное взаимопроникновение. Принцип солидарности утверждает, что обретение единства внутри конкретного культурного универсума возможно лишь путем обретения единст¬ва общечеловеческого культурного мира. В данном смысле культурная солидарность выступает как антипод эгоистиче¬скиму ¬национализму, этноцентризму, культурному империализму. Культура немыслима вне реализации принципов солидарной общности, так как она несет духовность, которая не бытийствует вне линий общения, передачи себя другому. Солидарность есть одухотворенное взаимооткрытие и соприкосновение различных культурных миров. Обретение солидарности тождественно прорыву к свободе как предельной глубине культурной реальности.

Культурная солидарность — взаимная ответственность культурных миров за направление общечеловеческого историко-культурного пути, осознание общности историко-культурного пути различными культурными универсумами. Развитие солидарности связано с развитием свободы и идентично развитию процесса очеловечения. Идея всечеловеческой гармонизированной свободной общности культур как их содружества и глубинного симфонического единства культурных индивидуальностей есть квинтэссенция культурного солидаризма. Культурная солидарность не имеет ничего общего с коллективизмом, осуществляющим единство насильственным путем, поглощающим культуры в стерилизующем их интеркультурном сообществе. Солидарности глубоко чужд дух эгоизма и нарциссизма — утверждения примата одного культурного универсума над другим. Культурсолидаризм видит в культурном типе основу исторического бытия и основную его ценность. В основе солидарности лежит убеждение, что любая культура может быть только целью, никак не средст¬вом. Культурный солидаризм констатирует, что взаимопроникновение, взаимопонимание и вза¬имопомощь осуществимы лишь между равными по статусу культурными мирами, при их гармоничном равноправии.

Проявлением культурной солидарности является культурная полифония. Она отражает единство множественности неслиянных культурных космосов, наделенных непо¬вторимым духовным измерением. Подобная полифония не означает релятивизма, поскольку реализуется в едином духовно-ценностном горизонте. В сущности, можно говорить и о культурной соборности — соборном единстве уникальных культурных миров. Поскольку культуры несут в себе способность к аутентичному проникновению в сущность друг друга, обладают возможностью выходить за свои границы и находить свое самораскрытие в общении с другим культурным пространством, то возможно увидеть единство симфонических субъектов культуры в ракурсе их соборного взаимопроникновения.

Важным принципом теории культурного солидаризма является утверждение, что аутентичная форма культурного бытия до¬стигается лишь в служении другим культурным мирам. Если культурная ментальность становится инструментом эгоистического самоутверждения, то превращается в орудие самоотри¬цания. Культурный солидаризм призывает к активизации свободного этоса служения. «Доминировать» в солидаристской системе может лишь культура, рассматривающая себя в качестве служебного инструмента, максимально способст¬вующая регулированию межкультурных противоречий. Солидаристская общность культур основывается на асимметричной этике, провозглашающей принцип: все культуры ответственны за судьбы истории, но наша более всех. Асимметричная этика видит в любой культуре неповторимую индивидуальность, носителя уникальных ценностных начал, констатирует незаменимость любого культурного универсума. Асимметричная этика категорически отвергает эгоистическое мышление, прагматически подходящее к иному культурному миру и нацеленное на имманентизацию иной культуры нашему «знанию», идентичную практике подчинения.

К сожалению, необходимо констатировать, что харизма служения сегодня все более и более утрачивается в мире. Идолатрия и фетиш материальных ценностей, ценностная релятивизация, этнический, национальный, цивилизационный мегаэгоизм и меганарциссизм способствуют забвению этики служения. Поэтому сегодня встает вопрос о новом шаге на пути к аутентичной культурной солидаризации. Солидаристский межкультурный консенсус, основанный на ассиметричной этике служения, должен и может быть противопоставлен нарциссическому диссенсусу.

Говоря о солидаризации культурных традиций, важно отметить, что именно нравственные нормы способны быть фактором сплочения людей в истории, открывая всеохватывающую, «экуменическую» перспективу единства человечества. Нравственные истины, объединяющие людей, являются духовным основанием дискретного мира культуры, придавая ему, тем самым, органическую целостность.

Поскольку солидаризация культурных традиций имеет ярко выраженную нравственно-ценностную основу, то вполне очевидно, что концепция культурного солидаризма может быть выражена в сфере стратегического культурно-ценностного партнерства различных народов и государств. Речь идет о культурном солидаризме как содружестве культурных сообществ, союзе культурных и политических элит, формировании политической мировой оси, способной быть гарантом глобальной стабильности, а также основой для экономического партнерства. Культурный солидаризм - это культурный плюрализм в границах духовных организмов культуры. Культурный солидаризм– это многоугольник культурных сообществ, в основе партнерства которых лежат не геополитические и экономические интересы, а сверхприродные нравственные ценности. Культурный солидаризм может быть увиден как развитие традиций культурного плюрализма при признании нравственных ценностей как универсального языка межкультурного общения. Культурный солидаризм никоим образом не представляет собой альянс стран Востока, направленный на конфронтацию с Западной Европой и США. Он связан с освоением великого культурно-ценностного ресурса европейского мира. Однако конечно культурный солидаризм представляет собой попытку ценностного сопротивления распространению массовой псевдокультуры, провоцирующей процесс декультурации. Но подобное сопротивление никоим образом не связано с конфликтом идеологий, инициирующим столкновение цивилизаций. Речь идет о выходе за рамки столкновения идеологий и фундаменталистски идеологизированных религий и переходе на позиции ценностного универсализма.

Теория культурного солидаризма базируется на концептуальном разведении культуры и цивилизации. Если культура связана с ценностным измерением человеческого бытия, то цивилизация — с адаптацией человека к природным реалиям, т. е. научно-техническим прогрессом, построением комфортных государств, рационализацией экономического и политического пространства человеческой жизнедеятельности. В идеале развитие культуры и цивилизации протекает синхронно. Однако сегодня духовно-энергийное начало культуры явно оттеснено цивилизациоными ре¬алиями на периферию. Актуальной становится проблема синтезирования культурной ментальности с цивилизационными аспектами современности, проблема воссоединения культурно-ценностных вертикалей и цивилизационных горизонталей. В евроамериканском универсуме сегодня цивилизация от¬четливо отрывается от культурной оси, что задает проблему ценностной регуляции цивилиза¬ционного пространства «золотого миллиарда», а также формирует потребность преодоления гедонистического автаркизма евроамериканских цивилизационных элит в культурно-плюралистической современности

Концепция культурного солидаризма должна быть дистанцирована от современного проекта мультикультурализма, являющегося звеном идеологии глобализации и философской программы постмодерна. Мультикультуралистский проект – проект создания глобальной посткультурной общности с множеством «точек кипения», множеством посткультурных субтрадиций, сосуществующих в однородном пространстве постмодерна. Мультикультуралистский проект может быть рассмотрен как идея создания мировой посткультурной империи на основе опыта США как идеальной модели посткультуры. Мультикультуралистский проект не отражает духовного разнообразия планетарной культурной жизни, ибо основывается на мысли постмодерна, которая заявила о смерти субъекта как источника творческой активности. Вполне закономерно, что плюралистическая вселенная, мультиверсум мультикультуралистов ставит под сомнение понятие национальной культуры, утверждая принцип децентрированности, делает акцент на явлениях традиционно оценивавшихся в контексте нравственно-этической маргинальности. Данный проект обнаруживает претензию на инаковость не в других культурах и системах ценностей, а сводит ее к возможности репрезентации борьбы «жертв» с духовно-ценностным империализмом. Мультикультуралистская личность совмещает в себе различные текучие идентичности, находясь в состоянии кризиса культурной идентификации. Ее жизнь – жизнь маргинального субъекта, человека-кочевника с ценностно-аномальным сознанием и присущим ему гибридностью, метисацией, амбивалентностью, синкретизмом и ценностным релятивизмом. Теория мультикультурализма связана со специфически американской синкретической идеологией, в которой массовая посткультура «переваривает», ассимилирует различные культурные традиции, нивелируя и унифицируя их. Мультикультурное пространство узурпировано здесь приверженцами посткультурной универсальности, а постоянно обыгрывающаяся оппозиция «жертва/притеснитель» отражает оппозицию «массовая культура, посткультурное состояние/культура».

Александр Посадский, эксперт ЦСКП-Северо-Запад