От GreATexp
К All
Дата 09.12.2008 08:04:18
Рубрики Прочее;

Вопрос к Сергею Георгиевичу

Здравствуйте.

Читая Ваши статьи на актуальные темы, очень часто поражаюсь умению находить и обозначать проблему там, где большинство, в том числе и я, проходит мимо.

Предполагаю, что это не только обыденный жизненный опыт, но и умение/технология работы с информацией.

Если Вас не затруднит, не подскажете литературу, освещающую “проработку” информационных материалов, наиболее близкую Вам? Если таковой нет, не опишите свой порядок “проработки” текстов? Думаю, что данная информация будет полезна многим и послужит дальнейшему подъему уровня форума. Спрашиваю, потому что не смог самостоятельно найти в интернете то, что в полном объеме удовлетворило бы меня.

После прочтения работы С.И. Поварина “Как читать книги” (есть в интернете) возник ряд вопросов.
- какие основные разделы/“поля” имеют Ваши записи при проработке (тезисы; интересные мысли/цитаты/факты, которые могут пригодиться в дальнейшем; вопросы; противоречивые моменты)?
- Как выглядят Ваши записи? (компьютерный текст, карточки, тетради, подшивка)
- Основной вопрос: каким образом структурирована эта информация?


Вы уж извините, за то что отвлекаю задавая вопросы несколько иного уровня. Уверен, что Ваши ответы будут не только интересны, но и полезны.


С уважением,
Денис

От C.КАРА-МУРЗА
К GreATexp (09.12.2008 08:04:18)
Дата 09.12.2008 09:45:00

Re: Вопрос к...

Денис, коротко могу сказать так:

>не подскажете литературу, освещающую “проработку” информационных материалов, наиболее близкую Вам? Если таковой нет, не опишите свой порядок “проработки” текстов?>

Думаю, главное, все же, род занятий, который заставляет тренироваться и тратить много времени на размышления. Обычно на это просто нет возможности, а я как-то устроился.
Второе – я имел большую практику реферирования научных статей, лет десять. Там надо было из текста выбрать самое главное и «упаковать» его так, чтобы средний химик мог понять статью и воспроизвести эксперимент. Правда, этот навык ограничивает выразительные средства и портит язык.
Из методических приемов мне показался очень полезным подход системного анализа по классификации средств представления проблемы (системы). Это помогает видеть в любом суждении его элементы (параметры, показатели, критерии, цели, ограничения, средства). Грубые ошибки или подтасовки, не видные «в целом», сразу бросаются в глаза на уровне элемента. Или хотя бы возникает ощущение «тут что-то не так». Иногда через день после прочтения – тогда ищешь снова и вникаешь.
Очень важны в системном анализе описания главных типов ошибок. По аналогии с учебными примерами их тоже легко замечаешь в текстах, как грамматические. Также для меня было очень важным указание на то, что проблеме «ограничение» важнее (фундаментальнее) «цели». Это правило нарушается сплошь и рядом, и это видно. Это и бывало причиной провалов в практике.
Также важно различение типов чтения. Одно дело – когда ты знаешь, что тебе надо, и целенаправленно ищешь информацию (как «прожектор»). Другое дело – бесцельно «пощипывать» информацию, обегая доступные источники (как «радар»). Нащипывается очень много, и это как-то надо хранить – пригодится. Тут у меня хорошего метода нет, половина теряется, но все равно действует.

>какие основные разделы/“поля” имеют Ваши записи при проработке (тезисы; интересные мысли/цитаты/факты, которые могут пригодиться в дальнейшем; вопросы; противоречивые моменты)?>

В основном, факты и данные. Эти записи как-то сохраняются, а остальные теряются. Это факт, причин не знаю. Тезисы и мысли запоминаются, их не так много, нюансы сейчас не так уж важны (для меня). Мы плохо понимаем самое главное, и тут голову сломаешь, не до нюансов. Мысль добрать материал и что-то написать возникает обычно сама собой и внезапно. Но это у всех по-своему. Лучше бы иметь систему, но не выходит – эмоции давят.

>Как выглядят Ваши записи? (компьютерный текст, карточки, тетради, подшивка)>

Пробую, но системы нет. Тетрадь не годится, она на месте, а ты бегаешь. В компьютере делаю «мешки» по темам, туда сбрасываю, но забываются названия файлов. Записываю на листочках, скрепляю степлером, как-то называю тему (фломастером). По мере использования уничтожаю, чтобы не болтались.

>Основной вопрос: каким образом структурирована эта информация?>

В основном, по темам, которые постоянно обдумываешь. Реально в работу входит небольшая часть собранного, но все как-то «действует». Потом кажется, что надо бы работу переделать и улучшить, есть новый материал. Но, видимо, полезнее идти дальше, а не шлифовать старое.



От GreATexp
К C.КАРА-МУРЗА (09.12.2008 09:45:00)
Дата 11.01.2009 14:00:09

Re: Вопрос к...

Здравствуйте.

Во-первых разрешите поздравить Вас с Новым годом! Пожелания будут немного эгоистичными: здоровья Вам, и чтобы работать хотелось и моглось. :)

Со временем действительно туго, поэтому и возник вопрос первоначальный вопрос о методах работы с текстом и организацией информации.

До системного анализа и его методических приемов пока не добрался. Что касается структурирования и хранения информации, показалась интересной организация совместной работы посредством вики-технологии (http_://ru.wikipedia.org/wiki/Wiki), тем более движки открыты. Для индивидуального пользования приятно поразило описание GemX do-Organizer (http_://www.computerra.ru/think/golub/347543/), имеющего возможность создания и работы с Mind Maps. На мой взгляд это может существенно облегчить работу при системном анализе. Если кому надо, могу сбросить частичный (около 25%) машинно-ручной перевод краткого обзора TexNotesPro (программа той же фирмы, но чуть меньшего уровня). Очень хорошая программка для разбора, структурирования и хранения текстов.

С уважением,
Денис

P.S. Администрации: понимаю что текст немного смахивает на рекламу. Однако считаю что информация о технических инструментах познания, для многих только пытающихся создать свое видение мира, не менее важна, чем споры/обсуждения корифеев.