От Ф.А.Ф.
К Ф.А.Ф.
Дата 19.12.2008 12:03:04
Рубрики Образы будущего;

За год до страшного голода: письмо наивного человека

Письмо агронома Убачанского райколхозсоюза Казахской АССР в Колхозцентр о последствиях хлебозаготовок в колхозах района

4 февраля 1932 г.
Секретно.
Пишу Вам не о радости из Убаганского района Казахстана. Это письмо по тому же вопросу отсюда к Вам не первое.
Я — агроном райколхозсоюза, член правления, работаю здесь с сентября 1930 г. Ленинградский с/х институт окончил в 1928 г. В 1929 г. приехал в Казахстан, работал год в соседнем Боровском районе агрономом Кустанайского окрколхозсоюза, весной 1930 г. был переведен работать в аппарат Кустанайского окрколхозсоюза агрономом-организатором труда, где проработал до осени. Работа была признана неплохой и мне была разрешена научная командировка. При ликвидации округа переехал в Урицкий с европейским населением район, который назван Убаганским, после слияния с казахским Убаганским районом. В Убаганском районе за подготовку колхозных кадров зимой 1930/31 г. мне выдана премия (костюм, ботинки). Сам я происхожу из крестьян Ленинградской обл. бывшего Череповецкого окр., социальное происхождение — сын крестьянина-середняка (отец имел почти постоянно одну лошадь и две коровы, поехал работать в Казахстан по своему личному желанию в эти районы (Боровский и Убаганский — тоже). Я нарочно написал здесь о себе, чтобы Вы имели представление об оппортунисте (как назвали бы здесь, а может быть, скажете и Вы, когда дочитаете это письмо).
Раньше меня о хлебе Вам писал из нашего района письмо колхоз «Любовь труда» Черняевского сельсовета, что им дан план хлебозаготовок больше, чем они намолотили. Вы прислали в наш райколхозсоюз это письмо с предложением проверить и дать объяснение. О дальнейшей судьбе этого письма я не знаю ничего, но скажу, что таких писем из нашего района могли бы написать многие колхозы, указав в них сущую правду.
К этому письму я прилагаю заявление колхоза «Наш труд», который характеризует точное положение всех без исключения колхозов нашего района. План хлебозаготовок выполнен немного более половины, нашли по району более 100 ям с хлебом, но нашли ли в этих ямах 100 ц — не знаю. Находили скрытый хлеб в горшках. Хлебозаготовка черепашьим шагом продолжается, но больше за счет того хлеба, который куплен за сотни километров на деньги, полученные от продажи домашнего тряпья и вывезен для голодной семьи. Таких заявлений, как заявление колхоза «Наш труд», поступают в райколхозсоюз кучами и каждый день, и в устном и письменном виде. РКС отвечает пожатием плеч — «где же его взять хлеба», — колхозники знают, что РКС хлеба не даст, но все же имея хоть маленькую надежду на помощь, подают заявления о помощи те колхозники, которые при среднем урожае 1930 г. выполнили план хлебозаготовок с превышением, которые план 2 большевистского сева выполнили с превышением и получили подарок Украины радиоустановку, те колхозники, которые провели работу по строительству оседающего кочевого казахского населения одними из первых во всем Казахстане, за что получил район премию из края, те колхозники, которые по указанию руководителя их организаций вывезли скудный урожай сухого лета — те колхозники сейчас пишут такие заявления в РКС и как милостыню просят хлеба, говоря: «Зачем же вы, наши руководители, заставили нас вывезти свой хлеб, ведь вы же знали, что в этом году неурожай, вы же знаете, что мы сидим без хлеба уже сейчас, а ведь еще надо сеять?!» — «План хлебозаготовок надо выполнять!» — вот ответ. В поселках работают бригады и комиссии содействия по хлебозаготовкам. Мало какая усадьба не изрыта осталась в поисках хлеба.
Видя неурожай и не надеясь на своевременную помощь Советской власти, необходимую вследствие неурожая, здешние колхозники и единоличники многие с осени пособирали свои семьи, а многие, оставив их на произвол судьбы, часть с документами, а часть без документов бежали или «на производство», или к давно забытым родичам в Украину, на Северный Кавказ, в Семирек и другие места. Из 10 тыс. хозяйств, имевшихся в районе, было 7 тыс. хозяйств в колхозах. Колхозников с семьями бежало из района более 1 тыс. хозяйств. Кроме того, много ушло рабочих как в организованном, так и неорганизованном порядке. Многие колхозники ошиблись во внимательности Советской власти — остались без хлеба и уже зимой, в морозы им пришлось уезжать из района с семьей в 7 — 9 чел. на лошадях до железной дороги за 130 — 180 км, покрывая это расстояние за 4 — 5 — 6 дней, набив детей, как сельдей в бочку, в кибитки или мешки из кошмы. Из 3 тыс. единоличников, не знаю, осталось ли третья часть в районе. В поселке каждом много хат пустых, многие мелкие поселки совершенно пусты. Бегство и организованное отходничество из района усиливалось с каждым нажимом на хлебозаготовки. Причина ясная — хлеб.
Некоторую помощь оказал нам зеленый и прелый овес, закупленный для скота в соседних районах для животноводческих колхозно-товарных ферм. Весна была сухая, овес не взошел частично, а летом в этих районах прошли дожди и овес взошел, но только до осени успел достичь восковой молочной зрелости. Свалили его в зернохранилища в счет заготовки хлеба, он там запрел, вот такой нашему району и удалось купить, чтобы спасти его от окончательной порчи. Куплен для скота, но ему мало попало, а подсушив и перемолов — его ели колхозники. Сейчас договорились с мясосовхозом № 122, находящимся в нашем районе, обменять его на отруби, хоть частично колхозники бесплатно ездят за овсом за 100 и 200 с лишком км, платят за него по 5 руб. 50 коп. за центнер, а пшеницу сдавали в заготовку по 5 руб. за центнер. По причине голодовки сколько порезано скота, никто не знает, несмотря на принимаемые меры борьбы с убоем.
Несмотря на то, что и урожай был плохой, а значит и заготовка хлеба, по урожаю до сего времени вывезено товарного хлеба из района 55%, отчасти в силу неумения организовать перевозку, отчасти по причине падения дисциплины в колхозах, отчасти от истощения лошадей от ранее проведенных работ при отсутствии поддержки ее сильными кормами, так как отходы и прочее поели люди. По заключению ветврача, сейчас 75% лошадей заражены чесоткой. Хлеб не вывозит и третья часть лошадей, т.е. остальные до Кустаная на 130 — 200 км не дойдут. Пока держались за счет картошки и убитого скота, а как дальше? Неужели дальше еще придется убивать скот? Ведь голод ни с какими законами и запрещениями не считается. Семян в колхозах, кроме огородных и картофеля, нет ни фунта. Опасность грозит и семенному картофелю. Хлебозаготовку скоро вывезут. Чем же сеять? Если сказать, что государство семян отпустит, то на чем же пахать? Тракторов — 8 инвалидов по району выпуска 1924 г., тягловой силе (лошадям) надо дать не менее двух месяцев отдыха, чтобы на них можно было пахать, а если еще семена возить за 130 — 200 км от железной дороги, да еще перед самой посевной, а может быть и в посевную — то они будут не работники.
По словам здешних старожилов, Убаганский район был богат мясным крупным рогатым скотом, овцами и свиньями. Мясосовхоз № 122 сейчас имеет 23 тыс. голов всех видов скота. Хозяйство большое, но только один пос. Карасуль в 200 дворов, в котором находится сейчас мясосовхоз, имел раза в полтора больше скота, чем этот мясосовхоз, не считая остальной части района. Даже в 1931 г. засушливый район сеном обеспечен с избытками, несмотря на то, что в течение всего лета не было ни одного хорошего дождя. Много имеется озер, водопоями район обеспечен. Из населения европейцев около 60% и 40% казахов. Из европейцев 77% украинцев. Европейцы — народ очень дружный (недаром получили две премии), среди казахов, при поддержке европейского населения, дело налаживается, хотя с большим трудом. При помощи в настоящий острый момент и при поддержке в дальнейшем со стороны государства, район может выбрасывать в большом количестве масло и мясо для промышленных центров. Имея это в виду, я Вам и написал это письмо, надеясь, что колхозная система и Советская власть не настолько же слабы и невнимательны, что допустят все бедствия, которые явятся, как следствие создавшегося положения без соответствующей помощи с Вашей стороны и не допустят такой бесхозяйственности, чтобы превратить в пустующую безлюдную ковыльную степь один из самых товарных своих участков.
П.п. Агроном Убаганского райколхозсоюза Адрес: Казахстан, п.о., Убаганский райколхозсоюз
РГАСПИ. Ф. 631. Оп. 5. Д. 75. Л. 33-35. Копия.


От Karev1
К Ф.А.Ф. (19.12.2008 12:03:04)
Дата 26.12.2008 09:05:24

письмо наивного человека

Читая текст, резануло глаз "в Украине":
> или к давно забытым родичам в Украину, на Северный Кавказ, в Семирек

в то время ни одному русскому или украинцу не могло прийти в голову сказать "в", а не "на Украину".
Решил проверить автора "на вшивость" как у него с административным делением тех мест в те годы? То, что смог проверить с помощью Рамблера - соответствует действительности. Письмо, похоже, реальное, а словечко "в" вставил, издатель документа.
В процессе поиска наткнулся на любопытный текст:
http://www.sarykol.kostanay.kz/rus/history
"В 1932-1933 годах голод и засуха охватили огромные территории и народы, их населяющие. Эта участь постигла и Урицкий район. Район в то время входил в состав Актюбинской области как один из районов Кустанайского уезда и именовался Убаганским с райцентром в п. Урицком."
Т.о. нынешние власти Казахстана не отрицают засуху в 1932-33 г.г., а если автор письма пишет правду, то, значит и в 1931 г. была засуха и неурожай. Получается, что засуха была 3 года подряд. Кроме того, нынешние власти Казахстана (цитата приведена с официального сайта районного акимата (администрации)), в отличии от украинских и ФАФ-а, не считают тогдаший голод организованным большевиками.

От Pokrovsky~stanislav
К Ф.А.Ф. (19.12.2008 12:03:04)
Дата 19.12.2008 23:28:14

У наивного человека

У этого наивного человека в одном месте неурожай, а в другом - урожай неплохой.

На том обсуждение письма и завершаю.
С коммунистическим приветом!

Потерявший наивность.

От Ф.А.Ф.
К Pokrovsky~stanislav (19.12.2008 23:28:14)
Дата 20.12.2008 14:00:26

А понимать прочитанное не пробывали?

>У этого наивного человека в одном месте неурожай, а в другом - урожай неплохой.

Потому они и в разных местах, что речь идет об урожаях разных лет

>На том обсуждение письма и завершаю.

Уровень Вашего понимания проблемы и даже простого текста Вы уже продемонстрировали... действительно, зачем продолжать

От Ф.А.Ф.
К Ф.А.Ф. (19.12.2008 12:03:04)
Дата 19.12.2008 17:31:52

За год до страшного голода: письмо наркому земледелия

Докладная записка спецкора газеты «За пищевую индустрию» наркому земледелия Яковлеву о положении в Винницкой области УССР
16 июня 1932 г.
Из районов Винницкой обл. в исключительно тяжелом положении находятся два района — Уманский и Бабанский. В этих районах сейчас подлинный голод: в Уманском районе из 39 сел голодает 36 сел; в Бабанском — весь район.
Голод в этих районах — результат совершенно механического проведения хлебозаготовок, изъятие не только хлебных излишков, но всего хлеба «под метелку», имевшегося как в колхозном, так и в единоличном секторах, вплоть до семян. Были изъяты также все концентрированные корма и сено (даже в Текучевском конном питомнике). Хлебозаготовки тянулись до конца марта, причем в февральские и мартовские дни заготовки выражались немногими пудами в день на весь район, т.е. было совершенно очевидно, что район хлеба уже не имеет. В марте был вывезен семенной фонд, а в апреле уже пришлось завозить и продовольственную и семенную помощь. Как правило, план по тому или иному селу выполнен был только на 50 — 60%. Во время хлебозаготовок был допущен целый ряд перегибов и неправильных мер административного воздействия, приведших в результате к тому, что в некоторых селах и колхозах сбежала руководящая головка.
Положение в Уманском районе на сегодняшний день рисуется в следующем виде:
Своих продовольственных ресурсов — хотя бы мизерных — район не имеет совершенно и существует только тем, что в него завозят. Район потерял половину живой тягловой силы — из 14 тыс. рабочих лошадей осталось меньше 8 тыс., включая в это число около 2,5 тыс. двухлеток, т.е. молодняка, по сути дела непригодного к работе. Остальных порезали и поели. Коров оста лось от 15 тыс. голов только немногие десятки на район, остальных поели. Свиней поели; в товарных свиных фермах, там где было 250 — 300 голов маточного стада, осталось 5—10 голов. Овец поели, кур поели.
Села и деревни пусты. Нельзя услышать даже собачьего лая, ибо собаки уничтожены — съедены. Вырывали павших лошадей и тоже ели. На почве голода усилились кражи скота — на мясо. Крестьяне на ночь берут оставшийся скот в избу — чтобы не украли. На этой почве нередки убийства: за два пуда муки зарезали сторожа; чтобы утащить курицу, убили 13-летнего парнишку, за овцу вырезали семью и т.д.
Дошло до того, что один колхозник убил своего двухлетнего ребенка, сварил и съел его. Есть случаи убийства детей из-за того, что нечем прокормить.
Когда началась зелень — на нее набросились, варили и ели, и, конечно, умирали. Лепешки из бурьяна и цветов акации в большом ходу и по настоящий день. От голода умирали и умирают ежедневно в большом количестве: например, в Городнице ежедневно умирает 12 чел. голодной смертью. В Умани за май умерло 400 чел., т.е. столько, сколько за весь прошлый год. Ежедневно на улицах Умани по утрам поднимают трупы умерших от голода, пришедших из деревни крестьян.
Опухло от голода свыше трети населения на селе.
Вот некоторые иллюстрации по отдельным селам.
Село Фурманка являет собой самое печальное зрелище — половина хат заколочена, жители или уехали, или вымерли. Из 550 дворов выехало около 200 хозяйств — и колхозников и единоличников. В с. Колодезном — на 600 га посевов 46 лошадей.
В Череповодах — на 800 дворов 171 лошадь, коров — 52 головы, из них в колхозе 20, у колхозников — 30 и единоличников (35% населения) — две головы. Выехало из села 85 семей колхозников и 90 единоличников, кроме того 152 глав семей. На 28 мая умерло голодной смертью 87 чел., ежедневно умирает 4 — 6 чел. 250 чел. больных — опухших от голода, из них 150 лежат.
В Рыжовке — на 909 дворов всего крупного рогатого скота 84 головы. В колхозе кроме того есть 20 свиней и 30 овец; у единоличников ни свиней, ни овец — нет. Умерло голодной смертью 80 чел.
В Ладыженке — на 850 — 900 дворов 62 головы рогатого скота: 56 в колхозе и у колхозников, и 6 — у единоличников.
В Ройотухе — опухло от голода 50% населения.
В Городецком — на 370 единоличных хозяйств одна корова; на 232 колхозных двора — 17 коров необобществленных и 12 обобществленных.
В Краснопивке — 700 дворов (сплошной колхоз); в колхозе 9 свиней, 5 коров, 100 кур; кроме того у колхозников — 65 голов рогатого скота крупного и мелкого и 2 свиньи.
Уманский и Бабанский районы хозяйственно подорваны и потребуется ряд лет, чтобы они восстановили свою хозяйственную мощь.

Бабанский район сумел выполнить только 15% весеннего сева (у него семена были забраны полностью распоряжением уполномоченного т. Коника). Уманский район выполнил весеннего сева: свеклы — на 80%, остальные — ранние яровые и проч. — на 50% (район отстоял часть семян, отказавшись выполнить распоряжение того же уполномоченного). Семена вовремя не были завезены. Большая часть семян не завезена и сейчас.
Распоряжением Наркомзема т. Яковлева от 13 мая с.г. Уманскому району была отпущена семенная и продовольственная помощь в размере 780 т. Однако район ее не получил потому, что в Харькове уполномоченный Заготзерно Меламед и т. Степанский из этих 780 т 520 т отдали Киевской обл. и 260 — Винницкой обл. В результате Уманский район получил только 10 т.
Картофель — около 8 тыс. га — в этом году не посажен; то небольшое количество, которое было посажено, было потом вырыто и съедено. Кукурузу, которую прислали 10 июня, сеять поздно, разве только на силос, но силосом кормить некого — нет скота.
Районам нужно срочное усиление продовольственной помощи — так как та, которая им оказывается до сих пор, явно недостаточна; кроме того, с 1 июня она сильно сократилась.
В Уманском районе 25 тыс. га озимых посевов. Если районам не будет оказана помощь, то как только хлеба начнут наливаться, население моментально набросится на них, не дожидаясь времени уборки, и уничтожит, если не все полностью, то большую часть.
В этом же районе засеяно уже около 8 тыс. га сахарной свеклы, которая требует очень большого ухода за собой и непрестанной борьбы с вредителями — луговым мотыльком и долгоносиком, особенно угрожающими в этом году. Те 8 кг, которые отпускают на обработку гектара свеклы, явно недостаточны, ведь сюда входят посев, шаровка, прорывка, прополка и вторая прополка. Люди получают шматок хлеба величиной меньше ладони. О каких нормах, о какой тарификации труда можно говорить?!
По исчислениям Уманского райкома, райисполкома и райснаба, для прокормления сельского населения района требуется 1,5 тыс. — 1,7 тыс. т продовольствия — хлеба и круп (из расчета 300 г хлеба и 100 г крупы на человека в день). Без оказания этой помощи Уманский район, также как и Бабанский, обойтись никак не может, положение его будет безвыходное также и в следующем году, так как озими будут уничтожены.
Еще о свекле: тягла нет. Поэтому нужно уже сейчас подумать о вывозке свеклы. Нужны, чтобы сахзаводы этого района были обеспечены грузовыми автомобилями и тягачами с прицепными тележками — часть их можно было бы перебросить из южных зерновых совхозов. В этом районе расположено три сахзавода: Рыжевский, Удычский и Мехняческий; один Уманский район должен дать этим заводам 1,3 млн ц свеклы, на перевозку которых нужно бросить не меньше 100 машин. На оставшуюся живую тягловую силу рассчитывать не приходится, так как она, во-первых, истощена и подорвана, а, во-вторых, на нее падает большая работа по взмету зяби, осеннему севу, возке хлеба и т.д.
Кроме того, необходимо в срочном порядке укомплектовать и пустить в ход обещанную Уманскому району постановлением Наркомзема вторую МТС. Без этого в районе сорвется взмет паров и осенний сев.
Наконец, Уманский и Бабанский районы должны быть в этом году освобождены от хлебозаготовок. Только это даст им возможность подняться и хоть немного окрепнуть, иначе богатейшие районы впадут в полное ничтожество.
Спецкор газеты «За пищевую индустрию» Ковалев РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 209. Л. 51-53. Подлинник.